Взаимосвязь аффективно-когнитивных аспектов переживания и психологических характеристик, влияющих на отношение к учебе у студентов в различных учебных ситуациях
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Отношение к учебе как совокупность индивидуально - психологических характеристик личности. 7
1.1 Эмоции и познавательные состояния как значимые аспекты
переживания в процессе учебной деятельности. 7
1.2 Значение мотивации в учебной деятельности. 10
1.3 Роль рефлексии в формировании отношения к учебному процессу. 15
1.4 Тревожность, защитные механизмы Эго и антиципационная состоятельность как индивидуально-психологические характеристики, влияющие на восприятие учебного процесса. 17
Выводы к первой главе. 24
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимосвязей аффективно-когнитивных аспектов переживания и психологических
характеристик, влияющих на отношение к учебе у студентов в различных учебных ситуациях. 25
2.1 Организация исследования и методы сбора и обработки информации. 25
2.2 Результаты исследования и их обсуждение. 32
2.2.1 Анализ степени выраженности показателей с учетом t-критерия
Стьюдента для группы испытуемых в разных учебных ситуациях. 32
2.2.2 Анализ корреляционных связей аффективно-когнитивных аспектов переживания и психологических характеристик личности в различных учебных ситуациях. 36
2.2.3 Результаты анализа попарного сравнения корреляционных матриц в группе, когда изучаемая сложна и легка для понимания. 58
Выводы. 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 71
ПРИЛОЖЕНИЕ.
В настоящее время, когда учащиеся как средней, так и высшей школы получают большое количество новой информации, обязательной для освоения научных дисциплин, необходимо развивать, соответствующие современным требованиям психотехнологии, способствующие актуализации учебной мотивации и позволяющие повысить стрессоустойчивость.
Аффективно-когнитивная сфера переживаний влияет на самые разные стороны жизни человека. В том числе и на учебную, трудовую, творческую и другие виды деятельности. Существует множество научных данных, касающихся как познавательных, так и эмоциональных аспектов переживаний в процессе учебной деятельности. Данной тематикой интересовались такие ученые как Л.С. Выготский, Е.П. Ильин и А.Н. Леонтьев.
С течением времени и развитием новейших технологий человеку приходится постоянно адаптироваться к меняющимся условиям жизни и обучаться чему-либо новому. Поэтому, очевидна актуальность изучения аффективно-когнитивной сферы переживаний и её влияния на целый ряд характеристик личности, позволяющих наилучшим образом усваивать новую информацию, или, наоборот, мешающих полноценному пониманию, необходимому для получения адекватных представлений о реальности.
Проблема взаимосвязи аффективно-когнитивных аспектов переживания и других психологических характеристик личности в контексте различных учебных ситуаций изучена еще не достаточно полно. Именно поэтому встает вопрос о дополнительных исследованиях.
Целью нашего исследования является изучение особенностей взаимосвязей между аффективно-когнитивными аспектами переживания и психологическими характеристиками, влияющими на отношение к учебе у студентов в различных учебных ситуациях.
Исходя из поставленной цели, мы выделили следующие основные задачи:
1. Провести анализ отечественной и зарубежной литературы в области аффективно-когнитивных аспектов переживания и других психологических характеристик личности;
2. На основе систематизации полученной информации обосновать необходимость данного исследования;
3. Подобрать методологическую базу для выполнения эмпирической части исследования;
4. Провести сравнительный анализ результатов, полученных в группах лиц в ситуации, когда изучаемая тема кажется сложной и легкой для понимания, и выявить особенности взаимосвязей между исследуемыми нами психологическими характеристиками, влияющими на отношение к учебе.
Объектом исследования являются аффективно-когнитивные аспекты переживания (познавательные состояния и эмоции) у студентов в различных учебных ситуациях.
Предмет исследования - особенности взаимосвязей аффективно-когнитивных аспектов переживания и других психологических
характеристик, влияющих на отношение к учебе.
В качестве гипотезы выступает предположение о том, что у испытуемых будут наблюдаться различия в структуре взаимосвязей аффективно-когнитивных аспектов переживания и психологических характеристик, влияющих на отношение к учебе, в зависимости от восприятия ими ситуации, в которой предлагается понять новый учебный материал.
Теоретико-методологическими основам работы являются публикации взгляды Л.С. Выготского, Е.П. Ильина и А.Н. Леонтьева на аффективно-когнитивные аспекты переживания, А.О. Прохорова, М.Г. Юсупова и А. В Чернова в области познавательных психических состояний, подходы к изучению мотивации А.К. Марковой, а также работы Л.Ю. Субботиной по защитным механизмам Эго.
Были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ общей и специальной литературы по проблеме аффективно-когнитивных аспектов переживания и психологических характеристик, влияющих на отношение к учебе в различных учебных ситуациях;
2. Тестирование с использованием тестов-опросников, анкетирование;
3. Математические методы обработки данных (статистический и корреляционный анализ, анализ попарного сравнения корреляционных матриц).
Используемые методики:
1. Анкета «Познавательные психические состояния в различных учебных ситуациях»;
2. Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) (К. Изард);
3. Методика оценки уровня притязаний. (В. Г ербачевский);
4. Методика диагностики рефлексивных процессов (распознавания, осознания, идентификации) (А.О.Прохоров, А.В.Чернов);
5. Методика диагностики рефлексивности (Карпов А.В., Пономарева В.В.);
6. Методика диагностики учебной тревожности (Б.Н. Филлипс);
7. Тест антиципационной состоятельности (прогностической
компетентности) (В.Д.Менделевич);
8. Методика «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчика).
Теоретическая и практическая значимость.
Данные, полученные в процессе эмпирического исследования, могут быть использованы в качестве дополнения к уже имеющимся знаниям о структуре аффективно-когнитивной сферы переживаний в целом и переживаний учебных ситуаций, в частности, с учетом индивидуально - психологических особенностей личности учащихся. Это, в свою очередь, может стать основой для разработки эффективных способов психологической помощи студентам. Так, изменение отношения к учебному процессу за счет усиления рефлексии эмоций и познавательных состояний может повысить способность к усвоению новой информации.
Характеристика контингента испытуемых
В исследовании принимали участие 50 испытуемых в возрасте 17-18 года (студенты первого курса филологического факультета КФУ). Все участники проходили два этапа исследования согласно заданным ситуациям - изучение сложной и легкой для понимания тем.
Структура дипломной работы
Данная работа включает в себя введение, теоретическую и эмпирическую главы, заключение, список использованной литературы и приложения, 4 таблицы и 4 рисунка.
Таким образом, анализ соответствующей исследованию литературы и результаты нашего исследования приводит к мысли том, что аффективно-когнитивная сфера имеет тесную связь с различными индивидуально-психологическими характеристиками личности в определенных учебных ситуациях. В частности, с показателями учебной мотивации, рефлективностью, тревожностью, а также с бессознательными защитными механизмами и прогностической компетентностью. Аффективно-когнитивные переживания, без сомнения, влияют на усвоение изучаемого материала, на поведение студентов во время учебного времяпровождения, на отношение к обучению и к познавательной активности в целом.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей взаимосвязей между аффективно-когнитивными аспектами переживания и психологическими характеристиками, влияющими на отношение к учебе у студентов в различных учебных ситуациях. Гипотеза о том, испытуемых будут наблюдаться различия в структуре взаимосвязей аффективно-когнитивных аспектов переживания и психологических характеристик, влияющих на отношение к учебе, в зависимости от восприятия ими учебной ситуации, получила подтверждение.
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут использоваться в качестве дополнения к уже существующим знаниям о структуре аффективно-когнитивной сферы переживаний в целом и переживаний учебных ситуаций, в частности, с учетом индивидуально-психологических характеристик студентов. Это может помочь в разработке соответствующих современным требованиям психотехнологий, позволяющих облегчить усвоение учащимися поступающей информации, а также поддержать в трудных учебных ситуациях. К примеру, за счет усиления рефлексии эмоций и познавательных состояний можно повысить способность к эффективной обработке новой информации.
8. Андреева И.Н. Роль эмоций в познавательной деятельности студентов /И.Н. Андреева // Вышэйшая школа. — 2009. — № 2. — С. 27—30
9. Анохин П. К. Эмоции.— БМЭ, 2-е изд., 1964, т. 35, с. 339.]
10. Асеев В.Г. Мотивационные резервы человека // Психологический журнал. - 1987. - №5. - С. 9-13.
11. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека/ Березин Ф.Б. — Л., 1988
12. Богомаз С.А., Мацута В.В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у современной вузовской молодежи // Психология обучения. - М.: СГУ, 2010. Вып. 12. С. 77-88
13. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. - 3-е из., доп. и перераб. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672с
14. Бороздина Л.В. Диагностика мотивации достижения успехов и избегания неудачи. - М., 2002.
15. Вансовская Л.И, В.К Гайда, Гербачевский В.К. и др. Практикум по эксперементальной и прикладной психологии. Уч. пособие. Под ред.А. А. Крылова. СПб. СПбГУ 1997 с.43-50
16. Васильев И.А.. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием: М.: Изд-во. МГУ. - 1991 12. Ганзен, В.А. Системное описание психических состояний, возникающих в процессе восприятия информации / В.А. Ганзен, В.Н. Юрьев // Вестн. ЛГУ. Сер. 6. - 1987. - Вып.1, №6 - С. 5060.
17. Глоссарий психологических терминов / Под. ред. Н. В. Губина. - М.: Наука, 1999. - 512 с.]
18. Горбов Ф.Д. Детерминация психических состояний / Горбов Ф.Д.//Вопросы психологии. — 1971. — № 5. — С. 45 — 61
19. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. - М.: Смысл; Академия, 2006. 336 с.,
20. Гусев А.Н. «1С: Школьная Психодиагностика». Руководство по использованию психодиагностических методик психологами образовательных учреждений.
21. Изард К. 2000 Психология эмоций. СПб.: Питер.
22. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Издательство
«Питер», 2000. 512 с. 19. Ильин Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния /Е.П. Ильин. - М., 1978. - С. 325-346.
23. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2001
24. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности
25. Кирсанов В.М Ведущие мотивы обучения и структура
мотивационно потребностной сферы студентов различных профилей обучения // Современные исследования социальных проблем. - 2012. -№2. - с. 32-37.
26. Кукулите Т.Г. Журнал «Ученые записки СПбУТУиЭ»
Издательство: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики (Санкт-Петербург)
27. Куликов, Л.В. Психология настроения / Л.В. Куликов. □ СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1997. □ 228 с.
28. Купермит С. «Я - концепция» Екатеринбург 1982
29. Конопкин О. А., Связь учебной успеваемости студентов с индивидуальными психологическими особенностями их саморегуляции / Конопкин О. А., Прыгин Г.С. //Вопросы психологии. — 1987. — №3. — С. 45 — 57.
30. Ладенко И.С. — «Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования»
31. Левитов Н.Д.О психических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964.— С.20. 33. Левитов, Н.Д. О психических состояний человека / Н.Д. Левитов - М.: Просвещение, 1964. - 344 с.
32. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: изд-во Моск. ун-та, 1984 35. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Функциональные состояния и работоспособность человека в профессиональной деятельности // Психология труда, инженерная психология эргономика / Под ред Е.А. Климова и др., М: Юрайт, 2015 (глава
13)
33. Леонтьев А. Я., Судаков К. Я. Эмоции.— БСЭ, т. 30. М., 1978, с. 169. 37.
34. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1975
35. Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.
36. Маклаков А.Г. «Общая психология» 2000, Изд. дом «Питер», 2001.
37. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. 212 с
38. Махнач, А.В. К проблеме соотнесения динамических психических состояний и стабильных черт личности / А.В. Махнач // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16, №3. - С. 35-43. 41.
39. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.
заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.-
Кн.1:Общие основы психологии. — 688 с., С. 436
40. Ничипоренко Н. П., Менделевич В. Д. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования // Психологический журнал. 2006. № 5. С. 50-58
41. Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И.
Александров. - М.: ИНФРА-М, 1997
42. Панов В.И. Психическое состояние как объект и предмет психологического исследования / В.И.Панов // Мир психологии. - 1998. - № 2. - С. 20-35.
43. Пантелеев С.Р. «Методика исследования самоотношения» 2001г.
45. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с
44. Прохоров А. О. Особенности психических состояний личности в обучении / Прохоров А. О. //Психологический журнал. — 1991. — Т. 12. — №1. — С. 47—54.
45. Прохоров А.О. Функциональные структуры психических состояний / А.О. Прохоров // Психологический журнал. - 1996.- Т. 17, № 4. - С. 9-18. 47.
46. Прохоров А.О., Чернов А.В. Методика диагностики рефлексивных процессов: распознавания, осознания и идентификации / Психология психических состояний: сборник материалов по итогам 9 Международной зимней школы по психологии состояний, 26-27 февраля. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - Вып. 5. - 204 с., С. 122-126. 48.
47. Прохоров А.О., Юсупов М.Г. 2014 Познавательные Состояния в контексте интеллектуальной активности студентов // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. Т. 156 № 6 С.189- 198.
48. РегушЛ.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003.
49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб,1999 55. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.213 с.
50. Смолякова Т.В. Особенности профессиональной идентичности студентов творческих вузов. Психологические исследования. - 2012.- 1(21). - http://psystudy.ru. 0421200116/0008.
51. Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. 343 с 57.
52. Сосновикова, Ю.Е. К вопросу об определении понятия и принципах классификации психических состояний человека // Вопросы психологии. - 1968. - № 6. - С. 112-116.
53. Сосновикова, Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика / Ю.Е. Сосновикова. - Г орький, 1975. - 118 с.]
54. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983 62. Тюков А.А. Психология развития в комплексе современной антропологии МГПУ, Москва
55. Щедровицкий П.Г., В.Л. Данилова. Георгий Петрович Щедровицкий. [под ред. П. Г. Щедровицкого, В. Л. Даниловой]. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),2010. — 600 с.: ил. — (Философия России второй половины XX в.). 2010
56. Эйдемиллер Э. Г. Юстицкис В. В.Семейная психотерапия.— Л.: Медицина, 1989.
57. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов.- М., 1994
58. Archer D., Akert R. M. Probleme of context and criterion in nonverbal communication: a new look at the accuracy issue // Issues in person perception. - Mothuen; London; N.Y., 1984.-P. 114-144.
59. Arnold M. B. Emotion, motivation and-the limbic system // Annual N. Y. Acad. Science 1969. - V. 159. - № 3.
60. LazamsR. W. Cognition and motivation //Amer. Psychol. - 1991. -V.
46. - P.352-367.
61. MacCartney K., Harris M., Bernieri F. Growing up and growing apart: A developmental meta-analysis of twin studies // Psychol. Bulletin. - 1990. - V. 107. - P. 226-237.
62. Young P. Th. Motivation and emotion. A survey of the determinants of human and animal activity. // N.Y.; London, 1961.