Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Проблема развития памяти у детей дошкольного возраста 6
1.1 Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста
в трудах отечественных и зарубежных ученых 6
1.2 Виды и процессы памяти у дошкольников 10
1.3 Динамика развития памяти у детей дошкольного возраста 22
Выводы по первой главе 28
Глава 2 Эмпирическое исследование по динамике развития памяти в период дошкольного возраста 30
2.1 Выбор методик и организация исследования 30
2.2 Формирующий этап исследования 37
2.3 Контрольный этап исследования и анализ результатов 40
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования обусловлено тем, что память - одно из важнейших условий для развития интеллектуальных способностей. Дошкольное детство, по мысли А.Н. Леонтьева, - это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой деятельности. Именно в этом возрасте самая благодатная почва для развития памяти. Ведь все впечатления в этом возрасте оставляет некий след, запоминаются, сохраняются. И даже - воспроизводятся. Все эти процессы называются памятью. Память - занимает особое место, среди психических познавательных процессов объединяя воображение, мышление в одно целое, которое направлено на познание окружающей действительности. «Без памяти, - писал С.У. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» [50, с. 26].
В психологии вопрос о развития детской памяти долгое время казался неясным, можно сказать, что загадочным. Ребёнок-дошкольник усваивает сравнительно большое количество материала, которым он в дальнейшем в состоянии пользоваться. Лев Толстой даже утверждал - со свойственной ему любовью к парадоксу, - что он за всю свою дальнейшую жизнь не научился столь многому, как за первые четыре года своей жизни. Но характер этого учения в первые годы жизни и в школьном возрасте различный; различна и мотивация, и организация процесса. У дошкольника это непроизвольный процесс усвоения. Поглощённый настоящим, ребёнок в первые годы жизни не исходит из сознательного намерения заучить определённый материал для будущего. Ему не свойственна также и сознательная организованная работа над этим усвоением - расчленение материала, повторение и пр.; ребёнок не в состоянии ещё так свободно трактовать свой материал; он запоминает, поскольку материал сам как бы оседает в нём. Конечно, и у ребёнка это не чисто пассивный процесс; но запечатление - не цель, а непроизвольный продукт активности ребёнка: он повторяет привлекающее его действие или требует повторения заинтересовавшего его рассказа не для того, чтобы его запомнить, а потому, что ему это интересно, и в результате он запоминает. Запоминание строится в основном на базе игры, как основного типа деятельности для дошкольников. В основе обучения и воспитания, знаний, формирование навыков лежит память. Именно оно связывает прошлое, настоящее и будущее.
Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти [19, с. 21].
Проблемой изучения и развития памяти дошкольников занимались такие ученые как Эльконин Д.Б., Обухова Л.Ф., Мухина В.С, Люблинская А.А., Шаграева О.А., Лурия А. Р., Марцинковская Т. Д. и многие другие.
Цель исследования: выявить динамику развития памяти у детей в дошкольный период.
Задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по данной теме;
2. Охарактеризовать виды и процессы памяти как познавательного процесса;
3. Выявить возрастные особенности развития памяти в дошкольный период;
4. Изучить методики диагностики памяти детей дошкольного возраста;
5. Провести эмпирическое исследование диагностики по динамике развития памяти у детей дошкольного возраста;
6. Подобрать игры, упражнения по развитию памяти детей дошкольного возраста.
Объект исследования: память детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития памяти в дошкольном возрасте.
В ходе работы быто выдвинута гипотеза, заключающаяся в том, что если целенаправленно и систематически использовать методы и примы для развития памяти в работе с детьми дошкольного возраста, то это будет способствовать динамике развития памяти.
Методики исследования:
-Методика «Узнай фигуры»
- Методика «Запомни рисунок»
-Методика «Выучи слова». Автором этих методик является Р.С. Немов.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «ДС № 10 «Милэшкэй» г. Мамадыш, Республики Татарстан. В исследовании приняли участие группа детей в возрасте от 5 до 6 лет. Общий объем выборки составил 40 детей.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, выводы по главам, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические основы развития памяти у детей в период дошкольного возраста. Вторая глава представляет собой опытно - экспериментальную работу по динамике развития памяти у дошкольников.
Изучив психолого - педагогическую литературу и проанализировав теоретические аспекты данной проблематики, и проверив их экспериментальным путем, можно сформулировать следующие основные теоретические и практические выводы.
Память - когнитивный процесс, выполняющий функции запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения материала. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков.
Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала - образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания - логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить - непроизвольной и произвольной.
В дошкольный период память по скорости развития опережает другие способности.
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.
Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок. В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний.
Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить в возрасте 4—5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6—7 годам. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что в дальнейшем перед ребенком 6—7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.
Таким образом, структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет господствующее положение.
После проведения исследования особенностей динамики развития памяти у детей старшего дошкольного возраста и анализа полученных результатов, данные были тщательно изучены и проинтерпретированы.
Цель, поставленная в данной работе, полностью достигнута, т.е. выявлены динамика развития памяти у детей дошкольной период.
Таким образом, проведенное практическое исследование еще раз подтвердило исследования и выводы ученых о том, что в период дошкольного возраста у детей происходит активное развитие всех видов памяти: образной, двигательной, эмоциональной и словесно-логической. К концу дошкольного возраста происходит замена главного вида памяти с наглядно-деятельного на словесно-логическую, а главным достижением дошкольного возраста является появление элементов произвольности поведения.
1. Белых В. А. Полный курс развития дошкольника. Внимание, память, мышление. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 64 с.
2. Блонский П. П. Память и мышление. - М.: ЛКИ, 2007. - 208
3. .Репина Л. П. Феномен памяти в современном гуманитарном знании// Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки.- 2011. - №3
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания: учебное пособие / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Просвещение, 2001. - 316с.
5. Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Психология памяти: хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.380-389.
6. Блонский П.П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с. Венгер Л.А.Психология: учебное пособие / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2006. - 347с.
7. Блонский П.П. Память и мышление: учебное пособие / П.П. Блонский.
- М.: Просвещение, 1964. - 304с.
8. Веракса А.Н. Развитие памяти дошкольников / А.Н.Веракса // Современное дошкольное образование - М.: «Мозаика - Синтез» - 2008- С.46-54
9. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студ. пед. Институтов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Ительсон [и др.] /под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2002. - 288 с.
10. Возрастные особенности психического развития детей: учебное пособие / под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 1982. - 365с.
11. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения. - М.: Л., 1935.
12. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: ЭКСМО, 2003. - 189 с.
13. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. - М.: ЭКСПО-Пресс, 2002.
14. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти: хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.406-419.
15. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский - СПб, Союз, Санкт Петербург, 1997.
16. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста. - М.: Юрайт, 2015.
17. Жировина Л.Ф. Развиваем память детей// Ребенок в детском саду.- 2010.-№6. - С. 29-38.
18. Жировина Л.Ф. Развиваем память детей// Ребенок в детском саду.- 2010.-№6- 29-38 с
19. Запорожец А.В. З-12 Избранные психологические труды: в 2-х т. 1. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 2001. - 320 с.
20. Запорожец, А. В. Психология детей дошкольного возраста/ А. В. Запорожец, Е. И. Эльконин. - М.: Просвещение, 1964.
21. Иванников В.А. Основы психологии. - СПб.: Питер, 2010. - 254 с.
22. Иванова Г.В. Основные аспекты развития памяти детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры / Г.В.Иванова,
Э.В. Басимова // Сборник статей: «Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации» - 2014. - С. 182-186
23. Истомина З.М. Развитие памяти: учебное пособие / З.М. Истомина. - М.: Академия, 2009. - 435с.
24. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников. - М.: Академия, 2010. - 536с.
25. Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников. Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. - М., «ЧеРо», 2002.
26. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека:учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 464 с.
27. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти: учебное пособие / А.Р. Лурия. - М.: Просвещение, 1994. - 215с.
28. Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра. - СПб.,2006. - 364 с.
29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотипное. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 456 с.
30. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития,
детство, отрочество: учебное пособие / В.С. Мухина. - М.: Издательский
центр Академия, 2007. - 305с.
31. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 608с.
32. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. - М.:
Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.
33. Обухова Л.Ф. Возрастная психология:учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 448 с.
34. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - изд. 2-е, стереотипное. - М.: Издательский центр «Академия»: Высшая школа, 2007. - 426 с.
35. Помелов В.Б. История педагогики и образования // Вестник Вятского государственного гуманитарного университете - 2011. - №4. - С.122
36. Постникова О.В. Педагогические условия развития произвольной памяти у детей дошкольного возраста / О.В.Постникова // Молодой учёный - 2016. - №13. - С. 41-42
37. Репина Т.А. Психология дошкольника: хрестоматия. - М.: Академия, 2003. - 309 с.
38. Рошка, Г. Что и почему запоминает ребенок /Г.Рошка //Дошкольное воспитание. - 1986. - №3, с.30-33.
39. Саитгалина Э.С. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста / Э.С.Саитгалина // Концепт - 2015. - №1. - С. 1-2
40. Симонова Л.Ф. Память. Дети 5-7 лет / Л.Ф. Симонова // Ярославль: Академия развития - 2001. - С. 144
41. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти.-М.: Просвещение, 1966.
42. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2003. - 298 с.
43. Талызина Н.Ф . Педагогическая психология. - М., 2011. - 203 с.
44. Тимошенко Т.В. Роль памяти в развитии детей / Т.В. Тимошенко, С.Ю. Васильева, Н.А. Алифанова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы III Международной научно - практической конференции г. Чебоксары - 2015. - С. 240-242
45. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М.: Академия. 1997.
46. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учебник. - 4-е изд.,
стереотипное. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
47. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология:. - 4- е изд., стереотип. - М. Академия, 1999. - 336 с.
48. Файзуллина М.Р. Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста/М.Р. Файзллина //Сборник статей Международной научнопрактической конференции : «Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения»- 2016.-С.282- 284
49. Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
50. Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс.-М.: Владос, 2007.- 368с.
51. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2004. - 383с.