ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНКИНГ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
|
Введение 3
1. Теоретические основы электронного банкинга
1.1. Сущность электронного банкинга и его особенности в условиях трансформации банковской деятельности 7
1.2. Классификация систем электронного банкинга 13
1.3. Кибербезопасность в условиях применения системного
электронного банкинга 18
2. Анализ систем электронного банкинга на примере отечественных и зарубежных рынков
2.1. Опыт зарубежных стран в области использования технологий
электронного банковского обслуживания и возможность его применения в России 27
2.2. Анализ развития электронного банкинга в России 35
2.3. Анализ предоставления услуг электронного банкинга (по
материалам «ПАО Сбербанк») 46
3. Развитие электронного банкинга в условиях апробации прорывных финансовых технологий
3.1. Проблемы современного рынка электронных банковских услуг 54
3.2. Перспективы развития электронного банкинга и применения инновационных финансовых технологий, продуктов и услуг 64
Заключение 87
Список использованной литературы 91
Приложения 99
1. Теоретические основы электронного банкинга
1.1. Сущность электронного банкинга и его особенности в условиях трансформации банковской деятельности 7
1.2. Классификация систем электронного банкинга 13
1.3. Кибербезопасность в условиях применения системного
электронного банкинга 18
2. Анализ систем электронного банкинга на примере отечественных и зарубежных рынков
2.1. Опыт зарубежных стран в области использования технологий
электронного банковского обслуживания и возможность его применения в России 27
2.2. Анализ развития электронного банкинга в России 35
2.3. Анализ предоставления услуг электронного банкинга (по
материалам «ПАО Сбербанк») 46
3. Развитие электронного банкинга в условиях апробации прорывных финансовых технологий
3.1. Проблемы современного рынка электронных банковских услуг 54
3.2. Перспективы развития электронного банкинга и применения инновационных финансовых технологий, продуктов и услуг 64
Заключение 87
Список использованной литературы 91
Приложения 99
Активный рост технологий, рынка программного обеспечения, развитие сети Интернет и, конечно же, глобализация за последние десятилетия приводят к активному изменению в самых различных индустриях, в том числе и в финансовом рынке. Одной из важнейших причин развития дистанционного банковского обслуживания является необходимость совершенствования корпоративного управления в кредитных организациях, напрямую связанного с интенсивным внедрением новых современных технологий банковского обслуживания.
Большинство российских банков регулярно разрабатывают и применяют новые продукты, процессы и технологии, а также совершенствуют уже существующие. Основным стимулом внедрения в банковском секторе передовых технологий является высокая конкуренция банков в сфере обслуживания. Так как банки занимаются дистанционным обслуживанием, они являются значимыми игроками на рынке информационных технологий (IT). Технологические инновации позволяют банкам не только повышать свою конкурентоспособность, но и значительно модернизировать характер и способы взаимодействия с клиентами.
Развитие информационных технологий в современном мире влечет за собой изменение в покупательском поведении людей. Так, через дистанционные каналы, которые функционируют «24/7», пользователи сети Интернет могут принимать покупательские решения практически в «один клик», что, безусловно, нашло свое отражение и при использовании систем электронного банкинга. Например, клиент через каналы дистанционного банковского обслуживания может сразу открыть счет, вклад, произвести необходимые платежные операции, осуществить электронный перевод денежных средств, заблокировать/перевыпустить карту и т.п.
Внедрение в финансовой сфере новых способов и условий осуществления банковской деятельности показывает, что профили риска кредитных
организаций претерпевают существенное смещение вместе с переводом деятельности в «киберпространство». Следовательно, банки осуществляют слияния электронного и традиционного банкингов постепенно, через другую особенность развития банковских услуг в настоящее время - омниканальность, которая позволяет осуществить взаимную интеграцию разрозненных каналов коммуникации в единую систему, с целью обеспечения бесшовной и непрерывной коммуникации с клиентом.
Такие новшества как использование специализированного банковского программного обеспечения, которое упрощает рутинные процессы, изучение предпочтений клиентов и предоставление на основе проанализированной информации индивидуальных предложений, безусловно, способствуют трансформации банковского бизнеса, сокращая его расходы и способствуя росту привлекательности банковских продуктов и услуг.
Стоит отметить, что развитие банковских технологий, способствующие массовому распространению электронных и мобильных устройств, а также наличие у одного пользователя нескольких устройств оказали влияния на высокий рост мобильного банкинга, который также сопровождается активным ростом количества пользователей через всемирную сеть Интернет.
Актуальность исследования рынка электронного банкинга обусловлена тем, что крупные кредитные организации начинают выходить за рамки предоставления только банковских услуг, и появляются новые понятия как банковская экосистема и lifestyle-banking, где одним из ключевых моментов является предоставление услуг посредством дистанционных каналов. Также немаловажными факторами актуальности темы являются недостаточная теоретическая разработанность важных аспектов становления и развития электронного банкинга, а также трудности ее распространения среди широкого круга существующих и потенциальных клиентов.
Развитие систем биометрической идентификации, создание маркетплейсов, введение системы мгновенных платежей и альтернативных технологий, которые могут быть применимы в финансовой сфере (например, блокчейн) предоставляют новые возможности для совершенствования современной банковской системы страны.
Однако, динамичная среда, в которой рождаются финансовые инновации, тесная взаимосвязь финансового сектора с другими отраслями экономики, долгосрочный характер функционирования многих финансовых продуктов, сложность своевременного выявления всех возможных последствий инноваций ведут к увеличению рисков и неопределенности внедрения инноваций. Сложившаяся ситуация обусловливает актуальность управления инновационной активностью. Следовательно, основную проблему, стоящую перед банками в настоящее время, можно сформулировать следующим образом: построение такой инновационной стратегии, которая бы принесла максимум положительных, полезных эффектов от инноваций.
Объектом исследования бакалаврской работы является современный рынок электронных банковских услуг в России, так и за рубежом.
Предметом исследования выступает уровень развития электронного банкинга в части безопасности, функциональности и распространенности по состоянию на сегодняшний день и в перспективе.
Целью данной работы является изучение электронного банкинга как одного из самых перспективных путей развития банковского сектора, а также выявление проблем и перспектив на основе изучения степени развития данного вида услуг на отечественном и зарубежном рынках с целью его дальнейшего совершенствования.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотрение сущности электронного банкинга, и выявление его особенностей в условиях трансформации банковской деятельности;
- изучение классификации электронного банкинга и кибербезопасности в условиях его применения;
- рассмотрение и анализ опыта зарубежных стран в области использования технологий электронного банковского обслуживания и возможность его применения в России;
- анализ развития электронного банкинга в России и изучение предоставления услуг электронного банкинга ПАО Сбербанк;
- выявление проблем современного рынка электронных банковских услуг;
- определение дальнейших перспектив развития электронного банкинга и применения инновационных финансовых технологий, продуктов и услуг.
Изучению теоретико-методологических основ развития электронного банкинга посвящено немало учебных пособий, монографий и публикаций. В данной работе наиболее активно использовались труды: Лямина Л.В., Кочергина Д.А., Ревенкова П.В., Мартынов В.Г. и др.
В качестве информационной базы в работе использовались нормативные правовые акты Российской Федерации, книги, монографии, материалы периодических изданий, информация с официальных сайтов кредитных организаций и иные ресурсы глобальной сети Интернет. Также в качестве исследования рынка электронных банковских услуг использовались статистические данные с официального сайта Банка России, исследования отечественных и зарубежных консалтинговых и аналитических агентств.
Большинство российских банков регулярно разрабатывают и применяют новые продукты, процессы и технологии, а также совершенствуют уже существующие. Основным стимулом внедрения в банковском секторе передовых технологий является высокая конкуренция банков в сфере обслуживания. Так как банки занимаются дистанционным обслуживанием, они являются значимыми игроками на рынке информационных технологий (IT). Технологические инновации позволяют банкам не только повышать свою конкурентоспособность, но и значительно модернизировать характер и способы взаимодействия с клиентами.
Развитие информационных технологий в современном мире влечет за собой изменение в покупательском поведении людей. Так, через дистанционные каналы, которые функционируют «24/7», пользователи сети Интернет могут принимать покупательские решения практически в «один клик», что, безусловно, нашло свое отражение и при использовании систем электронного банкинга. Например, клиент через каналы дистанционного банковского обслуживания может сразу открыть счет, вклад, произвести необходимые платежные операции, осуществить электронный перевод денежных средств, заблокировать/перевыпустить карту и т.п.
Внедрение в финансовой сфере новых способов и условий осуществления банковской деятельности показывает, что профили риска кредитных
организаций претерпевают существенное смещение вместе с переводом деятельности в «киберпространство». Следовательно, банки осуществляют слияния электронного и традиционного банкингов постепенно, через другую особенность развития банковских услуг в настоящее время - омниканальность, которая позволяет осуществить взаимную интеграцию разрозненных каналов коммуникации в единую систему, с целью обеспечения бесшовной и непрерывной коммуникации с клиентом.
Такие новшества как использование специализированного банковского программного обеспечения, которое упрощает рутинные процессы, изучение предпочтений клиентов и предоставление на основе проанализированной информации индивидуальных предложений, безусловно, способствуют трансформации банковского бизнеса, сокращая его расходы и способствуя росту привлекательности банковских продуктов и услуг.
Стоит отметить, что развитие банковских технологий, способствующие массовому распространению электронных и мобильных устройств, а также наличие у одного пользователя нескольких устройств оказали влияния на высокий рост мобильного банкинга, который также сопровождается активным ростом количества пользователей через всемирную сеть Интернет.
Актуальность исследования рынка электронного банкинга обусловлена тем, что крупные кредитные организации начинают выходить за рамки предоставления только банковских услуг, и появляются новые понятия как банковская экосистема и lifestyle-banking, где одним из ключевых моментов является предоставление услуг посредством дистанционных каналов. Также немаловажными факторами актуальности темы являются недостаточная теоретическая разработанность важных аспектов становления и развития электронного банкинга, а также трудности ее распространения среди широкого круга существующих и потенциальных клиентов.
Развитие систем биометрической идентификации, создание маркетплейсов, введение системы мгновенных платежей и альтернативных технологий, которые могут быть применимы в финансовой сфере (например, блокчейн) предоставляют новые возможности для совершенствования современной банковской системы страны.
Однако, динамичная среда, в которой рождаются финансовые инновации, тесная взаимосвязь финансового сектора с другими отраслями экономики, долгосрочный характер функционирования многих финансовых продуктов, сложность своевременного выявления всех возможных последствий инноваций ведут к увеличению рисков и неопределенности внедрения инноваций. Сложившаяся ситуация обусловливает актуальность управления инновационной активностью. Следовательно, основную проблему, стоящую перед банками в настоящее время, можно сформулировать следующим образом: построение такой инновационной стратегии, которая бы принесла максимум положительных, полезных эффектов от инноваций.
Объектом исследования бакалаврской работы является современный рынок электронных банковских услуг в России, так и за рубежом.
Предметом исследования выступает уровень развития электронного банкинга в части безопасности, функциональности и распространенности по состоянию на сегодняшний день и в перспективе.
Целью данной работы является изучение электронного банкинга как одного из самых перспективных путей развития банковского сектора, а также выявление проблем и перспектив на основе изучения степени развития данного вида услуг на отечественном и зарубежном рынках с целью его дальнейшего совершенствования.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотрение сущности электронного банкинга, и выявление его особенностей в условиях трансформации банковской деятельности;
- изучение классификации электронного банкинга и кибербезопасности в условиях его применения;
- рассмотрение и анализ опыта зарубежных стран в области использования технологий электронного банковского обслуживания и возможность его применения в России;
- анализ развития электронного банкинга в России и изучение предоставления услуг электронного банкинга ПАО Сбербанк;
- выявление проблем современного рынка электронных банковских услуг;
- определение дальнейших перспектив развития электронного банкинга и применения инновационных финансовых технологий, продуктов и услуг.
Изучению теоретико-методологических основ развития электронного банкинга посвящено немало учебных пособий, монографий и публикаций. В данной работе наиболее активно использовались труды: Лямина Л.В., Кочергина Д.А., Ревенкова П.В., Мартынов В.Г. и др.
В качестве информационной базы в работе использовались нормативные правовые акты Российской Федерации, книги, монографии, материалы периодических изданий, информация с официальных сайтов кредитных организаций и иные ресурсы глобальной сети Интернет. Также в качестве исследования рынка электронных банковских услуг использовались статистические данные с официального сайта Банка России, исследования отечественных и зарубежных консалтинговых и аналитических агентств.
По итогам проведенного исследования было определено, что дальнейшее развитие конкурентоспособного банковского бизнеса требует от банков организации оперативной и удобной системы обслуживания клиентов, создание каналов самообслуживания клиентов, а также эффективного мониторинга предоставления банковских продуктов и услуг. Переход к электронному банковскому обслуживанию с использованием новейших информационных технологий - одна из основных современных тенденций развития банковского бизнеса.
В результате проделанной работы была достигнута поставленная цель и решены задачи, которые предполагают достижение поставленной цели.
В ходе исследования было выявлено, что существует немало суждений по поводу сущности электронного банковского обслуживания и единого определения понятия «электронный банкинг» не существует. На наш взгляд, под данным понятием следует считать предоставление клиенту возможности совершать большинство операций путем дистанционного банковского сервисам с любого компьютера с сетью Интернет.
Также были рассмотрены основные виды электронного банкинга и современные факторы, которые определяют развитие электронного банкинга и финансовых технологий в индустрии банковского бизнеса. Банковская конкуренция, финансовая неграмотность населения, недоверие к электронным сервисам со стороны потребителей, повышение рисков от применения интернет-банкинга оказывают немалое влияние на внедрение технологий. Но также, на наш взгляд, основной движущей силой, влияющей на дальнейшее продвижение и модернизацию систем электронного банкинга и услуг дистанционного банковского обслуживания в России, является политика государства, нацеленная на сокращение оборота наличных денежных средств. Реализация данной программы неизбежно приведет к более активному использованию банковских карт в расчетах за товары и услуги. Как следствие, большинство операций перейдет в цифровое поле и использование систем электронного банкинга станет обычным явлением.
Далее был изучен опыт зарубежных стран в области использования технологий электронного банковского обслуживания и была рассмотрена возможность его применения в России. Рассмотрели затем зависимость количества пользователей систем электронного банкинга от проникновения интернета в регионе/стране. В отличие от лидеров по проникновению сети Интернета в стране, уровень проникновения дистанционного банковского обслуживания в России сильно отстает от уровня распространенности интернета, а значит, обладает серьезным потенциалом для дальнейшего роста.
С целью определения перспектив развития электронного банковского обслуживания в России, нами были применены инструменты эконометрического анализа, а именно использование корреляционно - регрессионной статистики. Результирующим показателем выступило общее количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях. В качестве конечных факторов, которые оказывают влияние на исследуемый показатель выступали: объем привлеченных кредитными
организациями вкладов (депозитов) физических лиц со сроком до востребования в рублях и в иностранной валюте; количество внутренних структурных подразделений кредитных организаций и количество банкоматов, расположенных на территории России и предназначенных для осуществления операций с использованием и без использования платежных карт.
По результатам анализа было построено уравнение, посредством которого можно спрогнозировать интересующий нас показатель. Для этого на основе инструментов Microsoft Excel и экспертной оценке были рассчитаны прогнозные величины трех регрессоров, значения которых после использовались для прогноза исследуемого признака по ранее построенному уравнению.
Таким образом, результаты прогнозного анализа количества счетов с дистанционным доступом показали, что на 1 января 2020 года количество счетов составит 219,52 млн. ед., на 1 января 2020 года - 237,64 млн. ед., а на 1 января 2021 года - 255,75 млн. ед., т.е. наблюдается положительная динамика роста их количества в ближайшие 3 года.
В соответствии с данным прогнозом можно сделать вывод, что на распространение СЭБ и темпы перевода обслуживания клиентов в цифровое пространство способствует цифровизация осуществляемых платежей и операций во всей экономике, постепенный отказ от физических отделений в пользу услуг дистанционного обслуживания без ухудшения качества предоставляемых продуктов и услуг, а также наличие инфраструктуры для проведения операций со счетами, имеющими дистанционный доступ (в частности, с платежными картами). Следовательно, уровень доступности электронных банковских услуг может стать одним из главных критериев оценки качества банковского обслуживания, которая зависит от качества и возможности получения необходимого набора услуг с минимальными издержками и затратами времени в удобное время и в удобном месте.
Быстрому переходу на цифровое банковское обслуживание в России благоприятствуют многие факторы, прежде всего готовность потребителей покупать банковские продукты через интернет. Также одним из факторов, препятствующих росту продаж через интернет, до недавнего времени были нормы российского законодательства в отношении удаленной идентификации. Однако мегарегулятор в лице Банка России на сегодняшний день активно занимается созданием почвы для полноценного дистанционного доступа к банковским услугам. На сегодняшний день ведется активная работа по разработке и внедрению маркетплейсов, технологий удаленной идентификации, системы быстрых платежей и иных технологий, как блокчейн, Big Data, машинное обучение, искусственный интеллект, облачные технологии, которые могут повысить рентабельность банковского бизнеса на ряду со снижением издержек от рисков, присущих дистанционным каналам обслуживания.
Также говоря о перспективах электронного банкинга и банковских услуг
в целом, следует сказать, что нельзя не упомянуть нарастающую конкуренция со стороны участников рынка, не являющихся банками (например, мобильные операторы, электронные платежные системы), которые создают свои сервисы и экосистемы, в которых можно получить определенный набор услуг в одном месте. В связи с этим, банки на сегодняшний день также активно внедряют в свои мобильные приложения и интернет-клиенты доступ к небанковским продуктам и услугам, инвестируя в стартап-проекты, сотрудничая с уже существующими организациями. Следовательно, поэтому все чаще можно встретить понятия «lifestyle-banking» и «маркетплейс», задачи которых состоят в ориентированности на потребности клиента и его возможности иметь доступ к широкому ассортименту финансовых и иных услуг как внутри одного банка, так и по всему рынку в целом в одном месте. Но не стоит забывать, что только при адекватном регулировании со стороны Банка России и государства возможно активное внедрение множества технологий и инноваций. Так, ранее уже отмечалось, что одним из основных ограничений электронных банковских услуг является подверженность к кибергугрозам и к другим рискам в целом, склонность к которым при переходе в цифровое пространство только возрастает.
В результате проделанной работы была достигнута поставленная цель и решены задачи, которые предполагают достижение поставленной цели.
В ходе исследования было выявлено, что существует немало суждений по поводу сущности электронного банковского обслуживания и единого определения понятия «электронный банкинг» не существует. На наш взгляд, под данным понятием следует считать предоставление клиенту возможности совершать большинство операций путем дистанционного банковского сервисам с любого компьютера с сетью Интернет.
Также были рассмотрены основные виды электронного банкинга и современные факторы, которые определяют развитие электронного банкинга и финансовых технологий в индустрии банковского бизнеса. Банковская конкуренция, финансовая неграмотность населения, недоверие к электронным сервисам со стороны потребителей, повышение рисков от применения интернет-банкинга оказывают немалое влияние на внедрение технологий. Но также, на наш взгляд, основной движущей силой, влияющей на дальнейшее продвижение и модернизацию систем электронного банкинга и услуг дистанционного банковского обслуживания в России, является политика государства, нацеленная на сокращение оборота наличных денежных средств. Реализация данной программы неизбежно приведет к более активному использованию банковских карт в расчетах за товары и услуги. Как следствие, большинство операций перейдет в цифровое поле и использование систем электронного банкинга станет обычным явлением.
Далее был изучен опыт зарубежных стран в области использования технологий электронного банковского обслуживания и была рассмотрена возможность его применения в России. Рассмотрели затем зависимость количества пользователей систем электронного банкинга от проникновения интернета в регионе/стране. В отличие от лидеров по проникновению сети Интернета в стране, уровень проникновения дистанционного банковского обслуживания в России сильно отстает от уровня распространенности интернета, а значит, обладает серьезным потенциалом для дальнейшего роста.
С целью определения перспектив развития электронного банковского обслуживания в России, нами были применены инструменты эконометрического анализа, а именно использование корреляционно - регрессионной статистики. Результирующим показателем выступило общее количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях. В качестве конечных факторов, которые оказывают влияние на исследуемый показатель выступали: объем привлеченных кредитными
организациями вкладов (депозитов) физических лиц со сроком до востребования в рублях и в иностранной валюте; количество внутренних структурных подразделений кредитных организаций и количество банкоматов, расположенных на территории России и предназначенных для осуществления операций с использованием и без использования платежных карт.
По результатам анализа было построено уравнение, посредством которого можно спрогнозировать интересующий нас показатель. Для этого на основе инструментов Microsoft Excel и экспертной оценке были рассчитаны прогнозные величины трех регрессоров, значения которых после использовались для прогноза исследуемого признака по ранее построенному уравнению.
Таким образом, результаты прогнозного анализа количества счетов с дистанционным доступом показали, что на 1 января 2020 года количество счетов составит 219,52 млн. ед., на 1 января 2020 года - 237,64 млн. ед., а на 1 января 2021 года - 255,75 млн. ед., т.е. наблюдается положительная динамика роста их количества в ближайшие 3 года.
В соответствии с данным прогнозом можно сделать вывод, что на распространение СЭБ и темпы перевода обслуживания клиентов в цифровое пространство способствует цифровизация осуществляемых платежей и операций во всей экономике, постепенный отказ от физических отделений в пользу услуг дистанционного обслуживания без ухудшения качества предоставляемых продуктов и услуг, а также наличие инфраструктуры для проведения операций со счетами, имеющими дистанционный доступ (в частности, с платежными картами). Следовательно, уровень доступности электронных банковских услуг может стать одним из главных критериев оценки качества банковского обслуживания, которая зависит от качества и возможности получения необходимого набора услуг с минимальными издержками и затратами времени в удобное время и в удобном месте.
Быстрому переходу на цифровое банковское обслуживание в России благоприятствуют многие факторы, прежде всего готовность потребителей покупать банковские продукты через интернет. Также одним из факторов, препятствующих росту продаж через интернет, до недавнего времени были нормы российского законодательства в отношении удаленной идентификации. Однако мегарегулятор в лице Банка России на сегодняшний день активно занимается созданием почвы для полноценного дистанционного доступа к банковским услугам. На сегодняшний день ведется активная работа по разработке и внедрению маркетплейсов, технологий удаленной идентификации, системы быстрых платежей и иных технологий, как блокчейн, Big Data, машинное обучение, искусственный интеллект, облачные технологии, которые могут повысить рентабельность банковского бизнеса на ряду со снижением издержек от рисков, присущих дистанционным каналам обслуживания.
Также говоря о перспективах электронного банкинга и банковских услуг
в целом, следует сказать, что нельзя не упомянуть нарастающую конкуренция со стороны участников рынка, не являющихся банками (например, мобильные операторы, электронные платежные системы), которые создают свои сервисы и экосистемы, в которых можно получить определенный набор услуг в одном месте. В связи с этим, банки на сегодняшний день также активно внедряют в свои мобильные приложения и интернет-клиенты доступ к небанковским продуктам и услугам, инвестируя в стартап-проекты, сотрудничая с уже существующими организациями. Следовательно, поэтому все чаще можно встретить понятия «lifestyle-banking» и «маркетплейс», задачи которых состоят в ориентированности на потребности клиента и его возможности иметь доступ к широкому ассортименту финансовых и иных услуг как внутри одного банка, так и по всему рынку в целом в одном месте. Но не стоит забывать, что только при адекватном регулировании со стороны Банка России и государства возможно активное внедрение множества технологий и инноваций. Так, ранее уже отмечалось, что одним из основных ограничений электронных банковских услуг является подверженность к кибергугрозам и к другим рискам в целом, склонность к которым при переходе в цифровое пространство только возрастает.
Подобные работы
- ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНКИНГ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНКИНГ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Электронный банкинг в России и за рубежом
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - Электронный банкинг в России и за рубежом
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНКИНГ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНКИНГ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - Электронный банкинг в России и за рубежом
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Электронный банкинг в России и за рубежом
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ЕГО
ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



