Использование метода анкетирования в изучении практики социальной работы с молодыми инвалидами (Методы исследования в социальной работе, Нижневартовский государственный университет)
База исследования: БУ «Психоневрологический интернат» (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Нижневартовский район, поселок городского типа Излучинск).
Выборка составила – 30 молодых инвалидов, которые проживают и пользуются услугами БУ «Психоневрологический интернат»
Есть приложение (анкета).
Если в данной работе подставить нужной название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА АНКЕТИРОВАНИЕ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ИНВАЛИДАМИ 5
1.1. Понятие, специфика назначения метода анкетирования в исследовании практики социальной работы 5
1.2. Молодые инвалиды как объект социальной работы 9
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА АНКЕТИРОВАНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ИНВАЛИДАМИ В УЧРЕЖДЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 16
2.1. Программа констатирующего эксперимента 16
2.2. Использование метода анкетирования в изучении практики социальной работы с молодыми инвалидами в БУ «Психоневрологическом интернате» 19
Выводы по второй главе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
Актуальность исследования. В современных условиях развития и функционирования организаций, предоставляющих различные социальные услуги, ключевым принципом и конечным результатом деятельности становится «клиентоориентированность» этих учреждений. Это собирательное понятие включает в себя массу аспектов, которые достаточно сложно проанализировать в совокупности. Оценка качества оказываемых услуг часто сводится к оценке поведения персонала, оказывающего услугу и материальной среды, в которой происходят производство и потребление услуги. Кроме того, оценка качества услуги не сводится только к конечному результату обслуживания, но объективно затрагивает и собственно сам процесс обслуживания. Услуги всегда труднее поддаются оценке, чем какой-либо товар или продукт. Товар осязаем, его можно выразить в определенных вполне конкретных характеристиках, а результат получения услуги достаточно субъективен.
Особенно остро оценка предоставляемых услуг стоит в учреждениях социального обслуживания. Клиенты этих учреждений изначально находятся в трудной жизненной ситуации, и успешное разрешение этой ситуации зачастую зависит и от персонала организации, и от материально-технического обеспечения оказываемых услуг и т.д. Особое внимание необходимо уделять этапу сбора информации, так как положение клиентов, в том числе и инвалидов молодого возраста, находящихся на стационарной форме обслуживания, особенности реализации этой формы могут давать смещение и искажение ответов в сторону социально желательных и одобряемых.
Цель исследования – изучить особенности использования метода анкетирования в изучении практики социальной работы с молодыми инвалидами в БУ «Психоневрологическом интернате».
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «анкетирование в социальной работе».
2. Определить особенности социальной работы с молодыми инвалидами.
3. Применить метод анкетирования в изучении практики социальной работы с молодыми инвалидами в БУ «Психоневрологическом интернате».
Объект исследования – социальная работа с молодыми инвалидами.
Предмет исследования – использование метода анкетирования в изучении практики социальной работы с молодыми инвалидами в БУ «Психоневрологическом интернате».
Методы: теоретические: теоретический анализ научных источников, методы сопоставления и аналогии, синтез и обобщение; эмпирические: опрос, количественная и качественная обработка результатов анкетирования.
Методологическую основу исследования составили научные труды А.Н. Савинова, К.В. Хадисовой, П.Я. Циткилова и др. Сущность понятия «анкетирование в социальной работе» определено И.А. Липским, Н.Е. Татаренко и др. Особенности организации и технологии социальной работы с молодыми инвалидами представлено в работах А.В. Копылова, В.И. Родионовой, Ф.Н. Садриевой и др. В исследованиях Э.С. Абдулаевой, М.Н. Куркиной, К.В. Хадисовой и др. обозначены основные проблемы социальной работы с молодыми инвалидами в разных регионах России.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Критерием качества социального обслуживания для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, является формирование у них социальной субъектности, а для социально активных слоев, желающих получать социальные услуги, повышение уровня социальной субъектности, т.е. улучшение качества жизнедеятельности.
Социальная работа осуществляется с разными категориями населения, в том числе и с молодыми инвалидами. Но она всегда имеет общую черту: деятельность учреждений органов по делам молодежи в работе с конкретным клиентом ориентирована на создание качественных условий для успешной социализации личности молодых людей, помощи в адаптации к современной социально-экономической и социально-политической ситуации в стране, формировании автономности в решении возникших трудных жизненных ситуаций
Подводя итоги результатов анкетирования, можно отметить в целом достаточно высокую степень удовлетворенности опрошенных молодых инвалидов многими критериями. Из всех методов исследования именно анкетирование является основным, в фокусе внимания которого концентрируется мнение клиентов о работе организации, и о качестве услуг, предоставляемых ею. В процессе анкетирования важно соблюдать саму процедуру опроса, что представляется достаточно затруднительным в силу специфики изучаемой социальной группы – клиентов стационаров, часть из которых является психоневрологическими. Клиенты данных учреждений изначально находятся в трудной жизненной ситуации и в некоторых случаях стремятся дать социально желательный ответ. Особенности проведения полевого этапа нашли свое отражение в оценке ряда показателей в проведенном исследовании. Необходимо чтобы сами учреждения, в лице руководства, персонала организации были заинтересованы в проведении независимой оценки, в получении обратной связи, и корректировки, на основе результатов оценки деятельности учреждения.
В ходе проведенного констатирующего этапа исследования, на котором был применен метод анкетирования, было установлено, что при общей негативной оценке удовлетворенности, когда человек в целом отмечает недовольство оказанными услугами, ответы на вопросы о том, что именно не соответствует его запросам и представлениям, выявляют высокую степень удовлетворенности конкретными критериями. Это, отчасти, связано с внешними причинами, когда на деятельность организации переносится негативный опыт обращения в другие инстанции, или, возможно, имеет место общая негативная установка, связанная с внешними обстоятельствами конкретного человека. В группе тех, кто не считает условия оказания услуг доступными, ниже всего оценили такие критерии как: предоставление социально-бытовых, парикмахерских и гигиенических услуг, питание, хранение личных вещей.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 23.02.2019 г.)
2. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 №442-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 23.02.2019 г.)
Основная литература
3. Абдуллаева, Э.С. Специфика социальной защиты молодежи и детей в России: монография. / Э.С. Абдулаева, К.В. Хадисова. – М.: Русайнс, 2016. - 89 с.
4. Албегова, И.Ф. Социальная работа с молодыми инвалидами: основные направления, формы, методы и технологии / И.Ф. Албекова // Вестник социально‐ политических наук. – 2016. – № 11. – С. 23-26.
5. Бабосов, Е.М. Общая социология: учебное пособие для вузов / Е.М. Бабосов. – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2016. – 637 с.
6. Веричева, О.Н. Социальная реабилитация молодых инвалидов как основа интеграции их в общество / О.Н. Веричева // Отечественный журнал социальной работы. – 2012. – № 1. – С. 76‐82.
7. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие для вузов / И.Ф. Девятко. – 6-е изд. – М.: КДУ, 2015. – 295 с.
8. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 523 с.
9. Зарецкий, А.Д. Менеджмент социальной работы / А.Д. Зарецкий. – Москва: Огни, 2017. – 192 c.
10. Зборовский, Г.Е. Прикладная социология: учебное пособие для гуманитарных (несоциологических) специальностей / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. – М.: Гардарики, 2016. – 175 с.
11. Ковкова, Т.Г. Специфика социальной работы с молодыми инвалидами в стационарном учреждении / Т.Г. Ковкова, Ю.Н. Рюмина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2013. – № 4. – С. 192‐196.
12. Копылов, А.В. Инновационные формы нестационарного социального обслуживания населения на примере г. Москвы / А.В. Копылов // Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2012. – №4. – С. 158 – 165.
13. Кузнецова, Л.А. Основы научных исследований: учебное пособие / Л.А. Кузнецова, Е.Н. Елисеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Челябинск: Челяб. гос. ун- т, 2013. – 105 с.
14. Куркина, М.П. Мониторинговые исследования в оценке качества социальных услуг в регионе / М.П. Куркина // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Социология. – 2015. – № 15 (1). – С. 194–204.
15. Липский, И.А. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы: учебное пособие /под ред. И.А. Липского. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. – 384 с
16. Лапин, Н.И. Проблемы социологического анализа организационных систем / Н.И. Лапин // Социус. – 2015. – № 2. – С. 89
17. Лукина, М.М. Технология интервью: учебное пособие для вузов / М. М. Лукина. – 2-е изд., доп. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 192 с.
18. Родионова, В.И. Профессионализм социального работника в контексте теории социальных практик / В.И. Родионова, Е.Е. Писаренко // Российская цивилизация: прошлое, настоящее и будущее: труды межрегиональной научно–практической конференции. – Часть 2, Ставрополь: ООО «Мир данных», 2016. – С. 98-101.
19. Савинов, А.Н. Организация работы социальной защиты / А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо. – 2-е изд., стереотип. – Москва: Издательский центр «Академия», 2014. – 192 с.
20. Социология: тексты лекций / сост. Ф.Н. Садриева. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2014. – 95 с
21. Татаренко, Н.Е. Проблемы формирования и реализации социальной политики Российского государства / Татаренко, А.И. Левин // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Социология. – 2015. – № 14 (1). – С. 136–143.
22. Тихонова, Е.В. Методология и методы социологического исследования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.В. Тихонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 368 с.
23. Хадисова, К.В. Социальная работа как социокультурное явление в современном мире / К.В. Хадисова //Вестник Чеченского государственного университета. – 2017. – № 3 (27). – С. 68-71.
24. Хадисова, К.В. Специфика комплексных подходов в организации социальной работы с молодежью / К.В. Хадисова // В сборнике: инновационное развитие: потенциал современной науки и образования. – Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Ч.1 - Пенза, 2017. – С. 223-226.
25. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. – Москва: АСТ, 2014. – 309 с.
26. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 21.02.2019 г.).
27. Фирсов, М.В. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. – М.: Академия, 2017. – 192 c.
28. Фокин, В.А. Социальная работа и подготовка социальных работников за рубежом: учебное пособие/ В.А. Фокин. – М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 272 с.
29. Циткилов, П. Я. Технология социальной работы. / П.Я. Циткилов. – Москва: Наука-Спектр, 2015. – 448 с.
30. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. – Спб.: Питер, 2013. – 455 с.