Введение 2
Глава I. Мифология в медиатекстах как отражение бессознательного аудитории 5
1.1. Представленность мифологии в медиасфере в целом и интернет-СМИ 5
1.2. Особенности конструирования мифологических образов в
медиатекстах как знаковых систем 22
Глава II. Представление мифологических образов в текстах Интернет-СМИ
35
2.1. Мифологические образы предвыборной кампании 35
2.2. Особенности конструирования мифологических образов в новых
медиа, включая интернет-площадки 44
Заключение 58
Список источников и научной литературы 61
Приложения 63
Актуальность исследования заключается в заинтересованности медиасферы в иррациональных процессах. Влияние виртуального пространства над пользователями сети, людьми, читающими новости в Интернете, безусловно, определяется образами, которые содержатся в нём, и одновременно влияют на наше бессознательное. Одним из механизмов этого влияния является мифология, заякоренная в нашей психике и исторически сформированная.
Цель работы — выявить мифологические образы в текстах Интернет-СМИ
Задачи:
— Рассмотреть предстаяленность мифологии в медиасфере в целом и интернет-СМИ;
— Выявить особенности конструирования мифлогических образов в медиатекстах как знаковых систем;
— Охарактеризовать мифологические образы предвыборной кампании;
— Определить особенности конструирования мифологических образов в новых медиа, включая интернет-площадки.
Объект исследования — тексты Интернет-СМИ.
Предмет исследования — мифологические образы в текстах и медиатекстах.
Степень разработанности темы. С одной стороны, тема разработана широко, и рассмотрена с разных сторон. С другой, СМИ ежедневно развиваются, и интернет-площадки рождают собой новое пространство для проявления данной темы. То, что вызывает эмоции у людей, заставляет их проявлять эмпатию, голосовать, подписывать петиции, поддерживать, то есть, иррациональное в каждом человеке, является одной из важнейших и актуальнейших тем в мире сегодня.
Хронологический период исследования:
С начала 2018-го года по текущее время. Данный промежуток времени выбран в связи с происходящими в нём событиями и индивидуальным подходом к каждому тексту, что требует определённых временных и человекоресурсных затрат.
Источниковая база исследования: материалы официальных сайтов и площадок в Интернете. Не только медиатексты, но и продукты рекламной и кино-индустрий.
Теоретико-методологическая база: в ходе работы были применены способы деконструкции текста, кейс-анализ, сравнительно
сопоставительный анализ.
Практическая значимость исследования: выводы могут быть использованы в преподавании на отделениях журналистики, а также важна возможность использования результатов для повышения вовлечённости людей в работу журналистов и улучшения коммуникации между аудиторией и автором, а также улучшение качества продуктов рекламной индустрии и переосмысление выходящих на экраны кинофильмов.
Теоретическая значимость заключается в междисциплинарном подходе, объединившем теорию журналистики, теорию мифа и теорию коллективного бессознательного.
Новизна работы состоит в том, что интернет-площадки полностью изменили подход к преподнесению и потреблению контента. Тема поголовного авторства, участия заинтересованных лиц в информационных войнах и жажда маркетологов продать «2 по цене 1» потребовали конкретного вмешательства в процесс коммуникации между автором и аудиторией. Журналистские тексты также оказались в эпицентре событий. Сейчас невероятно важны стали не только функции журналистики, но и роль автора в каждом тексте. Степень доверия к человеку определяет уровень доверия к информации, которую он предоставил. Более того, возможность проиллюстрировать свой материал с помощью новых технологий в дизайне, а так же шанс рассказать о материале в СМИ также относятся к важности иррационального и бессознательного в повседневной жизни.
Эмпирическую базу работы составляют Интернет-СМИ, такие, как Wonderzine, Esquire, «Такие Дела», TJ, The Village, Dragon news, «РБК», «Аргументы и факты», «Медуза», а также посты в социальных сетях, медиатексты.
Структура работы соответствует поставленным задачам. Работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по два параграфа, заключения, списка используемых источников и литературы.
Представленная дипломная работа посвящена актуальной теме интернет-образов. Она сформировалась из личного интереса к семиотике медиа-сферы. Этому были посвящены несколько курсовых, и множество часов были потрачены на изучение литературы Джозефа Кэмпбелла, Зигмунда Фрейда, Ролана Барта, Карла Юнга.
Было выявлено, что, во-первых, в настоящий момент времени происходит депрофессионализация в сфере журналистики. Нет чёткого определения профессиональных навыков. В коммуникации включился и интернет и каждый, в нём сидящий. Возникла тема поголовного авторства. Во- вторых, возросла визуализация восприятия информации. А в-третьих, обострились информационные войны. Всё чаще сознание обрабатывается, всё чаще на него влияют.
Безусловно, мифология представлена в журналистских текстах. Мифология — это ситуация бессознательного. Актуальность исследования заключается в заинтересованности медиасферы в иррациональных процессах. Происходит всеобщая коммуникация. Влияние виртуального пространства над пользователями сети, людьми, читающими новости в Интернете, безусловно, определяется образами, которые содержатся в нём, и одновременно влияют на наше бессознательное. Одним из механизмов этого влияния является мифология, заякоренная в нашей психике и исторически сформированная.
В ходе данной работы были выполнены заявленные изначально задачи:
— Рассмотрена представленность мифологии в медиасфере в целом и интернет-СМИ;
— Выявлены особенности конструирования мифлогических образов в медиатекстах как знаковых систем;
— Охарактеризованы мифологические образы предвыборной кампании;
— Определены особенности конструирования мифологических образов в новых медиа, включая интернет-площадки.
Структура материала строго соответствовала поставленным задачам, а теория сопровождалась непосредственными иллюстрациями.
Понятие мифа как продукта массового бессознательного, сохранённого в наших головах, выдается через семиотические (знаковые) системы. Таким образом, сформировалась теоретическая площадка с выходом на конкретные медиатексты и их разбор.
Средствами разбора послужили такие способы, как кейсисследование, сравнительно-сопоставительный анализ, языковой анализ текстов, деконструкция. Последний способ потребовал дополнительного изучения таких методологий, как латеральное мышление, CRAFT, Триз и дизайн-мышление.
Таким образом, можно утверждать, что влияние подсознания на осознанную часть жизнедеятельности огромно. Журналистские тексты неразрывно связаны с психоанализом, а также с творческой деятельностью в целом.
Сформировался определённый пазл, где у каждого персонажа текста есть своя роль, что подробно рассмотрено в практической части дипломной работы. Несмотря на то, что она не всегда соответствует классической интерпретации, в этом и заключается суть искусства.
Образы, которым поклоняются и которыми восхищаются, образы, восхваляемые или гонимые в кино, могут выражать собой более глубокий смысл, который закладывал автор.
Журналистика может иметь огромное влияние на мысли людей и их восприятие, например, художественных картин. Автор материала может создать образ, влияющий на восприятие материала читателем. Это важный элемент канала коммуникации. Потому важно уметь считать этот образ из текстов. Встроенная в знаки истина, воздействующая на подсознательное и бессознательное, может облегчить восприятие окружающей действительности. Видимый нам мир является лишь отображением силы, которая, не зная страданий, продолжает действовать.