Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психология учебной деятельности (Психология профессионального образования (Вариант 25), Пензенский государственный технологический университет)

Работа №42562

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы32
Год сдачи2019
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
225
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит чисто теоретический характер.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации учения учащихся в психологии 7
1.1 Исследование мотивации учения учащихся в психологии 7
1.2 Психологические особенности подросткового возраста 12
Глава 2. Основы изучения особенностей учебной деятельности подростков 22
2.1. Особенности учебной деятельности учащихся подросткового возраста 22
2.2 Психолого-педагогические рекомендации по организации учебной деятельности детей подросткового возраста 25
Заключение 28
Список использованных источников 30

Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в обществе, переоценку требований к нему как к профессиональному, конкурентноспособному работнику. Становится необходимым формирование компетентного человека, способного самостоятельно, творчески участвовать в процессах, происходящих в обществе, адаптироваться к изменяющимся условиям. В частности, на первый план выходит необходимость формировать такие качества, как способность принимать самостоятельные решения, умение анализировать ситуацию, творческий подход к решению различных задач. Таким образом, необходимым требованием сегодняшнего времени является направленность школы на максимальное развитие умственного потенциала ее выпускников, на формирование навыков учебной деятельности.
По мнению ученых (Н.Д.Никандров, В.В.Краевский, В.И.Загвязинский и др.[17, 21, 8]), происходит серьезное изменение целей образования, следовательно, и критериев его эффективности. Не качество знаний и, тем более, не объем усвоенных знаний, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к активному участию в прогрессе общества становятся ведущей целью образования.
На передний план, помимо усвоения определенной базы знаний, выдвигается задача целенаправленного формирования интеллектуальных умений, от владения которыми зависит эффективность решения проблемы усвоения новых знаний и их использования в процессе активной преобразовательной деятельности. К числу таковых мы относим умения классифицировать, систематизировать, абстрагировать, обобщать материал с последующей формулировкой выводов, выявлять закономерности. Мы считаем, что владение этими интеллектуальными умениями является гностической основой формирования интеллектуальной компетентности человека.
Теоретическим аспектом проблемы становления учебной деятельности в многообразии ее структурных компонентов у школьников разного возраста занимались ученые Л. С. Выготский, Е. Н. Кабанова-Меллер, В. А. Крутецкий, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, Ж. Пиаже,
С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др. Возможностям учебной деятельности по формированию умений посвятили свои дидактические разработки такие ученые, как Ю.К.Бабанский, БЛ.Вульфсон, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, А.В.Усова, И.Т.Огородников и др.
Внеурочной учебной деятельности посвящены работы таких ученых, как Т.Н.Калечиц, З.А.Кейлина, В.О.Кутьев, В.Н.Сериков и др.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что дано достаточно полное обоснование проблемы формирования учебной деятельности, как особого вида деятельности человека. Однако на современном этапе в связи с изменением социокультурной ситуации в обществе и в экономике, а также в сфере образования в частности, изменяется и отношение старших школьников к учебной деятельности.
Актуальность данной проблемы, ее недостаточная разработанность в теоретическом и экспериментальном планах на современном этапе развития цикла психолого-педагогических наук определяют тему исследования: «Психология учебной деятельности старшего школьника».
Цель исследования: изучить особенности учебной деятельности учащихся подросткового возраста.
Объект исследования: учебная деятельность.
Предмет исследования: психология учебной деятельности старших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить сущность учебой деятельности как объекта исследования.
3. Выявить возрастные особенности учащихся подросткового возраста.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Чрезвычайно высокие темпы развития различных сфер жизни современного общества ставят перед системой образования новые проблемы, которые во многом связаны с умением субъектов деятельности осваивать новые стороны общественной жизни. Рост объема актуальной информации, быстрое старение знаний требуют постоянного наращивания содержания образования, постоянного обучения. Важным аспектом социализации старшего школьника является освоение механизмов учебной деятельности, ее методов и приемов.
Анализ литературы по проблеме учебной деятельности показал, что учебная деятельность – это проявляемая обучаемыми мотивированная активность при достижении целей учения. В семантическую область понятия «учебная деятельность» включены понятия «научение», «учение», «обучение», «познавательная (гностическая) деятельность».Схожесть понятий не означает их синонимичности. Требуется более глубокое исследование по дифференциации этих понятий, векторы которого намечены в данной курсовой работе.
Обучение в средних классах осуществляется в соответствии с тем или иным профилем. Учебная деятельность приобретает черты избирательности, осознанности, ответственности за ее процесс и результаты. Обучение в школе дополняется образованием во внешкольных образовательных учреждениях и самообразовании.
Подростковый возраст относится к одним из самых сложных детских возрастных периодов, который представляет собой период становления личности. Подростковый возраст является ответственным периодом, поскольку именно в данном возрасте закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Черты характера и основные формы межличностного поведения становятся более стабильными. Главными мотивационными линиями являются самовыражение, самопознание, самоутверждение.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условия, которые оказывают значительное влияние на личностное развитие ребенка.
В подростковом возрасте продолжается развитие теоретического рефлексивного мышления. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления. Подросток приобретает взрослую логику мышления. Претерпевает изменения такие психические функции как восприятие и память. Активно осваиваются мнемонические приемы. Импульс к творчеству дает сближение воображения с теоретическим мышлением.
Для подростка становится наиболее важном потребностью самостоятельность и общение со сверстниками. Ведущим видом деятельности в данный возрастной период является интимно – личностное общение.
Таким образом, на основе вышесказанного, можно сделать вывод о том, что подростковый возраст является одним из самых сложных возрастных периодов. Он характеризуется эмоциональной неустойчивостью, повышенной возбудимостью, отсутствием контролируют собственного поведения, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности. Особенности подросткового периода, так же как его продолжительность, определяется социальными институтами, с помощью которых общество обеспечивает переход от детского состояния к взрослому.



1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. / В. Г. Асеев – Москва: Мысль, 2012. – 158 с.
2. Божович, Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. Москва, 2013. – С.7-44.
3. Власова, О. И. Психология социальных способностей: структура, динамика: Монография. / О. И. Власова – Киев: Полиграфный центр «Киевский университет», 2015. – 308 с.
4. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии /
Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Союз, 2016. – 224 с.
5. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2015. – 1008 с.
6. Выготский, Л. C. Психология развития человека / Л. С. Выготский – Москва: Смысл, Эксмо, – 2015. – 1136.C.
7. Драгунова, Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Психология подростка: Хрестоматия/ Ред.-сост. Ю. И. Фролов. – Москва, 2017. – 526 с.
8. Клейберг, Ю. А. Социальная психология девиантного поведени: учебное пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. – Москва : Сфера, 2014. – 192 с.
9. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности: монография / В. И. Ковалев. – Москва : Наука, 2018. – 232 с.
10. Кондратьев, М. Ю., Кондратьев, Ю. М. Психология отношений межличностной значимости. – Москва : ПЕР СЭ, 2016. – 272 с.
11. Лидерс, А. Г., Хенниг, В. Мотивы учения у школьников // Вопросы психологии. – 2012. – № 1. – С.161-162.
12. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова. – Москва : Педагогика, 2013. – 64 с.
13. Маркова, А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 2012. – № 5. – С.47-59.
14. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество :Учебник для студентов вузов. - 4-е издание, стереотип / В. С. Мухина.–Москва :Издательский центр «Академия», 2012. – 456 с.
15. Психология современного подростка / Под ред. Регуш, JI. A., Санкт-Петербург : «Речь», 2015. – 400 с.
16. Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб, 2016. – 512 с.
17. Рубинштейн, С. Л.Основы общей психологии – Санкт-Петербург : Издательство «Питер», 2012 – 712 с.
18. Терехина, Н. В. Ведущая деятельность подростков с точки зрения основных задач развития // Психологическая наука и образование. – 2014. – №5.
19. Юркевич, В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников // Вопросы психологии. 2015. № 2. С.83-92.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ