Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ

Работа №42947

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
433
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты влияния игр с правилами на произвольность поведения старших дошкольников 6
1.1 Понятие воли и произвольности в психолого-педагогической
литературе 6
1.2 Роль игр с правилами в развитии произвольного поведения дошкольника 15
1.3 Особенности руководства играми с правилами для развития
произвольного поведения в детском саду 24
Выводы по первой главе 33
Глава 2.Опытно - экспериментальное исследование влияния игр с правилами на развитие произвольного поведения старших дошкольников 35
2.1 Диагностика исходного уровня развития произвольного поведения
старших дошкольников в играх с правилами 35
2.2 Программа развития произвольного поведения с помощью игр с
правилами 40
2.3. Анализ результатов исследования и их интерпретация 43
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложения


В детской психологии развитие произвольности рассматривается как основная и центральная линия развития личности ребенка. Согласно концепции Л.С.Выгодского, «личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения», и соответственно развитие личности есть становление способности владеть своим поведением и своими психическими процессами. Д.Б.Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения - это возникновение произвольных действий и поступков. А.Н.Леонтьев полагал, что формирование общей произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребенка.
В последние годы проблема развития произвольного поведения приобретает особую значимость в связи с усиленным вниманием к подготовке ребенка к школе. Анализ теории и практики позволяет нам выделить противоречие, которое состоит в том, что проблема произвольности является важной для развития детей, но при этом психологи не располагают достаточными сведениями о факторах, влияющих на развитие произвольности и конкретными методами формирования этого важнейшего качества. Наиболее важным и ответственным периодом формирования произвольности и конкретными методами формирования этого важнейшего качества. Наиболее важным и ответственным периодом формирования произвольности является дошкольный возраст. В ряде исследований психологов показано, что в игре дети намного опережают свои возможности в сфере овладения своим поведением (З.В. Мануйленко, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Е.О. Смирнова)
Игровая форма позволяет наиболее полно раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого ребенка, стимулирует выполнение достаточно сложных заданий и операций, развивает и укрепляет произвольность психических процессов, поэтому именно игру необходимо
максимально использовать для развития личности дошкольника. В последнее время старшие дошкольники оказываются неподготовлены к «взрослой» жизни и учебной деятельности именно в отношении произвольности психических процессов. Этим и обусловлена актуальность проблемы, представленной нами на рассмотрение в данной дипломной работе.
Проблема исследования: - Каковы особенности развития произвольности у детей дошкольного возраста? - Каково влияние организованной игровой деятельности на развитие воли и произвольности у старших дошкольников?
Объект исследования - развитие произвольности у дошкольников.
Предмет исследования - развитие произвольности детей дошкольного возраста посредством игр с правилами.
Цель работы: выявить уровень развития произвольности у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что развитие произвольности поведения в старшем дошкольном возрасте наиболее эффективно будет происходить в специально организованных занятиях с использованием игр с правилами, направленных на развитие умения выполнять правила в игре, преодолевать ситуативное реагирование на импульсы внешней среды, тормозить спонтанную активность, сдерживать себя.
Цель и гипотеза определили необходимость решения следующих задач исследования:
1. На основе анализа теоретической литературы изучить сущность понятий воли и произвольности;
2. Раскрыть роль игр с правилами в развитии произвольного поведения;
3. Выявить исходный уровень развития произвольного поведения в дошкольном возрасте;
4. Разработать программу по развитию произвольности поведения с помощью игр с правилами у старших дошкольников.
5. Проанализировать результаты исследования
4
Теоретические основы исследования:
- исследования воли как высшей психической функции (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Селиванов, Д.Н.Узнадзе);
- исследования развития воли и произвольности у дошкольников (Л.И.Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. В. Лаврентьева,
С.Л.Новоселова, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.).
Методы исследования:
- теоретические - анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические - педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение.
- математические - количественный и качественный анализ полученных данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад №308 общеразвивающего вида Авиастроительного муниципального района Республики Татарстан. Период проведения: сентябрь 2017года по апрель 2018год. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет контрольной группа- 20 человек и экспериментальная группа - 20 человек.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе работы были выполнены следующие задачи:
- на основании анализа психолого-педогагической литературы раскрыто понятия «воля», «произвольность» рассмотрено влияния игр с правилами на развитие произвольного поведения старших дошкольников;
- определены особенности развития произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста;
- разработана и апробирована специально созданная программа по развитию произвольности поведения с помощью игр с правилами у старших дошкольников;
- на основании проделанного исследования сделаны выводы и даны рекомендации, направленные на формирование произвольного поведения в старшем дошкольном возрасте.
Развитие произвольного поведения приводит к появлению у детей на определённом этапе способности совершения усилий для преодоления трудностей и препятствий.
Способность к преодолению ситуативного реагирования на стимулы внешней среды и торможение импульсивной, спонтанной активности является характерной чертой произвольного поведения, важнейшего психического новообразования старших дошкольников, опосредованного нормами и правилами.
Игры с правилами обеспечивают ребенку физическую и умственную активность, приучают его мыслить, быстро реагировать на новое, закрепляют старое. Предназначение любой игры - развитие ребенка физически, интеллектуально, психологически.
Опытно - экспериментальная часть исследования состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.
На констатирующем этапе эксперимента была проведена диагностика
выявления произвольного поведения в старшем дошкольном возрасте и
контрольных этапах выявление роли игры с правилами на произвольное
53
поведение старших дошкольников.
Таким образом, в результате проведенной диагностики мы сделали заключение, что в экспериментальной группе старших дошкольников, с которыми была проведена серия специально разработанных игровых занятий, направленных на формирование произвольного поведения количество детей с высоким уровнем по данному параметру увеличилось с 10(50%) до 15(75%). Старших дошкольников со средним и ниже средним уровнем у 5(25%) детей уровень произвольности, и у 0(0%) ребенка уровень произвольности. Воспитанников экспериментальной группы, которые имеют очень высокий уровень по исследуемому параметру, стало больше. Их количество возрасло 5(25%)
Следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: процесс формирования произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста может быть эффективным, если будут:
разработана и апробирована программа игр, проводимых с дошкольниками старшего дошкольного возраста, направленная на формирование произвольного поведения.
Данная работа имеет практическую значимость для построения воспитательной работы с детьми в дошкольных учреждениях по развитию произвольности поведения в играх с правилами.


Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя / Н.П.Аникеева.-Новосибирск: «Момент истины», ТОО «Литера», 1994. - 144с.
2. Анищенко, О. А. Развиваем в игре: Пособие для педагогов и практических психологов дошкольных учреждений / О. А. Анищенко, Л.А.Вяткина, М. В. Мащенко. - Мн.: «Асар», 2000. - 112 с.
3. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А.Адлер.
- М., 1995. - 378с.
4. Балыкина, У. В. Особенности развития волевых действий и произвольности детей старшего дошкольного возраста в условиях сочетания игровой и продуктивных видов деятельности / У.В.Балыкина // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. - 2014. - № 17. - ART 131161. - 0,3 п. л. - URL: http://www.kids.covenok.ru/131895.htm
5. Бурлакова, И. А. Интегративные качества ребенка-дошкольника / И.А.Бурлакова, Н. И. Гуткина, Е. К. Ягловская. — М.: МГППУ, 2012. — 51 с.
— URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=108763.
6. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Л.Р.Болотина, Т. С.Комарова, С. П. Баранов.. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с.
7. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л.И.Божович. - М., 1995. - 334с.
8. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности форсирования личности в детстве / Г. М. Бреслав. -М., 2000. -432с.
9. Быкова, М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / М. В. Быкова и др.// Вопросы психологии, 2002. - №3. - С.13-17.
10. Возрастная и педагогическая психология / Сост. И.В. Дубровина. - М.: Академия, 1998. - 32
11. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л.С.Выготский. - М.,
55
2002. - 467с
12. Гуревич, К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика: изб. труды / К.М. Гуревич. - М.: Питер; СПб.: Питер, 2008. - 335с.
13. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И.Гуткина. - М.: Академический Проект, 2000.-184 с.
14. Житко, И. В. Развивающие игры для дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И.В.Житко, А. А. Петрикевич, М. М. Ярмолинская. - Минск: Выш. шк., 2007. - 72 с.
15. Зюбин, Л.М. Растить человека: Записки психолога / Л.М.Зюбин . - Л.: Лениздат, 1988. - 141с.
16. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: автореф. докт. дис. / В.А. Иванников. - М., 1989. - 46с.
17Иванников, В.А. Произвольные процессы и проблема воли / В.А. Иванников // Вестник МГУ. Сер. 14. - 1986. - №2. - С.18-28.
18Иванников, В.А. К сущности волевого поведения / В.А. Иванников //Психологический журнал. - 1985. - Т.6. - №3. - С.47-55.
19Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.в. Артемова и др.; под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989. - 286с.
20. Кузнецов, В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся / В.М.Кузнецов. - М.: Народное образование, 1994. - 144с.
21. Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Ф.Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова; под ред. Г.Ф. Кумариной.- М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 320с.
22. Кураев, Г.А. Психология человека: Курс лекций / Г.А.Кураев, Е.Н. Пожарская. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. -232 с
23. Котырло, В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников / В.К.Котырло. - Киев: Рад. школа, 1971. - 199с.
56
24. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность / Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. - М.: Знание, 1987. - 80с.
25. Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев // Проблемы развития психики. - М., 1959. - С.52-98.
26. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики/ А.Н. Леонтьев. - М.: Мысль, 1965. - 572с.
27. Лисина, М.И. О некоторых услоиях превращения непроизвольных реакций в произвольные / М.И. Лисина // Доклады АПН РСФСР. - 1957. - №1. - С.85-87.
28. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г.Маклаков. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил.
29. Мендержицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т. А. Марковой / Д.В.Менджрицкая. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
30. Мухина, В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп/ В.С.Мухина. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
31. Маланов, С.В. Петр Яковлевич Гальперин и его вклад в отечественную психологию / С.В. Маланов // Начальная школа плюс До и после, 2006. - №7. - С.78-80.
32. Назаренко, В.В. Характеристика развития мотивационной сферы
современных детей 5 - 7 лет / В.В. Назаренко // Современные проблемы психологии личности: теория и практика.
http: //psyj oumals.ru/bozhovich/issue/30159_full. shtml
ЗЗ.Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы / Л.Ф.Обухова. - М., 1995. - 405с.
34. Психическое развитие воспитанников детского дома / под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. - М., 1990. - 264с.
35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -
57
СПб.: Питер, 1999. - 712с.
36. Рогов, Е.И. Эмоции и воля./ Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2001. -
240с.
37. Рогов, Е.И. Общая психология Курс лекций для первой ступени пед.образования. Эмоции и воля./ Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 448с
38. Смирнова, Е.О. Развитие отношения к сверстникам в дошкольном возрасте / Смирнова Е.О., Гударева О.В. // Вопросы психологии. - 2004. - №1. - С.90-101.
39. Семенова, Т. С. - Изучение воли и произвольности у старших дошкольников / Т.С.Семенова // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2012.
- № 28. - С. 1042-1046
40. Степанов, А. А. Влияние игровой деятельности на развитие произвольности и осознанности поведения дошкольников / А.А.Степанов // Территория науки, 2006. -№1. URL: http://cyberlenmka.ru/article/nMiyanie- igrovoy-deyatelnosti-na-razvitie-proizvolnosti-i-osoznannosti-povedeniya- doshkolnikov.
41. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е Сапогова. - М.: Аспект пресс, 2001. 460 с
42. Смирнова, Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
— 366 с.
43. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. - изд. 4-е. - Ростов н/Дону: Феникс, 2006. - 542с.
44. Силберг, Дж. 300 трехминутных развивающих игр для детей / Дж. Силберг // Пер. с англ. Е. А. Бакушева. - 2-е изд. - Мн.: ООО «Попурри», 2005. - 192 с.
45. Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г.А.Урунтаева., Ю.А.Афонькина. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 304 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ