ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ И УСЛОВИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ»
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Базовые принципы организации управления земельными ресурсами муниципального образования в России и в Республике Татарстан 8
1.1 Правовые основы управления земельными ресурсами муниципального образования
1.2 Основы теории и практики муниципального управления в сфере
земельными ресурсами 16
1.3 Регулирования земельных отношений в муниципальном образовании 27
2 Отдельные аспекты организации управления земельными ресурсами на
примере конкретного муниципального образования 34
2.1 Организация управления земельными ресурсами в городе Набережные Челны 34
2.2 Характеристика земельных ресурсов города Набережные Челны 38
2.3 Особенности территориального и бюджетного планирования
муниципального образования 42
3 Особенности мероприятий по совершенствованию системы землепользования на муниципальном уровне 55
3.1 Проблемы реализации муниципального земельного контроля 55
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы землепользований
муниципального образования и их экономическая оценка 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Процесс создания и развития инновационной экономической модели, которая позволила бы отказаться от доминирования добывающего сектора в экономике страны, на наш взгляд, включает (при прочих равных условиях: создание наукоемких производств, привлекательный инвестиционный климат и пр.) в себя еще и колоссальную организационно-правовую работу на всех уровнях: от федерального до муниципального. Одно из важнейших мест в этой деятельности принадлежит организации управленческой деятельности, целью которой выступает упорядочение земельных отношений. Ибо, земельные ресурсы являются одним из важнейших экономических ресурсов для развития, и региона, и входящих в него муниципальных образований.
Правовая природа земельных ресурсов - двоякая. С одной стороны, земля - это фактор производства; природный ресурс и физическая основа городской (сельской) планировки. С другой стороны, это объект муниципальной собственности, имеющий определенную кадастровую (и рыночную) стоимость.Общеизвестно, что муниципальная земельная собственность подразделяется на земли, занятые муниципальными объектами (школами, предприятиями и др.); земли общего пользования (улицы, площади, скверы, водоемы, пляжи, лесные участки, парки, кладбища). То есть, все земли на данной территории, за исключением федеральных земель, земель субъектов федерации и частных земель.
К полномочиям органов местного самоуправления в данной сфере относятся: резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление (с учетом требований законодательства Российской Федерации и региональных нормативно-правовых актов) правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель,
а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Цель нашей работы - выявить, как общие основы организации управления земельными ресурсами (на уровне муниципального образования) в Российской Федерации и в Республике Татарстан, так и особенности этого управления на примере конкретного муниципального образования (МО «Городской округ город Набережные Челны»).
Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:
а. кратко обозначить важнейшие базовые принципы организации управления земельными ресурсами муниципального образования в России и в Республике Татарстан;
б. продемонстрировать отдельные аспекты организации управления земельными ресурсами на примере конкретного муниципального образования;
в. раскрыть особенности мероприятий по совершенствованию системы землепользования на муниципальном уровне.
Объектом нашей работы выступает управление земельными ресурсами г. Набережные Челны, а предметом особенности этого управления.
Степень изученности темы. Местное самоуправление в нашей стране имеет богатейшие традиции, чем и объясняется значительный интерес к данной тематике. Очевидно, что экономико-социальное развитие, взаимосвязанное с регулированием земельных вопросов местными органами власти, в силу своей значимости и неувядаемой актуальности, также привлекает пристальное внимание различных исследователей. Среди наиболее значимых современных научных исследований стоит отметить работы Авакьяна С.А.,Бабичева И.В.,Байновой М.С.,Глебовой И.С., Еремеевой Е.А., Ивлевой А.Ф., Колесова А.С., Крохиной Ю.А., Кутафина O. Е.,Нуртдинова Р.М.,Салихова Р.Р.,Садыртдинова Р.Р., Смирнова Б.В., Ситдиковой А.И., Фан-Юнга Г.Ю., Ясницкой Я.С. и других.
Наиболее значимыми работами, на наш взгляд, являются труды академиков С.А. Авакьяна и О.Е. Кутафина. Ибо, в работах этих заслуженных деятелей науки содержатся не только базовые принципы и нормы, связанные с нашей тематикой, но и присутствует комплексный научный анализ проблем, возникающих в земельных правоотношениях.
Нельзя оставить без внимания и работы татарстанских ученых- экономистов, например, Нуртдинова Р.М., Садыртдинова Р.Р.,Ясницкой Я.С. и многих других. В многочисленных статьях и сборниках этих авторов анализируются значимые факторы не только регионального, но и муниципального развития, отмечена значимость земельных ресурсов в экономике муниципальных образований Республики Татарстан.
Весьма оригинальными и полезными, для понимания региональной социально-экономической динамики, с нашей точки зрения, выступают труды не только экономистов и юристов, но и ученых-историков - Салихова
P. Р. и Фан-Юнга Г.Ю.
Академик АН РТ Р.Р. Салихов, изучивший значительный опыт, накопленный в сфере местного управления в дореволюционную эпоху, исследовал участие татарских предпринимателей в развитии социальной инфраструктуры г. Казани в XIX веке. А, например, к.и.н. Г.Ю. Фан-Юнг, с чьей диссертационной работой мы ознакомились на сайте КФУ, наглядно продемонстрировал влияние градообразующего предприятия на социально-экономическое развитие города и региона.
Методологическая основа исследования.Наша работа базируется на универсальных методах и приёмах, включая методы эмпирического (сравнение, описание, наблюдение) и теоретического познания (например, общие закономерности, гипотезы и теории), базирующихся на универсальных приёмах (анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия).
Структура работы.Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе нашей работы обозначены законодательные основы муниципального управления земельными ресурсами, включая механизм регулирования земельных отношений.
Во второй главе продемонстрированы значимые аспекты организации управления земельными ресурсами, в том числе, особенности территориального планирования муниципального образования.
В третьей главе предложен ряд мероприятий по совершенствованию системы землепользования муниципального образования.
В заключении сделаны выводы, присутствует список использованных источников.
Муниципальное образование, городское или сельское поселение, либо его часть в границах которого осуществляется местное самоуправление, формируется бюджет и проходят выборы в местное самоуправление. Оно является самостоятельным органом, который может управлять собственностью, формировать местный бюджет, устанавливать налоги, проводить мониторинг земель и окружающей среды, но не является органом государственной власти. Муниципальные образования самостоятельно определяют размеры налогов.
Земля была одним из важнейших экономических ресурсов муниципального образования, как в индустриальный век, так и в период перехода к постиндустриальному обществу. Вопросы землепользования регулируются федеральным и региональным законодательством, но его эффективность в значительной степени зависит от принятия управленческих решений муниципальными властями.
Контроль над состоянием земель, их благоустройство и управление ими - вот важнейшие функции муниципальных образований, закрепленные в Конституции России и в Конституции Республики Татарстан.Решение текущих проблем в системе управления ресурсами территории возможно путем совершенствования системы территориального управления, создания полного земельного рынка на территории муниципалитета, обеспечения прав собственности на землю, увеличения объема доходы муниципального бюджета за счет увеличения сбора земельных платежей, что сокращает время, затрачиваемое на принятие управленческих решений. Для этого необходимы следующие действия:
а. Органы исполнительной власти должны создать условия для введения свободного перемещения земли;
б. Необходимо использовать экономическое стимулирование землевладельцев, например временное освобождение от уплаты земельного налога в связи с улучшением состояния земельных ресурсов, увеличение плодородия почв, внедрение высоких технологий;
в. Более полное предоставление заинтересованным сторонам необходимой информации, например, на тендерах, земельных аукционах и т.д. (Например, создание системы уведомлений через SMS).
Таким образом, изучение основных тенденций в управлении земельными ресурсами в Набережных Челнах позволило выявить очевидную положительную динамику. Очевидно, что в последние годы изменился подход к управлению муниципальной собственностью. Практика управления вводила различные механизмы, позволяющие более эффективно управлять муниципальной экономикой: индивидуализация потребления в рамках небольшой группы потребителей, более точное определение категорий населения, нуждающихся в социальной помощи, субсидий целевой, конкурентоспособный выбор частных судебных чиновников, которые хотят производить общественные блага.
1. Конституция Российской ФедерацииМр:/А^^^соп81:11:и1:юп.ги/ (дата обращения - 21.01.2018 г.)
2. Конституция Республики Татарстан.
http://www.gossov.tatarstan.ru/konstitucia/ (дата обращения - 23.01.2018 г.)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения:
23.01.2018) .
4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ http://www.consultant.ru/popular/housing/ (дата обращения: 24.01.2018).
5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ http://www.consultant.ru/popular/earth/ (дата обращения: 25.04.2018).
6. Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ «О внесении изменений в
Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173198/ (дата обращения:
12.03.2018)
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) //Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822
8. О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства : федер. закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ (в ред. от 23.06.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007. - № 30. - Ст. 3799.
9. Медведев поручил публично разместить данные обо всех свободных землях. РИА новости. http://ria.ru/economy/20130913/962914033.html (дата обращения: 22.02.2018)
10. Решение Горсовета г. Набережные Челны от 10.03.2006 N 9/6 «Об основах регулирования земельных отношений в городе Набережные Челны» .http://tatarstan. regnews .org/doc/yw/yp .htm
II. Учебники и учебные пособия
11. Авакьян С.А. Муниципальное право: учебник / С.А. Авакьян. - Проспект- 397 с.
12. АвакьянС.А.Право избирать и быть избранным в российских
политических реалиях: основные конституционно-правовые проблемы.
Учебно-методический комплекс / Рук.авт. кол. и отв. ред. проф. Авакьян С.А.
- М.: Юстицинформ, 2015.
13. Бабичев И.В., Смирнов Б.В. Местное самоуправление в современной России: становление и развитие. Историко-правовые аспекты. М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. 528 с.
14. Байнова М.С. Взаимодействие власти и общества в сфере земельных отношений в современной России // Государственное управление в XXI веке: Российская Федерация в современном мире. М.: Инфра-М, 2014. С.564-567
15. Баженова О.И., Тимофеев Н.С. Правовые основы муниципальной хозяйственной деятельности: учеб.пособие. - М.: Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2012.
16. Глебова И.С., Нуртдинов Р.М., Садыртдинов Р.Р., Ясницкая, Я.С. и
др.Управление развитием региона и города: теория и практика:Монография /Под ред. Г.А.Сульдиной, Р.М. Нуртдинова. - Казань: Казанский университет, 2009. - 350 с.
17. Кутафин О.Е. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права // Журнал российского права.
- М.: Норма, 2007, № 1. - С. 46-54.
18. Кутафин О.Е., Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. -
3- е издание, перераб. и доп. / О.Е.Кутафин, В.И. Фадеев. - М.: ТК Велби, Про-спект, 2006. - 627 с.
19. Кухтин П.В. и др. Управление земельными ресурсами. М.:ПИТЕР, 2006. 448 с.
20. Лещенков Ф.А. Местное самоуправление как категория публичного права / Лещенков Ф.А. // Журнал российского права - 2012. - № 12. - С. 39 - 46.
21. Лойко П.Ф. Нормативно-правовая база землепользования в Российской Федерации: проблемы и решения // Земля и почвы России: проблемы и решения / Междунар. акад. информ. 2010. С. 44-52.
22. Мадьяров А.В. Межмуниципальные соглашения о передаче части полномочий: некоторые проблемы теории, законодательного регулирования и практики применения / А.В. Мадьяров // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 1. - С. 19-24.
23. Малый А.Ф., Гулина, В.В. Интегративная функция местного самоуправления / А.Ф. Малый, В.В. Гулина // Конституционное и муниципальное право. -2013. - № 5. - С. 55 - 59.
24. Мишина С.В. Состояние финансов городских округов Российской Федерации / С.В Мишина// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2011. - № 14. - С. 28 - 32.
25. Мишустин М. В. Администрирование имущественного налогообложения в России. Стратегия развития: Монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 367 стр.
26. Мозолин В.П. Соотношение доктрины и закона с точки зрения Конституции и конституционной экономики / В.П. Мозолин// Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2006. - Вып. 2. - С. 41.
27. Новикова С.Н. Система органов исполнительной власти в государственном управлении земельными ресурсами: этапы становления, тенденции развития / С.Н. Новикова// Вестник ТОГУ. -2010.- №1(16). - С. 235-236.
28. Оглоблина О.М. Земли в Российской Федерации. Категории, виды, порядок использования / О.М.Оглоблина, М.Ю.Тихомиров, Л.В. Тихомирова. -М.: изд. Тихомирова М.Ю., 2010. - 74 с.
29. Поносов А.Н. Социально-экономические аспекты формирования- территорий поселений в зоне влияниякрупного города // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель, 2009 № 8. - С.22-26.
30. Салихов Р.Р. Татарская буржуазия Казани и национальные реформы второй половины XIX - начала ХХ в. - Казань: Изд-во «Мастер Лайн», 2001. - 124 с.
31. Седельникова Р.И. К вопросу о праве собственности на местный бюджет в Российской Федерации / Р.И. Седельникова // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 9. - С. 74 - 78.
32. Сергеев, Д.Б. Классификации муниципальных образований: правовые аспекты / Д.Б. Сергеев // Российская юстиция. - 2013. - № 3. - С. 18 - 21.
33. Сигарев А.В. Публичные слушания: типичные проблемы муниципально-правового регулирования / А.В. Сигарев // Российская юстиция. - 2012. - № 4. -С. 70 - 72.
34. Тананушко В.С. Земельный налог как механизм эффективного управления земельными ресурсами муниципальных образований // Имущественные отношения в Российской Федерации. - Международная академия оценки и консалтинга. - № 6 (141), 2013. - С. 66-82.
35. Тарасов Э.Н. Совершенствование механизма государственного регулирования земельных отношений /Э.Н. Тарасов // Аграрный вестник Урала. - 2015. - № 11 (90). - С. 52 - 55.
36. Тимофеев Н.С. Местное самоуправление на пути к народовластию / Н.С. Тимофеев // Конституционное и муниципальное право. 2015. - № 1. - С. 53 - 56.
37. Фан-Юнг Г.Ю. Становление и развитие крупных промышленных предприятий в Казанской губернии во второй половине XIX- XX веков (на примере Казанского стеариново-мыловаренного завода Братьев КрестовниковыхЩ-ОрзУ/крШ.ги/^з card?p id=2195 (дата обращения - 10.04.2018 г.)
38. Фролова Е.В. Ресурсы модернизации социальной инфраструктуры муниципальных образований Российской Федерации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2014. № 1. С. 100-113.
39. Хабибуллин А.Р. Самостоятельность и взаимодействие общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации / А.Р. Хабибуллин // Юрист. - 2007. - №9. - С. 57-60.
40. Шеремет К.Ф. Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в РФ / К.Ф. Шеремет // Государство и право. - 1997. - № 5. - С. 37.
41. Яшин С. Н. Показатели комплексной сравнительной оценки потенциала региона в рамках мониторинга экономической безопасности / С. Н. Яшин, Е. Н. Пузов // Финансы и кредит. 2006. №5(209) с.39 - 44.