Введение 3
1. Историко-теоретические аспекты современных педагогических технологий в
обучении школьников 5
1.1 Ретроспективный анализ развития педагогической технологии 5
1.2 .Современные педагогические технологии и их классификации 10
1.3. Психолого-педагогические особенности школьников подростков 18
2. Использование современных педагогических технологий на уроках географии
(9-10 класс) 26
2.1. Применение современных педагогических технологий на уроках географии 9-10 классов в изучении социально-экономической географии 26
2.1.1. Использование игровых технологий на уроках географии (9-10 класс).27
2.1.2. Использование проектных технологий на уроках географии (9-10 класс)36
2.2. Использование кейс-технологий на уроках географии 50
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по использованию
современных педагогических технологий на уроках географии 61
Заключение 75
Список использованных источников 77
Приложения
Актуальность исследования. Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения, основные направления деятельности. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.
Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе и географии. Все эти обстоятельств создают базу для новых теоретических исследований в области методики изучения географии, требуют иных подходов в организации учебного процесса.
В методике преподавания географии накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований. Среди них такие, как определение содержания предмета соотношения фактов и теоретических положений, проблема интеграции разветвленной системы географических знаний реализация в содержании предмета страноведческого подхода, обновление методов, средств и форм организации обучения. Последняя проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.
Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения.
В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения. Эта проблема активно разрабатывается на основе использования
последних достижений психологии, информатики, теории управления познавательной деятельностью.
Однако внедрение технологий обучения не означает, что они заменяют традиционную методику предметам. Технологии применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.
Объект исследования: учебный процесс в школе.
Предмет исследования: современные педагогические технологии обучения на уроках географии. (9-10класс)
Цель исследования: изучить использование современных педагогических технологий в процессе обучения географии. (9-10 класс)
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме исследования;
2. Изучить современные педагогических технологий обучения на уроках географии(9-10классе).
3. Разработать и апробировать уроки и внеурочные мероприятия эколого-географического содержания на уроках географии.
Методы исследования: анализ, синтез, дедукция, обобщение,
классификация.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.
Технология обучения - это составная часть системы обучения, связанная с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения. В психолого-педагогической литературе можно встретить три основных подхода к определению технологии обучения
Идеология, используемая в современной школе, предполагает выделение трех основных моментов формирования гармонически развитой личности: поиск эффективных средств для развития подрастающего поколения; превращение школы в перспективный фактор усовершенствования российского общества; совершенствование российской образовательной системы путем внедрения новых образовательных технологий Инновации как средство развития российских школ
Существуют определенные критерии, согласно которым формулируется сущность образовательных технологий: строгое и однозначное выявление цели обучения; выбор содержания, структурирование материала; оптимальность организации учебной деятельности; приемы, методы, средства обучения.
Подобные технологии существенно увеличивают эффективность усвоения школьниками программного материала.
Проявления особенностей подростков в школе. В школе, возрастные особенности подростков проявляются в появлении новых интересов в собственном развитии и качественно новых требований к преподаваемым дисциплинам. Чаще всего, школа не может дать подросткам того уровня преподавания, сочетающего в себе глубину и качество изложения учебного материала, которое хотят получить подростки.
В этот период большинство подростков теряет прошлый интерес к учебе в школе. Происходит резкое расслоение учащихся по школьной успеваемости. Но, падение школьной успеваемости подростка не говорит о его низком уровне интеллектуального развития.
Подросток теряет интерес только к скучному и унылому учебному процессу в школе, сохраняя стремление к познанию. В жизнь подростка начинает входить самообразование.
В практике работы учителей географии также широко распространены игровые технологии. Профессиональная деятельность учителя географии, направлена на совершенствование образовательного процесса путем привития интереса обучающихся к знаниям за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения посредством включения их в активную познавательную деятельность. Применение технологии игровой деятельности позволяет успешно решать эту задачу. В своей практической деятельности рассматриваю игру с различных позиций: как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; как форма активного обучения (нестандартный урок); как форма организации учебной деятельности
Программой предусмотрены разнообразные исследовательские проекты, выполнение и оценка которых осуществляется по желанию учителя. Проектная деятельность обучающихся реализуется в формах: работы с атласами и картами, созданием собственных презентаций. При изучении курса предусматривается выполнение 2 обязательных контрольных работ (по одной в каждом полугодии).
Реализация кейс-технологии в системе российского образования на сегодняшний день является весьма актуальным направлением. Кейс-технология - это конкретная реальная ситуация, призванная обучить учащихся анализу разных видов информации, ее систематизации и обобщению, способности формулирования проблемы и предложения возможных вариантов ее решения.
Реализация кейс-технологии на уроках географии требует от учителя очень серьезной предварительной подготовки.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями). - [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garantru/70291362/#friends (дата обращения 18.11.2018г.
Стандарты
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. - [Электронный ресурс]. - URL: кйр://минобрнауки.рф/документы/938 - 558 с. (дата обращения 23.01.2019 г.).
Книги, монографии
3. Баранский Н.Н., Методика преподавания экономической географии: Пособие для учителей / Н.Н. Баранский. - М.: Просвещение, 1990. - 347 с.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии./Пятунин Д.В-М.:Дрофа-2009-207с.
5. Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии. 7 класс/Батунин Л.А -М.:Дрофа-2015.-865с.
6. Божович Л.Л. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.Л. Божович. - СПб.: Питер, 2014. - 190 с.
7. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии,
- М.: Сентябрь. - 1996.- С. 156.
8. Г орбова М. А. Патриотическое воспитание средствами краеведения.
- М.: «Глобус», 2007. - 216 с.
9. Даль В. Толковый словарь, М.: Сов. Энциклопедия. 2015.- 632с.
10. ДмитренкоН. М. Историческое краеведение: учебное пособие. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2013. - 221 с.
11. Дмитриев М.Г. Психолого-педагогическая диагностика деликвентного поведения у трудных подростков / М.Г. Дмитриев, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. - СПб.: Пони, 2015. - 316 с.
12. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М., 2016./Батунин Д.В-М.:Дрофа-2012.-207с.
13. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике / М.В. Кларин. -Рига Эксперимент, 1995. - С.-478
14. Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.- С.59-64
15. Кларин М.В. Инновации в обучение. «Анализ зарубежного опыта». - М., 2014. С 54
16. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. Рига, 2015.67с.
17. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: - М.:
Педагогическое общество России, 2000. - С.214
18. Кон И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 2012. -70 с.
19. Кон И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 2012. - С. 70.
20. Корнилова Т.В. Подростки групп риска / Т.В. Корнилова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
21. Корнилова Т.В. Подростки групп риска / Т.В. Корнилова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
22. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2010/Т.П.Савцова. М.:-академия-2012-303с.
23. Кутейников СЕ. Типы учебных элементов модульной программы // География в школе. 2014 № 2..
24. Кутейников СЕ. Типы учебных элементов модульной программы // География в школе. 2014 № 2..
25. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов пед. учeбн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М., Прометей, Юрайт, 2014. - 65 с.
26. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2009. - 640 с.
27. Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
28. Петрова, Е. Ю. Теория и методика обучения географии: учебнометодический комплекс для студентов географических специальностей педагогических университетов / Е. Ю. Петрова. - Томск: Издательство ТГПУ, 2010. - 168 с.
29. Румянцева С.Е. Внеклассная работа и развитие личности учащихся / География в школе. - №6. - М., 2000. - 80 с.
30. Словарь иностранных слов / Под ред. И. В Лехина. - М.: Советская энциклопедия, 2012. -178с.
31. Ушакова Т.О. Социально-педагогическая реабилитация младших подростков группы риска средствами имитационной игры: Авторефдис. ... канд. пед. наук по ВАК: 13.00.02 / Ушакова Татьяна Олеговна. - М., 2014. - 22
32. Ушинский к д. Избранные пед. Произведения. М., 1968. — с. 56.
33. Штюрмер Ю.А. Карманный справочник туриста. - М.: Профиздат, 1970. — 256 с.
Диссертации
34. Казакова, А.Г. Современные педагогические технологии в дополнительном профессиональном образовании преподавателей :дис... канд. пед. наук: 13.00.08 /Казакова, Альбина Григорьевна. - М., 2007. - 140с.
Авторефераты диссертаций
35. Науменко, А.И. Современные педагогические технологии и пути их совершенствования: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук./ Моск. обл. пед. университет. - Москва : [б. и.], 2002. - 23 с.
Печатная периодика
36. Аникина В. П. Актуальные проблемы преподавания географии при переходе на ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 30. - С. 9-11.
37. Деловая игра как средство активизации учащихся в процессе преподавания географии// РЯШ.-1988. - №3.
38. Квасова И.Н. Роль творческих заданий в формировании личностных
и метапредметных компетенций обучающихся в старшей школе // Г еографические и геоэкологические исследования в Украине и
сопредельных территориях: сборник научных статей / под общ. ред Б.А. Вахрущева. Симферополь: ДИАЙПИ, — 2013. — Т. 1. — 570 с.
Электронные ресурсы
39. «Игровые технологии [видеозапись лекции [Инфоурок] // YouTube. 7 мая (https://www.youtube.com/watch?v=VTXNbbNjLz4).
40 . «Кейс Технологии [видеозапись лекции Матюшина К.В ] // YouTube. 12 апреля(https://www.youtube.com/watch?v=JgffS240WL4).
41. Реализация современных педагогических технологий при изучении курса «География России»:[видеозапись канала педагогов] // https: //www.youtube. com/watch?v=VAncHxGj Ido
42. Дебаты как вид современной технологии- [Электронный ресурс]: URL: http://www.russianhelicopters.aero/ru/kvz/about/ (дата обращения 12. 02.2019 г