ВВЕДЕНИЕ.
1.1 Сущность понятия агрессивность в научной литературе 7
1.2 Гендерные особенности уровня и проявлений агрессивности личности 10
1.3 Особенности и причины проявления агрессивности в старшем
дошкольном возрасте 16
1.4 Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 22
Вывод по первой главе 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1 Организация исследования. Описание методик 31
2.2 Анализ результатов исследования 34
Вывод по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
В 21 веке повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем. Агрессивное поведение ребенка, как правило, является ответом на такие его чувства, как печаль, отчаяние или ревность. Маленькие дети не умеют контролировать свои чувства и эмоции, когда им что-то не нравится. Они начинают толкаться, кричать, обижаться, кидаться игрушками и так далее, только бы добиться желаемого. Вследствие чего агрессия становится основным источником трудностей в общении детей друг с другом и с взрослыми, а на этапе подросткового возраста может приводить к трагическим последствиям, таким как, детская преступность, деструктивное поведение и суицид.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные коррегирующие меры. Те или другие формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у отдельной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В результате понижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок доставляет массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Дошкольный возраст это именно тот период детства, когда ребенок впервые начинает осознавать себя, с одной стороны, как неповторимую индивидуальность, а с другой - как часть социума. Принятие на себя определенной гендерной роли «включает» процесс саморегуляции (в том числе, формирование мотивации и психологических черт) и мониторинг своего поведения и поведения других в соответствии с матрицей гендерной роли. Каждая гендерная роль сопровождается определенным набором качеств, которые являются отражением существующих стереотипов мужественности и женственности. Мужчина должен быть сильным, независимым, активным, агрессивным, самодостаточным, ориентированным на индивидуальные достижения и т.д. Женщина - нежной, тактичной, терпеливой, слабой, зависимой, эмоциональной, ориентированной на семью и т.д.
Новые возможности для исследования и коррекции агрессивности открывает гендерный подход, предполагающий такой способ познания действительности, в котором отсутствует «бесполый взгляд» на психические явления, и в то же время нет поляризации и иерархии «мужского» и «женского». Методологические основы гендерного анализа в психологии разрабатываются как зарубежными - Ш. Берн, К. Бьерквист, К. Дьюкс, А. Игли, К. Лагерспетц, Д. Фаррингтон, К. Уэст и Д. Зиммерман, так и отечественными исследователями Н.И. Абубакирова, О.А. Воронина, Т.А. Гурко, Е. Здравомыслова, А. Темкина, И.С. Клецина, Л. Попова, Л.П. Репина, Н.А. Челышева и др.
Учет гендерного фактора при анализе человеческой агрессивности представляется важнейшим принципом для совершенствования профилактической и коррекционной работы с агрессивными детьми.
Целью исследования является выявление гендерных особенностей уровня и проявлений агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования являются дошкольники 5-6 лет.
Предмет - гендерные различия проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: существуют гендерные различия в проявлении агрессивности у детей старшего дошкольного возраста:
а) уровень агрессивности мальчиков выше, чем у девочек
б) у мальчиков преобладают активные виды, а у девочек пассивные
виды агрессивного поведения. Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить гендерные особенности проявления агрессивности личности.
3. Рассмотреть теоретические понятие агрессивности и определить ее причины.
4. Выявить уровень агрессии у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
5. Провести эмпирическое исследование гендерных особенностей агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы:
- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: наблюдение, беседа, сравнение, анкетирование, интервью, рисуночный тест;
- психодиагностический инструментарий: «Рисунок несуществующего животного» М. З. Дукаревич, экспресс - анкета «Признаки агрессивности» К.К. Лютова, Г.Б. Монина, Полустандартизированное интервью В.Е. Кагана «Изучение гендерных установок у детей».
- статистической метод обработки данных с использованием t- критерия Стьюдента.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведенное теоретическое исследование может служить дополнительным информационным материалом для психологов, а также может использоваться любой категорией людей, заинтересованных в изучении этого вопроса.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее содержание и выводы могут быть использованы воспитателями и педагогом-психологом для просвещения и повышения психолого-педагогической компетенции родителей на собраниях, в форме индивидуальных и групповых консультаций. Темы консультаций могут быть такими как: «Особенности детей старшего дошкольного возраста», «Причины проявления агрессивности в старшем дошкольном возрасте», «Г ендерные особенности проявления агрессивности в старшем дошкольном возрасте» и т.д. Также, полученные результаты исследования могут быть применены педагогом-психологом для организации коррекционной работы с высокоагрессивными детьми с целью снижения их уровня агрессивности.
Эмпирическая база: воспитанники старшего дошкольного возраста МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 38 «Золотой ключик» Елабужского муниципального района.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав (теоретическая глава и эмпирическая), заключения, списка литературы и приложения.
В современном обществе все чаще и чаще мы слышим жалобы на детскую агрессивность, на издевательства одних детей над другими, группы детей над одним или же жестоко обращения к взрослым. Таких жалоб в последнее время все больше! Жалуются родители, жалуются учителя, воспитатели.
Поведение в детстве позволяет, достаточно надежно предсказывать поведение во взрослом возрасте. Именно поэтому, выявление ранних проявлений агрессивности, обучение детей адекватным социальным навыкам межличностного общения является одной из важнейших задач практической психологии.
Гендерные роли - один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для людей того или иного пола, представителей определенной сексуальной ориентации. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Феминная гендернaя роль предписывает женщинам такие качества как: заботливость, эмоциональность, чувствительность к интересам и проблемам других людей. Маскулинная же гендернaя роль требует активности, агрессивности, доминирования, амбициозности. Эти различия, как правило, считались проявлением внутренних сущностных различий в характерах и интересах женщин и мужчин.
Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста присутствует осознанная гендерная установка на 100 %.
Результаты диагностики «Несуществующее животное» показали, что количество мальчиков с высоким уровнем агрессивности больше, чем девочек на 34 %. Следовательно, девочек с низким уровнем агрессивности больше, чем мальчиков на 27 %. Количество дошкольников со средним уровнем агрессивности отличается незначительно, на 7 %. Таким образом, мы можем сделать вывод, что у мальчиков уровень агрессивности выше, чем у девочек.
Следует отметить, что проявление агрессии среди мальчиков и девочек различаются не только в процентном соотношении, но и в их проявлении, форме. Мальчики проявляют больше агрессии, чем девочки. Для мальчиков характерна активная прямая физическая и вербальная агрессия к представителям противоположного пола, так и к своему. Они готовы применять агрессию даже в тех случаях, когда прямой угрозы нападению нет. Также агрессия мальчиков носит враждебный, деструктивный, то есть необоснованный характер. Агрессия мальчиков чаще проявляется в виде нанесение телесных повреждений, нанесение оскорблений.
Девочкам агрессия тоже свойственна, но в меньшей степени и в других видах проявления. Девочки чаще проявляют активную вербальнокосвенную агрессию, например, когда злословят, строят заговоры. Или же они проявляют пассивную физическую-прямую агрессию (для защиты себя или для противодействия). Также девочкам свойственна пассивная вербально-прямая агрессия, когда они обижаются или демонстративно отказываются говорить, проявляя таким образом к себе внимания.
Агрессия играет роль в поло-ролевой идентификации: с помощью агрессивного поведения мальчики стремятся самоутвердиться, стать лидером в кругу своих сверстников. Девочки же с помощью агрессии стремятся обратить на себя внимание окружающих.
После проведения всех диагностик для достоверности результатов нами была произведена статистическая обработка данных с использованием t-критерия Стьюдента, в ходе, которой, были получены достоверно значимые результаты, что в свою очередь позволило сделать вывод, что наша гипотеза о том, что существуют гендерные различия в проявлении агрессивности у детей старшего дошкольного возраста доказана. Как оказалось уровень агрессивности мальчиков выше, чем у девочек, а также у мальчиков преобладают активные виды, а у девочек пассивные виды агрессивного поведения.
1. Абубикирова Н.И. Что такое «гендер»// Общественные науки и современность. - М.: Феникс, 1999. - №6. - С. 123-125.
2. Адлер A. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Д.: Феникс, 1998. - 448 с.
3. Алан Ф. Природа, мужчина и женщина. - М.: Прогресс, 1989. - 231 с.
4. Антье Э. Агрессивность. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 192 с.
5. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология: психологические законы поведения человека в социуме. - М.: Олма-Пресс, 2004. - 55 с.
6. Бандура А., Уолтере, Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: ЭКСМО Пресс, 1999. - 516 с.
7. Белкин А.И., Грейнер Э.А. К проблеме половой идентификации // Проблемы современной сексопатологии. - М.: Наука, 1972. - Т. 65. - С. 926.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб. : Питер, 2008. - 398 с.
9. Бодраченко И.В. Игровые досуги для детей 2-5 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 401 с.
10. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учебное пособие для специалистов и дилетантов. - СПб.: Речь, 2004. - 144 с.
11. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. - С. 35-43.
12. Бюттер К. Жизнь с агрессивными детьми. - М.: Просвещение, 1999. - 306 с.
13. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе. - М.: Педагогика, 2005. - 241 с.
14. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М.: Мозайка- Синтез, 2006. - 218 с.
15. Дельгадо X. Мозг и сознание. - М.: Мир, 1971. - 266 с.
16. Дружинин В. Н. Психология семьи. - М.: Просвещение, 1996. - 316 с.
17. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 72-76.
18. Жамкочьян М. Агрессия не исчезает и не появляется // Знание - сила.
- 2000. - № 7. - С. 19-20.
19. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.:Питер, 2002. - 544 с.
20. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «я» у подростков // Вопросы психологии. - 1989. - №3. - С. 53-62.
21. Ковалев П.А. Возрастно - половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения.
- СПб.: Питер, 1999. - 358 с.
22. Коджаспиров Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь. Для студ. высш. и сред. пед. учеб заведений - 2-е изд., стер - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 567 с.
23. Колосова С.Л. Детская агрессия. - СПб.: Питер, 2004. - 398 с.
24. Копейко Я. Ю. Гендерные аспекты агрессивности. - СПб.: Алетейя, 2007. - 217 с.
25. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Нова-света, 1999. - 178 с.
26. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. - М.: Владос, 2000. - 272 с.
27. Матейчик З., Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Авиценум, 2006. - 340 с.
28. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / пер.с англ.
Т.К.Кругловой. - М.: Независимая фирма «Класс», 2005. - 91с.
29. Минахметова А.З. Статистические методы в психологии. - Елабуга: ЕГПУ, 2007. - 112 с.
30. Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм. СПб.: Питер, 1999. - 411 с.
31. Наревская И.Н., Сабирова Н.Г, Куранова Н.А, Нурмухаметова Н.С. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: Материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ. -2-е изд. - М.: АРКТИ, 2010. - 403 с.
32. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 442 с.
33. Пасечник Л. Агрессивное поведение дошкольников // Дошкольное воспитание - 2008. - №6. - С.73-76.
34. Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст. - СПб.: Питер, 2015. - 294 с.
35. Платнова Н.М. Агрессия у детей и подростков. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 336 с.
36. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. Пособия для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 239 с.
37. Сазонова Н.П., Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье.: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 321 с.
38. Смирнова Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. - 2002. - №1. - С. 17-25.
39. Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. - М.: Проспект «Верби», 2005. - 199 с.
40. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб.пособие. - М.: Проспект, 2014. - 102 c.
41. Усманова А.Р. Антология гендерных исследований. - Мн.: Пропилей, 2000. -384 с.
42. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Аст, Хранитель, Мидгард, 2007. - 624 с.
Электронные ресурсы:
43. Кондакова О. И. Причины возникновения агрессивного поведения в
дошкольном возрасте // Молодой ученый. - 2018. - №41- С. 90-92. - [Электронный ресурс]: URL https://moluch.ru/archive/227/53087/ (дата
обращения: 16.02.2019).
44. Косолапова Н.Г. Становление позитивной концепции дошкольников // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2008. № 75. С. 212-219. - [Электронный ресурс]: URL https://ped-kopilka.ru/blogs/kokovina-oksana// (дата обращения: 16.04.2019).
45. Чепцова Н.А. Психологическая характеристика старших дошкольников
/ /Прикладная психология - 2012. - №4- С. 34-38. - [Электронный ресурс]: URL http://www.superinf.ru/view_helpstud.phper/ (дата обращения: 16.04.2019).