Введение 3
Глава 1.Теоретические основы обучения лексической стороне речи 7
1.1 Психолого-физиологические особенности обучения лексике 7
1.2 Цели, задачи и содержание обучения лексической стороне речи 8
1.3 Трудности при обучении лексике и пути их преодоления 14
1.4 Объекты контроля при обучении лексической стороне речи и его
организация 21
Глава 2. Особенности формирования лексических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку 28
2.1 Специфика начального этапа обучения иностранного языка 28
2.2 Психолого-педагогическая характеристика учащихся начальной школы 31
2.3 Лексические навыки как объект обучения в начальной школе 36
Глава 3. Методика формирования лексических навыков на начальном этапе обучения в начальной школе 40
3.1 Общие методические принципы и подходы в формировании лексических навыков 40
3.2 Система упражнений по формированию лексических навыков в 4-х классах 45
3.3 Построение и проведение формирующего и контрольного эксперимента с
использованием экспериментальной и контрольной групп 56
Заключение 60
Список использованной литературы 62
Приложение
В настоящее время иностранный язык является основой межкультурного общения. Знание иностранного языка стало признаком образованности. Изучение иностранного языка обеспечивает интеллектуальное, речевое и эмоциональное развитие, оказывает благотворное влияние на формирование рече-двигательного аппарата, развивает фонематический и интонационный слух, чувство языка. Иностранный язык расширяет представление детей об окружающем, развивает у них умение наблюдать, сравнивать, устанавливать связи. Также изучение иностранного языка формирует теоретическое мышление, тренирует все виды памяти, развивает воображение, творческие способности, удовлетворяет познавательные потребности личности. Кроме того, иностранный язык способствует развитию общеучебных умений.
Лексика является основным строительным материалом нашей речи, ее содержательной стороной. Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений. Мы учим слова не только и не столько для того, чтобы знать их, а для того, чтобы, используя их, осуществлять общение. Поэтому обучение лексической стороне речи - не самоцель, а средство обучения всем видам речевой деятельности. Будь то устная (аудирование, говорение) или письменная (чтение, письмо), в основе каждой лежит слово. Речевая перспектива в свою очередь обуславливает мотивированность и успешность овладения словарем.
Обучение иностранному языку - это, прежде всего обучение лексике, т.е. правильному пониманию и употреблению слов. При формировании и формулировании мысли лексические средства играют большую роль. Важнейшим средством обучения лексике является использование различных обучающих и развивающих упражнений и игр.
Лексика в системе языковых средств считается одним из главнейших компонентов вида речевой деятельности - говорения, письма, чтения и аудирования. Конкретно это указывает на ее важное место на любом уроке иностранного языка, более того, формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя.
Основная задача учителя иностранного языка заключается в том, чтобы достигнуть совершенного и глубочайшего освоения обучающимися программного лексического минимума и прочного закрепления в их памяти функционального словарного запаса. Тем не менее, разрешить данную задачу на практике как оказалось не так легко. Разные наблюдения демонстрируют, что тяжесть бывает не столько в том, чтобы учащиеся запомнили и сохранили в собственной памяти установленный резерв иностранных слов (хотя и это требует огромных усилий), сколько в том, чтобы они умели автоматизировано применять их в согласовании с речевыми ситуациями.
Но, несмотря на определённый прогресс в обучении активному и пассивному владению языком, до сих пор ещё не создана целостная теория двух разных аспектов владения языком и не разработаны пути достижения такого владения в процессе обучения. Поэтому эта проблема является актуальной в наши дни.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что проблема обучения лексике является одной из ведущих в процессе обучения иностранному языку. Ее изучением занимались многие отечественные методисты. В настоящее время актуальность этой проблемы обусловливается стоящей перед учителем задачей - формировать коммуникативную компетенцию у учащихся.
Таким образом, актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью применения системы особых упражнений для формирования лексических навыков на младшей ступени обучения.
Объектом исследования является процесс формирования лексических умений и навыков у младших школьников.
Предметом исследования методы и приёмы обучения лексической стороне речи на начальном этапе изучения иностранного языка.
Целью работы является выявление наиболее эффективных методов и приёмов формирования лексических навыков на уроках иностранного (английского) языка на младшей ступени обучения.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. изучить психолого-физиологические особенности обучения лексике;
2. рассмотреть цели, задачи и содержание обучения лексической стороне речи;
3. выявить трудности при обучении лексике и пути их преодоления;
4.определить объекты контроля при обучении лексической стороне речи и его организация;
5. исследовать специфику начального этапа обучения иностранного языка;
6. изучить психолого-педагогическую характеристику учащихся начальной школы;
7. рассмотреть лексические навыки как объект обучения в начальной школе;
8. определить общие методические принципы и подходы в формировании лексических навыков;
9. апробировать систему упражнений по формированию лексических навыков в 4 классах;
10. рассмотреть построение и проведение формирующего и контрольного эксперимента с использованием экспериментальной и контрольной групп.
Гипотеза: уровень сформированности лексических навыков и умений у младших школьников повысится при условии выполнения предлагаемой системы лексических упражнений.
Методологической основой данного исследования послужили работы таких авторов, как Верещагиной И.Н., Роговой Г.В., Соловьевой Е.Н., Амонашвили Ш.А., Н.Д. Гальскова, Е.А. Маслыко, И.Л. Бим, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, Я.Н. Колкер, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, М.Ф. Стронин, С.Ф. Шатилов и др.
Для реализации исследовательских задач были использованы следующие методы исследования: критический анализ литературных источников, поднимающих проблему формирования лексических навыков на уроках иностранного (английского) языка на младшей ступени обучения;изучение и анализ педагогического опыта работы по обучению лексике на младшей ступени обучения английского языка;методический эксперимент для изучения особенностей обучения лексике;педагогическое наблюдение для определения значения обучения лексике в изучении английского языка; метод статистической обработки полученных данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в изучении теоретических основ обучения лексической стороне речи, а именно психолого-физиологических особенностей обучения лексике; целей, задач и содержания обучения лексической стороне речи; трудностей при обучении лексике и пути их преодоления; объектов контроля при обучении лексической стороне речи и его организация.
Практическая значимость исследования заключается в:
1) определении общих методических принципов и подходов в формировании лексических навыков;
2) апробировании системы упражнений по формированию лексических навыков в 4 классах;
3) рассмотрении построения и проведения формирующего и контрольного эксперимента с использованием экспериментальной и контрольной групп.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и трех приложений.
Подводя итоги всему вышесказанному, необходимо сказать, что в результате проведенного исследования были достигнуты ранее поставленные цель и задачи: выявлены наиболее эффективные методы и приёмы формирования лексических навыков на уроках иностранного (английского) языка на младшей ступени обучения.
В соответствии с определенной целью были выполнены следующие задачи: изучены психолого-физиологические особенности обучения лексике; рассмотрены задачи и содержание обучения лексической стороне речи;выявлены трудности при обучении лексике и пути их преодоления;определены объекты контроля при обучении лексической стороне речи и его организация; исследована специфика начального этапа обучения иностранного языка; изучена психолого-педагогическая характеристика учащихся начальной школы; рассмотрены лексические навыки как объект обучения в начальной школе; определены общие методические принципы и подходы в формировании лексических навыков; предложена система игр для закрепления лексических навыков; апробирована система упражнений по формированию лексических навыков в 4- х классах; проведен эксперимент с использованием экспериментальной и контрольной групп.
В ходе эксперимента было замечено, что учащимся было гораздо легче изучать лексику иностранного языка через наглядность, участвуя в играх, составляя собственные высказывания, работая в группах, парах, самостоятельно.
При работе над данной темой мы убедились в истинности гипотезы о том, что использование разнообразных методов и приемов семантизации и активизации лексического материала способствует более прочному его усвоению. Мы пришли к выводу, что обучение лексике иностранного языка на начальном этапе приобретает всё большее значение, что организация и проведение занятий должно строиться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и лингвистических способностей детей и быть направлено на их развитие.
Следует также отметить, что материалы данной исследовательской работы могут быть активно и успешно использованы на уроках иностранного языка, так как в них даны практические рекомендации по организации работы с лексическим материалом на начальном этапе его изучения, а виды упражнений и заданий могут использоваться для автоматизации лексических навыков по любой изучаемой теме.
Подводя итоги работы, хотелось бы подчеркнуть, что именно в начальной школе закладываются основы общения на иностранном языке в устной и письменной форме. При этом существенная часть учебного времени затрачивается на формирование навыков обучение лексике.Недостаточный словарный запас вызывает чувство неуверенности у учащихся и нежелание говорить на иностранном языке. А в эпоху стремительного развития межкультурного диалога проблема формирования коммуникативной компетенции становится особенно актуальной. Поэтому расширение словарного запаса учащихся становится одной из основных задач на уроке иностранного языка.
1. Ариян М.А. Методика преподавания иностранных языков. - Н.Новгород: НГЛУ им. Н.А.Добролюбова, 2004. - 190с.
2. Арутюнов Ю.С., Ухин Ю.Ю. Игровая деятельность в учебном процессе. М. : Просвещение, 2011. - 257 с.
3. Варежкина Н.В. Методика английского языка. -М.: Просвещение, 2012. - 350с
4. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 989 с.
5. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. -М.: Просвещение, 2008. - 345 с.
6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. М.:АРКТИ, 2013. - 278 с.
7. Гёз Н. И., Ляховицкий М. В. Методика обучения иностранному языку в средней школе. М: «Высшая школа», 1982. - 435 с.
8. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М: «Наука», 1982. -
211 с.
9. Ильченко Е.В. « Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка». М.: «Центр современных гуманитарных исследований», 2003. - 210с.
10. Ковалев Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К.Т. Введение в педагогику. - М.: Просвещение - 2005. - 567 с.
11. Кувшинкин В.И. Методика обучения иностранному языку в начальной школе. -М.: Просвещение, 2012. - 250 с.
12. Коростелёв В.С., Соловцова Э.И. Функциональный контроль лексических единиц при обучении говорению. // Практические вопросы контроля при обучении иностранным языкам в школе. Сборник научных трудов. М: НИИ школ, 2005. - 321 с.
13. Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков. - Минск,
2009. - 370 с.
14. Лурия А.Р. Обучение иностранному языку в начальной школе. -М., Просвещение, 2009. - 320 с.
15. Миролюбов А.А. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку. Методическое пособие. "Титул", 2001. -190 с.
16. Настольная книга преподавателя иностранного языка; Минск, 1997. 366с.
17. Панфилова А. П. «Игровое моделирование в деятельности педагога», М.: «Академия », 2000. - 218с.
18. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Учитель иностранного языка. -М., 2013. - 310 с.
19. Пассов Е. И., Кузнецова Е. Е. Проблема навыков и умений в
обучении иностранным языкам. Учебное пособие. Воронеж: НОУ
«Интерлингва», 2012. -254 с.
20. Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010. - 541 с.
21. Сахарова Т.Е., Рабинович Ф.М., Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 2001. - 369 с.
22. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базо-вый курс лекций. М.:Просвещение, 2003 - 376 с.
23. Старков А. П. Функциональная направленность контроля. / Контроль в обучении иностранным языкам. Сборник статей. М: 2006.- 433 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - С.31
25. Филатов В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. Ростов-на-Дону: 2004. - 322 с.
26. Щерба О.В. Обучение иностранному языку языку в начальной школе. - М., 2006. -185 с.
27. Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка школьниками // Иностранная языки в школе. - 2006. -С.52. 13
28. Белоручев Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам в средней школе // Иностранные языки в школе. 2009. №4. С. 30-45.
29. Беляев Б.В. Психологическая характеристика устной речи на иностранном языке // Методическая мозаика Приложение к журналу «ИЯТТТ». № 8. 2006. С. 3-15.
30. Блох М. Я. Диктема в уровневой структуре
языка/М. Я. Блох//Вопросы языкознания.— 2000. — № 4.— С. 56-67.
31. Вятютнев М.Н. Обучение иностранному языку в начальной школе// Иностранные языки в школе. -2000. -С. 43
32. Гальперин П.Я. Современная методика английского языка. -М.: Просвещение, 2015.
33. Догонадзе Н.Р. Контроль сформированности лексических навыков говорения. // Практические вопросы контроля при обучении иностранным языкам в средней школе. Сборник научных трудов. М: НИИ школ, 2005.
34. Карпова С.Н. Особенности психологического развития четвероклассников// Школьный психолог, 2012 .№ 10
35. Кривобокова И.Я., Лотарева Т.В. Некоторые приемы работы над лексикой // Иностранные языки в школе. - 2010. - №2. с.53-55.
36. Кричевская К.С. К вопросу о содержании лексических правил в обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе. - 2008. - №4.
37. Кувшинов В.И. О работе с лексикой на уроках английского языка// Иностранные языки в школе. - 1990. - №5. с.20-24
38. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра. // Иностранная литература в школе,2007. - № 6.
39. Ростовцева В.М. Использование ситуаций при презентации лексики // Иностранные языки в школе. - 1990. - № 4. с. 35-39.
40. Столяр М.Е. Некоторые приемы закрепления лексики // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 4. с. 52-54
41. Фнуновна Т.Л. Обучающая игра, как средство формирования лексических навыков. Издательский дом «Первое сентября», 2009.
42. Цетлин В.С. Работа над словом// Иностранные языки в школе. - 2002. - №3.
43. Carter, Ronald, and Michael McCarthy. Vocabulary and Language Teaching. London and New York: Longman, 1988. - Р. 38.28.
44. Clark J. M. & Paivio A. —Dual coding theory and education, у Educational Psychology Review, 3. 1991. - Р. 307.
45. Cobb, Tom. “Review of Paul Nation’s 'Learning vocabulary in another language' 2011”. - Р. 88.8yt
46. Mayer R. E., “Principles of multimedia learning based on social cues:
personalization, voice, and image principles,” In R. E. Mayer, (Ed.) The
Cambridge Handbook of Multimedia Learning. New York: Cambridge University Press, 2006. - Р. 34.
47. Doff, Adrian. Teach English: A Training Course for Teachers. Trainer’s Handbook. Cambridge: Cambridge University Press and British Council, 1988. - Р. 300.
48. Foley, Mark, and Diane Hall. Total English Elementary. Harlow:
Longman, 2007. - Р. 56.
49. Mayer R. E., “Principles of multimedia learning based on social cues:
personalization, voice, and image principles,” In R. E. Mayer, (Ed.) The
Cambridge Handbook of Multimedia Learning. New York: Cambridge University Press, 2006. - Р. 34.
50. Вельс А. Е. Трудности обучения лексике английского языка в школе
// Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 577-579. — URL
https://moluch.ru/archive/58/8078/ (дата обращения: 29.04.2018).