Введение 3
Г лава 1. Научно - теоретическая оценка и характеристика конфликтов в спортивно-игровой деятельности 13
1.1. Понятие и функции конфликта в спортивной деятельности 13
1.2. Сущность и характеристика межличностного конфликта 32
1.3. Особенности межличностных конфликтов в спортивных командах ..47
1.4. Педагогическое содержание предупреждения и разрешения конфликтов 71
i;
iS Глава 2. Педагогические основы преодоления межличностных конфликтов
в спортивной команде 92
2.1. Анализ состояния межличностных конфликтов в спортивных командах 92
2.2. Модель преодоления межличностных конфликтов в профессионально-педагогической деятельности тренера 113
2.3. Результаты экспериментального применения модели преодоления меж-личностных конфликтов в спортивных командах 136
I Заключение 157
Библиография 164
Приложения 183
Актуальность исследования. В современном обществе конфликты оказывают существенное влияние на жизнедеятельность человека и развитие социальных групп. Широкое их распространение часто приводит к тому, что конфликтные взаимоотношения становятся определяющими в коллективе. Такие отношения, детерминированные возникшим конфликтом, приводят к психической напряженности, эмоциональной неуравновешенности, замкнутости в меж-личностном общении - в результате снижается эффективность процесса конструктивного взаимодействия между членами коллектива, что отрицательно сказывается на профессиональной деятельности. Проблема преодоления межличностных конфликтов актуальна для любой сферы человеческого взаимодействия, в том числе и для спортивной деятельности.
Противоречия, которые находят выражение в межличностных конфликтах, обусловливают противоборства и противостояния между субъектами спортивной деятельности. Такие противостояния имеют наиболее деструктивный характер, если в процессе спортивного поединка, для достижения превосходства над соперником, требуется совместное взаимодействие сторон, состоящих в конфликте. Это особенно характерно для спортивных игр, в которых спортсмены способны эффективно, творчески решать сложные задачи подготовки и участия в соревнованиях только в совместном взаимодействии под непосредственным руководством тренера. На тренера, как на педагога-руководителя, возлагается основная ответственность за подготовку команды к спортивному поединку, при этом его практическая деятельность направлена на достижение коллективом высокого результата.
Высокие достижения в большом спорте зависят от множества факторов, среди которых межличностное понимание, благоприятные взаимоотношения и психологическая совместимость в спортивной команде играют далеко не последнюю роль: они непосредственно влияют на сплоченность спортсменов и всего коллектива в целом. Низкий уровень сплоченности спортивного коллектива выражается в наличии частых конфликтов между членами коллектива, в допущении грубых нарушений спортивного режима, частого ухода спортсменов от тренера, в доминировании личных целей.
В свою очередь часто возникающие, длительно протекающие, затяжные или неразрешённые конфликты оказывают деструктивное влияние на межличностные отношения, сплоченность и социально-психологический климат в коллективе. Неблагоприятные межличностные отношения в спортивной команде требуют неотложного педагогического воздействия со стороны тренера. Тренер спортивной команды должен уметь квалифицированно предупреждать и разрешать межличностные конфликты, в противном случае при организации учебно-тренировочного процесса, участии в соревнованиях и неформальном общении он столкнется с объективными и субъективными трудностями.
Обращение к проблеме профессионального совершенствования спортивного педагога предопределено реально низким уровнем теоретической и практической подготовки в отношении предупреждения и разрешения межличностных конфликтов.
Основным моментом в формировании оптимальных межличностных отношений в спортивной команде является целенаправленная педагогическая деятельность тренера. Она включает комплекс методов психолого¬педагогического воздействия, которые складываются в процессе профессиональной подготовки и неформальных отношений. Такие действия позволят тренеру совершенствовать подготовку спортсменов, разрешать межличностные конфликты и исключать реальное противоборство, направленное на достижение индивидуально значимых личностных целей.
Очевидно, что повышение эффективности педагогической деятельности тренера и снижение уровня конфликтности спортивной команды требует применения адекватных мер по преодолению межличностных конфликтов.
Проблемы общей теории конфликта, в которой раскрыты различные методологические подходы, классификация, динамика, предупреждение и разрешение конфликтов, находят отражение в работах зарубежных ученых: К. Боулдинга, Р. Дарендорфа, Э. Дюркгейма, В. Зигерта, Л. Козера, X. Корнелиус ,, В. Ланге, Р. Макка, Е. Мелибурды, А. Раппорта, Дж. Скотта, Р. Снайдера.
Большую теоретическую ценность и практическую значимость для теории конфликта представляют работы отечественных специалистов: А. Я. Анцупова, Ф. М. Бородкина, Н. В. Гришиной, А. И. Донцова, А. А. Ершова, В. И. Журавлева, Н. М. Коряк, Н. В. Крогиуса, В. Н. Кудрявцева, Л. А. Петровской,
A. В. Петровского, Г. М. Потанина, Т. А. Полозовой, Е. И. Степанова, С. С. Фролова, Е. Е. Тонкова, А. И. Шипилова и др.
Проблемы профессионально-педагогической деятельности тренера в спортивных командах раскрываются А. В. Гомельским, В. Г. Горбуновым, В. Д. Гончаровым, С. М. Вайцеховским, А. А. Деркачом, А. А. Исаевым, Л. Лазаревичем, В. Параносичем, Ю. М. Портновым, И. Н. Решетень, М. И. Фроловой и ДР-
Психологические аспекты подготовки высококвалифицированных спортсменов и формирования межличностных отношений рассматриваются К. Варданяном, В. И. Вороновой, Т. Т. Джамгаровым, Е. П. Ильиным, Б. Кретти, Р. Л. Кричевским, А. Лалаяном, А. В. Мальчиковым, Р. М. Найдиффером, А. Л. По¬повым, А. Ц. Пуни, А. В. Родионовым, М. М. Рыжак и др.
Детальному изучению конфликтов в спортивно-игровой деятельности посвящены исследования А. В. Дмитриева, В. С. Келлера, Ю. А. Коломейцева, И. И. Сулейманова, Ю. Л. Ханина, в которых авторы определяют понятие конфликта в спорте, выделяют основные причины, обусловливающие его возникновение, разрабатывают пути предупреждения, управления или разрешения конфликтов. Отдельные аспекты теории спортивного конфликта представлены в работах Г. Д. Бабушкина, А. С. Горбатенко, Е. С. Жарикова, Н. В. Жмарева,
B. Н. Петровского, В. С. Рогова, Ю. В. Сысоева, А. С. Шигаева.
Вместе с тем целый ряд вопросов остается не охваченным вниманием ученых и тренеров-практиков. Например, не определены границы конструктивных, смешанных и деструктивных межличностных конфликтов; не разработан подход к разрешению конфликтов с учетом индивидуально-психологических особенностей и конфликтности членов спортивного коллектива; разрешение межличностных конфликтов носит эпизодический характер; не разрабатываются методы предупреждения конфликтов в профессиональной и спортивной деятельности; не рассматриваются уровни межличностной конфликтности в спортивной команде.
Все вышеперечисленное позволяет выделить противоречия между необходимостью преодоления конфликтов и формирования благоприятных взаимоотношений в практике педагогической деятельности тренера, с одной стороны, и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории - с другой. Это противоречие определяет проблему нашего исследования - разработка модели преодоления межличностных конфликтов в спортивной команде, основанной на организационно-процессуальных этапах применительно к условиям спортивно-игровой деятельности.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Проблема межличностных конфликтов в спортивной команде на современном этапе развития общества, является особенно актуальной, ее решение имеет важное практическое значение для каждого индивида и коллектива в целом. Это требует от руководителя способности предупреждать, своевременно разрешать возникшие межличностные конфликты, что имеет глубокий педагогический смысл.
Под конфликтом в спорте следует понимать реальное ситуационное про-явление осознанного социально-психологического противоречия субъектов спортивной деятельности. На стадии конфликта под действием негативных эмоций происходит деформация по одному или нескольким параметрам в общении, поведении, деятельности субъектов, что не исключает возможности конструктивного исхода конфликта при его завершении.
В соответствии с теоретическим анализом феномена конфликта в спортивной деятельности, сделан вывод о том, что в виду возникновения множества конфликтов, различающихся между собой по степени оказываемого воздействия на различные компоненты взаимоотношений и взаимодействий, невозможно однозначно утверждать, какие функции может нести тот или иной конфликт. Возможность разделения функциональной направленности конфликта в спорте следует рассматривать через основные [конструктивную, деструктивную или смешанную] и общие [специальную, информационную, диагностическую и предупреждающую] функции.
В спортивной команде выявлены факты возникновения конфликтов различающихся между собой по количеству участвующих в нём субъектов, но наибольшее распространение получают межличностные конфликты. Межличностный конфликт представляет собой ситуацию, в которой обусловлено противостояние двух субъектов. Он имеет определенную динамику развития, характеризуется временными, пространственными и внутрисистемными граница¬ми, а также может протекать в открытой или скрытой формах. Структура меж¬
158
личностного конфликта состоит из следующих элементов: участники конфликта, условий протекания, причины конфликта и конфликтного поведения.
Спортивная команда отличается направленностью на достижение победы над соперником, имеет сложную структуру взаимоотношений, взаимодействий и ее следует рассматривать с точки зрения системного подхода.
Межличностный конфликт в спортивной команде возникает из-за целого ряда объективных и субъективных причин. По мнению спортивных специалистов и самих спортсменов, наиболее часто выделяются как основные следующие причины конфликтов: неблагополучное материальное стимулирование; "звёздная болезнь" спортсменов-лидеров; невыполнение спортсменами необходимых действий в учебно-тренировочном процессе и соревнованиях; стиль руководства и некомпетентность тренера; конкуренция; физическое и психическое напряжение; нарушение спортивного режима.
Уровень конфликтности спортивных команд определяется рядом критериев и показателей. Критерии рассматриваются нами как принцип, на основе которого происходит оценка, суждение, а показатель определяется как характеристика какого либо критерия. К ним следует отнести:
- количество конфликтов [низкое, среднее, высокое];
- направленность конфликта [деловая, личностно-деловая, личностная];
- продолжительность конфликта [кратковременные, длительные, затяжные].
В спортивных командах на основании проявлений межличностных конфликтов с учетом критериев и показателей следует выделять пять уровней конфликтности: низкий, средний, высокий, высший и особый.
Предложенный нами конструктивный подход к разрешению и предупреждению межличностных конфликтов, реализуется через педагогическую деятельность тренера и имеет практическую направленность. Преодоление конфликтов, применяемое в спортивной команде, позволяет спортивному педагогу организовать систему эффективного межличностного взаимодействия и общения, обеспечивает рациональное разрешение противоречий и повышает уровень сплочённости в коллективе. Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов является комплексным процессом решения педагогических задач профессиональной подготовки и формирования благоприятных межличностных отношений в команде под руководством тренера.
Констатирующий эксперимент позволил выявить в спортивных командах следующие педагогические факты: наблюдается высокий уровень индивидуальной конфликтности отдельных субъектов спортивных команд; выявлены некоторые объективные и субъективные причины конфликтов; определены высшие и высокие уровни конфликтности в спортивных командах; выявлена динамика межличностных конфликтов и сплоченности на протяжении тренировочного и соревновательного периодов в спортивных командах; фиксируется авторитаризм в педагогических воздействиях тренера при межличностных конфликтах со спортсменами; отсутствует целенаправленное формирование благоприятных межличностных отношений и сплоченности; наблюдается отсутствие исследований межличностных отношений с определением проблемных зон.
Модель преодоления межличностных конфликтов основывается на совокупности педагогических условий, обеспечивающих снижение негативных по-следствий конфликтов. К таким условиям относятся:
- восприятие преодоления конфликтов в команде как одной из основных составляющих профессионально-педагогической деятельности тренера;
- формирование индивидуальной готовности тренера к целенаправленной антиконфликтной деятельности;
- целесообразная дифференциация антиконфликтной деятельности на предупреждающую [соответствующую и усиливающую программу подготовки команды] и разрешающую [изменяющую, но не противодействующую про¬грамме подготовке команды];
160
- согласование педагогических воздействий тренера в профессиональной деятельности, неформальном общении, а так же через "третьих" лиц;
- использование индивидуального подхода к спортсменам на основе личностных особенностей и системного подхода к спортивной команде;
- освоение и инициирование бесконфликтного общения и поведения спортсменами.
Выявление и реализация совокупности педагогических условий определили необходимость разработки модели преодоления межличностных конфликтов, которую следует дифференцировать на разрешение и предупреждение конфликтов.
Модель разрешения межличностных конфликтов между членами спортивной команды включает следующие этапы: действия срочного вмешательства в межличностный конфликт, действия диагностического характера, при¬нятие решения, организация исполнения решения, оценка эффективности принятия и исполнения решений.
Модель предупреждения межличностных конфликтов включает шесть последовательных этапов, соответствующих подготовке команды: 1. формирующий [переходный период]; 2. оценочно-прогностический [общеподготовительный период]; 3. экспериментальный [период специальной подготовки]; 4. бесконфликтных отношений [период предсоревновательной подготовки];
5. творческой реализации [период соревнования]; 6. стабилизирующий этап [поел есоревновательный период].
На каждом этапе модели предупреждения конфликтов рассмотрена структура, состоящая из: цели, содержания, действий тренера, спортсменов, экспериментатора [психолога, медиатора] и результата взаимодействия. Последние три этапа повторяются в модели преодоления межличностных конфликтов в зависимости от планируемого количества выступлений команды на соревнованиях. Стабилизирующий этап дифференцирован от результата соревнования.
1. Акофф Р., Эмери Ф. Конфликт, сотрудничество и конкуренция//Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах: пер. с английского. - М.: Сов. Ра¬дио, 1974.-С. 191 - 199.
2. Аксененко С.Е. Осознание конфликтной ситуации и общение // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1985. - С. 7 -19.
3. Алишев Б.С., Шакуров Р.Х. Причины конфликтов в педагогическом коллективе и способы их разрешения // Вопросы психологии, 1986. № 6. - С. 76 -
77.
4. Андреев В.И. Конфликтология // Искусство спора, ведение переговоров, разрешение конфликтов. - М.: Народное образование, 1995. - 125 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. 2-е изд. доп. и перераб. -М.: Изд-во Моск. университета. 1988. - 320 с.
6. Анцупов А .Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библио¬графия. - М.: Информ - Контакт, 1996. - 145 с.
7. Анцупов А .Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999.-551 с.
8. Афонькова В.М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их пре-одоления: Дисс.... канд. пед. наук. - М., 1995.-201 с.
9. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты,- Москва: Лист, 1996. - 320 с.
10. Бабушкин Г.Д. Конфликты в деятельности тренера по спорту // Тезисы на¬учных сообщений сов. психологов к 6 Всесоюзному съезду общ. психологов СССР, 4.3. - М., 1983. - С. 537 - 539.
11. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 192с.
12. Баскетбол. Учебник для вузов физической культуры / Под ред. Ю.М.Портнова. - М.: Астра семь, 1997.- 480 с.
*
165
13. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов - на Дону: Феникс, 1999. - 416 с.
14. Белов А.А. Аналитические модели организованного конфликта. - Белго¬род: Центр социальных технологий, 1998. - 112 с.
15. Богданова Д.И. Социально-психологическая характеристика спортивного коллектива // Лекции для студентов ИФК.- Д.: ГДОИФК, 1997. - 43 с.
16. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983.-272 с.
17. Божович Л.И. Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: Просвещение. 1991. -
18. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1985. - 207 с.
19. Бойко В.В., Ковалев А.Г. Конфликты в трудовом коллективе и пути их раз-решения // Психол. журнал. Т.4, № 4. - 1983. - С. 51- 60.
20. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск.: Наука, 1983.- 141 с.
21. Бэрон Д., Ричардсон Д. Агрессия. - C-Пб.: Питер, 1999.- 352 с.
22. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 312 с.
23. Варданян К., Лалаян А. Очерки по психологии баскетбола. - М.: Физкуль¬тура и спорт, 1964. - 70 с.
24. Вендров Е.Е. Психологические основы управления. - М.: Экономика, 1969. - 159 с.
25. Вересов Н.Н. Формула противостояния или как устранить конфликт в кол-лективе. - М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998. - 112 с.
26. Волков И.П. Изучение особенностей групповой психологии в спортивных играх // Человек и общество / Под ред. Ананьева Д.А. - Л.: ЛГУ, 1968. - С. 241 - 247.
¥
166
27. Волкогонов Д.А. Моральные конфликты и способы их разрешения. - М.: Знание, 1974.- 64 с.
28. Гатанова Н.В. Психологические аспекты разрешения учителями кон¬фликтов с учащимися // Психология учителя. Тез. докладов к съезду Обще¬ства психологов СССР. - М., 1988. - с. 51.
29. Гоголева Л.Н. Психологический анализ агрессивности поведения в спорте и вопросы психотерапии // Практический аспект психологической подготов¬ки спортсменов: Тез. докладов Всесоюзного научного семинара. - М., 1975.
- С. 47.
30. Гомельский А.В. Управление командой в баскетболе.-М.: Физкультура и спорт, 1985. - 160 с.
31. Гончаров В.Д. Человек в мире спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - с.
75.
32. Горбатенко А.С. Динамика интерперсональных конфликтов в спортивных группах различного уровня развития // Управление процессом подготовки спортсменов: Материалы Всесоюзной научно-методической конференции. - Ленинград, 1978.- С. 34.
33. Горбачев А.И. // Психологические основы физического воспитания и спор¬та. - Ленинград, 1972. - С. 118 - 126.
34. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 208 с.
35. Гришина Н.В. Производственные конфликты и их регулирование // Про-мышленная и социальная психология. - Ленинград: ЛГУ, 1983.-С. 108
- 121.
36. Громова О.М. Конфликтология. - М.: ЭКМОС, 2000. - 320 с.
37. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я., Сперанский В.И. Конфликты и технология их предупреждения. -Белгород: Центр социальных технологий, 1995. - 317 с.
38. Дарендорф Р. Конфликт и свобода // Реферативный журнал. - М.: ИНИОН АН СССР, 1974.-9 с.
167
39. Деревенский В.М. Влияние мастерства на процесс игрового взаимодействия в команде футболистов // Психология физического воспитания и спорта: Тез. докладов Всесоюзной научной конференции. - М.: 1973.- С. 142 - 145.
40. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. - М.: Физ¬культура и спорт, 1981.- 375 с.
41. Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - С. 46 - 47.
42. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н. Введение в общую теорию конфликта. - М.: МАЭП, ИИК "Калита" "Собрание", 1998. - 158 с.
43. Дмитриев А.П. Управление конфликтами в процессе подготовки квали-фицированных футболистов: Дисс.... канд. пед. наук. - Омск, 1991. - 150 с.
44. Добрович А.Б. Прямые методы гашения конфликта. Косвенные методы га¬шения конфликта / Добрович А.Б. Воспитание о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, 1987. - С. 173-178.
45. Донцов А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы иссле-дования): Изд-во Московского университета, 1984. - 208 с.
46. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М., 1991.-420 с.
47. Евменова Е.В. Конфликтные ситуации на предварительном следствии // Юридическая психология. Тез. докладов к 7 съезду Общества психологов СССР.-М., 1989.-С. 22-23.
48. Евтушенко В.А. Исследование межличностных конфликтных взаимоотно¬шений спортсменов // Тезисы докладов на 8 Всесоюзной конференции по психологии спорта. - М., 1976. - С. 139 - 141.
49. Ерина С.М., Кузьмин Е.С. Изучение руководителя на производстве / Опыт исследования ролевого конфликта в деятельности руководителя первичного производственного коллектива. - Ярославль: Изд-во Ярославского универси-тета, 1984. - 68 с.
168
50. Ермоленко Д.В. Социология и проблемы международных отношений. М.: Международные отношения, 1997.
51. Ершов А.А. Лидер и авторитет группы // Экспериментальная и прикладная психология. Вып.4. - ЛГУ, 1974. - С. 12.
52. Ершов А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов // Социальная психология и социальное планирование. - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1973. - С. 33 - 39.
53. Жариков Е.С., Шигаев А.С. Психология управления в хоккее. - М.: Физ¬культура и спорт, 1983. - 183 с.
54. Жмарев Н.В. Управленческая и организаторская деятельность тренера. - Киев: Здоровье, 1986. - 230 с.
55. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 185 с.
56. Журавлев А.Л. Стиль руководства для управления социально - психологи-ческим климатом производственного коллектива // Социально - психологи-ческий климат в коллективе. - М.: Наука, 1979. - С. 136.
57. Зайцев А.К. Проектирование и формирование коллектива производственно¬го объединения на современном этапе развития социалистического общест¬ва: Дисс.... д-ра филос. наук. - М., 1987. - 406 с.
58. Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. Технология личного психо-логического влияния. - Дубна: Феникс, 1997,- 272 с.
59. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Учебное пособие для студен¬тов высших учебных заведений. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 317 с.
60. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: Фе¬никс, 1998. - 480 с.
61. Зигерт В., Ланге Л. Руководить без конфликтов. - М.: Экономика, 1990. - 335 с.
62. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. - Пр.: Палатки знаний, 1923. - 40 с.
169
63. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. - С-Пб. - Рига: Педаго-гический центр "Эксперимент", 1997. - 72 с.
64. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: (Факторы, влияю¬щие на эффективность спортивной деятельности). Учеб. пособие для сту¬дентов пед. институтов по специальности № 2114 "Физ. воспитание". - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
65. Исаев А.А. Олимпийская педагогика: опыт моделирования психолого-педагогических технологий детско-юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 240с.
66. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально¬педагогической культуры преподавателя высшей школы. - Москва-Белгород, 1993.-219 с.
67. Кайдалов В.П., Суименко Е.И. психология единоначалия и коллегиально¬сти: Вопросы теории и практики взаимодействия руководителя и коллек¬тива. - М.: Мысль, 1979. - 254 с.
68. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. - М.: 1987.- 190 с.
69. Карнегги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - М.: Ас¬пект Пресс, 1989. -
70. Карташова JI.B., Никонова Т.В., Соломандина Т.О. Поведение в организа¬ции: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 220 с.
71. Келлер B.C. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуа¬циях. - Киев: Здоровье, 1977. - 184 с.
72. Кирпичник А.Г. Исследование динамики коллективообразования в юно¬шеских группах: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1990. - 19 с.
73. Киселев Я.Ю. О негативной стороне речевых воздействий тренера на сорев-нующегося спортсмена // Материалы 5 Всесоюзной конференции по психо-логии физического воспитания и спорта. - Волгоград, М., Физкультура и спорт, 1965. - С. 78 - 87.
*
170
74. Китов А.И. Предупреждение и преодоление психологических конфликтов в коллективе // Социальная психология и управление. - Москва: ВПА, 1972. - С. 180- 195.
75. Кичанова И.М. Конфликт: за или против. - М.: Молодая гвардия, 1978. - 224 с.
76. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зару-бежного опыта. - М.: Знание, 1989. - 80 с.
77. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руково¬дства. - Москва: Политиздат, 1976.
78. Козлова Т.З., Шаленко В.Н. Конфликтные ситуации в структуре социально-психологического климата научного коллектива // Планирование и управ¬ление в научных коллективах: Сб. ст. - М., 1981. - С. 93 - 108.
79. Коломейцев Ю.А. Исследование влияния межличностных отношений на эффективность спортивной деятельности. Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1973.-213 с.
80. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. - М.: Физкуль¬тура и спорт, 1984. - 128 с.
81. Коломейцев Ю.А. Социально - психологический анализ деятельности тре¬нера спортивной группы // Теория и практика физической культуры, 1976, №6.-С. 13-16.
82. Конфликтология / Под ред. А.С.Кармина. - C-Пб.: Лань, 1999. - 448 с.
83. Конфликты / Сост. Шабельникова В .Я., Моева Е.П., Под общ. ред. Вино¬курова В.И. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 384 с.
84. Конфликты: сущность и преодоление / Под ред. Ясникова Л.Д., Потанина Г.М., Сахарова А.И. - М.: Типография ХОЗУ Минхимлючиа, 1990. - 160 с.
85. Конфликты: борьба, взаимодействие, сотрудничество: Учебное пособие / Под общ. ред. Г.М.Потанина. - Москва-Белгород: Изд. Белгородского госу-дарственного университета, 1997. - 350 с.
♦
171
86. Корецкий В.М. Профессионально-педагогическая деятельность как предмет исследования / методология подхода, теоретический анализ // Теория и практика физической культуры, № 3, 1980. - С. 30 - 32.
87. Корецкий В.М. Профессионально-педагогическая деятельность специалиста и профессионально-педагогическая подготовка студентов институтов физи¬ческой культуры // Теория и практика физической культуры, 1981, № 8. - С. 37-39.
88. Корнелиус X., Фейр Ш. Выиграть может каждый: как разрешать кон¬фликты. - М.: АО Стрингер, 1992. - 116 с.
89. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персо-налом. - М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1999. - 126 с.
90. Краткий энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Борцова Ю.С.- Ростов на Дону: Феникс, 1997. - 608 с.
91. Кретти Б.Д. Психология в современном спорте (Перев. Ю.Л.Ханина). - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 224 с.
92. Кричевский Р.Л. Межличностная совместимость в игровом спортивном коллективе // Теория и практика физической культуры, № 3, 1980. - С. 5 - 9.
93. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.Н. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во МГУ. - 207 с.
94. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спор-тивном коллективе. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 224 с.
95. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. - М.: Дело, 1993. - 180 с.
96. Кудрявцев В.Н. Проблемы и перспективы российской конфликтологии // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разре¬шения. Регулирование социальных конфликтов: теоретический и приклад¬ной аспекты. Вып.7. - М.: РАИ, Центр конфликтологии, 1994. - С. 8 - 14.
97. Кудрявцев С.В. Негативные групповые нормы и конфликтное поведение // Правовая культура молодежи и формирование правомерного поведения. - М., 1985.-С. 34-36.
♦
т
172
98. Кузнецов В.А., Сафин В.Ф. Некоторые особенности протекания конфлик¬тов в зависимости от их содержания // Культура труда, быта и человеческих отношений / Тез. докладов научного симпозиума Ноябрь 1980, Уфа / - Уфа, 1980.-С. 61 -64.
99. Кузьмина Н.В. Способности, одаренности, талант учителя. - Изд. ЛГУ, 1985.-30 с..
100. Куконков П.И. Социальная напряженность как этап в процессе разви¬тия конфликтов// Социальные конфликты, Вып. 9. - М., 1995. - 18 с.
101. Культура современного урока / Под ред. Н.Е.Щурковой. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
102. Курдюмова И.М. Конфликты в сфере управления школой // Педагогика, № 11-12, 1992.-С. 44-47.
103. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, ре-шения, технологии. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 272 с.
104. Лейман И.Н. Наука как социальный институт. - М., 1971. - 140 с.
105. Личность в спорте / Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. М.: Советская Рос¬сия, 1987. - 160 с.
106. Литвак М.Е. Командовать или подчиняться? - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 288 с.
107. Лозоцева В.Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подрост- ками-одноклассниками // Вопросы психологии, № 1, 1996.- С. 79 - 86.
108. Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. М.: Российское педагогическое агенство, 1998. - 80 с.
109. Лунева О.В., Хорошилова Е.А. Конфликт и способы его разрешения // Лунева О.В., Хорошилова Е.А. Психология делового общения. - М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1987. - Гл. 6. - С. 71 - 79.
110. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс / Пер. с немецкого под ред. М.Я.Виленского и О.С.Метлушко. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 318 с.
173
111. Макаренко A.C. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. Т.1 / Под ред. Каирова Н.М. - М.: Педагогика, 1977. - 400 с.
112. Малков О.Б. Основы тактики борьбы с позиции теории конфликтной дея-тельности // Теория и практика физической культуры, № 2. 1999. - С. 45 - 50.
113. Мальчиков А.В. Социально-психологические основы управления спор¬тивной командой. - Смоленск: СГИФК, 1987. - 81 с.
114. Мартенс Р. Социальная психология и спорт: Пер. с немецкого. - М.: Физ-культура и спорт, 1979. - 176 с.
115. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин¬ститутов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
116. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М.Андреевой,
А.И.Донцова. - М.: Изд-во Московского университета, 1981. - 295 с.
117. Найдиффер P.M. Психология соревнующегося спортсмена. Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 224 с.
118. Насыров И.Н., Галеев В.Х. О некоторых вопросах групповой спортивной деятельности / Тезисы докладов Уральской межвузовской конференции. - Пермь: 1975.-С. 117-118.
119. Николич А., Параносич В. Отбор в баскетбол / Пер. В.М. Полиевкова. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 144 с.
120. Общая психология: Учеб. для студентов педагогических институтов /
А.В.Петровский, А.В. Бруслинский, В.П.Зинченко и др. Под ред.
А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.
121. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 288 с.
122. Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы определяющие ход взаимодействия // Психологиче¬ские проблемы социальной регуляции поведения. - М.: Наука, 1976. - С. 319-342.
174
123. Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физи-ческой культуры. / Под ред. В.С.Иванова. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 176 с.
124. Основы конфликтологии: Учебное пособие // Под ред. В.Н.Кудрявцева. - М.: Юность, 1997. - 200 с.
125. Параносич В., Лазаревич Л. Психодинамика спортивной группы / Пер. В.М.Полиевктова. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 119 с.
126. Педагогика спорта / Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И.А. - К.: Здоро¬вье, 1986. - 208 с.
127. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического ана¬лиза конфликта. Теория и методологические проблемы соц. психологии. МГУ, 1977. - С. 126 - 147.
128. Петровский А.В. Стратометрическая концепция групповой активности в коллективах / Социально-психологические аспекты общественной активно¬сти. - Ярославль, 1975.
129. Петровский А.В., Абраменкова В.В., Николаева А.Б., Янотовская Р.В. Общение и конфликты в группе // Социальная психология. - М.: Просвеще¬ние, 1984.-С. 134-136.
130. Платонов В.И. Суд над победителями. - C-Пб.: Новый Гелион, 1993. - 256 с.
131. Подоляк Я.В. Предупреждение и преодоление конфликтов // Я.В.Подоляк. Личность и коллектив: Психология военного управления. 4
ч. - М.: Воениздат, 1985. - С. 108 - 110.
132. Познахирев В.Ф. Научно-математические методы и электроно-вычислительная техника в спортивных играх. Учебное .пособие для студен¬тов института физической культуры. - Харьков: - ХГИФК, 1994. - 192 с.
133. Полозова Т.А. Межличностный конфликт в группе: теоретические принципы и опыт экспериментального исследования: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1980. - 22 с.
т
175
134. Полозова Т.А. Методические проблемы изучения межличностного кон-фликта в группе // Вопросы психологии. № 4. - 1980. - С. 123 - 129.
135. Пономарев Ю.П., Плотников С.Н. Психологические аспекты принятия решений в условиях конфликта // Методы и системы принятия решений. Рига, 1985.-С. 71-77.
136. Понсоби Д., Йоффе М. Футбольная психология: применение и злоупот-ребление // Футбол - хоккей. - 1976, № 35, 36. - С. 14-15.
137. Попов А.Л. Спортивная психология: Учебное пособие для спортивных вузов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 152 с.
138. Практическая психология для преподавателей // Под ред. М.К. Тутушки- ной. - М.: Филинъ, 1997. - 328 с.
139. Прохорова И.В. Педагогические взаимоотношения тренера и пловца вы¬сокой квалификации: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. - С-Пб., 1992. - 16 с.
140. Психология физического воспитания и спорта / Н.П.Гуменюк, В.В.Кпименко. - К.: Вища школа, Головное издательство. - 1985. - 311 с.
141. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /
В.Ю.Дорошенко, Л.И.Зотова, В.Н.Лавриненко и др., под ред. проф.
В.Н.Лавриненко. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
142. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для ин-тов физической культуры / Под ред. Т.Т.Джамгарова, А.Ц.Пуни. - М.: Физкуль¬тура и спорт, 1979. - 143 с.
143. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К.А.Абульхановой, Н.В.Васиной, Л.Г.Латева, В.А.Сластенина. - М.: Совершенство, 1998. - 320 с.
144. Психология управления: Курс лекций / Л.К.Аверченко, Г.М.Залесов, Р.Н.Мокшанцев, В.М.Николаенко, Отв. ред. Н.В.Удальцева. - Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, М.: Информ, 1997. - 150 с.
145. Психология. Учебник // Под общ. ред. А.А.Крылова. - М.: Проспект, 1999.-584 с.
176
146. Психология. Словарь // Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
147. Психология: Учебн. для институтов физ. культуры // Под ред.
В.М.Мельникова. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 367 с.
148. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1954. - 240 с.
149. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной про-фессиональной деятельности (пособие для специалистов работающих с пер-соналом). - М.: Красная площадь, 1996. - 400 с.
150. Ратианадзе А. Зри в корень // Спортивные игры. № 6,1986. - С. 28 - 29.
151. Репин Л.Б. Ключ к успеху. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 136 с.
152. Решетень И.Н., Фролова М.И. Значимые факторы воспитательной рабо¬ты со спортсменами высокой квалификации // Теория и практика физиче¬ской культуры, № 10, 1976. - С. 13 - 15.
153. Решетень И.Н., Фролова М.И. Проблемы спортивной педагогики. Дея-тельность тренера по руководству спортивной командой. - М.: ГЦОЛИИФК, 1976.-36 с.
154. Рогов И.Е. Учитель как объект психологического исследования: Посо¬бие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим кол¬лективом. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 496 с.
155. Родионов А.В., Воронова В.И. Психологические основы подготовки бас-кетболистов. - Киев: Здоровье, 1982. - 132 с.
156. Романин А.Н., Романина Е.В., Матвеев Е.Б. Проблема агрессивности в зарубежной психологии спорта // Теория и практика физической культуры, № 7, 1985. - С. 54-56.
157. Руткевич М.Ф. Социальный конфликт: философские измерения. Вестник РАН, июль 1994.- Т. 64, 6.- 481 с.
158. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.
- М.: Просвещение, 1991. - 128 с.
177
159. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - Минск: Белорусская наву- ка, 1998. - 319 с.
160. Самоукина Н.В. Игры в которые играют... / Психологический практикум / Дубна: Феникс, 1997.- 160 с.
161. Самсонов Е.Б. Некоторые вопросы комплектования команд в связи с проблемой психического стресса // Материалы второго Всесоюзного симпо-зиума "Психологический стресс в спорте". - Пермь, 1975.
162. Сараф М.Я., Столяров В.И. Введение в эстетику спорта: Учеб. пособие для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 104 с.
163. Синглер Р.Н. Мифы и реальность в психологии спорта / Перев. с анг¬лийского. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 152 с.
164. Скотт Д.Г. Способы разрешения конфликтов. - Вып. 2. - Киев: Верзимен и К, ЛТД, 1991.-208 с.
165. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М., 1976. - 160 с.
166. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. - 3-е изд.
- М.: Сов. энциклопедия, 1984. - 1600 с.
167. Социальное планирование в промышленности и проблемы его эффектив-ности. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. - 155 с.
168. Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Е.В.Шороховой, Е.С.Кузьмина, О.И.Зотовой, В.Е.Семенова. - М.: Наука, 1983. - 240 с.
169. Социально-психологический климат коллектива. Спецпрактикум по со-циальной психологии / Под ред. Ю.М.Жукова. - М.: Изд-во Московского университета, 1981. - 75 с.
170. Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технология раз-решения. - М., 1991. - Вып. 1.- 27 с.