Введение 3
1 Неживая природа и ее место в системе экологического воспитания дошкольников 4
2 Система ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы 9
Заключение 14
Список использованных источников 15
Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе экологического воспитания, поскольку предмет ознакомления постоянно присутствует в ближайшем окружении дошкольника, оказывает своё влияние и непрерывно воздействует на развитие ребёнка.
К сожалению, в настоящее время недостаточно разработана методика ознакомления дошкольников с объектами неживой природы. Эти направления входят в общий курс по ознакомлению с окружающим и изучаются вскользь, большее внимание уделяется объектам и явлениям живой природы. В этом состоит актуальность проблемы.
Цель работы – изучить особенности формирования у дошкольников системы представлений о неживой природе.
Задачи:
1. Охарактеризовать место изучения объектов и явлений неживой природы в системе экологического воспитания дошкольников.
2. Изучить систему работы детских садов по ознакомлению дошкольников с физикой и астрономическими явлениями в детском саду.
Объект исследования ознакомление детей с природой в ДОУ.
Предмет исследования особенности формирования у дошкольников системы представлений о неживой природе.
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, анализ и синтез, обобщение и классификация.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы.
Неживой природой называется то, с чем люди сталкиваются с самого своего рождения и непроизвольно познают всю жизнь. С самого рождения ребенок днем видит солнце, ощущают дуновение ветра; зимой по вечерам смотрит на луну, звезды в небе, чувствует, как щиплет мороз.
Все объекты и явления неживой природы, окружающие дошкольника – это предметы, находящиеся в составе единой системы экологического воспитания.
Ознакомление с миром природы включает экологическое воспитание. Через ознакомление с природой, воспитание правильного отношения к объектам живой и неживой природы у детей формируются элементарные экологические представления.
Сделав обзор ряда программ по экологическому образованию дошкольников, можно сказать что специалисты, понимая экологические проблемы планеты и необходимость их решения, ценность природы и жизни проявляют большую творческую активность и разрабатывают множество программ для экологического образования дошкольников и воспитания у них экологической культуры.
Дошкольные учреждения активно работают над формированием экологической культуры дошкольников, проводит систематическую работу по знакомству явлениями неживой природы. При ознакомлении детей с природой в детском саду используются различные формы и методы. Активно используются такие формы, как занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке, в уголке природы. Методы ознакомления разнообразны: наглядные (наблюдение, рассматривание картин, учебный экран, демонстрация моделей и т. д., практические (игры – дидактические, подвижные, предметные, моделирование, трудовые действия, элементарные опыты и т. д., словесные (рассказ воспитателя, беседа, чтение художественной литературы).
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 112 с.
2. Еник, О. А. Современный подход к вопросу о формировании естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы / О. А. Еник // Молодой ученый. – 2014. – №20. – С. 581-583.
3. Казаручик, Г. Н. Развитие экологических представлений у дошкольников / Г. Н. Казарчук // Дошкольная педагогика. – 2009. – №1. – с. 33-37.
4. Как познакомить детей с неживой природой [Электронный ресурс]. – Ссылка на источник: https://vuzlit.ru/419541/poznakomit_detey _nezhivoy_prirodoy, свободный. Дата обращения 08.11.2018.
5. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.
6. Ознакомление с неживой природой [Электронный ресурс]. – Ссылка на источник: http://sskazki.ru/knigi-po-doshkolnomu-vospitaniyu/ umstvennoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta/glava-3-oznakomlenie-s-nezhivoy-prirodoy/, свободный. Дата обращения 09.11.2018.
7. Рыжова Н. А. Наш дом – природа. М.: Карапуз, 2005. – 192 с.
8. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.