Введение 3
1 Теоретические основы геометрических паркетов 6
1.1 Многоугольник и задача о замощении 6
1.2 История замощений и паркеты 7
1.3 К урокам геометрии в 9 классе по теме движения 10
1.4 Способы движений в замощениях Маурица Эшера 14
2 Способы замощений в СКМ Maple и Geogebra 17
2.1 Возможности системы компьютерной математики Maple и Geogebra ... 17
2.2 Динамическая модель замощений правильными многоугольниками ... 19
2.3 Алгоритм замощения плоскости неправильными пятиугольниками .... 22
2.4 Визуализация замощений пятиугольниками в СКМ Maple 29
3 Применение паркетов в школьном курсе математики. 37
3.1 Использование паркетов при обучении математике в 5-9 классах 37
3.2 Задачи от М. Эшера 42
Заключение 51
Литература 52
Геометрия - это не только школа логического мышления, это еще и источник образов. В чем тайна многих великих художников, скульпторов, архитекторов. Почему одни произведения искусства притягивают человека своей гармонией, а другие отталкивают? Есть ли точки соприкосновения у геометрии и искусства? Люди каких профессий (из мира искусства) используют законы геометрии при создании своих произведений?
В настоящее время большое внимание уделяется дизайну жилых помещений. Особенно оформлению и качеству напольных покрытий. Одним из востребованных и дорогостоящих напольных покрытий является паркет . Еще древние художники создавали удивительные геометрические орнаменты. Для создания своих узоров они применяли не простые, случайно придуманные контуры, а фигуры, которые были расположены в определённом порядке. А самое удивительное, что люди снова встретились с ними позже. Древние узоры - не что иное, как то, что спустя столетия назовут решётками Пенроуза и найдут в структуре квазикристаллов! А знаменитый голландский художник Морис Эшер (1898-1972), создавший знаменитые гравюры и мозаики, и никогда не понимавший математику, утверждал: «Все мои произведения — это игры. Серьезные игры». Однако в этих играх математики всего мира вот уже несколько десятилетий рассматривают абсолютно серьёзные, материальные доказательства идей, созданных с помощью исключительно математического аппарата.
Замощением плоскости, называется покрытие плоскости без пропусков и без перекрытий заданными фигурами. Один из наиболее важных вопросов теории разбиения плоскости можно сформулировать так: "Какой формы должна быть плитка, чтобы ее копиями можно было заполнить плоскость сплошь без пробелов и двойных покрытий"? Наиболее общий ответ на данный вопрос неизвестен. Частные ответы зависят от условий, налагаемых на форму плиток. Можно вымостить плоскость любым треугольником или любым четырехугольником [4], в то время как выпуклый многоугольник с пятью или большим числом сторон не всегда позволяет выложить плоскость без пробелов и наложений. Например, невозможно выложить плоскость правильными пятиугольниками, хотя некоторыми пятиугольниками с двумя параллельными сторонами, пятиугольниками с равными сторонами [3] можно вымостить плоскость. В книге «Математический цветник» [2] рассмотрены различные типы пятиугольников, которыми можно замостить плоскость, но, к сожалению, в ней нет математической теории для моделирования этих пятиугольников. Таким образом, актуальной задачей является формализация задачи, построение модели и разработка программы для построения паркетов из данных многоугольников.
Объект исследования: геометрический паркет в СКМ Maple и Geogebra. Предмет исследования: плоские геометрические фигуры замощаю- щие плоскость.
Цель работы - Визуализировать замощения в компьютерной среде. Реализация поставленной цели потребовала решения ряда конкретных задач, а именно:
• Ознакомиться с научной литературой.
• Определить набор фигур для оформления паркетов.
• изучить принципы построения паркетов;
• составить алгоритм построения замощений из неправильных пятиугольников 2 типа;
• разработать программу для построения замощений из неправильных пятиугольников 2 типа;
• рассмотреть область применения геометрических паркетов на уроках геометрии;
• познакомиться с искусством Мориса Эшера;
• смоделировать замощения Мориса Эшера в программе Maple и Geogebra.
Решение поставленных задач потребовало привлечения следующих методов исследования:
1. Анализ научной литературы по задаче исследования.
2. Изучение специальных компьютерных программ.
3. Анализ возможностей современных информационных технологий.
Новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в настоящей работе была выполнена формализация поставленной задачи, были построены модели, разработаны программы для построения паркетов из правильных многоугольников и неправильного пятиугольника предложенных в книге [2], а так же был проведен эксперимент по тестированию разработанных программ. Для математического моделирования применялся метод координат, матрицы преобразований и векторный метод. В работе были выведены условия выпуклости 2 типа пятиугольника. Программы разработаны в системе компьютерной математики - Maple, и в математической программе Geogebra позволяют наглядно моделировать различные паркеты. Выявлены образовательные возможности современных компьютерных технологий и наглядных пособий, которые могут быть использованы при проведении уроков по геометрии. На основе исследования компьютерной программы были разработаны серии контролирующих задач по геометрии.
Значимость этой работы заключается в том, что в настоящей работе была выполнена формализация поставленной задачи, были построены модели, разработаны программы для построения паркетов из правильных многоугольников и неправильного пятиугольника предложенных в книге, а так же был проведен эксперимент по тестированию разработанных программ. Для математического моделирования применялся метод координат, матрицы преобразований и векторный метод. В работе были выведены условия выпуклости 2 типа пятиугольника. Программы разработаны в системе компьютерной математики - Maple, и в математической программе Geogebra позволяют наглядно моделировать различные паркеты. Выявлены образовательные возможности современных компьютерных технологий и наглядных пособий, которые могут быть использованы при проведении уроков по геометрии. На основе исследования компьютерной программы были разработаны серии контролирующих задач по геометрии.
В ходе работы были были решены следующие задачи:
• Ознакомиться с научной литературой.
• Определили набор фигур для оформления паркетов.
• изучили принципы построения паркетов;
• составили алгоритм построения замощений из неправильных пятиугольников 2 типа;
• разработали программу для построения замощений из неправильных пятиугольников 2 типа;
• рассмотрели область применения геометрических паркетов на уроках геометрии;
• познакомились с искусством Мориса Эшера;
• смоделировали замощения Мориса Эшера в программе Maple и Geogebra.
Результатом работы являются модели замощений правильными многоугольниками, паркет из неправильных пятиугольников 2-типа и замощения Эшера, которые можно применять на уроках геометрии и информатики.
[1] Гарнер М. Путешествие во времени. -М.: Мир, 1990. — С. 341.
[2] Сост. и ред. Кларнер Д.А. Математический цветник. - М.: Мир, 1983. — С. 494.
[3] Совертков П.И., Енбаева Е.А. Равносторонний пятиугольник Рейнхардта. Элементарная математика, математическое образование, геометрия и информатика №3 - СПб.: Мифрил, 2000. — С. 68-75.
[4] Совертков П.И.,Слива М.В., Хохлов Д.Н. Геометрический паркет - I. -СПб.: Мифрил, 2000. — С. 3-19.
[5] Багина О.Г. Мозаики из выпуклых пятиугольников. -Вестник Кем- rY:No. 4(48), 2011. — С. 63-73.
[6] Шашкин Ю.А. Теорема Эйлера о многоугольниках. -М.: МИФ,Ш(4), 1997/1998. — С. 4-12.
[7] Атанасян, Л.С. Геометрия: учебник для общеобразовательных учреждений 7-9 классы / Л.С. Атанасян. - М. : Просвещение, 2010. - 384 с.
[8] Bagina О. Tiling the Plane with Congruent Equilateral Convex Pentagons. -Ser.: А, No. 2(105) 2004. — С. 221-232.
[9] Болтянский, В. Г. и др. «Векторное изложение геометрии» М.: «Просвещение», 1982 г., 146 с.
[10] Дьяконов В.П. Maple 9.5/10 в математике, физике и образовании. - М.: Солон-Пресс, 2006, 720 с.
[11] Игнатьев, Ю.Г. Математическое моделирование фундаментальных объектов и явлений в системе компьютерной математики Maple. Лекции для школы по математическому моделированию /Ю.Г.Игнатьев - К.: Казанский университет, 2013.
[12] Кнут, Д. Все про TeX /Д.Кнут.- М.: Издательский дом «Вильямс»,2013.
[13] Нигмедзянова А.М. Нахождение некоторых элементов треугольника в СКМ MAPLE / А.М. Нигмедзянова // Информационные технологии в образовании и науке (ИТОН-2017): сборник VI-ой международной науч.-практической конф. - Казань, 4-6 ноября 2017 г., Казанский (Приволжский) федеральный университет. - С.190-194.
[14] Погорелов А. В. Геометрия 7-9 классы / Погорелов А. В. - М:Просвещение 2014 г. - 324 с.
[15] Исмоилова А.Р. Нигмедзянова А.М. Замощение плоскости многоугольниками в системе GeoGebra / А.М. Нигмедзянова// XIX Международная научная конференция «Системы компьютерной математики и их приложения» (СКМП-2018), посвященная 100-летию Смоленского государственного университета (СКМП-2018), 18-20 мая 2018. - Смоленск: СмолГУ, 2018. - С.70-79. Режим доступа: http://fizmat.smolgu.ru/images/stories/SKMP/skmp-2018.pdf (Дата об- ращения:30.05.2018)
[16] Самоучитель по Maple. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://lib.qrz.ru/book/export/html/11749 (Дата обращения:12.05.2018)
[17] Электронный курс по Maple. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.exponenta.ru/soft/Maple (Дата обращения:10.05.2018)
[18] Электронный курс по MAPLE V. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://detc.ls.urfu.ru (Дата обращения:10.05.2018)