Правовое воспитание, как основа формирования нормативного поведения учащихся в социуме (Омский Государственный Педагогический Университет)
|
Эмпирическая база исследования - МБОУ «Междуреченская средняя общеобразовательная школа».
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
1 Теоретические и исторические аспекты правового воспитания 4
1.1 История развития и современное состояние правового воспитания 4
1.2 Формы и методы организации правового воспитания 9
2 Организация процесса правового воспитания учащихся старших классов 14
2.1 Анализ организации правового воспитания на примере МБОУ «Междуреченская средняя общеобразовательная школа» 14
2.2 Рекомендации по организации системы правового воспитания старшеклассников в МБОУ«Междуреченская средняя общеобразовательная школа» 20
Заключение 24
Список использованных источников 25
Приложение 1 28
Приложение 2 29
Приложение 3 32
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
1 Теоретические и исторические аспекты правового воспитания 4
1.1 История развития и современное состояние правового воспитания 4
1.2 Формы и методы организации правового воспитания 9
2 Организация процесса правового воспитания учащихся старших классов 14
2.1 Анализ организации правового воспитания на примере МБОУ «Междуреченская средняя общеобразовательная школа» 14
2.2 Рекомендации по организации системы правового воспитания старшеклассников в МБОУ«Междуреченская средняя общеобразовательная школа» 20
Заключение 24
Список использованных источников 25
Приложение 1 28
Приложение 2 29
Приложение 3 32
Важнейшим направлением в развитии гражданского общества России является развитие правовой грамотности выпускников общеобразовательных учреждений. Поэтому пропаганда и разъяснение важности соблюдения гражданами своих обязанностей, прав, правил общежития является важной задачей государства. Решение указанной задачи возложено, главным образом, на образовательные организации, которые обеспечивают правовое образование и воспитание молодежи. По окончанию школы, выпускники должны иметь знания, касающиеся социума, в котором им предстоит жить и трудится. В основе таких правил лежат знания конкретных правовых норм. От уровня правосознания и правовой культуры молодых людей во многом зависит будущее страны. Любое ослабление правовой воспитательной работы будет способствовать усилению влияния на молодежь противоречащих правосознанию общества, взглядов и убеждений, увеличению уровня преступности.
В связи с вышеизложенным, возникает противоречие, которое заключается в необходимости осуществления правового воспитания среди старшеклассников и недостаточной методической обеспеченностью данного процесса.
Таким образом, решение проблемы актуально на сегодняшний день, так как теоретическое и практическое ее разрешение позволит поднять престиж права и воспитать уважение к закону у старшеклассников, создать условия для развития гражданской и правовой активности общества, организовать на должном уровне воспитательную работу в школе.
Цель исследования – изучение процесса правового воспитания как основы формирования нормативного поведения учащихся в социуме.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть процесс развития и современное состояние правового воспитания;
2. Определить основные формы и методы организации правового воспитания;
3. Проанализировать уровень организации правового воспитания на примере МБОУ «Междуреченская средняя общеобразовательная школа»;
4. Разработать рекомендации по совершенствованию системы правового воспитания старшеклассников, направленные на повышение уровня их правовой воспитанности.
Объектом исследования является процесс правового воспитания.
Предметом – правовое воспитание как основа формирования нормативного поведения учащихся в социуме.
В ходе написания работы применялись такие общенаучные методы исследования, как теоретико-методологический и логический анализ, сравнительный анализ, обобщение. Кроме того, изучение велось с помощью эмпирических методов: анкетирование, наблюдение.
Эмпирическая база исследования - МБОУ «Междуреченская средняя общеобразовательная школа».
Необходимо отметить достаточное количество работ по теме исследования, однако большинство их них касается истории развития патриотического воспитания и рассмотрения сущности этого явления. В этой связи отметим следующих авторов: М.Ю. Зырянов, Ю.А. Климкина, Л.В. Карнаушенко, А.В. Комарницкий, В.Н. Корчагин. Среди авторов, которые освещают вопросы методики правового воспитания, стоит выделить Г.Ю.Дюсалиеву, Е.М. Кропаневу, А.К. Самохину.
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы. В приложении представлены разработки мероприятий по формированию правовой культуры старшеклассников
В связи с вышеизложенным, возникает противоречие, которое заключается в необходимости осуществления правового воспитания среди старшеклассников и недостаточной методической обеспеченностью данного процесса.
Таким образом, решение проблемы актуально на сегодняшний день, так как теоретическое и практическое ее разрешение позволит поднять престиж права и воспитать уважение к закону у старшеклассников, создать условия для развития гражданской и правовой активности общества, организовать на должном уровне воспитательную работу в школе.
Цель исследования – изучение процесса правового воспитания как основы формирования нормативного поведения учащихся в социуме.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть процесс развития и современное состояние правового воспитания;
2. Определить основные формы и методы организации правового воспитания;
3. Проанализировать уровень организации правового воспитания на примере МБОУ «Междуреченская средняя общеобразовательная школа»;
4. Разработать рекомендации по совершенствованию системы правового воспитания старшеклассников, направленные на повышение уровня их правовой воспитанности.
Объектом исследования является процесс правового воспитания.
Предметом – правовое воспитание как основа формирования нормативного поведения учащихся в социуме.
В ходе написания работы применялись такие общенаучные методы исследования, как теоретико-методологический и логический анализ, сравнительный анализ, обобщение. Кроме того, изучение велось с помощью эмпирических методов: анкетирование, наблюдение.
Эмпирическая база исследования - МБОУ «Междуреченская средняя общеобразовательная школа».
Необходимо отметить достаточное количество работ по теме исследования, однако большинство их них касается истории развития патриотического воспитания и рассмотрения сущности этого явления. В этой связи отметим следующих авторов: М.Ю. Зырянов, Ю.А. Климкина, Л.В. Карнаушенко, А.В. Комарницкий, В.Н. Корчагин. Среди авторов, которые освещают вопросы методики правового воспитания, стоит выделить Г.Ю.Дюсалиеву, Е.М. Кропаневу, А.К. Самохину.
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы. В приложении представлены разработки мероприятий по формированию правовой культуры старшеклассников
Современная стратегия модернизации российского образования ставит своей целью обновление содержания образования. Образование должно способствовать формированию у выпускника ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. Школьник должен научиться жить и работать в современном обществе в условиях глобализации. Важную роль в этом процессе играет правовое воспитание.
В рамках данного исследования был проведен теоретический анализ термина «правовое воспитание». Прежде всего, необходимо отметить многовековую историю данного явления, которая берет свое начало с античных времен. Однако, как научный термин, «правовое воспитание» появилось только в ХХ веке и сегодня является объектом изучения различных наук: юриспруденции, психологии, социальной педагогики, общей педагогики. В широком смысле этим термином обозначается общий процесс формирование правосознания личности. В узком – это целенаправленная работа различных организаций, направленная на формирование правовой культуры.
Был сделан вывод, что право по своей сути воплощает стремление к социальной справедливости и, поэтому зарождается в духовной нравственности. Была отмечена тесная связь права и морали и сделан вывод, что правовое воспитание является одним из направлений целостного духовно-нравственного воспитания.
В результате изучения современной правовоспитательной системы, были выделены следующие формы организации процесса правового воспитания: обучение, просвещение, юридическая практика, самообразование и самовоспитание, индивидуальная воспитательная работа. Каждая из перечисленных форм воспитательного воздействия направлена на развитие представлений о правовых нормах государства, формирование ответственного отношения к своим обязанностям, развитие уважительного отношения к другим людям и привычки нормативного поведения в обществе. Нужно отметить, что многие формы воспитательного воздействия, хоть и претерпели изменения, но сохранили свою сущность и активно используются в настоящее время.
Для достижения указанных целей в современной системе правового воспитания используется комплекс различный методов и приемов. В качестве традиционных методов были выделены: урок, беседа, диспут, конференция, лекция, консультирование. В ряду нетрадиционных методов, акцент сделан на группы методов: коммуникационные, игровые и социально-деятельностные.
С помощью совокупности различных педагогических средств формируются глубокие правовые знания, убеждения, потребности, ценности, привычки правомерного поведения.
Практическое применение форм и методов правового воспитания изучалось на базе школы МБОУ учреждения «Междуреченская средняя общеобразовательная школа» Тарского муниципального района. В результате изучения был сделан вывод о наличии в данном образовательном учреждении правового воспитания как отдельного направления воспитательной работы. Однако, в ее организации были отмечены недостатки, такие как, бессистемность проведения мероприятий внеучебной деятельности и небольшое количество часов, отведенных для изучения основ права.
Для проверки эффективности существующей воспитательной системы была проведена проверка уровня правовой воспитанности. В исследовании приняли участие 25 учеников одиннадцатого класса. Ученики отвечали на вопросы составленной анкеты. Результаты анкетирования показали, что большинство учеников имеют средний уровень правовой воспитанности. Анализ полученных данных позволил сделать вывод, о необходимости перестройки, имеющейся в данной школе, практики воспитания правовой культуры подростков.
Для повышения уровня патриотической воспитанности и совершенствования воспитательной работы школы в данном направлении был предложен к внедрению проект «Путь к правовому воспитанию школьников». Реализовывать проект планируется во внеучебной деятельности. Конечной целью проекта является: создание активно действующей системы правового воспитания, способствующей формированию правовой культуры старшеклассников. Мероприятия проекта запланированы по следующим направлениям: содержательное, социально-педагогическое, управленческое.
Темы внеучебных мероприятий составлены так, чтобы восполнить недостаток правовых знаний, выявленный в ходе анкетирования. Предложенные мероприятия будут способствовать формированию нормативного поведения подростков в обществе.
Таким образом, был сделан вывод о том, что тщательно продуманная и эффективная система правового воспитания в школе повысит правовую культуру молодого поколения, уровень правосознания и снижения девиантных форм поведения. Прочное правовое сознание, в свою очередь, будет способствовать укреплению норм воспитанности в сознания молодого человека. На основании данного заключения можно сделать вывод о выполнении всех поставленных задач и достижения цели исследования.
В рамках данного исследования был проведен теоретический анализ термина «правовое воспитание». Прежде всего, необходимо отметить многовековую историю данного явления, которая берет свое начало с античных времен. Однако, как научный термин, «правовое воспитание» появилось только в ХХ веке и сегодня является объектом изучения различных наук: юриспруденции, психологии, социальной педагогики, общей педагогики. В широком смысле этим термином обозначается общий процесс формирование правосознания личности. В узком – это целенаправленная работа различных организаций, направленная на формирование правовой культуры.
Был сделан вывод, что право по своей сути воплощает стремление к социальной справедливости и, поэтому зарождается в духовной нравственности. Была отмечена тесная связь права и морали и сделан вывод, что правовое воспитание является одним из направлений целостного духовно-нравственного воспитания.
В результате изучения современной правовоспитательной системы, были выделены следующие формы организации процесса правового воспитания: обучение, просвещение, юридическая практика, самообразование и самовоспитание, индивидуальная воспитательная работа. Каждая из перечисленных форм воспитательного воздействия направлена на развитие представлений о правовых нормах государства, формирование ответственного отношения к своим обязанностям, развитие уважительного отношения к другим людям и привычки нормативного поведения в обществе. Нужно отметить, что многие формы воспитательного воздействия, хоть и претерпели изменения, но сохранили свою сущность и активно используются в настоящее время.
Для достижения указанных целей в современной системе правового воспитания используется комплекс различный методов и приемов. В качестве традиционных методов были выделены: урок, беседа, диспут, конференция, лекция, консультирование. В ряду нетрадиционных методов, акцент сделан на группы методов: коммуникационные, игровые и социально-деятельностные.
С помощью совокупности различных педагогических средств формируются глубокие правовые знания, убеждения, потребности, ценности, привычки правомерного поведения.
Практическое применение форм и методов правового воспитания изучалось на базе школы МБОУ учреждения «Междуреченская средняя общеобразовательная школа» Тарского муниципального района. В результате изучения был сделан вывод о наличии в данном образовательном учреждении правового воспитания как отдельного направления воспитательной работы. Однако, в ее организации были отмечены недостатки, такие как, бессистемность проведения мероприятий внеучебной деятельности и небольшое количество часов, отведенных для изучения основ права.
Для проверки эффективности существующей воспитательной системы была проведена проверка уровня правовой воспитанности. В исследовании приняли участие 25 учеников одиннадцатого класса. Ученики отвечали на вопросы составленной анкеты. Результаты анкетирования показали, что большинство учеников имеют средний уровень правовой воспитанности. Анализ полученных данных позволил сделать вывод, о необходимости перестройки, имеющейся в данной школе, практики воспитания правовой культуры подростков.
Для повышения уровня патриотической воспитанности и совершенствования воспитательной работы школы в данном направлении был предложен к внедрению проект «Путь к правовому воспитанию школьников». Реализовывать проект планируется во внеучебной деятельности. Конечной целью проекта является: создание активно действующей системы правового воспитания, способствующей формированию правовой культуры старшеклассников. Мероприятия проекта запланированы по следующим направлениям: содержательное, социально-педагогическое, управленческое.
Темы внеучебных мероприятий составлены так, чтобы восполнить недостаток правовых знаний, выявленный в ходе анкетирования. Предложенные мероприятия будут способствовать формированию нормативного поведения подростков в обществе.
Таким образом, был сделан вывод о том, что тщательно продуманная и эффективная система правового воспитания в школе повысит правовую культуру молодого поколения, уровень правосознания и снижения девиантных форм поведения. Прочное правовое сознание, в свою очередь, будет способствовать укреплению норм воспитанности в сознания молодого человека. На основании данного заключения можно сделать вывод о выполнении всех поставленных задач и достижения цели исследования.
Подобные работы
- Концепция организации подготовки учителя Безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Концепция организации подготовки учителя
Безопасности жизнедеятельности в современном
педагогическом университете
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Методика организации и проведения учебных занятий по праву в старших классах (Педагогическое образование, Омский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1600 р. Год сдачи: 2019 - Методические основы организации и проведения учебных занятий по праву в старших классах (Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Формирование социальной компетентности у подростков в образовательном учреждении
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГОВ И РАБОТНИКОВ ГИБДД ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2013 - Условия формирования и диагностика развития позитивных лидерских качеств детей и подростков в условиях детского общественного объединения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025



