МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ОНЛАЙН-ЖУРНАЛИСТИКИ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ РАЙОННЫХ ИЗДАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА ”100 ЛИЦ ЗАИНСКА" ГАЗЕТЫ ’’НОВЫЙ ЗАЙ”
Введение 2
Г лава 1. Мультимедийные проекты в журналистике 5
1.1. Лонгриды 7
1.2. Характеристика мультимедийных проектов, не являющихся
лонгридами 13
Глава 2. Мультимедийные проекты в практике районных СМИ на примере филиала АО «Татмедиа» «Заинск-информ» 18
2.1. Опыт создания мультимедийных проектов в практике филиала АО «Татмедиа» «Заинск-информ» 30
2.2. Мультимедийный проект «100 лиц Заинска» 46
1. Выводы 61
Список литературы 64
Приложения
Последние 5 лет характеризуются значительными изменениями в работе районных СМИ Республики Татарстан. Это связано с тем, что большинство муниципальных изданий Республики Татарстан издается на базе крупнейшего регионального медиахолдинга «Татмедиа», который в последние годы ориентирован на создание мультимедийных редакций. В городах и районах, где ранее в редакции газет, телекомпаний, радиостанций, работали в качестве отдельных филиалов холдинга, произошло объединение данных структур в единую конвергентную редакцию. При этом политика холдинга направлена на переориентацию фокуса работы традиционных редакций на развитие сайтов и распространение контента в социальных сетях.
Исследователи характеризуют сайты районных СМИ Республики Татарстан как информационно наполненные, и выделяют следующие два ключевых преимущества активизации использования интернет-площадок: во-первых, таким образом районные газеты соответствует современным информационным трендам, во-вторых провинциальные газеты будучи малоприметными четырёхполосными чёрно-белыми изданиями, находя аудиторию в интернете, выходят за пределы локального медиапространства.
В связи с вышеизложенным исследовательский интерес вызывает механизм перехода районных редакций газет к работе в составе конвергентной редакции, следование тренду создания мультимедийных проектов в рамках объединенных подразделений.
Цель работы: Организация и создание мультимедийного проекта «100 лет Заинска» на базе районного СМИ (газета «Новый Зай»), его обоснование и характеристика в качестве нового формата онлайн-журналистики.
Объектом исследования является мультимедийный проект "100 лиц Заинска" районной газеты «Новый Зай», работающей в составе филиала АО «Татмедиа» «Заинск-информ».
Предметом исследования являются ключевые признаки и характеристики данного мультимедийного проекта, рассматриваемого в качестве нового формата онлайн-журналистики в работе районных изданий.
Задачи данного исследования:
1. Дать общую характеристику мультимедийной журналистике, его современному состоянию в России, провести обзор теоретических подходов
2. Дать характеристику (определение, признаки, качества) лонгриду и иным мультимедийным форматам в современной журналистике.
3. Обозреть и проанализировать опыт создания мультимедийных проектов и материалов в газете "Новый Зай" за 2016-2018 годы
4. Описать и проанализировать (выявить стадии работы; узловые проблемы и пути решений, применённые на практике) проекта "100 лиц Заинска".
5. Выявить характеристики проекта, которые могут рассматриваться в качестве ключевых признаков нового формата онлайн-журналистики. По возможности всесторонне изучить эти признаки и степень их реализации в конкретном проекте.
Для решения поставленных задач использовался комплекс научных методов: теоретический анализ литературы и интернет-источников,
результаты проведенного автором наблюдения, эксперимент по созданию мультмедийного проекта, анализа, сбора и интерпретации материалов, систематизации, включенного наблюдения сравнения. Эмпирическую базу исследования составили многочисленные статьи, материалы научных конференций.
Степень изученности: мультимедийные проекты, лонгриды лишь недавно стали предметом изучения специалистов масс-медиа на Западе и в
России. Тем не менее, уже имеются ряд ключевых монографий по теме. Важные позиции озвучены в статьях А.Галустяна. Д. Ключинской, А. Колесниченко и др. (см. по списку литературы). Подробнее они изложены и разобраны нами в первой части работы. Среди работ по состоянию современных региональных и районных СМИ - отметим статьи М. Симкачевой и А. Шакирова, вообще, отмечается недостаток исследований районных изданий на современном этапе.
Новизна определяется самим характером диссертации. В основу которой положены проекты, созданные и организованные диссертантом.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка и литературы. В приложениях 1-5 - представлены мультимедийные проекты, положенные в основу диссертации.
В электронных средствах массовой информации России мультимедиа становятся все более востребованным элементом, частью общего процесса конвергенции. Однако принципы использования мультимедиа в региональных средствах массовой информации заметно отличаются от центральных и в этом отношении представляют определенный исследовательский интерес. Мультимедийная журналистика представляет собой способ рассказать о событиях, объединяя возможности различных медиа, используя преимущества каждого из них. Авторами было выделено 4 ключевых характеристики мультимедийного проекта как нового формата онлайн журналистики: интерактивность, подача, искусство донесения до аудитории, взаимодействие с UGC (User Generated Content - пользовательский контент)и единое игровое пространство экранного действия (проектируемое дизайнерами и программистами, осваиваемое зрителем в рамках пользовательского интерфейса).
Мультимедийный лонгрид — новый формат онлайн-журналистики, являющийся видом мультимедийных историй. Это журналистское произведение, в основе которого заложен длинный текст и насыщенный аудиовизуальный ряд. Формат предполагает глубокое погружение читателя в тему, а также серьезную проработку журналистом большого количества источников по предмету исследования. Этот вид медиатекста обладает специфическими формальными и содержательными характеристиками, которые позволяют выделить его в определенный новый тип онлайн- произведения.
На основе изученной литературы авторами исследования были выделены 9 признаков мультимедийного лонгрида как нового формата онлайн-журналистики: по объему, по качеству информации, по структуре, по способам подачи информации, содержательные, по оформлению, по
механизму взаимодействия с аудиторией, по структуре подачи информации, по способу представления событий.
В Татарстане большинство районных газеты издаются крупнейшим региональным медиахолдингом «Татмедиа», в состав которого входят 98 республиканских, городских и районных газет, 15 журналов, 17 телевизионных и 11 радиоканалов, 87 сайтов и одно информационное агентство. В том числе филиал «Заинск-информ». Холдинг создает максимальное число мультимедийных редакций, объединяя филиалы в городах республики. В холдинге полностью перестроили всю технологическую цепочку от создания контента до его потребления читателем, зрителем, или слушателем. Конвергентные редакции на фоне снижения тиражей и подписки добиваются увеличения аудитории в интернете, распространяя контент в социальных сетях. Районные газеты продолжают взаимодействовать с читателем по традиционным технологиям, соответственно внедрение иных форм интерактивности, возможных в онлайн-пространстве воспринимается как нечто избыточное.
Однако, редакция районной газеты «Новый Зай» в 2017-2018 годах приступила к созданию мультмедийных проектов разной направленности. Для каждой из тем (Строительство путепровода, история башкирской девушки, работа автономной некоммерческой организации «Застава») были выбраны индивидуальные способы визуализации. В первом случае - проект «Путь путепровода» была выстроена линейная мультимедийная история с четкой хронологией событий, во втором случае (проект «Башкирская красота») акцент делался на интересном способе визуализации данной истории методом цветового оформления блоков, в третьем случае (мультимедийный проект «Застава») была выбрана нелинейная структура повествования, стрежнем истории стала не хронология, а тематический рубрикатор с направлениями деятельности данного движения. Таким образом, во всех случаях образы были верно оценены и правильно выражены
с помощью мультимедийных инструментов — формат и содержание находятся в точном соотношении.
Мультимедийный проект «100 лиц Заинска» стал способом тематического архивирования 100 материалов со стержневой темой, заключенной в слогане района. Он объединил разножанровые материалы (портретные зарисовки, интервью, репортажи и даже другие мультмедийные проекты) в единый проект с интерактивным навигационным баром, созданном на базе интерактивной карты. В проекте «100 лиц Заинска» представлены переосмысленные цитаты героев материалов, созданные для печати истории за счет использования фотогалереий и оформления цитат получили новую форму представления историй о людях, события, связанные с героями проекта отображены в фоторепортажах, представленных в форме фотогалерей, текст разбит по тематическим блокам.
Проект «100 лиц Заинска» на основании анализа характеристик является мультмедийным проектом, поскольку стрежнем проекта является мультимедийная карта, предполагающая взаимодействия читателя с данным объектом; для погружения читателя в истории людей использованы интерактивные фотогалереи, методы визуального оформления (цветовые переходы), музыка, видеоролик, интерактивная карта; при подготовки некоторых историй использован пользовательский контент; на одной площадке собраны различные формы представления информации, объединенные общей идеей.
Проект «100 лиц Заинска» не является мультимедийным лонгридом, ввиду нелинейной структуры повествования. По данному признаку он ближе к жанровым характеристикам мультимедийной истории, однако, для того, чтобы причислить его к данному жанру в проекте использован недостаточный объем аудиовизуальной продукции.
1. Dowling D., Vogan T. Can we «Snowfall» this? Digital longform and the race for the tablet market // Digital Journalism. 2015. Vol.3, issue 2. P. 209—224. DOI: 10.1080/21670811.2014.930250..
2. 2. Jacobson S., Marino J., Gutsche R. The digital animation of literary journalism // Journalism. 2015. First published online February 5, 2015.
DOI: 10.1177/1464884914568079..
3. NovostiNK Мультимедийный проект «Я живу в России» объединяет журналистов [Статья]. - 24.05.2018.
4. Амирханова Г.Р. http://bestapp.menu/longrid-pravila-primery-servisy [В Интернете] // Лонгрид: правила, примеры, сервисы.
5. БакановР.П. Медийная критика на страницах газет республики Татарстан [В Интернете] // Баканов Роман Петрович Медийная критика на страницах газет республики Татарстан // Учен. зап. Казан. ун-та.
Сер. Гуманит. науки. 2009. №5-1. URL:
https: //cyberleninka.ru/article/n/mediynaya-kritika-na- stranitsah-gazet- respubliki-tatarstan (дата обращения:.
6. БарановаЕ.А. диссертация Особенности развития газетных редакций в условиях медиаконвергенции
[http://www.dissercat.com/content/osobennosti-razvitiya-gazetnykh- redaktsii-v-usloviyakh-mediakonvergentsii]. - 2010 r..
7. БешкаревА.А. Мультимедиа в региональных сетевых СМИ (на примере республики Коми) [Журнал]. - [б.м.] : Журналистский ежегодник, 2015 r.. - №4.
8. ВартановаЕ.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество. 1999. Вып. 5. С. 11. [Книга].
9. Галустян А. Кульчицкая Д. Мультимедийные лонгриды как новый формат онлайн-журналистики [Книга]. - 2016.
10. ГарифуллинВ.З. ЗакировЛ.Р. Интеграция национальных СМИ с социальными сетями (на примере СМИ республики Татарстан) // Вестник Мар. [Журнал]. - [б.м.] : Вестник Марийского государственного университета. 2018. №3 (31)..
11. ГригорянМ. Пособие по журналистике С. 97-120 [Книга]. - Москва : [б.н.], 2007.
12. Качкаева А.Г. Шомова С.А. Мультимедийная журналистика [Книга]. - [б.м.] : Учебник ВШЭ. - Т. 2.
13. КислаяЛ.Н. Сопротивление переменам: факторы низкой эффективности интернет-ресурсов районных (городских) газет Новосибирской области [Журнал]. - [б.м.] : Вестник НГУ Серия: История, филология. 2017. №6..
14. КлимкоА.Ю. Портретный очерк в формате лонгрида [Журнал]. - [б.м.] : Медиасреда, 2017 г.. - 12.
15. КокконенЕ.И. Районные и областные газеты: лингвоспецифика выживания (на примере русскоязычных и англоязычных СМИ) [Журнал]. - [б.м.] : Вестник НовГУ. 2015. №4-1 (87).
16. КолесниченкоА.В. Востребованность жанров журналистских текстов в онлайновых СМИ [Журнал]. - [б.м.] : Вестник Московского университета., 2018 г.. - Серия 10: Журналистика. № 1. — С. 26-42.
17. КолесниченкоА.В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе [В Интернете]. - 2018 г.. -
http: //www.mediascope.ru/1691.
18. КолесниченкоА.В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе [Журнал]. - [б.м.] : Медиаскоп, 2015 г.. - 1.
19. МавринА. Андрей Кузьмин: «Нам удалось главное - сохранить СМИ Татарстана» [Статья] // ИА "Татар-информ". - Казань : [б.н.], 2017 г..
20. МирзануроваА.Ф. Особенности информационного пространства республики Татарстан [Журнал]. - [б.м.] : Вестник Казанского технологического университета. 2006. №4..
21. МироноваМ.А. Лонгрид как новый формат мультимедиа в российских и зарубежных онлайн-медиа [Статья] // Научные ведомости БелГУ. - [б.м.] : Серия: Гуманитарные науки, 2017 r.. - №28(277).
22. НикитинА. Как в Татарстане спасают региональное ТВ [Статья]. - [б.м.] : Журналист. - № 11.
23. Новикова А. А. Кирия И. В., Бережная М. А. и др. Эстетика журналистики [Книга]. - Спб. : Алетейя, 2018.
24. ПуляВ.Ю. Как создать мультимедийный лонгрид [В Интернете] // https://istina.msu.rU/publications/article/11462033/. -
https: //istina.msu.ru/publications/article/11462033/.
25. СилантьеваО. Интервью для журнала медиафорума «Байкальская пресса — 2013» [Журнал]. - [б.м.] : Медиафорум "Байкальская пресса".
26. Симкачёва М.В , Шакиров А.И. Социальная проблематика районных газет Республики Татарстан // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2016. №4. URL: https://cyberlemnka.m/article/n/sotsialnaya- problematika-rayonnyh-gazet [Книга].
27. СтечкинИ.В. Жертвы «длинного чтива» [Журнал]. - [б.м.] :
Журналист, 2014 r.. - 6.
28. УгаровА. Андрей Кузьмин: «Сокращение тиражей компенсируем посещаемостью сайтов» [Статья]. - Казань : [б.н.], 2018 г.. - РБК.
29. ШайхитдиноваС.К. Региональные СМИ:проблематика, тенденции развития:/ науч. ред. .Казань:Казан ун-т,2011.-344 [Книга].
30. ШакировА.И. СимкачеваЕ.В. Социальная проблематика районных газет Республики Татарстан [Журнал]. - [б.м.] : Учен. зап. Казан. унта. - №4.