Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО СЧЕТА

Работа №42869

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
660
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования вычислительных навыков младших школьников 7
1.1. Общая характеристика формирования вычислительных приемов и
навыков у младших школьников 8
1.2. Роль устного счета в формировании вычислительных навыков у
детей младшего школьного возраста 13
Выводы по главе I 29
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование по развитию вычислительных навыков младших школьников средствами устного
счета 32
2.1. Констатирующий эксперимент. Диагностика сформированности
вычислительных приемов и навыков младших школьников 32
2.2. Формирующий эксперимент по развитию вычислительных навыков
средствами устного счета 48
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 59
2.4 Рекомендации по развитию вычислительных навыков у младших школьником средствами устного счета 65
Выводы по главе II 68
Заключение 69
Список использованных источников 72
Приложение


Актуальность исследования. С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования от учителя требуют умения придать учебному и воспитательному процессу развивающий характер, активизировать познавательную деятельность учащихся. Кроме того в ходе обучения математике необходимо развивать у учеников начальных классов личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные универсальные учебные действия, так же развивать у младших школьников способность сравнивать, рассуждать, наблюдать и т. д.
Важную роль в деле развития мышления учеников на уроке математики играют систематически и целенаправленно предлагаемые учащимся учебно-познавательные задачи для устного счета.
Несмотря на нынешнее обучение компьютерных технологий и повышением компьютерной грамотности учеников, полноценно усвоить школьную программу большинству учеников трудно. Причин много, одна из них - слаборазвитые вычислительные умения и отсутствие навыков устного счета у большинства учащихся.
Формирование навыков устного счета играет важную роль в начальной школе и является одной из основных задач начального курса обучения математике. В первые годы обучения закладываются основные приемы устных вычислений, которые активизируют мыслительную деятельность, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции.
Если обратиться к истории можно заметить, что и в прошлые века устный счет был одним из главных компонентов урока. На уроке математики устному счету уделялось большое внимание.
В настоящее время учащиеся все чаще и чаще пользуются калькуляторами и компьютерами для различных вычислений. Следует
отметить, что значение устного счета велико и в отношении привития детям интереса к предмету, и формирования прочных вычислительных навыков, и развития личностных качеств ребенка. Создание определенной системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.
Объект исследования - процесс обучения математике в начальной школе.
Предмет исследования - формирование у младших школьников вычислительных навыков средствами устного счета.
Цель исследования - выявить возможности устного счета в формировании вычислительных навыков младших школьников.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что при использовании определенных упражнений и заданий в процессе устного счета на уроках математики можно эффективно развивать вычислительные навыки младших школьников.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать процесс формирования вычислительных приемов и навыков у младших школьников.
2. Рассмотреть роль устного счета в формировании вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста.
3. Осуществить опытно-экспериментальное исследование по развитию вычислительных навыков младших школьников средствами устного счета.
Как выяснилось, проблема формирования вычислительных навыков и умений у младших школьников всегда привлекала внимание учителей, методистов и дидактов. В методике преподавания математики начальных классов известны различные способы вычислительных навыков. Известные методисты М.А. Бантова, С.А. Зайцева, И.Б. Румянцева, Г.Н. Сычева, М.И.
Моро, Л.Г, Петерсон, Г.В, Дорофеева, Н.Т. Миракова, Ю.М. Колягин внесли определенный вклад в разработку и совершенствование той методической системы, которая использовалась в практике обучения, и нашло отражение в современных учебниках математики .
Для решения поставленных задач в работе использовался комплекс методов: общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение); анализ литературы по теме исследования, наблюдение, беседы, статистические методы исследования.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №85 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани с учащимися 2 «А» класса и 2 «Д» класса.
Практическая значимость работы: материалы и результаты
исследования могут быть использованы учителями начальных классов, родителей, студентов для формирования вычислительных навыков средствами устного счета.
Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на современную методологию, использованием в работе разнообразных методов теоретико-эмпирических исследований, адекватных цели и задачам исследования.
Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данной работы явилось выявление возможности устного счета в формировании вычислительных навыков младших школьников. По словам великого русского педагога К.Д. Ушинского - человек, который перестанет бороться с трудностями и постигать новые знания, остановится в своем развитие. Ведь именно правильно воспитанные навыки в человеке дают ему опору на саморазвитие всей его жизни. В данной работе мы акцентировали свое внимание на вычислительных навыков у младших школьников.
Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе. В процессе работы по теме «Формирование вычислительных навыков у младших школьников средствами устного счета» был изучен и проанализирован теоретический материал таких методистов как Архиповой С.В., Бабенко Н.А., Баматовой Д.К., Варегиной Ф.В., Гаврилиной О.В., Слепцовой Л.Н., Федовой Л.В.. Из изучения работ Бантовой М.А. были раскрыты такие понятия «навык», «умения», «вычислительные навыки» и «вычислительные умения». Опираясь на мнение Минаевой С.С. было раскрыто понятие «вычислительный навык», определена его основная характеристика и выделены этапы его формирования. При выборе способа организации вычислительной деятельности Гаврилиной О.В. было определено 2 подхода к формированию вычислительных навыков и умений: традиционный (объяснительно-иллюстрационный) и развивающий. Раскрывая первую задачу, мы пришли к выводу, что устные вычисления имеют большое образовательное, воспитательное, практическое и методическое значение. Помимо того, практическое значение, которое имеет важность для каждого человека, умение быстро и правильно произвести несложные вычисления «в уме», устный счет всегда рассматривался методистами как одно из лучших средств углубления приобретаемых учащимися на уроках математики теоретических знаний.
В течение обучения в начальной школе учащиеся должны сознательно усвоить различные вычислительные приемы, приобрести прочные вычислительные навыки. Устные вычисления способствуют лучшему усвоению письменных приемов вычислений и активируют мыслительную деятельность (анализ, синтез, классификация), развивают память, речь и внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстроту реакции, что значительно повышает эффективность урока.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы по изучению уровня сформированности вычислительных навыков у учащихся 2 «А» и 2 «Д» классов, была проведена диагностика по 6 показателям по системе В.В. Давыдова. Выяснилось, что практически большинство детей имели низкий уровень сформированности устных вычислительных навыков. Основываясь на результатах диагностики, полученных в ходе определения уровня сформированности вычислительных навыков, нами была разработана система заданий, способствующих дальнейшему развитию вычислительных навыков устного счета. Эти задания включались в уроки математики экспериментальной группы 2 «Д» класса ежедневно на первом этапе их проведения по 5-10 минут и были направлены на закрепление предыдущей темы. Задания были представлены в виде следующих игр и упражнений: различного вида уравнения, игра «Молчанка», арифметический лабиринт, занимательные квадраты, закрепление различных видов арифметических действий, игра «Лесенка», задачи и т.д. Результатом данной работы стало более прочное развитие сформированности вычислительных навыков у учащихся 2 «Д» класса. Проводя анализ экспериментальной работы, было выяснено, что уровень сформированности вычислительных навыков у экспериментальной группы, 2 «Д» класса, возрос в 2.5 раза, по сравнению с уровнем сформированности вычислительных навыков контрольной группы, 2 «А» класса.
В процессе выполнения работы намеченная программа была выполнена, поставленные задачи решены, цель по формированию вычислительных навыков у младших школьников была достигнута. А также, в результате данной работы нами были предложены рекомендации на дополнительное дальнейшие развитие вычислительных навыков у младших школьников.
Выдвинутая нами гипотеза подтверждает, что при использовании определенных упражнений и заданий в процессе устного счета на уроках математики можно сформировать и развивать вычислительные навыки младших школьников, нашла свое подтверждение.



1. Аргинская И.И. Математика. Методическое пособие к учебнику 2-го класса четырехлетней начальной школы / И.И. Аргинская. - М.: Центр общего развития, 2003. - 108 с.
2. Аргинская И.И. Особенности обучения младших школьников математике: Лекции 1-4 / И.И. Аргинская, Е.В. Вороницына. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. - 48 с.
3. Архипова С.В. Пути совершенствования методики обучения математике детей с проблемами в развитии / С.В. Архипова, Г.В. Брыжинская, Л.Н. Г аврилова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №2.
4. Архипова С.В. Формирование вычислительных навыков у учащихся младших классов с нарушением интеллекта / С.В. Архипова, Г.В. Брыжинская, Л. Н. Гаврилова // Современные наукоемкие технологии. - 2016.
- №5(3).
5. Бабенко Н.А. О применении устного счета на уроках математики / Н.А. Бабенко // Молодой ученый. - 2012. - №1. Т.2. // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — 62-64 с. — URL https://moluch.ru/archive/36/4164/
6. Байрамукова П.У. Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций / П.У. Байрамукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 299 с.
7. Баматова Д.К. Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях / Д.К. Баматова // Современные наукоемкие технологии. Огатья- 2011. - №1. - 66-68 с.
8. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах: учеб.пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова / под ред. М.А. Бантовой. - М.: Просвещение, 1984.
- 335 с.
9. Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков / М.А. Бантова // Начальная школа. - 1993. - №11. - 38-43 с.
10. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб.пособ. для студ. вузов / А.В. Белошистая. - М.: Академия, 2011. - 455 с.
11. Брыжинская Г.В. Использование идей М. Монтессори в специальном дошкольном образовании // Дошкольное образование в стране и мире: исторический опыт, состояние и перспективы: материалы II международной научно-практической конференции 10-11 ноября 2013 года. - Прага: Vedeckovydavatelskecentrum «Sociosfera-CZ», 2013 - 106-108 с.
12. Булычева Д.В., Шелыгина О.Б. Возможности развития у третьеклассников умений учебного сотрудничества со сверстниками в процессе формирования вычислительных навыков / Д.В. Булычева, О.Б.
Шелыгина / Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - 221-225 с.
13. Варегина Ф.В. Вычислительные навыки: методика изучения их качества: учебно-методическое пособие / Ф.В. Варегина. - Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2011. - 90 с.
14. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996, 536 с.
15. Гаврилина О.В. Формирование вычислительных навыков на
уроках математики в начальной школе / О.В. Гаврилина, Ю.В. Умерова // Педагогические и социологические аспекты образования: материалы
Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 24 апр. 2018 г.) / редкол.: Л.А. Абрамова [и др.] - Чебоксары: ИД «Среда», 2018. - 188 с.
16. Глебов И.И.- Упражнения по привитию вычислительных навыков. М., «Просвещение», 1959 г. 66 с.
17. Гликман И.З. Методика или технология / И.З. Гликман // Методист. - 2007. - №3. - 59-62 с.
18. Давыдов В. В. «Проблемы развивающего обучения». Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004г. - 288с.
19. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов / Электронный ресурс / Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
20. Единое окно / Электронный ресурс / Режим доступа http: //window.edu.ru/
21. Журнал «Начальная школа» / Электронный ресурс / Режим доступа: http: //www.n- shkola.ru/
22. Завуч-инфо / Электронный ресурс / Режим доступа: http: //www.zavuch.info/
23. Загурская Е.Л. Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками / Е.Л. Загурская, - Начальная школа. - 2001. - № 4. - 65 с.
24. Зайцева О.П. Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка / О.П. Зайцева // Начальная школа. - 2001. - №5. - 69 с.
25. Истомина Н. Б. Методика обучения математики в начальных классах: Учебное пособие для студ. сред. спец. заведений и факультетов нач. кл. педвузов.- М.: Издательский центр «Академия», 1998, - 55 с.
26. Калямова Л.Р. Формирование вычислительных навыков в начальном курсе математики / Л.Р. Калямова, Н.Г. Шмелева // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - 84 с.
27. Ковалевская Н.Л. Математика в стихах и загадках: 1-4 классы / Н.Л. Ковалевская. - Минск: Аверсев, 2007. - 68 с.
28. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. - СПб.: Каро, 2009. - 367 с.
29. Кравченко, В. С. Устные упражнения по математике в 1-3 классах / В. С. Кравченко. - М., 1980. - 245 с.
30. Мавлютова Н.Р. Устный счет. 2 класс: пособие для учителей / Н.Р. Мавлютова - 3-е изд. - Мозырь: Белый ветер. 2007. - 115 с.
31. Мазурова М.В. Дружно играем - себя развиваем / М.В. Мазурова. - Мозырь: Белый ветер. 2000. - 84 с.
32. Менчинская Н.А., Моро М.И. Вопросы методики и психологии обучения арифметики в начальных классах / Н.А. Менчинская, М.И. Моро. - М.: Просвещение, 1965. - 224 с.
33. Метод кабинет / Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.metodkabinet.eu/
34. Минаева С.С. Формирование вычислительных умении в основной школе / С. Минаева // Математика в школе. - 2006. - №2. - 6 с.
35. Михайлова И.И., Мендыгалиева А.К. Формирование вычислительных навыков младших школьников на уроках математике в начальной школе / И.И. Михайлова, А.К. Мендыгалиева // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т.17. - 705 с.
36. Начальная школа / Электронный ресурс / Режим доступа: http: //nachalka.info/
37. Нешков К.И., Шварцбург С.И. - Преподавание математики. М., «Просвещение», 1975 г. - 476 с.
38. Образовательная система «Школа 2100» / Электронный ресурс / Режим доступа: www.school2100.ru
39. Пчёлко А.С., Поляк Г.Б. Учебник для 2-го класса начальной школы, «Арифметика для 2 класса», 5-е издание , Москва «Учпедгиз» 1958 124 с.
40. Слепцова Л.Н. Совершенствование вычислительных навыков на уроках математики / Л.Н. Слепцова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 19. - 314 с.
41. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. - 2005. - 126 с.
42. Старостенко Н.В. Использование дидактических игр на уроках математики в рамках ФГОС / Н.В. Старостенко // Молодой ученый. - 2014. - №12. - 305 с.
43. Уроки школьной программы / Электронный ресурс / Режим доступа: http: //interneturok.ru/ru
44. «Учительский портал» / Электронный ресурс / Режим доступа: http: //www.uchportal .ru/load/46
45. Ушинский Я.И.- Человек, как предмет воспитания. М.,Фаир- Пресс,2004 г. - 324с.
46. Фаттахова З.Н. Устный счет с интересом/ З.Н. Фаттахова // Начальная школа. Плюс до и после. - 2008. - № 7. - 54 с.
47. Федоренко О. О., Пожидаева Т. В. Условия формирования вычислительных умений младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 29. - С. 436-438. - URL: http://e- koncept.ru/2017/770893.htm
48. Федорова А.С. Формирование вычислительных навыков в процессе работы с математическими тренажерами / А.С. Федорова // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 32. - 125 с.
49. Федотова Л. В. Повышение вычислительной культуры учащихся / Л. Федотова // Математика в школе. - 2004. - №35. - 79 с.
50. Федотова Л. В. Повышение вычислительной культуры учащихся / Л. Федотова // Математика в школе. - 2004. - №43. - 115 с.
51. Филиппов Г. А. Устный счет - гимнастика ума / Г. Филиппов // Математика. - 2001. - №3. - 27 с.
52. Формирование вычислительных навыков на уроках математики в
начальной школе [Электронный документ]. Режим доступа:
http: //www.bestreferat.ru/referat-278003.html/.
53. Фурсова Р.И. Для устного счета / Р.И. Фурсова // Начальная школа - 2003. - № 10. - 48 с.
54. Хинчин А. Я. Педагогические статьи: Вопросы преподавания математики. Борьба с методическими штампами. Серия «Психология, педагогика, технология обучения». 2-е изд. - М. Ком Книга, 2006. - 208 с.
55. Шмелева Н.Г. Информационная культура на современных инновационных процессах / Н.Г. Шмелева // Актуальные проблемы развития науки и образования: «АР-Консалт», 2014. - 132 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ