Введение 3
1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы 6
стратегических изменений на предприятии
1.1 Экономическая сущность и содержание стратегических 6
1.2 Научные подходы к исследованию стратегических изменений 14
1.3 Модели управления стратегическими изменениями на предприятии 1 8
2. Анализ управления стратегическими изменениями в ООО «КАН 30 АВТО»
2.1 Оценка хозяйственно-экономической деятельности предприятия 30
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 4 1
2.3 Оценка конкурентоспособности ООО «КАН АВТО Казань» в 56
условиях экономической неопределенности
3. Направления совершенствования управления стратегическими 72 изменениями на предприятии
3.1. Обоснование необходимости стратегических изменений в ООО 72
«КАН АВТО»
3.2. Проект разработки стратегических изменений на ООО «КАН АВТО 77
3.3. Оценка эффективности стратегических изменений 8 6
Заключение 98
Список использованных источников 1 02
Современные условия хозяйствования характеризуются усилением конкуренции и формированием новых требований к конкурентной стратегии организаций. В связи с этим, первоочередной задачей предприятий становится обеспечение долгосрочного устойчивого развития на основе формирования конкурентной стратегии, что в свою очередь, стимулирует необходимость внедрения стратегических изменений для повышения эффективности деятельности организации.
Управление стратегическими изменениями является эффективным инструментом повышения конкурентоспособности и заключается в использовании ключевых компетенций предприятия для создания потребительской ценности и выгодного позиционирования предприятия в среде конкурентов.
Современное развитие теоретических вопросов, связанных со стратегическими изменениями, рассматривает их не только в качестве составляющих процесса реализации стратегии предприятия, но и как самостоятельный инструмент стратегического управления, позволяющий завоевывать дополнительные конкурентные преимущества.
Ввиду высокого влияния стратегических изменений на деятельность компании в конкурентной среде, а также наличия ряда открытых вопросов в области управления стратегическими изменениями, теоретические и практические аспекты управления стратегическими изменениями являются актуальными в настоящее время.
В экономической литературе вопросам стратегических изменений и их управлению посвящены труды зарубежных и отечественных экономистов. Тем не менее, для любой отдельной организации существуют свои открытые вопросы в области стратегического управления.
Предметом исследования являются стратегические изменения на предприятии. Объектом исследования является управление стратегическими
изменениями на ООО «КАН АВТО», которая является дилером 10 автомобильных марок в г. Казани. Компания включает в себя несколько автосалонов и дилерских центров, центры по сервисному обслуживанию автомобилей, центр кузовного ремонта и занимается продажей как новых автомобилей, так и автомобилей с пробегом. Ввиду высокой конкуренции в данном сегменте экономики, для ООО «КАН АВТО» важно выявить направления стратегических изменений, которые позволили бы сохранить долю рынка, увеличить продажи и расширить целевую аудиторию потребителей.
Целью работы является исследование управления стратегическими изменениями на предприятии. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- изучение экономической сущности стратегических изменений;
- изучение научных подходов к исследованию стратегических изменений;
- рассмотрение моделей управления стратегическими изменениями на предприятии;
- оценка хозяйственно-экономической деятельности предприятия;
- анализ внешней и внутренней среды предприятия;
- оценка конкурентоспособности предприятия в условиях экономической неопределенности;
- обоснование необходимости стратегических изменений на предприятии;
- разработка проекта стратегических изменений предприятия;
- оценка эффективности стратегических изменений.
Научной базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по теме исследования, нормативно-правовая литература, статистические данные, бухгалтерская отчетность ООО «КАН АВТО» и ООО «ТТС» как наиболее крупного конкурента анализируемой компании по г. Казани.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Во введении обосновывается актуальность работы, ее предмет, объект, цели, задачи и структура. Первая глава исследования теоретико-методологических основ стратегических изменений на предприятии. Вторая глава посвящена анализу управления стратегическими изменениями на предприятии. В третьей главе представлены направления совершенствования управления стратегическими изменениями на предприятии: разработка проекта расширения географии рынка для компании по Республике Татарстан за счет открытия дилерского центра в Набережных Челнах, а также расширение целевой аудитории потребителей за счет инновационной модели лизинга новых автомобилей без обязательства их дальнейшего выкупа и без первоначального взноса. В заключении представлены выводы по результатам работы.
По результатам исследования сформулируем следующие выводы. Стратегическое позиционирование компании ООО «КАН АВТО» обладает рядом преимуществ в связи с высоким уровнем качества оказываемых услуг, наличием в автосалонах своего отдела ГИБДД, собственного центра урегулирования убытков и оформления ДТП, высокого опыта сервисного обслуживания автомобилей.
Анализ финансово-экономической деятельности предприятия характеризуется следующими данными. На предприятии имеется проблема с ликвидностью, в связи с чем компания не может покрыть самые срочные обязательства за счет наиболее ликвидных активов. Данная ситуация во многом объясняется спецификой самого предприятия, значительными объемами запасов в денежной величине в виду высокой стоимости реализуемых данным предприятием товаров и использовании в текущей деятельности свободных денежных средств. Неблагоприятным моментом является незначительное ухудшение показателя срочной и абсолютной ликвидности, показателей рентабельности, а также более высокие темпы роста себестоимости по сравнению с темпами роста выручки. Благоприятным моментом в деятельности предприятия является рост чистой прибыли ( на 18% в 2018 г.).
В целом следует отметить относительную стабильность хозяйственно - экономической деятельности «КАН АВТО» и констатировать необходимость оптимизации затрат ввиду убыточности продаж. Компании необходимо обратить внимание на себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы и их оптимизацию.
Преимуществами стратегического позиционирования компании являются:
- высокое качество сервиса;
- широкий спектр предлагаемых услуг;
- широкий брендовый и модельный ряд;
- налаженные взаимоотношения с корпоративными клиентами;
- высокое качество маркетинга организации,;
- лидерство в группе дилеров Автоваза;
- расширение присутствия в виде новых автосалонов и дилерских центров;
- индивидуальный подход к клиентам;
- высокая корпоративная культура.
Проблемными моментами деятельности и слабыми сторонами в сравнении с конкурентами являются:
- ограниченное географическое присутствие;
- ограниченный потенциал для предоставления скидок конечному потребителю.
Анализ деятельности «КАН АВТО» в сравнении с ближайшим конкурентом «ТТС» выявил следующее: «ТТС» работает значительно более прибыльно в сравнении с «КАН АВТО», конкурент имеет более благоприятное финансовое положение, в масштабах России «ТТС» превосходит «КАН АВТО» по многим показателям, особенно в отношении богато представленного брендового и модельного ряда и уже занятой доли рынка.
Однако темпы роста «КАН АВТО» более динамичны - прирост продаж по новым автомобилям в 2017 году составил 38%, по подержанным — 41%. Кроме того, компания имеет большую приверженность покупателей на рынке Казани. Тем не менее, неблагоприятные тенденции, характеризующие экономическую конъюнктуру и автомобильный рынок в целом, свидетельствуют о следующем:
- наблюдается замедление динамики продаж легковых автомобилей в России (прогнозный уровень роста не более 10% ежегодно);
- российский автомобильный рынок характеризуется снижением доли рынка бренда LADA;
- нормативно-правовое регулирование деятельности направлено на повышение акцизов, утилизационных сборов;
- наблюдается уход с рынка автодилеров многих небольших игроков и усиление позиций наиболее сильных конкурентов.
В этих условиях «КАН АВТО» требуется изменение стратегии деятельности, так как компания вырабатывает потенциал города Казани, ей необходимо развивать географию рынка и внедрять новые методы и инструменты по повышению продаж.
В работе обоснован проект расширения рынка ООО «КАН АВТО» в виде открытия автосалона в Набережных Челнах, окупаемость которого будет достигнута при ежемесячной продаже 14 автомобилей, что в среднем сравнимо с аналогичными показателями по отрасли. Ввиду того, что анализ рынка Набережных Челнов показал высокую конкуренцию в сегменте одержанных автомобилей, «КАН АВТО» необходимо изначально рассматривать только сегмент новых автомобилей. Анализ рынка автомобилей Набережных Челнов показал популярность автомобилей LADA. С условием имеющихся конкурентных преимуществах «КАН АВТО» по реализации автомобилей данного бренда, считаем необходимым представить данный бренд в новом дилерском центре. Также считаем необходимым представить популярный в данном городе бренд KIA и недостаточно хорошо представленный на рынке Набережных Челнов бренд Nissan, представленный только в автосалоне «АКОС», который по предварительным оценкам уступает в конкурентоспособности «КАН АВТО».
Используя конкурентные преимущества, наработанные на рынке Казани, группа компаний «КАН АВТО» имеет все необходимые компетенции для стратегических изменений в виде расширения рынка. По финансовым расчетам, проект дилерского центра характеризуется положительными показателями прибыли и кратким сроком окупаемости. Так, расчетный срок окупаемости составляет 6 лет, а прогноз объемов прибыли дилерского центра имеет тенденцию роста более чем в два раза за период в прогнозный период 5 лет.
Наряду с расширением бизнеса, перспективным направлением стратегических изменений в «КАН АВТО» является применение инновационной модели предоставления в лизинг новых автомобилей физическим лицам без первоначального взноса и обязательства выкупа автомобилей после трех лет эксплуатации. Достоинствами данной модели для потребителей являются: отсутствие первоначального взноса, техническое обслуживание и ремонт автомобиля за счет собственника-автосалона, невысокие ежемесячные лизинговые платежи. Достоинством лизинга для компании будет являться расширение клиентской базы и рост продаж.
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер, 2016. - 416 с.
2. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Наука, 2015. - 358 с.
3. Артамонов Б.В. Стратегический менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 479 с.
4. Бараненко С.П. Стратегическая устойчивость предприятия / Бараненко С.П., Шеметов В.В. - М.: Центрполиграф, 2016. - 496 с.
5. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Кнорус, 2013. - 478 с.
6. Гончарова Е.В. Активизация инновационной деятельности промышленных предприятий для повышения их конкурентоспособности Автореф. дисс. ... канд. эконом. наук / Гончарова Е.В. - Москва, 2017.
7. Денисов В.И. Управление организационным развитием промышленного предприятия / В.И. Денисов, Д.М. Киреев // Проблемы теории и практики управления. - 2017. - №1.
8. Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент. - М.: Экономист, 2015. -
528 с.
9. Замураева Л.Е. Управление изменениями: учебное пособие. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. - 264 с.
10. Зуб А.Т., Локтионов М.В. Стратегический менеджмент. Системный подход. - М.: Генезис, 2016. - 848 с.
11. Иванько Е.А. Методическое обеспечение управления стратегическими изменениями на предприятиях электронной промышленности: Автореферат дисс. ... канд. экон. наук / Иванько Е.А. - Москва, 2016.
12. Кук Хелен С. Управление изменениями / Кук Хелен С., Тейт К. М.:
Поколение, 2017. - 432 с.
13. Кукушкин С.Н. Внутрифирменное планирование М.Юрайт,2017-322 с.
14. Локир К. Управление изменениями. Ступени высшего мастерства / Локир К., Гордон Дж. М.: Гревцовпаблишер, 2016. - 339 с.
15. Мазуренко И. Как преодолеть сопротивление. Управление персоналом в условиях стратегических организационных изменений / Мазуренко И. // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2017. - № 8.
16. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Олъдерогге Н.Г. М12 Управление проектами: Учебное пособие / Под общ.ред. И.И. Мазура. — 2-е изд. — М.: Омега-Л, 2016. - 960 с.
17. Менеджмент: Экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». Ростов н/Д: «Феникс», 2017. — 384 с.
18. Новиков Д.А. Управление изменениями. Организационные механизмы. - М.: ПМСОФТ, 2017. - 84 с.
19. Панов А.И., Коробейников И.О., Стратегический менеджмент: Учеб.пособие для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 305 с.
20. Попов С. А. Актуальное стратегическое управление. Учебнопрактическое пособие. - М.: Юрайт, 2014. - 447 с.
21. Просветов Г.И. Управление изменениями. Задачи и решения / Просветов Г.И. - М.: Альфапресс, 2016. - 200 с.
22. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат.сб./Росстат. -Р76 М., 2017 - 686 с.
23. Терк У. Управление изменениями и здравый смысл. - М.: Стандарты и качество, 2015. - 240 с.
24. Товб А.С. Управление изменениями: стандарты, методы, опыт / А.С. Товб, Г.Л. Ципес. М.: ЗАО «ОлимпБизнес», 2016. - 367 с.
25. Управление изменениями. Учебное пособие / Под ред. Ивановой Т.Ю. - М.: Проспект, 2016. - 350 с.
26. Управление изменениями / Гонтарева И.В., Нижегородцев Р.М., Новиков Д.А. М.: Либроком, 2015. - 384 с.
27. Фунтов В.Н. Управление изменениями в компании: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2017. - 336 с.
29. Харрингтон Дж. Совершенство управления изменениями / Харрингтон Дж., Макнеллис Т. М.: Стандарты и качество, 2017. - 192 с.
30. Хасси Д. Стратегия и планирование. - СПб.: Питер, 2014. - 384 с.
31. Ципес Г.Л. Управление изменениями в современной компании / Ципес Г.Л., Товб А.С. М.: Олимпбизнес, 2015. - 240 с.
32. Управление изменениями: Учебное пособие / Под общ.ред. И.И. Мазура. 2-е изд. - М: ОмегаЛ, 2015. - 423 с.
33. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник / Фатхутдинов Р.А. - СПб.: Питер, 2017.
34. Широкова Г.В. Управление организационными изменениями / Широкова Г.В. СПб.: Издат.дом СПБГУ, 2016. - 480 с.
Печатная периодика
35. Егорова Г.В. Управление сопротивлением персонала стратегическим изменениям. // Вестник Казанского технологического университета.- 2016.-№8.- С. 13-16.
36. Агафонова И.П. Характеристика и классификация рисков инновационных изменений. // Менеджмент в России и за рубежом.-2017.-№6.- С. 63-72.
37. Арутюнов Ю.С. Выбор стратегии бизнеса в управлении организацией. // Власть и бизнес.-2017.- №7. С. 15-22.
38. Горшкова Л.А. Методика развития системы управления организацией на разных стадиях ее жизненного цикла. // Экономический анализ: теория и
практика. -2014.-№ 34.- С. 44-56.
39. Гхейтхум Ш.К. Концептуальная модель стратегического управления внутрифирменными изменениями в крупных компаниях. // Известия ТРТУ.-
2015. - №3.- С. 221-230.
40. Ивочкин А.А. От стратегического менеджмента к управлению стратегическими изменениями. // Сервис в России и за рубежом.-2017.-№ 2, 2.- С. 69-75.
41. Мильнер Б. Концепция организационных изменений в современных компаниях. // Проблемы теории и практики управления.-2016.-№1ю- С. 89-96.
42. Пименов В. Построение модели реализации стратегии производственного предприятия на основе стратегических изменений. // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция.2015.-№4.-С. 101-104.
43. Суляева Э.И. Стратегические изменения как фактор сохранения устойчивости организации // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - №5. - С.54-55.
44. Туркова Е.Д. Повышение конкурентоспособности предприятия: роль организационных преобразований. // Проблемы теории и практики управления. -
2017. -№4.- С. 101-106.
45. Щиборщ К.В. Стратегическое управление затратами. // Аудит и финансовый анализ.-2015.-№5. - С. 65-68.
Электронный ресурс
46. Аналитическое агентство Автостат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.autostat.ru/
47. Бухгалтерская отчетность ООО «КАН АВТО-6» [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://www.audit-it.ru/buh_otchet/1657126393_ooo-
kan-avto-6
48. Линова, Е.С., Марахотина, М.О. Современные способы использования
«Золотого правила экономики» как инструмента регулирования деятельности предприятий / Е.С. Линова, М.О. Марахотина // Экономика и социум. - 2016. - №12 (31). [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //iupr.ru/domains_data/files/zumal_31/Linova%20E.S. %20- %201%20(Sovremennye%20tehnologii%20upravleniya%20organizaciyay).pdf
49. Лучшие автосалоны России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Источник: http://rating-avto.ru/raznoe/luchshie-avtosalonyi-rossii.html
50. Максимов В. Рост цен заставляет людей задумываться - покупать машину или нет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/374803