Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОЛОРОЛЕВОМ ПОВЕДЕНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №42672

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
412
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИЗУЧЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЛОРОЛЕВОМ ПОВЕДЕНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие полоролевое воспитание 6
1.2. Освоение полоролевого поведения дошкольниками 12
1.3. Условия формирования полоролевого поведения у детей
дошкольного возраста 19
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЛОРОЛЕВОМ ПОВЕДЕНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Констатирующий этап эксперимента 27
2.2. Формирующий этап эксперимента 38
2.3. Контрольный этап эксперимента 43
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования обусловлена тем, что у современных детей нет четких представлений о полоролевом поведении, связано это, прежде всего, с изменением общества. Женщины принимают на себя все больше мужских ролей, мужчины уступают в этом женщинам. Дети видят, что добытчиком в семье становятся женщины, роль мужчины в жизни женщин с каждым годом становится не значительным. Также рост числа неполных семей стирает представления о мужских и женских ролях, дети не получают полноценных представлений о полоролевом поведении. Пропаганда женственности у мужчин также оказывает негативное влияние на формирование здорового представления у детей о полоролевом поведении. На основе чего возникает необходимость создавать целенаправленные условия для формирования у детей представлений о полоролевом поведении, начиная с самого раннего возраста.
Современному обществу необходимы полоадекватные личности, что в свою очередь является условием развития общества в целом. В современном мире наблюдается изменение социальных ролей: феминизация мужского и маскулинизация женского поведения. Все это ведет к тому, что у детей формируются искаженные представления о полоролевом поведении.
Воспитание полоролевого поведения необходимо начинать с дошкольного возраста. В рамках дошкольного учреждения процесс воспитания полоролевого поведения представляет собой целенаправленное воздействие на формирование личности мальчика и девочки, и оптимизации их деятельности во всех, связанных с отношением полов, сферах жизни. Полоролевое воспитание предполагает развитие личности детей под воздействием социальных факторов мужских и женских качеств. Полоролевое определение является условием всестороннего развития детей [26,с.32].
Основой полоролевого воспитания является подготовка детей к будущей семейной жизни. В свою очередь, полоролевые представления начинают формироваться в семейном воспитании. Дети на бессознательном уровне копируют особенности поведения членов семьи, тем самым, в будущем дети проецируют на своей семье те навыки поведения и особенности межличностных отношений, которые были приняты в детстве в семье. Семья является средством формирования у детей социальных ролей. На основе чего возникает необходимость в создании благоприятной атмосферы в семье [1,с.67].
Современные родители сталкиваются с проблемой гармоничного воспитания у детей полоролевого поведения. Причины этих проблем могут быть разными: внешние и внутренние. Тем не менее, для гармоничного воспитания полоролевого поведения дошкольников необходимо, чтобы в семье были актуализировано социально приемлемое поведение для мужчин и женщин [7,с. 151].
В дошкольных учреждениях создаются условия для эффективного воспитания полоролевого поведения у детей. Данные педагогические условия должны способствовать гармоничному и оптимальному развитию и воспитанию детей. В том числе, организуется взаимодействие детского сада и семьи. Работа с семьей направлена на повышение психологопедагогической культуры родителей. Степень включенности родителей во взаимодействие с детским садом является условием эффективности обучения и воспитания детей [9,с.134].
Цель исследования: изучение представлений о полоролевом поведении детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретическую изученность развития представлений о полоролевом поведении у детей дошкольного возраста.
2. Определить уровень сформированное™ представлений о полоролевом поведении детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовать условия для развития представлений о полоролевом поведении в условиях дошкольного учреждения.
4. Провести анализ и интерпретацию результатов исследования по развитию представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.
Объект исследования: процесс развития представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: представления о полоролевом поведении у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс развития
представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее, если процессе обучения и воспитания будет направлен на:
- расширение знаний детей о половых различиях;
- формирование мужских и женских ценностей;
- формирование положительного отношения к представителям противоположного пола;
- формирование культуры поведения с представителями противоположного пола.
Методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы.
Методики исследования:
- Методика «Рисунок семьи» (У. Маховер);
- Индивидуальная беседа (по алгоритму В.Е. Каган, И.П. Шелухина);
- Наблюдение за игровой деятельностью детей.
Методологической основой исследования являются труды педагогов и психологов, раскрывающие проблему развития представлений о полоролевом поведении (В.В. Абраменкова, Н. А. Баранникова, Т. В. Бендас, П. Блонский, В.А. Горбачева, Т.Н. Доронова, В.Д. Еремеева, Т.И. Иванова, В.Е. Каган, В. Г. Каменская, Н.С. Касьянова, Д.В. Колесов, Н. К. Ледовских,
О. П. Нагель, Т.В. Носакова, Н.Е. Татаринцева).
Практическая значимость исследования: результаты опытно
экспериментального исследования и разработанные на ее основе рекомендации могут быть использованы воспитателями и психологами, а также студентами психолого-педагогических факультетов.
Структура работы: работа состоит из введения; двух глав; выводов по главам; заключения; списка использованной литературы; приложений. В первой главе рассматриваются теоретические основы развития представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста. Вторая глава представляет собой опытно-экспериментальную работу по организации развития представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном мире важное значение имеет формирование у детей представлений о полоролевом поведении. Современный мир отличается тенденцией утрачивания семейных ценностей, что в свою очередь, ведет к тому, что стираются представления о мужественности и женственности. На сегодняшний день наблюдается феминизация мужского и маскулинизация женского поведения. Такое направление ведет к тому, что у детей формируются неверные представления о мужской и женской роли. На основе чего возникает необходимость, организации целенаправленной деятельности по воспитанию полоролевого поведения, начиная с дошкольного возраста.
На сегодняшний день особенно важно формировать у детей представления о полоролевом поведении. Данный процесс необходимо начинать с дошкольного возраста. В рамках дошкольного учреждения воспитание полоролевого поведения представляет собой целенаправленный педагогический процесс, результат которого должен удовлетворить потребности общества. Дети с раннего возраста начинают проявлять различия, обусловленные полом, причем, чем старше дети, тем отчетливее проявляются эти различия. Половые различия касаются практически всех сфер жизни человека, поэтому, важное значение при организации учебнообразовательного процесса является учет половозрастных особенностей детей.
В дошкольных учреждениях одним из основных направлений является воспитание полоролевого поведения. Для реализации поставленных целей с детьми проводятся разнообразные виды деятельности: организованные занятия (групповые, индивидуальные); этические беседы; игры; момент общения с детьми; прогулка, экскурсия; самостоятельная работа детей; решение моральных ситуаций и так далее.
Опытно-экспериментальное исследование было направлено на выявление условия развития представлений о полоролевом поведении детей старшего дошкольного возраста. Исследование проходило на базе МБДОУ «Красногорский ДС «Аленушка», г. Мамадыш. В исследовании принимали участие 44 детей старшего дошкольного возраста. Для решения поставленных целей были использованы следующие методики исследования: методика «Рисунок семьи» (У.Маховер); индивидуальная беседа (по алгоритму В.Е. Каган, И.П. Шелухина); наблюдение за игровой деятельностью детей.
По результатам констатирующего этапа исследования было получено следующее. На основе методики «Рисунок человека» было получено, что в контрольной и экспериментальной группах низкие показатели уровня выраженности половой идентичности. В ходе беседы с детьми было получено, что в обеих группах средние показатели уровня представлений о половых различиях у детей старшего дошкольного возраста. В ходе наблюдения за игровой деятельностью детей было получено, что в контрольной и экспериментальной группах низкие показатели особенностей взаимодействия мальчиков и девочек.
Основываясь на результаты исследования констатирующего этапа эксперимента с детьми экспериментальной группы были проведены развивающие мероприятия. Цель работы: создать условия для развития представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста; создать условия для овладения детьми культуры взаимоотношения с противоположным полом
Результаты контрольного этапа показали, что показатели уровня представлений о полоролевом поведении детей экспериментальной группы значительно выше, чем показатели, полученные на констатирующем этапе. В контрольной группе произошли не значительные изменения исследуемых показателей. Сравнительные показатели контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента свидетельствуют, что для полноценного формирования представлений о полоролеввом поведении, необходимо организовать целенаправленный учебно-воспитательный процесс.
Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение, которая предполагала, что процесс развития представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее, если процесс обучения и воспитания будет направлен на:
- расширение знаний детей о половых различий;
- формирование мужских и женских ценностей;
- формирование положительного отношения к представителям противоположного пола;
- формирование культуры поведения с представителями противоположного пола.



1. Абраменкова В.В. Полоролевая дифференциация// Вопросы психологии. - М., 2013. - №5. С. 53-77
2. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2008. - 124 с.
3. Арчер Д. Половые роли в детстве: структура и развитие // Детство идеальное и настоящее. - Новосибирск: Медиа мастер, 2014. - 210с.
4. Асеев В. Г. Возрастная психология. - М., 2015. - 342 с.
5. Ашикова С. Наши мальчики / С. Ашикова // Дошкольное воспитание. 2013. №1. с.54.
6. Баранникова Н. А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Метод.пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
7. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 431 с.
8. Беттельхайм Б. Любим ли я... Диалог с матерью. - М., 2011. - 356с.
9. Блонский П. Полоролевое воспитание: невежество и ханжество - плохие воспитатели // Народное образование. - М., 2009, - №7. - С.133-139
10. Бодалев А.А. Популярная психология для родителей. - М., 2012. - 287с.
11. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: МПСИ, 2011. - 349 с.
12. Борисова М.В., Баишева М.И. Воспитание мальчиков в народной педагогике// Фэн-наука.-2010.- №3.- С. 52-57.
13. Буре Р. С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2009. - 378с.
14. Горбачева В.А. Формирование поведения детей в детском саду. - М.: Изд. АПН РСФСР, 2007. - 160 с.
15. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П. Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. - М., 2915. - 187с.
16. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 5-7 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка- Пресс, 2009. - 287с.
17. Дурылин С.В. Совместное воспитание и образование. - М.: Издательство МГУ, 2013. - 137с.
18. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - М.: Издательство «Учебная литература», 2008. - 160 с.
19. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологии - учителям, воспитателям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2008. - 138 с.
20. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 2012. - 256с.
21. Иванова Т.И. Мальчики и девочки: дифференцированный подход
к воспитанию детей. Старшая группа. - Волгоград: Издательство
«КОРИФЕЙ», 2008. - 61с.
22. Иванова О. И., Щетинина А.М. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста: Учебнометодическое пособие// Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - С.97
23. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. - М., 2016. - 356с.
24. Каган В.Е. Полоролевое воспитание девочки в семье. - М.: Деловая книга, 2010. - 78с
25. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. - М.: 2013.- 256 с.
26. Казарян С.Ф. Возрастная динамика развития полоролевого самосознания, пути и условия его формирования у детей дошкольного возраста. - М.: Наука, 2015. - 83с.
27. Каменская В. Г. Полоролевое поведение и роль семьи в формировании социальных стереотипов// Детская психология с элементами психо-физиологии: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФА - М, 2012. -
С.148.
28. Касьянова Н.С. Формирование представлений о полоролевом поведении старших дошкольников // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки, культуры. - Екатеринбург, 2009. - №4(68). - С. 163-167.
29. Клецина И.С. Гендерная психология. - М., 2009. - 278с.
30. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. - М.: Педагогика, 2016. - 156 с.
31. Кон И.С. Ребёнок и общество. - М.: Академия, 2013. -236 с.
32. Костяшкин З.Г., Колесов Д.В. Беседы о полоролевом воспитании. - М.: Акцидент, 2008. - 60с.
33. Кудрявцева Е.О. О нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников// Дошкольное воспитание. - М., 2013. №9. с.21.
34. Ледовских Н. К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте. - М.: Наука, 2011. - С.51.
35. Малова Т.В. Мужественность как категория гендерного самоопределения личности мужчины и женщины// Вестник КГУ им. Некрасова. - 2011. - №4. - С.57.
36. Мельников А.М. Введение в экспериментальную психологию личности. - М., 2014. - 289с.
37. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 456 с.
38. Нагель О. П. О гендерном образовании дошкольников// Дошкольное воспитание. - М., 2010 . - № 4 . - С.48.
39. Нагель О. П. Формирование у мальчиков дошкольного возраста
основ мужественности: [проблемы гендер. подходов в воспитании]//
Современный детский сад : [методика и практика]. - 2011. - N 7. - C. 14.
40. Носакова Т.В., Симонов Д.Н. Особенности современной гендерной социализации детей // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2012. - №3. - С. 114.
41. Радзивилова М. А. Воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации. - СПб.: Питер. 2009. - 232с.
42. Репина Т.А. Роль половых психологических особенностей в становлении личности ребенка// Как помочь ребенку войти в современный мир. - М., 2015.
43. Свядощ А.М. Сексопатология. Ситуационные задачи. - М., 2012. - 256с.
44. Столярчук Л. И. Педагогические аспекты полоролевого воспитания// Педагогика. - 2013. - №5. - С. 38.
45. Татаринцева Н.Е. Модель пространства полоролевого воспитания детей дошкольного возраста// Образование и наука.-2010. - №6. - С. 79.
46. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология. - М., 2011. - 376с.
47. Хрипкова А.Г. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2015. - С. 35.
48. Чистович А. С. Психиатрические этюды. 2016. - 225с.
49. Эдеймиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и псхотерапия семьи // СПб.: Питер.2010. 375с.
50. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Издательский центр «Академия» 2015. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ