Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛИМОДАЛЬНОЕ Я: ЭТНИЧЕСКИЙ И КРОССКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ (НА МАТЕРИАЛЕ УДМУРТСКИХ И РУССКИХ СТУДЕНТОВ)(19. 00. 01)

Работа №4256

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы191стр.
Год сдачи2004
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1097
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5 ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА Я: ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ЭТНИЧЕСКИЕ И КРОССКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ 12
1.1. Проблема Я в психологии 12
1.1.1. Значения Я 13
1.1.2. Интеграция против дезинтеграции 24
1.1.3. Многоаспектность против унитарности 28
1.2. Полимодальный подход к Я-концепции с позиций концепции метаиндивидуального мира 35
1.2.1. Метаиндивидуальный мир 3 5
1.2.2. Полимодальное Я 40
1.3. Я-концепция в этническом и кросскультурном аспектах 44
1.3.1. Этнический подход к Я-концепции 4 5
1.3.2. Кросскультурный подход к Я-концепции 55
1.4. Проблема, цель и задачи, объект и предмет исследования 61
1.4.1. Проблема 61
1.4.2. Цель и задачи исследования 64
1.4.3. Объект и предмет исследования 64
1.5. Предпосылки и исследовательские гипотезы 65
1.5.1. Конструкт этнического Я 65
1.5.2. Круговая структура этнического Я 66
1.5.3. Этническое Я как фактор изменения полимодального Я и аффилиативных мотивов 69
1.5.4. Кросскультурные различия как фактор изменения поли-модального Я и аффилиативных мотивов 71
1.5.5. Интегративный подход 76
1.5.6. Исследовательские гипотезы 76

3
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 80
2.1. Общая схема исследования 80
2.2. Участницы 81
2.3. Вопросники 81
2.3.1. Пермский вопросник Я 81
2.3.2. Пермский вопросник этнического Я 82
2.3.3. Вопросники мотивов аффилиации 84
2.4. Процедура, исследовательский дизайн, анализ данных 86
2.4.1. Процедура 86
2.4.2. Исследовательский дизайн 86
2.4.3. Анализ данных 87
ГЛАВА III. УДМУРТСКИЕ И РУССКИЕ СТУДЕНТКИ: ЭТНИЧЕСКИЕ И КРОССКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 92
3.1. Структура этнического Я 93
3.1.1. Биполярные категории этнического Я 93
3.1.2. Круговая структура этнического Я 96
3.1.3. Промежуточные выводы 100
3.2. Эффекты этнического Я 100
3.2.1. Полимодальное Я 100
3.2.2. Межличностные аффилиативные мотивы 103
3.2.3. Этноаффилиативные мотивы 111
3.2.4. Промежуточные выводы 116
3.3. Удмуртские и русские студентки: кросскультурные различия 116
3.3.1. Полимодальное Я 116
3.3.2. Межличностные аффилиативные мотивы 119
3.3.3. Промежуточные выводы 122
3.4. Этнические и кросскультурные взаимодействия 122
3.4.1. Полимодальное Я 122
3.4.2. Межличностные аффилиативные мотивы 127

4
3.4.3. Промежуточные выводы 130
3.5. Этнокросскультурная интегративная модель Я-концепции 130
3.5.1. Состав гипотетических моделей 131
3.5.2. Пригодность гипотетических моделей 132
3.5.3. Эмпирические модели: состав и каузально-подобные пути 133
3.5.4. Промежуточные выводы 135
ОБСУЖДЕНИЕ 136
ВЫВОДЫ 153
ЛИТЕРАТУРА 155
ПРИЛОЖЕНИЯ 170



Проблема Я-концепции является одной из центральных в общей психологии и психологии личности. Несмотря на огромный поток работ, понимание Я-концепции - ее природы, строения, функций, социальных и культурных аспектов, особенностей проявления в различных сферах жизнедеятельности человека и в его отношениях с другими людьми - нуждается в дальнейшем изучении и осмыслении. Недостаточно разработанными являются также представления об этнических и кросскультурных аспектах Я-концепции. Эта проблема имеет большое теоретическое значение, но также она важна для решения прикладных задач в области культуры, образования, национальной политики.
Актуальность проблемы. До сих пор этнический и кросскультурный аспекты Я-концепции изучались, как правило, разрозненно. В последнее время в этой области исследований наметились интегративные тенденции, однако они выражены достаточно слабо. Например, Хотинец (1999, 2000а, 2000б) применила интегральный подход к изучению особенностей этнического самосознания. Выскочил (2003) исследовала идентичность, интегрируя ее этнический и кросскультурный аспекты. Таких исследований весьма немного, и их предметом являются скорее смежные феномены, чем собственно Я- концепция.
Для того чтобы понять и раскрыть механизмы интеграции этнических и кросскультурных аспектов Я-концепции, необходимо саму Я-концепцию рассматривать как интегральное образование. Такая перспектива намечается с позиций концепции метаиндивидуального мира и концептуальной модели полимодального Я (Дорфман, 1993, 1997, 1998, 2002, 2004а, 2004б), а также концепции метаиндивидуального этнического мира (Хотинец, 1999, 2000а, 2000б). С этих позиций проблема Я-концепции ставилась и изучалась в

6
кросскультурном аспекте (Будалина, Хотинец 2004). Полимодальное Я изучалось в связи с особенностями личности (Дорфман, 2002; Дорфман, Быков, Гольдберг, 2000; Дорфман, Зворыгина, Калинина, 2000; Дорфман, Ковалева, 2000; Дорфман, Соболева, 2000; Дорфман, Феногентова, 2000; Дорфман, Фе- ногентова, Дзюба, 2000; Dorfman, Vartanian, Martindale, Goldberg, Bykov, & Vedrov, 2000). Однако проблема этнокросскультурных особенностей Я- концепции не ставилась и не изучалась.
В литературе имеются данные об аффилиативных мотивах как важнейшей характеристике личности, объясняющей ее привязанность к «своей» этнической группе, и как факторе кросскультурных различий (Выскочил, 2003; Вят- кин, Хотинец, 1996; Козлова, 2000; Пибоди, Шмелев, Андреева, Грамениц- кий, 1993; Пименов, 1977; Солдатова, 1998; Хотинец, 2000; Kaplan, 1961). Однако не изучались этнический и кросскультурный аспекты Я-концепции в качестве детерминант аффилиативных мотивов.
Попытка восполнить обозначенные выше пробелы в области исследований этнического и кросскультурного аспектов Я-концепции определяет актуальность настоящей работы.
Целью исследования является изучение Я-концепции человека в сфере этноса и кросскультурных различий.
Объектом исследования является Я-концепция, этнический и кросскультурный факторы как ее социальные детерминанты.
Предметом исследования является этнический и кросскультурный аспекты полимодального Я и аффилиативных мотивов студентов, представителей удмуртского и русского этносов.
Методологической и теоретической основой исследования являются системный подход (Вяткин, 2000; Мерлин, 1986), концепция метаиндивидуального мира и концептуальная модель полимодального Я (Дорфман, 1993,

7
1997, 1998, 2002, 2004а, 2004б), концепция метаиндивидуального этнического мира (Хотинец, 1999, 2000а, 2000б).
Теоретическое значение исследования выражается в том, что предпринята попытка разработать этнокросскультурную интегративную модель Я- концепции. Показано, что этническое Я и кросскультурные различия, полимодальное Я и аффилиативные мотивы являются не разрозненными, а образуют единую систему. Об интегративных тенденциях в этой системе можно судить, применяя три уровня анализа: на уровне этнического Я и кросскультурных различий, на уровне полимодального Я и аффилиативных мотивов, на уровне этнического Я и кросскультурных различий, приводящих к изменениям полимодального Я и аффилиативных мотивов.
Научная новизна работы выражается в том, что впервые разработан конструкт этнического Я и его круговая структура. Впервые обнаружено, что этническое Я и кросскультурные различия могут приводить к изменениям по- лимодального Я и аффилиативных мотивов. Разработана эмпирическая мо¬дель Я-концепции, интегрирующая ее этнический и кросскультурный аспекты.
Были поставлены четыре задачи исследования:
1. Разработать теоретический конструкт этнического Я и подвергнуть его эмпирическому тестированию.
2. Выяснить, приводит ли этническое Я к изменениям полимодального Я и аффилиативных мотивов.
3. Выяснить, существуют ли кросскультурные различия между представителями удмуртского и русского этносов по этническому Я, полимодальному Я и аффилиативным мотивам.
4. Построить эмпирическую модель Я-концепции, интегрируя ее этнический и кросскультурный аспекты.

8
Исследовательские гипотезы. На основании анализа литературы были выдвинуты несколько групп исследовательских гипотез. Гипотезы носили как общий, так и конкретный (в терминах переменных) характер. Общими были следующие гипотезы.
1. Структура этнического Я носит характер круга. Структурирование этнического Я по кругу тестировалось в двух планах: в плане определения осей круга и в плане определения последовательностей субмодальностей этнического Я по кругу.
2. Этническое Я и кросскультурный фактор (удмурты - русские) производят эффекты и взаимодействуют по переменным полимодального Я и аффилиативных мотивов.
3. Этническое Я и кросскультурный фактор интегрируются по полимодальному Я и аффилиативным мотивам (тестирование этнокросскультурной интегративной модели Я-концепции).
Метод
Участницы. В исследовании приняли участие 248 студенток: 125 студен- ток-удмурток I-III курсов факультета удмуртской филологии Удмуртского государственного университета (Ижевск) и 123 студентки-русские I-III кур¬сов факультета русской филологии Пермского государственного педагогического университета (Пермь), - девушки, возраст в диапазоне от 17 до 23 лет (M = 18.54, SD = 1.18). Национальность участниц определялась по самоотчетам.
Вопросники. Полимодальное Я и его переменные измерялись Пермским во-просником Я (Дорфман, Рябикова, Гольдберг, Быков, Ведров, 2000), этническое Я и его переменные - Пермским вопросником этнического Я (Рябикова,
2002) . Межличностные аффилиативные мотивы и их переменные измерялись вопросником мотивов аффилиации Мехрабиана в модификации Магомед-Эминова (1988), этнические аффилиативные мотивы и их переменные - вопросником этнической аффилиации (Солдатова, 1998).
Вопросники предъявлялись участницам исследования в случайном порядке в ходе групповых сессий.
Исследовательский дизайн и анализ данных. Использовались корреляционный и ex post facto дизайны. Корреляционный дизайн использовался при тестировании круговой структуры этнического Я и этнокросскультурной интегративной модели Я-концепции, ех post facto дизайн - при изучении эффектов и взаимодействий этнического Я и кросскультурного фактора по переменным полимодального Я и аффилиативных мотивов.
Эксплораторный факторный анализ использовался для определения конструктной валидности Пермского вопросника этнического Я, конфирматорный факторный анализ - для тестирования структуры этнического Я по кругу. Дисперсионный анализ ANOVA использовался для тестирования гипотез об эффектах и взаимодействиях этнического Я и кросскультурного фактора по переменным полимодального Я и аффилиативных мотивов. Структурные линейные уравнения использовались для построения этнокросскультурной интегративной модели Я-концепции, включая определение каузальноподобных путей от фактора «Этническое Я» и кросскультурного фактора к переменным полимодального Я и аффилиативных мотивов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Полученные результаты позволили сформулировать следующие основные выводы.
1. Разработан конструкт этнического Я. В нем выделяются 4 субмодальности Я: Авторское, Воплощенное, Превращенное, Вторящее. В разных сочетаниях в парах субмодальности Я образуют 2 системы, 2 модальности, 2 диспозиции.
2. Этническое Я структурируется по кругу. Его оси образуют субмодальности Я-Превращенное и Я-Вторящее (система «Этнос») и субмодальности Я-Авторское и Я-Воплощенное (система «Я»). Субмодальности этнического Я образуют круг в следующей последовательности: Я-Авторское - Я- Превращенное - Я-Воплощенное - Я-Вторящее.
3. Этническое Я может приводить к изменениям полимодального Я и аффилиативных мотивов. Субмодальности Я-Авторское и Я-Превращенное в этническом Я могут служить факторами изменений в полимодальном Я. Субмодальности Я-Авторское и Я-Воплощенное в этническом Я могут служить факторами изменений в аффилиативных межличностных мотивах
- росту страха отвержения и снижению стремления к принятию. Этническое Я может служить также фактором, способствующим росту этноаффилиативного мотива слияния с этносом.
4. Кросскультурный фактор (удмуртские и русские студентки) может приводить к различиям по полимодальному Я и аффилиативным межличностным мотивам. Я-Вторящее в полимодальном Я и страх отвержения как аффилиативный межличностный мотив выражены в большей степени у удмурток, чем у русских. Я-Авторское, Я-Воплощенное и Я-Превращенное в полимодальном Я, а также стремление к принятию как аффилиативный межличностный мотив, напротив, выражены в большей степени у русских, чем у удмурток.




Агеева Р. А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы Словарь-справочник. - М.: Академия, 2000. - С. 263-271, 332-337.
Адамопулос Д., Лоннер У. Д. Культура и психология на распутье: истори¬ческая перспектива и теоретический анализ // Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. - СПб.: Питер, 2003. - 718 с.
Айварова Н. Г. Этнопсихологические особенности самоотношения подро¬стков в условиях семейного воспитания (на примере марийского этноса): Ав- тореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2001. - 22 с.
Александренков Э. Г. «Этническое самосознание» или «этническая иден-тичность» // Этнографическое обозрение, 1996. - № 3. - С. 13-22.
Алексеев В. П., Бромлей Ю. В. Переселение народов и формирование но¬вых этнических общностей // Советская этнография, 1968. - № 2. - С. 35-45.
Андреев А. Очерки русской этнопсихологии. - СПб.: Тропа Троянова, 2000. - 249 с.
Арутюнян Ю. В. Социально-культурное развитие и национальное само¬сознание // Социологические исследования, 1990. - № 7. - С. 42-49.
Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 271 с.
Бердяев Н. А. Судьба России: Опыты по психологии войны и националь¬ности. - М.: Мысль, 1990. - 205 с.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 423
с.
Бороздина Л. В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки (Место в структуре самосознания, возрастная динамика, соотношение с уровнем притязаний, влияние на продуктивность деятельности): Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1999. - 413 л.
Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. - М.: Наука, 1973. - 272 с.
Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983. - 412 с.
Будалина Е. Е., Хотинец В. Ю. К вопросу об эффекте влияния длительного нахождения в новой культуре на полимодальное Я // Вестник Пермского го-сударственного педагогического университета. Серия 1. Психология, 2004. - № 1-2. - С. 82-89.
Владыкин В. Е. Здравствуйте! Мы - удмурты: Историко-этнографический очерк. - Ижевск: Б.И., 1998. - 64 с.
Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С. История этнографии удмуртов: Крат¬кий историографический очерк. - Ижевск: Удмуртия, 1984. - 142 с.

156
Выготский Л. С. Мышление и речь: Психологические исследования. - М.: Лабиринт, 1996. - 414 с.
Выскочил А. А. Кросс-культурное исследование взаимосвязи этнической идентичности и этнической толерантности в северо-западной части Башки¬рии // Психологические исследования этнической толерантности / Под ред. Е. И. Маркиной. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2003. - С. 88-148.
Вяткин Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности чело¬века. - М.: Изд-во Пермского государственного педагогического университе¬та, 2000. - 177 с.
Вяткин Б. А., Хотинец В. Ю. Этническое самосознание как фактор разви¬тия индивидуальности // Психологический журнал, 1996. - Т. 17, № 5. - С. 69-75.
Гаджиев А. Х. Проблемы марксистской этнической психологии. - Ростов- на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1982. - С. 114-115.
Гаюрова Ю. А. Исследование факторов толерантного взаимодействия в полиэтническом регионе (на примере русских, татар и чувашей г. Самары и Самарской области) // Психологические исследования этнической толерант¬ности / Под ред. Е. И. Маркиной. - Екатеринбург: Изд-во Уральского уни¬верситета, 2003. - С. 31-87.
Гегель Г. В. Ф. Сочинения. В 14 т. - Т. 3. - М.: Госполитиздат, Соцэкгиз, 1956. - 371 с.
Гумилев Л. Н. Сочинения. Этногенез и биосфера Земли / Сост. Н. В. Гуми¬лева. - М.: «Танаис»; ДИ-ДИК, 1994. - 637 с.
Данзанова Э. Ц. Содержание актуального этнопсихологического статуса личности (на материале бурятского этноса): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997. - 24 с.
Декарт Р. Избранные произведения. - М.: Госполитиздат, 1950. - 712 с.
Джемс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991. - 367 с.
Дорфман Л. Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретиче¬ские проблемы. - М.: Смысл, 1993. - 456 с.
Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве: Теоретические подходы и эмпириче¬ские исследования. - М.: Смысл, 1997. - 424 с.
Дорфман Л. Я. Экзистенциальное Я: теоретико-эмпирическая модель для решения экзистенциальных проблем // Психологическое обозрение, 1998. - № 2. - С. 2-14.

157
Дорфман Л. Я. Провинциальная ментальность: проект теоретико¬эмпирического исследования // Провинция: процесс международной инте¬грации в XXI веке: Материалы международной научно-практической конфе¬ренции / Отв. ред. В. С. Сизов. - Киров: ВСЭИ, 2001. - С. 13-28.
Дорфман Л. Дивергенция и конструкт Я // Личность, креативность, искус¬ство / Отв. ред. Е. А. Малянов, Н. Н. Захаров, Е. М. Березина, Л. Я. Дорфман,
B. М. Петров, К. Мартиндейл. - Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, Прикамский социальный институт, 2002а. - С. 141¬184.
Дорфман Л. Современные исследования многоаспектности Я // Личность, креативность, искусство / Отв. ред. Е. А. Малянов, Н. Н. Захаров, Е. М. Бере¬зина, Л. Я. Дорфман, В. М. Петров, К. Мартиндейл. - Пермь: Пермский госу¬дарственный институт искусства и культуры, Прикамский социальный ин¬ститут, 2002б. - С. 122-140.
Дорфман Л. Я. Эмпирическая психология: исторические и философские предпосылки. - М.: Смысл, 2003. - 107 с.
Дорфман Л. Я. Полимодальное Я: эмпирическая верификация концепту¬альной модели // Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / Под ред. Л. Я. Дорфмана. - М.: Смысл, 2004а. (В печати).
Дорфман Л. Я. Я-концепция: дифференциация и интеграция // Интеграль¬ная индивидуальность, Я-концепция, личность / Под ред. Л. Я. Дорфмана. - М.: Смысл, 2004б. (В печати).
Дорфман Л. Я., Быков А. Н., Гольдберг И. М. Многомерные модели Я и личности: эмпирические соотношения // Пасхи, 2000. - № 1. - С. 110-123.
Дорфман Л. Я., Гасимова В. А. Метаиндивидуальный мир и креативное мышление: интеллект как медиатор // Метаиндивидуальный мир и полимо- дальное Я: креативность, искусство, этнос / Отв. ред. Л. Я. Дорфман, Е. М. Березина. - Пермь: Пермский государственный институт искусства и культу¬ры, 2004. - С. 40-50.
Дорфман Л. Я., Зворыгина А. И., Калинина Н. В. Эффекты полимодально- го Я на типы межличностных отношений // Творчество в образовании, куль¬туре, искусстве / Ред. колл. Е. А. Малянов, Л. А. Шипицина, Л. Я. Дорфман,
C. И. Корниенко, К. Мартиндейл. - Пермь: Пермский государственный ин¬ститут искусства и культуры, 2000. - С. 146-149.
Дорфман Л. Я., Ковалева Г. В. Многомерная модель Я и многофакторная модель личности // Творчество в образовании, культуре, искусстве / Ред. колл. Е. А. Малянов, Л. А. Шипицина, Л. Я. Дорфман, С. И. Корниенко, К. Мартиндейл. - Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2000. - С. 141-143.
Дорфман Л. Я., Ляхова Н. А. Области метаиндивидуального мира и креа¬тивное мышление // Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креатив¬

158
ность, искусство, этнос / Под ред. Л. Я. Дорфмана, Е. А. Малянова, Е. М. Бе¬резиной. - Пермь: Пермский государственный институт искусства и культу¬ры, 2004. - С. 9-18.
Дорфман Л. Я., Огородникова А. В. Области метаиндивидуального мира и креативная личность // Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креа-тивность, искусство, этнос / Под ред. Л. Я. Дорфмана, Е. А. Малянова, Е. М. Березиной. - Пермь: Пермский государственный институт искусства и куль¬туры, 2004. - С. 19-29.
Дорфман Л. Я., Рябикова М. В., Гольдберг И. М., Быков А. Н., Ведров А. А. Новая версия Пермского вопросника Я // Творчество в образовании, куль¬туре, искусстве / Ред. колл. Е. А. Малянов, Л. А. Шипицина, Л. Я. Дорфман, С. И. Корниенко, К. Мартиндейл. - Пермь: Пермский государственный ин¬ститут искусства и культуры, 2000. - С. 179-183.
Дорфман Л. Я., Соболева Н. В. Полимодальность Я и грани самоактуали¬зации // Практическая психология ‘2000 / Отв. ред. С. А. Минюрова. - Екате¬ринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2000. - Т.
3. - С. 22-27.
Дорфман Л. Я., Феногентова О. П. Эффекты полимодального Я и пола на мотивы аффилиации // XV Мерлинские чтения / Науч. ред. Б. А. Вяткин, М. Р. Щукин. - Пермь, 2000. - С. 70-72.
Дорфман Л. Я., Феногентова О. П., Дзюба А. В. Полимодальное Я и локус контроля // XV Мерлинские чтения / Науч. ред. Б. А. Вяткин, М. Р. Щукин. - Пермь, 2000. - С. 72-73.
Дробижева Л. М. Национальное самосознание: база формирования и соци¬ально-культурные стимулы развития // Советская этнография, 1985. - № 5. - С. 3-16.
Дробижева Л. М., Аклаев А. Р., Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Демокра¬тизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. - М.: Мысль, 1996. - 382 с.
Дубровский Д. И. Проблема идеального. - М.: Мысль, 1983. - 228 с.
Душанбаева С. С. Взаимосвязь самоопределения личности и ее этнической идентичности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Пермь, 2003. - 22 с.
Журавлев И. В., Тхостов А. Ш. Субъективность как граница: топологиче¬ская и генетическая модели // Психологический журнал, 2003. - Т. 24, № 3. - С. 5-12.
Ковалевский П. И. Психология русской нации (Петербург, 1915) // Этноп-сихологические сюжеты (Из отечественного наследия) / Под ред. М. В. Иор¬дана, В. М. Семенова. - М.: Институт философии РАН, 1992. - С. 142-171.
Козлов В. И. О понятии этнической общности // Советская этнография, 1967. - № 2. - С. 109-111.

159
Козлов В. И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории эт¬носа // Советская этнография, 1974. - № 2. - С. 79-92.
Козлова М. Развитие национального самосознания у современных русских студентов // Журнал прикладной психологии, 2000. - № 4. - С. 54-59.
Козлова М. Влияние этнического фактора на становление психосоциаль¬ной идентичности // Журнал прикладной психологии, 2001. - № 3. - С. 32-36.
Коротеева В. В. Этнические символы и символическая природа этнично- сти: концепции Дж. Армстронга, Э. Смита и Э. Хобсбаума // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества / Под ред. А. В. Тишкова. - М.: ИЭА РАН, 1994. - С. 37-55.
Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Коги- то-Центр, 1997. - 432 с.
Крюков М. В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза // Расы и народы, 1976. - Вып. 6. - С. 42-63.
Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психологический журнал, 1982. - Т. 3, № 3. - С. 3-14.
Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода: (Окончание) // Психологический журнал, 1982. - Т. 3, №
4. - С. 3-13.
Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросскультурную психологию: Учебное пособие. - М.: Ключ-С, 1999. - 224 с.
Лебедева Н. М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психоло-гический журнал, 2000. - Т. 21, № 3. - С. 73-87.
Левкович В. П., Кузмицкайте Л. Д. Формирование этнического сознания подростка в семье // Психологический журнал, 1992. - Т. 13, № 6. - С. 35-42.
Левкович В. П., Панкова Н. Г. Социально-психологический подход к структуре этнического самосознания // Психологический журнал, 1983. - Т.
4, № 4. - С. 64-75.
Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. - М.: Смысл, 1993. - 43 с.
Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии, 1975. - № 2. - С. 31-45.
Лурия А. Р. Этапы пройденного пути: Научная автобиография. - М.: Изд- во МГУ, 1982. - С. 47-69.
Мавродин В. В. Образование древнерусского государства. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1945. - С. 396.
Мавродин В. В. К вопросу о складывании великорусской народности и русской нации // Советская этнография, 1947. - № 4. - С. 85-86.
Магомед-Эминов М. Ш. Тест-опросник для измерения мотивации аффиля-

160
ции. Модификация теста-опросника А. Мехрабиана // Практикум по психо-диагностике: Психодиагностические материалы / Ред. колл. А. А. Бодалев, И. М. Карлинская, С. Р. Пантилеев, В. В. Столин. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - С. 94-98.
Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики - СПб.: Евразия, 1997.
- 430 с.
Медведев В. М. Самосознание личности. - Самара: Самарская академия культуры и искусств, 2001. - 258 с.
Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии // Проблемы экс-периментальной психологии личности / Под ред. В. С. Мерлина. - Пермь, 1970. - С. 7-212.
Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - 254 с.
Мерлин В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу «Основы психологии личности» / Науч. ред. Б. А. Вяткин. - Пермь: Пермский государственный педагогический институт, 1990. - 110 с.
Мухина В. С. Современное самосознание народностей севера // Психоло-гический журнал, 1988. - Т. 9, № 4. - С. 44-53.
Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности: (Формы, механизмы и стратегии). - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. - 262 с.
Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. - М.: Большая рос¬сийская энциклопедия, 1994. - 479 с.
Никольский В. Н. О русском национальном самосознании (Очерк. Санкт- Петербург, 1907) // Этнопсихологические сюжеты (Из отечественного насле¬дия) / Под ред. М. В. Иордана, В. М. Семенова. - М.: Институт философии РАН, 1992. - С. 97-117.
Овсянико-Куликовский Д. Н. Психология национальности // Этнопсихоло-гические сюжеты (Из отечественного наследия) / Под ред. М. В. Иордана, В. М. Семенова. - М.: Институт философии РАН, 1992. - С. 172-195.
Павленко В. Н., Кряж И. В., Барретт М. Этнические и национальные иден-тификации и представления у украинских детей и подростков // Психологи¬ческий журнал, 2002. - Т. 23, № 5. - С. 60-72.
Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная категория. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 108 с.

161
Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Академический про¬ект, 2000. - 879 с.
Петровский А. В. Очерк теории свободной причинности // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психо¬логии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. - М.: Смысл, 1997. - С. 124-144.
Пибоди Д., Шмелев А. Г., Андреева М. К., Граменицкий А. Е. Психосе-мантический анализ стереотипов русского характера: Кросскультурный ас¬пект // Вопросы психологии, 1993. - № 3. - С. 101-109.
Пименов В. В., Христолюбова Л. С. Удмурты. Этносоциологические очер¬ки. - Ижевск: Удмуртия, 1976. - 78 с.
Пименов В. В. Удмурты. Опыт компонентного анализа этноса. - Л.: Наука, 1977. - 262 с.
Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор / Общ. ред. А. Ф. Лосе¬ва. - М.: Мысль, 1999. - 864 с.
Пономарев Я. А. Методологическое введение в психологию. - М.: Наука, 1983. - 205 с.
Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
Ратанова Т. А., Шогенов А. А. Психологические особенности этнического самосознания горских евреев и осетин (на материале диаспор Кабардино- Балкарии) // Психологический журнал, 2001. - Т. 22, № 3. - С. 37-48.
Русские / Под ред. В. А. Александрова, И. В. Власова, Н. С. Полищука. - М.: Наука, 1997. - 829 с.
Рябикова М. В. Пермский вопросник этнического Я: надежность и валид¬ность // 85 лет высшему профессиональному образованию на Урале / Отв. ред. Е. М. Березина. - Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2002. - С. 112-117.
Сабельникова Н. В. Развитие структурно-функциональных компонентов самооценки в переходный период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2000. - 245 л.
Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси: Мецниереба, 1989. - 204 с.
Сикевич З. В. Национальное самосознание русских. - М.: Механик, 1996. - 204 с.
Снежкова И. А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества (по материалам Киевской и Закарпатской областей) // Советская этнография, 1982. - № 1. - С. 80-88.

162
Солдатова Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура этниче¬ского самосознания // Познание и общение / Отв. редактор Б. Ф. Ломов. - М.: Наука, 1988. - С. 111-125.
Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998. - 389 с.
Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972. - 303 с.
Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, «Ака-демический проект», 1999. - 320 с.
Столин В. В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 286 с.
Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. - М.: Ин-формационно-издательское агентство «Русский Мир», 1997. - 531 с.
Токарев С. А. Проблема типов этнических общностей (к методологиче¬ским проблемам этнографии) // Вопросы философии, 1964. - № 11. - С. 41¬53.
Тхостов А. Ш. Топология субъекта (опыт феноменологического исследо¬вания) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1994.
- № 2. - С. 3-13.
Тхостов А. Ш. Топология субъекта (опыт феноменологического исследо¬вания): (Окончание) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психо¬логия. - 1994. - № 3. - С. 3-12.
Тюхтин В. С. Отражение, системы, кибернетика. - М.: Наука, 1972. - 256 с.
Тюхтин В. С. Актуальные вопросы разработки общей теории систем // Система. Симметрия. Гармония / Под ред. В. С. Тюхтина, Ю. А. Урманцева.
- М.: Мысль, 1988. - С. 10-38.
Уваров А. Г. Русское национальное самосознание: современный взгляд. - М.: ИТРК, 2000. - 200 с.
Украинцев Б. С. Самоуправляемые системы и причинность. - М.: Мысль, 1972. - 254 с.
Урманцев Ю. А. Общая теория систем: состояние, приложения и перспек¬тивы развития // Система. Симметрия. Гармония / Под ред. В. С. Тюхтина, Ю. А. Урманцева. - М.: Мысль, 1988. - С. 38-130.
Фихте И. Г. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение - М.: АСТ; Минск: Харвест, 2000. - 873 с.
Хотинец В. Ю. Роль этнического самосознания в развитии интегральной индивидуальности // Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия 1. Психология. - 1995. - № 1. - С. 32-44.
Хотинец В. Ю. Этническое самосознание и его роль в развитии индивиду-альности человека: Учебное пособие. - Ижевск: Изд-во УдГУ, 1996. - 74 с.

163
Хотинец В. Ю. Исследование различных форм выражения этнического са-мосознания у студентов-удмуртов // Психологический журнал, 1997. - Т. 18, № 4. - С. 36-42.
Хотинец В. Ю. Формирование этнического самосознания студентов в про¬цессе обучения в вузе // Вопросы психологии, 1998. - № 3. - С. 31-43.
Хотинец В. Ю. Зависимость развития интегральной индивидуальности от особенностей этнического самосознания // Психологический журнал, 1999. - Т. 20, № 1. - С. 114-119.
Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. - СПб.: Алетейя, 2000а. - 240 с.
Хотинец В. Ю. Этничность в интегральном исследовании индивидуально¬сти человека (Методология, теория, эмпирика и педагогическая практика. На материале исследования коренных народов Западного Урала): Дис. ... д-ра психол. наук. - Пермь, 2000б. - 412 л.
Хотинец В. Ю. Психологические характеристики этнокультурного разви¬тия человека // Вопросы психологии, 2001. - № 5. - С. 60-73.
Хотинец В. Ю. Природа этнотипичных стилевых характеристик поведения человека // Современная психология: состояние и перспективы: Тезисы док¬ладов на юбилейной научной конференции ИПРАН / Отв. ред. А. В. Бруш- линский, А. Л. Журавлев. - М.: Изд-во ИПРАН., 2002. - С. 260-262.
Хотинец В. Ю. Индивидуально-психологический фактор становления эт¬нической толерантности // Психологические исследования этнической толе¬рантности / Под ред. Е. И. Маркиной. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2003. - С. 200-224.
Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. - М.: АН СССР, Институт психологии, 1977 - 144 с.
Шибутани Т. Социальная психология. - М.: Прогресс, 1969. - 535 с.
Шильштейн Е. С. Уровневая организация системы «Я» // Вестник Москов¬ского университета. Серия 14. Психология, 1999. - № 2. - С. 34-45.
Шкляев Г. К. Некоторые черты этнической психологии удмуртов // Удмур¬ты. Историко-этнографические очерки / Под ред. В. В. Пименова. - Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1993. - С. 370-383.
Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. - СПб.: П. Э. Т.; Алетейя, 1996. - 154 с.
Щебетенко С. А. Я-концепция, эмпатия читательниц и близость сказочных персонажей // Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / Под ред. Л. Я. Дорфмана. - М.: Смысл, 2004. - С. 248-278.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.
Эткинд А. М. От свойств к взаимодействиям: Становление системной ори¬

164
ентации в психологии личности // Системные исследования: Методологиче¬ские проблемы: Ежегодник, 1982. - М.: Наука, 1982. - С. 284-300.
Эткинд А. М. Описание субъективной реальности как задача исследования индивидуальности // Психологические проблемы индивидуальности / Ред. кол.: Б. Ф. Ломов и др. - М.: Общество психологов; Л.: ЛГУ, 1984. - Вып. 2. -
C. 44-50.
Эшби У. Р. Общая теория систем как новая научная дисциплина // Иссле¬дования по общей теории систем / Ред. В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. - М.: Прогресс, 1969. - С. 125-142.
Юм Д. Сочинения. В 2 т. - Т. 1. - М.: Мысль, 1965. - 847 с.
Allport, G. W. (1961). Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rinehart and Winston.
Banaji, M. R., & Prentice, D. A. (1994). The self in social contexts. Annual Re¬view of Psychology, 45, 297-332.
Bargh, J. A., & Chartrand, T. L. (1999). The unbearable automaticity of being.
American Psychologist, 54. 462-479.
Barth, F. (1994). Enduring and emerging issues in the analysis of ethnicity. In H. Vermeulen and C. Govers (Eds.), The antropology of ethnicity. Beyond «Ethnic groups and boundaries». Amsterdam: Het Spinhuis.
Baumeister, R. F. (1998). The self. In D. Gilbert, S. Fiske, and G. Lindzey (Eds.), The handbook of social psychology (pp. 680-740). New York: Oxford Uni¬versity Press.
Baumeister, R. F., & Tice, D. M. (1985). Self-esteem and responses to success and failure: Subsequent performance and intrinsic motivation. Journal of Person¬ality, 53, 450-467.
Bentler, P. M. (1990). Comparative fit indexes in structural models. Psychologi¬cal Bulletin, 107, 238-246.
Berry, J. W., Poortinga, Y. H., Segall, M., & Dasen, P. R. (1992). Cross-cultural psychology: Research and Applications. New York: Cambridge University Press.
Bond, M. H., & Cheung, T.-S. (1983). College students’ spontaneous self con¬cept: The effect of culture among respondents in Hong Kong, Japan, and the United States. Journal of Cross-Cultural Psychology, 14, 153-171.
Carver, C. S., & Scheier, M. F. (1981). Attention and self-regulation: A control- theory approach to human behavior. New York: Springer-Verlag.
Cousins, S. D. (1989). Culture and self-perception in Japan and the United States. Journal of Personality and Social Psychology, 56, 124-131.
Craik, F. I. M., & Lockhart, R. S. (1972). Levels of processing: A framework for memory research. Journal of Verbal Learning and Behavior, 11, 671-684.

165
De Vos, G. L., & Romanucci-Ross, L. (1982) Ethnic identity. Chicago: Univer¬sity of Chicago Press.
Dorfman, L., Vartanian, O. A., Martindale, C., Goldberg, I., Bykov, A., & Vedrov, A. (2000). The plural self and the interpersonal circumplex. In E. Maly- anov, L. Shipitsina, L. Dorfman, S. Kornienko, and C. Martindale (Eds.), Creativ¬ity in education, culture, and art (pp. 149-151). Perm: Perm State Institute of Art and Culture.
Duval, S., & Wicklund, R. A. (1972). A theory of objective self-awareness. New York: Academic Press.
Einstein, A., & Infeld, L. (1938/1966). The evolution of physics: From early concepts to relativity and quanta. New York: Simon & Schuster.
Epstein, S. (1973). The self-concept revisited or a theory of a theory. American Psychologist, 28, 405-416.
Fijneman, Y. A., Willemsen, M. E., & Poortinga, Y. H. (1996). Individualism- collectivism: An empirical study of a conceptual issue. Journal of Cross—Cultural Psychology, 27, 381-402.
Geertz, C. (1984). «From the native’s point of view»: On the nature of antro- pological understanding. In R. A. Shweder and R. A. LeVine (Eds.), Culture the¬ory (pp. 123-136). Cambridge: Cambridge University Press.
Gergen, K. J. (1971). The concept of self. New York: Holt, Rinehart & Winston.
Gergen, K. J. (1991). The saturated self: Dilemmas of identity in contemporary life. BasicBooks.
Gergen, K. J. (1995). Singular, socialized, and relational selves. In I. Lubek, R. van Hezewijk, G. Pheterson, and Ch. Tolman (Eds.), Trends and issues in theoreti¬cal psychology (pp. 25-32). New York: Springer.
Goguen, J. A., & Varela, F. J. (1979). Systems and distinctions: Duality and complementarity. International Journal of General Systems, 5, 1, 31-43.
Gorer, G., Rickman, J. (1946) The people of great Russia. New York: W. W. Norton.
Hamachek, D. E. (1971). Encounters with the self. New York: Holt, Rinehart. & Winston.
Heine, S. J., & Lehman, D. R. (1995) Cultural variation in unrealistic optimism: Does the West feel more invulnerable than the East? Journal of Personality and Social Psychology, 68, 595- 607.
Heine, S. J., & Lehman, D. R. (1999). Culture, self-discrepancies, and self¬satisfaction. Personality and Social Psychology Bulletin, 25, 915-925.
Heine, S. J., Lehman, D. R., Markus, H. R., & Kitayama, S. (1999). Is there a universal need for positive self-regard? Psychological Review, 106, 766-794.

166
Higgins, E. T. (1987). Self-discrepancy: A theory relating self and affect. Psy-chological Review, 94, 319-340.
Higgins, E. T., & Bargh, J. A. (1987). Social cognition and social perception.
Annual Review of Psychology, 38, 369-425.
Higgins, E. T., Klein, R., & Strauman, T. (1985). Self-concept discrepancy the¬ory: A psychological model for distinguishing among different aspects of depres¬sion and anxiety. Social Cognition, 1, 51-76.
Hoffman, E. (1988). The right to be human: A biography of Abraham Maslow. Los Angeles: Jeremy P. Tarcher.
James, W. (1890/1902). Principles of Psychology. (Vol. 1). London: Macmilian.
Kaplan, B. (1961). Studying personality cross-culturally. New York: McGraw- Hill.
Kihlstrom, J. F., & Cantor, N. (1984). Mental representations of the self. In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 17, pp. 1-47). New York: Academic Press.
Kihlstrom, J. F., Marchese-Foster, L. A., & Klein, S. B. (1997). Situating the self in interpersonal space. In U. Neisser and D. A. Jopling (Eds.), The conceptual self in context. Culture, experience, self-understanding (pp. 154-175). Cambridge: Cambridge University Press.
Leary, M. R., & Tangney, J. P. (2003). The self as an organizing construct in the behavioral and social sciences. In M. R. Leary and J. P. Tangney (Eds.), Handbook of self and identity (pp. 3-14). New York, London: The Guilford Press.
Leary, T. (1957). Interpersonal diagnosis of personality. New York: Ronald Press.
Linville, P. W. (1987). Self-complexity as a cognitive buffer against stress- related depression and illness. Journal of Personality and Social Psychology, 52, 663-676.
Lovejoy, A. (1955). The revolt against dualism: An inquiry concerning the exis¬tence of ideas. La Salle, IL: Open Court.
Magnusson, D. (1999). Holistic interactionism: A perspective for research on personality development. In L. A. Pervin and O. P. John (Eds.), Handbook of per-sonality: Theory and research (pp. 219-247). 2nd ed. New York: The Guilford Press.
Magnusson, D. (2001). The holistic-interactionistic paradigm: Some directions for empirical developmental research. European Psychologist, 6, 3, 153-162.
Markus, H. R., & Kitayama, S. (1991). Culture and the self: Implications for cognition, emotion, and motivation. Psychological Review, 98, 224-253.
Markus, H., & Wurf, E. (1987). The dynamic self-concept: A social- psychological perspective. Annual Review of Psychology, 38, 299-337.

167
Markus, H. (1977). Self-schemata and processing information about the self. Journal of Personality and Social Psychology, 35, 63-78.
Markus, H., & Smith, J. (1981). The influence of self-schemata on the percep¬tion of others. In N. Carter and J. Kihlstron (Eds.), Personality, cognition, and so¬cial interaction (pp. 233-262). Hillsdale, NJ: Erlbaum.
Marsh, H. W., & Yeung, A. S. (1997). Causal Effects of Academic Self-Concept on Academic Achievement. Structural Equation Models of Longitudinal Data.
Journal of Educational Psychology, 89, 41-54.
Marsh, H. W. (1990). A multidimensional, hierarchical self-concept: Theoretical and empirical justification. Educational Psychology Review, 2, 77-172.
Marsh, H. W., & Shavelson, R. J. (1985). Self-concept: Its multifaceted, hierar¬chical structure. Educational Psychologist, 20, 107-125.
Martindale, C. (1980). Subselves: The internal representation of situational and personal dispositions. In L. Wheeler (Ed.), Review of Personality and Social Psy¬chology (Vol. 1, pp. 193-218). Beverly Hills: Sage.
Martinez-Arias, R., Silva, F., Diaz-Hidalgo, M. T., Ortet, G., & Moro, M. (1999). The structure of Wiggins’ interpersonal circumplex: Cross-cultural studies.
European Journal of Psychological Assessment, 15, 3, 196-205.
Maslow, A. H. (1954). Motivation and behavior. New-York: Harper & Row.
Matsumoto, D., Takeuchi, S., Andayani, S., Kouznetsova, N., & Krupp, D. (1998). The contribution of individualism versus collectivism to cross-national dif¬ferences in display rules. Asian Journal of Social Psychology, 1, 147-165.
Mehrabian, A. & Ksionzky, S. (1974). A theory of affiliation. Lexington, Mass.; London: D. C. Health.
Mischel, W., & Morf, C. C. (2003). The self as a psycho-social dynamic proc¬essing system: A meta-perspective on a century of the self in psychology. In M. R. Leary and J. P. Tangney (Eds.), Handbook of self and identity (pp. 15-43). New York, London: The Guilford Press.
Neisser, U. (1997). Concepts and self-concepts. In U. Neisser and D. A. Jopling (Eds.), The conceptual self in context. Culture, experience, self-understanding (pp. 3-12). Cambridge: Cambridge University Press.
Olson, E. T. (1999). There is no problem of the self. In S. Gallagher and J. Shear (Eds.), Models of the self (pp. 49-61). Thorverton, UK: Imprint Academic.
Parsons, T. (1951). The social system. London, UK: Routledge & Kegan Paul.
Pervin, L. A. (2001). A dynamic systems approach to personality. European Psychologist, 6, 3, 172-176.
Rhee, E., Uleman, J., & Lee, H. K. (1996). Variations in collectivism and indi-vidualism by ingroop and culture: Confirmatory factor analysis. Journal of Per¬sonality and Social Psychology, 71, 1037-1054.

168
Rogers, C. R. (1951). Client-Centered Therapy. Boston: Houghton Mifflin.
Rogers, C. R. (1959). A theory of therapy, personality and interpersonal rela-tionships, as developed in the client-сеntered framework. In S. Koch (Ed.), Psy¬chology: a study of a science (Vol. 3, pp. 184-256). New York: McGraw-Hill.
Rogers, T. B., Kuiper, N. A. & Kirker, W. S. (1977). Self-reference and the en¬coding of personal information. Journal of Personality and Social Psychology, 35, 677-688.
Rosenberg, M. (1965). Society and the adolescent self-image. Princeton, NJ: Princeton University Press.
Shavelson, R. J., Hubner, J. J., & Stanton, G. C. (1976). Self-concept: Valida¬tion of construct interpretations. Review of Educational Research, 46, 407-441.
Snyder, M. (1974). Self-monitoring of expressive behavior. Journal of Personality and Social Psychology, 30, 526-537.
Steiger, J. H. (1995). Structural equation modeling in Statistica (Version 5) [Computer software]. Tulsa, OK: Statsoft.
Sullivan, H. S. (1936-1937). A note on the study of interpersonal relations, for investigations in the social sciences. American Journal of Sociology, 42, 846-861.
Sullivan, H. S. (1953). The interpersonal theory of psychiatry. New York: Nor¬ton.
Swann, W. B. (1985). The self as architect of social reality. In B. Schlenker (Ed.), The self and social life (pp. 100-125). New York: McGraw-Hill.
Tajfel, H. (1982). Human groups and social categories. New York: Cambridge University Press.
Taylor, S. E., & Brown, J. D. (1988). Illusion and well-being: A social psycho¬logical perspective on mental health. Psychological Bulletin, 103, 193-210.
Tesser, A. (2002). Constructing a niche for the self: A bio-social, PDP approach to understanding lives. Self and Identity. 1, 185-190.
Tesser, A., Martin, L. L., & Cornell, D. P. (1996). On the substitutability of self- protective mechanisms. In P. M. Gollwitzer and J. A. Bargh (Eds.), The psychology of action: Linking cognition and motivation to behavior (pp. 48-68). New York: Guilford Press.
Trafimov, D., Triandis, H. C., & Goto, S. G. (1991). Some tests of the distinc¬tion between the private self and the collective self. Journal of Personality and So¬cial Psychology, 60, 649-655.
Triandis, H. C. (1989). The self and social behavior in differing cultural con¬texts. Journal of Personality and Social Psychology, 54, 323-338.
Triandis, H. C. (1995). Individualism and collectivism. Boulder, CO: Westview.

169
Triandis, H. C., Leung, K., Villareal, M., & Clack, F. L. (1985). Allocentric ver¬sus idiocentric tendencies: Convergent and discriminant validation. Journal of Re¬search in Personality, 19, 395-415.
Van den Berghe, P. L. (1981). The ethnic phenomenon. New York: Oxford.
Vico, G. (1990). On the study methods of our time. Ithaca: Cornell University Press.
Vorobieva, Z. Ye., Dorfman, L. Ya., & Petrov, V. M. (1992). East - West: Con-vergence and integration of scientific mentalities. In L. Ya. Dorfman, D. A. Leon¬tiev, V. M. Petrov, and V. A. Sozinov (Eds.), Emotions and art. Problems. Ap¬proaches. Explorations (pp. 7-19). Perm: Perm Institute for Arts and Culture.
Wiggins, J. S. (1985). Symposium: Interpersonal circumplex models: 1948¬1983 (Commentary). Journal of Personality Assessment, 49, 6, 626-631.
Wiggins, J. S. (1991). Agency and communion as conceptual coordinates for the understanding and measurement of interpersonal behavior. In W. Grove and D. Cicchetti (Eds.). Thinking clearly about psychology; Essays in honor of Paul E. Meehl (Vol. 2, pp. 89-113). Minneapolis, MN: University of Minnesota Press.
Wiggins, J. S. (1995). IAS: Interpersonal adjective scales. Professional manual. PAR (Psychological Assessment Resources).
Wiggins, J. S. (1996). An informal history of the interpersonal circumplex tradi¬tion. Journal of Personality Assessment, 66, 2, 217-233.
Wiggins, J. S., & Broughton, R. (1985). The interpersonal circle: A structural model for the integration of personality research. In R. Hogan and H. Jones (Eds.), Perspectives in personality: A research annual (Vol. 1, pp. 1-47). Greenwich, CT: JAI Press.
Wiggins, J. S., Steiger, J. H., & Gaelick, L. (1981). Evaluating circumplexity in personality data. Multivariate Behavioral Research, 16, 263-289.
Wundt, W. (1916). Elements offolk psychology. London: Allen & Unwin.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ