Введение 3
1. Теоретические и методические основы управления маркетинговыми
коммуникациями 7
1.1 Содержание основных понятий управления маркетинговыми
коммуникациями 7
1.2 Методические подходы к управлению маркетинговыми коммуникациями 12
1.3 Особенности управления маркетинговыми коммуникациями на современном
этапе развития экономики 21
2. Анализ действующей практики управления маркетинговыми коммуникациями
в АО «Объединенная страховая компания» 24
2.1 Анализ развития деятельности в сфере страхования и общая характеристика
АО «Объединенная страховая компания» 24
2.2 Анализ системы управления АО «Объединенная страховая компания» 34
2.3 Исследование проблем формирования маркетинговых коммуникаций в АО
«Объединенная страховая компания» 41
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы маркетинговых
коммуникаций в АО «Объединенная страховая компания» 46
3.1 Совершенствование рекламной деятельности 46
3.2 Разработка мероприятий по стимулированию сбыта 53
3.3 Рекомендации по формированию связи с общественностью 57
Заключение 65
Список использованных источников 71
Приложения
В настоящее время вследствие повышения конкуренции и насыщения рынков товарами стало недостаточно просто иметь качественный товар или услугу. Необходимо также суметь донести по потребителя ценность от приобретения данного товара или получения услуги. Компания должна продавать свои товары, сопровождая их креативными и информативными сообщениями, которые способны убедить в том, что эти товары соответствуют их потребностям.
Для привлечения большего количества покупателей и увеличения объема продаж необходимо наладить позиционирование товара на рынке с учетом интересов покупателей, а также выработать конкурентные преимущества, которые позволят обозначить ценность продукта компании по отношению к аналогичному продукту конкурентов. Поэтому организация, не учитывающая эти аспекты, будет иметь значительно меньше шансов на успех.
Для реализации этих задач используются маркетинговые коммуникации. Маркетинговые коммуникации представляют собой процесс передачи информации о товаре целевой аудитории. Это важнейшая структура в современном маркетинге [7, с. 57]. К тому же стоит отметить, что это процесс двусторонний: на первый взгляд, предусматривается воздействие компании на целевые и другие аудитории, но с другой стороны также ожидается получение обратной связи от этих аудиторий в ответ на осуществляемое на них воздействие. Оба эти пункта имеют одинаковую важность, поскольку их единство позволяет говорить о маркетинговой коммуникации как о системе.
Благодаря маркетинговым коммуникациям, потребительская аудитория получает представление о компании, ее стратегии, представляемом ей продукте и о других значимых моментах. Так у людей складывается собственная точка зрения о продукте и компании.
Таким образом, маркетинговые коммуникации дают компании возможность:
- предоставления информации о товаре, услуге и бренде потенциальным потребителям;
- убеждения покупателя в необходимости приобретения именно этого товара;
- побуждения потребителя к переходу к активным действиям, то есть к использованию своих денежных ресурсов на приобретение того товара, который предлагает компания.
Выполнение всех этих задач будет требовать не просто создания качественного продукта и разработки ценовой политики. Это требует активного взаимодействия со своими покупателями. От их эффективности зависит количество заинтересованных клиентов и объемы продаж [7, с. 63].
Актуальность темы маркетинговых коммуникаций организации объясняется ужесточением конкурентных условий вследствие развития рыночных отношений. Успешно внедряемые коммуникационные связи компании представляют собой одно из необходимых условий ее нормального функционирования в качестве хозяйственной единицы, а также один из основных пунктов успешной рыночной деятельности.
В качестве цели дипломного исследования выступает изучение и выявление возможностей совершенствования маркетинговых коммуникаций в организации.
В соответствии с поставленной целью можно выдвинуть следующие задачи:
- изучение теоретических и методических основ управления маркетинговыми коммуникациями;
- анализ действующей практики управления маркетинговыми коммуникациями на исследуемом предприятии;
- разработка рекомендаций по совершенствованию системы маркетинговых коммуникаций (рекламная деятельность, стимулирование сбыта, связи с общественностью).
Объектом исследования является АО «Объединенная страховая компании» на основе прохождения практики в филиале компании в г. Казань. Это страховая компания, созданная в 1990 году и с 2005 года входящая в страховой холдинг «АСКО». Компания имеет представительства на территории Самарского региона и в других регионах России. Головной офис компании находится в Самаре. «ОСК» преимущественно специализируется на автостраховании. Среди российских страховых компаний она занимает 53-е место по объему страховых взносов [35].
Предметом же исследования является управление маркетинговыми коммуникациями в АО «ОСК» (в частности формирование рекламной деятельности, стимулирования сбыта и связей с общественностью).
В качестве основных методов исследования в ходе написания выпускной квалификационной работы были использованы метод монографического исследования, аналитический и системный методы, аналогия, прогнозирование, а также логический анализ.
При исследовании данной темы были использованы материалы официального сайта компании «ОСК» [35], данные рейтингового агентства «Эксперт РА» [40], материалы «РБК» [31] и «Агентства страховых новостей» [32], а также изучены работы экономистов и исследователей, связанные с вопросами маркетинга и видов маркетинговых коммуникаций. В частности, большой вклад в этой области был внесен Ф. Котлером. Но стоит отметить, что существует большой объем литературы, как российской, так и иностранной, с большим количеством предвзятых соображений. С одной стороны, это вполне объяснимо, поскольку каждый исследователь проявляет определенную субъективность в вопросах маркетинга, но с другой - это создает некие трудности при выборе используемой литературы.
Результаты проделанной исследовательской работы представляют собой практическую значимость для компании, поскольку они направлены на совершенствование системы маркетинговых коммуникаций с целью улучшения общей эффективности деятельности предприятия.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, перечня использованных источников и приложений.
Во введении приведено описание основной направленности проблемы, поставлены цели и задачи исследовательской работы, перечислены используемые методы исследования, а также определены объект и предмет изучения.
Первый раздел представляет собой раскрытие теоретических понятий маркетинговых коммуникаций и способов управления ими.
Второй раздел раскрывает систему управления «ОСК» и особенности формирования маркетинговых коммуникаций в компании.
В третьем разделе осуществлена разработка рекомендаций по совершенствованию коммуникаций на предприятии и устранению основных проблем.
В заключении сформулированы основные выводы и итоги проведенной работы.
В данной выпускной квалификационной работе проведено исследование специфики управления маркетинговыми коммуникациями в АО «Объединенная страховая компания».
В первом разделе работы были раскрыты теоретические основы управления маркетинговыми коммуникациями.
Под маркетинговыми коммуникациями понимается процедура предоставления сведений о товаре целевой группе. Это система сигналов, которые исходят от предприятия в направлении конкретного объекта (покупатели, акционеры, инвесторы, органы управления и др.).
В качестве основных средств осуществления маркетинговых коммуникаций рассматриваются:
- реклама;
- стимулирование сбыта;
- личные продажи;
- public relations (PR).
Также в связи с ускоренной адаптацией маркетинговых коммуникаций к меняющимся условиям жизни выделены современные способы продвижения продукции. К ним можно отнести:
- ambient-media («неожиданная реклама в неожиданных местах»);
- event-маркетинг (событий маркетинг);
- augmented reality (дополненная реальность);
- геотаргетинг (показ рекламы пользователям, находящимся в определенной географической точке).
Также стоит отметить необходимость учета экономических (к примеру, разный уровень экономического развития стран или регионов) и социальных (культурные и национальные противоречия) моментов при планировании маркетинговых коммуникаций. Незнание обычаев, традиций и других аспектов может быть воспринято как оскорбление национальных чувств целевой и других аудиторий.
Во втором разделе проведен анализ развития деятельности в сфере страхования, а также рассмотрена система управления компанией и система формирования маркетинговых коммуникаций. При этом была отмечена тенденция роста страхового рынка. Основным драйвером положительного развития за последние два года служит страхование жизни. Автострахование же являлось антилидером рынка: имеет место быть снижение объема страховых премий по ОСАГО и каско, а также отказ многих компанией от лицензии ОСАГО в силу увеличения страховых выплат при уменьшении взносов.
Объект исследования - АО «Объединенная страховая компания» - представляет собой компанию, преимущественно специализирующуюся на автостраховании. Компания была создана в 1990 году в Самаре. В 2008 году началось расширение компании: были открыты подразделения «ОСК» в Москве, Санкт-Петербурге, Тольятти, Нижнем Новгороде и других городах. В 2009 году открыто несколько новых подразделений в Самаре и филиал в городе Казань.
Имидж «ОСК» поддерживается рейтингом надежности, полученным от крупнейшего российского рейтингового агентства «Эксперт РА». Среди положительных сторон компании агентство отмечает высокие финансовые показатели, среди отрицательных - низкую диверсификацию страхового портфеля и сокращение страховых взносов. Также компания обладает дивизионально-региональной организационной структурой, позволяющей использовать различные стратегии в разных регионах деятельности при реализации одной и той же цели.
В этом разделе отмечено стремление западных компаний к реализации инновационных мероприятий для привлечения и удержания клиентов. Что касается российских компаний, тут все еще сохраняется приоритет применения проверенных традиционных инструментов.
Так, основная проблема формирования маркетинговых коммуникаций в «ОСК» заключается в применении устаревших маркетинговых инструментов.
Они служат базой коммуникационной деятельности компании, но не отличаются особой эффективностью. Ежедневно человек встречает на своем пути тысячи маркетинговых сообщений, понимание каждого из которых требует слишком много усилий и времени. Именно поэтому люди выработали некий «иммунитет» по отношению к традиционной рекламе: она им уже надоела, и они научились ее игнорировать.
В третьем разделе проведено предложений рекомендаций по совершенствованию программы маркетинговых коммуникаций в АО «Объединенная страховая компания».
Прежде всего стоит отметить, что при реализации всех вышеперечисленных инструментов «ОСК» необходимо обратить внимание на факт низкой диверсификации страхового портфеля (который в большей степени представлен автомобильным страхованием - антилидером рынка), а также на положительную динамику развития сегментов страхования жизни и страхования от несчастных случаев и болезней, что говорит о приоритетности сосредоточения на рекламировании страховых продуктов, являющихся драйверами роста сферы страхования, поскольку диверсификация портфеля является одним из главных способов увеличения доходности и снижения риска.
Помимо этого, в разделе упомянута тенденция обострения явления «баннерной слепоты» среди потенциальных покупателей, в результате чего они приучаются игнорировать баннеры или любые другие классические рекламные элементы как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Преодоление такого рода «слепоты» требует ухода от традиционных видов рекламы, к которым потребители уже успели привыкнуть.
Практическая ценность итоговых результатов заключается в подготовке предложений по применению современных инструментов коммуникации.
Прежде всего в работе отмечено, что несмотря на существование методов геотаргетинга и ретаргетинга как современных методов осуществления маркетинговых коммуникаций, они все больше теряют свою актуальность в силу частого их применения компаниями во всех сферах деятельности. Несмотря на свою инновационность, такая реклама находится в кандидатах на попадание в ряд рекламных инструментов из зоны «баннерной слепоты» для пользователей.
В качестве действенного способа преодоления «баннерной слепоты» предложена нативная (или естественная) реклама. Нативная реклама представляет собой рекламу продукта, который преподносится в виде интересного для клиента контента (например, в виде статьи или видеоматериала). Так, реклама «ОСК» может быть представлена в автомобильных журналах в виде статей об автостраховании.
Согласно исследованиям, в среднем такая реклама поднимает узнаваемость торговой марки на 9% и доход компании на 18%.
Оптимистичный вариант использования нативной рекламы компанией «ОСК» предполагает увеличение выручки на 490 817 160 рублей.
Также эффективным способом осуществления маркетинговых коммуникаций является совмещение нативной рекламы с видеоблогингом. Конечно же, при выборе правильно блога необходимо учитывать основной контент, аудиторию, имидж и популярность блогера.
Также в третьем разделе отмечена аналогичная ситуация с оффлайнрекламой: биллборды на дорогах игнорируются, рекламные страницы в журналах пролистываются, листовки выбрасываются, звонки не принимаются. Но при этом многие российские компании продолжаются использовать традиционные баннеры на улицах. «ОСК» не является исключением. Для усиления эффекта от наружной рекламы опять же необходимо перейти к более современным решениям. Таким решения для «ОСК» может стать ambient-media, или неожиданная реклама в неожиданных местах. Такая реклама часто становится вирусной. Она не только передает информацию, но и вызывает определенные эмоции, поэтому, увидев что-то необычное или интересное на улице, люди часто фотографируют это, делятся в социальных сетях или рассказывают знакомым.
В качестве примера для «ОСК» рассмотрено размещение рекламы на скамейках. При этом данное мероприятие рассмотрено а разрезе охвата филиалов «Объединенной страховой компании» в крупных городах.
Оптимистичный вариант применения ambient-media в «ОСК» приведет к увеличению выручки на 545 352 400 рублей.
Касательно стимулирования сбыта стоит сказать, что стимулирующие акции могут привлечь непостоянных покупателей - любителей низких цен, которые в дальнейшем, скорее всего, не будут пользоваться услугами компании. Поэтому применение стимулирования сбыта будет наиболее эффективным наряду с одновременной реализацией рекламной кампании.
Оптимистичный вариант применения стимулирующих мероприятий приведет к увеличению выручки на 681 690 500 рублей.
Что касается PR-маркетинга, в настоящее время одним из самых эффективных способов считается event-маркетинг. Среди основных преимуществ данного инструмента можно выделить:
- создание положительной репутации;
- обеспечение широкого охвата целевой аудитории;
- увеличение количества потребителей, намеревающихся совершить покупку в среднем на 10%;
- индивидуальный подход к созданию уникальных программ для компаний разных финансовых возможностей и разных сфер деятельности.
На начальных порах для «ОСК» была рассмотрена идея проведения презентаций, которые могут сопровождаться предоставлением информации об услугах компании, ее преимуществах, ответами на часто возникающие вопросы посетителей, а также проведением розыгрышей с призами в виде скидок на страхование. Такое мероприятие позволит компании заявить о себе, завоевать внимание потребителя, а также выделиться на фоне гигантов индустрии.
Мероприятие потребует аренды помещения (конференц-зала), звукового и видеопроекционного оборудования. Также положительным моментом станут брендированная продукция и раздаточные материалы с информацией о компании для посетителей.
Оптимистичный вариант проведения данного мероприятия приведет к увеличению выручки на 272 676 200 рублей.
Таким образом, в работе были рассмотрены современные инструменты продвижения продукции в рамках трех основных разделов маркетинговых коммуникаций для компании АО «ОСК».
1. Гражданский кодекс РФ. Глава 48. "Страхование". Статья 927. Добровольное и обязательное страхование.
2. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 31.12.2017) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2018) .
Стандарты
3. ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества».
Книги
4. Абаев А.Л., Алексунин В.А. Международный маркетинг: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. Л. Абаев, В. А. Алексунин. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 362 с.
5. Архипов А.Л. Андеррайтинг в страховании. Теоретический курс и практикум: пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» / А.П. Архипов. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 240 с.
6. Васильев Г.А. Рекламный маркетинг: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г. А. Васильев, В. А. Поляков. - Москва: Вузовский учебник, 2012. - 274 с.
7. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник / Е. П. Голубков. - М.: Издательство «Финпресс», 2008. - 656 с.
8. Идрисов Ш.А., Волкова Л.А. Маркетинг: учебное пособие / Ш.А. Идрисов. - 2-е изд., доп. и испр. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2013. - 337 с.
9. Котлер Ф. Основы маркетинга: краткий курс / Ф. Котлер. - Москва: Вильямс, 2007. - 646 с.
10. Левинсон Д.К. Партизанский маркетинг. Простые способы получения больших прибылей при малых затратах / Д. К. Левинсон; пер. с англ. Олег Иванов и А. Мороз. - изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 432 с.
11. Назипов Р. Таргетированная реклама в социальных сетях. Полное руководство / Р. Назипов, Т.Е. Федосова. - Билингва, 2016. - 224 с.
12. Романенкова О.Н. Маркетинговые коммуникации: учебник и
практикум для прикладного бакалавриата / под общ. ред. О. Н. Романенковой. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 456 с.
13. Румянцев Д. Event-маркетинг. Все об организации и продвижении событий / Д. Румянцев. - «Питер», 2017. - 320 с.
14. Рыбченко С.А., Евстигнеева Т.В. Методы стимулирования сбыта: учеб. пособие / С. А. Рыбченко, Т. В. Евстигнеева. - Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 184 с.
15. Синяева В.В. Страховой маркетинг: учебник для бакалавров / под ред. В.В. Синяева. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. - 380 с.
16. Шевченко Д.А. Реклама. Маркетинг. PR: учеб. пособие / Д.А. Шевченко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «РГГУ», 2014. - 639 с.
Печатная периодика
17. Капилевич Д. Н. Организация интернет-маркетинга // Молодой ученый. - 2017. - №49. -176-179 с.
18. Кириленко Н.П., Прангишвили И.Г. Ambient media как новая форма рекламы: история и особенности // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. - 2014. - №2. - 93-97 с.
19. Кричите громче. Помогают ли Ambient Media пробиться сквозь рекламный «шум» // Журнал «Индустрия рекламы». - 2006. - № 13. - 21-26 с.
20. Лимарова О. Д., Веретено А. А. Роль event-маркетинга в управлении брендом // Молодой ученый. - 2016. - №29. - 435-437 с.
21. Поляков В.А., Романов А.А. Тенденции и концепции маркетинговых коммуникаций на современном этапе развития товарного рынка // Стастистика и экономика. - 2013. - 90-96 с.
22. Прангишвили И. Г. Ambient media как новый вид СМИ: к вопросу об истории // Молодой ученый. - 2014. - №1. - 694-699 с.
23. Трофимова Я. В. (филиал УГАТУ, г. Ишимбай). Маркетинговые коммуникации и проблемы их использования // Бизнес. Общество. Власть. - 2011. - № 7. - 240-243 с.
Авторефераты диссертаций
24. Блудова Н.А. Методика комплексного анализа деятельности предприятий с дивизиональной структурой управления: автореферат дис. кандидата экономических наук / Блудова Н.А. - Новосибирск, 2003. - 19 с.
25. Предеин А.М. Эффективность маркетинговых коммуникаций в сети Интернет: автореферат дис. кандидата экономических наук: 08.00.05 / Предеин А.М. - Екатеринбург, 2009. - 26 с.
Научные работы
26. Санамян А.Л. Перспективы развития аутсорсинга маркетинговых услуг / Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». - 2014. - 6 с.
Материалы на иностранных языках
27. McCarthy J., William D. Perreault. Basic Marketing: A Global-Managerial Approach. - Homewood, III, R.D. Irwin, 1960. - 816 p.
28. Benway J. P., Lane D. M. Banner Blindness: Web Searchers Often Miss 'Obvious' Links. Internet Technical Group, Rice University, 1998. - 11 p.
Электронные ресурсы
29. Бухгалтерский баланс АО «ОСК». - Режим доступа: http://www.osk- ins.ru/temp/Balans.pdf.
30. Изменения к уставу АО «ОСК». - Режим доступа: http://www.osk- ins.ru/temp/Izmenenie k Ustavu AO OSK ot 24.05.2016g.pdf.
31. Информационный портал «РБК». - Режим доступа: https://www.rbc.ru/.
32. «ОСК» на информационном портале «Агентство Страховых Новостей». - Режим доступа: http://www.asn-news.ru/company/102.
33. Консолидированный финансовый отчет АО «ОСК». - Режим доступа http://www.osk-ins.ru/temp/gkfo 2017 OSK.pdf.
34. Нативная реклама как эффективный инструмент взаимодействия с потребителем. - Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2017/02/13969.
35. Официальный сайт компании АО «ОСК». - Режим доступа:
http://www.osk-ins.ru.
36. Официальный сайт компании Style Project.
37. Прогноз развития страхового рынка в 2018 году. - Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/insurance/insurance forecast 2018.
38. Страховой рынок России в 2016 году. - Режим доступа:
https://clck.ru/DRycH.
39. Устав АО «ОСК». - Режим доступа: http://osk-
ins.ru/temp/ustav ao osk 07102015.PDF.
40. RAEX (Эксперт РА) пересмотрел рейтинг «Объединенной страховой компании» по новой методологии и присвоил рейтинг на уровне rnBBB. - Режим доступа: https://raexpert.ru/releases/2017/Jul11i.