Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Работа №42503

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы151
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
438
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Педагогическая технология в научной литературе 11
1.1 Психологические основы проектирования технологий 11
1.2 Особенности проектирования технологий 17
1.3. Условия реализации педагогической технологии 20
Глава 2. Психолого-педагогические основы развития связной речи детей
дошкольного возраста 24
2.1. Понятие, формы и функции связной речи 24
2.2. Проблема развития связной речи в работах методистов 30
2.3. Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста 34
2.4. Диагностика развития связной речи дошкольников 39
Глава 3. Технология использования русских народных сказок в работе по
развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста 45
3.1. Организация педагогического эксперимента по развитию связной речи
детей старшего дошкольного возраста 45
3.2. Технология использования русских народных сказок 48
на занятиях в старшей дошкольной группе 48
3.3. Методы, приемы, средства развития связной речи детей: 64
проверка эффективности экспериментальной технологии 64
Заключение 74
Список используемой литературы 77
Приложение


Актуальность темы. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования - потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.
Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Не случайно в последние годы интенсифицируются поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу реорганизации системы дошкольного воспитания и обучения, как начальной ступени раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Языковая личность ребенка - личность, реализующаяся в языке, обладающая национальным самосознанием и приобщенная к общечеловеческим ценностям, личность, обладающая достаточным уровнем межкультурной и коммуникативной компетенции.
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без перехода на активное использование технологий, ориентированных на личность ребёнка, на развитие его способностей в условиях доверия к природе ребёнка и опоры на его поисковое поведение.
В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Проблема исследования заключается в противоречии, которое обнаруживается, с одной стороны, в необходимости формирования языковой личности ребенка - личности, способной излагать свои мысли связно, с другой стороны, в недостаточном использовании коммуникативного потенциала русских народных сказок, способных повысить уровень развития речи детей, если их интерпретация будет проходить с помощью развивающей технологии.
Используя современные образовательные технологии, можно решить следующее взаимообусловленные проблемы:
1.Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности воспитанников с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.
2. Изменить характер взаимодействия субъектов системы образования: педагог и воспитанник - партнеры, единомышленники, равноправные члены одной команды.
3. Повысить мотивацию детей к учебной деятельности.
Позитивная мотивация у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены условия:
1. мне интересно то, чему меня учат;
2. мне интересен тот, кто меня учит;
3. мне интересно как меня учат.
Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью образовательного процесса. Идет развитие разных сторон личности, путем внедрения в учебно-воспитательный процесс различных видов деятельности воспитанников.
4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.
Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику обучения, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология - это совокупность методов, методических приемов, форм организации обучающей деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.
Педагогу очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения занятия. Современная система образования в ДОУ предоставляет воспитателю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы.
Цель исследования: разработка технологии формирования языковой личности дошкольника.
Объект исследования: процесс использования современных педагогических технологий в работе по развитию речи детей.
Предмет исследования: педагогические условия реализации технологии формирования языковой личности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи и литературному образованию.
Гипотеза исследования: процесс развития языковой личности у детей старшего дошкольного возраста (в критериях связной речи) будет иметь успешный характер, если в основе этого развития будет лежать технология, учитывающая несколько педагогических условий:
- работа по развитию связной речи строится на основе диагностики уровня сформированности компонентов связной речи (тема, основная мысль, межфразовая связь предложений);
- развитие связной речи носит личностно-ориентированный персонифицированный характер (работа по образцу, самостоятельная работа ребенка, творческий пересказ, детское творчество - творческая самодеятельность);
- работа со сказками строится на основе заданий, интегрированных с приемами тестопластики;
- технология развития связной речи имеет системный характер.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- изучить и выявить наиболее эффективные современные образовательные технологии;
- рассмотреть современные технологии организации образовательного процесса;
- проанализировать основные методологические требования к современным образовательным технологиям.
- на основе анализа методической и научной литературы изучение передового педагогического опыта провести диагностику связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- разработать личностно-ориентированную персонифицированную технологию развития связной речи детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с русскими народными сказками;
- провести апробацию и проверку эффективности системного использования технологии связной речи.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- изучение и анализ педагогического опыта по теме исследования;
- методы теоретического исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
- эмпирические (наблюдение, беседы, ситуативные упражнения);
- математические, связанные с подсчетом речевых недостатков детей и систематизацией полученных данных в таблицах и диаграммах.
Экспериментальная база исследования:
Исследование проводилось в г. Казани. Московский район. МАДОУ Детский сад № 317, старший дошкольный возраст.
Этапы исследования:
1- й этап (1996-1999)- изучение научной литературы и передового педагогического опыта.
2- й этап (2000-2016) - моделирование занятий по развитию связной речи детей посредством русских народных сказок.
3- й этап (2017-2018) - оформление результатов эксперимента в дипломной работе.
Научная новизна исследования:
- разработана методика диагностики уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- обоснована личностно-ориентированная персонифицированная технология;
- апробирована модель связной речи детей старшего дошкольного возраста на занятии связной речи.
Практическая значимость исследования:
Результаты проведенного исследования могут быть использованы педагогами детских садов, преподавателями педагогических колледжей и ВУЗов.
Апробация исследования:
Семинар «Использование тестопластики в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи» по русским народным сказкам.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения .В первой главе мною были рассмотренны современные научные исследования характеризующая многими подходами к толкованию понятия "педагогическая технология". Я являюсь сторонницей и разделяю мнение ученых обосновывавших и выделивших центральным компонентом программирование целей учебновоспитательного процесса.
Особенности современной педагогической технологии заключается в том, что любая технология, ее разработка и применение требуют высокой активности педагога и воспитанников. Активность педагога проявляется в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих воспитанников и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в технологический процесс.
Во второй главе я рассмотрела психолого-педагогические основы исследования, основные функции речи, виды речи, возникновение и этапы развития речи у ребенка. Я сделала вывод о том, что ощущения и восприятия — первая ступень в познании мира. Органы внешних чувств — орудия познания, и в развитии речи ребенка они играют главнейшую роль. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой.
Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Рассматривала виды связного высказывания. Можно отметить, что развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Преимущественное внимание необходимо уделять работе над смысловой стороной слова.
Мною был изучен опыт отечественных и зарубежных педагогов по проблеме развития связной речи дошкольников. Были построены теоретические предложения, которые легли в основу организации эксперимента.
Я раскрыла понятие связная речь, осветила особенности и задачи связной речи, раскрыла методы руководства русскими народными сказками для развития связных высказываний детей.
В третьей главе - экспериментальной части моей работы я провела предварительную диагностику по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группе. Сделав выводы по полученным результатам, я подготовила и провела работу по развитию связной речи по средствам сказок.
После формирующей части эксперимента я провели контрольную диагностику
Для развития связной речи дошкольников можно применять различные методы, но я остановимся на работе со сказкой.
Ребенок - существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них.
Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Из сказки можно вынести много уроков: нравственный, воспитание добрых чувств, речевая зарядка, развитие мышления и воображения, математические и экологические представления и т.д.
С помощью сказки ребенку можно объяснить множество явлений. Т.к. сказка близка мышлению ребенка.
Но, к сожалению, в настоящее время используется не весь потенциал сказки. Ребенок чаще сидит у телевизора, т.к. смотреть сказку легче и интереснее, чем читать или слушать. При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникают ассоциации. Поэтому детям нужно чаще читать и разбирать прочитанное. Работа с экспериментальной группой показала, что при кратком пересказе сказки дети часто путались в чередовании событий, не всегда могли назвать действующих лиц. В придумывании собственных сказок часто повторялись действия других детей. Это подтверждает то, что с детьми не проводится работа по сказкам, направленная на развитие познавательных процессов.
Я рекомендую подходить к работе со сказкой нетрадиционно. т.к. развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязанно, то уча детей мыслить оригинально, не привычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д., мы оказываем целенаправленное влияние на развитие ребенка.
Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.
Образы сказок, отношения персонажей выступают у детей в качестве средств интерпретации явлений действительности, обоснования суждений, требований, аргументации тех или иных
Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 1999. - 158с.
3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1995. -127 с.
4. Баркан А.И. Его Величество, Ребенок, какой он есть. Тайны и загадки, М.: АО Столетие, 1999 С. 89-143.
5. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста, М.: Просвещение, 2000 С.4-24.
6. Бойченко Н.А. Сюжетно ролевые игры дошкольников, Киев: Радянская школа, 1999. С.18-26.
7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду, М.: Просвещение, 2005 С. 3-16.
8. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М.Бородич. - М.: Просвещение, 1981.-255с..
9. Буре Р.С. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников, М.: Просвещение, 2006.- 141 с.
10. Васильев В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации [Текст]/В. Васильев//Народное образование. - 2008. - №9. - С. 177-180.
11. Васильева М.А., Гербова В.В., Т.С.Комарова Программа воспитания и обучения в детском саду, М.: Мозаика - Синтез, 2008.- 208 с.
12. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. - СПб., Речь, 2005.- 90 с.
13. Венгер Л.А., Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство и отрочество, М.: Просвещение, 2002 С. 63-68.
14. Веракса А.Н, Н.Ф.Губанова, Т.С.КомароваМетодические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду.М.: Мозаика-Синтез, 2008 С.54-73.
15. Габдулхаков В.Ф., Новик Н.Н. Инновации дошкольного образования. Казань: Институт психологии и образования, 2015.-191с.
16. Габдулхаков В.Ф., Башинова С.Н. Этнос и культура в межнациональных коммуникациях 21 века: теория и практика дошкольного образования, Казань, 2014.-149 с.
17. Габдулхаков В.Ф. Тьюторинг творческой деятельности: компоненты педагогической технологии, М.: Московский психологосоциальный институт; Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2013.-250 с.
18. Габдулхаков В.Ф., Ильина М.А. Развитие творческих способностей учащихся, М.: Московский психолого-социальный институт; Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2015.-121 с.
19. Гербова В.В. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду, М.: Мозайка-Синтез, 2005 С.251-267.
20. Година Г.Н. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста, М.: Просвещение, 2009 С. 95-101.
21. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия. // Журнал практического психолога. - 2000, №6
22. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры детей дошкольного возраста, М.: Просвещение, 2000 С.3-33.
23. Изгаршева В.М. Игрушки и пособия для детского сада, М.: Просвещение, 2010 С. 54-70.
24. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н.С.Карпинская.- М.: Педагогика, 2002.-400с.
25. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей, М.: Творческий центр, 2005 С.61-77.
26. Коссаковская Е.А. Игрушка, М.: Просвещение, 2001 С.12-14.
27. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008.- 251 с.
28. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие для студ. высш пед. учеб. заведений [Текст] / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2002.- 288 с.
29. Кулагин С.Н. Возрастная психология, М.: Просвещение, 2000 С.49-6.
30. Логинова В.И. Дошкольная педагогика, М.: Просвещение, 2009 С.92-136.
31. Лямина Г.М. Воспитание детей в старшей группе детского сада, М.: Просвещение, 2011 С. 14-26.
32. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] / А.И.Максаков.-- М.: Просвещение,- 2003. - 159с.
33. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.
34. Макарова, В.Н. Формирование готовности студентов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста [Текст] / В.Н.Макарова- М.: 1996.-234с.
35. Масленникова, А.В. Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация [Текст]/А.В. Масленнико-
ва//Директор школы. - 2004. - № 7. - С. 50-56.
36. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре, М.: Просвещение, 2002 С. 3-58.
37. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетноролевой игры в детском саду. Пособие для воспитателей.- М.: Гном, 2000.- 96 с.
38. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде, М.: Просвещение, 2000 С. 18-25.
39. Нижегородцева Н.В., Щадриков В.Д. Психологопедагогическая готовность ребенка к школе, М.: Владос, 2001 С.2-36.
40. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста, М.: Просвещение, 2004 С. 8-31.
41. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-2 изд., испр. и доп.- М.: Мозаика - Синтез, 2008.- 80 с.
42. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов.- М.: Мозаика - Синтез, 2007.- 80 с.
43. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь - М.: Политиздат
44. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении, М.:Просвещение,2002.-125с.
45. Роль игры в развитии дошкольника / Современное дошкольное образование, 2009-№1.- 95 с.
46. Салахетдинова В.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников, М.: Просвещение, С. 3-25.
47. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, М.: Народное образование, 2010 С. 50-52.
48. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников.- Санкт-Петербург: Издательство Детство-Пресс, 2009.- 64 с.
49. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием, М.: Просвещение, 2006 С.5-21.
50. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений.- М.: Издательский центр "Академия", 2006.- 344 с.
51. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве / Современное дошкольное образование, 2008.-№1.- С.12-20
52. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание, 4/2002, С.70-74.
53. Харчевникова А.Н., Деркунская В.А. Сюжетно-ролевые игры для Социализации детей 4-5 лет: Методическое пособие.- М.: АРКТИ,
2010. - 64 с
54. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи, М.: Просвещение, 2003 С. 3-8.
55. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей в 3 -5 лет в игре, М.: Просвещение, 2008. - 78 с.
56. Экки Л. Театрально-игровая деятельность. //Дошкольное воспитание, 2007, -


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ