ПОЛИТИКА СОСЕДСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ МЯГКОЙ СИЛЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 10
РАЗДЕЛ II. СТАНОВЛЕНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ «ПОЛИТИКИ
СОСЕДСТВА» ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 30
РАЗДЕЛ III. ВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ПОЛИТИКИ СОСЕДСТВА» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 10
РАЗДЕЛ II. СТАНОВЛЕНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ «ПОЛИТИКИ
СОСЕДСТВА» ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 30
РАЗДЕЛ III. ВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ПОЛИТИКИ СОСЕДСТВА» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. На сегодняшний день в условиях глобализации ярким примером сотрудничества и интеграции является Европейский Союз (ЕС), проводится работа в соответствии с изменениями, происходящими в мире, как во «внутренней» политике, так и на международной арене.
После «пятого» расширения ЕС последовала «Европейская политика соседства» (ЕПС) она охватывает восточное и южное направления включая 16 стран-партнеров (Армения, Азербайджан, Молдова, Беларусь, Украина, Грузия, Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Ливия, Марокко, Палестина, Сирия и Тунис)
Изучение дальнейшего развития Европейского Союза и его политики в отношении новых независимых государств (ННГ) представляет собой большой интерес, как с научной, так и с практической точек зрения.
Актуальность темы определяется тем, что Европейский Союз и Россия являются друг для друга важными партнерами и проводимая политика соседства в частности для стран восточного направления затрагивает интересы РФ, так как существуют тесные экономические, социальные, культурные связи между странами ранее входившими в СССР. Изучение вопроса внешнеполитического курса ЕС важно с точки зрения лучшего понимания мотивов, которыми руководствуется Брюссель, выстраивая политику на этом направлении, а также перспектив её развития.
Проводя исследование Европейского союза с его новыми участниками, с анализом политических отношений со странами-партнерами, позволит нам определить новое состояние ЕС на мировой политической арене.
Появление «политики соседства» показывает нам новый импульс, которое доказывает ЕС не стоит на месте, процесс интеграции продолжается хоть и не в том виде, в котором его привыкли наблюдать. Цель данной политики расширять и улучшать сотрудничество с государствами-соседями, не только в плане двусторонних отношений, но и на более высоком уровне взаимодействия в рамках более общей структуры. Но при всем при этом перспективы ее реализации не показывают стопроцентного эффекта.
Продвижение такой политики на восток превращает ЕС в ближайшего соседа России, это в свою очередь накладывает непосредственный отпечаток на политику и экономику страны. Образование нового политического пространства по соседству с Россией не может проходить без ее участия, в этом вопросе проявляются интересы как ЕС, стран партнеров так и РФ.
Следовательно, для оценки развития, важно учитывать перспективу формирования процесса интеграции в виде «политики соседства». Это является показателем усиления влияния ЕС на пространстве новых независимых государств, так же появляется возможность для России в виде участия в этом процессе, где она получит свою выгоду.
«Политика соседства» может оказывать влияние на вопрос урегулирования конфликтов на территории новых независимых государств, может привести к конвергенционным формам политических режимов в странах-партнерах, которые так же являются членами Содружества Независимых Государств (СНГ) и на направления экономического сотрудничества. В целом особенности и тенденции этой политики являются важной составляющей мировой системы, что показывает актуальность представленной работы.
В российской Концепции внешней политики указывается приоритетное направление со странами-соседями через механизмы регионального сотрудничества. Следовательно, изучение вопроса роли «политики соседства» ЕС заслуживает особую актуальность, так как она реализуется на пространстве общих российско-европейских интересов, что требует от России выработки четкой политики в отношении ЕПС.
Степень научной разработанности проблемы. В российской литературе наиболее обстоятельно вопросы европейской интеграции анализируются в многочисленных работах российских специалистов по проблемам Европы Ю.А. Борко , а также в монографиях И.М. Бусыгиной , О.В. Буториной , при изучении вопроса взаимоотношений России и ЕС полезной оказалась монография Л.Н. Шишелиной .
Так же были приняты во внимание научные статьи, посвященные внешнеполитической ситуации в мире Е.В. Донова , О.Г. Леонова , М.В. Зыгаря .
Исследования, которые были посвящены систематизации накопленного материала и выстраиванию подробной и связной картины развития и продвижения Европейского Союза на восток описаны в монографиях Р.Г. Вартаняна , О.Н. Брабанова .
С.А. Медведев рассматривает «политику соседства», как инструмент ЕС для трансформации и использования такой политики для частичного подчинения стран-соседей, подобную позицию демонстрирует Х.Хауккала .
Заслуживают внимание работы западных ученых К. Гебхард , Г. Сассе они придерживаются точки зрения при которой на «политику соседства» оказал влияние опыт политики расширения ЕС. Такое утверждение они базируют на основе сравнения характеристик и особенностей осуществления этих двух политик Евросоюза.
При написании третьего раздела нашла применение работа И.Н. Тарасова , в которой выдвигается предположение о том, что восточное направление «политики соседства» ЕС положительно сказывается на отношении в экономическом и политическом смысле в странах на постсоветском пространстве.
Исследования, затрагивающие особенности формирования восточного измерения политики соседства рассматриваются так же в работе И.Кемпе где она указывала на предпосылки формирования новой восточной политики Европейского Союза как реакцию на активизацию политики России на постсоветском пространстве и на «цветные революции» в Грузии и Украине. Аналогично Ю.И. Седякин рассматривает первые стадии формирования «Восточного партнерства».
Характерную для российского академического сообщества оценку дают Н.И. Бухарин и другие, полагая, что активность в формировании «восточного измерения» политики соседства ЕС объяснялась стремлением «оторвать» Беларусь, Молдову и Украину от России, не допустив, таким образом, возрождения на этом пространстве империи.
Объект исследования - Европейская «политика соседства», как часть внешней политики ЕС.
Предмет исследования - восточное направление «политики соседства» как инструмент мягкой силы ЕС.
Цель исследования - выявить способы, инструменты и эффективность практики применения Европейским союзом «политики соседства».
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-Изучение теоретических основ «политики соседства»;
-Изучение основных составляющих понятия «политика соседства»;
-Установление основных политических и исторических предпосылок формирования ЕПС;
-Исследование взаимосвязи между политикой расширения и «политикой соседства» Евросоюза;
-Изучение влияния «политики соседства» на укрепление политического влияния Европейского союза;
-Изучение воздействия «политики соседства» на возникновение конвергенционных форм политических режимов в ННГ;
-Рассмотрение влияния «политики соседства» на внешнеполитическую стратегию новых независимых государств;
-Оценка перспектив сотрудничества между Россией и Евросоюзом в контексте ЕПС.
Источниковая и эмпирическая база исследования. При написании работы использовался обширный круг российских источников, база исследования состоит из данных, полученных из монографий, статей.
К материалам, которые помогли наглядно и доступно объяснить процесс становления и развития «политики соседства» относятся:
-Соглашения об ассоциации с ЕС;
-Двусторонние соглашения;
-Рамочные программы.
Методологические и теоретические основы исследования - основным методологическим подходом, использованным при написании данной работы, является институциональный. Этот подход направлен на показания принципов функционирования политических институтов, так же благодаря этому подходу была выявлена роль институтов в процессе сотрудничества в «политике соседства».
На определенных этапах работы и при решении поставленных задач, применялся широкий спектр конкретных методов сбора фактических данных, их обработки и анализа. Они позволили более детально провести исследование. Структурно-функциональный метод - дал возможность изучить структуру основных элементов принятия решений.
Для исследования взаимосвязей между различными акторами региональной системы международных отношений используются общенаучные методы, включая описательные и индуктивные. Представляется важным рассмотреть развитие «политики соседства» в исторической ретроспективе и, исходя из полученных результатов, объяснить современную политическую реальность.
Обоснование новизны исследования заключается в том, что бы выявить плюсы и минусы «политики соседства» для стран-партнеров и России.
Является ли эта политика благоприятной по отношению к соседями или это реальность, которая еще больше отдалит бывшие союзные республики друг от друга в стремлении к европеизации.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, где представлена актуальность исследования и обоснована новизна. Работа представлена в виде трех разделов, в первом выявлены теоретико-методологические основы проводимого исследования такие как «мягкая сила», «политика соседства», «инструменты влияния».
Во втором разделе разобрано становление и развитие «Европейской политики соседства», рассмотрены программные документы и направления такой интеграции - это южное и восточное направления.
В третьем, заключительном разделе изучено «восточное партнерство» Европейского союза, выбор данного направления был обоснован тем, что политика проводимая ЕС в этом регионе откладывает отпечаток на политику России и затрагивает ее интересы.
В заключении автор делает выводы и находит как плюсы так и минусы проводимой политики, предоставляя рекомендации для дальнейшего развития политических отношений
После «пятого» расширения ЕС последовала «Европейская политика соседства» (ЕПС) она охватывает восточное и южное направления включая 16 стран-партнеров (Армения, Азербайджан, Молдова, Беларусь, Украина, Грузия, Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Ливия, Марокко, Палестина, Сирия и Тунис)
Изучение дальнейшего развития Европейского Союза и его политики в отношении новых независимых государств (ННГ) представляет собой большой интерес, как с научной, так и с практической точек зрения.
Актуальность темы определяется тем, что Европейский Союз и Россия являются друг для друга важными партнерами и проводимая политика соседства в частности для стран восточного направления затрагивает интересы РФ, так как существуют тесные экономические, социальные, культурные связи между странами ранее входившими в СССР. Изучение вопроса внешнеполитического курса ЕС важно с точки зрения лучшего понимания мотивов, которыми руководствуется Брюссель, выстраивая политику на этом направлении, а также перспектив её развития.
Проводя исследование Европейского союза с его новыми участниками, с анализом политических отношений со странами-партнерами, позволит нам определить новое состояние ЕС на мировой политической арене.
Появление «политики соседства» показывает нам новый импульс, которое доказывает ЕС не стоит на месте, процесс интеграции продолжается хоть и не в том виде, в котором его привыкли наблюдать. Цель данной политики расширять и улучшать сотрудничество с государствами-соседями, не только в плане двусторонних отношений, но и на более высоком уровне взаимодействия в рамках более общей структуры. Но при всем при этом перспективы ее реализации не показывают стопроцентного эффекта.
Продвижение такой политики на восток превращает ЕС в ближайшего соседа России, это в свою очередь накладывает непосредственный отпечаток на политику и экономику страны. Образование нового политического пространства по соседству с Россией не может проходить без ее участия, в этом вопросе проявляются интересы как ЕС, стран партнеров так и РФ.
Следовательно, для оценки развития, важно учитывать перспективу формирования процесса интеграции в виде «политики соседства». Это является показателем усиления влияния ЕС на пространстве новых независимых государств, так же появляется возможность для России в виде участия в этом процессе, где она получит свою выгоду.
«Политика соседства» может оказывать влияние на вопрос урегулирования конфликтов на территории новых независимых государств, может привести к конвергенционным формам политических режимов в странах-партнерах, которые так же являются членами Содружества Независимых Государств (СНГ) и на направления экономического сотрудничества. В целом особенности и тенденции этой политики являются важной составляющей мировой системы, что показывает актуальность представленной работы.
В российской Концепции внешней политики указывается приоритетное направление со странами-соседями через механизмы регионального сотрудничества. Следовательно, изучение вопроса роли «политики соседства» ЕС заслуживает особую актуальность, так как она реализуется на пространстве общих российско-европейских интересов, что требует от России выработки четкой политики в отношении ЕПС.
Степень научной разработанности проблемы. В российской литературе наиболее обстоятельно вопросы европейской интеграции анализируются в многочисленных работах российских специалистов по проблемам Европы Ю.А. Борко , а также в монографиях И.М. Бусыгиной , О.В. Буториной , при изучении вопроса взаимоотношений России и ЕС полезной оказалась монография Л.Н. Шишелиной .
Так же были приняты во внимание научные статьи, посвященные внешнеполитической ситуации в мире Е.В. Донова , О.Г. Леонова , М.В. Зыгаря .
Исследования, которые были посвящены систематизации накопленного материала и выстраиванию подробной и связной картины развития и продвижения Европейского Союза на восток описаны в монографиях Р.Г. Вартаняна , О.Н. Брабанова .
С.А. Медведев рассматривает «политику соседства», как инструмент ЕС для трансформации и использования такой политики для частичного подчинения стран-соседей, подобную позицию демонстрирует Х.Хауккала .
Заслуживают внимание работы западных ученых К. Гебхард , Г. Сассе они придерживаются точки зрения при которой на «политику соседства» оказал влияние опыт политики расширения ЕС. Такое утверждение они базируют на основе сравнения характеристик и особенностей осуществления этих двух политик Евросоюза.
При написании третьего раздела нашла применение работа И.Н. Тарасова , в которой выдвигается предположение о том, что восточное направление «политики соседства» ЕС положительно сказывается на отношении в экономическом и политическом смысле в странах на постсоветском пространстве.
Исследования, затрагивающие особенности формирования восточного измерения политики соседства рассматриваются так же в работе И.Кемпе где она указывала на предпосылки формирования новой восточной политики Европейского Союза как реакцию на активизацию политики России на постсоветском пространстве и на «цветные революции» в Грузии и Украине. Аналогично Ю.И. Седякин рассматривает первые стадии формирования «Восточного партнерства».
Характерную для российского академического сообщества оценку дают Н.И. Бухарин и другие, полагая, что активность в формировании «восточного измерения» политики соседства ЕС объяснялась стремлением «оторвать» Беларусь, Молдову и Украину от России, не допустив, таким образом, возрождения на этом пространстве империи.
Объект исследования - Европейская «политика соседства», как часть внешней политики ЕС.
Предмет исследования - восточное направление «политики соседства» как инструмент мягкой силы ЕС.
Цель исследования - выявить способы, инструменты и эффективность практики применения Европейским союзом «политики соседства».
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-Изучение теоретических основ «политики соседства»;
-Изучение основных составляющих понятия «политика соседства»;
-Установление основных политических и исторических предпосылок формирования ЕПС;
-Исследование взаимосвязи между политикой расширения и «политикой соседства» Евросоюза;
-Изучение влияния «политики соседства» на укрепление политического влияния Европейского союза;
-Изучение воздействия «политики соседства» на возникновение конвергенционных форм политических режимов в ННГ;
-Рассмотрение влияния «политики соседства» на внешнеполитическую стратегию новых независимых государств;
-Оценка перспектив сотрудничества между Россией и Евросоюзом в контексте ЕПС.
Источниковая и эмпирическая база исследования. При написании работы использовался обширный круг российских источников, база исследования состоит из данных, полученных из монографий, статей.
К материалам, которые помогли наглядно и доступно объяснить процесс становления и развития «политики соседства» относятся:
-Соглашения об ассоциации с ЕС;
-Двусторонние соглашения;
-Рамочные программы.
Методологические и теоретические основы исследования - основным методологическим подходом, использованным при написании данной работы, является институциональный. Этот подход направлен на показания принципов функционирования политических институтов, так же благодаря этому подходу была выявлена роль институтов в процессе сотрудничества в «политике соседства».
На определенных этапах работы и при решении поставленных задач, применялся широкий спектр конкретных методов сбора фактических данных, их обработки и анализа. Они позволили более детально провести исследование. Структурно-функциональный метод - дал возможность изучить структуру основных элементов принятия решений.
Для исследования взаимосвязей между различными акторами региональной системы международных отношений используются общенаучные методы, включая описательные и индуктивные. Представляется важным рассмотреть развитие «политики соседства» в исторической ретроспективе и, исходя из полученных результатов, объяснить современную политическую реальность.
Обоснование новизны исследования заключается в том, что бы выявить плюсы и минусы «политики соседства» для стран-партнеров и России.
Является ли эта политика благоприятной по отношению к соседями или это реальность, которая еще больше отдалит бывшие союзные республики друг от друга в стремлении к европеизации.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, где представлена актуальность исследования и обоснована новизна. Работа представлена в виде трех разделов, в первом выявлены теоретико-методологические основы проводимого исследования такие как «мягкая сила», «политика соседства», «инструменты влияния».
Во втором разделе разобрано становление и развитие «Европейской политики соседства», рассмотрены программные документы и направления такой интеграции - это южное и восточное направления.
В третьем, заключительном разделе изучено «восточное партнерство» Европейского союза, выбор данного направления был обоснован тем, что политика проводимая ЕС в этом регионе откладывает отпечаток на политику России и затрагивает ее интересы.
В заключении автор делает выводы и находит как плюсы так и минусы проводимой политики, предоставляя рекомендации для дальнейшего развития политических отношений
Как показало исследование созданию «политики соседства» способствовало желание ЕС укрепить стабильность и безопасность своего региона за счет поддержания мира на ближайших территориях, граничащих с ЕС. Так как расширение ЕС на данном этапе невозможно, регион защищает себя от потока нелегальных мигрантов и наркотрафика с помощью «политики соседства».
Подводя итог, проделанной работы и опираясь на историю десятилетней политики сложно сделать однозначные выводы о функционировании Европейской политики соседства. Сейчас проводимая политика не идеальна, но ЕС не собирается останавливаться на достигнутом и пытается находить пути совершенствования отношений с государствами-партнерами.
Из этого факта можно сделать вывод о том что ЕС проводя такую политику получает свою выгоду, а не только страны на которых эта политика распространяется, так же вывод о том что «политика соседства» не исчерпала свой потенциал и еще есть цели которых можно достичь для стабилизации и развития регионов, что в конечном счете влияет и на положение ЕС в мире. Со временем Европейский Союз планирует более мощную интеграцию стран- участников, как в экономическом так и политическом контексте.
На сколько, бы скептически не относились к такой политике исследователи, в частности нами были рассмотрены противоречивые отзывы со стороны российских политиков, необходимо выделить важную составляющую этого процесса, а именно готовность государств и действия направленные на изменение государственного законодательства страны, что встречается крайне редко в истории.
Самый главный аргумент, который приводит ЕС в пользу «политики соседства» - это больше полувека мира. Данный результат действительно можно назвать победой, так как многовековая история еще не видела настолько продолжительного периода отсутствия войн.
В результате проведенного исследования нашли свое решение поставленные задачи, был выявлен тот факт, что интеграция ЕС продолжается только не в том формате, который все привыкли наблюдать, теперь этот процесс не подразумевает под собой включение стран-партнеров в состав ЕС, но сплочает их вокруг этого союза, благодаря инструментам политического влияния и надеждой на процветание и стабильности региона.
На данном этапе развития «политики соседства» проявляет себя в основном в экономической интеграции, но ведется работа над основными направления и стратегиями этой политики в области безопасности и сотрудничества в политической, энергетической областях равно и в сфере мобильности и контактов между гражданами ЕС и стран участниц проводимой политики.
Так же можно сделать вывод о присущем политическом влиянии на государства «Восточного направления» эти страны находятся в подчинении, по своей воле у ЕС изменяя законодательство, экономику и демонстрируя свое желание к европеизации.
Все страны данного направления участвуют в программе либерализации визового режима, программе «Tempus», которая финансирует межуниверситетское сотрудничество, каждая страна-партнер готова к политическим и экономическим реформам. Есть и индивидуальное сотрудничество с каждым участником. Направление политики в отношении Беларуси основывается на защите прав и свобод человека, Грузия и Украина сталкивается с вопросом разрешения конфликтов мирным путем и сохранение целостности государства, отношения с Азербайджаном основываются на вопросе энергетического сектора, Молдова в наибольшей степени готова к интеграции, население страны имеет безвизовый въезд в Шенгенскую зону, подписано соглашение об ассоциации зоны свободной торговли.
Меняется и внешнеполитическая стратегия постсоветских стран теперь приоритетным направлением к сотрудничеству для них является ЕС, данный вывод позволяет выявить тот факт, что «политика соседства» отдаляет новые независимые государства от России в политическом, экономическом и культурном вопросе.
По итогам проделанной работы, особенно благодаря изучению вопроса о восточном направлении «политики соседства» можно сделать вывод о последствиях для России, поскольку изменения во внутренней политике новых независимых государств откладывают отпечаток и на внешнюю политику стран-партнеров. Вследствие, чего изменяются «правила игры» на международной арене, где Россия уже не может занимать лидирующее положение, а идеалом и показателем стабильности и благополучия является ЕС. Следовательно, происходит конфликт интересов двух значительных акторов мировой политики.
В надежде избежать соперничества и гонки за главенствующее положение между Россией и ЕС, сторонам такого противоречия необходимо найти компромисс к сотрудничеству в сфере влияние в регионе постсоветского пространства. России так же следует принять во внимание интересы соседних стран для поддержания взаимовыгодных отношений.
В качестве рекомендаций для политики России в данном вопросе являются направления на сближение со странами-партнерами «политики соседства» и выстраивание взаимовыгодных отношений, как с отдельными странами, так и в перспективе с Европейским Союзом. Для этого необходимо сделать акцент на региональную политику, создание договоренностей в области экономике, сотрудничество в сфере безопасности и других.
Подводя итог, проделанной работы и опираясь на историю десятилетней политики сложно сделать однозначные выводы о функционировании Европейской политики соседства. Сейчас проводимая политика не идеальна, но ЕС не собирается останавливаться на достигнутом и пытается находить пути совершенствования отношений с государствами-партнерами.
Из этого факта можно сделать вывод о том что ЕС проводя такую политику получает свою выгоду, а не только страны на которых эта политика распространяется, так же вывод о том что «политика соседства» не исчерпала свой потенциал и еще есть цели которых можно достичь для стабилизации и развития регионов, что в конечном счете влияет и на положение ЕС в мире. Со временем Европейский Союз планирует более мощную интеграцию стран- участников, как в экономическом так и политическом контексте.
На сколько, бы скептически не относились к такой политике исследователи, в частности нами были рассмотрены противоречивые отзывы со стороны российских политиков, необходимо выделить важную составляющую этого процесса, а именно готовность государств и действия направленные на изменение государственного законодательства страны, что встречается крайне редко в истории.
Самый главный аргумент, который приводит ЕС в пользу «политики соседства» - это больше полувека мира. Данный результат действительно можно назвать победой, так как многовековая история еще не видела настолько продолжительного периода отсутствия войн.
В результате проведенного исследования нашли свое решение поставленные задачи, был выявлен тот факт, что интеграция ЕС продолжается только не в том формате, который все привыкли наблюдать, теперь этот процесс не подразумевает под собой включение стран-партнеров в состав ЕС, но сплочает их вокруг этого союза, благодаря инструментам политического влияния и надеждой на процветание и стабильности региона.
На данном этапе развития «политики соседства» проявляет себя в основном в экономической интеграции, но ведется работа над основными направления и стратегиями этой политики в области безопасности и сотрудничества в политической, энергетической областях равно и в сфере мобильности и контактов между гражданами ЕС и стран участниц проводимой политики.
Так же можно сделать вывод о присущем политическом влиянии на государства «Восточного направления» эти страны находятся в подчинении, по своей воле у ЕС изменяя законодательство, экономику и демонстрируя свое желание к европеизации.
Все страны данного направления участвуют в программе либерализации визового режима, программе «Tempus», которая финансирует межуниверситетское сотрудничество, каждая страна-партнер готова к политическим и экономическим реформам. Есть и индивидуальное сотрудничество с каждым участником. Направление политики в отношении Беларуси основывается на защите прав и свобод человека, Грузия и Украина сталкивается с вопросом разрешения конфликтов мирным путем и сохранение целостности государства, отношения с Азербайджаном основываются на вопросе энергетического сектора, Молдова в наибольшей степени готова к интеграции, население страны имеет безвизовый въезд в Шенгенскую зону, подписано соглашение об ассоциации зоны свободной торговли.
Меняется и внешнеполитическая стратегия постсоветских стран теперь приоритетным направлением к сотрудничеству для них является ЕС, данный вывод позволяет выявить тот факт, что «политика соседства» отдаляет новые независимые государства от России в политическом, экономическом и культурном вопросе.
По итогам проделанной работы, особенно благодаря изучению вопроса о восточном направлении «политики соседства» можно сделать вывод о последствиях для России, поскольку изменения во внутренней политике новых независимых государств откладывают отпечаток и на внешнюю политику стран-партнеров. Вследствие, чего изменяются «правила игры» на международной арене, где Россия уже не может занимать лидирующее положение, а идеалом и показателем стабильности и благополучия является ЕС. Следовательно, происходит конфликт интересов двух значительных акторов мировой политики.
В надежде избежать соперничества и гонки за главенствующее положение между Россией и ЕС, сторонам такого противоречия необходимо найти компромисс к сотрудничеству в сфере влияние в регионе постсоветского пространства. России так же следует принять во внимание интересы соседних стран для поддержания взаимовыгодных отношений.
В качестве рекомендаций для политики России в данном вопросе являются направления на сближение со странами-партнерами «политики соседства» и выстраивание взаимовыгодных отношений, как с отдельными странами, так и в перспективе с Европейским Союзом. Для этого необходимо сделать акцент на региональную политику, создание договоренностей в области экономике, сотрудничество в сфере безопасности и других.
Подобные работы
- Роль стратегических коммуникаций во внешней деятельности Европейского союза (на примере отношений с Российской Федерацией)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2023 - Использование демократических ценностей в качестве инструмента внешней политики Европейского союза
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - "МЯГКАЯ СИЛА" РОССИИ В ОТНОШЕНИИ СТРАН ПРИБАЛТИКИ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА К КРИЗИСНЫМ ПЕРИОДАМ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В НАЧ.
XXI В.: ПРОБЛЕМЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ»
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - Европейская интеграция Молдовы и фактор России
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - ВЛИЯНИЕ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА НА ФОРМУЛИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ЕС В 1973-2020 ГГ.
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2021 - Внешняя политика Китая по отношению к странам Юго-Восточной Азии с 1990-х по 2010-е годы
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕС КАК ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В 21 ВЕКЕ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2021



