ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ 10
1.1 Транспортные услуги: понятие, классификация, характеристики качества 10
1.2 Основные направления государственной политики в области обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения.. 16
1.3 Методики оценки качества обслуживания потребителей транспортных услуг 22
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
2.1 Эксплуатационные параметры транспортного обслуживания населения в регионах Приволжского федерального округа РФ
2.2 Оценка качества предоставления транспортных услуг населением регионов: результаты социологического исследования
2.3 Анализ современной системы управления качеством транспортного обслуживания в регионах Ошибка! Закладка не определена.
3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ 31
3.1. Проблемы, препятствующие повышению качества и доступности транспортных услуг в регионах 31
3.2. Стратегические ориентиры и приоритетные проекты развития транспортного обслуживания населения на региональном уровне 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Актуальность темы исследования. Транспорт в России является одной из важнейших экономических отраслей. Отлаженная работа транспортной сферы позволяет поддерживать функционирование всех остальных отраслей экономики и социальной сферы, доступ к получению услуг, товаров, работу предприятий, организаций, учреждений. Обеспечение населения услугами общественного транспорта - это одна из главных частей программы социально-экономического развития страны. В связи с постоянно увеличивающимся потоком автомобилей, в крупных городах остро встает транспортная проблема. Совершенствование дорожной сети, строительство скоростных дорог, развилок не решает данную проблему. Развитие системы общественного транспорта, отвечающего современным требованиям, с одновременным ограничением использования личного автотранспорта способно разрешить сложившуюся ситуацию. Очевидно, что отставание развития сферы общественного транспорта от растущих потребностей населения отрицательно сказывается на работе экономических отраслей страны и вызывает определенные проблемы в сфере получения социальных услуг. Поэтому одной из важных и актуальных задач государства является совершенствование системы предоставления услуг общественного транспорта.
Очень важно, чтобы государство обеспечивало доступность и гарантировало качество транспортных услуг. Для эффективного управления качеством транспортного обслуживания населения необходимо определить и соотнести показатели, которые отражают многочисленные аспекты работы общественного транспорта и потребности пассажиров. В связи с этим необходимо определить четкие критерии оценки качества предоставляемых транспортных услуг. В настоящее время за рубежом на практике применяются единые стандарты оценки качества. Но в России, и конкретно в регионах, нет общепризнанной методологической системы.
Государственная политика в области обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения заключается в возможности оптимизации городского и пригородного транспорта, обновления подвижного состава пассажирского транспорта, отвечающего требованиям технической и экологической безопасности, снижения времени, затраченного населением на передвижение, создание комфортных условий для граждан, особенно для лиц с ограниченными возможностями, обеспечения ценовой доступности. Формирование и реализация социальных транспортных стандартов доступности и качества транспортных услуг для населения является одним из направлений транспортной политики в области пассажирских перевозок. Все это обуславливает актуальность изучения проблем транспортного обслуживания населения в регионах.
Научная разработанность темы. Региональным проблемам реализации транспортной политики посвящена работа Проскуриной И.Ю. и Макарова Д.Б. «Приоритетные направления развития региональной транспортной системы», в которой представлена концепция формирования стратегических направлений развития механизмов управления региональной транспортной системы . Авторы рассматривают основные факторы, которые оказывают существенное влияние на развитие транспортной системы, предлагают перспективные направления развития. Данные направления делятся на три уровня: федерально-региональный, региональный и регионально
муниципальный. Представленные в работе выводы могут быть использованы для разработки и реализации программы социально-экономического развития транспортной системы на регионально-муниципальном уровне.
Анализ методик оценки качества транспортных услуг в своих работах рассматривают Н.В. Тарханова, Е.Ю.Мулеев, Сагинова О.В., Спирин И.В. и др. Так, Н.В. Тарханова в своей работе «Анализ показателей качества пассажирских перевозок» делает обзор предложенных различными авторами показателей качества транспортного обслуживания населения. Н.В. Тарханова описывает, как определялись показатели качества обслуживания пассажиров в СССР и в России до середины 1990-х годов. Перечисленные в работе показатели качества отражают эффективность работы автотранспортных предприятий, но не определяют действительный уровень, так как либо трудно определимы, либо характеризуют лишь часть работы пассажирского транспорта.
Спирин И.В. в своей работе «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками» описывает более широкий список показателей качества транспортных услуг, но данный список ссылается на нормативы, прописанные в различных регламентах, и не учитывает мнение пассажиров.
В.В. Епифанов, А.С. Тюрин и К.А. Луконькина в статье «Разработка методики оценки удовлетворенности потребителей качеством перевозок в системе ГПАТ» подробно описали применение анкетного метода для оценки уровня качества пассажироперевозок в г. Ульяновске.
Сафронов Э.А. в своем исследовании «Транспортные системы городов и регионов» раскрывает роль транспортных систем городов и регионов в жизнедеятельности общества, показывает влияние транспортного каркаса на формирование расселения, приводит методы совершенствования транспортных систем. Особое внимание в работе уделено обоснованию развития скоростных видов транспорта. Задворный Ю.В. в своей статье «Обеспечение комплексной безопасности на транспорте» уделяет внимание актуальным проблемам управления транспортной безопасностью в процессе перевозки грузов и пассажиров, описывает основные факторы риска на транспорте. Автор считает, что самой распространенной угрозой для транспортной безопасности является техногенная составляющая. Большая часть всех аварий и катастроф происходит из-за высокой степени износа подвижных транспортных средств. Задворный Ю.В., анализируя особенности управления безопасностью на транспортных предприятиях, делает вывод о том, что необходимо создать Ассоциацию производителей и потребителей транспортных услуг по обеспечению систем безопасности на транспорте.
В работе Габарда Д. «Новые транспортные системы в городском общественном транспорте» освещен передовой опыт в области создания новых видов городского общественного пассажирского транспорта. Рассмотрены перспективные варианты традиционных систем: автобусы по вызову, троллейбусы с двумя видами приводных систем, а также принципиально новые непрерывные транспортные системы.
Вопросам государственного регулирования транспортных систем посвящены работы Сибирко И.В., Степушина Е.А., Грановского В.А., Дамдын О.С., Пеньшина Н.В. Так, Сибирко И.В. и Степушина Е.А. в статье «Мобильность населения как социальный приоритет государственной транспортной политики и фактор повышения качества жизни населения России» рассмотрели социальные приоритеты государственной политики в области транспорта. Были предложены способы решения задачи реализации социальных транспортных стандартов, например, создание доступной транспортной среды, целевое субсидирование перевозчиков, модернизация автопарков, повышение доступности авиаперевозок и др. Авторы рассматривают системное регулирование процесса автомобилизации, как один из способов улучшения транспортной ситуации в крупных городских агломерациях.
Резюмируя все выше изложенное, можно сделать вывод, что проблема оценки качества транспортных услуг является одной из значимых. На сегодняшний день можно выделить два подхода к изучению оценки качества: первый опирается исключительно на эксплуатационные характеристики, второй подход в своей основе использует социологические методы. Данные подходы имеют определенные недостатки. Необходима методологическая система, точно описывающая показатели оценки качества обслуживания пассажиров, критерии и способы оценки конкретных показателей.
Объектом исследования является государственная политика в области обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения.
Предметом - основные направления реализации и перспективы развития государственной политики в области обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения на региональном уровне в субъектах Приволжского федерального округа РФ.
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать процесс реализации региональной государственной политики в области обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения в субъектах Приволжского федерального округа Российской Федерации и определить стратегические ориентиры развития транспортного обслуживания населения в данных регионах.
Достижение поставленной цели было обеспечено посредством решения следующих задач:
- раскрыть сущность понятия «транспортная услуга», представить классификацию транспортных услуг;
- рассмотреть основные направления государственной политики в области обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения;
- определить характеристики качества транспортного
обслуживания;
- проанализировать состояние транспортного обслуживания
населения в выбранных субъектах Приволжского федерального округа РФ;
- изучить нормативно-правовые и организационные основы
региональной государственной политики в сфере оказания транспортных услуг;
- выделить факторы, препятствующие повышению качества транспортных услуг в регионах;
- определить стратегические ориентиры по улучшению транспортного обслуживания населения на региональном уровне.
Для изучения и анализа государственной политики в области обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения были выбраны следующие регионы: Республики Башкортостан, Татарстан, Марий Эл, Мордовия, Удмуртская и Чувашская Республики, так как, они территориально близко расположены друг к другу, находятся в одинаковых природно-климатических условиях и входят в состав Приволжского федерального округа Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой работы послужили труды зарубежных и отечественных ученых по теме исследования, правовые материалы, касающиеся реализации государственной транспортной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В качестве инструмента исследования использовались следующие методы: экономико-статистический, диалектический, анализ, синтез,
индуктивный и дедуктивный, сравнительный, системный подход, методы типологии и ранжирования, социологические методы исследования.
Эмпирической основой исследования послужили статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по субъектам Приволжского федерального округа, научные публикации, средства массовой информации, источники сети Интернет.
Структура выпускной квалификационной работы подчинена исследовательской логике и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении определены цель и задачи исследования, обоснована актуальность, проведен анализ разработанности проблемы, определена методологическая основа исследования.
В первой главе даны основные определения, затрагивающие тему выпускной квалификационной работы, рассмотрена классификация транспортных услуг, выделены приоритетные направления государственной политики в области обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения, описаны характеристики качества транспортных услуг.
Вторая глава включает в себя анализ нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в исследуемой автором сфере, дана комплексная оценка состояния транспортного обслуживания населения в субъектах Приволжского федерального округа РФ, описана система управления.
В третьей главе проанализированы факторы, препятствующие повышению качества транспортных услуг, определены стратегические ориентиры и приоритетные проекты развития транспортного обслуживания населения на региональном уровне.
В заключении сформулированы выводы исследования на основе обобщения результатов проделанной работы.
Транспортная система - это единая социально-экономическая и технологическая подсистема, обеспечивающая удовлетворение потребностей населения в передвижении и перевозке грузов. Данная система является одной из важнейших экономических отраслей в Российской Федерации. Отлаженная работа транспортной сферы позволяет поддерживать функционирование всех остальных отраслей экономики и социальной сферы, доступ к получению услуг, товаров, работу предприятий, организаций, учреждений. Степень развития транспортной системы влияет на социально-экономическое положение регионов нашей страны. Государство отвечает перед населением за безопасное, экономически эффективное и экологически устойчивое функционирование транспортной системы. Государственное регулирование транспортной сферы состоит из разработки правил, контроля и надзора за их исполнением.
Государственная политика в области обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения заключается в возможности оптимизации городского и пригородного транспорта, обновления подвижного состава пассажирского транспорта, отвечающего требованиям технической и экологической безопасности, снижения времени, затраченного населением на передвижение, создание комфортных условий для граждан, особенно для лиц с ограниченными возможностями, обеспечения ценовой доступности. Формирование и реализация социальных транспортных стандартов доступности и качества транспортных услуг для населения является одним из направлений транспортной политики в области пассажирских перевозок.
В каждой из рассмотренных, в ходе работы, республик функционируют органы исполнительной власти, осуществляющие государственную политику в области транспорта и дорожного хозяйства, сформирован определенный законодательный массив, разработаны Государственные программы, направленные на развитие транспортного обслуживания населения. Однако по результатам анализа эксплуатационных параметров транспортного обслуживания населения и социологического исследования были выявлены основные проблемы, демонстрирующие несостоятельность проводимых мероприятий.
Республика Татарстан сделав упор на развитие транспортной инфраструктуры, внедряя новые технологии и инновации, добилась того, что транспортное обслуживание населения находится на высоком уровне и является одним из лучших в стране. Не останавливаясь на достигнутом, развиваются новые долгосрочные проекты, целью которых является улучшение качества и доступности транспортных услуг всем группам населения. Г рамотная и продуманная государственная политика Республики Татарстан, направленная на улучшение качества и доступности транспортных услуг, заслуживает изучения и распространения на федеральном уровне.
Таким образом, одним из важнейших направлений современной транспортной политики государства должно стать внедрение прогрессивных технологий в сфере модернизации материальной базы транспортной инфраструктуры, что подтверждается возрастающими требованиями качества и безопасности пассажирских перевозок. Проблемы внедрения инновационной модели развития в сфере транспортного обслуживания населения должны быть разрешены на общегосударственном уровне с использованием всех возможных методов государственного стимулирования и обеспечения.
Подводя итоги выпускной квалификационной работы можно сделать вывод о том, что совершенствование транспортного обслуживания населения бесспорно экономически выгодно и государству и населению, но главная цель - это повышение качества жизни людей, потому что нужно всегда помнить о том, что государство для людей, а не люди для государства.
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 26 ноября 2001 г. .№ 146-ФЗ: [в ред. от 30.06.2008 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 49. - Ст. 426.
3. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года //
[Электронный ресурс]: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82617/12dbe84ab7402c41a0 6Ыее3399с090ЬЬ5932сс3//(дата обращения 15.12.2018)
4. О безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ. - URL:http://base.garant.ru// (дата обращения 15.02.2019).
5. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]:
Федеральный Закон РФ от 01.01.2001 №7-ФЗ - URL:
http://www.consultant.m/document/cons_doc_LAW_34823//(дата обращения
15.02.2019) .
6. О потребительской корзине в целом по Российской Федерации
[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.12.2017 №227-ФЗ - URL: http://www.consultant.m/document/cons_doc_LAW_34823//(дата обращения
20.03.2018).
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.10. 2003 №131-ФЗ. - URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 13.03.2018).
8. Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для
пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи. [Электронный ресурс]: Приказ Министерства
транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 1 декабря 2015 г.
№347 г. Москва - URL: https://rg.ru/2016/06/06/transport-dok.html (дата обращения 15.03.2019).
9. Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 - URL: http://www.consultant.ru/document (дата обращения
15.03.2019) .
10. Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для
пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи. [Электронный ресурс]: Приказ Министерства
транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 1 декабря 2015 г. №347 г. Москва - URL: https://rg.ru/2016/06/06/transport-dok.html (дата обращения 15.03.2019).
11. Устав автомобильного транспорта и городского наземного
электрического транспорта» (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 08.11.2007 №259-ФЗ - URL:
http://www.consultant.ru/document//(дата обращения: 6.01.2019).
12. Об утверждении Положения о государственном комитете
Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Башкортостан от 1.10.2010 №УП-585- URL: http://docs.cntd.ru/document/935121108 (дата
обращения 15.03.2019).
13. Об утверждении Положения о безналичной оплате перевозок
пассажиров и багажа общественным транспортом с использованием электронных средств платеже на территории Республики Башкортостан [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики
Башкортостан от 28.12.2017 №632 - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения
15.02.2019) .
14. Об утверждении государственной программы "Доступная среда в
Республике Башкортостан [Электронный ресурс]: Постановление
Правительства Республики Башкортостан от 31.10.2016 г. n 463 - URL: http://mintrudrb.ru/upload/docs/gp_ds_rb.pdf // (дата обращения 12.02.2019).
15. Об утверждении Методики расчета критерия доступности
транспортных услуг для населения Республики Татарстан, учитывающего его платежеспособный спрос [Электронный ресурс]: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.09.2007г. N 498 - URL:
http://kazantransport.ru/documents/14/95//(дата обращения 16.03.2019).
16. Об организации транспортного обслуживания населения в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Республики Мордовия [Электронный ресурс]: Закон Республики Мордовия №34-3 - URL: http://docs.cntd.ru/document/819002237 (дата обращения 16.03.2019)
17. Об утверждении Государственной программы «Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014-2022 годы» [Электронный ресурс]: Постановление КМ РТ от 20.12.2013 №1012 - URL: http://mindortrans.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_212508.pdf// (дата обращения
31.03.2019) .
18. О создании рабочей группы по разработке Концепции создания и
развития республиканской интеллектуальной транспортной системы [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Республики
Башкортостан от 14.01.2015 N 22-р - URL:http://base.garant.m/17774489//(дата обращения 15.02.2019).
19. Об утверждении Комплексного плана транспортного обслуживания населения в Республике Башкортостан на среднюю и долгосрочную перспективы (до 2030 года) в части пригородных пассажирских перевозок [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Республики
Башкортостан от 14.07.2016 №635-р - URL:
http://docs.cntd.ru/document/446558187// (дата обращения 19.02.2019).
20. О правилах пользования наземным городским пассажирским
транспортом общего пользования г. Казани [Электронный ресурс]: Решение Казанской городской Думы от 11.06.2009 №9-41. - URL:
http://www.consultant.ru/document (дата обращения 15.02.2019)
21. Об утверждении Комплексного плана транспортного
обслуживания населения в Республике Башкортостан на среднюю и долгосрочную перспективы (до 2030 года) в части пригородных пассажирских перевозок. [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 14.07.2016 №635-р - URL:
http://docs.cntd.ru/document/446558187 (дата обращения 19.02.2019)
22. О государственной программе Республики Марий Эл "Развитие транспортной системы и повышение безопасности дорожного движения на период до 2020 года" [Электронный ресурс]: Постановление Правительства от 30 ноября 2012 г. N 447// URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&infostr=xO7q8+zl7fIg7vLu4fDg5uDl8 vH/IO3 lIOIg7+7x6+Xk7 eXpIPDl5ODq9uj o&backlink= 1 &nd=146016017&page= 1&rdk=1#I0 // (дата обращения 4.11.2018)
23. Развитие транспортной системы и повышение безопасности
дорожного движения на 2013 - 2025 годы [Электронный ресурс]
Государственная программа Республики Марий Эл - URL: http://docs.cntd.ru/document/550211727 (дата обращения 10.03.2019)
24. Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Развитие автомобильных дорог" [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Мордовия от 4.10.2013 г. №453 - URL: http://docs.cntd.ru/document/422402053 (дата обращения 4.11.2018)
25. Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом [Электронный ресурс]: Закон Чувашской Республики от 29.12.2003 №248- URL: http://docs.cntd.ru/document/428538958 (дата обращения 5.11.2018)
26. Положение о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл (дата обращения 10.01.2019)
27. Вопросы Государственного комитета Республики Мордовия по
транспорту [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Мордовия от 25.05.2009 №237 URL:
http://www.emordovia.ru/gosudarstvennayavlastrm/ministerstvaivedomstva/gosko mtrans/funktsii-i-polnomochiya/ (дата обращения 10.01.2019)
28. Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)
[Электронный ресурс]: Федеральная целевая программа URL:
http://government.ru/docs/29443/ (дата обращения 15.01.2019)
29. Развитие транспортной системы (2018-2024 годы) [Электронный ресурс]: Государственная программа Российской Федерации URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения 15.01.2019)
30. ГОСТ Р 51004-96 Услуги транспортные. Пассажирские перевозки.
Номенклатура показателей качества [Электронный ресурс]: Постановление Государственного стандарта России от 25.12.1996 №701 URL:
http://docs.cntd.ru/document/1200010825 (дата обращения 19.02.2019)
Литература
31. Габарда Д. Новые транспортные системы в городском общественном транспорте / Д. Габарда. - М.: Транспорт, 1990. - 216 с.
32. Грановский В. А. Государственное регулирование и контроль автотранспортной деятельности : учебное пособие / В. А. Грановский, А. Н. Домбровский, Е. А. Лебедев. - Краснодар : Мир Кубани, 2008. - 360 с.
33. Задворный Ю. В. Обеспечение комплексной безопасности на транспорте // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2010. - №°4. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-kompleksnoy-bezopasnosti-na- transporte (дата обращения: 06.11.2018).
34. Конев Алексей Николаевич, Назарова Ксения Алексеевна Анализ
и оценка авиатранспортной обеспеченности Приволжского федерального округа // Вестник УлГТУ. - 2017. - №1 (77). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-otsenka-aviatransportnoy- obespechennosti-privolzhskogo-federalnogo-okruga (дата обращения:
17.04.2019) .
35. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика / В.В. Лобанов. - СПб.: Питер, 2005.
36. Лужнова Н.В. К вопросу о внедрении инноваций в сфере общественного пассажирского транспорта / Н.В. Лужнова, Н.В. Карелин // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 887-890. — URL https://moluch.ru/archive/111/27317/ (дата обращения: 07.11.2018).
37. Макаров Д. Б. Приоритетные направления развития региональной транспортной системы / Проскурин И. Ю. Макаров Д. Б. // Лесотехнический журнал. - 2014. - №3.
38. Носов А.Л. Показатели оценки качества транспортного обслуживания пассажиров / А.Л. Носов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№ 12 (декабрь). - 0,3 п. л. - URL: http://e- koncept.ru/2016/16269.htm / (дата обращения: 07.11.2018).
39. Пеньшин Н.В. Организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Технология транспортных процессов» / Н. В. Пеньшин. - Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. - 476 с
40. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Р32
Стат. сб. / Росстат. - М., 2018. -1162 с. [Электронный ресурс]:ЦКК http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/region/reg-pok18.pdf/(дата обращения
24.04.2019)
41. Сагинова О. В., Спирин И. В., Завьялова Н. Б., Сидорчук Р. Р.
Методологические аспекты управления качеством транспортного обслуживания // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2016. - Т. 7. - № 2. - С. 28-37. doi: 10.18184/2079-4665.2016.7.2.28.37
42. Сафуллин М.Р. Конкурентоспособность и перспективы экономики Республики Татарстан / М.Р. Сафуллин // Экономический вестник Республики Татарстан. - 2015. - №4. - С. 5-11.
43. Сахапов Р.Л. Основные требования к организационным аспектам при внедрении интеллектуальных транспортных систем / Р.Л. Сахапов // Вестник НЦБЖД. - 2016. - № 1 (27).
44. Сибирко И.В. Мобильность населения как социальный приоритет государственной транспортной политики и фактор повышения качества жизни населения России / И.В. Сибирко, Е.А. Степушина // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, июль 2018 г.). — СПб.: Свое издательство, 2018. — С. 5-10. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/296/14378/ (дата обращения: 06.01.2019).
45. Тарханова Н. В. Анализ показателей качества пассажирских перевозок / Н. В. Тарханова // Совершенствование организации дорожного движения и перевозка пассажиров и грузов: сб. науч. статей Междунар. науч. - практ. конф. - Минск: БИТУ, 2009. - С. 33-38.
46. Транспорт и связь Республики Башкортостан: статистический сборник. — Уфа: Госкомстат, 2000. — 88 с.
47. Шабанова Л.Б. Исследование состояния и перспектив развития транспортного комплекса в Республике Татарстан / Л.Б. Шабанова // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2016. - Т. 5. - № 1 (14). - С. 61-64.
Интернет-источники
48. Доклад "Об итогах работы транспортного комплекса за 2017 год и
перспективах развития городского пассажирского транспорта в Республике Башкортостан"// [Электронный ресурс]: URL:
https://transport.bashkortostan.ru/activity/39339// (дата обращения 06.01.2019)
49. Доклад "Транспортное обеспечение населения и перспективы развития общественного транспорта в ГО г. Уфа"// [Электронный ресурс]: URL:https://transport.bashkortostan.ru/activity/39339// (дата обращения
06.01.2019)
50. Доклад «Об итогах работы в 2017 году Г осударственного комитета
Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству по курируемой сфере деятельности»// [Электронный ресурс]: URL:
https://transport.bashkortostan.ru/documents/729056// (дата обращения
06.01.2019)
51. Доклад «Об основных итогах работы Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл» [Электронный ресурс]:ШЬ: https://docviewer.yandex.ru/view/20410444/ (дата обращения 24.04.2019)
52. Информация о «Тайном покупателе» [Электронный
ресурс]:ШЬ: http://4service-group.com/ru/about/press-about-us/2217-tajnyj-
pokupatel-vse-chto-nuzhno-ob-etom-znat37 (дата обращения 7.01.2019)
53. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]: - URL: http://www.gks.ru (дата обращения
06.01.2019) .
54. Пресс-релиз: Расширенное заседание коллегии Министерства
транспорта и дорожного хозяйства РТ «Об итогах работы транспортного комплекса Республики Татарстан за 2017 год и задачах на 2018 год» от 27.01.2018// [Электронный ресурс]:
URL: http: //mindortrans.tatarstan.ru/rus/foto .htm/photoreport/3485567. htm// (дата обращения 29.01.2019).
55. Официальный сайт Министерства транспорта и дорожного
хозяйства Республики Татарстан [Электронный ресурс]: - URL:
http://mindortrans.tatarstan.ru/(дата обращения 01.02.2019).
56. Официальный сайт Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству [Электронный ресурс]: - URL:https://transport.bashkortostan.ru/about/ (дата обращения 18.03.2019)
57. Официальный сайт Министерства транспорта и дорожного
хозяйства Чувашской Республики [Электронный ресурс]:Ц^:
http: //www.mintrans .cap.ru/news/2013/09/06/avtotransportnie-predpriyatiya- udmurtii-perevodyat-av (дата обращения 24.04.2019)
58. Официальный сайт Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики [Электронный ресурс]: URL: http://info.cap.ru (дата обращения
3.05.2019)
59. Статистический сборник "Республика Башкортостан в цифрах"
[Электронный ресурс]: - URL:
http://istmat.info/files/uploads/53872/respublika_bashkortostan_v_cifrah_v_2015_ godu.pdf (дата обращения 25.02.2019).
60. Официальный сайт Главы Республики Башкортостан
[Электронный ресурс]: - URL:
https: //glavarb .ru/rus/obrascheniva/obzorobrascheniiv/120924.html (дата
обращения 03.05.2019)
61. Лекции по пассажирским перевозкам [Электронный ресурс]: http://mirznanii.com/a7225481 -21/lektsii-po-passazhirskim-perevozkam-21 (дата обращения 30.04.2019)
62. Отчет о деятельности Минтранса Чувашии за 2018 год
[Электронный ресурс]:ШЬ: http://mintrans.cap.ru/news/dokladi-i-
prezentacii/2019-god/20190425-otchet-o-deyateljnosti-mintransa-chuvashi (дата обращения 24.04.2019)