СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Сущность и значение конкурентоспособности предприятия 6
1.2. Факторы конкурентоспособности предприятия 13
1.3. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 18
1.4. Инструменты повышения конкурентоспособности предприятия 29
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 33
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 33
2.2. Оценка конкурентоспособности предприятия 39
2.3. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 48
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 54
3.1. Направления повышения уровня конкурентоспособности предприятия. 54
3.2. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы представленной выпускной квалификационной работы обусловлена следующими важными моментами. На современном этапе развития отечественной экономики необходимым условием успешного функционирования любого предприятия является его конкурентоспособность. Связано это со значительным обострением борьбы между субъектами хозяйствования за сегменты рынка. В этой ситуации проблема оценки конкурентоспособности является приоритетной задачей в управлении предприятием.
Актуальность темы работы подтверждается и тем фактом, что заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности производимой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности предприятия т.е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития.
Эффективное использование резервов конкурентоспособности требует систематического и наиболее полного их выявления. Эта задача может быть решена в ходе анализа всей деятельности предприятия, позволяющего измерить, сопоставить и определить величину этих резервов. Именно на основе такого анализа предприятие сможет выработать стратегию деятельности по повышению собственной конкурентоспособности.
Объектом работы выступает ИП Галявиев Н.Ф, детейлинг-центр «Аквалайф».
Предметом - анализ и повышение конкурентоспособности детейлинг- центра «Аквалайф».
Таким образом, основная цель данной работы заключается в разработке предложений по повышению конкурентоспособности ИП Галявиев Н.Ф.
Для достижения цели работы предстоит решить следующие задачи:
- раскрыть сущность, значение конкурентоспособности предприятия;
- охарактеризовать факторы конкурентоспособности предприятия;
- рассмотреть методы оценки конкурентоспособности предприятия;
- проанализировать инструменты повышения конкурентоспособности;
- дать организационно-экономическую характеристику ИП Галявиев
Н.Ф.;
- провести оценку конкурентоспособности ИП Галявиев Н.Ф.;
- определить факторы, влияющие на конкурентоспособность ИП Галявиев Н.Ф.;
- разработать предложения по повышению конкурентоспособности ИП Галявиев Н.Ф.
Методологическую основу работы составил системный подход, монографический, сравнительный метод, а также отдельные методы анализа конкурентоспособности предприятия.
Теоретическую основу работы составляют труды российских и зарубежных авторов по вопросам конкурентоспособности, среди которых: Котлер Ф., Ламбен Ж.-Ж., Портер М.Е., Алейникова А.И., Лымарева О.А., Вохмянин И.А., Егоренков П.Н., Корончик А.О., Куликова Е.С., Семенюк К.С. и др.
Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель и задачи исследования, его объект и предмет, методы исследования, теоретическая основа и структура работы.
Первая глава работы посвящена исследованию теоретических основ оценки конкурентоспособности. В ней раскрывается понятие конкурентоспособности предприятия, определяются факторы, влияющие на конкурентоспособность, методики ее оценки и инструменты повышения.
Во второй главе работы проводится анализ деятельности ИП Галявиев
Н.Ф. В ней дается организационно-экономическая характеристика предприятия, проводится анализ конкурентоспособности и факторов, влияющих на нее.
В третьей главе разрабатываются предложения по повышению конкурентоспособности детейлинг-центра «Аквалайф», анализируется их эффективность.
В заключении приводятся основные выводы по результатам проведенного исследования.
Список использованных источников включает 32 наименования.
Эффективность маркетинговых мероприятий в большей мере зависит от составляющих процесса продвижения. При этом элемент планирования является самым важным в основных составляющих.
В условиях жесткой конкуренции маркетинг является главной функцией организации, следовательно, и план маркетинга разрабатывается в первую очередь.
Необходимость изучения вопросов, связанных с разработкой маркетинговых мероприятий, связан с тем, что повышение конкурентоспособности выполняет ряд важнейших функций:
- помогает избежать бесполезных действий, которые не приведут к нужным целям;
- устанавливает четкие цели и контролирует их достижение;
- систематизирует и помогает донести до всех сотрудников идеи, которые хочет передать руководитель;
- мобилизирует сотрудников;
- распределяет время и другие ресурсы.
В целом, маркетинговые мероприятия повышают эффективность работы организации и ее конкурентоспособность за счет четкого определения задач и инструментов их достижения, устранения неопределенностей и лишней работы, не приводящей к запланированным результатам.
Объектом исследования настоящей выпускной квалификационной работы выступает организация ИП Галявиев Н.Ф., которая представляет собой современный детейлинг-центр[25].
Детейлинг - комплекс высокотехнологических профессиональных операций над интерьером и экстерьером транспортных средств, которые включают в себя [24]:
- восстановление любых поверхностей - с целью придания
первозданного и безупречного внешнего вида;
- защитную обработку любых поверхностей - с целью сохранения превосходных визуальных и потребительских характеристик на максимально длительный срок, а так же облегчение ухода;
- непосредственно всесторонний регулярный уход - с целью обслуживания и поддержания транспортных средств в идеальном состоянии.
История создания детейлинг-центра началась до 2011 г. Вбирая опыт всех предыдущих работ по открытию моек и аналогичных центров, руководство постаралось воплотить все лучшее из опыта детейлинга в «Аквалайф».
Конкурентные преимущества детейлинг-центра «Аквалайф».
Комплексность предоставляемых услуг и их высокое качество. Качество достигается путём специального обучения рабочего персонала.
Кроме того, за счёт больших объёмов закупок, по сравнению с конкурентами, на более качественном уровне находятся и отношения с поставщиками материалов. В детейлинг-центре созданы специальные выгодные условия на поставку расходных материалов. Большинство же конкурентов (различные сервисы и станции) закупают материалы у перекупщиков по более высоким ценам.
В детейлинг-центра «Аквалайф» имеет место большой ассортимент предоставляемых услуг. Широким спектром услуг данная компания также выделяется среди конкурентов.
Детейлинг-центр специализируется в основном на полировке машин
защитными покрытиями, такими как керамика (ceramic pro, nanolex), а также
на обтягивании антигравийными полиуретановыми пленками sutek PPF. В
отличие от конкурентов мастера «Аквалайф» обтягивает качественнее, чем
конкуренты, благодаря чему пленка не отходит. У конкурентов данная
пленка не качественная, быстро покрывается царапинами, желтеет. Именно
эта услуга приносит самые большие прибыли компании, так как нацелена на
тот сегмент людей, который готов отдавать большие деньги за более
64
качественные материалы и работу над его автомобилем.
Соотношение основных качественных групп активов организации по состоянию на 31.12.2017 характеризуется отсутствием внеоборотных средств при 100% текущих активов. Активы организации за два последних года существенно увеличились (в 4,6 раза). Отмечая значительный рост активов, необходимо учесть, что собственный капитал увеличился в большей степени - в 4,7 раз. Рост величины активов организации связан с ростом следующих позиций актива бухгалтерского баланса:
- дебиторская задолженность - 226 тыс. руб.;
- запасы - 290 тыс. руб.;
- денежные средства и денежные эквиваленты - 604 тыс. руб.
Одновременно, в пассиве баланса прирост наблюдается по строкам:
- кредиторская задолженность - 13 тыс. руб. ;
- нераспределенная прибыль - 1179 тыс. руб.
Собственный капитал организации на последний день анализируемого периода составил 1431 тыс. руб. Изменение собственного капитала за два года составило +1179 тыс. руб.
Годовая выручка за 2017 год равнялась 3 780 тыс. руб. За рассматриваемый период ее объем резко вырос (в 2,9 раза).
За 2017 год прибыль от продаж составила 1901 тыс. руб. Финансовый результат от продаж резко вырос за анализируемый период (в 4,9 раза).
Таким образом, ИП Галявиев Н.Ф. представляет собой молодое, но достаточно успешно развивающееся предприятие, деятельность которого прибыльна.
Исследуемая компания - ИП Галявиев Н.Ф. занимает около 9% рынка, но достаточно прочно удерживает свои конкурентные позиции. Соотношение цена-качество исследуемого предприятия является оптимальным и привлекательным для потребителя.
Лидером рынка можно считать детейлинг-центр «Premium»,
занимающего 16%. Для потребителя привлекателен наиболее полный
65
ассортимент услуг, что отличает компанию от всех изучаемых конкурентов, хорошее качество работ, большой опыт работы на рынке.
15% рынка занимает компания «Рестайлинг Казань». Она предлагает достаточно низкие цены, проводит акции, следит за новинками рынка, поддерживает их разнообразие, постоянно обновляет перечень услуг.
Компании «AXON Detailing Club» и «Детейлинг студия номер 1» сложно конкурировать с известными брендами, на их долю приходится соответственно 4% и 6% соответственно, рынка.
Таким образом, выявив и рассмотрев ключевых конкурентов компании ИП Галявиев Н.Ф., проведем оценку уровня ее конкурентоспособности.
Проведенный анализ деятельности детейлинг-центра «Аквалайф» показал, что данная фирма не является успешной в своей среде организацией. Причиной этому является отсутствие маркетинговой стратегии в организации. Исследуемая организация находиться на этапе развития, поэтому хорошо разработанный маркетинговый план поможет реализовать открывшиеся, в ходе исследования, пути развития.
В ходе данной работы были выявлены в детейлинг-центре некоторые слабые стороны, приведенные ниже.
1. Соблюдение сроков. Из-за недостаточно отлаженной работы центра, а также из-за невысокой квалификации персонала иногда возникают проблемы, связанные с увеличением времени оказания услуги одному заказчику. Вследствие этого следующему в очереди заказчику зачастую приходится находиться в ожидании и его автомобиль начинает обслуживаться позже назначенного ранее времени.
2. Низкая реакция на изменение рыночной ситуации. Так как стиль руководства в компании, как нами было выявлено, авторитарный, значит, наблюдается тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы. Сдерживание индивидуальной инициативы влечет к снижению мотивации и, зачастую, к нежеланию узнавать и внедрять новые методики в рабочей деятельности.
3. Недостатки в рекламной политике. Руководство имеет сдержанный рекламный бюджет, который недостаточно продвигает компанию на рынке детей-центров.
Для устранения вышеперечисленных проблем рекомендуется реализовать нижеприведенные рекомендации.
1. Оптимизировать работу центра. Выявить проблемы из-за которых возникает растяжение времени выполнения заказа и постараться их устранить.
В качестве устранения проблем растяжения времени выполнения заказа было рекомендовано отправлять детейлинг-мастеров на обучающие курсы в Москве. После прохождения этих курсов компетенции мастеров повысятся, время их работы с одним заказом сократиться.
Расходы на обучающие курсы в Москве на 4 мастеров составят 380 тыс. руб. Планируется, что в периоде 2 года дополнительный доход (выручка) составит 900 тыс. руб. Соответственно, прибыль - 520 тыс. руб.
Также реализация этого мероприятия даст дополнительный приток клиентов и, вследствие этого, дополнительный доход. Эффективность рекомендации составит 1,36.
2. Необходимо увеличить рекламный бюджет. Так как детейлинг- бизнес находится в стадии развития и расширения и спрос на него с каждым годом растет, то необходимо как следует продвигать компанию в целях привлечения все большего количества новых клиентов. Необходимо выделять как минимум 50 000 руб. в месяц на рекламу «Аквалайфа». Следует постоянно развивать сайт, вести группу вк, страницу в инстаграмм, а также создавать таргетинговую и контекстную рекламу. Планируется нанять на работу конитент-менеджера с заработной платой 35000 руб. На монтаж видео-роликов и на таргетинговую и контекстную рекламу необходимо выделять 50 000 руб. в месяц. Со временем заработная плата и затараты на видео-ролики будут расти.
Выручка за 2 года составит 3486 тыс. руб., дополнительные рекламные расходы - 1200 тыс. руб., суммарная заработная плата контент-менеджеру - 869 тыс. руб. Прибыль, следовательно будет равна (3486-1200-869) 1417 тыс. руб.
Эффективность данной рекомендации (найм контент-менеджера и дополнительные расходы на рекламу) составит 0,69.
В результате проведённого анализа работы можно сделать следующий вывод: маркетинг - любой контакт с внешним миром, в который вступает организация.
Разработанные, для детейлинг-центра «Аквалайф», рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности, являются комплексным подходом, включающим в себя: ориентацию на целевую аудиторию, расширение площади, рекламу, связи с общественностью, веб-сайт, страницы в соц-сетях, обслуживание. Это серия запланированных событий.
Планируемые мероприятия позволят повысить объем продаж услуг фирмы и получить дополнительный экономический эффект. Это будет способствовать повышению конкурентоспособности и формированию эффективной концепции маркетинга.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 г. N 7 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)" http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380302.pdf
3. Приказ Минтруда России от 04.06.2018 N 366н "Об утверждении профессионального стандарта "Маркетолог" (Зарегистрировано в Минюсте России21.06.2018Ш1397)
Стандарты
4. ГОСТ Р 7.0.53-2007 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Международный стандартный книжный номер. Использование и издательское оформление. - М.: Стандартан- форм, 2007. - 5 с.
5. ГОСТ Р 7.0.5-2008 Режим доступа:
https://www.ifap.ru/library/gost/7052008.pdf.
6. ГОСТ 7.1- 2003 Режим доступа: http://www.intemet-
law.ru/ gosts/gost/1560/
Книги, монографии
7. Абдокова Л.З. Конкурентоспособность - главный фактор успеха деятельности организации // Успехи современной науки и образования. 2017. Т.
3. № 3. С. 350.
8. Аглицкий И.С., Сирота Е.Н. Системный анализ тенденций предпринимательства в России // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. № 10. С. 189.
9. Алейникова А.И., Лымарева О.А. Факторы, влияющие на выбор конкурентной стратегии предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 6 (57). С. 458.
10. Акулич, И.Л. Основы маркетинга / И.Л. Акулич, Е.В. Демченко - 2е изд., испр. - М.: высш. шк, 2005.-236 с.
11. Амблер, Т. Практический маркетинг /Т. Амблер; под ред. Капту- ревского Ю.И. - СПб.:Питер, 2010.-400 с.
12. Барнгольц, С.Б. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта / С.В. Барнгольц, М.В. Мельник: Уч. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 240 с.
13. Басовский, Л.Е. Маркетинг: Курс лекций / Л.Е. Басовский - М.: ИНФРА-М, 2007.-218 с.
14. Белоусова Д.С. Понятие и сущность конкурентоспособности. факторы, влияющие на конкурентоспособность // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 15-2. С. 452.
15. Бобрышев, Д.К. Конкурентоспособность - стратегическая цель фирмы // Проблемы технологии, управления и экономики /Д.К Бобрышев; под общ. ред. Панкова В.А. - Ч. 1. - Н. Новгород, 2002. - 160 с.
16. Гайдаенко, Т.А. Маркетинговое управление: принципы управленческих решений и российская практика / Т.А.Гайдаенко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо : МИРБИС, 2008. - 508 с.
17. Веснин, В.Р. Стратегическое управление / В.Р. Веснин; Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. - 560 с.
18. Вохмянин И.А. Конкурентная среда в экономике - отечественные и зарубежные подходы к формированию // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 6-2 (45). С. 452.
19. Голубков, Е.П. Маркетинг. Словарь-справочник / Е.П. Голубков - М.: Дело, 2000. - 440 с.
20. Ронова, Г. Н. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / Г.Н. Ронова, Л.А. Ронова. - М : ЕАОИ, 2009. - 280 с.
21. Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах / П.С. Завьялов; Учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2001. - 340 с.
22. Управление бизнесом: сборник статей. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 2009. - 243 с.
23. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг. Настольная книга по исследованию рынка / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева - М.: Финансы и статистика, 2015.-528 с.
Электронные ресурсы
24. Журнал " Детейлинг в России - https://detailingrus.ru
25. Детейлинг-центр «Аквалайф» - https://aqualife24.ru
26. Министерство Финансов РФ - https://www.minfin.ru/ru/
27. Федеральная служба по статистике - http://www.gks.ru/
28. Карта Казани 2ГИС - https://2gis.ru/kazan
29. Premium http://deteiling.com/
30. AXON Detailing Club https://vk.com/axonclub
31. Рестайлинг Казань https://www.reskzn.ru/
32. Детейлинг студия номер 1 https://detailing1.ru//