Оценка эффективности функционирования службы логистики на предприятии ООО «ЧелныТранс» и предложения по ее совершенствованию
|
ВВЕДЕНИЕ 1
1 .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 Понятие логистики и логистической службы 4
1.2 Принципы функционирования службы логистики в организационной
структуре предприятия 16
1.3 Методические подходы к повышению эффективности логистической
деятельности предприятия 24
2. АНАЛИЗ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СЛУЖБЫ ЛОГИСТИКИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЧЕЛНЫТРАНС» 31
2.1 Краткая характеристика ООО «ЧелныТранс» 31
2.2 Анализ деятельности службы логистики ООО «ЧелныТранс» 38
2.3 Оценка эффективности деятельности службы логистики и её влияние на
механизм осуществления логистических процессов на предприятии 45
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ
ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ООО «ЧЕЛНЫТРАНС» 60
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности службы
логистики на предприятии ООО «ЧелныТранс» 60
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий по
совершенствованию логистической деятельности ООО «ЧелныТранс» 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 Понятие логистики и логистической службы 4
1.2 Принципы функционирования службы логистики в организационной
структуре предприятия 16
1.3 Методические подходы к повышению эффективности логистической
деятельности предприятия 24
2. АНАЛИЗ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СЛУЖБЫ ЛОГИСТИКИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЧЕЛНЫТРАНС» 31
2.1 Краткая характеристика ООО «ЧелныТранс» 31
2.2 Анализ деятельности службы логистики ООО «ЧелныТранс» 38
2.3 Оценка эффективности деятельности службы логистики и её влияние на
механизм осуществления логистических процессов на предприятии 45
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ
ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ООО «ЧЕЛНЫТРАНС» 60
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности службы
логистики на предприятии ООО «ЧелныТранс» 60
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий по
совершенствованию логистической деятельности ООО «ЧелныТранс» 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ
Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства, важнейшим фактором эффективного развития экономики. Становление рыночных экономических отношений усиливает эту роль транспорта, так как при его непосредственном участии формируются региональные товарные рынки. Становится более актуальной главная задача транспорта - ускорение оборота материальных ценностей, доставки готовой продукции, перевозки людей. Ибо это прямо затрагивает экономические интересы, как производителей, так и потребителей.
Особое место транспорта в сфере производства заключается в том, что, с одной стороны, транспортная промышленность составляет самостоятельную отрасль производства, а потому особую отрасль вложения производственного капитала. Но с другой стороны, она отличается тем, что является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения.
Особое место среди различных видов транспорта занимает автомобильный. Он более мобилен по своей природе и менее зависит от внешних факторов. В большинстве стран, в том числе и в России, автомобильный транспорт занимает ведущее место по объемам перевозок грузов и пассажиров. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения.
Экономическая ситуация в нашей стране требует от работников автомобильного транспорта повышенного внимания при решении вопросов организации и управления автомобильными перевозками. При решении этих серьезных задач возникает необходимость повышения точности планирования, анализа и экономической оценки работы, как крупных транспортных систем, так и отдельных автомобилей. Верное экономическое решение является залогом успешного развития автотранспортного предприятия, и получения им стабильной прибыли. Таким образом, выбранная тема работы является достаточно актуальной.
Целью работы является оценка эффективности функционирования службы логистики на автотранспортном предприятии ООО «ЧелныТранс» и разработка проекта мероприятий по её совершенствованию.
Основными задачами работы являются:
1) Раскрыть сущность логистики и логистической службы, также рассмотреть эффективность логистической деятельности предприятия и принципы функционирования службы логистики.
2) Проанализировать эффективность организации и работы службы логистики на предприятии ООО «ЧелныТранс».
3) Разработать мероприятия по совершенствованию деятельности службы логистики на автотранспортном предприятии ООО «ЧелныТранс».
В работе предпринята попытка применить логистический подход в организации транспортных операций к автотранспортному предприятию ООО «ЧелныТранс».
Объектом управления, по отношению к которому необходимо разработать комплекс предполагаемых мероприятий, является автотранспортное предприятие ООО «ЧелныТранс».
Предмет исследования - логистическая служба исследуемого предприятия.
Методы исследования - анализ научных исследований и разработок в области организации и работы службы логистики на автотранспортном предприятии, специальные методы логистического, статистического и экономического анализа.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в исследовании и оценке эффективности работы службы логистики на предприятии ООО «ЧелныТранс», что дает возможность использовать результаты работы в практической деятельности.
В качестве теоретической основы исследования выступили труды отечественных ученых по исследуемой теме, таких как Гаджинский, А. М. , Егоров Ю.Н. , Аникин Б. А. , Томпсон А.А., Стрикленд А.Д. , Хартовский В. Е. , Климов Д. М. , Курганов В.М. , Стерлигова А.Н и т.д., материалы периодической печати. В качестве информационной базы исследования выступили годовые отчетности анализируемого предприятия за 2014- 2017 гг. Апробация результатов исследования в статье Имангуловой А. И., Осадчий Э. А. «Совершенствование системы внутреннего контроля как фактор повышения эффективности функционирования службы логистики на предприятии»//журнал: Экономика и менеджмент систем управления.2018. Т 28. № 2.3 с. 348-354. (ВАК).
Выполненная работа состоит из введения, трех глав, выводов и заключений, списка использованной литературы, приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы определения логистики и эффективности службы логистики. Раскрывается сущность функционирования службы логистики, рассматриваются принципы работы логистической службы на транспортном предприятии и методы их повышения.
Во второй главе проводится анализ деятельности предприятия (на примере ООО «ЧелныТранс»). Автором дается краткая характеристика деятельности ООО «ЧелныТранс», проводится анализ и оценка эффективности работы службы логистики на данном предприятия.
В третьей, заключительной главе разрабатываются мероприятия по повышению эффективности деятельности службы логистики, и проводится оценка их эффективности.
Особое место транспорта в сфере производства заключается в том, что, с одной стороны, транспортная промышленность составляет самостоятельную отрасль производства, а потому особую отрасль вложения производственного капитала. Но с другой стороны, она отличается тем, что является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения.
Особое место среди различных видов транспорта занимает автомобильный. Он более мобилен по своей природе и менее зависит от внешних факторов. В большинстве стран, в том числе и в России, автомобильный транспорт занимает ведущее место по объемам перевозок грузов и пассажиров. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения.
Экономическая ситуация в нашей стране требует от работников автомобильного транспорта повышенного внимания при решении вопросов организации и управления автомобильными перевозками. При решении этих серьезных задач возникает необходимость повышения точности планирования, анализа и экономической оценки работы, как крупных транспортных систем, так и отдельных автомобилей. Верное экономическое решение является залогом успешного развития автотранспортного предприятия, и получения им стабильной прибыли. Таким образом, выбранная тема работы является достаточно актуальной.
Целью работы является оценка эффективности функционирования службы логистики на автотранспортном предприятии ООО «ЧелныТранс» и разработка проекта мероприятий по её совершенствованию.
Основными задачами работы являются:
1) Раскрыть сущность логистики и логистической службы, также рассмотреть эффективность логистической деятельности предприятия и принципы функционирования службы логистики.
2) Проанализировать эффективность организации и работы службы логистики на предприятии ООО «ЧелныТранс».
3) Разработать мероприятия по совершенствованию деятельности службы логистики на автотранспортном предприятии ООО «ЧелныТранс».
В работе предпринята попытка применить логистический подход в организации транспортных операций к автотранспортному предприятию ООО «ЧелныТранс».
Объектом управления, по отношению к которому необходимо разработать комплекс предполагаемых мероприятий, является автотранспортное предприятие ООО «ЧелныТранс».
Предмет исследования - логистическая служба исследуемого предприятия.
Методы исследования - анализ научных исследований и разработок в области организации и работы службы логистики на автотранспортном предприятии, специальные методы логистического, статистического и экономического анализа.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в исследовании и оценке эффективности работы службы логистики на предприятии ООО «ЧелныТранс», что дает возможность использовать результаты работы в практической деятельности.
В качестве теоретической основы исследования выступили труды отечественных ученых по исследуемой теме, таких как Гаджинский, А. М. , Егоров Ю.Н. , Аникин Б. А. , Томпсон А.А., Стрикленд А.Д. , Хартовский В. Е. , Климов Д. М. , Курганов В.М. , Стерлигова А.Н и т.д., материалы периодической печати. В качестве информационной базы исследования выступили годовые отчетности анализируемого предприятия за 2014- 2017 гг. Апробация результатов исследования в статье Имангуловой А. И., Осадчий Э. А. «Совершенствование системы внутреннего контроля как фактор повышения эффективности функционирования службы логистики на предприятии»//журнал: Экономика и менеджмент систем управления.2018. Т 28. № 2.3 с. 348-354. (ВАК).
Выполненная работа состоит из введения, трех глав, выводов и заключений, списка использованной литературы, приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы определения логистики и эффективности службы логистики. Раскрывается сущность функционирования службы логистики, рассматриваются принципы работы логистической службы на транспортном предприятии и методы их повышения.
Во второй главе проводится анализ деятельности предприятия (на примере ООО «ЧелныТранс»). Автором дается краткая характеристика деятельности ООО «ЧелныТранс», проводится анализ и оценка эффективности работы службы логистики на данном предприятия.
В третьей, заключительной главе разрабатываются мероприятия по повышению эффективности деятельности службы логистики, и проводится оценка их эффективности.
В процессе выполнения дипломной работы, в соответствии с ее целью, была собрана и систематизирована информация по теоретическому обоснованию функционирования службы логистики на транспортном предприятии. На основе анализа производственной деятельности исследуемого предприятия, были разработаны предложения по повышению эффективности функционирования службы логистики на предприятии ООО «ЧелныТранс».
Работа службы логистики является комплексным процессом, который включает в себя перевозку грузов, подбор транспортного средства, составление оптимального маршрута следования, контроль ведение погрузочно-разгрузочных работ, оформление документации, расчет расхода топлива и иные процедуры, связанные с транспортным обеспечением производственных и сбытовых процессов предприятия.
Изучив теоретические аспекты логистического процесса, можно сделать выводы:
На предприятии, имеющем службу логистики все функции, необходимые для эффективного выполнения заказов, объединяются в мощный централизованно управляемый механизм, позволяющий решать задачи практически любой степени сложности ответственно, сложно и профессионально. При этом служба логистики не подменяет собой соответствующие структурные подразделения. В организационной структуре предприятия почти все функциональные области взаимодействуют с ней, обеспечивая оптимизацию деятельности и устойчивость предприятия. Перед специалистами службы логистики не ставится задача устранения сбоев и разрешения возникающих проблем и конфликтных ситуаций, их функция - анализ и координация выполнения укрупненных блоков задач. Задача управления на основе логистического подхода - согласовать потребности в операциях на межфункциональной основе для достижения глобальной цели предприятия.
В процессе анализа работы службы логистики в ООО «ЧелныТранс» были выявлены следующие проблемы:
1. Отсутствие контроля над местоположением транспортного средства и состоянием груза в процессе перевозки по России (автотранспортные средства оснащены тахографами, которые позволяют контролировать расстояние, время поездки, скорость движения и время стоянки или остановки в пределах Татарстана)
2. Отсутствие системы формирования актуальной отчетности по горючему и путевым листам для оценки эффективности работы службы логистики.
3. Изношенность и недостаток подвижного состава, собственного автопарка на предприятии ООО «ЧелныТранс».
В связи с этим определяется необходимость поиска мер по повышению экономического положения ООО «ЧелныТранс» и дальнейшего развития деятельности службы логистики, так как данная служба функционирует достаточно эффективно и, при грамотной оптимизации способна повлиять на рост финансового положения предприятия.
Для повышения эффективности работы службы логистики были разработаны следующие мероприятия:
1. Покупка 3 тягачей КамАЗ-5460, МАН и Renault Magnum.
2. Оснащение данных тягачей системой спутникового мониторинга «АвтоГРАФ-GSM (ГЛОНАСС / GPS)».
3. Автоматизировали одну из подсистем программы «1С: Управление автотранспортом Стандарт», по формирования актуальной отчетности по горючему и путевым листам, так же контроль по учету поступления, выдачи и расхода ГСМ, для более эффективной работы службы логистики.
4. Высокая сила конкуренции на рынке грузоперевозок - в ближайшее время не затронет предприятие ООО «ЧелныТранс». Так как, предложенные мероприятия повысят эффективность работы службы логистики, что благоприятно скажется на прибыли и рентабельности предприятия, так как чистый доход (ЧД) составит 5642 тыс. руб., а чистый дисконтированный доход (ЧДД) 115 тыс. руб. Эти величины значительно больше нуля, и, следовательно, предложенные мероприятия является эффективным.
Таким образом, предложенные мероприятия по совершенствованию службы логистики в транспортной деятельности являются эффективными и окупаются за 3 месяца. Они позволят ООО «ЧелныТранс» сократить расходы, увеличить объемы перевозок, и тем самым увеличить прибыль.
В выпускной квалификационной работе решены теоретические, аналитические и проектные задачи с положительным показателем.
Работа службы логистики является комплексным процессом, который включает в себя перевозку грузов, подбор транспортного средства, составление оптимального маршрута следования, контроль ведение погрузочно-разгрузочных работ, оформление документации, расчет расхода топлива и иные процедуры, связанные с транспортным обеспечением производственных и сбытовых процессов предприятия.
Изучив теоретические аспекты логистического процесса, можно сделать выводы:
На предприятии, имеющем службу логистики все функции, необходимые для эффективного выполнения заказов, объединяются в мощный централизованно управляемый механизм, позволяющий решать задачи практически любой степени сложности ответственно, сложно и профессионально. При этом служба логистики не подменяет собой соответствующие структурные подразделения. В организационной структуре предприятия почти все функциональные области взаимодействуют с ней, обеспечивая оптимизацию деятельности и устойчивость предприятия. Перед специалистами службы логистики не ставится задача устранения сбоев и разрешения возникающих проблем и конфликтных ситуаций, их функция - анализ и координация выполнения укрупненных блоков задач. Задача управления на основе логистического подхода - согласовать потребности в операциях на межфункциональной основе для достижения глобальной цели предприятия.
В процессе анализа работы службы логистики в ООО «ЧелныТранс» были выявлены следующие проблемы:
1. Отсутствие контроля над местоположением транспортного средства и состоянием груза в процессе перевозки по России (автотранспортные средства оснащены тахографами, которые позволяют контролировать расстояние, время поездки, скорость движения и время стоянки или остановки в пределах Татарстана)
2. Отсутствие системы формирования актуальной отчетности по горючему и путевым листам для оценки эффективности работы службы логистики.
3. Изношенность и недостаток подвижного состава, собственного автопарка на предприятии ООО «ЧелныТранс».
В связи с этим определяется необходимость поиска мер по повышению экономического положения ООО «ЧелныТранс» и дальнейшего развития деятельности службы логистики, так как данная служба функционирует достаточно эффективно и, при грамотной оптимизации способна повлиять на рост финансового положения предприятия.
Для повышения эффективности работы службы логистики были разработаны следующие мероприятия:
1. Покупка 3 тягачей КамАЗ-5460, МАН и Renault Magnum.
2. Оснащение данных тягачей системой спутникового мониторинга «АвтоГРАФ-GSM (ГЛОНАСС / GPS)».
3. Автоматизировали одну из подсистем программы «1С: Управление автотранспортом Стандарт», по формирования актуальной отчетности по горючему и путевым листам, так же контроль по учету поступления, выдачи и расхода ГСМ, для более эффективной работы службы логистики.
4. Высокая сила конкуренции на рынке грузоперевозок - в ближайшее время не затронет предприятие ООО «ЧелныТранс». Так как, предложенные мероприятия повысят эффективность работы службы логистики, что благоприятно скажется на прибыли и рентабельности предприятия, так как чистый доход (ЧД) составит 5642 тыс. руб., а чистый дисконтированный доход (ЧДД) 115 тыс. руб. Эти величины значительно больше нуля, и, следовательно, предложенные мероприятия является эффективным.
Таким образом, предложенные мероприятия по совершенствованию службы логистики в транспортной деятельности являются эффективными и окупаются за 3 месяца. Они позволят ООО «ЧелныТранс» сократить расходы, увеличить объемы перевозок, и тем самым увеличить прибыль.
В выпускной квалификационной работе решены теоретические, аналитические и проектные задачи с положительным показателем.



