Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста средствами сенсорной интеграции

Работа №42776

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
506
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
I Глава Теоретические основы изучения проблемы преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста средствами сенсорной интеграции 8
1.1 Онтогенез речевого развития 8
1.2 Причины и механизмы задержки речевого развития детей раннего возраста 15
1.3 Понятие сенсорная интеграция, ее мозговая организация 20
1.4 Нарушение сенсорной интеграции симптомы, причины и уровни 25
Вывод по Главе 1 29
II Глава Экспериментальное изучение проблемы задержки речевого развития у детей раннего возраста средствами сенсорной интеграции 30
2.1 Изучение состояния речевого развития детей раннего возраста 30
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
2.3 Коррекционная работа по преодолению задержки речевого развития у
детей раннего возраста средствами сенсорной интеграции 43
2.4 Оценка эффективности коррекционной работы по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста средствами сенсорной интеграции 49
Вывод по 2 главе 54
Заключение 56
Список использованной литературы 59


Актуальность исследования. В последние несколько лет резко возросло число детей, у которых есть различные проблемы с речью. Одной из причин проблем речевого развития является результат нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, речевого и физического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального и речевого развития. В результате нарушения сенсорной интеграции возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Коррекционная работа с детьми раннего возраста наиболее эффективна, так как в раннем детстве малыши могут постичь максимум информации и развивать двигательные и речевые способности, а средства сенсорной интеграции как раз позволяют это сделать.
В коррекционно-логопедической работе значение сенсомоторного восприятия чрезвычайно велико, особенно у детей с отклонениями в развитии. Объясняется это тем, что основой восприятия и речи является условно-рефлекторная деятельность межанализаторных (ассоциативных) комплексов нервных связей. Соответственно, логопедические занятия, которые будут включать в себя некоторые приемы, включающие в работу деятельность различных анализаторных систем (опора на сохранные анализаторы), будут более плодотворными. Недостаточная сформированность сенсомоторного образа предмета (явления) вызывает невозможность появления у ребенка чувственных концептов, необходимых для появления слова (понятия). И поэтому из всего выше - сказанного вытекает то что, сенсорное воспитание основа лексической работы и личностного развития; оно требует включения максимального количества сохранных анализаторов (полисенсорный подход в логопедической работе), который способствует более успешной актуализации (появлению) слова в активной речи. Большинство детей с различными нарушениями в развитии легче познают и запоминают новое, если педагог в процессе работы применяет полисенсорный подход, когда в работу включаются все органы чувств ребенка. Сенсорные игры, как правило, помогают детям получать чувственные ощущения, являются привлекательным видом деятельности для ребенка, они обеспечивают эмоционально насыщенный фон логопедического занятия и направлены на преодоление негативизма. В нашей дипломной работе рассматриваются и такие вопросы, как сенсорная интеграция, взаимосвязь работы головного мозга и сенсорной интеграции, нарушения сенсорной интеграции и их причины, а также влияние нарушения сенсорной интеграции на формирование речевой деятельности детей, описывается логопедическая работа, основанная на полисенсорном подходе, приводятся конспекты занятий позволяющие развивать речевую активность через близкие для ребенка виды деятельности (игровую, конструктивную, предметно-практическую).
Цель - теоретическое обоснование и определение путей коррекции задержки речевого развития у детей раннего возраста средствами сенсорной интеграции
Объект исследования - задержка речевого развития у детей раннего возраста.
Предмет исследования - содержание коррекционно - логопедической работы по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста средствами сенсорной интеграции.
Гипотеза исследования заключается в том, что коррекционно - развивающая работа по преодолению задержки речевого развития с детьми с раннего возраста будет эффективнее на основе специально разработанной программы, использующей поддержку и стимулирование сенсорного развития.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть научно-теоретические основы изучения по проблеме преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста средствами сенсорной интеграцией
3) Изучить особенности и выявить уровень развитию речи детей раннего возраста.
4) Разработать, апробировать и внедрить программу преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста средствами сенсорной интеграцией в процессе логопедической работы и определить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: эмпирические (наблюдение, психолого -педагогический эксперимент); организационные (сравнительный, комплексный); биографические (изучение и анализ психолого-педагогической документации); интерпретационные (метод логического анализа); статистические (t- критерий Стьюдента).
Методологической основой исследования является положение о системной организации высших психических функций А.Р. Лурия, положение о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению, положение о роли деятельности и теория о ведущей деятельности в развитии ребенка Л.С. Выготского, теоретические представления о сущности и психологических механизмах сенсорного развития зарубежных ученых: Э. Джин Айрес, М. Монтессори, У. Кислинг[1,16,35]
Практическая значимость заключается в выявление особенностей раннего речевого развития детей; подбор сенсорных средств для коррекции речи детей 1.5 -3 лет;
Результаты данной работы могут быть применены логопедами, родителями, воспитателями дошкольных учреждений.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 45 отечественных источников и приложения. Работа проиллюстрирована таблицами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Человеческая речь - специфическое уникальное свойство, возникшее в процессе эволюции. Посредством слов осуществляется общение, передача информации.
С момента самого рождения ребенок выражает свои чувства с помощью звуковых вокализаций, которые в последующем перерастают в слова.
Но в последние годы увеличилась частота нарушений речи у детей. Причинами нарушений может быть внутриутробная патология плода, повреждение плода при родах, травмы, инфекции.
Одной из причин нарушения речевого развития может стать нарушении сенсорной интеграции это бессознательный процесс упорядочивания в головном мозге различных ощущений, воспринимаемых человеком посредством органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкусовых рецепторов, осязания, также ощущений от всего тела - вестибулярных и проприоцептивных), протекающий в головном мозге. Мозг организует все ощущения, делая их значимыми, что позволяет человеку реагировать на ситуацию, в которой он находится, формировать базу для теоретического обучения и социального поведения. Ребенок учиться ощущать свое тело, взаимодействовать с окружающим миром, двигаться в пространстве, узнавать, что означают разные звуки, учиться разговаривать самостоятельно, познавать разные предметы окружающие его, учиться взаимодействовать с другими людьми. Каждый из перечисленных аспектов дает ребенку разнообразную сенсорную информацию и чтобы ее использовать и эффективно взаимодействовать с миром ребенок должен развивать сенсорную интеграцию. Этот период называется периодом сенсомоторного развития, а возможность для развития сенсорной интеграции дает адаптивный ответ обоснованный и целенаправленный отклик на ощущения.
Посредством адаптивных ответов ребенок на этапе своего развития может, справляется с определенными задачами, и познавать что-то новое.
Формирование адаптивных ответов помогает мозгу развиваться и организовывать свою работу. С развитием сенсорной интеграции улучшается самоорганизация, и становятся доступными более сложные навыки. Нарушения сенсорной интеграции проявляются в ряде симптомов, которые характеризуются либо гиперсенсетивностью, либо гипосенсетивностью (повышенной или пониженной чувствительностью).
Нарушение сенсорной интеграции приводит к различным последствиям, это могут быть нарушения общей и мелкой моторики, гиперактивность, нарушение развития высших психических функций, задержка речевого развития, что приводит к проблемам обучения и поведения.
Природа позаботилась, чтоб в раннем детстве малыш мог постичь максимум информации, развивать двигательные и речевые способности, поэтому возраст двух трех лет является сензитивным для развития детей.
В нашей работе мы взяли 33 ребенка и провели логопедическое обследование. В ходе, которого выявили 17 детей с низким уровнем речевого развития. Для этих детей были составлены коррекционные занятия по преодолению задержки речевого развития средствами сенсорной интеграции.
В результате коррекционной работы с детьми раннего возраста положительно отразились на уровне развития понимании речи, активизации пассивного и активного словаря, мелкой моторики.
Мы сравнили показатели обследования после формирующего эксперимента и увидели положительную динамику в развитии детей, что говорит о том, что выбранная методика эффективна при работе с детьми раннего возраста.
Мы видим, что нельзя развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является сенсорная интеграция. Наша гипотеза подтвердилась, задержку речевого развития можно преодолеть средствами сенсорной интеграции при условии, что занятия будут, проводится регулярно.



1 Айрес, Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития/Э. Дж. Айрес;- 4-е изд.-М.:Теревинф,2016.-272 с
2 Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В.М. Акименко. - Изд.2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2016.-45с.
3 Аманатова М.М. Справочник школьного логопеда /М.М. Аманатова, Н.Г. Андреева, О.М. Тосуниди.-Изд.2-е-Ростов н /Д: Феникс,2010.-318с
4 Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: Учеб. Пособие. - М.: АСТ: Астрель, 2007.
5 Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения . М.,2008
6 Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский.- М.: Лабиринт, 2008. 352 с.
7 Высокова Т.П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий / Т.П. Высокова.-Изд.2-е.- Волгоград: учитель,2016.-79с.
8Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений. Саратов: СГУ, 1981. 323 с.
9 Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? / О.Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2004. 48 с.
10 Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
11 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
12 Гризик Т.И. Ловкие пальчики.- М: Просвещение, 2007.- 54 с.
13 Дворова И.В., Рожков О.П. Упражнения и занятия по сенсорномоторному воспитанию детей 2-4-го года жизни.- МПСИ Модэк, 2007.
14 Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет - М.: Дельта, 2001. - 159 с.
15Исенина Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза (дословесный период). Иваново: ИвГУ, 1983. 78 с.
16 Кислинг Улла. Сенсорная интегртеграция в диалоге : понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; |юй; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с.
17 Кирий А.Н. Логопедические игры для малышей /Кирий. А.Н. - 3-е изд.- Ростов н /Д: Феникс,2015.-28с.
18 Косинова Е. М. Уроки логопеда : Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет: учебное издание /Елена Косинова .-Москва: Эксмо:ОЛИСС,2016.- 64с
19 Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты. - Ростов н/Д: Феникс, 2007
20 Лазаренко О.И. Артикуляционно - пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений / О.И. Лазаренко.- М.: Айрис-пресс,2012.-32с.
21 Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М. 1969.
22 Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. - М.:Владос,2003
23 Лурия А.Р. Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М, 1956.
24 Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика: Комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей дошкольного возраста / М.И. Лынская. — М.: ПАРАДИГМА, 2016. - 28 с
25 Лынская М.И. Метод сенсорно-интегративной логопедической работы с неговорящими детьми. - «Мир специальной педагогики и психологии» научно-практический альманах, 4 выпуск, М. Изд-во «Логомаг». 2016 г.
26 Ляско Е.Е. Развитие речи: от первых звуков до сложных фраз. Учебно методическое пособие. - СПб. :Речь; М.: Сфера,2010.-190с.
27 Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (Ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: Владос, 1997.
28 Мартыненко Л.А.,Постоева Л.Л. Играй, слушай, познавай! Программа психолого-логопедических занятий для детей 3-4 лет.- СПб.: Речь; М.: Сфера,
2010. -95с.
29 Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /Под ред. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2003.
30 Основы логопедии: учебное пособие / А.И. Ахметзянова, Н.И. Болтакова, И.А. Нигматуллина, Т.Ю.Корнийченко, Л.Н. Суздальцева, А.Т. Файзрахманова. - Казань: Казан. ун-т, 2015.-175с
31 Преодоление общего недоразвития у детей: кн. для логопеда / Н.С.
Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: ООО
«КнигоМир», 2011. — 320 с
32 Разенкова Ю.А. Варианты заключения логопеда (2 - 3-й год жизни) / Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 1998. - С. 264.
33 Реуцкая О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей /О.А. Реуцкая . - Изд. 2-е - Ростов н/Д : Феникс, 2013г.-155с.
34 Рыжанкова Е.Н.Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. - М.: АРКТИ, 2011.-34с.
35Сенсорные и сенсомоторные процессы / под ред. Б.Ф. Ломова. - М. : Педагогика, 1972. - 312 с.
36 Слепович Е.С.,Полякова А.М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии.- СПб.: Речь,2008.- 247с.
37 Танцюра С.Ю., Данилевич Т.А. Логопедический массаж зондами: упражнения и артикуляционная гимнастика для детей раннего и дошкольного возраста.- М.: ТЦ Сфера,2017.-64с.
38 Танцюра С.Ю., Вместе с малышом : упражнения и игры для развития речи детей 2-4 лет .- М.: ТЦ Сфера,2015.-84с.
39 Трясорукова Т.П. Гимнастика для пальчиков - для девочек и мальчиков / Т.П. Трясорукова .- Изд.2-е,стер.-Ростов н/Д: Феникс,2012.-31с.
40 Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 256 с.
41 Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223с.: ил.
42 Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.- М., 2000. - 314 с.
43 Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М.: ВЛАДОС, 2000. 240 с.
44 Шипилова Е.В. Основы логопсихологии: учеб. пособие / Е.В. Шипилова. - Ростов : Феникс, 2007. - 223 с.
45 Штерн В. Психология раннего детства / В.Штерн . -Петроград,1922 - 57с.
46 Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте // Под ред.Д.И. Фельдштейна - М., - В., 1995.
47 Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М.; Мозаика- Синтез, 2009. - 72 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ