Введение
1. Теоретические основы эффективности управления организацией
1.1 Понятие и критерии эффективности управления организацией
1.2 Факторы эффективности управления организацией
1.3 Методы и показатели оценки экономической и социальной эффективности управления
2. Исследования деятельности ООО «Метизная Компания Т»
2.1 Анализ динамики основных показателей деятельности ООО «Метизная Компания Т»
2.2 Исследование системы управления ООО «Метизная Компания Т»
2.3 Оценка эффективности управления ООО «Метизная Компания Т»
3. Рекомендации по повышению эффективности управления ООО «Метизная Компания Т»
3.1 Пути повышения эффективности управления ООО «Метизная Компания Т»
3.2 Рекомендации по внедрению предложений по повышению эффективности управления в ООО «Метизная Компания Т»
3.3 Экономическое обоснование предложений по повышению эффективности управления в ООО «Метизная Компания Т»
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Ведущей проблемой современного этапа экономического развития России является развитие собственного производства в реальном секторе экономики. Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников.
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным, фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Особенностью малых и средних предприятий является система управления. Это объясняется тем, что сам владелец собственности непосредственно руководит предприятием. Предприниматель кровно заинтересован в процветании своего дела, тем более он рискует своей собственностью, поэтому он непосредственно включен практически во все функциональные области предприятия. Последним указанным фактом объясняется компактность управленческой команды, многофункциональность менеджеров, отсутствие громоздких управленческих структур, неформальный характер планирования и контроля, а также быстрота принятия решений.
В процессе организации собственного бизнеса предпринимателю необходимо решить вопрос о выборе формы предпринимательства, найти свою хозяйственную нишу на рынке, сформировать производственную базу. Управление малым бизнесом также подразумевает управление финансовыми, производственными активами, коммерческими соглашениями, маркетингом, управление коллективом наемных работников и т.д. В области организационных функций руководитель должен принимать решения о взаимодействии с контрагентами, о заимствовании денежных средств в банковских учреждениях, о покупке оборудования и т.п. Во всех этих направлениях существует особая специфика для малого и среднего бизнеса, отличная от крупного.
Законодательством предусмотрены особые правила и льготы для субъектов малого предпринимательства. Это обусловлено тем, что развитие малого бизнеса во многом зависит от его внутреннего состояния и внешней среды окружения. Нельзя не подчеркнуть проблему его неустойчивости, которая возникает в силу ограниченности ресурсов малых форм бизнеса и сложности их противостояния монопольным тенденциям экономики. Противоречивость внутренней природы, присущая малому бизнесу, обостряется в условиях рыночных реформ. Данная тенденция, имеющая место в России, усиливается из-за существующей до сих пор неопределенности и неустойчивости общей экономической ситуации в стране. Кроме того, на ней отразились непродуманность преобразований экономики, связанных с «шоковыми» реформами, непоследовательностью и поспешностью процесса приватизации в России, с жесткой бюджетно-налоговой политикой, с оттоком инвестиционных ресурсов за счет механизма ГКО, ОФЗ из производственной сферы в финансовый сектор экономики.
Проблемам малого и среднего бизнеса уделяется особое внимание в научной и деловой литературе. На законодательном уровне регулирование малого предпринимательства проявляется через систему нормативно-правовых актов, указов и программ развития малого бизнеса. Необходимость государственной поддержки субъектов малого бизнеса доказана мировым опытом. Наладить систему государственного регулирования малого бизнеса - лишь первый шаг на пути к его развитию.
Эффективное управление должно быть налажено «на местах», внутри самих фирм, и целью данной работы является проанализировать возможные пути совершенствования системы управления малого бизнеса.
Исходя из выше сказанного, целью дипломного проекта является разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы управления на малом предприятии ООО «Метизная Компания Т» относительно главных целей его деятельности.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- обобщение существующих теоретических подходов к управлению малым бизнесом;
- изучение основных тенденций развития малого бизнеса в России за рубежом;
- анализ практики управления на конкретном малом предприятии;
- разработка предложений по совершенствованию существующей системы управления;
- разработка правовой документации осуществления предложенных мероприятий;
- обоснование эффективности совершенствования системы управления.
Приведение структуры организации в соответствие с изменившимися условиями является одной из важнейших задач управления.
Необходимо, чтобы структура управления отвечала требованиям стратегии и целям, стоящим перед системой управления в целом. Поскольку стратегия и цели организации подлежат периодическому пересмотру и корректировке, это приводит к объективной необходимости периодического реформирования структуры управления.
Так в деятельности ООО «Метизная Компания Т» существуют проблемы, которые не способствуют эффективному управлению компанией:
- многие организационные звенья выполняют несвойственные функции. В результате некоторые функции дублируются, а некоторые «провисают». Так, в функции Г енерального директора входит решение разнородных невзаимосвязанных задач, что мешает четко и качественно выполнять его работу. За ним закреплено выполнение следующих видов работ: реализация продукции крупным покупателям, обеспечение закупки товаров, управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Таким образом, генеральный директор, занимаясь текущей и оперативной работой, не сосредотачивает внимание на стратегическом управлении организацией;
- существующая на ООО «Метизная Компания Т» функциональная структура система управления персоналом не является оптимальной для формирования полного контура управления персоналом компании. Так, функции управления персоналом разделены в компании между секретарем, выполняющей функции отдела кадров и заместителем директора, осуществляющего найм персонала. При этом главными целями работы секретаря являются оформление на работу, учёт кадров, но практически отсутствуют элементы кадрового состава: управление мотивацией труда,оценка персонала, не говоря уже о каком-либо прогнозировании кадровой ситуации на будущее. Следовательно, должен быть расширен состав функций и улучшено качество выполнения процедур системы управления персоналом. В расширенный состав функций системы управления персоналом в обязательном порядке должны войти: планирование работы с персоналом, работа с кадровым резервом, планирование и анализ мероприятий социальной направленности. Система материального стимулирования нуждается в дополнительной настройке и пропагандировании применяемых методов стимулирования (особенно косвенного материального стимулирования);
- анализ матрицы показал «провисание» таких важных функций как контроллинг, инновации.
В то же время необходимо отметить, что в настоящее время в ООО «Метизная Компания Т» не уделяется должное внимание стратегическому управлению, что является существенным недостатком в управлении организацией.
Кроме того, финансово-экономический анализ деятельности предприятия позволил автору выделить следующие проблемы:
- ООО «Метизная Компания Т» снижает объемы продаж и не осваивает новые рынки сбыта;
- снижение оборотных активов предприятия позволяет сделать вывод о низком уровне менеджмента на предприятии;
- ООО «Метизная Компания Т» не имеет собственных оборотных средств в достаточном объеме. Отрицательной тенденцией в деятельности предприятия является стабильное увеличение недостатка собственных оборотных средств за период 2014-2016 гг.
Таким образом, отсутствие собственных средств предприятия в достаточном количестве не позволяет предприятию относительно свободно маневрировать этими средствами, что характеризует неустойчивое финансовое положение.
У ООО «Метизная Компания Т» динамика коэффициента общей ликвидности ниже нормативного значения, что позволяет сделать вывод о том, что общей суммы оборотных средств у данного предприятия не достаточно для обеспечения платежеспособности.
Рассчитанные показатели оборачиваемости свидетельствуют о не высокой эффективности использования капитала, незначительном периоде его возврата.
В процессе анализа системы управления было выявлено ряд недостатков, а именно:
Действующая система стратегического менеджмента (точнее, ее фрагменты) работает неэффективно по следующим причинам.
- неполнота системы. (Как уже было отмечено, в компании только фрагменты стратегического менеджмента и они не увязаны в единую систему, соответственно, нет единого регламента стратегического управления);
- отсутствие эффективного механизма реализации стратегии. Также нет системы мотивации, которая стимулировала бы выполнение директив;
- отсутствие связи между стратегическим и оперативным управлением. В компании нет состыковки стратегии и текущей деятельности. Даже нет связи на уровне планов. Такая состыковка отсутствует потому, что в компании нет интегрированной финансово-экономической модели.
В связи с отсутствием отдела стратегического планирования, в функции которого входит контроль за достижением стратегических целей, основные виды работ по стратегическому управлению ложатся на плечи генерального директора.
Широкой реструктуризации была подвергнута важная сфера - работа с персоналом. Весь спектр этих вопросов сосредоточен у генерального директора. Это связано, в первую очередь, с тем, что персонал на сегодняшний день является важной стратегической единицей.
Задачами директора в этой области являются:
- организация процессов труда и управления ими в соответствии с целями и стратегией, направленной на предоставление высококачественных и конкурентоспособных услуг, на основе рационального использования труда каждого работника;
- комплектование фирмы кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с целями, стратегией, изменяющимися внешними и внутренними условиями его деятельности;
- разработка кадровой политики и стратегии организации;
- подбор, отбор и расстановка кадров на основе оценки их квалификации, личных и деловых качеств.
Организационная структура должна рассматриваться не только как производственная единица. Непременным условием развития самой организации является развивающийся коллектив, обеспечивающий каждому работнику профессиональный и социальный рост.
Решение проблемы, на наш взгляд, заключается в разработке и применении метода «Управление по целям».
Большинство менеджеров и специалистов оценивают управление по целям как весьма эффективный управленческий метод. Правильное использование данного метода позволит компании рассчитывать на целый ряд выгод:
- концентрация усилий и менеджеров, и работников на общих целях способствует повышению вероятности их достижения;у
- улучшаются показатели деятельности компании, так как работники заинтересованы в достижении целей. Более того, участие сотрудников в постановке целей и распоряжении ресурсами, благоприятствует повышению мотивации;
- управление по целям привязывает работу с персоналом к стратегическому планированию и дает возможность быстро реагировать на изменения внешних условий, позволяет работникам точно знать, что от них нужно, улучшает общение между руководителем и подчиненными;
- производительность людей, имеющих конкретные цели, выше производительности тех, кому цели не установлены. Этому не в последнюю очередь способствует предоставление людям самостоятельности и всесторонней информации о задачах организациями из собственной роли в их решении.
Первой задачей на пути формирования усовершенствованной организационной структуры управления является определение таких сфер деятельности предприятия, которые непосредственно и существенно влияют на достижение стратегических целей предприятия.
Автором было разработано дерево целей для ООО «Метизная Компания Т». В основе дерева целей лежит стратегическая цель «Увеличение доли рынка ООО «Метизная Компания Т», которая предполагает реализацию следующих целей:
- повышение эффективности и точности маркетинговых интернет исследований;
- повышение эффективности процесса продажи техники;
- расширение сервисных услуг;
- увеличение рентабельности собственного капитала.
При постановке стратегических целей следует проводить процедуру ранжирования или отбора важных целей, под которые должны выделяться ресурсы. Ранжирование целей проведем с помощью экспертных оценок методом парных сравнений в четвертом параграфе настоящего исследования.
Автор провел оценку стратегической цели - «Повышение рыночной доли мотоциклов, снегоходов, гидроциклов, катеров, надувных лодок» ООО «Метизная Компания Т» и распределение ресурсов, при этом определили коэффициенты значимости целей и относительной важности целей.
Таким образом, стратегическая модель деятельности ООО «Метизная Компания Т» выражается в достижении следующих целей:
- увеличение объемов продаж за счет проведения рекламной кампании и осуществления гибкой ценовой политики организации;
- снижение затрат на продажу продукции за счет использования более дешевых комплектующих и уменьшения транспортно-заготовительных расходов.
Таким образом, предлагаемая стратегическая модель развития ООО «Метизная Компания Т» выражается в достижении следующих стратегических целей - увеличение объемов продаж за счет оптимизации бизнес-процесса продаж и осуществления гибкой ценовой политики; снижение непроизводительных затрат на продажу электротехнической продукции за счет использования более дешевых комплектующих и уменьшения транспортно-заготовительных расходов.
Задача при формировании организационной структуры состоит в том, чтобы перейти от традиционного к стратегическому управлению предприятием. Этим, в первую очередь, должен заняться директор. Поэтому необходимо освободить его от текущей, оперативной работы, сосредоточив внимание на стратегии, финансах и персонале. В то же время следует учесть, что переход на стратегическое управление меняет характер работы каждого подразделения, а также характер мотивационных механизмов, направленных теперь на развитие, инновации, технический прогресс.
Адаптация организационной структуры к разработанным стратегическим целям предполагает рассмотрение и анализ состава функций подразделений, их права и ответственность.
Автор построил матрицу «функции - цели» для каждой группы функциональных подцелей цели «Увеличение доли рынка ООО «Метизная Компания Т». Согласно матрице все организационные звенья ООО «Метизная Компания Т» участвуют в достижении целей. Так, директор осуществляет стратегического управление компанией, а также внедрение инновационных форм и методов управления и организации работы каждого из подразделений компании.
Заместитель директора отвечает за финансовое управление и осуществление контроллинговой функции. Финансовая функция возложена на генерального директора, деятельность которого в данной области представляется следующим образом: обеспечение предприятия финансовыми ресурсами и распределение финансовых ресурсов.
Заместитель директора отвечает также за внедрение эффективной системы стимулирования и повышения профессионального уровня своей команды.
Следует обратить внимание на достижение маркетинговых целей, которые будет выполнять менеджер по PR. Это объясняется сложной ситуацией на рынке, где идет конкурентная борьба за расширение доли рынка между фирмами-конкурентами. На наш взгляд, ему необходимо осуществлять дополнительные мероприятия:
- проведение маркетинговых исследований - это анализ рынка, сбор информации от покупателей, изучение спроса, ведение клиентской базы и т.д.;
- маркетинговое планирование - это проведение рекламных мероприятий, планирование участия в конференциях и выставках;
- организация системы сбыта - это анализ товарооборота, организация сезонной распродажи.
Основным достоинством новой структуры управления ООО «Метизная Компания Т» является то, что она, сохраняя целенаправленность, дает возможность специализировать выполнение отдельных функций и тем самым повысить компетентность управления в целом.
Данный способ эффективного управления стимулирует деловую и профессиональную специализацию ООО «Метизная Компания Т», уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях, улучшает координацию деятельности.
Подводя итоги расчета экономической эффективности можно сделать вывод, что экономический эффект был достигнут за счет:
- снижения трудоемкости выполнения функций управления в результате избавления от излишних, несвойственных и дублируемых функций, связей;
- экономии излишних затрат в результате выбора наиболее рациональных способов выполнения функций;
- повышения производительности труда управленческого персонала, достигаемого в результате ликвидации потерь рабочего времени на непроизводительную работу;
- сокращения общей длительности цикла обработки всей совокупности циркулирующих в процессе управления документов в результате минимизации суммы межоперационного времени.
В целях совершенствования финансовой функции в ООО «Метизная Компания Т» необходимо наличие мобильной и интерактивной системы контроля за комплексом бюджетных показателей стратегических целей. Сущность такого контроля, по мнению автора, должна сводиться к периодическому измерению фактических результатов и отклонений от плановых показателей. В качестве инструментов может выступать линейный индикатор, построенный для выбранных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации.
Инструментом заключительного финансового контроля, включающего анализ и подведение итогов по вопросам: насколько предприятие приблизилось к достижению цели и/или насколько планы были реалистичны, может служить комплексное качественное оценивание.
В основе комплексного качественного оценивания (ККО) лежит методика финансового анализа, однако в отличие от стандартного финансового анализа ККО позволяет:
- дать оценку финансового состояния с учетом специфики предприятия;
- интерпретировать результаты анализа для менеджеров, в том числе и нефинансовых, для принятия последними адекватных решений.
Автор рекомендуем проводить ККО по следующим аспектам финансового состояния:
- платежеспособность: показатели демонстрируют возможность погасить обязательства перед кредиторами, с тем чтобы продолжать свою деятельность;
- рентабельность: показатели отражают эффективность использования имеющихся ресурсов;
- оборачиваемость (деловая активность): рост (снижение) показателей данной группы будет свидетельствовать о конкурентоспособности продукции, ее качестве и правильности организации реализации;
- финансовая устойчивость: показатели отражают структуру источников средств (пассивов) и их размещение в активах, а по этому можно судить о финансовой независимости предприятия.
Использование качественного комплексного оценивания финансового состояния в системе бюджетирования позволит организации своевременно выявлять и предупреждать непредвиденные расходы, что помешают достижению поставленных финансовых целей ООО «Метизная Компания Т».
1. Гражданский кодекс Российской Федерации ч. 1: Федеральный закон РФ от 30.11.1994г. № 51-ФЗ / Справочная система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 29.11.2016 г.
2. О развитие малого и среднего предпринимательства в РФ: Федеральный закон РФ от 24.07.2015г. № 209-ФЗ / Справочная система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 29.11.2016 г.
Книги, монографии
3. Анализ организационной структуры и ее развитие в соответствии с требованиями рынка. Нормативно-методические материалы. М. 1990.
4. Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом. - М.: Финансы и статистика, 2013 г.
5. Анищенко А.В. Управление малым бизнесом. - М.: Вершина, 2014.
6. Антикризисное управление: Учебник / Под ред Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2000.
7. Ахметов Р.А. Обоснование стратегии реструктуризации промышленных предприятий. Казань. Изд-во КФЭИ. 2002.
8. Багаутдинов А.Н. Формирование организационной структуры управления предприятием. Казань. Изд-во КФЭИ, 2002.
9. Базаров Г.В., Беляев С.Г. Теория и практика антикризисного управления.-М.: Закон и право, ЮНИТИ.- 1999.-с.232.
10. Базоев С. Мировой бизнес: эпоха слияний компаний. / РЦБ. -2013.-
№4.
11. Балацкий Е., Потапова А. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования / Экономист, 2014. №4. - с.45-54.
12. Белых Л.П., Федотова М.А. Реструктуризация предприятия: Учеб. Пособие для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2001.
Берджес Джон Ф., Дэн Штайнхофф. Основы управления малым бизнесом. - М.: Бином, 2014.
14. Бланк И.А. Стратегия и тактика управления финансами.-Киев: ИТЕМ.- 1996.-с.326.
15. Блех Ю., Гетце У. Инвестиционные расчеты. Калининград. - Янтарный сказ.-1997.-с.46.
16. Большой экономический словарь. / Под ред. А.Н. Азриляна. - М.: Фонд «Правовая культура». 1994.
17. Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами. - М.: Наука, 1994.
18. Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник. М. 2002.
19. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М.
Гардарики. 1999.
20. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. М. Изд-во «ЮНИТИ», 1995.
21. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент. Лидерам реорганизации и консультанты по управлению. Учебное пособие. М. Дело, 1999.
22. Глушецкий А. Реструктуризация АО. Решение о реорганизации. / РЦБ. - 2013. - №12
23. Глушецкий А. Реструктуризация АО. Решение о реорганизации. / РЦБ. - 2013. - №13
24. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для управленческого персонала. М.: МНИИПУ, 1996.
25. Градов А.П., Кузин Б.И. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой. - М.: Специальная литература. -1996.
26. Грязнова А.Г. Антикризисный менеджмент- М.: ЭКМОС.-1999.-
с.12.
27. Деловой планирование (Методы, Организация, Современная практика): Учеб. Пособие / Под ред. Попова В.М./- М.: Финансы и статистика, 1997.
28. Джонсон Р. Системы и руководство. М. 1990.
29. Егоршин А.П. Управление персоналом. Нижний Новгород, 2001.
30. Завлин П.Н., Казанцева А.К., Миндели Л.Э. Инновационный менеджмент.-М.: Центр исследований и статистики науки.-1998.-с.461.
31. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. Учебное пособие для ВУЗов. - М. Изд-во «ЮНИТИ». 2000.
32. Каримов А.А. Реформирование системы управления предприятий. Казань. Изд-во КФЭИ, 2000.
33. Кнорринг В. Искусство управления: Учебник. М.: Изд-во БЕК,
2008.
34. Кондратьев В.В., Краснова В.Б. Модульная программа для менеджеров. Реструктуризация управления компанией. М. Изд-во ИНФРА-М, 1999.
35. Коротков Э.М. Антикризисное управление- М.: Инфра-М.-2000.-
с.128.
36. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. - М.: ДеКа,
2004.
37. Кунц Г., О Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.1, 2. М. 1981.
38. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство - М.: ИНФРА-М 2010.
39. Латфуллин Г.Г. Теория организации. - М.: Питер, 2003.
40. Логинова Е. Ю., Прянина О. Д. Искусство управления в малом бизнесе /Учебно-практическое пособие. - М.: Дашков и Ко, 2016 г.
41. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний. Справочное пособие. М. Высшая школа, 2014.
42. Марко Д., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования: Пер. с англ. - М. 2010.
43. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2004.
Норка Д. И. Управление отделом продаж малого предприятия, стратегии и тактики успеха. - М.: ГроссМедиа, 2016.
45. Общеотраслевые методические рекомендации по разработке организационных структур управления для производственных объединений и предприятий. - М.: Экономика, 1988
46. Основы менеджмента: учебное пособие / Л.В. Плахова, Т.М. Анурина, С.А. легостаева и др. - М.: КНОРУС, 2016.
47. Петрова Ю.А. Новый закон о развитии малого и среднего предпринимательства в России. - М.: Гросс-Медиа, 2016.
48. Развитие малого и среднего предпринимательства в РТ: решения, оценки, перспективы. Спец. Выпуск. - Казань. Центр экономических и социальных исследований. 2015.
49. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. - М: ИНФРА-М, 2010.
50. Рольбина Е.С. Теория организации. Учебно-практическое пособие. Казань. Изд- во КФЭИ, 1999.
51. Романов А.Н., Корлюгов Ю.Ю., Красильников С.А. Маркетинг. Учебник. М.: Изд-во ЮНИТИ. 1995.
52. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Шило С.И., Ильинский С.В., Салимжанов И.Х. Управление персоналом. Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
53. Семь нот менеджмента. Издание третье, дополненное. М.: ЗАО «Журнал Эксперт». 2014.
54. Сирополис А. Управление малым бизнесом: руководство для предпринимателей. - М.: ИНФРА-М. 2003. - 928с.
55. Смирнова В.Г., Мильнер Б.З., Латфуллин Г.Р., Антонов В.Г. Модульная программа для менеджеров. Организация и ее деловая среда. М. Изд-во ИНФРА-М, 1999.
56. Стредвик Джон. Управление персоналом в малом бизнесе. - М.: Нева, 2003.
57. Управление организацией. Учебник. М. Изд-во ИНФРА-М, 1999.
58. Управление персоналом организации. /Под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова/. М. ИНФРА-М, 2002.
59. Уткин Э. А., Шабанов Д. С. Антикризисное управление в малом бизнесе. - М.: ТЕИС, 2004
Печатная периодика
60. Алпатов А. Реструктуризация предприятия: механизмы и
организационные меры. / Экономист. —2003.-№3.
61. Базоев С. Мировой бизнес: эпоха слияний компаний. / РЦБ. —2013.-№4.
62. Балацкий Е., Потапова А. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования / Экономист, 2014. №4. — с.45-54.
63. Глушецкий А. Реструктуризация АО. Решение о реорганизации. / РЦБ. — 2013. - №12
64. Гурков И., Авраамова Е. Стратегии выживания промышленных предприятий в новых условиях. / Вопросы экономики. —2003. - №6.
65. Ильенко Г.А. Безупречная репутация и высокие стандарты. Человек и труд. 2014. №5.
66. Каминский Д. О влиянии информационных и коммуникационных технологий на бизнес и систему управления. Менеджмент сегодня. М. 2015. №5.
67. Колесников А. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения / Вопросы экономики, 2013. №7. — с.46-58
68. Крылов В.И. Малое предпринимательство России в 2014 году. / Внешнеэкономический бюллетень, 2015. №11. — с.53-56
69. Кузнецова И. Можно ли спроектировать структуру управления. Менеджмент сегодня. М. 2014. №6.
70. Подобный Д. «Умеренно мягкое» организационное изменение. Что нужно учесть. Менеджмент сегодня. М. 2015. №5
71. Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных реформ в России. / Менеджмент в России и за рубежом, 2003. №2. - с. 54-59.
Электронные ресурсы
72. Аналитика малого предпринимательства. http://www.giac.ru
73. Каталог организаций «List-org» / http:// www.list-org.com/company/ 6539447
74. Сайт компании ООО «Метизная Компания Т» www.mtk-fortuna.ru