Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КНР С ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГОМ РФ

Работа №42504

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

внешнеэкономическая деятельность

Объем работы112
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
420
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Взаимодействие между КНР и Дальневосточным Федеральным округом в сфере экономики 8
1.1 История экономических отношений приграничных
регионов России и Китая 8
1.2. Экономическое сотрудничество после образования КНР 23
Глава 2. Современное состояние экономического сотрудничества КНР и Дальнего Востока России 43
2.1 Экономическое взаимодействие на современном этапе 43
2.2 Перспективы и проблемы сотрудничества 68
Заключение 85
Список использованных источников и литературы 90
Приложение 103


В настоящее время Дальневосточный федеральный округ имеет широкие возможности развивать российско-китайские приграничные отношения в области торгово-экономических, транспортных, инвестиционных и культурных связей. Географическое соседство дальневосточного региона России и северо-восточных провинций Китая, обладание огромными ресурсами, необходимость обоих государств развивать приграничные регионы, перспективы совместного освоения научно-технических достижений, создание новых международных транспортных коридоров, развитие сельского хозяйства и промышленного сектора, а также увеличение приграничной торговли содержат значительный потенциал в развитии российско-китайских приграничных связей на Дальнем Востоке.
Актуальность данной работы состоит в том, что объектом исследования являются экономические отношения России и Китая именно на региональном уровне. Российский Дальний Восток является одним из немногих регионов России, который в силу ряда объективных причин как географического, так и экономического порядка имеет большие возможности для осуществления и расширения внешнеторгового сотрудничества. В течение последних лет Северо- Восток Китая и Дальневосточный федеральный округ активно развивают сотрудничество во многих различных направлениях, таких как строительство инфраструктуры и развитие транспортно-коммуникационной взаимосвязи, расширении торговли и инвестирования. Проведённый в данный работе анализ поможет определить общее состояние сотрудничества и перспективы развития взаимоотношений, изучить экономическое сотрудничество в целом и выявить проблемы и решения по вопросам межрегионального сотрудничества.
Практическая значимость работы заключается в том, что актуальных вопросов в области российско-китайского экономического сотрудничества много, однако на данный момент вопрос развития регионального сотрудничества приграничных районов российского Дальнего Востока и северо-восточного Китая стоит в числе наиболее значимых. Совместные проекты, обмен ресурсами и
з
товарами стали влиять на конкурентоспособность местной экономики и уровень жизни населения. Прогноз направления развития регионального партнёрства приграничных районов России и Китая поможет определить перспективы расширения экономического сотрудничества Дальнего Востока России и Китайской Народной Республикой.
Новизна исследования состоит в том, что большинство исследователей рассматривают вопрос отношений экономического сотрудничества приграничных районов однобоко, опираясь только на взгляды правительства России, в то время как автор рассмотрел эту тему, как со стороны России, так и со стороны Китайской Народной Республики. Было рассмотрено как позитивное, так и негативное отношение российского Дальнего Востока к развитию регионального сотрудничества с КНР, а также изучен взгляд самого Китая на реализацию совместного экономического развития. Для рассмотрения данного вопроса были использованы научные методы, основанные на требованиях факторного анализа.
Объектом исследования является структура экономических отношений России и Китая на региональном уровне.
Предмет исследования: динамика экономических отношений
Дальневосточного федерального округа и Китая в условиях глобализации экономики и развития сотрудничества.
Цель данного исследования проанализировать состояние и перспективы, а также разработать прямые рекомендации, связанные с экономическим сотрудничеством Китайской Народной Республики и Дальневосточного федерального округа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть историю взаимодействия КНР и Дальневосточного федерального округа;
2) выполнить анализ развития и накопленного опыта экономических отношений между двумя странами;
3) провести исследование строения и динамики экономических отношений КНР и ДФО;
4) проанализировать современное состояние и потенциал экономического сотрудничества Китая и Дальнего Востока;
5) определить рекомендации, связанные с экономическим сотрудничеством Дальневосточного федерального округа и Китайской Народной Республики.
Литературу, которую мы использовали в данной работе, можно разделить на источники и научную литературу.
В качестве источников были использованы договорно-правовые акты и сборники документов , которые позволяют рассмотреть условия заключенных соглашений. Данные с официальных сайтов Приморского и Краснодарского краев , а также Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока3 в частности помогают проанализировать российско-китайские проекты и дать оценку перспектив развития. Статистические данные6 7 дают возможность проанализировать изменения в объёме товарооборота, что в свою очередь позволяет оценить потенциал торговых отношений между странами.
Также мы использовали научную литературу на русском и иностранных языках. Труды иностранных авторов дают нам возможность сравнить исследования зарубежных и отечественных китаистов и экономистов по вопросу экономического сотрудничества российского Дальнего Востока и Китая.
. Литература на русском языке. При изучении истории экономического сотрудничества Дальневосточного Федерального округа и Китая были
использованы работы А.И. Денисова «Россия и Китай: четыре века
взаимодействия. История, современное состояние и перспективы развития российско-китайских отношений» , в которой подробно рассмотрены все периоды взаимоотношений России и Китая вплоть до XXI века, а также О.Б. Рахманина «К истории отношений России-СССР с Китаем в XX веке» , автор которой провел детальный обзор и анализ основных событий российско-китайских отношений в XX веке.
Свой вклад в ознакомление с исторической стороной отношений Дальнего Востока России и Китая внесли работы О.Б. Борисова «Советско-китайские отношения. 1945-1980» , О.Е. Владимирова «Советско-китайские отношения в сороковых-восьмидесятых годах» , Е.Д. Степанова «Пограничная политика в системе внешнеполитических приоритетов КНР» , С.Л. Тихвинского «Восприятия в Китае образа России» . Данные труды помогли узнать новые и уникальные факты о региональном сотрудничестве двух стран, а также дали возможность познакомиться с мнениями самих авторов касательно партнёрства приграничных районов России и Китая.
Для изучения отношения регионального правительства Дальневосточного федерального округа к развитию экономического партнёрства с Китаем был использован труд С.А. Иванова «Без полномочий, ресурсов и целей: роль региональной власти Дальнего Востока в продвижении экономического сотрудничества с Китаем» . В работе на основе анализа законодательной базы, официальных региональных концепций развития и материалов прессы выявляется роль региональных властей Дальнего Востока России в активизации и регулировании экономического сотрудничества с Китаем.
Перспективы и проблемы развития экономического сотрудничества регионов двух стран были составлены на основе работ С.А. Иванова «Корреляция программ развития Дальнего Востока России и возрождения Северо-Востока Китая: проблемы и перспективы» , в статье которого рассматриваются перспективные направления приграничного и межрегионального сотрудничества восточных районов РФ и Северо-Востока КНР, а также А.А. Киреева «Состояние и перспективы трансграничных отношений российского Дальнего Востока и Китая» , автор которого предлагает свою реконструкцию коллективных представлений экспертов о субъектах, составе и структуре, государственном регулировании и проблемах двустороннего трансграничного взаимодействия, о его нынешней роли в развитии региона и вероятном значении в будущем.
Литература на китайском языке, использованная в нашем исследовании содержит сведения о планах экономического сотрудничества России и Китая на региональном уровне , а также сведения о конкретных проектах . Ценными оказались работы ^lj?ff^ и которые проанализировали существующие
и планируемые совместные проекты приграничных регионов Дальнего Востока и Китая в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь».
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дальневосточный федеральный округ и Китайская Народная Республика имеют долгую историю экономического сотрудничества. Общая граница была поводом для переговоров и создания дружеских и соседских отношений для взаимного мирного сосуществования. Также это послужило платформой для установления экономических и торговых отношений между двумя могущественными государствами.
Существуют как успехи, так и проблемы двустороннего сотрудничества. Однако позитивная тенденция преобладает, и в любом случае стороны пытаются избежать недопонимания и разрешить проблемные ситуации. На данный момент перед правительством России стоит задача добиться социально-экономического развития дальневосточного региона. В то время, как Китай озабочен вопросом развития фундаментального статуса и роли старой промышленной базы северо- восточного региона Китая.
В настоящее время региональное сотрудничество российского Дальнего Востока и Китая главным образом основывается на развитии строительства инфраструктуры. Это помогает расширить инвестиционное и торговое сотрудничество между регионами двух стран. Также способствует повышению конкурентоспособности регионов на международной арене и выхода на мировой рынок.
Помимо этого, увеличивается российско-китайское энергетическое сотрудничество. Ускоренное освоение энергоресурсов Дальнего Востока в настоящее время почти невозможно без участия китайского капитала. Поэтому Китайская Народная Республика принимает участие во многих проектах дальневосточного региона, касаемых добычи и экспорта энергоресурсов. Этот союз выгоден для обеих сторон, так как Китай нуждается в поставках сырья, а российскому Дальнему Востоку нужны инвестиции для реализации запланированных проектов.
Наблюдается постоянный рост объёма торговли. В настоящее время Китай уже давно является крупнейшим торговым партнером на Дальнем Востоке, крупнейшим источником импорта и третьим по величине экспортером. С расширением масштабов торговли обмен становится все более разнообразным, а его структура — более оптимизированной. В дополнение к непрерывному росту традиционного торгового ассортимента, доля высокотехнологичной продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью также увеличивается.
Сотрудничество, привлечение капиталов, совместная разработка региональных ресурсов стали важной частью развития приграничного сотрудничества. В последние годы представители приграничных районов Китая, используя географические преимущества, то есть близость к российскому Дальнему Востоку, открывают новые совместные торгово-промышленные предприятия, такие как фермы, лесоперерабатывающие заводы и другие. Китайская сторона прикладывает усилия для развития строительства в регионе и способствует дальнейшему укреплению научно-технического сотрудничества двух стран. Россия и Китай вместе повышают уровень развития технологий в области сельскохозяйственных культур.
На основе анализа экономического сотрудничества КНР и Дальневосточного федерального округа РФ, а также прогнозе их дальнейшего взаимодействия, для усовершенствования отношений двух стран в сфере экономики можно дать следующие рекомендации.
У российского государства по-прежнему отсутствует понимание роли и места Китая в современной истории России, алгоритма использования потенциала и интереса Китая для собственного развития. Тем более отсутствует четкое понимание того, насколько важным для территории Дальнего Востока является взаимодействие с Китаем. Требуется ревизия и корректировка административной и нормативно-правовой базы взаимодействия: анализ и совершенствование заключенных договоров и соглашений, и корректировка российского законодательства, заключение новых соглашений с Китаем по вопросам приграничного сотрудничества и другое.
Есть необходимость заключить между таможенными органами России и КНР соглашения об установлении ответственности за контрабандный товар как российского перевозчика, так и таможенных органов, и грузоотправителей КНР, выпустивших товар на сопредельную сторону.
Для того, чтобы создать хорошие условия для инвестиций и бизнеса в китайско-российской народной торговле и расширить приграничную торговлю, настоятельно необходимо приложить все усилия для наведения порядка в торговле и нормализации хозяйственной деятельности.
Например, китайской стороне следует усилить пропаганду и рекламу китайских товаров на российском рынке, расширить влияние российских крупных предприятий и компаний в Китае, регулярно проводить выставки и торговые форумы, наладить обмены и контакты между китайскими и российскими неправительственными торговыми организациями, способствовать более тесному сотрудничеству и обмену информацией между экспертами из крупных китайских и российских предприятий и компаний. Повысить способность китайских предпринимателей учитывать хозяйственные риски и расширять свое присутствие на рынке. Усилить проверки качества китайских товаров, экспортируемых в Россию, решительно выявлять предприятия и лица, производящие поддельные и контрафактные товары, не допускать, чтобы такие товары вывозились за рубеж, повысить ответственность в защите репутации китайских товаров.
Тем временем, российская сторона должна приложить усилия для того, чтобы совершенствовать инвестиционный и предпринимательский климат в стране, обеспечить законные интересы китайских коммерсантов в России. Нужно повысить правовые знания сотрудников таможенных органов и пограничников, изменить бюрократический стиль работы, усилить контрольные и правоохранительные функции правительственных органов, укрепить взаимодействие таможенных властей, налоговых органов и банков. Совместными усилиями искоренить такую преступную деятельность в области экономики, как контрабанда, взяточничество, коррупция, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей.
Китайская и российская стороны должны совместно усилить функции правительств по контролю и управлению двусторонней народной торговлей, развивать экономическое сотрудничество в области торговли, обмена и услуг в соответствии с международными принципами, создать единую систему проверки и сертификации качества товаров. Кроме этого, активно способствовать расширению сотрудничества обеих стран в области высоких технологий, на взаимовыгодной основе способствовать созданию совместных компаний в приоритетных для каждой страны отраслях.
Фактором увеличения внешнеторгового оборота двух стран также может являться дальнейшее развитие межбанковского сотрудничества, развитие системы корреспондентских отношений банков, расположенных в приграничных российско-китайских регионах, ориентированное на расширение межбанковских расчетов по приграничной торговле, является фактором цивилизованного развития внешнеэкономических связей, формирующим культурное и экономическое трансграничное пространство.
В заключении отметим, что анализ текущего состояния российско- китайского совместного сотрудничества на Дальнем Востоке позволяет определять его скорее как потенциальный, чем реальный конкурентный ресурс приграничных регионов. Это связано и с особенностями сформировавшейся модели приграничного сотрудничества экспортно-сырьевой направленности, и с наличием огромного количества угроз, приводящих к увеличению масштабов геоэкономической ренты отсталости, уплачиваемой дальневосточными территориями не только китайским партнерам, но и центральным регионам РФ. Между тем развитие приграничного сотрудничества в ДФО имеет возможности для создания на его основе устойчивого конкурентного преимущества. Основой этого процесса должна стать реализация стратегии повышения конкурентоспособности приграничного региона в рамках осуществления конкурентной региональной политики.
Тем не менее, из полученных результатов можно сделать вывод, что Дальневосточный федеральный округ и Китайская Народная Республика имеют огромный потенциал экономического сотрудничества. У обоих сторон есть заинтересованность в совместном партнёрстве и возможность удовлетворить противоположные нужды. В связи с этим, мы можем предположить, что в ближайшем будущем можно будет наблюдать экономический рост приграничных районов соседствующих стран.



1) Амурский газоперерабатывающий завод [Электронный ресурс] /
Официальный сайт Газпрома. Режим доступа:
http://www.gazprom.ru/about/production/proiects/amur-gpp/, свободный. - Проверено 10.05.2018.
2) Бантыш-Каменский Н.Н. Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами с 1619 по 1792 год. -МД882. - 582 с.
3) Восточный экономический форум [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Режим доступа: https://minvr.ru/activity/vostoclinyy-ekonomicheskiy-forum/, свободный. - Проверено 15.04.2018.
4) Елисеенко А.Г., Царева О.В. Красноярский край усилит позиции в
Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии [Электронный ресурс] /Официальный портал Красноярского края. Режим доступа: http://www.krskstate.rU/press/news/0/news/81757, свободный. -
Проверено 15.04.2018.
5) Международные транспортные коридоры (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2» могут заработать в полной мере до 2025 года [Электронный ресурс] / Официальный сайт Администрации Приморского края. Режим доступа: http://www.primorsky.ru/news/140351 /, свободный. - Проверено
25.04.2018.
6) Международный форум «Один пояс, один путь» [Электронный ресурс] /
Официальный сайт Кремля. Режим доступа:
http://kremlin.ru/events/president/news/54491, свободный. - Проверено
27.04.2018.
7) Мясников В.С. Новые документы о поездке в Китай Ивана Петлина // В.С. Мясников; Квадратура китайского круга: Избранные статьи: В 2 кн. М.,
2006. Кн. 1.-525 с.
8) О начале выдачи электронных виз иностранным гражданам для посещения
свободного порта Владивосток [Электронный ресурс] / МИД России. Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign policy/news/-
/asset publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2833641, свободный. - Проверено
18.04.2018.
9) Русско-китайские договорно-правовые акты. 1689-1916. / Под ред. В.С. Мясникова - М., 2004. - 696 с.
10) Сборник российско-китайских договоров. 1949-1999. / Под ред. Г.Б. Карасина. - М.: Терра-Спорт, 1999. - 496 с.
11) Сила Сибири [Электронный ресурс] / Официальный сайт Газпрома.
Режим доступа:
http://www.gazprom.ru/about/production/proiects/pipelines/built/ykv/, свободный. - Проверено 10.05.2018.
12) Советско-китайские отношения. 1917-1957. Сборник документов. - М.:
, Издательство восточной литературы, 1959. - 446 с.
13) Статистика Дальневосточного федерального округа [Электронный ресурс] / Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. Режим доступа: http://dfo.gov.ru/district/, свободный. - Проверено 29.04.2018.
14) Статистика экспорта и импорта России по товарам и странам [Электронный ресурс] / Ru-Stat. Режим доступа: http://ru-stat.com/date- Y2013-2018/RU07/import/CN, свободный. - Проверено 10.05.2018.
15) Региональная статистика [Электронный ресурс] /Федеральная служба
государственной статистики. Режим доступа:
URL:http://www,gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ш/statistics/accou nts/, свободный. - Проверено 19.04.2018.
16) Российско-китайский Координационный совет по межрегиональному
и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству [Электронный ресурс] / Официальный сайт Администрации Приморского края. Режим доступа: http://www.pnmorskv.ru/authorities/executive-
agencies/departments/inter/foreign- affairs/ organizations/r%D 1 %81 %D 1 %81 %D 1 %81 .php.
Проверено 15.04.2018.
17) Российско-китайское инвестиционное сотрудничество (справочная
информация) [Электронный ресурс] / Торговое представительство Российской Федерации в Китайской Народной Республике. Режим доступа: http://msschinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/investment свободный. -
Проверено 17.04.2018.
18) Российско-китайская торговля (справочная информация)
[Электронный ресурс] / Торговое представительство Российской Федерации в Китайской Народной Республике. Режим доступа: http://russchinatrade.rU/m/m-cn-cooperation/trade ш сп, свободный. -
Проверено 17.04.2018.
19) Харбинская международная торгово-экономическая ярмарка
[Электронный ресурс] / Инвестиционный портал Приморского края. Режим доступа: http://www.invest.primorsky.ru/announcement/15-19-iiunia-
kharbinskaia-mezhdunarodnaia-torgovo-ekonomicheskaia-iarmarka-g-kharbin- knr/?lang=ru-RU, свободный. - Проверено 16.04.2018.
20) ШШ. «Ф®ЙФШЯ» // 1987 ^ -
Ш 124-219 я.
21) ти&, ±уьт, тш.
% 300*Е»Ш‘)М, 1994 ш 9 Щ.
22)
МШШ [Электронный ресурс] / АШ. Режим доступа: http://www.mfa.gov.en/chn//pds/ziliao/l 179/t709754.htm, свободный. - Проверено 03.05.2018.
22) [Электронный ресурс] / АКВЙШ JC Ш Ш • Режим доступа: http://paper.people.com.cn/rmrb/html/2018-
01/19/nw.Dl IQQOOrenmrb 20180119 l-22.htm, свободный. - Проверено
19.02.2018.
24)
№31[Электронный ресурс] /
Режим доступа: http://www.xinhuanet.com/world/2017-
09/09/с 1121634239.htm. свободный. - Проверено 14.03.2018
23) М&ШШ: [Электронный ресурс] /
ЛЕЙ. Режим доступа: http://world.people.com.cn/nl/2017/0908/cl002- 29524438.htmL свободный. - Проверено 12.02.2018.
[Электронный ресурс] / SfittitUi. Режим
доступа: http://sputniknews.cn/mssia china relations/201802071024654764Д
свободный. - Проверено 14.03.2018.
27) [Электронный ресурс] /
Ш I Ж itl . Режим доступа:
http://sputniknews.cn/trend/russia_china cooperation/, свободный. - Проверено
12.03.2018.
28)
[Электронный ресурс] / J§ Ж Режим доступа:
http://sibgrain.ru/ch/l 7/18/meeting russian-chinese commission tmtnev- wang yang cn.htmh свободный. - Проверено 18.04.2018.
28) Ф ^Щ% [Электронный ресурс] /“—
W — ” Ш Щ Режим доступа:
https://www.ydylcn.com/skwx ydyl/bookdetail?SiteID=l&ID=6880992, свободный. - Проверено 18.04.2018.
29) [Электронный ресурс] /Ф^АйЛ^ОИ
№ $1 дР Режим доступа:
http://www.mfa.gov.en/chn//gxh/zlb/smgg/t568222.htm,
Проверено 12.04.2018.
30) АФФ. «ФШ1ШЙШМ»
[Электронный ресурс] / Ф Я И . Режим доступа:
http://www.china.com.cn/news/2009-l l/20/content 18927164.htm, свободный. -Проверено 11.03.2018.
31) ФА ФА
[Электронный ресурс] / ф А Ш iff П Ф Ш Йй . Режим доступа: http://www.gov.cn/zhengce/201 б-04/26/content 5068242.htm, свободный. - Проверено 19.04.2018.
32) штп“+=ъпмт ЁЛШ—
fe Й А fe [Электронный ресурс] / В ffi . Режим доступа:
http://news.cctv.com/2016/12/20/ARTISaQaGGTYoqs7rdcTG5ML 161220,shtml свободный. - Проверено 10.04.2018.
33) Ф Ш Я ft If - М Jf X [Электронный ресурс] / А й И. Режим
доступа: http://society.people.com.cn/ny2014/0226/cl008-24471541.htmh
свободный. - Проверено 12.04.2018.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ