Введение 3 стр.
I. Теоретико-методологические основы правового положения
органов местного самоуправления в ФРГ 6 стр.
§ 1. Общая характеристика органов местного самоуправления в ФРГ 6 стр.
§ 2. Понятия правового статуса органов местного самоуправления в ФРГ 24 стр.
II. Основные элементы правового статуса органов местного самоуправления в ФРГ 35 стр.
§1. Виды и порядок формирования органов местного самоуправления в ФРГ 35 стр.
§ 2. Компетенция органов местного самоуправления в ФРГ 47 стр.
§ 3. Организация деятельности органов местного самоуправления в ФРГ 64 стр.
§ 4. Надзор за деятельностью органов местного самоуправления в ФРГ 72 стр.
Заключение 78 стр.
Список использованной литературы 81 стр
Особое значение в рамках российской концепции организации власти в условиях федеративного государства имеет реализация идеи местного самоуправления как важнейшего инструмента формирования гражданского общества, с одной стороны, и как властного института, с другой. Пока не раскрыты в полной мере богатый демократический и управленческий потенциал, который несет в себе местное самоуправление ФРГ. Для решения этой задачи необходимо тщательное изучение и творческое использование правового опыта ФРГ.
Вопросы организации органов местного самоуправления остаются актуальными на протяжении многих лет и продолжают влиять на её практическую реализацию.
Выбор органов местного самоуправления ФРГ в качестве объекта исследования и сравнительного анализа не случаен. Интерес к немецкому опыту организации публичного управления и местного самоуправления, определяется не только тем, что ФРГ имеет глубокие демократические традиции и в ней уже реализованы многие идеи, которые для России представляются пока программными конституционными направлениями (развитое гражданское общество, четыре модели органов местного самоуправления и т.п.). ФРГ и Российскую Федерацию отличают также близость правовых систем, историческая связанность, общность федеративной формы государственного устройства.
В ФРГ накоплен обширный опыт организации и функционирования органов местного самоуправления, который, зачастую, недостаточно учитывается в практике местного самоуправления в Российской Федерации.
Теоретическую основу сравнительного исследования составляют работы: Н.В. Нагорной, С.А. Левина, Е.В. Гриценко, В.В. Маклакова, Х.Й. Шпангера, С. Кульман, Ф.Л. Канемаейр, Э. Маркварт, Д. Элерса, В. Тиде, Н. Оберлик, Я.Ю. Старцева, С.А. Авакьяна, Г. Штимпфла, Х. Шоллера, Е. А. Елисеенко, Э. Тилкорна, Д.Ю. Шапсугова, К.К. Барановой. Вместе с тем, в российской литературе ощущается явный недостаток как исследования общего плана, связанных со сравнительным анализом публично-правовых институтов различных демократических государств с точки зрения применимости для России, так и работ, посвященных изучению непосредственно германского опыта организации местного самоуправления.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием органов местного самоуправления ФРГ, осуществлением контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления.
Предмет исследования составляют нормы конституционного права ФРГ, закрепляющие институт местного самоуправления, а также основные элементы муниципальных систем - правовую основу, территориальную организацию, систему муниципальных органов, их компетенцию.
Нормативную базу выпускного квалификационного исследования составляют международные договоры, участником которых является ФРГ и Российская Федерация (прежде всего, Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.), Основной закон Федеративной республики Германии от 23 мая 1949 г., Конституция Баварии, Конституция Баден-Вюртемберга от 11 ноября 1953 г., Конституция земли Гессен от 1 декабря 1946 г., Гражданский кодекс ФРГ от 23 сентября 2004 г., Строительный кодекс ФРГ от 2 января 2002 г., Муниципальный кодекс земли Северный Рейн-Вестфалия от 14 июля 1994 г., Федеральный закон о реформе муниципальных финансах от 8 сентября 1969 г., Закон об общинах Баварии от 22 августа 1998 г., Закон об общинах земли Баден- Вюртемберг от 24 июля 2000 г., Нижнесаксонский Закон о выборах в районах общинах и районах от 18 января 1996 г., Закон о местных выборах в Бранденбурге в версии от 09 июля 2009 г., Соглашение района Wesel с общинами Dinslaken, Kamp- Lintfort, Mears, Rheinberg, Wesel und Xanten, Alpen, Hamminkeln, Htinxe, Neukirchen-Vluyn, Schermbeck, Sonsbeck und Ford. от 26 Апреля 1961 г., Устав Совета города Rheinberg от 12 октября 2004г. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В исследовании использованы также и Интернет-сайты с информацией о местном самоуправлении (http://www.bujet.ru; http://www.bayem.de; http://www.recht.nrw.de; http://www.moers.de).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников.
На основании исследования развития теоретических концепций местного самоуправления в ФРГ, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в ее конституционно-правовой доктрине господствует дуалистическая теория местного самоуправления, в соответствии с которой местное самоуправление, с одной стороны, признается продолжением государственного управления на местном уровне, а с другой - является легитимным выразителем интересов местного сообщества.
Воплощение данной теории в муниципальном законодательстве ФРГ позволило преодолеть противопоставление государственного, публично-правового и локального начал в местном самоуправлении и способствовало успешному проведению муниципальных реформ.
Изучение моделей органов местного самоуправления, реализованных в ФРГ, позволило сделать вывод о том, что на формирование муниципальной системы существенное влияние оказывают не только особенности его правовой системы, но и государственное устройство и связанные с ним принципы территориального распределения властных полномочий, а также специфика исторического развития местного самоуправления, и государства в целом.
Несмотря на существенные различия в опыте демократического развития РФ и ФРГ, при сопоставлении российского и немецкого законодательного и теоретического подходов к анализу соотношения местного самоуправления в них можно выделить следующие общие моменты:
1. Закрепление местного самоуправления на уровне федеральной Конституции как важнейшего принципа демократического и правового государства.
2. Государства гарантируют местное самоуправление.
3. Признание двойственной природы местного самоуправления сочетания в нем демократического и управленческого начал.
4. Осуществление населением местного самоуправления вопросов местного значения самостоятельно, под собственную ответственность и в рамках закона (ст. 28 абз.2 Основного Закона Германии; земельные законы об общинах; ст. 130 Конституции РФ; ст. 14 Федерального закона №131, региональные законы о местном самоуправлении).
5. Обязательное наличие в общинах, районах (уездах), муниципальных образованиях выборных органов местного самоуправления (органов народного представительства), сформированных на основе свободных, всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании (ст. 28 абз. 1 Основного Закона Германии, ст. 130 Конституции РФ, ст. 35,40 Федерального закона №131).
6. Дуалистический подход к разграничению предметов ведения и полномочий местного самоуправления: выделение "вопросов местного значения" ("предметов ведения местного сообщества) и порученных государством полномочий (переданных государственных).
7. Ответственность местного самоуправления перед государством как за осуществление собственных, так и переданных полномочий. В ФРГ высока ответственность местной власти перед населением, потому что 80% всех вопросов решаются на низовом уровне.
8. Существует некоторое различие пределов и средств контроля (надзора) за местным (коммунальным) самоуправлением со стороны государства в зависимости от характера выполняемых задач: правовой контроль (правовой надзор - Rechtsaufsicht), т. е. проверка актов и действий субъектов местного самоуправления только на предмет соответствия законодательству в процессе реализации собственных полномочий; правовой, отраслевой, целевой контроль (отраслевой надзор - Fachaufsicht) в процессе реализации переданных государственных полномочий.
На основании исследования органов местного самоуправления в ФРГ, полагаю, что возможно установить в российском муниципальном законодательстве различные (в т.ч. налоговые, бюджетные) методы муниципальных образований, а также использовать объединения муниципальных образований по территориальному признаку (федерации и агломерации поселений) и укрупнения муниципальных образований.
Опыт реализации институтов непосредственной демократии (таких как референдум, народная правотворческая инициатива) в местном самоуправлении ФРГ полезен для российского местного самоуправления, что способствует привлечению местного населения к решению вопросов местного значения, а также утверждению муниципальных образований как самостоятельных субъектов конституционного права.
Глубокое изучение законодательства о местном самоуправлении, а также практики муниципальных реформ в ФРГ, их учет при разработке и реализации федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, а также других нормативных правовых актов, регулирующих местное самоуправление, взаимодействие и взаимосвязь местного самоуправления и государственных институтов могут и должны сыграть важную роль в укреплении органов местного самоуправления, совершенствовании их работы и повышении эффективности функционирования.
Как бы ни оценивались различия в подходах к оценке соотношения органов местного самоуправления в России и ФРГ, ясно одно: демократические традиции местного самоуправления в России находятся лишь в стадии формирования.
Знание богатого опыта, накопленного ФРГ, близкой нашей стране не только по форме государственного устройства (федерация), но и по сложившейся в ней правовой системе, помогло в немалой степени России в выработке собственной концепции демократического устройства местной власти в условиях федерализма.
Наличие некоторых общих исходных принципов в оценке роли местного (коммунального) самоуправления в обществе и государстве, однако, не может умалить значение особенностей правовой интерпретации и практической реализации данного института в России и ФРГ.
1) Европейская хартия местного самоуправления от 15.10.1982, утв. Федеральным законом от 22.01.1987: Europaeische Charta der kommunalen Selbstverwaltung v. 15.10.1982, Gesetz v. 22.01.1987 (BGBl. III № 1/2016).
2) Основной закон ФРГ (в ред. 46 Законов о внесении изм. в Основной закон): Grundgesetz flier die Bundesrepuik Deutschland / Textausg. Stand: Juli 2017 (mit 46 Gesetzen zur Aenderung des Grundgesetzes).
3) Основной закон Федеративной Республики Германии (перевод и вступ, статья В.В. Невинского) // Конституция зарубежных государств: учебное пособие/сост. Проф.В.В. Маклаков. - 4-е изд. Перераб. И доп. М. 2003. Стр.115- 132.
4) Конституция Свободного государства Баварии: Verfassung des Freistaates Bayem v. 2.12.1946 i. d. F. der Bekanntmachung v. 15.12.1998 (GVBI., S. 991).
5) Конституция земли Баден-Вюртемберг: Verfassung des Landes Baden- Wuerttemberg v. 11.11.1953 (GBl., S. 173), zuletzt geaend. durch das Gesetz v.
15.02.1995 (GBl., S. 269) und das Gesetz v. 01.12.2015 (GBl., S. 1030ff).
6) Конституция земли Гессен: Verfassung des Landes Hessen v. 1.12.1946 (GVHL,
S. 229), zuletzt geaend. durch Gesetz v. 29.04.2011 (GVHL, S. 182).
Федеральные законы, постановления и решения федеральных органов государственной власти, договоры между федеральными и земельными органами государственной власти (по сост. на 12.01.2011)
7) Гражданский кодекс: Buergerliches Gesetzbuch (BGB) v. 18.08.1896 (RGBl. I,
S. 195), zuletzt geaend. durch Gesetz v. 20. Juli 2017 (BGBl. I S. 2787).
8) Строительный кодекс: Baugesetzbuch (BauGB) v. 23.06.1960 (BGBl.l, S. 341) i.
d. F. der Bekanntmachung v. 27.08.1997 (BGBl. I, S.2141; 1998, S. 137), zulezt geaend. durch Gesetz v. Art. 2 G vom 20. Juli 2017 (BGBl. I S. 2808, 2831)
9) Муниципальный кодекс земли Северный Рейн-Вестфалия (NRW ГО) от 14 июля 1994г. § 3, § 26, § 40, § 43, § 70 и § 114 с внесенными изминениями 09/10/2007 (GV. NRW. S.380), которое вступило в силу 17 Октября 2017 года. Gemeindeordnung fiir das Land Nordrhein-Westfalen(GO NRW), Vom 14. Juli 1994 (Fn 1, 35) § 3, § 26, § 40, § 43, § 70 und § 114 zuletzt geandert durch Artikel I d. Gesetzes v. 9.10.2007(GV. NRW. S.380), in Кгай getreten am 17. Oktober 2017.www.recht.nrw.de.
10) Приложение к § 11 Устава Совета города Rheinberg от 12.10.2004 с изм и доп. 15.10.2015 (GV. NRW. С. 741).
11) Устав Совета города Rheinberg от 12.10.2004 с изм и доп. 15.03.2015 (GV. NRW. С. 741).
12) Федеральный закон о кредитовании: Gesetz ueber das Кreditwesen (Кreditwesengesetz) v. 10.07.1961 (BGBl.1, S. 881) i. d. F. der Bekanntmachung v. 17. Juli 2017 (BGBl. I S. 2446, 2493).
13) Федеральный закон о реформе муниципальных финансов: Gesetz zur Neuordnung der Gemeindefinanzen (Gemeindefinanzreformgesetz) v. 8.09.1969 (BGBl. I, S. 1587) i. d. F. der Bekanntmachung v. 6.02.1995 (BGBl. I, S. 189), zuletzt geaend. durch Gesetz zur Senkung der Steuersaetze und zur Reform der Untemehmensbesteuerung v. 23.10.2000 (BGBl. I, S. 1433).
14) Федеральный закон о земельном налоге: Grundsteuergesetz v. 7.08.1973 (BGBl. I, S. 965), zuletzt geaend. durch Gesetz zur Bereinigung von steuerlichen Vorschriften v. 19. Dezember 2008 (BGBl. I S. 2794, 2844).
15) Закон об общинах земли Баден-Вюртемберг - Закон (Уложение) об. общинах земли Баден-Вюртемберг: Gemeindeordnung fuer das Land Baden- Wuerttemberg i. d. F. v. 24.07.2000 (GBl. S. 582, ber. S. 698), geaend. v.
19.05.2014.
16) Закон об общинах земли Северный Рейн-Вестфалия - Закон (Уложение) об общинах земли Северный Рейн-Вестфалия: Gemeindeordnung fuer das Land Nordrhein-Westfalen i. d. F. v. 14.07.1994 (GV NW, S. 666), zuletzt geaend. durch Gesetz v. 4. April 2016.
17) Закон о муниципальных сборах Бранденбурга: Kommunalabgabengesetz fuer das Land Brandenburg i. d. F. der Bekanntmachung v. 10. Juli 2014 (GVBl.I/14, [Nr. 32]).
18) Закон о местных выборах в Бранденбурге в версии, опубликованной на 09 Июль 2009 (GVBI.I/09, [№ 14], S.326).
19) Нижнесаксонский Закон о выборах в районах общинах и районах (уездах): Niedersaechsisches Gemeinde- und Kreiswahlgesetz i. d. F. v.
18.01.1996 (Nds. GVB1., S. 5), geaend. durch Art. 5 des Gesetzes v. 1.04.1996 (Nds. GVB1., S.82) mit Berichtigung v. 17. September 2015 (Nds. GVBl. S. 186).
20) Постановление о закреплении за районами (уездами) задач из сферы переданных государственных полномочий, реализуемых ими на территории самостоятельных крупных городов и общин: Allgemeine Verordnung ueber die den Landkreisen gegenueber den grossen selbstaendigen Staedten und den selbstaendigen Gemeinden vorbehaltenen Aufgaben des uebertragenen Wirkungskreises v. 19.12.1990 (Nds. GVBl., S. 519), Vom 14.12.2004 (Nds.GVBI. Nr.41/2004 S.587), geandert durch Art. 2 der VO vom 18.11.2008 (Nds^VM. Nr.23/2008 S.354) und § 21 Abs.3 derVO v. 5.November 2004 (Nds.GVBl. S.394).
21) Постановление о порядке проведения муниципальных выборов: Niedersaechsisches Kornmunalwahlordnung v. 07.08.2017 (Nds. GVBl. S. 255) Межземельные договоры и соглашения
22) Государственный договор Свободного государства Баварии и Свободного государства Тюрингии о целевых союзах, целевых соглашениях, коммунальных рабочих сообществах, а также об объединениях по вопросам водо- и землепользования: Staatsvertrag zwischen dem Freistaat Bayem und dem Freistaat Thueringen ueber Zweckverbaende, Zweckvereinbarungen, kommunale
Arbeitsgemeinschaften sowie Wasser- und Bodenverbaende v. 19.07.1994; Thueringer Gesetz zu dem Staatsvertrag (GVOBl. Thuer. 1994, S. 931). zuletzt geandert durch § 13 des Gesetzes vom 27. Juli 2009 (GVBI S. 400).
23) Закон о местном сотрудничестве Шлезвиг-Гольштейн (SH ТВЦ), в версии Gesetz iiber die kommunale Zusammenarbeit Schleswig-Holstein (GkZ SH), in der Fassung vom 28. Februar 2003 GVOBI. 2003, 122), zuletzt geandert durch Gesetz vom 21.06.2016 (GVOBl. S. 528)
24) Соглашение района Wesel с общинами Dinslaken, Kamp-Lintfort, Mears, Rheinberg, Wesel und Xanten, Alpen, Hamminkeln, Hiinxe, Neukirchen- Vluyn, Schermbeck, Sonsbeck und Ford. от 26 Апрель 1961 (SGV NW 202) с изм. и доп. 31 Мая 1974 года (SGV NW 223)
Законодательство и иные нормативно-правовые акты (Российская Федерация)Акты международного права
25) Европейская хартия местного самоуправления от 15.10.1982, ратиф. Федеральным законом от 11.04.1998 № 55-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1695.
Нормативные правовые акты РФ
26) Российская Федерация. Конституция (1993) поправки от 21.07.2014 N 11-ФКЗ.
27) Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г ФЗ - № 13l (в редакции Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 38-ФЗ).
II. Материалы судебной практики Решения Федерального конституционного суда Г ермании
28) Решение no делу о баварском Законе об общинных сборах - Beschluss des Zweiten Senats v. 23.02.1972 in dem Verfahren zur Pruefung der Verfassungsmaessigkeit des Art. 16 Abs. 1 des bayerischen Gemeindeabgabengesetzes v. 20.07.1938 i. d. F. des Art. 69 Nr. 1 des Gesetzes v. 17.11.1956 (BVerfGE 32, S. 346-365).
Ш. Специальная литература
29) Авакьян С.А. Лютцер, В.Л.; Пешин, Н.Л. Муниципальное право России: учебник. // М. Изд. Проспект. - 2009г.
30) Баранова К. К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. учебник. // М: Изд-во «Дело и Сервис». - 2000г.
31) Гриценко Е.В. Местное самоуправление в системе публичного управления федеративного государства: Значение опыта ФРГ для России // Иркутск: Изд-во ИГЭА. 2001 г. с 443.
32) Гриценко Е.В. Правовые аспекты обеспечения гарантии местного самоуправления в ФРГ// Журнал Российского права - 2001 г. - № 9. С 96-108.
33) Евдокимов В. Б. Система местного самоуправления в зарубежных странах// Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 2.
34) Евдокимов В. Б. Органы местного самоуправления США и Западная Европа // Екатеринбург .1999 г.
35) Евдокимов В. Б. Старцев Я. Ю. Местные органы власти в зарубежных странах. Правовые аспекты// М. Изд. Спарк. 2001 г. С. 167.
36) Игнатов В.Г., Бутов В.И. Зарубежный опыт местного самоуправления и его реформирования// Учебное пособие. - Ростов н/Д: изд. СКАГС, 2004. - 430 с.
37) Игнатюк Н.А., А.В. Павлушкин. Муниципальное право: Учебное пособие. // изд. «Юстицинформ», 2007г.
38) Кнемаейр Ф.Л. Организация местного самоуправления в Баварии (Основные структуры, особенности, недостатки) // Государство и право. № 4. 1995 г. с 107-118.
39) Kuhlmann S. Local Government in Germany: Кеу Features and Crrent Reforms. Местное самоуправление в Г ермании: Основные характеристика и текущая реформа // Deutsche Hochschule fur Verwaltungswissenschaften Speyer. German University of Administrative Sciences Speyer Chair of Comparative Public Administration. 2009. http://www.dhv-speyer.de/КuЫmann/.
40) Левин, С. А. Местное самоуправление в федеративных государствах Европы: Сравнительно-правовое исследование: дис. на соискание ученой степени кандидата юридических наук. -М.,2007.
41) Маунц Т. Государственное право Германии (ФРГ и ГДР)// Пер. с нем. Ю. П. Урьяса. М.: Изд-во иностр. лит., 1959.
42) Маркварт. Э. Организация местного самоуправления в Германии и применимость немецкого опыта в российских реалиях// Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 3. С. 61-73.
43) Моргунова М.А. Самоуправление в Швеции как способ обеспечения общегосударственных и местных интересов // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2008. -№4. - 48-71.
44) Нагорная Н.В. Реформы местного самоуправления в России и
Германии: Территориальные и функциональные аспекты: Сравнительно
правовое исследование. Автореферат. Санкт-Петербургский государственный университет. - СПб.,2009.
45) Нагорная Н. В. Реформы местного самоуправления в России и
Германии: Территориальные и функциональные аспекты: Сравнительно
правовое исследование. дис. Санкт-Петербургский государственный университет. - СПб.,2009 г.
46) Оберлик Н. Местное самоуправление в России и Германии: Между скукой и испугом //Журнал «Пчела» № 19 апрель 1999 г.
47) Старцев Я. Ю. Г осударственное и муниципальное управление в зарубежных странах. Электронная библиотека «Полка Букиниста» 2005г.
48) Тимофеев Н. С. Коммунальное право ФРГ. М.: Изд-во Москва
ун-та,1982 г.
49) Тиде В. Особые полномочия, делегируемые органам местного
самоуправления властями более высокого уровня, механизмы и условия такого делегирования в отдельных странах ЕС (аналитические материалы). 2009г. www.msu131.ru.
50) Tilkom Е. Local Self-Govemment in Germany.2009 г. http://www.fes.hr.
51) Чиркин В.Е. Организационные формы местного самоуправления: Россия и зарубежный опыт// Журнал Российского права. № 8. 1997 г. с 96104.
52) Шапсугов Д. Ю. Местная власть в России и Германии: Вопр. теории, истории нормат.-правов. Регулирования// В 2 кн.. Ростов н/Д: Полиграф, 1994- 1995 г.
53) Шпангер Х-Й. Муниципальное самоуправление в Германии// Перспективы и проблемы становления Поволжского регионализма. М. 1999 г. http://vasilievaa.narod.ru.
54) Штимпфл Г., проф. Х. Шоллер. Местное самоуправление // Сборник международных терминов из области права и управления. Изд. Баварская школа управления. Федеральная академия государственного управления при Министерстве внутренних дел ФРГ. Серия Р. Том 2. Мюнхен. 1995 г.
55) Элерс Д. Местное самоуправление в Германии. // Государство и право. 2002 г. № 3. С.68-74.
56) Difu-Berichte 1/2010 - Kommunale Selbstverwaltung in Deutschland - Erfolgs- oder Auslaufmodell? (Местное самоуправление в Германии - успех или нет?).
57) How to Improve Development on Local Level? Как улучшить развития на местном уровне? Справочника примеры лучшей практики из Юго-Восточной Европы. Загреб.2004 г.
58) Муниципальное самоуправление в Германии. Актуальные проблемы реформы местного самоуправления. Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. № 26 (246) 2004г.
IV. Интернет ресурсы
www.budgetrf.ru.
www.difu.de.
www.dhv-speyer.de /КuЫmann.
www.pchela.ru.
http://polbu.ru.
http: //chinovnik.uapa.ru. www.moers.de.
www.recht.nrw.de.
www.msu131.ru.
www.consultant.ru.
www.garant.ru.