ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА .............................................................................................................. 7
1.1. Сущность экологической культуры ................................................................ 7
1.2. Экологическое воспитание, как часть нравственного воспитания детей
младшего школьного возраста............................................................................. 16
1.3 Средства и методы формирования экологической культуры у детей
младшего школьного возраста............................................................................. 25
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ........................................................................................ 37
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА......................................................... 41
2.1. Педагогические условия, способствующие формированию экологической
культуры у детей младшего школьного возраста.............................................. 41
2.2. Организация педагогического эксперимента направленного на
формирование экологической культуры у детей младшего школьного
возраст.51
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по проверке
эффективности педагогических условий формирования экологической
культуры у детей младшего школьного возраста.............................................. 61
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ ...................................................................................... 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ................................................................. 71
Приложения
Актуальность исследования. Проблемы экологического воспитания и
обучения в нынешнем обществе получили особенную важность. Их
значимость обуславливается тем, что экологическая ситуация в обществе
усугубляется, совершается все больше естественных и техногенных аварий,
которые несут за собою засорения естественной среды. Основная причина
загрязнения природной среды и ухудшения экологической обстановки
является недостаток нравственно-экологического воспитания среди людей. С
каждым годом уровень общей культуры человека становится все ниже.
Воспитательно-образовательная и природозащитная работа, нацеленная
на формирование экологических познаний и в развитие бережливого и
ответственного отношения человека к окружающей среде, никак не ведется.
На данной стадии становления нашей цивилизации значительно увеличилась
значимость экологического воспитания и обучения. Появилась потребность в
создании экологической культуры социума. Сейчас главные задачи
экологического образования, это: воспитание у учащихся осознанного
отношения к окружающей среде; развитие любви к природе родной
местности, формирование слаженных взаимоотношений ребенка с живой и
неживой природой; воспитание экологической культуры обучающихся.
Экологическое обучение и воспитание детей может реализовываться в
общеобразовательных школах либо внешкольных образовательных
организациях. Вспомогательное экологическое образование осуществляется
в школе посредством экологического кружка либо факультатива.
Исходя из вышесказанного, уточним, что представленное исследование
ориентировано на выявление результативных средств, форм и методов
экологического образования, на разработку природосберегающей программы
направленной на формирование экологической культуры младших
школьников.4
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования экологической культуры у детей младшего школьного
возраста.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия
формирования экологической культуры у детей младшего школьного
возраста.
Объект исследования: процесс формирования экологической культуры
младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие
эффективному формированию экологической культуры у младших
школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что
процесс формирования экологической культуры детей младшего школьного
возраста будет эффективным при реализации следующих педагогических
условий:
при учете индивидуально-психологических особенностей личности
детей младшего школьного возраста;
- при разработке и внедрении в учебный процесс программы
внеурочной деятельности по экологическому образованию и воспитанию
младших школьников, построенной на основе изучения природы родного
края;
- при активном вовлечении родителей к доступным формам и
видам природоохранной работы.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость
постановки и решения следующих задач:
1. Осуществить анализ психолого-педагогических исследований по
проблеме формирования экологической культуры детей младшего школьного
возраста.
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы
позволил рассмотреть современное состояние проблемы формирования
экологической культуры у детей младшего школьного возраста.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования (ФГОС ООН) среди основных направлений работы
школы сказано: «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного
отношения к себе и к окружающему миру имеет большое значение». Сейчас
государство поставило перед школой задачу совершенствования
экологического образования подрастающего поколения, перехода к
экологическому образованию для стабилизации возникшей экологической
проблемы.
На основе изученной литературы мы сделали вывод о том, что на
сегодняшний день экология – это не только наука, изучающая
взаимоотношения человека и окружающей среды, а сложный,
структурированный стиль жизни всего человечества. Сейчас каждый человек
заинтересован в поддержании благоприятной и комфортной для себя среды.
Пришло осознание того, что будущее человечества это подрастающие
поколение, именно поэтому необходимо сейчас их вразумить на сохранение
и поддержание тех условий окружающей среды, в которых они проживают.
В процессе написания дипломной работы мы решали 3 основные задачи:
1. Осуществить анализ психолого-педагогических исследований по
проблеме, формирования экологической культуры детей младшего
школьного возраста.
2. Разработать природосберегающую программу и экспериментально
обосновать её эффективность в условиях общеобразовательной школы.
3. Выявить эффективные средства, формы, методы развития
экологических знаний, воспитания экологической культуры младших
школьников.66
В процессе решения первой задачи, которая была направлена на анализ
психолого-педагогической литературы по теме исследования, нами были
выявлены особенности формирования экологической культуры детей
младшего школьного возраста.
В процессе решения второй задачи нами была разработана программа
внеурочной деятельности по экологическому воспитанию младших
школьников «Природа - наш дом».
В процессе решения третьей задачи мы выявили такие эффективные
средства, формы, методы воспитания экологической культуры младших
школьников, как: наблюдение, элементарные опыты, моделирование,
дидактические игры, проекты, экскурсии, рассказ, беседа, чтение
произведений, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их
изображений.
В процессе исследования нами были выделены педагогические условия,
способствующие формированию экологической культуры у детей младшего
школьного возраста. Мы выделили такие условия, как:
учет индивидуально-психологических особенностей личности
детей младшего школьного возраста;
разработка и внедрение в учебный процесс программы
внеурочной деятельности по экологическому образованию и воспитанию
младших школьников, построенной на основе изучения природы родного
края;
активное вовлечение родителей к доступным формам и видам
природоохранной работы.
Эффективность названных условий доказывает проведенная опытно-экспериментальная работа на базе Болгарской школы №1, среди учеников 2
«а» класса, в ходе которой во внеклассную деятельность учащихся была
внедрена программа «Природа - наш дом». При реализации программы
учитывались индивидуально-психологические особенности каждого ребенка.67
А так же велась параллельная работа с родителями по привлечению их к
природоохранной деятельности.
Результатом проделанной работы стало то, что уровень экологической
культуры детей экспериментального класса повысился. Родители стали более
заинтересованы экологическим образованием детей.
Поставленные задачи в исследовании решены. Гипотеза дипломной
работы нами полностью доказана.
В ходе написания дипломной работы была достигнута цель
исследования.
Алексеев СВ. Экология: наука и область образования.
/Методические рекомендации.- СПБ, 2014.
2. Алексенко В.Н. Культуросообразное экологическое образование
школьников: Методическое пособие .- Ростов-на-Дону, 2015.- с.3-5.
3. Алферов А.Д. Психология развития школьника: Учебное
пособие. _ Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. — 384 с.
4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического
процесса. - Минск: Изд-во Университетское, 2013. - 253 с.
5. Банников, В.Н. Духовно-нравственное воспитание и развитие
обучающихся во внеурочной деятельности. // Начальная школа. – 2012 г. -
№8.
6. Бобылева, Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание
младших школьников. // Начальная школа. - 2003. - № 5.
7. Божович Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте. –
М., 2012.
8. Большой энциклопедический словарь./ Под. ред. Прохорова А.И.-
М.: «Советская энциклопедия», Т.2, 2011
9. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностноориентированного
образования. - Ростов-на-Дону : Изд-во РГПУ,2000. - 352с.
10. Васильев, В. Проектно-исследователькая технология: развитие
мотивации /В.Васильев // Народное образование. – 2000. – № 9. – С. 177-180.
11. Величковская Б.Г., Кирпичев В.И. Здоровье человека и
окружающая среда. - М., 2017. -С. 3-5
12. Виноградова Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы
ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
с окружающим миром: Автореф. дис.. . д-ра пед. наук. - М., 2012. 40 с.69
13. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших
школьников: Проблемы и перспективы// Начальная школа. –2017. - №4. –
С.20-24.
14. Гальперин, М.В. Экологические основы природопользования /
М.В. Гальперин. - М., 2012г.
15. Герасимова Н.Н., Горсткина З.М. Экологическое образование и
воспитание школьников. -Тула, 2010. - 16 с.
16. Гирусов Э.В., Шишкова И.Ю. Экология и культура . - М.:
Просвещение, 2013. - С. 3-5.
17. Глазачев С.Н. Школа радости: Эколого-воспитательное наследие
В.А.Сухомлинского. - М., 2011.
18. Глазачев С.Н., Козлова С.Н. Экологическая культура. - М., 2017.
19. ГусеваН.П., ЛогиноваО.Н. Непрерывное экологическое
образование: Методические рекомендации. - Рязань: Изд-во ИДМЦ, 2016. —
50 с.
20. Данилова, М. Занимательная экология // Воспитание школьников.
2005.
21. Дежникова, Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В.,
Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков:
Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 64 с.
22. Духавнева, А.В., Столяренко А.Д. История зарубежной
педагогики и философия образования. Серия «Учебники, учебные пособия».
Ростов н/д: Феникс, 2000.– 480с.
23. Ердаков, Л.Н. Экология для начального обучения / Л.Н. Ердаков.
- Новосибирск: Книжица, 2017. - 128 с.
24. Жукова, И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. //
Начальная школа. – 2018 г. - №6.
25. Захлебный, А. Н. Школа и проблемы охраны природы:
Содержание природоохранительного образования. / А. Н. Захлебный / - М.,
2011.