Эмпирическая база исследования - МБОУ «Междуреченская средняя общеобразовательная школа».
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
1 Теоретические и исторические аспекты правового воспитания 4
1.1 История развития и современное состояние правового воспитания 4
1.2 Формы и методы организации правового воспитания 9
2 Организация процесса правового воспитания учащихся старших классов 14
2.1 Анализ организации правового воспитания на примере МБОУ «Междуреченская средняя общеобразовательная школа» 14
2.2 Рекомендации по организации системы правового воспитания старшеклассников в МБОУ«Междуреченская средняя общеобразовательная школа» 20
Заключение 24
Список использованных источников 25
Приложение 1 28
Приложение 2 29
Приложение 3 32
Важнейшим направлением в развитии гражданского общества России является развитие правовой грамотности выпускников общеобразовательных учреждений. Поэтому пропаганда и разъяснение важности соблюдения гражданами своих обязанностей, прав, правил общежития является важной задачей государства. Решение указанной задачи возложено, главным образом, на образовательные организации, которые обеспечивают правовое образование и воспитание молодежи. По окончанию школы, выпускники должны иметь знания, касающиеся социума, в котором им предстоит жить и трудится. В основе таких правил лежат знания конкретных правовых норм. От уровня правосознания и правовой культуры молодых людей во многом зависит будущее страны. Любое ослабление правовой воспитательной работы будет способствовать усилению влияния на молодежь противоречащих правосознанию общества, взглядов и убеждений, увеличению уровня преступности.
В связи с вышеизложенным, возникает противоречие, которое заключается в необходимости осуществления правового воспитания среди старшеклассников и недостаточной методической обеспеченностью данного процесса.
Таким образом, решение проблемы актуально на сегодняшний день, так как теоретическое и практическое ее разрешение позволит поднять престиж права и воспитать уважение к закону у старшеклассников, создать условия для развития гражданской и правовой активности общества, организовать на должном уровне воспитательную работу в школе.
Цель исследования – изучение процесса правового воспитания как основы формирования нормативного поведения учащихся в социуме.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть процесс развития и современное состояние правового воспитания;
2. Определить основные формы и методы организации правового воспитания;
3. Проанализировать уровень организации правового воспитания на примере МБОУ «Междуреченская средняя общеобразовательная школа»;
4. Разработать рекомендации по совершенствованию системы правового воспитания старшеклассников, направленные на повышение уровня их правовой воспитанности.
Объектом исследования является процесс правового воспитания.
Предметом – правовое воспитание как основа формирования нормативного поведения учащихся в социуме.
В ходе написания работы применялись такие общенаучные методы исследования, как теоретико-методологический и логический анализ, сравнительный анализ, обобщение. Кроме того, изучение велось с помощью эмпирических методов: анкетирование, наблюдение.
Эмпирическая база исследования - МБОУ «Междуреченская средняя общеобразовательная школа».
Необходимо отметить достаточное количество работ по теме исследования, однако большинство их них касается истории развития патриотического воспитания и рассмотрения сущности этого явления. В этой связи отметим следующих авторов: М.Ю. Зырянов, Ю.А. Климкина, Л.В. Карнаушенко, А.В. Комарницкий, В.Н. Корчагин. Среди авторов, которые освещают вопросы методики правового воспитания, стоит выделить Г.Ю.Дюсалиеву, Е.М. Кропаневу, А.К. Самохину.
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы. В приложении представлены разработки мероприятий по формированию правовой культуры старшеклассников
Современная стратегия модернизации российского образования ставит своей целью обновление содержания образования. Образование должно способствовать формированию у выпускника ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. Школьник должен научиться жить и работать в современном обществе в условиях глобализации. Важную роль в этом процессе играет правовое воспитание.
В рамках данного исследования был проведен теоретический анализ термина «правовое воспитание». Прежде всего, необходимо отметить многовековую историю данного явления, которая берет свое начало с античных времен. Однако, как научный термин, «правовое воспитание» появилось только в ХХ веке и сегодня является объектом изучения различных наук: юриспруденции, психологии, социальной педагогики, общей педагогики. В широком смысле этим термином обозначается общий процесс формирование правосознания личности. В узком – это целенаправленная работа различных организаций, направленная на формирование правовой культуры.
Был сделан вывод, что право по своей сути воплощает стремление к социальной справедливости и, поэтому зарождается в духовной нравственности. Была отмечена тесная связь права и морали и сделан вывод, что правовое воспитание является одним из направлений целостного духовно-нравственного воспитания.
В результате изучения современной правовоспитательной системы, были выделены следующие формы организации процесса правового воспитания: обучение, просвещение, юридическая практика, самообразование и самовоспитание, индивидуальная воспитательная работа. Каждая из перечисленных форм воспитательного воздействия направлена на развитие представлений о правовых нормах государства, формирование ответственного отношения к своим обязанностям, развитие уважительного отношения к другим людям и привычки нормативного поведения в обществе. Нужно отметить, что многие формы воспитательного воздействия, хоть и претерпели изменения, но сохранили свою сущность и активно используются в настоящее время.
Для достижения указанных целей в современной системе правового воспитания используется комплекс различный методов и приемов. В качестве традиционных методов были выделены: урок, беседа, диспут, конференция, лекция, консультирование. В ряду нетрадиционных методов, акцент сделан на группы методов: коммуникационные, игровые и социально-деятельностные.
С помощью совокупности различных педагогических средств формируются глубокие правовые знания, убеждения, потребности, ценности, привычки правомерного поведения.
Практическое применение форм и методов правового воспитания изучалось на базе школы МБОУ учреждения «Междуреченская средняя общеобразовательная школа» Тарского муниципального района. В результате изучения был сделан вывод о наличии в данном образовательном учреждении правового воспитания как отдельного направления воспитательной работы. Однако, в ее организации были отмечены недостатки, такие как, бессистемность проведения мероприятий внеучебной деятельности и небольшое количество часов, отведенных для изучения основ права.
Для проверки эффективности существующей воспитательной системы была проведена проверка уровня правовой воспитанности. В исследовании приняли участие 25 учеников одиннадцатого класса. Ученики отвечали на вопросы составленной анкеты. Результаты анкетирования показали, что большинство учеников имеют средний уровень правовой воспитанности. Анализ полученных данных позволил сделать вывод, о необходимости перестройки, имеющейся в данной школе, практики воспитания правовой культуры подростков.
Для повышения уровня патриотической воспитанности и совершенствования воспитательной работы школы в данном направлении был предложен к внедрению проект «Путь к правовому воспитанию школьников». Реализовывать проект планируется во внеучебной деятельности. Конечной целью проекта является: создание активно действующей системы правового воспитания, способствующей формированию правовой культуры старшеклассников. Мероприятия проекта запланированы по следующим направлениям: содержательное, социально-педагогическое, управленческое.
Темы внеучебных мероприятий составлены так, чтобы восполнить недостаток правовых знаний, выявленный в ходе анкетирования. Предложенные мероприятия будут способствовать формированию нормативного поведения подростков в обществе.
Таким образом, был сделан вывод о том, что тщательно продуманная и эффективная система правового воспитания в школе повысит правовую культуру молодого поколения, уровень правосознания и снижения девиантных форм поведения. Прочное правовое сознание, в свою очередь, будет способствовать укреплению норм воспитанности в сознания молодого человека. На основании данного заключения можно сделать вывод о выполнении всех поставленных задач и достижения цели исследования.
1. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2019 г. №1897 [Электронный ресурс] //Федеральный портала Российское образование Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 19.01.2019
2. Акутина С.П. Взаимодействие педагогов и родителей в процечче воспитания духовно-нравственных ценностей старшеклассников/ С.П. Акутина, В.В. Николина// Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- №3.- С.33.
3. Бочкарева З.В. Методика правового воспитания школьников/ З.В. Бочкарева// Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.- №3.- С. 32
4. Бугаенко Ю.Ю. Правовое воспитание современной молодежи/ Ю.Ю. Бугаенко// Историческая и социально-образовательная мысль.- 2012.- №4.- С.45
5. Валькова М.В. Что необходимо при формировании школьного ученического самоуправления/ М.В. Валькова// Инновационные проекты и программы в образовании.- 2013.- №6.- С. 51
6. Григорьева О. В., Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного процесса/ О.В. Григорьева, А.Н. Наумова // Молодой ученый. – 2014. - №4. – С. 816
7. Гавриш Е.М. Правосознание как элемент правовой культуры школьников/ Е.М. Гавриш // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 2. – С. 208
8. Давыдов Н.Н. Управление процессами самоорганизации образовательного учреждения/ Н.Н. Давыдова// Образование и наука.- 2010.- №11.- С. 23
9. Дюсалиева Г. Ю. Нетрадиционные уроки по обществознанию - один из путей воспитания и развития самостоятельно думающей и действующей личности// Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. Науч. Конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. – с. 4
10. Зырянов М.Ю. Правовое образование школьников/ М.Ю. Зырянов//
Вестник КГУ.- 2099.- №3.- С. 34
11. Климкина Ю.А. Правовое воспитание молодежи/ Ю.А. Климкина//
Социально-политические науки. – 2016. – № 4. – С.46
12. Карнаушенко Л. В. Правовое сознание и правовая культура в условиях социокультурных трансформаций российского общества/ Л.В. Карнаушенко // Социально- политические науки. – 2015. – № 4. – С.46
13. Комарницкий А.В. К вопросу о необходимости повышения
правовой культуры/ А.В. Комарницкий// Вестник Герценовского университета.- 2012.- №2.- С. 45
14. Корчагин В.Н. Правовая культура личности: сущность, структура, технология формирования/ В.Н. Корчагин// Вестник МГУКИ.- 2015.- №5.- С. 56
15. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: учеб. пособие/ Е.М. Кропанева.- Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. проф. Пед. Ун-та, 2010.- 166 с.
16. Крыгина И.А. Оптимизация правовоспитательных технологий в
современных условиях/ И.А. Крыгина// Северо-Кавказский юридический вестник.- 2015.- №1.- С. 67
17. Куприянов А.Ю. Правовое образование как элемент цивилизационной специфики общества в контексте устойчиво развивающего социума/ А.Ю. Куприянов // Гуманитарные науки и образование.- 2014. - № 1 (17). – С. 141
18. Лаварсланова М.Г. Правовое воспитание подростков в контексте формирования нормативного поведения/ М.Г. Лаварсланова //Вестник университета (ГОУВПО «Государственный университет управления») Вып.16. – М., 2009. – С. 56
19. Лапаева Л.Е. Достоинство личности и закон в государстве Российском / Л.Е. Лапаева// Общественные науки и современность. – 2007.- № 6. – С. 56
20. Никандров Н.Д. Гражданское воспитание в современной России/ Н.Д. Никандров// Образование и наука.- 2011.- №2.- С.3.
21. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере
развития правовой грамотности и правосознания граждан: утверждены Президентом РФ // Юридический журнал директора школы. – 2011. – № 6. – С. 5
22. Сайдалиходжаева Н. Ф. Правовое воспитание учащихся старших
классов/ Н.Ф. Сайдалиходжаева // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. Науч. Конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 13
23. Самохина А.К. Использование проектного метода в правовой подготовке старшеклассников/ А.К. Самохина// Правовое образование: организация внеучебной деятельности. Выпуск. III/ Сборник материалов.- М., 2003.- С. 67
24. Худойкина Т. В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов/ Т.В. Худойкина // Глобальный научный потенциал.- 2015. - № 11.- С. 20
25. Худойкина Т. В. Технология оценки и измерения правового сознания/ Т.В. Худойкина // Теория и практика общественного развития.- 2015.- № 21.- С. 104
26. Худойкина Т.В. Формирование правовой культуры школьников/ Т.В. Худойкина// Социально-политические науки.- 2016.- №4.- С. 65