ПРЕОДОЛЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ (13.00.01)
|
Введение 3
Г лава 1. Научно - теоретическая оценка и характеристика конфликтов в спортивно-игровой деятельности 13
1.1. Понятие и функции конфликта в спортивной деятельности 13
1.2. Сущность и характеристика межличностного конфликта 32
1.3. Особенности межличностных конфликтов в спортивных командах ..47
1.4. Педагогическое содержание предупреждения и разрешения конфликтов 71
i;
iS Глава 2. Педагогические основы преодоления межличностных конфликтов
в спортивной команде 92
2.1. Анализ состояния межличностных конфликтов в спортивных командах 92
2.2. Модель преодоления межличностных конфликтов в профессионально-педагогической деятельности тренера 113
2.3. Результаты экспериментального применения модели преодоления меж-личностных конфликтов в спортивных командах 136
I Заключение 157
Библиография 164
Приложения 183
Г лава 1. Научно - теоретическая оценка и характеристика конфликтов в спортивно-игровой деятельности 13
1.1. Понятие и функции конфликта в спортивной деятельности 13
1.2. Сущность и характеристика межличностного конфликта 32
1.3. Особенности межличностных конфликтов в спортивных командах ..47
1.4. Педагогическое содержание предупреждения и разрешения конфликтов 71
i;
iS Глава 2. Педагогические основы преодоления межличностных конфликтов
в спортивной команде 92
2.1. Анализ состояния межличностных конфликтов в спортивных командах 92
2.2. Модель преодоления межличностных конфликтов в профессионально-педагогической деятельности тренера 113
2.3. Результаты экспериментального применения модели преодоления меж-личностных конфликтов в спортивных командах 136
I Заключение 157
Библиография 164
Приложения 183
Актуальность исследования. В современном обществе конфликты оказывают существенное влияние на жизнедеятельность человека и развитие социальных групп. Широкое их распространение часто приводит к тому, что конфликтные взаимоотношения становятся определяющими в коллективе. Такие отношения, детерминированные возникшим конфликтом, приводят к психической напряженности, эмоциональной неуравновешенности, замкнутости в меж-личностном общении - в результате снижается эффективность процесса конструктивного взаимодействия между членами коллектива, что отрицательно сказывается на профессиональной деятельности. Проблема преодоления межличностных конфликтов актуальна для любой сферы человеческого взаимодействия, в том числе и для спортивной деятельности.
Противоречия, которые находят выражение в межличностных конфликтах, обусловливают противоборства и противостояния между субъектами спортивной деятельности. Такие противостояния имеют наиболее деструктивный характер, если в процессе спортивного поединка, для достижения превосходства над соперником, требуется совместное взаимодействие сторон, состоящих в конфликте. Это особенно характерно для спортивных игр, в которых спортсмены способны эффективно, творчески решать сложные задачи подготовки и участия в соревнованиях только в совместном взаимодействии под непосредственным руководством тренера. На тренера, как на педагога-руководителя, возлагается основная ответственность за подготовку команды к спортивному поединку, при этом его практическая деятельность направлена на достижение коллективом высокого результата.
Высокие достижения в большом спорте зависят от множества факторов, среди которых межличностное понимание, благоприятные взаимоотношения и психологическая совместимость в спортивной команде играют далеко не последнюю роль: они непосредственно влияют на сплоченность спортсменов и всего коллектива в целом. Низкий уровень сплоченности спортивного коллектива выражается в наличии частых конфликтов между членами коллектива, в допущении грубых нарушений спортивного режима, частого ухода спортсменов от тренера, в доминировании личных целей.
В свою очередь часто возникающие, длительно протекающие, затяжные или неразрешённые конфликты оказывают деструктивное влияние на межличностные отношения, сплоченность и социально-психологический климат в коллективе. Неблагоприятные межличностные отношения в спортивной команде требуют неотложного педагогического воздействия со стороны тренера. Тренер спортивной команды должен уметь квалифицированно предупреждать и разрешать межличностные конфликты, в противном случае при организации учебно-тренировочного процесса, участии в соревнованиях и неформальном общении он столкнется с объективными и субъективными трудностями.
Обращение к проблеме профессионального совершенствования спортивного педагога предопределено реально низким уровнем теоретической и практической подготовки в отношении предупреждения и разрешения межличностных конфликтов.
Основным моментом в формировании оптимальных межличностных отношений в спортивной команде является целенаправленная педагогическая деятельность тренера. Она включает комплекс методов психолого¬педагогического воздействия, которые складываются в процессе профессиональной подготовки и неформальных отношений. Такие действия позволят тренеру совершенствовать подготовку спортсменов, разрешать межличностные конфликты и исключать реальное противоборство, направленное на достижение индивидуально значимых личностных целей.
Очевидно, что повышение эффективности педагогической деятельности тренера и снижение уровня конфликтности спортивной команды требует применения адекватных мер по преодолению межличностных конфликтов.
Проблемы общей теории конфликта, в которой раскрыты различные методологические подходы, классификация, динамика, предупреждение и разрешение конфликтов, находят отражение в работах зарубежных ученых: К. Боулдинга, Р. Дарендорфа, Э. Дюркгейма, В. Зигерта, Л. Козера, X. Корнелиус ,, В. Ланге, Р. Макка, Е. Мелибурды, А. Раппорта, Дж. Скотта, Р. Снайдера.
Большую теоретическую ценность и практическую значимость для теории конфликта представляют работы отечественных специалистов: А. Я. Анцупова, Ф. М. Бородкина, Н. В. Гришиной, А. И. Донцова, А. А. Ершова, В. И. Журавлева, Н. М. Коряк, Н. В. Крогиуса, В. Н. Кудрявцева, Л. А. Петровской,
A. В. Петровского, Г. М. Потанина, Т. А. Полозовой, Е. И. Степанова, С. С. Фролова, Е. Е. Тонкова, А. И. Шипилова и др.
Проблемы профессионально-педагогической деятельности тренера в спортивных командах раскрываются А. В. Гомельским, В. Г. Горбуновым, В. Д. Гончаровым, С. М. Вайцеховским, А. А. Деркачом, А. А. Исаевым, Л. Лазаревичем, В. Параносичем, Ю. М. Портновым, И. Н. Решетень, М. И. Фроловой и ДР-
Психологические аспекты подготовки высококвалифицированных спортсменов и формирования межличностных отношений рассматриваются К. Варданяном, В. И. Вороновой, Т. Т. Джамгаровым, Е. П. Ильиным, Б. Кретти, Р. Л. Кричевским, А. Лалаяном, А. В. Мальчиковым, Р. М. Найдиффером, А. Л. По¬повым, А. Ц. Пуни, А. В. Родионовым, М. М. Рыжак и др.
Детальному изучению конфликтов в спортивно-игровой деятельности посвящены исследования А. В. Дмитриева, В. С. Келлера, Ю. А. Коломейцева, И. И. Сулейманова, Ю. Л. Ханина, в которых авторы определяют понятие конфликта в спорте, выделяют основные причины, обусловливающие его возникновение, разрабатывают пути предупреждения, управления или разрешения конфликтов. Отдельные аспекты теории спортивного конфликта представлены в работах Г. Д. Бабушкина, А. С. Горбатенко, Е. С. Жарикова, Н. В. Жмарева,
B. Н. Петровского, В. С. Рогова, Ю. В. Сысоева, А. С. Шигаева.
Вместе с тем целый ряд вопросов остается не охваченным вниманием ученых и тренеров-практиков. Например, не определены границы конструктивных, смешанных и деструктивных межличностных конфликтов; не разработан подход к разрешению конфликтов с учетом индивидуально-психологических особенностей и конфликтности членов спортивного коллектива; разрешение межличностных конфликтов носит эпизодический характер; не разрабатываются методы предупреждения конфликтов в профессиональной и спортивной деятельности; не рассматриваются уровни межличностной конфликтности в спортивной команде.
Все вышеперечисленное позволяет выделить противоречия между необходимостью преодоления конфликтов и формирования благоприятных взаимоотношений в практике педагогической деятельности тренера, с одной стороны, и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории - с другой. Это противоречие определяет проблему нашего исследования - разработка модели преодоления межличностных конфликтов в спортивной команде, основанной на организационно-процессуальных этапах применительно к условиям спортивно-игровой деятельности.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Противоречия, которые находят выражение в межличностных конфликтах, обусловливают противоборства и противостояния между субъектами спортивной деятельности. Такие противостояния имеют наиболее деструктивный характер, если в процессе спортивного поединка, для достижения превосходства над соперником, требуется совместное взаимодействие сторон, состоящих в конфликте. Это особенно характерно для спортивных игр, в которых спортсмены способны эффективно, творчески решать сложные задачи подготовки и участия в соревнованиях только в совместном взаимодействии под непосредственным руководством тренера. На тренера, как на педагога-руководителя, возлагается основная ответственность за подготовку команды к спортивному поединку, при этом его практическая деятельность направлена на достижение коллективом высокого результата.
Высокие достижения в большом спорте зависят от множества факторов, среди которых межличностное понимание, благоприятные взаимоотношения и психологическая совместимость в спортивной команде играют далеко не последнюю роль: они непосредственно влияют на сплоченность спортсменов и всего коллектива в целом. Низкий уровень сплоченности спортивного коллектива выражается в наличии частых конфликтов между членами коллектива, в допущении грубых нарушений спортивного режима, частого ухода спортсменов от тренера, в доминировании личных целей.
В свою очередь часто возникающие, длительно протекающие, затяжные или неразрешённые конфликты оказывают деструктивное влияние на межличностные отношения, сплоченность и социально-психологический климат в коллективе. Неблагоприятные межличностные отношения в спортивной команде требуют неотложного педагогического воздействия со стороны тренера. Тренер спортивной команды должен уметь квалифицированно предупреждать и разрешать межличностные конфликты, в противном случае при организации учебно-тренировочного процесса, участии в соревнованиях и неформальном общении он столкнется с объективными и субъективными трудностями.
Обращение к проблеме профессионального совершенствования спортивного педагога предопределено реально низким уровнем теоретической и практической подготовки в отношении предупреждения и разрешения межличностных конфликтов.
Основным моментом в формировании оптимальных межличностных отношений в спортивной команде является целенаправленная педагогическая деятельность тренера. Она включает комплекс методов психолого¬педагогического воздействия, которые складываются в процессе профессиональной подготовки и неформальных отношений. Такие действия позволят тренеру совершенствовать подготовку спортсменов, разрешать межличностные конфликты и исключать реальное противоборство, направленное на достижение индивидуально значимых личностных целей.
Очевидно, что повышение эффективности педагогической деятельности тренера и снижение уровня конфликтности спортивной команды требует применения адекватных мер по преодолению межличностных конфликтов.
Проблемы общей теории конфликта, в которой раскрыты различные методологические подходы, классификация, динамика, предупреждение и разрешение конфликтов, находят отражение в работах зарубежных ученых: К. Боулдинга, Р. Дарендорфа, Э. Дюркгейма, В. Зигерта, Л. Козера, X. Корнелиус ,, В. Ланге, Р. Макка, Е. Мелибурды, А. Раппорта, Дж. Скотта, Р. Снайдера.
Большую теоретическую ценность и практическую значимость для теории конфликта представляют работы отечественных специалистов: А. Я. Анцупова, Ф. М. Бородкина, Н. В. Гришиной, А. И. Донцова, А. А. Ершова, В. И. Журавлева, Н. М. Коряк, Н. В. Крогиуса, В. Н. Кудрявцева, Л. А. Петровской,
A. В. Петровского, Г. М. Потанина, Т. А. Полозовой, Е. И. Степанова, С. С. Фролова, Е. Е. Тонкова, А. И. Шипилова и др.
Проблемы профессионально-педагогической деятельности тренера в спортивных командах раскрываются А. В. Гомельским, В. Г. Горбуновым, В. Д. Гончаровым, С. М. Вайцеховским, А. А. Деркачом, А. А. Исаевым, Л. Лазаревичем, В. Параносичем, Ю. М. Портновым, И. Н. Решетень, М. И. Фроловой и ДР-
Психологические аспекты подготовки высококвалифицированных спортсменов и формирования межличностных отношений рассматриваются К. Варданяном, В. И. Вороновой, Т. Т. Джамгаровым, Е. П. Ильиным, Б. Кретти, Р. Л. Кричевским, А. Лалаяном, А. В. Мальчиковым, Р. М. Найдиффером, А. Л. По¬повым, А. Ц. Пуни, А. В. Родионовым, М. М. Рыжак и др.
Детальному изучению конфликтов в спортивно-игровой деятельности посвящены исследования А. В. Дмитриева, В. С. Келлера, Ю. А. Коломейцева, И. И. Сулейманова, Ю. Л. Ханина, в которых авторы определяют понятие конфликта в спорте, выделяют основные причины, обусловливающие его возникновение, разрабатывают пути предупреждения, управления или разрешения конфликтов. Отдельные аспекты теории спортивного конфликта представлены в работах Г. Д. Бабушкина, А. С. Горбатенко, Е. С. Жарикова, Н. В. Жмарева,
B. Н. Петровского, В. С. Рогова, Ю. В. Сысоева, А. С. Шигаева.
Вместе с тем целый ряд вопросов остается не охваченным вниманием ученых и тренеров-практиков. Например, не определены границы конструктивных, смешанных и деструктивных межличностных конфликтов; не разработан подход к разрешению конфликтов с учетом индивидуально-психологических особенностей и конфликтности членов спортивного коллектива; разрешение межличностных конфликтов носит эпизодический характер; не разрабатываются методы предупреждения конфликтов в профессиональной и спортивной деятельности; не рассматриваются уровни межличностной конфликтности в спортивной команде.
Все вышеперечисленное позволяет выделить противоречия между необходимостью преодоления конфликтов и формирования благоприятных взаимоотношений в практике педагогической деятельности тренера, с одной стороны, и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории - с другой. Это противоречие определяет проблему нашего исследования - разработка модели преодоления межличностных конфликтов в спортивной команде, основанной на организационно-процессуальных этапах применительно к условиям спортивно-игровой деятельности.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Проблема межличностных конфликтов в спортивной команде на современном этапе развития общества, является особенно актуальной, ее решение имеет важное практическое значение для каждого индивида и коллектива в целом. Это требует от руководителя способности предупреждать, своевременно разрешать возникшие межличностные конфликты, что имеет глубокий педагогический смысл.
Под конфликтом в спорте следует понимать реальное ситуационное про-явление осознанного социально-психологического противоречия субъектов спортивной деятельности. На стадии конфликта под действием негативных эмоций происходит деформация по одному или нескольким параметрам в общении, поведении, деятельности субъектов, что не исключает возможности конструктивного исхода конфликта при его завершении.
В соответствии с теоретическим анализом феномена конфликта в спортивной деятельности, сделан вывод о том, что в виду возникновения множества конфликтов, различающихся между собой по степени оказываемого воздействия на различные компоненты взаимоотношений и взаимодействий, невозможно однозначно утверждать, какие функции может нести тот или иной конфликт. Возможность разделения функциональной направленности конфликта в спорте следует рассматривать через основные [конструктивную, деструктивную или смешанную] и общие [специальную, информационную, диагностическую и предупреждающую] функции.
В спортивной команде выявлены факты возникновения конфликтов различающихся между собой по количеству участвующих в нём субъектов, но наибольшее распространение получают межличностные конфликты. Межличностный конфликт представляет собой ситуацию, в которой обусловлено противостояние двух субъектов. Он имеет определенную динамику развития, характеризуется временными, пространственными и внутрисистемными граница¬ми, а также может протекать в открытой или скрытой формах. Структура меж¬
158
личностного конфликта состоит из следующих элементов: участники конфликта, условий протекания, причины конфликта и конфликтного поведения.
Спортивная команда отличается направленностью на достижение победы над соперником, имеет сложную структуру взаимоотношений, взаимодействий и ее следует рассматривать с точки зрения системного подхода.
Межличностный конфликт в спортивной команде возникает из-за целого ряда объективных и субъективных причин. По мнению спортивных специалистов и самих спортсменов, наиболее часто выделяются как основные следующие причины конфликтов: неблагополучное материальное стимулирование; "звёздная болезнь" спортсменов-лидеров; невыполнение спортсменами необходимых действий в учебно-тренировочном процессе и соревнованиях; стиль руководства и некомпетентность тренера; конкуренция; физическое и психическое напряжение; нарушение спортивного режима.
Уровень конфликтности спортивных команд определяется рядом критериев и показателей. Критерии рассматриваются нами как принцип, на основе которого происходит оценка, суждение, а показатель определяется как характеристика какого либо критерия. К ним следует отнести:
- количество конфликтов [низкое, среднее, высокое];
- направленность конфликта [деловая, личностно-деловая, личностная];
- продолжительность конфликта [кратковременные, длительные, затяжные].
В спортивных командах на основании проявлений межличностных конфликтов с учетом критериев и показателей следует выделять пять уровней конфликтности: низкий, средний, высокий, высший и особый.
Предложенный нами конструктивный подход к разрешению и предупреждению межличностных конфликтов, реализуется через педагогическую деятельность тренера и имеет практическую направленность. Преодоление конфликтов, применяемое в спортивной команде, позволяет спортивному педагогу организовать систему эффективного межличностного взаимодействия и общения, обеспечивает рациональное разрешение противоречий и повышает уровень сплочённости в коллективе. Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов является комплексным процессом решения педагогических задач профессиональной подготовки и формирования благоприятных межличностных отношений в команде под руководством тренера.
Констатирующий эксперимент позволил выявить в спортивных командах следующие педагогические факты: наблюдается высокий уровень индивидуальной конфликтности отдельных субъектов спортивных команд; выявлены некоторые объективные и субъективные причины конфликтов; определены высшие и высокие уровни конфликтности в спортивных командах; выявлена динамика межличностных конфликтов и сплоченности на протяжении тренировочного и соревновательного периодов в спортивных командах; фиксируется авторитаризм в педагогических воздействиях тренера при межличностных конфликтах со спортсменами; отсутствует целенаправленное формирование благоприятных межличностных отношений и сплоченности; наблюдается отсутствие исследований межличностных отношений с определением проблемных зон.
Модель преодоления межличностных конфликтов основывается на совокупности педагогических условий, обеспечивающих снижение негативных по-следствий конфликтов. К таким условиям относятся:
- восприятие преодоления конфликтов в команде как одной из основных составляющих профессионально-педагогической деятельности тренера;
- формирование индивидуальной готовности тренера к целенаправленной антиконфликтной деятельности;
- целесообразная дифференциация антиконфликтной деятельности на предупреждающую [соответствующую и усиливающую программу подготовки команды] и разрешающую [изменяющую, но не противодействующую про¬грамме подготовке команды];
160
- согласование педагогических воздействий тренера в профессиональной деятельности, неформальном общении, а так же через "третьих" лиц;
- использование индивидуального подхода к спортсменам на основе личностных особенностей и системного подхода к спортивной команде;
- освоение и инициирование бесконфликтного общения и поведения спортсменами.
Выявление и реализация совокупности педагогических условий определили необходимость разработки модели преодоления межличностных конфликтов, которую следует дифференцировать на разрешение и предупреждение конфликтов.
Модель разрешения межличностных конфликтов между членами спортивной команды включает следующие этапы: действия срочного вмешательства в межличностный конфликт, действия диагностического характера, при¬нятие решения, организация исполнения решения, оценка эффективности принятия и исполнения решений.
Модель предупреждения межличностных конфликтов включает шесть последовательных этапов, соответствующих подготовке команды: 1. формирующий [переходный период]; 2. оценочно-прогностический [общеподготовительный период]; 3. экспериментальный [период специальной подготовки]; 4. бесконфликтных отношений [период предсоревновательной подготовки];
5. творческой реализации [период соревнования]; 6. стабилизирующий этап [поел есоревновательный период].
На каждом этапе модели предупреждения конфликтов рассмотрена структура, состоящая из: цели, содержания, действий тренера, спортсменов, экспериментатора [психолога, медиатора] и результата взаимодействия. Последние три этапа повторяются в модели преодоления межличностных конфликтов в зависимости от планируемого количества выступлений команды на соревнованиях. Стабилизирующий этап дифференцирован от результата соревнования.
Под конфликтом в спорте следует понимать реальное ситуационное про-явление осознанного социально-психологического противоречия субъектов спортивной деятельности. На стадии конфликта под действием негативных эмоций происходит деформация по одному или нескольким параметрам в общении, поведении, деятельности субъектов, что не исключает возможности конструктивного исхода конфликта при его завершении.
В соответствии с теоретическим анализом феномена конфликта в спортивной деятельности, сделан вывод о том, что в виду возникновения множества конфликтов, различающихся между собой по степени оказываемого воздействия на различные компоненты взаимоотношений и взаимодействий, невозможно однозначно утверждать, какие функции может нести тот или иной конфликт. Возможность разделения функциональной направленности конфликта в спорте следует рассматривать через основные [конструктивную, деструктивную или смешанную] и общие [специальную, информационную, диагностическую и предупреждающую] функции.
В спортивной команде выявлены факты возникновения конфликтов различающихся между собой по количеству участвующих в нём субъектов, но наибольшее распространение получают межличностные конфликты. Межличностный конфликт представляет собой ситуацию, в которой обусловлено противостояние двух субъектов. Он имеет определенную динамику развития, характеризуется временными, пространственными и внутрисистемными граница¬ми, а также может протекать в открытой или скрытой формах. Структура меж¬
158
личностного конфликта состоит из следующих элементов: участники конфликта, условий протекания, причины конфликта и конфликтного поведения.
Спортивная команда отличается направленностью на достижение победы над соперником, имеет сложную структуру взаимоотношений, взаимодействий и ее следует рассматривать с точки зрения системного подхода.
Межличностный конфликт в спортивной команде возникает из-за целого ряда объективных и субъективных причин. По мнению спортивных специалистов и самих спортсменов, наиболее часто выделяются как основные следующие причины конфликтов: неблагополучное материальное стимулирование; "звёздная болезнь" спортсменов-лидеров; невыполнение спортсменами необходимых действий в учебно-тренировочном процессе и соревнованиях; стиль руководства и некомпетентность тренера; конкуренция; физическое и психическое напряжение; нарушение спортивного режима.
Уровень конфликтности спортивных команд определяется рядом критериев и показателей. Критерии рассматриваются нами как принцип, на основе которого происходит оценка, суждение, а показатель определяется как характеристика какого либо критерия. К ним следует отнести:
- количество конфликтов [низкое, среднее, высокое];
- направленность конфликта [деловая, личностно-деловая, личностная];
- продолжительность конфликта [кратковременные, длительные, затяжные].
В спортивных командах на основании проявлений межличностных конфликтов с учетом критериев и показателей следует выделять пять уровней конфликтности: низкий, средний, высокий, высший и особый.
Предложенный нами конструктивный подход к разрешению и предупреждению межличностных конфликтов, реализуется через педагогическую деятельность тренера и имеет практическую направленность. Преодоление конфликтов, применяемое в спортивной команде, позволяет спортивному педагогу организовать систему эффективного межличностного взаимодействия и общения, обеспечивает рациональное разрешение противоречий и повышает уровень сплочённости в коллективе. Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов является комплексным процессом решения педагогических задач профессиональной подготовки и формирования благоприятных межличностных отношений в команде под руководством тренера.
Констатирующий эксперимент позволил выявить в спортивных командах следующие педагогические факты: наблюдается высокий уровень индивидуальной конфликтности отдельных субъектов спортивных команд; выявлены некоторые объективные и субъективные причины конфликтов; определены высшие и высокие уровни конфликтности в спортивных командах; выявлена динамика межличностных конфликтов и сплоченности на протяжении тренировочного и соревновательного периодов в спортивных командах; фиксируется авторитаризм в педагогических воздействиях тренера при межличностных конфликтах со спортсменами; отсутствует целенаправленное формирование благоприятных межличностных отношений и сплоченности; наблюдается отсутствие исследований межличностных отношений с определением проблемных зон.
Модель преодоления межличностных конфликтов основывается на совокупности педагогических условий, обеспечивающих снижение негативных по-следствий конфликтов. К таким условиям относятся:
- восприятие преодоления конфликтов в команде как одной из основных составляющих профессионально-педагогической деятельности тренера;
- формирование индивидуальной готовности тренера к целенаправленной антиконфликтной деятельности;
- целесообразная дифференциация антиконфликтной деятельности на предупреждающую [соответствующую и усиливающую программу подготовки команды] и разрешающую [изменяющую, но не противодействующую про¬грамме подготовке команды];
160
- согласование педагогических воздействий тренера в профессиональной деятельности, неформальном общении, а так же через "третьих" лиц;
- использование индивидуального подхода к спортсменам на основе личностных особенностей и системного подхода к спортивной команде;
- освоение и инициирование бесконфликтного общения и поведения спортсменами.
Выявление и реализация совокупности педагогических условий определили необходимость разработки модели преодоления межличностных конфликтов, которую следует дифференцировать на разрешение и предупреждение конфликтов.
Модель разрешения межличностных конфликтов между членами спортивной команды включает следующие этапы: действия срочного вмешательства в межличностный конфликт, действия диагностического характера, при¬нятие решения, организация исполнения решения, оценка эффективности принятия и исполнения решений.
Модель предупреждения межличностных конфликтов включает шесть последовательных этапов, соответствующих подготовке команды: 1. формирующий [переходный период]; 2. оценочно-прогностический [общеподготовительный период]; 3. экспериментальный [период специальной подготовки]; 4. бесконфликтных отношений [период предсоревновательной подготовки];
5. творческой реализации [период соревнования]; 6. стабилизирующий этап [поел есоревновательный период].
На каждом этапе модели предупреждения конфликтов рассмотрена структура, состоящая из: цели, содержания, действий тренера, спортсменов, экспериментатора [психолога, медиатора] и результата взаимодействия. Последние три этапа повторяются в модели преодоления межличностных конфликтов в зависимости от планируемого количества выступлений команды на соревнованиях. Стабилизирующий этап дифференцирован от результата соревнования.



