Введение
Глава 1. Теоретические аспекты влияния игр с правилами на произвольность поведения старших дошкольников 6
1.1 Понятие воли и произвольности в психолого-педагогической
литературе 6
1.2 Роль игр с правилами в развитии произвольного поведения дошкольника 15
1.3 Особенности руководства играми с правилами для развития
произвольного поведения в детском саду 24
Выводы по первой главе 33
Глава 2.Опытно - экспериментальное исследование влияния игр с правилами на развитие произвольного поведения старших дошкольников 35
2.1 Диагностика исходного уровня развития произвольного поведения
старших дошкольников в играх с правилами 35
2.2 Программа развития произвольного поведения с помощью игр с
правилами 40
2.3. Анализ результатов исследования и их интерпретация 43
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложения
В детской психологии развитие произвольности рассматривается как основная и центральная линия развития личности ребенка. Согласно концепции Л.С.Выгодского, «личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения», и соответственно развитие личности есть становление способности владеть своим поведением и своими психическими процессами. Д.Б.Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения - это возникновение произвольных действий и поступков. А.Н.Леонтьев полагал, что формирование общей произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребенка.
В последние годы проблема развития произвольного поведения приобретает особую значимость в связи с усиленным вниманием к подготовке ребенка к школе. Анализ теории и практики позволяет нам выделить противоречие, которое состоит в том, что проблема произвольности является важной для развития детей, но при этом психологи не располагают достаточными сведениями о факторах, влияющих на развитие произвольности и конкретными методами формирования этого важнейшего качества. Наиболее важным и ответственным периодом формирования произвольности и конкретными методами формирования этого важнейшего качества. Наиболее важным и ответственным периодом формирования произвольности является дошкольный возраст. В ряде исследований психологов показано, что в игре дети намного опережают свои возможности в сфере овладения своим поведением (З.В. Мануйленко, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Е.О. Смирнова)
Игровая форма позволяет наиболее полно раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого ребенка, стимулирует выполнение достаточно сложных заданий и операций, развивает и укрепляет произвольность психических процессов, поэтому именно игру необходимо
максимально использовать для развития личности дошкольника. В последнее время старшие дошкольники оказываются неподготовлены к «взрослой» жизни и учебной деятельности именно в отношении произвольности психических процессов. Этим и обусловлена актуальность проблемы, представленной нами на рассмотрение в данной дипломной работе.
Проблема исследования: - Каковы особенности развития произвольности у детей дошкольного возраста? - Каково влияние организованной игровой деятельности на развитие воли и произвольности у старших дошкольников?
Объект исследования - развитие произвольности у дошкольников.
Предмет исследования - развитие произвольности детей дошкольного возраста посредством игр с правилами.
Цель работы: выявить уровень развития произвольности у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что развитие произвольности поведения в старшем дошкольном возрасте наиболее эффективно будет происходить в специально организованных занятиях с использованием игр с правилами, направленных на развитие умения выполнять правила в игре, преодолевать ситуативное реагирование на импульсы внешней среды, тормозить спонтанную активность, сдерживать себя.
Цель и гипотеза определили необходимость решения следующих задач исследования:
1. На основе анализа теоретической литературы изучить сущность понятий воли и произвольности;
2. Раскрыть роль игр с правилами в развитии произвольного поведения;
3. Выявить исходный уровень развития произвольного поведения в дошкольном возрасте;
4. Разработать программу по развитию произвольности поведения с помощью игр с правилами у старших дошкольников.
5. Проанализировать результаты исследования
4
Теоретические основы исследования:
- исследования воли как высшей психической функции (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Селиванов, Д.Н.Узнадзе);
- исследования развития воли и произвольности у дошкольников (Л.И.Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. В. Лаврентьева,
С.Л.Новоселова, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.).
Методы исследования:
- теоретические - анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические - педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение.
- математические - количественный и качественный анализ полученных данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад №308 общеразвивающего вида Авиастроительного муниципального района Республики Татарстан. Период проведения: сентябрь 2017года по апрель 2018год. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет контрольной группа- 20 человек и экспериментальная группа - 20 человек.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложений.
В процессе работы были выполнены следующие задачи:
- на основании анализа психолого-педогагической литературы раскрыто понятия «воля», «произвольность» рассмотрено влияния игр с правилами на развитие произвольного поведения старших дошкольников;
- определены особенности развития произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста;
- разработана и апробирована специально созданная программа по развитию произвольности поведения с помощью игр с правилами у старших дошкольников;
- на основании проделанного исследования сделаны выводы и даны рекомендации, направленные на формирование произвольного поведения в старшем дошкольном возрасте.
Развитие произвольного поведения приводит к появлению у детей на определённом этапе способности совершения усилий для преодоления трудностей и препятствий.
Способность к преодолению ситуативного реагирования на стимулы внешней среды и торможение импульсивной, спонтанной активности является характерной чертой произвольного поведения, важнейшего психического новообразования старших дошкольников, опосредованного нормами и правилами.
Игры с правилами обеспечивают ребенку физическую и умственную активность, приучают его мыслить, быстро реагировать на новое, закрепляют старое. Предназначение любой игры - развитие ребенка физически, интеллектуально, психологически.
Опытно - экспериментальная часть исследования состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.
На констатирующем этапе эксперимента была проведена диагностика
выявления произвольного поведения в старшем дошкольном возрасте и
контрольных этапах выявление роли игры с правилами на произвольное
53
поведение старших дошкольников.
Таким образом, в результате проведенной диагностики мы сделали заключение, что в экспериментальной группе старших дошкольников, с которыми была проведена серия специально разработанных игровых занятий, направленных на формирование произвольного поведения количество детей с высоким уровнем по данному параметру увеличилось с 10(50%) до 15(75%). Старших дошкольников со средним и ниже средним уровнем у 5(25%) детей уровень произвольности, и у 0(0%) ребенка уровень произвольности. Воспитанников экспериментальной группы, которые имеют очень высокий уровень по исследуемому параметру, стало больше. Их количество возрасло 5(25%)
Следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: процесс формирования произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста может быть эффективным, если будут:
разработана и апробирована программа игр, проводимых с дошкольниками старшего дошкольного возраста, направленная на формирование произвольного поведения.
Данная работа имеет практическую значимость для построения воспитательной работы с детьми в дошкольных учреждениях по развитию произвольности поведения в играх с правилами.
Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя / Н.П.Аникеева.-Новосибирск: «Момент истины», ТОО «Литера», 1994. - 144с.
2. Анищенко, О. А. Развиваем в игре: Пособие для педагогов и практических психологов дошкольных учреждений / О. А. Анищенко, Л.А.Вяткина, М. В. Мащенко. - Мн.: «Асар», 2000. - 112 с.
3. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А.Адлер.
- М., 1995. - 378с.
4. Балыкина, У. В. Особенности развития волевых действий и произвольности детей старшего дошкольного возраста в условиях сочетания игровой и продуктивных видов деятельности / У.В.Балыкина // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. - 2014. - № 17. - ART 131161. - 0,3 п. л. - URL: http://www.kids.covenok.ru/131895.htm
5. Бурлакова, И. А. Интегративные качества ребенка-дошкольника / И.А.Бурлакова, Н. И. Гуткина, Е. К. Ягловская. — М.: МГППУ, 2012. — 51 с.
— URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=108763.
6. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Л.Р.Болотина, Т. С.Комарова, С. П. Баранов.. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с.
7. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л.И.Божович. - М., 1995. - 334с.
8. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности форсирования личности в детстве / Г. М. Бреслав. -М., 2000. -432с.
9. Быкова, М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / М. В. Быкова и др.// Вопросы психологии, 2002. - №3. - С.13-17.
10. Возрастная и педагогическая психология / Сост. И.В. Дубровина. - М.: Академия, 1998. - 32
11. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л.С.Выготский. - М.,
55
2002. - 467с
12. Гуревич, К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика: изб. труды / К.М. Гуревич. - М.: Питер; СПб.: Питер, 2008. - 335с.
13. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И.Гуткина. - М.: Академический Проект, 2000.-184 с.
14. Житко, И. В. Развивающие игры для дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И.В.Житко, А. А. Петрикевич, М. М. Ярмолинская. - Минск: Выш. шк., 2007. - 72 с.
15. Зюбин, Л.М. Растить человека: Записки психолога / Л.М.Зюбин . - Л.: Лениздат, 1988. - 141с.
16. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: автореф. докт. дис. / В.А. Иванников. - М., 1989. - 46с.
17Иванников, В.А. Произвольные процессы и проблема воли / В.А. Иванников // Вестник МГУ. Сер. 14. - 1986. - №2. - С.18-28.
18Иванников, В.А. К сущности волевого поведения / В.А. Иванников //Психологический журнал. - 1985. - Т.6. - №3. - С.47-55.
19Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.в. Артемова и др.; под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989. - 286с.
20. Кузнецов, В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся / В.М.Кузнецов. - М.: Народное образование, 1994. - 144с.
21. Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Ф.Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова; под ред. Г.Ф. Кумариной.- М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 320с.
22. Кураев, Г.А. Психология человека: Курс лекций / Г.А.Кураев, Е.Н. Пожарская. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. -232 с
23. Котырло, В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников / В.К.Котырло. - Киев: Рад. школа, 1971. - 199с.
56
24. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность / Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. - М.: Знание, 1987. - 80с.
25. Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев // Проблемы развития психики. - М., 1959. - С.52-98.
26. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики/ А.Н. Леонтьев. - М.: Мысль, 1965. - 572с.
27. Лисина, М.И. О некоторых услоиях превращения непроизвольных реакций в произвольные / М.И. Лисина // Доклады АПН РСФСР. - 1957. - №1. - С.85-87.
28. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г.Маклаков. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил.
29. Мендержицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т. А. Марковой / Д.В.Менджрицкая. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
30. Мухина, В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп/ В.С.Мухина. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
31. Маланов, С.В. Петр Яковлевич Гальперин и его вклад в отечественную психологию / С.В. Маланов // Начальная школа плюс До и после, 2006. - №7. - С.78-80.
32. Назаренко, В.В. Характеристика развития мотивационной сферы
современных детей 5 - 7 лет / В.В. Назаренко // Современные проблемы психологии личности: теория и практика.
http: //psyj oumals.ru/bozhovich/issue/30159_full. shtml
ЗЗ.Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы / Л.Ф.Обухова. - М., 1995. - 405с.
34. Психическое развитие воспитанников детского дома / под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. - М., 1990. - 264с.
35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -
57
СПб.: Питер, 1999. - 712с.
36. Рогов, Е.И. Эмоции и воля./ Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2001. -
240с.
37. Рогов, Е.И. Общая психология Курс лекций для первой ступени пед.образования. Эмоции и воля./ Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 448с
38. Смирнова, Е.О. Развитие отношения к сверстникам в дошкольном возрасте / Смирнова Е.О., Гударева О.В. // Вопросы психологии. - 2004. - №1. - С.90-101.
39. Семенова, Т. С. - Изучение воли и произвольности у старших дошкольников / Т.С.Семенова // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2012.
- № 28. - С. 1042-1046
40. Степанов, А. А. Влияние игровой деятельности на развитие произвольности и осознанности поведения дошкольников / А.А.Степанов // Территория науки, 2006. -№1. URL: http://cyberlenmka.ru/article/nMiyanie- igrovoy-deyatelnosti-na-razvitie-proizvolnosti-i-osoznannosti-povedeniya- doshkolnikov.
41. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е Сапогова. - М.: Аспект пресс, 2001. 460 с
42. Смирнова, Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
— 366 с.
43. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. - изд. 4-е. - Ростов н/Дону: Феникс, 2006. - 542с.
44. Силберг, Дж. 300 трехминутных развивающих игр для детей / Дж. Силберг // Пер. с англ. Е. А. Бакушева. - 2-е изд. - Мн.: ООО «Попурри», 2005. - 192 с.
45. Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г.А.Урунтаева., Ю.А.Афонькина. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 304 с.