ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КНР С ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГОМ РФ
|
Введение 3
Глава 1. Взаимодействие между КНР и Дальневосточным Федеральным округом в сфере экономики 8
1.1 История экономических отношений приграничных
регионов России и Китая 8
1.2. Экономическое сотрудничество после образования КНР 23
Глава 2. Современное состояние экономического сотрудничества КНР и Дальнего Востока России 43
2.1 Экономическое взаимодействие на современном этапе 43
2.2 Перспективы и проблемы сотрудничества 68
Заключение 85
Список использованных источников и литературы 90
Приложение 103
Глава 1. Взаимодействие между КНР и Дальневосточным Федеральным округом в сфере экономики 8
1.1 История экономических отношений приграничных
регионов России и Китая 8
1.2. Экономическое сотрудничество после образования КНР 23
Глава 2. Современное состояние экономического сотрудничества КНР и Дальнего Востока России 43
2.1 Экономическое взаимодействие на современном этапе 43
2.2 Перспективы и проблемы сотрудничества 68
Заключение 85
Список использованных источников и литературы 90
Приложение 103
В настоящее время Дальневосточный федеральный округ имеет широкие возможности развивать российско-китайские приграничные отношения в области торгово-экономических, транспортных, инвестиционных и культурных связей. Географическое соседство дальневосточного региона России и северо-восточных провинций Китая, обладание огромными ресурсами, необходимость обоих государств развивать приграничные регионы, перспективы совместного освоения научно-технических достижений, создание новых международных транспортных коридоров, развитие сельского хозяйства и промышленного сектора, а также увеличение приграничной торговли содержат значительный потенциал в развитии российско-китайских приграничных связей на Дальнем Востоке.
Актуальность данной работы состоит в том, что объектом исследования являются экономические отношения России и Китая именно на региональном уровне. Российский Дальний Восток является одним из немногих регионов России, который в силу ряда объективных причин как географического, так и экономического порядка имеет большие возможности для осуществления и расширения внешнеторгового сотрудничества. В течение последних лет Северо- Восток Китая и Дальневосточный федеральный округ активно развивают сотрудничество во многих различных направлениях, таких как строительство инфраструктуры и развитие транспортно-коммуникационной взаимосвязи, расширении торговли и инвестирования. Проведённый в данный работе анализ поможет определить общее состояние сотрудничества и перспективы развития взаимоотношений, изучить экономическое сотрудничество в целом и выявить проблемы и решения по вопросам межрегионального сотрудничества.
Практическая значимость работы заключается в том, что актуальных вопросов в области российско-китайского экономического сотрудничества много, однако на данный момент вопрос развития регионального сотрудничества приграничных районов российского Дальнего Востока и северо-восточного Китая стоит в числе наиболее значимых. Совместные проекты, обмен ресурсами и
з
товарами стали влиять на конкурентоспособность местной экономики и уровень жизни населения. Прогноз направления развития регионального партнёрства приграничных районов России и Китая поможет определить перспективы расширения экономического сотрудничества Дальнего Востока России и Китайской Народной Республикой.
Новизна исследования состоит в том, что большинство исследователей рассматривают вопрос отношений экономического сотрудничества приграничных районов однобоко, опираясь только на взгляды правительства России, в то время как автор рассмотрел эту тему, как со стороны России, так и со стороны Китайской Народной Республики. Было рассмотрено как позитивное, так и негативное отношение российского Дальнего Востока к развитию регионального сотрудничества с КНР, а также изучен взгляд самого Китая на реализацию совместного экономического развития. Для рассмотрения данного вопроса были использованы научные методы, основанные на требованиях факторного анализа.
Объектом исследования является структура экономических отношений России и Китая на региональном уровне.
Предмет исследования: динамика экономических отношений
Дальневосточного федерального округа и Китая в условиях глобализации экономики и развития сотрудничества.
Цель данного исследования проанализировать состояние и перспективы, а также разработать прямые рекомендации, связанные с экономическим сотрудничеством Китайской Народной Республики и Дальневосточного федерального округа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть историю взаимодействия КНР и Дальневосточного федерального округа;
2) выполнить анализ развития и накопленного опыта экономических отношений между двумя странами;
3) провести исследование строения и динамики экономических отношений КНР и ДФО;
4) проанализировать современное состояние и потенциал экономического сотрудничества Китая и Дальнего Востока;
5) определить рекомендации, связанные с экономическим сотрудничеством Дальневосточного федерального округа и Китайской Народной Республики.
Литературу, которую мы использовали в данной работе, можно разделить на источники и научную литературу.
В качестве источников были использованы договорно-правовые акты и сборники документов , которые позволяют рассмотреть условия заключенных соглашений. Данные с официальных сайтов Приморского и Краснодарского краев , а также Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока3 в частности помогают проанализировать российско-китайские проекты и дать оценку перспектив развития. Статистические данные6 7 дают возможность проанализировать изменения в объёме товарооборота, что в свою очередь позволяет оценить потенциал торговых отношений между странами.
Также мы использовали научную литературу на русском и иностранных языках. Труды иностранных авторов дают нам возможность сравнить исследования зарубежных и отечественных китаистов и экономистов по вопросу экономического сотрудничества российского Дальнего Востока и Китая.
. Литература на русском языке. При изучении истории экономического сотрудничества Дальневосточного Федерального округа и Китая были
использованы работы А.И. Денисова «Россия и Китай: четыре века
взаимодействия. История, современное состояние и перспективы развития российско-китайских отношений» , в которой подробно рассмотрены все периоды взаимоотношений России и Китая вплоть до XXI века, а также О.Б. Рахманина «К истории отношений России-СССР с Китаем в XX веке» , автор которой провел детальный обзор и анализ основных событий российско-китайских отношений в XX веке.
Свой вклад в ознакомление с исторической стороной отношений Дальнего Востока России и Китая внесли работы О.Б. Борисова «Советско-китайские отношения. 1945-1980» , О.Е. Владимирова «Советско-китайские отношения в сороковых-восьмидесятых годах» , Е.Д. Степанова «Пограничная политика в системе внешнеполитических приоритетов КНР» , С.Л. Тихвинского «Восприятия в Китае образа России» . Данные труды помогли узнать новые и уникальные факты о региональном сотрудничестве двух стран, а также дали возможность познакомиться с мнениями самих авторов касательно партнёрства приграничных районов России и Китая.
Для изучения отношения регионального правительства Дальневосточного федерального округа к развитию экономического партнёрства с Китаем был использован труд С.А. Иванова «Без полномочий, ресурсов и целей: роль региональной власти Дальнего Востока в продвижении экономического сотрудничества с Китаем» . В работе на основе анализа законодательной базы, официальных региональных концепций развития и материалов прессы выявляется роль региональных властей Дальнего Востока России в активизации и регулировании экономического сотрудничества с Китаем.
Перспективы и проблемы развития экономического сотрудничества регионов двух стран были составлены на основе работ С.А. Иванова «Корреляция программ развития Дальнего Востока России и возрождения Северо-Востока Китая: проблемы и перспективы» , в статье которого рассматриваются перспективные направления приграничного и межрегионального сотрудничества восточных районов РФ и Северо-Востока КНР, а также А.А. Киреева «Состояние и перспективы трансграничных отношений российского Дальнего Востока и Китая» , автор которого предлагает свою реконструкцию коллективных представлений экспертов о субъектах, составе и структуре, государственном регулировании и проблемах двустороннего трансграничного взаимодействия, о его нынешней роли в развитии региона и вероятном значении в будущем.
Литература на китайском языке, использованная в нашем исследовании содержит сведения о планах экономического сотрудничества России и Китая на региональном уровне , а также сведения о конкретных проектах . Ценными оказались работы ^lj?ff^ и которые проанализировали существующие
и планируемые совместные проекты приграничных регионов Дальнего Востока и Китая в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь».
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список источников и литературы.
Актуальность данной работы состоит в том, что объектом исследования являются экономические отношения России и Китая именно на региональном уровне. Российский Дальний Восток является одним из немногих регионов России, который в силу ряда объективных причин как географического, так и экономического порядка имеет большие возможности для осуществления и расширения внешнеторгового сотрудничества. В течение последних лет Северо- Восток Китая и Дальневосточный федеральный округ активно развивают сотрудничество во многих различных направлениях, таких как строительство инфраструктуры и развитие транспортно-коммуникационной взаимосвязи, расширении торговли и инвестирования. Проведённый в данный работе анализ поможет определить общее состояние сотрудничества и перспективы развития взаимоотношений, изучить экономическое сотрудничество в целом и выявить проблемы и решения по вопросам межрегионального сотрудничества.
Практическая значимость работы заключается в том, что актуальных вопросов в области российско-китайского экономического сотрудничества много, однако на данный момент вопрос развития регионального сотрудничества приграничных районов российского Дальнего Востока и северо-восточного Китая стоит в числе наиболее значимых. Совместные проекты, обмен ресурсами и
з
товарами стали влиять на конкурентоспособность местной экономики и уровень жизни населения. Прогноз направления развития регионального партнёрства приграничных районов России и Китая поможет определить перспективы расширения экономического сотрудничества Дальнего Востока России и Китайской Народной Республикой.
Новизна исследования состоит в том, что большинство исследователей рассматривают вопрос отношений экономического сотрудничества приграничных районов однобоко, опираясь только на взгляды правительства России, в то время как автор рассмотрел эту тему, как со стороны России, так и со стороны Китайской Народной Республики. Было рассмотрено как позитивное, так и негативное отношение российского Дальнего Востока к развитию регионального сотрудничества с КНР, а также изучен взгляд самого Китая на реализацию совместного экономического развития. Для рассмотрения данного вопроса были использованы научные методы, основанные на требованиях факторного анализа.
Объектом исследования является структура экономических отношений России и Китая на региональном уровне.
Предмет исследования: динамика экономических отношений
Дальневосточного федерального округа и Китая в условиях глобализации экономики и развития сотрудничества.
Цель данного исследования проанализировать состояние и перспективы, а также разработать прямые рекомендации, связанные с экономическим сотрудничеством Китайской Народной Республики и Дальневосточного федерального округа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть историю взаимодействия КНР и Дальневосточного федерального округа;
2) выполнить анализ развития и накопленного опыта экономических отношений между двумя странами;
3) провести исследование строения и динамики экономических отношений КНР и ДФО;
4) проанализировать современное состояние и потенциал экономического сотрудничества Китая и Дальнего Востока;
5) определить рекомендации, связанные с экономическим сотрудничеством Дальневосточного федерального округа и Китайской Народной Республики.
Литературу, которую мы использовали в данной работе, можно разделить на источники и научную литературу.
В качестве источников были использованы договорно-правовые акты и сборники документов , которые позволяют рассмотреть условия заключенных соглашений. Данные с официальных сайтов Приморского и Краснодарского краев , а также Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока3 в частности помогают проанализировать российско-китайские проекты и дать оценку перспектив развития. Статистические данные6 7 дают возможность проанализировать изменения в объёме товарооборота, что в свою очередь позволяет оценить потенциал торговых отношений между странами.
Также мы использовали научную литературу на русском и иностранных языках. Труды иностранных авторов дают нам возможность сравнить исследования зарубежных и отечественных китаистов и экономистов по вопросу экономического сотрудничества российского Дальнего Востока и Китая.
. Литература на русском языке. При изучении истории экономического сотрудничества Дальневосточного Федерального округа и Китая были
использованы работы А.И. Денисова «Россия и Китай: четыре века
взаимодействия. История, современное состояние и перспективы развития российско-китайских отношений» , в которой подробно рассмотрены все периоды взаимоотношений России и Китая вплоть до XXI века, а также О.Б. Рахманина «К истории отношений России-СССР с Китаем в XX веке» , автор которой провел детальный обзор и анализ основных событий российско-китайских отношений в XX веке.
Свой вклад в ознакомление с исторической стороной отношений Дальнего Востока России и Китая внесли работы О.Б. Борисова «Советско-китайские отношения. 1945-1980» , О.Е. Владимирова «Советско-китайские отношения в сороковых-восьмидесятых годах» , Е.Д. Степанова «Пограничная политика в системе внешнеполитических приоритетов КНР» , С.Л. Тихвинского «Восприятия в Китае образа России» . Данные труды помогли узнать новые и уникальные факты о региональном сотрудничестве двух стран, а также дали возможность познакомиться с мнениями самих авторов касательно партнёрства приграничных районов России и Китая.
Для изучения отношения регионального правительства Дальневосточного федерального округа к развитию экономического партнёрства с Китаем был использован труд С.А. Иванова «Без полномочий, ресурсов и целей: роль региональной власти Дальнего Востока в продвижении экономического сотрудничества с Китаем» . В работе на основе анализа законодательной базы, официальных региональных концепций развития и материалов прессы выявляется роль региональных властей Дальнего Востока России в активизации и регулировании экономического сотрудничества с Китаем.
Перспективы и проблемы развития экономического сотрудничества регионов двух стран были составлены на основе работ С.А. Иванова «Корреляция программ развития Дальнего Востока России и возрождения Северо-Востока Китая: проблемы и перспективы» , в статье которого рассматриваются перспективные направления приграничного и межрегионального сотрудничества восточных районов РФ и Северо-Востока КНР, а также А.А. Киреева «Состояние и перспективы трансграничных отношений российского Дальнего Востока и Китая» , автор которого предлагает свою реконструкцию коллективных представлений экспертов о субъектах, составе и структуре, государственном регулировании и проблемах двустороннего трансграничного взаимодействия, о его нынешней роли в развитии региона и вероятном значении в будущем.
Литература на китайском языке, использованная в нашем исследовании содержит сведения о планах экономического сотрудничества России и Китая на региональном уровне , а также сведения о конкретных проектах . Ценными оказались работы ^lj?ff^ и которые проанализировали существующие
и планируемые совместные проекты приграничных регионов Дальнего Востока и Китая в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь».
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список источников и литературы.
Дальневосточный федеральный округ и Китайская Народная Республика имеют долгую историю экономического сотрудничества. Общая граница была поводом для переговоров и создания дружеских и соседских отношений для взаимного мирного сосуществования. Также это послужило платформой для установления экономических и торговых отношений между двумя могущественными государствами.
Существуют как успехи, так и проблемы двустороннего сотрудничества. Однако позитивная тенденция преобладает, и в любом случае стороны пытаются избежать недопонимания и разрешить проблемные ситуации. На данный момент перед правительством России стоит задача добиться социально-экономического развития дальневосточного региона. В то время, как Китай озабочен вопросом развития фундаментального статуса и роли старой промышленной базы северо- восточного региона Китая.
В настоящее время региональное сотрудничество российского Дальнего Востока и Китая главным образом основывается на развитии строительства инфраструктуры. Это помогает расширить инвестиционное и торговое сотрудничество между регионами двух стран. Также способствует повышению конкурентоспособности регионов на международной арене и выхода на мировой рынок.
Помимо этого, увеличивается российско-китайское энергетическое сотрудничество. Ускоренное освоение энергоресурсов Дальнего Востока в настоящее время почти невозможно без участия китайского капитала. Поэтому Китайская Народная Республика принимает участие во многих проектах дальневосточного региона, касаемых добычи и экспорта энергоресурсов. Этот союз выгоден для обеих сторон, так как Китай нуждается в поставках сырья, а российскому Дальнему Востоку нужны инвестиции для реализации запланированных проектов.
Наблюдается постоянный рост объёма торговли. В настоящее время Китай уже давно является крупнейшим торговым партнером на Дальнем Востоке, крупнейшим источником импорта и третьим по величине экспортером. С расширением масштабов торговли обмен становится все более разнообразным, а его структура — более оптимизированной. В дополнение к непрерывному росту традиционного торгового ассортимента, доля высокотехнологичной продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью также увеличивается.
Сотрудничество, привлечение капиталов, совместная разработка региональных ресурсов стали важной частью развития приграничного сотрудничества. В последние годы представители приграничных районов Китая, используя географические преимущества, то есть близость к российскому Дальнему Востоку, открывают новые совместные торгово-промышленные предприятия, такие как фермы, лесоперерабатывающие заводы и другие. Китайская сторона прикладывает усилия для развития строительства в регионе и способствует дальнейшему укреплению научно-технического сотрудничества двух стран. Россия и Китай вместе повышают уровень развития технологий в области сельскохозяйственных культур.
На основе анализа экономического сотрудничества КНР и Дальневосточного федерального округа РФ, а также прогнозе их дальнейшего взаимодействия, для усовершенствования отношений двух стран в сфере экономики можно дать следующие рекомендации.
У российского государства по-прежнему отсутствует понимание роли и места Китая в современной истории России, алгоритма использования потенциала и интереса Китая для собственного развития. Тем более отсутствует четкое понимание того, насколько важным для территории Дальнего Востока является взаимодействие с Китаем. Требуется ревизия и корректировка административной и нормативно-правовой базы взаимодействия: анализ и совершенствование заключенных договоров и соглашений, и корректировка российского законодательства, заключение новых соглашений с Китаем по вопросам приграничного сотрудничества и другое.
Есть необходимость заключить между таможенными органами России и КНР соглашения об установлении ответственности за контрабандный товар как российского перевозчика, так и таможенных органов, и грузоотправителей КНР, выпустивших товар на сопредельную сторону.
Для того, чтобы создать хорошие условия для инвестиций и бизнеса в китайско-российской народной торговле и расширить приграничную торговлю, настоятельно необходимо приложить все усилия для наведения порядка в торговле и нормализации хозяйственной деятельности.
Например, китайской стороне следует усилить пропаганду и рекламу китайских товаров на российском рынке, расширить влияние российских крупных предприятий и компаний в Китае, регулярно проводить выставки и торговые форумы, наладить обмены и контакты между китайскими и российскими неправительственными торговыми организациями, способствовать более тесному сотрудничеству и обмену информацией между экспертами из крупных китайских и российских предприятий и компаний. Повысить способность китайских предпринимателей учитывать хозяйственные риски и расширять свое присутствие на рынке. Усилить проверки качества китайских товаров, экспортируемых в Россию, решительно выявлять предприятия и лица, производящие поддельные и контрафактные товары, не допускать, чтобы такие товары вывозились за рубеж, повысить ответственность в защите репутации китайских товаров.
Тем временем, российская сторона должна приложить усилия для того, чтобы совершенствовать инвестиционный и предпринимательский климат в стране, обеспечить законные интересы китайских коммерсантов в России. Нужно повысить правовые знания сотрудников таможенных органов и пограничников, изменить бюрократический стиль работы, усилить контрольные и правоохранительные функции правительственных органов, укрепить взаимодействие таможенных властей, налоговых органов и банков. Совместными усилиями искоренить такую преступную деятельность в области экономики, как контрабанда, взяточничество, коррупция, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей.
Китайская и российская стороны должны совместно усилить функции правительств по контролю и управлению двусторонней народной торговлей, развивать экономическое сотрудничество в области торговли, обмена и услуг в соответствии с международными принципами, создать единую систему проверки и сертификации качества товаров. Кроме этого, активно способствовать расширению сотрудничества обеих стран в области высоких технологий, на взаимовыгодной основе способствовать созданию совместных компаний в приоритетных для каждой страны отраслях.
Фактором увеличения внешнеторгового оборота двух стран также может являться дальнейшее развитие межбанковского сотрудничества, развитие системы корреспондентских отношений банков, расположенных в приграничных российско-китайских регионах, ориентированное на расширение межбанковских расчетов по приграничной торговле, является фактором цивилизованного развития внешнеэкономических связей, формирующим культурное и экономическое трансграничное пространство.
В заключении отметим, что анализ текущего состояния российско- китайского совместного сотрудничества на Дальнем Востоке позволяет определять его скорее как потенциальный, чем реальный конкурентный ресурс приграничных регионов. Это связано и с особенностями сформировавшейся модели приграничного сотрудничества экспортно-сырьевой направленности, и с наличием огромного количества угроз, приводящих к увеличению масштабов геоэкономической ренты отсталости, уплачиваемой дальневосточными территориями не только китайским партнерам, но и центральным регионам РФ. Между тем развитие приграничного сотрудничества в ДФО имеет возможности для создания на его основе устойчивого конкурентного преимущества. Основой этого процесса должна стать реализация стратегии повышения конкурентоспособности приграничного региона в рамках осуществления конкурентной региональной политики.
Тем не менее, из полученных результатов можно сделать вывод, что Дальневосточный федеральный округ и Китайская Народная Республика имеют огромный потенциал экономического сотрудничества. У обоих сторон есть заинтересованность в совместном партнёрстве и возможность удовлетворить противоположные нужды. В связи с этим, мы можем предположить, что в ближайшем будущем можно будет наблюдать экономический рост приграничных районов соседствующих стран.
Существуют как успехи, так и проблемы двустороннего сотрудничества. Однако позитивная тенденция преобладает, и в любом случае стороны пытаются избежать недопонимания и разрешить проблемные ситуации. На данный момент перед правительством России стоит задача добиться социально-экономического развития дальневосточного региона. В то время, как Китай озабочен вопросом развития фундаментального статуса и роли старой промышленной базы северо- восточного региона Китая.
В настоящее время региональное сотрудничество российского Дальнего Востока и Китая главным образом основывается на развитии строительства инфраструктуры. Это помогает расширить инвестиционное и торговое сотрудничество между регионами двух стран. Также способствует повышению конкурентоспособности регионов на международной арене и выхода на мировой рынок.
Помимо этого, увеличивается российско-китайское энергетическое сотрудничество. Ускоренное освоение энергоресурсов Дальнего Востока в настоящее время почти невозможно без участия китайского капитала. Поэтому Китайская Народная Республика принимает участие во многих проектах дальневосточного региона, касаемых добычи и экспорта энергоресурсов. Этот союз выгоден для обеих сторон, так как Китай нуждается в поставках сырья, а российскому Дальнему Востоку нужны инвестиции для реализации запланированных проектов.
Наблюдается постоянный рост объёма торговли. В настоящее время Китай уже давно является крупнейшим торговым партнером на Дальнем Востоке, крупнейшим источником импорта и третьим по величине экспортером. С расширением масштабов торговли обмен становится все более разнообразным, а его структура — более оптимизированной. В дополнение к непрерывному росту традиционного торгового ассортимента, доля высокотехнологичной продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью также увеличивается.
Сотрудничество, привлечение капиталов, совместная разработка региональных ресурсов стали важной частью развития приграничного сотрудничества. В последние годы представители приграничных районов Китая, используя географические преимущества, то есть близость к российскому Дальнему Востоку, открывают новые совместные торгово-промышленные предприятия, такие как фермы, лесоперерабатывающие заводы и другие. Китайская сторона прикладывает усилия для развития строительства в регионе и способствует дальнейшему укреплению научно-технического сотрудничества двух стран. Россия и Китай вместе повышают уровень развития технологий в области сельскохозяйственных культур.
На основе анализа экономического сотрудничества КНР и Дальневосточного федерального округа РФ, а также прогнозе их дальнейшего взаимодействия, для усовершенствования отношений двух стран в сфере экономики можно дать следующие рекомендации.
У российского государства по-прежнему отсутствует понимание роли и места Китая в современной истории России, алгоритма использования потенциала и интереса Китая для собственного развития. Тем более отсутствует четкое понимание того, насколько важным для территории Дальнего Востока является взаимодействие с Китаем. Требуется ревизия и корректировка административной и нормативно-правовой базы взаимодействия: анализ и совершенствование заключенных договоров и соглашений, и корректировка российского законодательства, заключение новых соглашений с Китаем по вопросам приграничного сотрудничества и другое.
Есть необходимость заключить между таможенными органами России и КНР соглашения об установлении ответственности за контрабандный товар как российского перевозчика, так и таможенных органов, и грузоотправителей КНР, выпустивших товар на сопредельную сторону.
Для того, чтобы создать хорошие условия для инвестиций и бизнеса в китайско-российской народной торговле и расширить приграничную торговлю, настоятельно необходимо приложить все усилия для наведения порядка в торговле и нормализации хозяйственной деятельности.
Например, китайской стороне следует усилить пропаганду и рекламу китайских товаров на российском рынке, расширить влияние российских крупных предприятий и компаний в Китае, регулярно проводить выставки и торговые форумы, наладить обмены и контакты между китайскими и российскими неправительственными торговыми организациями, способствовать более тесному сотрудничеству и обмену информацией между экспертами из крупных китайских и российских предприятий и компаний. Повысить способность китайских предпринимателей учитывать хозяйственные риски и расширять свое присутствие на рынке. Усилить проверки качества китайских товаров, экспортируемых в Россию, решительно выявлять предприятия и лица, производящие поддельные и контрафактные товары, не допускать, чтобы такие товары вывозились за рубеж, повысить ответственность в защите репутации китайских товаров.
Тем временем, российская сторона должна приложить усилия для того, чтобы совершенствовать инвестиционный и предпринимательский климат в стране, обеспечить законные интересы китайских коммерсантов в России. Нужно повысить правовые знания сотрудников таможенных органов и пограничников, изменить бюрократический стиль работы, усилить контрольные и правоохранительные функции правительственных органов, укрепить взаимодействие таможенных властей, налоговых органов и банков. Совместными усилиями искоренить такую преступную деятельность в области экономики, как контрабанда, взяточничество, коррупция, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей.
Китайская и российская стороны должны совместно усилить функции правительств по контролю и управлению двусторонней народной торговлей, развивать экономическое сотрудничество в области торговли, обмена и услуг в соответствии с международными принципами, создать единую систему проверки и сертификации качества товаров. Кроме этого, активно способствовать расширению сотрудничества обеих стран в области высоких технологий, на взаимовыгодной основе способствовать созданию совместных компаний в приоритетных для каждой страны отраслях.
Фактором увеличения внешнеторгового оборота двух стран также может являться дальнейшее развитие межбанковского сотрудничества, развитие системы корреспондентских отношений банков, расположенных в приграничных российско-китайских регионах, ориентированное на расширение межбанковских расчетов по приграничной торговле, является фактором цивилизованного развития внешнеэкономических связей, формирующим культурное и экономическое трансграничное пространство.
В заключении отметим, что анализ текущего состояния российско- китайского совместного сотрудничества на Дальнем Востоке позволяет определять его скорее как потенциальный, чем реальный конкурентный ресурс приграничных регионов. Это связано и с особенностями сформировавшейся модели приграничного сотрудничества экспортно-сырьевой направленности, и с наличием огромного количества угроз, приводящих к увеличению масштабов геоэкономической ренты отсталости, уплачиваемой дальневосточными территориями не только китайским партнерам, но и центральным регионам РФ. Между тем развитие приграничного сотрудничества в ДФО имеет возможности для создания на его основе устойчивого конкурентного преимущества. Основой этого процесса должна стать реализация стратегии повышения конкурентоспособности приграничного региона в рамках осуществления конкурентной региональной политики.
Тем не менее, из полученных результатов можно сделать вывод, что Дальневосточный федеральный округ и Китайская Народная Республика имеют огромный потенциал экономического сотрудничества. У обоих сторон есть заинтересованность в совместном партнёрстве и возможность удовлетворить противоположные нужды. В связи с этим, мы можем предположить, что в ближайшем будущем можно будет наблюдать экономический рост приграничных районов соседствующих стран.



