Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Когнитивная функция прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха

Работа №42808

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
567
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический обзор проблемы прогностической
компетентности и ее связь с когнитивными процессами 11
1.1. Когнитивные процессы и прогностическая компетентность в отечественной и зарубежной психологии 11
1.2. Обзор современных исследований особенностей когнитивного развития. 17
Выводы по первой главе 25
Глава II. Современное состояние проблемы нарушений поведения
младших школьников с нарушением зрения и слуха 27
2.1. Причины отклоняющегося поведения детей младшего школьного
возраста с ограниченными возможностями здоровья 27
2.2 . Зарубежные исследования особенностей поведения детей с нарушением
зрения и слуха 39
Выводы по второй главе 48
Глава III. Исследование прогностической компетентности младших
школьников с нарушением зрения и слуха 51
3.1. Организация и проведение эмпирического исследования
прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха 51
3.2. Анализ результатов исследования 54
Выводы по третьей главе 68
Заключение 70
Список использованной литературы 72


Возросшие требования общества к школьникам повышают внимание к недостаткам и отклонениям поведения. И именно младший школьный возраст в современной психологии рассматривается как этап, имеющий важное значение. Успешная социализация во многом зависит от способностей прогнозирования - умения отражать закономерности среды в структуре прошлого опыта, формировать стратегии поведения, предвосхищая ход событий. Основой для развития прогностических способностей является социальная ответственность, расширение круга отношений.
Актуальность проблемы прогностической компетентности определяется необходимостью объяснения психологического содержания трудностей социализации и возникновения различных форм девиантного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья. Нарушения поведения изучаются как отдельный вид отклоняющегося развития, однако формирование девиантного поведения при различных видах дизонтогенеза исследуется недостаточно. Не изучены условия возникновения отклонений в поведении как вторичного дефекта у детей с нарушениями зрения, слуха, речи и опорно-двигательного аппарата, не имеющих личностной патологии. Это определяет необходимость поиска интегративных образований, отражающих формирующуюся при дефицитарном виде психического дизонтогенеза несостоятельность прогностической способности в значимых для младшего школьника сферах жизнедеятельности, а также риски дальнейшего нарушения социализации и возникновения девиаций. В качестве такого интегративного образования рассматривается прогностическая компетентность [62].
Важной социально обусловленной способностью личности является умение предвосхищать события в своей жизни, опираясь на ранее полученный опыт. Данную способность личности принято называть антиципационной состоятельностью или прогностической компетентностью. Изучением данной проблемы занимались такие исследователи, как Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков, В. Д. Менделевич, Н. П. Ничипоренко, Е. А. Сергиенко и др. Прогностическая компетентность (антиципационная состоятельность) - это способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением [56].
Вопросы прогнозирования, прогностической деятельности изучали Брушлинский А. В. (1996), Булыгина Т.Б. (1996), Л.А. Регуш (2003), Y. P. Zinchenko & E. I. Pervichko (2012). Состояние поведения (Artemyeva T.V. 2016), антиципационных навыков детей с нарушениями речи изучает A.I. Akhmetzyanova (2014-2016), проблемы прогнозирования, влияющие на социальную сферу детей с ограниченными возможностями здоровья изучаются О.А. Денисовой, О.Л. Лехановой, Н.В. Голициной (2012) .
Принципиальной является проблема взаимосвязи прогнозирования и процессов социализации. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте определяет развитие всех сторон психики ребенка - познавательной, регулятивной, коммуникативной. Взяв за основу когнитивный компонент структурно-функциональной модели прогнозирования, мы рассчитываем определить трудности антиципации младших школьников с нарушением зрения и слуха, тем самым определить индикаторы риска возникновения девиантного поведения.
Отдельные исследования в области когнитивной психологии были проведены Р. Солсо (2006), Величковским Б.М. (2006), Дружинин В.Н., Ушаков Д.В. (2002), Сергиенко Е.А.(2006). Изучением, профилактикой и коррекцией поведения детей с нормальным и нарушенным развитием занимаются Белевитина Е.П. (2011), Белопольская Н.Л. (2011), Дольто Ф. (2011), Рассел Дж. (2012). Интересные исследования в области изучения поведенческих расстройств детей и подростков с нарушением слуха приведены в работах Донской М.В., Куликовой Н.В. (2011).
Однако в отечественной и зарубежной литературе, а так же научно-исследовательских работах авторов, отсутствует изучение прогностической компетентности с выделением когнитивного компонента в целях определения рисков возникновения нарушений поведения школьников с нарушением слуха и зрения.
Целью исследовательской работы является выявление специфики когнитивной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха.
Объект исследования: прогностическая компетентность младших школьников с нарушением зрения и слуха.
Предмет исследования: особенности когнитивной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушением слуха и зрения.
Основная гипотеза исследования заключается в том, что особенности когнитивной функции младших школьников с нарушением слуха и зрения будут влиять на прогностическую компетентность, в целом определяя ее недостаточный уровень в сравнении с младшими школьниками без нарушений в развитии. Данное предположение конкретизируется в ряде частных гипотез:
- исследование прогностических способностей младших школьников с нарушением в развитии позволит определить трудности и особенности прогностической деятельности, выявить специфику когнитивной функции младших школьников с нарушением слуха и зрения. Данное исследование позволит определить те сферы жизнедеятельности испытуемых, в которых антиципационные способности развиты недостаточно. Основываясь на полученных данных, мы сможем определить сферу значимых отношений, в которой младшие школьники с нарушением слуха и зрения испытывают наибольшие трудности в процессе социализации.
- причины трудностей социализации детей с нарушением слуха и зрения кроются в недостаточности или нарушении когнитивной функции прогностической компетентности.
Для достижения поставленной цели исследования были определены следующие задачи:
1. Выполнить теоретический обзор отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования; обосновать взаимосвязь когнитивной функции и прогностических способностей, а так же их влияние на становление личности и социализацию младших школьников с нарушением зрения и слуха.
2. Выполнить теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по выявлению особенностей и причин отклоняющегося поведения детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Провести эмпирическое исследование прогностической
компетентности, выявить особенности когнитивной функции младших
школьников с нормальным и нарушенным развитием.
4. Провести сравнительный анализ результатов исследования младших школьников с нормальным психофизическим развитием, нарушением слуха, зрения.
Методологической основой исследования выступили положение об общих закономерностях развития ребенка в норме и при системных нарушениях (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Р.Е. Левина, и др.) и работы по изучению прогностической компетентности (антиципационной состоятельности) В. Д. Менделевича, Н. П. Ничипоренко, М. М. Солобутиной, А. И. Ахметзяновой. При рассмотрении коммуникативных характеристик прогностической компетентности особое значение имеет концепция Р. М. Фрумкиной. В данной концепции объясняется механизм речевого прогнозирования. Важным положением в рамках изучения речевых предвосхищений в смысловом восприятии языковых средств является сведения о двухуровневости прогнозирования, более подробно раскрытые в работах И. А. Зимней.
Теоретической базой исследования выступают научные работы в области когнитивной психологии Сергиенко Е.А., Ушаков Д.В., Магазов С.С., Солсо Р.Р.; в области антиципационной деятельности Колодич Е.Н., Бабушкин Г.Д.; поведение школьников с нарушениями в развитии Белопольская Н.Л, Визель Т.Г., Яковлева Т.С., Куракина Е.А., Маллер А.Р. и др.
Для достижения цели диссертационного исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методы: а) методы теоретического исследования проблемы (изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация информации, систематизация научных идей), б) методическая программа эмпирического исследования включала следующие диагностические методики: методика исследования особенностей прогностической деятельности «Угадай-ка» (Л.И.Перслени, В.И.Подобед, 1982г.), методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы» (Ахметзянова А.И., 2017г.) в) методы сбора информации - методические комплексы, протоколы для занесения ответов, г) методы анализа информации (качественный анализ, статистический анализ). Математическая обработка результатов проводилась при помощи методов описательной статистики, методов статистического вывода t-критерий Стьюдента.
Научная новизна результатов исследования:
1) Выявлены сущность, содержание прогностической компетентности и ее связь с когнитивной функцией познавательной деятельности.
2) Обобщен опыт исследований поведения детей с ОВЗ.
3) Выявлены особенности когнитивной функции прогностической компетентности в основных сферах жизнедеятельности младших школьников с нарушением зрения и слуха (отношения в семье, отношение к болезни, отношение со сверстниками, отношение к учебе, виртуальное общение) и проведен сравнительный анализ результатов исследования младших школьников без нарушений в развитии; определены типы, или уровни, прогностической деятельности.
Теоретическая значимость исследования: в работе систематизированы имеющийся накопленный отечественный и зарубежный опыт по проблеме исследования, структурированы основные исследования особенностей поведения школьников с нарушением зрения и слуха; определена сущность когнитивных процессов и прогностической компетентности, как залог успешности социализации школьников с нарушением зрения и слуха. Доказана целесообразность применения нескольких диагностических методик для выявления трудностей прогноза и их причин.
Практическая значимость исследования: Апробирована новая диагностическая методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», разработанная кафедрой дефектологии и клинической психологии, в рамках изучения когнитивных особенностей прогностической компетентности младших школьников с нарушением в развитии и с нормальным психофизическим развитием.
Апробация работы и внедрение результатов. Основные результаты и выводы исследования докладывались и обсуждались на IX Международной научно - практической конференции «Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика» (Казань, 2015г.); II Международной научно - практическая конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении детей с отклонениями в развитии» (Казань, 2015 г.); VI Международной научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют» (г.Беларусь, 2015г.); Специальное образование: Профессиональный дебют: материалы VII студ.науч.-практ.конф. - Научное электронное издание локального распространения (Минск, 26 февраля 2016г.); IV Международной научно-практической конференции «Инновационные формы сопровождения детей с отклонениями» (Казань, 2017г.); II Международной заочной научно-образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Казань, 2015г.).
Результаты исследования представлены в следующих публикациях:
1. Сайфуллина, М.Н., Ахметзянова А.И. Современное состояние проблемы антиципации и антиципационной состоятельности в психологии / / Специальное образование: Профессиональный дебют: материалы VI студ.науч.-практ.конф. - Научное электронное издание локального распространения (Беларусь, 2015г.) / корр. Н.И.Смолич. - Минск: Изд-во «БГПУ», 2015. - С. 123-126.
2. Сайфуллина, М.Н., Ахметзянова А.И. Современное состояние проблемы антиципации и антиципационной состоятельности в психологии// Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика: материалы IX Международной научно - практической конференции (Казань 22-23 апреля 2015г.)/ под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2015.- С. 123-125.
3. Асадуллина, М.Н., Ахметзянова, А.И. Когнитивные процессы и прогностическая способность в психологии: обзор проблемы// Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии: материалы IV Международной научно-практической конференции (Казань, 26 апреля 2017г.)/ под ред. А.И.Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2017.- С. 102-107.
4. Сайфуллина, М.Н., Ахметзянова, А.И. Современное состояние проблемы антиципации и прогностической деятельности в психологии// Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении детей с отклонениями в развитии: материалы II Международной заочной научнообразовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Казань, 26 мая 2015г.) / под ред. А.И.Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2015. - С. 23-26.
5. Сайфуллина, М.Н., Корнийченко, Т.Ю. Изучение невербальной коммуникации у детей с нарушениями слуха с использованием экспериментальной методики «Позы человека» // Студенческая наука: материалы Всероссийского студенческого научного форума с международным участием / под ред. Г.О. Багатурия. - Санкт-Петербург: Издание СПбГПМУ, 2016. - С. 374-375.
6. Сайфуллина, М.Н., Корнийченко Т.Ю. // Специальное образование: Профессиональный дебют: материалы VII студ.науч.-практ.конф. - Научное электронное издание локального распространения (Минск, 26 февраля 2016г.) / корр. Н.И.Смолич. - Минск: Изд-во «БГПУ», 2015. - С. 62-63.
7. Asadullina, M.N, Akhmetzyanova, A.I. Specificity of cognitive component of prognostic competence in schoolchildren with hearing impairment // Astra Salvensis - review of history and culture. 2017. Vol 1(17). N 10. P. 89-94.
Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения. Основной текст диссертации изложен на 82 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема прогностической компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной в условиях социализации в значимых сферах жизнедеятельности. Усиление значимости изучения данного явления связано с возникшими трудностями социальной адаптации школьников с нарушением зрения и слуха. Наличие этих трудностей подтверждено в отечественной и зарубежной литературе. Авторы выделяют большое количество причин и проявлений отклоняющегося поведения детей с нарушением зрения и слуха в младшем школьном возрасте.
Анализ литературы позволил нам определить прогностическую компетентность как главную составляющую, которая обеспечивает рациональное принятие решений, определяющие адекватное, социально одобряемое поведение. Так как неадекватное поведение является результатом неадаптивных когнитивных процессов, при изучении особенностей когнитивных функций, важно учитывать структуру дефекта. Всё это в совокупности имеет влияние на процесс планирования, предвосхищения.
Результаты экспериментального исследования показали объективную недостаточность когнитивной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха. Эти трудности проявляются в нарушениях механизмов запоминания и анализа прошлого опыта, в трудностях принятия антиципационных решений или отсутствии таковых, дефицит ориентации на установленные социальные правила и нормы при построении прогноза. А так же мы выяснили, что сферой, вызывающей наибольшие трудности у младших школьников с нарушением зрения и слуха в процессе построения прогноза, является сфера отношений со взрослыми. Именно в этой сфере общения наблюдается дефицит антиципационных способностей, обусловленный недостаточностью когнитивной функции прогностической компетентности.
Таким образом, мы можем констатировать, что задачи исследования решены, поскольку:
- Изучено состояние исследуемой проблемы в зарубежной и отечественной теории и практике, определены перспективные подходы к ее решению, уточнен понятийный аппарат исследования.
- Рассмотрены методологически подходы изучения нарушений социализации детей с нарушением зрения и слуха
- Организовано и проведено эмпирическое исследование прогностической деятельности и когнитивной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха.
- Был проведен сравнительный анализ результатов исследования с контрольной группой. На основе анализа были выявлены трудности прогноза в значимых для школьников сферах жизни, которые представляют риск для дальнейшей десоциализации. Нами обосновано и аргументировано, что успешность социализации школьников с нарушением в развитии зависит от сохранности прогностических способностей.
Полученные результаты исследования позволили сделать вывод о том, что младший школьный возраст становится базовым уровнем для накопления знаний и опыта. Так, для формирования у школьников прогностических умений, необходимо обратить внимание на улучшение когнитивных составляющих таких, как: внимание, память, мышление, саморегуляция, поиск оптимальных стратегий, предполагающих минимальные риски неуспешности решения прогностических задач и другие.
Следовательно, цель исследования достигнута, гипотезы подтверждены.



1. Айзенк, М. Психология: комплексный поход. Мн.: "Новое знание" [Текст]/ М. Айзенк, П. Брайнт. - Минск, 2002.- 832 с.
2. Ахметзянова, А.И. Теоретический анализ представлений о развитии антиципирующей функции психического отражения [Текст]/ А.И. Ахметзянова // Гуманитарные и социальные науки.- Ростов на Дону: Южный федеральный университет, 2015.- №2.
3. Бабушкин, Г.Д. Вероятностное прогнозирование в экстремальных ситуациях [Текст]/ Г.Д. Бабушкин // Психопедагогика в правоохранительных органах.- 2009. № 4(39). С. 49-52.
4. Багаева, Г. Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями [Текст] / Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 451 с.
5. Барабанов, Р.Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха / Р.Е.Барабанов // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч.конф. (г.Челябинск, декабрь 2013г.) [Текст] - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 140-143.
6. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития [Текст] /И.М. Бгажнокова. - М.: Педагогика, 2007. - 247 с.
7. Белевитина, Е.П. Профилактика девиантного поведения детей с ограниченными возможностями [Текст] / Е.П. Белеветина // Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции (Тамбов, 17-18 октября 2011). Под ред. Басиловой Т.А., Белопольской Н.Л., Лотта В.А. - М.: МГППУ, 2011. — 193 с.
8. Белопольская, Н.Л. Проблемы психологической диагностики и коррекции нарушений поведения у детей [Текст] / Н.Л. Белопольская // Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы I Всероссийской научно-практической конференции (Тамбов, 17-18 октября 2011).. Под ред. Басиловой Т.А., Белопольской Н.Л., Лотта В.А. - М.: МГППУ, 2011. — 193 с.
9. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика: Учебник [Текст] / А.А. Бодалев, В.В. Столин. - СПБ.: Речь, 2000. - 440 с.
10. Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с
ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации [Текст] / Б.С. Бондаренко. - М.: Владос, 2009. - 300 с.
11. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование [Текст] / А.В. Брушлинский. - М.: Мысль, 1979. - 230 с.
12. Валикман, М.Н. Когнитивная психология: история и
современность [Текст]/ М.Н. Фаликман, В.Ф. Спиридонов // Хрестоматия (Прикладная психология) - М.: Ломоносовъ, 2011. - 384с.
13. Величковский, Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. - Т. 1. [Текст] / Б.М. Величковский. - М.: Смысл: Издательский центр "Академия", 2006. - 448с.
14. Визель, Т.Г. Роль предметно-практической деятельности в коррекции поведения детей с органическими заболеваниями центральной нервной системы [Текст] / Т.Г.Визель, Т.С. Яковлева, Н.В. Кошелева, Г.И. Аптекарь, Н.С. Семечев // Центр патологии речи и нейрореабилитации, Москва. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции (1718 октября 2011). Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья. Под ред. Басиловой Т.А., Белопольской Н.Л., Лотта В.А. - М.: МГППУ, 2011. — 193 с.
15. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема [Текст] / О.С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3, 1995. - С. 59-60.
16. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию [Текст]/ Ю.Б. Гиппенрейтер // Курс лекций: учебное пособие для вузов. М., 2002. - 336 с.
17. Глухов, В. П. Основы коррекционной педагогики и специальной
психологии [Текст] / В.П Глухов // Практикум: В. Секачев. М., 2011. - 296 с.
18. Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии [Текст]/ Л.Г. Григорьева. - М.: Академкнига, 2002. - 213 с.
19. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями [Текст] / Н.Ф. Дементьева, Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева // Учебное пособие. - М.: Академкнига, 2005. - 247 с.
20. Дольто, Ф. Ранняя комплексная профилактика нарушений
поведения у детей и подростков [Текст] / Ф. Дольто // Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными
возможностями здоровья: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции (17-18 октября 2011). Под ред. Басиловой Т.А., Белопольской Н.Л., Лотта В.А. - М.: МГППУ, 2011. — 193 с.
21. Донская, М.В. Особенности эмоциональных и поведенческих
расстройств у детей и подростков с нарушениями слуха, Центральная ПМПК г.Астрахань [Текст] / М.В.Донская, Н.В. Куликова // Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными
возможностями здоровья: материалы I Всероссийской научно-практической конференции (17-18 октября 2011). Под ред. Басиловой Т.А., Белопольской Н.Л., Лотта В.А. М.: МГППУ, 2011.
22. Дружинин, В.Н. Когнитивная психология [Текст] / В.Н. Дружинин, Д.В. Ушаков // Учебник для студентов высших учебных заведений.- М.:ПЕР СЭ, 2002. - 157с.
23. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями [Текст] / Т.В. Егорова // Учеб. Пособие. - Балашов: Николаев, 2002. - 202с.
24. Захаров, В.В. Когнитивные нарушения в неврологической практике [Текст] / В.В. Захаров // Трудный пациент - журнал для врачей. М., 2005. Вып. 10.
25. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие [Текст] / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. - СПб.: Питер, 2010. - 195с.
26. Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося развития) [Текст] / Е.В. Змановская // Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд.- М: Издательский центр «Академия», 2004 - 288 с.
27. Исаев, Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции [Текст] / Д.Н. Исаев. - СПб.: Издательство НИМИ, 2003. - 186 с.
28. Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитий [Текст] / Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко // Специальная психология. - М.: Издательство «Книголюб», 2008. - 160 с.
29. Когнитивная психология: история и современность [Текст] / М. Фаликман, В. М. Спиридонова.— Ломоносовъ, 2011. — 384 с.
30. Колодич, Е.Н. Формирование прогнозирования в процессе решения учащимися практических задач: Дис. канд. психол. наук. [Текст] / Е.Н. Колодич. - Минск, 1992. - 171 с.
31. Корнилова, Т.В. Методологические основы психологии [Текст]/ Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. - СПб. : Питер, 2008. - 320 с.
32. Кошелева, Е.А. Психологические особенности глухих и слабослышащих людей и их проявления в общении [Текст] / Е.А. Кошелева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук: Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. Т.14. N 2(3), 2012. - 125с.
33. Кошелева, Н.В. Психолого - педагогическое направление нейрореабилитации с использованием предметно - практической предметно - практической деятельности / Н.В. Кошелева // Сб. тр. Междунар. науч.-
практ. конф. «Психолого-педагогические проблемы современного образования и воспитания» [Текст] - М., 2010. - С. 52-57.
34. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум.- 9-е издание. - СПб. "Питер"., 2007.- 944с.
35. Кулагина, И.Ю., Возрастная психология [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М., 2001. - 264 с.
36. Куракина, Е.А. Проблема нарушений поведения у незрячих и слабовидящих школьников [Текст] / Е.А. Куракина // Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы I Всероссийской научно-практической конференции (17-18 октября 2011). Под ред. Басиловой Т.А., Белопольской Н.Л., Лотта В.А. - М.: МГППУ, 2011. — 193 с.
37. Курбанов, Р.А., Евсикова Н.И. Деятельность окружного ресурсного центра по инклюзивному образованию - новый вектор развития образовательного пространства округа [Текст] / Р.А. Курбанов, Н.И. Евсикова // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.-пед. Ун-т. - М.: МГППУ, 2011. - 244 с.
38. Лебединская, К.С. Задержка психического развития [Текст] / К.С. Лебединская. - М.: Педагогика. - 2007. - 280 с.
39. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития [Текст] /
В.В. Лебединский. - М.: Педагогика. - 2004. - 306 с.
40. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики: монография - 4-е издание [Текст] / А.Н. Леонтьев.- М.: МГУ, 2001.
41. Ломов, Б.Ф., Осницкий А.К. Вероятностное прогнозирование как одна из детерминант непреднамеренного запоминания [Текст] / Б.Ф. Ломов, А.К. Осницкий // Новые исследования в психиатрии и возрастной психиатрии. - М., 1972. - С. 93-104.
42. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М.: Наука, 1980. - 280 с.
43. Магазов, С.С. "Когнитивные процессы и модели" [Текст] / С.С. Магазов. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 248 с.
44. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А.Р. Маллер. - М.: Издательский центр «Академии», 2010. - 208 с.
45. Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей [Текст] / А.Р. Маллер. - М.: Педагогика - Пресс, 2006. - 284 с.
46. Маслова, Ю.А. Особенности смысловой сферы старшеклассников в условиях интерната для глухих и слабослышащих [Текст] / Ю.А. Маслова. - Ростов на/Д., 2008. - 22с.
47. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] / Е.М. Мастюкова.- М.: ВЛАДОС, 2003. - 408 с.
48. Менделевич, В. Д. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / В.Д. Менделевич. - М., 2006. - 288 с.
49. Ничипоренко, Н.П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования [Текст] / Н.П. Ничипоренко, В.Д. Менделевич // Психологический журнал. - 2006, Т. 27, № 5. - С. 50-59.
50. Назарова, Н.М. Специальная педагогика [Текст] / Н.М. Назаров. - М.: Академия, 2010. - 356с.
51. Переслени, Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно - методическое пособие) [Текст] / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров. - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с.
52. Переслени, Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии [Текст]/ Л.И. Переслени // Вопросы психологии. - № 2. - 1974. - С. 115 - 122.
53. Рассел, Дж. Девиантное поведение [Текст] / Дж. Рассел. - М. : Евразия, 2012. - 94с.
54. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст] / Л.А.Регуш. - СПб., 2003. - 352 с.
55. Савельева, Е.К. Особенности эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков с сенсорными нарушениями [Текст] / Е.К. Савельева // Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции (17-18 октября 2011). Под ред. Басиловой Т.А., Белопольской Н.Л., Лотта В.А. - М.: МГППУ, 2011. — 193 с.
56. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие для студентов высш. учеб. Заведений [Текст] / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с.
57. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст]/ А.В. Семенович. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 232с.
58. Сергиенко, Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд [Текст] / Е.А. Сергиенко. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. — 464 с.
59. Сергиенко, Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека [Текст] / Е.А. Сергиенко. - М., 1992. - 142 с.
60. Собкин, В.С. Подросток с дефектом слуха: ценностные
ориентации, жизненные планы, социальные связи: эмпирическое
исследование [Текст] / В.С. Собкин // Российская акад. образования, Центр социологии образования. — М.: ЦСО РАО, 1997. — 94 с.
61. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании [Текст] / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. - М.: 2005. - 180 с.
62. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье [Текст] / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2007. - 80 с.
63. Солсо, Р. Когнитивная психология — 6-е изд. [Текст] / Р. Солосо. — СПб.: Питер, 2006. — 589 с.
64. Солсо, Р.Л. Когнитивная психология [Текст] / Р.Л. Солсо. - М.: "Либерея", 2002.- 600с
65. Сорокин, В.М. Специальная психология [Текст] / В.М. Сорокин. - СПб.: Речь, 2003. - 216 с.
66. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие [Текст]/ Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. - M.: Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.
67. Сюзева, А.В., Некоторые проблемы адаптации инвалидов по слуху в интегрированной среде [Текст] / А.В. Сюзева, Ю.Р. Сафонова - 2015. - ( http//www.philippovich.ru/Library/Books)
68. Фарбер, Д.А. Нейрофизиологическая основа формирования когнитивных процессов в онтогенезе: сенситивные и критические периоды [Текст] / Д.А. Фарбер // Материалы XVII съезда физиологов России. Ростов- на-Дону, 1998. С. 16-17.
69. Фатихова, Л.Ф. Диагностика социального интеллекта детей с отклонениями в развитии [Текст] / Л.Ф. Фатихова // Научное творчество XXI века: материалы II Всероссийской научной конференции. - Красноярск // В мире научных открытий. - 2010. № 4 (10). Часть 8. - С. 82-84.
70. Фейгенберг, И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека [Текст] / И.М. Фейгенберг; под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлева.- М, 1977. - 392 с.
71. Шипицына, Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики
детей в процессе коррекционно-развивающего обучения [Текст] / Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская // Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия: [учебное пособие для студентов факультетов
психологии] / сост. О.В. Защиринская. - Санкт-Петербург: Речь, 2004. - С. 152-155.
72. Шипицына, Л.М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста [Текст] / Л.М. Шипицина. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 92с.
73. Щепко, Е.Л. Психодиагностика нарушений развития. Принцип дифференциаций [Текст] / Е.Л. Щепко. - М.: Академия, 2000. - 410 с.
74. Яхно, Н.Н. Нарушение памяти в неврологической практике [Текст] / Н.Н. Яхно, В.В. Захаров // Неврологический журнал. - 1997, Т. 4. - С. 4-9.
75. Carr, E.G. Positive behavior support: Evolution of an applied science / E. G. Carr, G. Dunlap, R. H. Horner [etc.] // Journal of Positive Behavior Interventions. 2002. Vol. 4, Iss. 1. P. 4-16.
76. Cole, C. L., Effects of within-activity choices on the challenging behavior of children with severe developmental disabilities / C. L. Cole, T.R. Levinson // Journal of Positive Behavior Interventions. 2002. Vol. 4, Iss. 1. P. 29
37.
77. Davis, C. A. Effects of high-probability requests on the acquisition and generalization of responses to requests in young children with behavior disorders / C. A. Davis, M. P. Brady [etc.] // Journal of Applied Behavior Analysis. 1992. - Vol. 25.- P. 905-916.
78. Davis, C., Minnesota Behavioral Support Project / M. McEvoy,
Reichle J. 2006. URL:
http://education.umn.edu/ceed/proiects/preschoolbehavior/strategies/mbsp.pdf (дата обращения 18.03.2017)
79. De Haan, E.H., Cognitive function followingg stroke and vascular cognitive impairment / E.H. De Haan G.M. Nys, M.J.V. Van Zandvoort // Curr. Opin. Neurol. — 2006. — Vol. 19. — P. 559-564.
80. Dienes, Z., Theory of Implicit and Explicit Knowledge / Z. Dienes,
J.A. Perner // Behavioral and Brain Sciences. 1999, 22 (5). P. 735-808.
81. Ferris, S.H. Measurement of cognition / S.H. Ferris // Vascular cognitive impairment: preventable dementia. Edited by J.V.Bowler, V.Hachinski. - New York:Oxford University Press, 2003. - P.139-152
82. Fu, C. Comorbidity in dementia: an autopsy study / C. Fu, D.J. Chute [etc.] // Arch Pathol Lab Med. 2004. Vol. 128. № 1. P. 32-38.
83. Golomb, J. Clinician’s manual on mild cognitive impairment / J. Golomb, A. Kluger, S. Ferris, P. Garrard // London: Science Press Ltd. - 2001. P. 56.
84. Hachinski, V. National Institute of Neurological Disorders and Stroke — Canadian Stroke Network vascular cognitive impairment harmonization standards / V. Hachinski, C. Iadecola, R.C. Petersen et al. // Stroke. — 2006. — Vol. 37. — P. 2220-2241.
85. Kern, L. Assessment based interventions used in natural settings to reduce challenging behaviors: A review of the literature / L. Kern, C.M. Choutka,
N. G. Sokol // Education and Treatment of Children.- 2002. - Vol. 25, Iss. 2. P. 113-134.
86. Kipps, C.M. Cognitive assessment for clinicians / C.M. Kipps, J.R. Hodges // J. Neurol. Neurosurg. Psychiatry. — 2005. — Vol. 76. — P. 122-130.
87. Liu, T. The production of the disabled groups' social exclusion: one case of the communication of the blind in K Community (In Chinese) / T. Liu // Unpublished Masters thesis, Harbin Engineering University, Harbin, China. - 2009. - Vol.2. P. 256-271.
88. Loftin, M. Emotional and Behavioral Difficulties in Students with Visual Impairment and Learning Disabilities: Anxiety / M. Loftin. - 2016. - Vol.11. P. 16-25.
89. McComas, J.J. The effects of presession attention on problem behavior maintained by different reinforcers / J. J. McComas, A. Thompson, L. Johnson // Journal of Applied Behavior Analysis. 2003. Vol. 36. P. 297-307.
90. Oswald, W.D. Die verbesserung fluider kognitiver leistungen mit Actovegin-infusionen bei alterspatienten mit leichem bis millel schweren organisdom psychosyndrom / W.D. Oswald, W. Steyer, B. Oswald, G. Kuntz // Z. Geronto-psychiatrie. - 1992. Bd5. P. 251-266.
91. Smeeton, N.J. Can imagery facilitate improvements in anticipation
behavior? / N.J. Smeeton, J.R. Hibbert, K. Stevenson et. Al // Psychology of Sport and Exercise. - 2013. -
(https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1469029212001264) (дата
обращения 15.03.2018)
92. Vanderhasselt, M.A. 'Put on your poker face': neural systems
supporting the anticipation for expressive suppression and cognitive reappraisal / M.A. Vanderhasselt, S. Kuhn, R. De Raedt // Soc Cogn Affect Neurosci. 2013 Dec; 8(8):903-10. doi: 10.1093/scan/nss090. Epub 2012 Sep 5.
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22956675 (дата обращения 10.10.2017)
93. Visagie, L. Research Protocol: Development, implementation and evaluation of a cognitive behavioural therapy-based intervention programme for the management of anxiety symptoms in South African children with visual impairments / L. Visagie, H. Loxton, K. Wendy // African Journal of Disability . -
2014. - Vol. 4. No1. - P. 654-666.
94. Wang, S.Everyday information behaviour of the visually impaired in China / S. Wang, J. Yu // Information Research, 22(1), paper 743 (2017). Retrieved from http://InformationR.net/ir/22-1/paper743.html (дата обращения 02.09.2017)
95. Williamson, K. Information seeking by blind and sight impaired citizens: an ecological study / K. Williamson, D. Schauder, A. Bow // Information Research. 5, 4 (2000). URL: http://www.informationr.net/ir/5-4/paper79.html (дата обращения 05.11.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ