ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА .............................................................................................................. 7
1.1. Сущность экологической культуры ................................................................ 7
1.2. Экологическое воспитание, как часть нравственного воспитания детей
младшего школьного возраста............................................................................. 16
1.3 Средства и методы формирования экологической культуры у детей
младшего школьного возраста............................................................................. 25
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ........................................................................................ 37
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА......................................................... 41
2.1. Педагогические условия, способствующие формированию экологической
культуры у детей младшего школьного возраста.............................................. 41
2.2. Организация педагогического эксперимента направленного на
формирование экологической культуры у детей младшего школьного
возраст.51
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по проверке
эффективности педагогических условий формирования экологической
культуры у детей младшего школьного возраста.............................................. 61
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ ...................................................................................... 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ................................................................. 71
Приложения
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА .............................................................................................................. 7
1.1. Сущность экологической культуры ................................................................ 7
1.2. Экологическое воспитание, как часть нравственного воспитания детей
младшего школьного возраста............................................................................. 16
1.3 Средства и методы формирования экологической культуры у детей
младшего школьного возраста............................................................................. 25
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ........................................................................................ 37
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА......................................................... 41
2.1. Педагогические условия, способствующие формированию экологической
культуры у детей младшего школьного возраста.............................................. 41
2.2. Организация педагогического эксперимента направленного на
формирование экологической культуры у детей младшего школьного
возраст.51
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по проверке
эффективности педагогических условий формирования экологической
культуры у детей младшего школьного возраста.............................................. 61
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ ...................................................................................... 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ................................................................. 71
Приложения
Актуальность исследования. Проблемы экологического воспитания и
обучения в нынешнем обществе получили особенную важность. Их
значимость обуславливается тем, что экологическая ситуация в обществе
усугубляется, совершается все больше естественных и техногенных аварий,
которые несут за собою засорения естественной среды. Основная причина
загрязнения природной среды и ухудшения экологической обстановки
является недостаток нравственно-экологического воспитания среди людей. С
каждым годом уровень общей культуры человека становится все ниже.
Воспитательно-образовательная и природозащитная работа, нацеленная
на формирование экологических познаний и в развитие бережливого и
ответственного отношения человека к окружающей среде, никак не ведется.
На данной стадии становления нашей цивилизации значительно увеличилась
значимость экологического воспитания и обучения. Появилась потребность в
создании экологической культуры социума. Сейчас главные задачи
экологического образования, это: воспитание у учащихся осознанного
отношения к окружающей среде; развитие любви к природе родной
местности, формирование слаженных взаимоотношений ребенка с живой и
неживой природой; воспитание экологической культуры обучающихся.
Экологическое обучение и воспитание детей может реализовываться в
общеобразовательных школах либо внешкольных образовательных
организациях. Вспомогательное экологическое образование осуществляется
в школе посредством экологического кружка либо факультатива.
Исходя из вышесказанного, уточним, что представленное исследование
ориентировано на выявление результативных средств, форм и методов
экологического образования, на разработку природосберегающей программы
направленной на формирование экологической культуры младших
школьников.4
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования экологической культуры у детей младшего школьного
возраста.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия
формирования экологической культуры у детей младшего школьного
возраста.
Объект исследования: процесс формирования экологической культуры
младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие
эффективному формированию экологической культуры у младших
школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что
процесс формирования экологической культуры детей младшего школьного
возраста будет эффективным при реализации следующих педагогических
условий:
при учете индивидуально-психологических особенностей личности
детей младшего школьного возраста;
- при разработке и внедрении в учебный процесс программы
внеурочной деятельности по экологическому образованию и воспитанию
младших школьников, построенной на основе изучения природы родного
края;
- при активном вовлечении родителей к доступным формам и
видам природоохранной работы.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость
постановки и решения следующих задач:
1. Осуществить анализ психолого-педагогических исследований по
проблеме формирования экологической культуры детей младшего школьного
возраста.
обучения в нынешнем обществе получили особенную важность. Их
значимость обуславливается тем, что экологическая ситуация в обществе
усугубляется, совершается все больше естественных и техногенных аварий,
которые несут за собою засорения естественной среды. Основная причина
загрязнения природной среды и ухудшения экологической обстановки
является недостаток нравственно-экологического воспитания среди людей. С
каждым годом уровень общей культуры человека становится все ниже.
Воспитательно-образовательная и природозащитная работа, нацеленная
на формирование экологических познаний и в развитие бережливого и
ответственного отношения человека к окружающей среде, никак не ведется.
На данной стадии становления нашей цивилизации значительно увеличилась
значимость экологического воспитания и обучения. Появилась потребность в
создании экологической культуры социума. Сейчас главные задачи
экологического образования, это: воспитание у учащихся осознанного
отношения к окружающей среде; развитие любви к природе родной
местности, формирование слаженных взаимоотношений ребенка с живой и
неживой природой; воспитание экологической культуры обучающихся.
Экологическое обучение и воспитание детей может реализовываться в
общеобразовательных школах либо внешкольных образовательных
организациях. Вспомогательное экологическое образование осуществляется
в школе посредством экологического кружка либо факультатива.
Исходя из вышесказанного, уточним, что представленное исследование
ориентировано на выявление результативных средств, форм и методов
экологического образования, на разработку природосберегающей программы
направленной на формирование экологической культуры младших
школьников.4
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования экологической культуры у детей младшего школьного
возраста.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия
формирования экологической культуры у детей младшего школьного
возраста.
Объект исследования: процесс формирования экологической культуры
младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие
эффективному формированию экологической культуры у младших
школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что
процесс формирования экологической культуры детей младшего школьного
возраста будет эффективным при реализации следующих педагогических
условий:
при учете индивидуально-психологических особенностей личности
детей младшего школьного возраста;
- при разработке и внедрении в учебный процесс программы
внеурочной деятельности по экологическому образованию и воспитанию
младших школьников, построенной на основе изучения природы родного
края;
- при активном вовлечении родителей к доступным формам и
видам природоохранной работы.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость
постановки и решения следующих задач:
1. Осуществить анализ психолого-педагогических исследований по
проблеме формирования экологической культуры детей младшего школьного
возраста.
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы
позволил рассмотреть современное состояние проблемы формирования
экологической культуры у детей младшего школьного возраста.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования (ФГОС ООН) среди основных направлений работы
школы сказано: «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного
отношения к себе и к окружающему миру имеет большое значение». Сейчас
государство поставило перед школой задачу совершенствования
экологического образования подрастающего поколения, перехода к
экологическому образованию для стабилизации возникшей экологической
проблемы.
На основе изученной литературы мы сделали вывод о том, что на
сегодняшний день экология – это не только наука, изучающая
взаимоотношения человека и окружающей среды, а сложный,
структурированный стиль жизни всего человечества. Сейчас каждый человек
заинтересован в поддержании благоприятной и комфортной для себя среды.
Пришло осознание того, что будущее человечества это подрастающие
поколение, именно поэтому необходимо сейчас их вразумить на сохранение
и поддержание тех условий окружающей среды, в которых они проживают.
В процессе написания дипломной работы мы решали 3 основные задачи:
1. Осуществить анализ психолого-педагогических исследований по
проблеме, формирования экологической культуры детей младшего
школьного возраста.
2. Разработать природосберегающую программу и экспериментально
обосновать её эффективность в условиях общеобразовательной школы.
3. Выявить эффективные средства, формы, методы развития
экологических знаний, воспитания экологической культуры младших
школьников.66
В процессе решения первой задачи, которая была направлена на анализ
психолого-педагогической литературы по теме исследования, нами были
выявлены особенности формирования экологической культуры детей
младшего школьного возраста.
В процессе решения второй задачи нами была разработана программа
внеурочной деятельности по экологическому воспитанию младших
школьников «Природа - наш дом».
В процессе решения третьей задачи мы выявили такие эффективные
средства, формы, методы воспитания экологической культуры младших
школьников, как: наблюдение, элементарные опыты, моделирование,
дидактические игры, проекты, экскурсии, рассказ, беседа, чтение
произведений, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их
изображений.
В процессе исследования нами были выделены педагогические условия,
способствующие формированию экологической культуры у детей младшего
школьного возраста. Мы выделили такие условия, как:
учет индивидуально-психологических особенностей личности
детей младшего школьного возраста;
разработка и внедрение в учебный процесс программы
внеурочной деятельности по экологическому образованию и воспитанию
младших школьников, построенной на основе изучения природы родного
края;
активное вовлечение родителей к доступным формам и видам
природоохранной работы.
Эффективность названных условий доказывает проведенная опытно-экспериментальная работа на базе Болгарской школы №1, среди учеников 2
«а» класса, в ходе которой во внеклассную деятельность учащихся была
внедрена программа «Природа - наш дом». При реализации программы
учитывались индивидуально-психологические особенности каждого ребенка.67
А так же велась параллельная работа с родителями по привлечению их к
природоохранной деятельности.
Результатом проделанной работы стало то, что уровень экологической
культуры детей экспериментального класса повысился. Родители стали более
заинтересованы экологическим образованием детей.
Поставленные задачи в исследовании решены. Гипотеза дипломной
работы нами полностью доказана.
В ходе написания дипломной работы была достигнута цель
исследования.
позволил рассмотреть современное состояние проблемы формирования
экологической культуры у детей младшего школьного возраста.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования (ФГОС ООН) среди основных направлений работы
школы сказано: «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного
отношения к себе и к окружающему миру имеет большое значение». Сейчас
государство поставило перед школой задачу совершенствования
экологического образования подрастающего поколения, перехода к
экологическому образованию для стабилизации возникшей экологической
проблемы.
На основе изученной литературы мы сделали вывод о том, что на
сегодняшний день экология – это не только наука, изучающая
взаимоотношения человека и окружающей среды, а сложный,
структурированный стиль жизни всего человечества. Сейчас каждый человек
заинтересован в поддержании благоприятной и комфортной для себя среды.
Пришло осознание того, что будущее человечества это подрастающие
поколение, именно поэтому необходимо сейчас их вразумить на сохранение
и поддержание тех условий окружающей среды, в которых они проживают.
В процессе написания дипломной работы мы решали 3 основные задачи:
1. Осуществить анализ психолого-педагогических исследований по
проблеме, формирования экологической культуры детей младшего
школьного возраста.
2. Разработать природосберегающую программу и экспериментально
обосновать её эффективность в условиях общеобразовательной школы.
3. Выявить эффективные средства, формы, методы развития
экологических знаний, воспитания экологической культуры младших
школьников.66
В процессе решения первой задачи, которая была направлена на анализ
психолого-педагогической литературы по теме исследования, нами были
выявлены особенности формирования экологической культуры детей
младшего школьного возраста.
В процессе решения второй задачи нами была разработана программа
внеурочной деятельности по экологическому воспитанию младших
школьников «Природа - наш дом».
В процессе решения третьей задачи мы выявили такие эффективные
средства, формы, методы воспитания экологической культуры младших
школьников, как: наблюдение, элементарные опыты, моделирование,
дидактические игры, проекты, экскурсии, рассказ, беседа, чтение
произведений, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их
изображений.
В процессе исследования нами были выделены педагогические условия,
способствующие формированию экологической культуры у детей младшего
школьного возраста. Мы выделили такие условия, как:
учет индивидуально-психологических особенностей личности
детей младшего школьного возраста;
разработка и внедрение в учебный процесс программы
внеурочной деятельности по экологическому образованию и воспитанию
младших школьников, построенной на основе изучения природы родного
края;
активное вовлечение родителей к доступным формам и видам
природоохранной работы.
Эффективность названных условий доказывает проведенная опытно-экспериментальная работа на базе Болгарской школы №1, среди учеников 2
«а» класса, в ходе которой во внеклассную деятельность учащихся была
внедрена программа «Природа - наш дом». При реализации программы
учитывались индивидуально-психологические особенности каждого ребенка.67
А так же велась параллельная работа с родителями по привлечению их к
природоохранной деятельности.
Результатом проделанной работы стало то, что уровень экологической
культуры детей экспериментального класса повысился. Родители стали более
заинтересованы экологическим образованием детей.
Поставленные задачи в исследовании решены. Гипотеза дипломной
работы нами полностью доказана.
В ходе написания дипломной работы была достигнута цель
исследования.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников в процессе ознакомления с родным краем
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Формирование экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - Формирование экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности (на примере кружка «Эколята»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ 2ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» НА ОСНОВЕ ВИТАГЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание экологической культуры у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



