ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИИ
|
Введение 3 стр.
I. Теоретико-методологические основы правового положения
органов местного самоуправления в ФРГ 6 стр.
§ 1. Общая характеристика органов местного самоуправления в ФРГ 6 стр.
§ 2. Понятия правового статуса органов местного самоуправления в ФРГ 24 стр.
II. Основные элементы правового статуса органов местного самоуправления в ФРГ 35 стр.
§1. Виды и порядок формирования органов местного самоуправления в ФРГ 35 стр.
§ 2. Компетенция органов местного самоуправления в ФРГ 47 стр.
§ 3. Организация деятельности органов местного самоуправления в ФРГ 64 стр.
§ 4. Надзор за деятельностью органов местного самоуправления в ФРГ 72 стр.
Заключение 78 стр.
Список использованной литературы 81 стр
I. Теоретико-методологические основы правового положения
органов местного самоуправления в ФРГ 6 стр.
§ 1. Общая характеристика органов местного самоуправления в ФРГ 6 стр.
§ 2. Понятия правового статуса органов местного самоуправления в ФРГ 24 стр.
II. Основные элементы правового статуса органов местного самоуправления в ФРГ 35 стр.
§1. Виды и порядок формирования органов местного самоуправления в ФРГ 35 стр.
§ 2. Компетенция органов местного самоуправления в ФРГ 47 стр.
§ 3. Организация деятельности органов местного самоуправления в ФРГ 64 стр.
§ 4. Надзор за деятельностью органов местного самоуправления в ФРГ 72 стр.
Заключение 78 стр.
Список использованной литературы 81 стр
Особое значение в рамках российской концепции организации власти в условиях федеративного государства имеет реализация идеи местного самоуправления как важнейшего инструмента формирования гражданского общества, с одной стороны, и как властного института, с другой. Пока не раскрыты в полной мере богатый демократический и управленческий потенциал, который несет в себе местное самоуправление ФРГ. Для решения этой задачи необходимо тщательное изучение и творческое использование правового опыта ФРГ.
Вопросы организации органов местного самоуправления остаются актуальными на протяжении многих лет и продолжают влиять на её практическую реализацию.
Выбор органов местного самоуправления ФРГ в качестве объекта исследования и сравнительного анализа не случаен. Интерес к немецкому опыту организации публичного управления и местного самоуправления, определяется не только тем, что ФРГ имеет глубокие демократические традиции и в ней уже реализованы многие идеи, которые для России представляются пока программными конституционными направлениями (развитое гражданское общество, четыре модели органов местного самоуправления и т.п.). ФРГ и Российскую Федерацию отличают также близость правовых систем, историческая связанность, общность федеративной формы государственного устройства.
В ФРГ накоплен обширный опыт организации и функционирования органов местного самоуправления, который, зачастую, недостаточно учитывается в практике местного самоуправления в Российской Федерации.
Теоретическую основу сравнительного исследования составляют работы: Н.В. Нагорной, С.А. Левина, Е.В. Гриценко, В.В. Маклакова, Х.Й. Шпангера, С. Кульман, Ф.Л. Канемаейр, Э. Маркварт, Д. Элерса, В. Тиде, Н. Оберлик, Я.Ю. Старцева, С.А. Авакьяна, Г. Штимпфла, Х. Шоллера, Е. А. Елисеенко, Э. Тилкорна, Д.Ю. Шапсугова, К.К. Барановой. Вместе с тем, в российской литературе ощущается явный недостаток как исследования общего плана, связанных со сравнительным анализом публично-правовых институтов различных демократических государств с точки зрения применимости для России, так и работ, посвященных изучению непосредственно германского опыта организации местного самоуправления.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием органов местного самоуправления ФРГ, осуществлением контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления.
Предмет исследования составляют нормы конституционного права ФРГ, закрепляющие институт местного самоуправления, а также основные элементы муниципальных систем - правовую основу, территориальную организацию, систему муниципальных органов, их компетенцию.
Нормативную базу выпускного квалификационного исследования составляют международные договоры, участником которых является ФРГ и Российская Федерация (прежде всего, Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.), Основной закон Федеративной республики Германии от 23 мая 1949 г., Конституция Баварии, Конституция Баден-Вюртемберга от 11 ноября 1953 г., Конституция земли Гессен от 1 декабря 1946 г., Гражданский кодекс ФРГ от 23 сентября 2004 г., Строительный кодекс ФРГ от 2 января 2002 г., Муниципальный кодекс земли Северный Рейн-Вестфалия от 14 июля 1994 г., Федеральный закон о реформе муниципальных финансах от 8 сентября 1969 г., Закон об общинах Баварии от 22 августа 1998 г., Закон об общинах земли Баден- Вюртемберг от 24 июля 2000 г., Нижнесаксонский Закон о выборах в районах общинах и районах от 18 января 1996 г., Закон о местных выборах в Бранденбурге в версии от 09 июля 2009 г., Соглашение района Wesel с общинами Dinslaken, Kamp- Lintfort, Mears, Rheinberg, Wesel und Xanten, Alpen, Hamminkeln, Htinxe, Neukirchen-Vluyn, Schermbeck, Sonsbeck und Ford. от 26 Апреля 1961 г., Устав Совета города Rheinberg от 12 октября 2004г. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В исследовании использованы также и Интернет-сайты с информацией о местном самоуправлении (http://www.bujet.ru; http://www.bayem.de; http://www.recht.nrw.de; http://www.moers.de).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников.
Вопросы организации органов местного самоуправления остаются актуальными на протяжении многих лет и продолжают влиять на её практическую реализацию.
Выбор органов местного самоуправления ФРГ в качестве объекта исследования и сравнительного анализа не случаен. Интерес к немецкому опыту организации публичного управления и местного самоуправления, определяется не только тем, что ФРГ имеет глубокие демократические традиции и в ней уже реализованы многие идеи, которые для России представляются пока программными конституционными направлениями (развитое гражданское общество, четыре модели органов местного самоуправления и т.п.). ФРГ и Российскую Федерацию отличают также близость правовых систем, историческая связанность, общность федеративной формы государственного устройства.
В ФРГ накоплен обширный опыт организации и функционирования органов местного самоуправления, который, зачастую, недостаточно учитывается в практике местного самоуправления в Российской Федерации.
Теоретическую основу сравнительного исследования составляют работы: Н.В. Нагорной, С.А. Левина, Е.В. Гриценко, В.В. Маклакова, Х.Й. Шпангера, С. Кульман, Ф.Л. Канемаейр, Э. Маркварт, Д. Элерса, В. Тиде, Н. Оберлик, Я.Ю. Старцева, С.А. Авакьяна, Г. Штимпфла, Х. Шоллера, Е. А. Елисеенко, Э. Тилкорна, Д.Ю. Шапсугова, К.К. Барановой. Вместе с тем, в российской литературе ощущается явный недостаток как исследования общего плана, связанных со сравнительным анализом публично-правовых институтов различных демократических государств с точки зрения применимости для России, так и работ, посвященных изучению непосредственно германского опыта организации местного самоуправления.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием органов местного самоуправления ФРГ, осуществлением контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления.
Предмет исследования составляют нормы конституционного права ФРГ, закрепляющие институт местного самоуправления, а также основные элементы муниципальных систем - правовую основу, территориальную организацию, систему муниципальных органов, их компетенцию.
Нормативную базу выпускного квалификационного исследования составляют международные договоры, участником которых является ФРГ и Российская Федерация (прежде всего, Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.), Основной закон Федеративной республики Германии от 23 мая 1949 г., Конституция Баварии, Конституция Баден-Вюртемберга от 11 ноября 1953 г., Конституция земли Гессен от 1 декабря 1946 г., Гражданский кодекс ФРГ от 23 сентября 2004 г., Строительный кодекс ФРГ от 2 января 2002 г., Муниципальный кодекс земли Северный Рейн-Вестфалия от 14 июля 1994 г., Федеральный закон о реформе муниципальных финансах от 8 сентября 1969 г., Закон об общинах Баварии от 22 августа 1998 г., Закон об общинах земли Баден- Вюртемберг от 24 июля 2000 г., Нижнесаксонский Закон о выборах в районах общинах и районах от 18 января 1996 г., Закон о местных выборах в Бранденбурге в версии от 09 июля 2009 г., Соглашение района Wesel с общинами Dinslaken, Kamp- Lintfort, Mears, Rheinberg, Wesel und Xanten, Alpen, Hamminkeln, Htinxe, Neukirchen-Vluyn, Schermbeck, Sonsbeck und Ford. от 26 Апреля 1961 г., Устав Совета города Rheinberg от 12 октября 2004г. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В исследовании использованы также и Интернет-сайты с информацией о местном самоуправлении (http://www.bujet.ru; http://www.bayem.de; http://www.recht.nrw.de; http://www.moers.de).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников.
На основании исследования развития теоретических концепций местного самоуправления в ФРГ, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в ее конституционно-правовой доктрине господствует дуалистическая теория местного самоуправления, в соответствии с которой местное самоуправление, с одной стороны, признается продолжением государственного управления на местном уровне, а с другой - является легитимным выразителем интересов местного сообщества.
Воплощение данной теории в муниципальном законодательстве ФРГ позволило преодолеть противопоставление государственного, публично-правового и локального начал в местном самоуправлении и способствовало успешному проведению муниципальных реформ.
Изучение моделей органов местного самоуправления, реализованных в ФРГ, позволило сделать вывод о том, что на формирование муниципальной системы существенное влияние оказывают не только особенности его правовой системы, но и государственное устройство и связанные с ним принципы территориального распределения властных полномочий, а также специфика исторического развития местного самоуправления, и государства в целом.
Несмотря на существенные различия в опыте демократического развития РФ и ФРГ, при сопоставлении российского и немецкого законодательного и теоретического подходов к анализу соотношения местного самоуправления в них можно выделить следующие общие моменты:
1. Закрепление местного самоуправления на уровне федеральной Конституции как важнейшего принципа демократического и правового государства.
2. Государства гарантируют местное самоуправление.
3. Признание двойственной природы местного самоуправления сочетания в нем демократического и управленческого начал.
4. Осуществление населением местного самоуправления вопросов местного значения самостоятельно, под собственную ответственность и в рамках закона (ст. 28 абз.2 Основного Закона Германии; земельные законы об общинах; ст. 130 Конституции РФ; ст. 14 Федерального закона №131, региональные законы о местном самоуправлении).
5. Обязательное наличие в общинах, районах (уездах), муниципальных образованиях выборных органов местного самоуправления (органов народного представительства), сформированных на основе свободных, всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании (ст. 28 абз. 1 Основного Закона Германии, ст. 130 Конституции РФ, ст. 35,40 Федерального закона №131).
6. Дуалистический подход к разграничению предметов ведения и полномочий местного самоуправления: выделение "вопросов местного значения" ("предметов ведения местного сообщества) и порученных государством полномочий (переданных государственных).
7. Ответственность местного самоуправления перед государством как за осуществление собственных, так и переданных полномочий. В ФРГ высока ответственность местной власти перед населением, потому что 80% всех вопросов решаются на низовом уровне.
8. Существует некоторое различие пределов и средств контроля (надзора) за местным (коммунальным) самоуправлением со стороны государства в зависимости от характера выполняемых задач: правовой контроль (правовой надзор - Rechtsaufsicht), т. е. проверка актов и действий субъектов местного самоуправления только на предмет соответствия законодательству в процессе реализации собственных полномочий; правовой, отраслевой, целевой контроль (отраслевой надзор - Fachaufsicht) в процессе реализации переданных государственных полномочий.
На основании исследования органов местного самоуправления в ФРГ, полагаю, что возможно установить в российском муниципальном законодательстве различные (в т.ч. налоговые, бюджетные) методы муниципальных образований, а также использовать объединения муниципальных образований по территориальному признаку (федерации и агломерации поселений) и укрупнения муниципальных образований.
Опыт реализации институтов непосредственной демократии (таких как референдум, народная правотворческая инициатива) в местном самоуправлении ФРГ полезен для российского местного самоуправления, что способствует привлечению местного населения к решению вопросов местного значения, а также утверждению муниципальных образований как самостоятельных субъектов конституционного права.
Глубокое изучение законодательства о местном самоуправлении, а также практики муниципальных реформ в ФРГ, их учет при разработке и реализации федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, а также других нормативных правовых актов, регулирующих местное самоуправление, взаимодействие и взаимосвязь местного самоуправления и государственных институтов могут и должны сыграть важную роль в укреплении органов местного самоуправления, совершенствовании их работы и повышении эффективности функционирования.
Как бы ни оценивались различия в подходах к оценке соотношения органов местного самоуправления в России и ФРГ, ясно одно: демократические традиции местного самоуправления в России находятся лишь в стадии формирования.
Знание богатого опыта, накопленного ФРГ, близкой нашей стране не только по форме государственного устройства (федерация), но и по сложившейся в ней правовой системе, помогло в немалой степени России в выработке собственной концепции демократического устройства местной власти в условиях федерализма.
Наличие некоторых общих исходных принципов в оценке роли местного (коммунального) самоуправления в обществе и государстве, однако, не может умалить значение особенностей правовой интерпретации и практической реализации данного института в России и ФРГ.
Воплощение данной теории в муниципальном законодательстве ФРГ позволило преодолеть противопоставление государственного, публично-правового и локального начал в местном самоуправлении и способствовало успешному проведению муниципальных реформ.
Изучение моделей органов местного самоуправления, реализованных в ФРГ, позволило сделать вывод о том, что на формирование муниципальной системы существенное влияние оказывают не только особенности его правовой системы, но и государственное устройство и связанные с ним принципы территориального распределения властных полномочий, а также специфика исторического развития местного самоуправления, и государства в целом.
Несмотря на существенные различия в опыте демократического развития РФ и ФРГ, при сопоставлении российского и немецкого законодательного и теоретического подходов к анализу соотношения местного самоуправления в них можно выделить следующие общие моменты:
1. Закрепление местного самоуправления на уровне федеральной Конституции как важнейшего принципа демократического и правового государства.
2. Государства гарантируют местное самоуправление.
3. Признание двойственной природы местного самоуправления сочетания в нем демократического и управленческого начал.
4. Осуществление населением местного самоуправления вопросов местного значения самостоятельно, под собственную ответственность и в рамках закона (ст. 28 абз.2 Основного Закона Германии; земельные законы об общинах; ст. 130 Конституции РФ; ст. 14 Федерального закона №131, региональные законы о местном самоуправлении).
5. Обязательное наличие в общинах, районах (уездах), муниципальных образованиях выборных органов местного самоуправления (органов народного представительства), сформированных на основе свободных, всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании (ст. 28 абз. 1 Основного Закона Германии, ст. 130 Конституции РФ, ст. 35,40 Федерального закона №131).
6. Дуалистический подход к разграничению предметов ведения и полномочий местного самоуправления: выделение "вопросов местного значения" ("предметов ведения местного сообщества) и порученных государством полномочий (переданных государственных).
7. Ответственность местного самоуправления перед государством как за осуществление собственных, так и переданных полномочий. В ФРГ высока ответственность местной власти перед населением, потому что 80% всех вопросов решаются на низовом уровне.
8. Существует некоторое различие пределов и средств контроля (надзора) за местным (коммунальным) самоуправлением со стороны государства в зависимости от характера выполняемых задач: правовой контроль (правовой надзор - Rechtsaufsicht), т. е. проверка актов и действий субъектов местного самоуправления только на предмет соответствия законодательству в процессе реализации собственных полномочий; правовой, отраслевой, целевой контроль (отраслевой надзор - Fachaufsicht) в процессе реализации переданных государственных полномочий.
На основании исследования органов местного самоуправления в ФРГ, полагаю, что возможно установить в российском муниципальном законодательстве различные (в т.ч. налоговые, бюджетные) методы муниципальных образований, а также использовать объединения муниципальных образований по территориальному признаку (федерации и агломерации поселений) и укрупнения муниципальных образований.
Опыт реализации институтов непосредственной демократии (таких как референдум, народная правотворческая инициатива) в местном самоуправлении ФРГ полезен для российского местного самоуправления, что способствует привлечению местного населения к решению вопросов местного значения, а также утверждению муниципальных образований как самостоятельных субъектов конституционного права.
Глубокое изучение законодательства о местном самоуправлении, а также практики муниципальных реформ в ФРГ, их учет при разработке и реализации федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, а также других нормативных правовых актов, регулирующих местное самоуправление, взаимодействие и взаимосвязь местного самоуправления и государственных институтов могут и должны сыграть важную роль в укреплении органов местного самоуправления, совершенствовании их работы и повышении эффективности функционирования.
Как бы ни оценивались различия в подходах к оценке соотношения органов местного самоуправления в России и ФРГ, ясно одно: демократические традиции местного самоуправления в России находятся лишь в стадии формирования.
Знание богатого опыта, накопленного ФРГ, близкой нашей стране не только по форме государственного устройства (федерация), но и по сложившейся в ней правовой системе, помогло в немалой степени России в выработке собственной концепции демократического устройства местной власти в условиях федерализма.
Наличие некоторых общих исходных принципов в оценке роли местного (коммунального) самоуправления в обществе и государстве, однако, не может умалить значение особенностей правовой интерпретации и практической реализации данного института в России и ФРГ.
Подобные работы
- Правовые проблемы установления и взимания местных налогов и сборов (12.00.14)
Диссертации (РГБ), налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Формирование системы местного самоуправления на Европейском Севере РФ в 1990-е годы
(на материалах Архангельской и Вологодской областей)
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Правовые основы взаимодействия исполнительной власти Алтайского края с органами местного самоуправления города Барнаула
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ СФЕРЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития взаимоотношений
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Проблемы конституционно-правового статуса субъектов федераций: опыт России и зарубежных стран
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2019 - Защита прав человека органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Судебная защита прав местного самоуправления в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - Сравнительное конституционно - правовое исследование порядка распределения компетенции в федеративных системах России и Германии
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2022



