Состояние и поддержка развития малого предпринимательства в муниципальном образовании
|
Введение
1 Теоретико-методологические основы государственной поддержки малого
предпринимательства 7
1.1 Сущность малого предпринимательства и его роль в экономике 7
1.2 Система государственной поддержки малого предпринимательства в
России и республике Татарстан 9
1.3 Зарубежный опыт государственной поддержки развития малого
предпринимательства 17
2 Анализ поддержки развития малого предпринимательства в г. Набережные
Челны 26
2.1 Общая характеристика социально-экономического положения
г. Набережные Челны 26
2.2 Анализ состояния и развития малого предпринимательства в г.
Набережные Челны 32
2.3 Меры государственной поддержки малого предпринимательства в г.
Набережные Челны 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 Теоретико-методологические основы государственной поддержки малого
предпринимательства 7
1.1 Сущность малого предпринимательства и его роль в экономике 7
1.2 Система государственной поддержки малого предпринимательства в
России и республике Татарстан 9
1.3 Зарубежный опыт государственной поддержки развития малого
предпринимательства 17
2 Анализ поддержки развития малого предпринимательства в г. Набережные
Челны 26
2.1 Общая характеристика социально-экономического положения
г. Набережные Челны 26
2.2 Анализ состояния и развития малого предпринимательства в г.
Набережные Челны 32
2.3 Меры государственной поддержки малого предпринимательства в г.
Набережные Челны 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время государство демонстрирует значительный интерес к поддержке и развитию малого и среднего бизнеса. По последним оценкам, в России насчитывается порядка 6 млн субъектов МБ. Однако, несмотря на декларируемые и реально предпринимаемые правительством меры поддержки, ситуация коренным образом не меняется, более того наблюдается отрицательный тренд развития данного сектора экономики.На малые и средние предприятия приходится только 5-6 % от общего объема основных средств и 67 % от объема инвестиций в основной капитал в целом по стране. В настоящее время в малом и среднем предпринимательстве официально занято более 17 млн чел., из которых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности занято 5,4 млн чел. (30,6 %), на предприятиях занято 12,4 млн чел. (69,4 %). В соответствии со средним показателем доля МБ в ВВП составляет 20%. Так же отметим, что среднее и малое предпринимательство распределено неравномерно, в соответствии с чем можно отметить сделать вывод о наличии отличий в региональных программах по поддержке СМП.
К специфике проблем развития малого предпринимательства по России можно отнести:
1) неравномерное развитие малого бизнеса;
2) преобладание малых организаций в сфере предоставления услуг и торговле, что не соответствует приоритетам развития реального сектора экономики и формирования инновационного общества;
3) вклад малого бизнеса в общие экономические показатели в России существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран;
4) недостаточный доступ доступа малых предприятий к финансовым ресурсам для целей развития бизнеса.
Все вышесказанное подтверждает актуальность темы исследования. Целью исследования-изучение механизма поддержки малого предпринимательства в МО г. Набережные Челны,а так же разработка практических рекомендаций по его совершенствованию.
В первой главе содержится Теоретико-методологические основы государстенной поддержки малого предпринимательства
Так же во второй главе проведен анализ поддержки развития малого предпринимательства в г. Набережные Челны
Третья глава посвященна направлению совершенствования поддержки развития малого предпринимательства в г. Набережные Челны Для достижения поставленной цели был выдвинут ряд задач:
1) рассмотреть понятие и сущность малого предпринимательства;
2) выделить основные показатели деятельности малого предпринимательства в России;
3) определить роль местного самоуправления в развитии малого бизнеса в России и зарубежных странах;
4) проанализировать показатели развития малого предпринимательства в г. Набережные Челны;
5) провести оценку эффективности методов поддержки развития малого бизнеса;
6) выявить основные проблемы развития малого предпринимательства в г. Набережные Челны;
7) провести разработку рекомендаций по совершенствованию развития предпринимательства в г. Набережные Челны
Объект исследования - основы государственной поддержки малого предпринимательства (на примере г. Набережные Челны).
Предмет исследования - подходы к разработке и реализации основ государственной поддержки малого предпринимательства.
Методологическую основу исследования составили различные общенаучные и специальные научные методы исследований. Диалектический, системный метод использовался при рассмотрении вопросов развития малого предпринимательства и его государственной поддержки. Теоретическую базу исследования составили законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации и г. Набережные Челны в области регулирования деятельности и развития малого бизнеса, статистические данные, материалы научных, учебно-методических изданий и периодической печати.
К специфике проблем развития малого предпринимательства по России можно отнести:
1) неравномерное развитие малого бизнеса;
2) преобладание малых организаций в сфере предоставления услуг и торговле, что не соответствует приоритетам развития реального сектора экономики и формирования инновационного общества;
3) вклад малого бизнеса в общие экономические показатели в России существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран;
4) недостаточный доступ доступа малых предприятий к финансовым ресурсам для целей развития бизнеса.
Все вышесказанное подтверждает актуальность темы исследования. Целью исследования-изучение механизма поддержки малого предпринимательства в МО г. Набережные Челны,а так же разработка практических рекомендаций по его совершенствованию.
В первой главе содержится Теоретико-методологические основы государстенной поддержки малого предпринимательства
Так же во второй главе проведен анализ поддержки развития малого предпринимательства в г. Набережные Челны
Третья глава посвященна направлению совершенствования поддержки развития малого предпринимательства в г. Набережные Челны Для достижения поставленной цели был выдвинут ряд задач:
1) рассмотреть понятие и сущность малого предпринимательства;
2) выделить основные показатели деятельности малого предпринимательства в России;
3) определить роль местного самоуправления в развитии малого бизнеса в России и зарубежных странах;
4) проанализировать показатели развития малого предпринимательства в г. Набережные Челны;
5) провести оценку эффективности методов поддержки развития малого бизнеса;
6) выявить основные проблемы развития малого предпринимательства в г. Набережные Челны;
7) провести разработку рекомендаций по совершенствованию развития предпринимательства в г. Набережные Челны
Объект исследования - основы государственной поддержки малого предпринимательства (на примере г. Набережные Челны).
Предмет исследования - подходы к разработке и реализации основ государственной поддержки малого предпринимательства.
Методологическую основу исследования составили различные общенаучные и специальные научные методы исследований. Диалектический, системный метод использовался при рассмотрении вопросов развития малого предпринимательства и его государственной поддержки. Теоретическую базу исследования составили законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации и г. Набережные Челны в области регулирования деятельности и развития малого бизнеса, статистические данные, материалы научных, учебно-методических изданий и периодической печати.
Как показывает мировой опыт системы развития национальной экономики, уровень развития малого и среднего бизнеса влияет на процесс формирования конкурентной среды на различных сферах экономики, способствует наполнению рынкаотечественнымитоварамииуслугами. В развитых странах большая вовлеченность населения в сфере малого и среднего бизнеса определяет его как основу развития экономики в целях решения важнейших социально-экономических проблем общества.
Особо важным средством в процессе реализации экономической политики государства является рациональное использование методов государственной поддержки малого и среднего бизнеса необходимость государственной поддержки МСБ связано с решением задач по выводу экономики на высокий уровень развития, стабилизации производства, оптимизации распределения доходов и расходов между различными группами населения, формирования эффективной структуры производства, рационализации расходов государства. Следовательно государственная поддержка и развитие малого и среднего бизнеса является как приоритетная сфера государственной экономической политики. Если механизмам государственного регулирования МСБ устанавливается законодательные, организационно - экономические основы функционирования субъектов малого и среднего бизнеса, то государственная поддержка МСБ направлена на дальнейшее расширение их возможностей, сбалансирование индивидуальных интересов субъектов бизнеса с их социально- экономическими интересами в целях повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.
Существующая в г. Набережные Челны государственная поддержка развития малого и среднего бизнеса представляет собой систему мер воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло Целью принимаемых мер является создание наиболее благоприятных для малого и среднего бизнеса правовых и экономических условий, стабильной обстановки для их деятельности, защита конкурентной среды, обеспечение прав собственности и своды принимаемых экономических решений. Основные направления, формы, масштабы государственной поддержки определяются характером и остротой экономических и социальных проблем, возникающих в области развития бизнеса в республике. Государственная поддержка процессов становления и развития субъектов МСБ в г. Набережные Челны, а также эффективность использования финансовых ресурсов направляемых государством на поддержку малого и среднего бизнеса осуществляется по линии АО «Фонд развития предпринимательства «ЛКМБ РТ». Фонд является оператором по управлению государственных средств по программе обусловленного размещения средств в банках второго уровня (БВУ) для последующего кредитования субъектов МСБ. Состояние малого среднего бизнеса г. Набережные Челны показывает о необходимости дальнейшего углубления реформ по стимулированию субъектов бизнеса в рамках проводимой государственной политики развития и поддержки субъектов МСБ. Это связано с тем, что государственные программы поддержки развития малого и среднего г. Набережные Челны все еще не обеспечивает желаемого, по причине того,что не была выработана оптимальная государственная стратегия в этой области. Небыли выявлены советующие отраслевые и региональные приоритеты, отсутствовали обратная связь, реальный мониторинг. Дальнейшие совершенствование механизмов государственной поддержки МСБ необходимо провести системно с учетом особенностей национальной экономики.
Поэтому в целях реализации комплексной задачи по дальнейшему развитию малого и среднего бизнеса в республике необходимо провести меры по совершенствованию нормативно-правовых основ их функционирования, обеспечение защиты прав и интересов субъектов бизнеса, снижению административных барьеров, созданию привлекательных инвестиционных условий для предпринимателей.
Опыт зарубежных стран показывает,что государственная политика в отношении малого и среднего предпринимательства является наиболее важными самостоятельными системным направлением стимулирования МСБ. Главная задача этой политики заключается в создании для малого и среднего бизнеса благоприятных условий, которые предполагают стабильность экономической политики государства, развитие рыночной инфраструктуры, механизмов стимулирования предпринимательской инициативы и т.д. В развитых странах действуют наиболее эффективные системы государственных мер по правовому, финансовому, материально - техническому, информационному обеспечению устойчивого развития малого и среднего бизнеса. Особенно актуальным в этом аспекте является использование опыта США, Германии,Японии, Китая и Индии по вопросу государственной поддержки малых и средних предприятии.
Необходимо увеличить субсидирование процентных ставок кредитных ресурсов, особенно предприятии МСБ в трудоемких отраслях. Как известно, в малом бизнес а основном, используется ручной труд. Поэтому, поддержка малого бизнеса на селе - это решение проблемы занятости населения, особенно в сельской местности. В этом аспекте, на мой взгляд, следовало бы установить процентную ставку кредитных линии, исходя из нерентабельности, т.е. окупаемости затрат, а из создания новых рабочих мест и удовлетворения потребности в дефицитных, малокомплектных продукциях.
В целях дальнейшего стимулирования динамичного и качественного развития МСБ страны необходимо осуществить комплекс мер по расширению форм и методов государственной поддержки малого и среднего бизнеса путем предоставления долгосрочных, льготных кредитных ресурсов субсидирования, гарантирования процентных ставок банков второго уровня (БВУ), предоставления налоговых льгот начинающих бизнесменов, выдачи и создания соответствующих инфраструктур малого и среднего бизнеса.
Используя опыт развитых стран по развитию малого и среднего бизнеса, проводит углубленную политику по реформе финансового сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий. В настоящее время упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза; упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства; введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю; сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими; проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства; введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Таким образом, в настоящее время в области поддержки предпринимательства существует большое количество различных институтов, сформированы базовые принципы, формы и механизмы поддержки.
Подводя итоги проведённого исследования можно сказать, что количество предприятий малого бизнеса растёт из месяца в месяц, причём рост поступательный, не имеющий каких либо скачков и спадов, это обстоятельство характеризует предпринимательство в стране как стабильно развивающееся. Наряду с определенными наработками в г. Набережные Челны имеются серьезные проблемы, требующие проведения коренной реорганизации деятельности в осуществлении политики качества. Состояние дел в этой области в настоящее время позволяет констатировать отставание в г. Набережные Челны от европейских стран примерно на 12 - 14 лет. Нетрудно представить, что если уже сейчас не начать целенаправленную работу в этом направлении, указанный разрыв значительно увеличится.
Особо важным средством в процессе реализации экономической политики государства является рациональное использование методов государственной поддержки малого и среднего бизнеса необходимость государственной поддержки МСБ связано с решением задач по выводу экономики на высокий уровень развития, стабилизации производства, оптимизации распределения доходов и расходов между различными группами населения, формирования эффективной структуры производства, рационализации расходов государства. Следовательно государственная поддержка и развитие малого и среднего бизнеса является как приоритетная сфера государственной экономической политики. Если механизмам государственного регулирования МСБ устанавливается законодательные, организационно - экономические основы функционирования субъектов малого и среднего бизнеса, то государственная поддержка МСБ направлена на дальнейшее расширение их возможностей, сбалансирование индивидуальных интересов субъектов бизнеса с их социально- экономическими интересами в целях повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.
Существующая в г. Набережные Челны государственная поддержка развития малого и среднего бизнеса представляет собой систему мер воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло Целью принимаемых мер является создание наиболее благоприятных для малого и среднего бизнеса правовых и экономических условий, стабильной обстановки для их деятельности, защита конкурентной среды, обеспечение прав собственности и своды принимаемых экономических решений. Основные направления, формы, масштабы государственной поддержки определяются характером и остротой экономических и социальных проблем, возникающих в области развития бизнеса в республике. Государственная поддержка процессов становления и развития субъектов МСБ в г. Набережные Челны, а также эффективность использования финансовых ресурсов направляемых государством на поддержку малого и среднего бизнеса осуществляется по линии АО «Фонд развития предпринимательства «ЛКМБ РТ». Фонд является оператором по управлению государственных средств по программе обусловленного размещения средств в банках второго уровня (БВУ) для последующего кредитования субъектов МСБ. Состояние малого среднего бизнеса г. Набережные Челны показывает о необходимости дальнейшего углубления реформ по стимулированию субъектов бизнеса в рамках проводимой государственной политики развития и поддержки субъектов МСБ. Это связано с тем, что государственные программы поддержки развития малого и среднего г. Набережные Челны все еще не обеспечивает желаемого, по причине того,что не была выработана оптимальная государственная стратегия в этой области. Небыли выявлены советующие отраслевые и региональные приоритеты, отсутствовали обратная связь, реальный мониторинг. Дальнейшие совершенствование механизмов государственной поддержки МСБ необходимо провести системно с учетом особенностей национальной экономики.
Поэтому в целях реализации комплексной задачи по дальнейшему развитию малого и среднего бизнеса в республике необходимо провести меры по совершенствованию нормативно-правовых основ их функционирования, обеспечение защиты прав и интересов субъектов бизнеса, снижению административных барьеров, созданию привлекательных инвестиционных условий для предпринимателей.
Опыт зарубежных стран показывает,что государственная политика в отношении малого и среднего предпринимательства является наиболее важными самостоятельными системным направлением стимулирования МСБ. Главная задача этой политики заключается в создании для малого и среднего бизнеса благоприятных условий, которые предполагают стабильность экономической политики государства, развитие рыночной инфраструктуры, механизмов стимулирования предпринимательской инициативы и т.д. В развитых странах действуют наиболее эффективные системы государственных мер по правовому, финансовому, материально - техническому, информационному обеспечению устойчивого развития малого и среднего бизнеса. Особенно актуальным в этом аспекте является использование опыта США, Германии,Японии, Китая и Индии по вопросу государственной поддержки малых и средних предприятии.
Необходимо увеличить субсидирование процентных ставок кредитных ресурсов, особенно предприятии МСБ в трудоемких отраслях. Как известно, в малом бизнес а основном, используется ручной труд. Поэтому, поддержка малого бизнеса на селе - это решение проблемы занятости населения, особенно в сельской местности. В этом аспекте, на мой взгляд, следовало бы установить процентную ставку кредитных линии, исходя из нерентабельности, т.е. окупаемости затрат, а из создания новых рабочих мест и удовлетворения потребности в дефицитных, малокомплектных продукциях.
В целях дальнейшего стимулирования динамичного и качественного развития МСБ страны необходимо осуществить комплекс мер по расширению форм и методов государственной поддержки малого и среднего бизнеса путем предоставления долгосрочных, льготных кредитных ресурсов субсидирования, гарантирования процентных ставок банков второго уровня (БВУ), предоставления налоговых льгот начинающих бизнесменов, выдачи и создания соответствующих инфраструктур малого и среднего бизнеса.
Используя опыт развитых стран по развитию малого и среднего бизнеса, проводит углубленную политику по реформе финансового сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий. В настоящее время упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза; упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства; введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю; сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими; проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства; введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Таким образом, в настоящее время в области поддержки предпринимательства существует большое количество различных институтов, сформированы базовые принципы, формы и механизмы поддержки.
Подводя итоги проведённого исследования можно сказать, что количество предприятий малого бизнеса растёт из месяца в месяц, причём рост поступательный, не имеющий каких либо скачков и спадов, это обстоятельство характеризует предпринимательство в стране как стабильно развивающееся. Наряду с определенными наработками в г. Набережные Челны имеются серьезные проблемы, требующие проведения коренной реорганизации деятельности в осуществлении политики качества. Состояние дел в этой области в настоящее время позволяет констатировать отставание в г. Набережные Челны от европейских стран примерно на 12 - 14 лет. Нетрудно представить, что если уже сейчас не начать целенаправленную работу в этом направлении, указанный разрыв значительно увеличится.
Подобные работы
- Состояние и поддержка развития малого предпринимательства в
муниципальном образовании город Набережные Челны
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - СОСТОЯНИЕ И ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Состояние и поддержка развития малого предпринимательства в
муниципальном образовании (на примере г. Набережные Челны)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016 - Состояние и поддержка развития малого предпринимательства в муниципальном образовании город Набережные Челны
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании (на примере Чкаловское М. О)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ЖЕЛЕЗНОГОРСК» КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании
Бакалаврская работа, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 4680 р. Год сдачи: 2018 - Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании
Бакалаврская работа, бизнес планирование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018



