Введение 3
1. Теоретические и методические основы управления имиджем
организации 7
1.1 Сущность и содержание понятия «имидж организации» 7
1.2 Виды имиджа организации 11
1.3 Особенности формирования внутреннего имиджа организации 15
2. Практика управления внутренним имиджем организации на примере
ООО «Ильтаир» 20
2.1 Анализ хозяйственной деятельности компании 20
2.2 Анализ системы управления организации 25
2.3 Анализ практики формирования внутреннего имиджа организации 29
3. Совершенствование системы внутреннего имиджа в ООО «Ильтаир» 44
3.1 Рекомендации по улучшению условий труда работников организации 44
3.2 Рекомендации по формированию эффективной системы мотивации
работников организации 48
3.3 Рекомендации по совершенствованию организационной культуры
предприятия 52
Заключение 59
Список использованных источников 62
Приложения
В современных условиях рыночной экономики управление предприятием, организацией осуществляется с учетом всех внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность предприятия. Одним из таких факторов выступает имидж предприятия, его образ в глазах сотрудников организации и внешних контрагентов. Понятие «имидж» происходит от английского "image", означающий слово «образ». Имидж является социально обусловленным понятием, так как он оказывает активное влияние на общественное мнение об организации и на его экономическое положение. Формирование позитивного имиджа связано с определенными затратами материального и нематериального характера, однако результаты данной деятельности убедительно доказывают, что полученный результат оправдывает все ожидания.
Стремясь к устойчивому развитию зачастую предприятия ограничиваются рекламой своей продукции, не придавая значения имиджу компании. Ограниченные бюджеты и небольшое количество потребителей, а также невысокий уровень потребления не позволяют таким предприятиям эффективно развиваться. А ведь в процессе создания и улучшения имиджа формируется потенциал развития организации, гарантирующий стабильность и жизнеспособность в условиях постоянно меняющейся рыночной среды.
Правильный, построенный с учетом внешних и внутренних факторов имидж компании оказывает положительное влияние на конкурентоспособность организации, приводит к росту доходов компании, укрепляет его репутацию, увеличивает стоимость бизнеса.
Обостренное внимание к проблеме создания положительного имиджа компании может оказать хорошее влияние и на маркетинговую среду компании, а также и на восприятие предприятия социумом.
Позитивный имидж организации становится важным условием формирования устойчивого и долгосрочного успеха в бизнесе компании. Это объясняется просто. Во-первых, позитивный имидж предприятия формирует эффект сильной рыночной позиции и создает постоянно растущий спрос на товары и услуги даже при небольшой эластичности цен. Во-вторых, положительный имидж способствует уменьшению взаимозаменяемости товаров и услуг, тем самым выступая в виде своеобразного щита от атак конкурентов, тем самым укрепляя позиции по отношению к продуктам - заменителям. И в-третьих, заметно усиливающийся имидж компании определяет широкий доступ ко всем видам ресурсов: финансовым, информационным, человеческим и др.
Несмотря на высокую актуальность проблемы в научной литературе недостаточно внимания уделяется проблеме управления имиджем компании. Это, с одной стороны, определяется сложностью подсчета экономической эффективности от процесса управления имиджем организации, с другой - менеджмент организации не придает значения такому важному фактору как имидж компании. Лишь начиная с конца XX века проблема управления имиджем организации стала привлекать внимание зарубежных и российских исследователей - представителей различных наук, таких как экономика, социология, политология, социальная, политическая и экономическая психология, а также комплексной научной дисциплины - имиджелогии. Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость, недостаточная изученность особенностей управления имиджем организации, в частности внутренним имиджем предприятия в современной российской управленческой науке обусловили выбор темы исследования.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение и анализ проблемы управления внутренним имиджем организации и разработка практических рекомендаций по его формированию и совершенствованию.
Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические и методические основы управления имиджем компании;
- проанализировать особенности формирования внутреннего имиджа компании;
- провести анализ хозяйственной деятельности и системы управления организацией;
- провести исследование по изучению существующей системы внутреннего имиджа компании;
- выявить проблемные зоны в системе внутреннего имиджа организации и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Объектом исследования выступает внутренний имидж организации, как интегральное образование, сформированное на основе символического образа предприятия в глазах сотрудников компании.
Предметом исследования является особенности, факторы и методы управления внутренним имиджем организации.
Проблемы формирования и управления организационным имиджем рассмотрены в трудах Алешиной И.В., Афанасьева С.В., Горчаковой В.Г., Бурцевой Т.М., Кошмарова Ф.К., Кузнецова Г.С., Радиной О.И., Решетняк В.А., Рогалевой Н.Л., Титовой М.К..
Анализу основных составляющих и смежных понятий корпоративного имиджа посвящены работы таких зарубежных авторов, как Амблер Т., Арене У.,Кортлэнд Б., и отечественных авторов, как Беленкова А. А., Вертаковой Ю.В., Грохова В.М., Гринберг Т.Э., Кривоносовой Л. Д., Согачева О.В., Серова А.И., Титова М.К., Филатовой О. Г., Шишкиной М. Л..
Разработке концепций формирования и управления имиджем компании посвящены работы зарубежных авторов Бодуана Жан-Пьер, Джи Бобби, Майстера Д., Саати Т.Л., а также труды отечественных авторов:
Алешиной Н.В., Афанасьева С.В., Горчаковой В.Г. Вишняковой М., Титовой М.К., Томиловой М.В., РешетнякаВ.А., Радиной О.И..
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В завершении отметим, что в ходе выполнения выпускной квалификационной работы и проведения эмпирического исследования по изучению внутреннего имиджа организации были поставлены и успешно решены исследовательские задачи по определению сущности и особенностей внутреннего имиджа организации, изучены и проанализированы особенности системы менеджмента организации, разработаны рекомендации по совершенствованию внутреннего имиджа компании.
В результате проведенных нами исследовательских работ, можно оценить состояние экономико-хозяйственной жизни организации как устойчивое. По сравнению с 2015 годом наблюдается рост объема выручки на 6,8%, на 15,0% выросла заработная плата работников организации.
Персонал компании квалифицированный и может выполнить свою работу на высоком профессиональном уровне. Основную массу работников составляют сотрудники средней возрастной группы (31-45 лет), со средне-специальным и высшим профессиональным образованием. Преобладающий стиль управления в компании - демократичный.
В результате проведенного нами эмпирического исследования по изучению внутреннего имиджа компании выявлено, что в организации уделяется особое внимание социальному самочувствию персонала, и присутствует понимание со стороны руководства компании важности человеческого фактора в успешности бизнеса. На предприятии работники обеспечиваются надлежащими условиями труда и отдыха, рабочий персонал обеспечивается средствами индивидуальной защиты, соблюдаются нормы охраны труда и санитарные условия труда. Вместе с тем, нами выявлен ряд проблем, вызывающих неудовлетворенность работников, и тем самым выступающих факторами снижения внутреннего имиджа компании.
По результатам опроса выявлено практически отсутствие системы мотивации персонала. Работники организации, в особенности работники производственного цикла, выражают неудовлетворенность системой оплаты труда, подавляющее большинство которых считают, что причиной тому являются низкие расценки, а также несправедливое распределение премий. При этом большинство респондентов считают, что уровень зарплат в аналогичных предприятиях примерно такой же. Почти треть опрошенных не удовлетворены существующей системой морально- психологической мотивации по причине того, что они, по мнению опрошенных, не стимулируют к производительному труду и применяются несправедливо. Чуть более четверти опрошенных не удовлетворены мерами нематериального стимулирования, такими как обучение и повышение квалификации за счет предприятия, получение медицинской помощи, санаторно-курортное лечение и т.д. Основной причиной неудовлетворенности является их малодоступность для простых сотрудников.
Вместе с тем, большинство сотрудников удовлетворены состоянием социально-психологического климата в коллективе, каждый второй неудовлетворенный состоянием СПК отметил, что в коллективе довольно часто случаются конфликты. Подавляющее большинство опрошенных считают, что у них установились спокойные рабочие отношения с непосредственным руководителем. В случае возникновения конфликтных ситуаций с непосредственным руководителем практически всегда они носят производственный характер. Большинство опрошенных оценивают стиль управления непосредственного начальника как демократический, учитывающий мнение подчиненных при принятии управленческих решений.
Примерно треть сотрудники продемонстрировали низкую корпоративную лояльность: для них работа в компании не дает уверенности в завтрашнем дне, они готовы перейти на работу в другую компанию и не связывают будущее своих детей с работой в компании. Основными причинами низкой корпоративной лояльности части сотрудников являются неудовлетворенность уровнем заработной платы и невозможность карьерного роста в компании.
По результатам проведенного исследования нами разработаны меры по повышению внутреннего имиджа компании. Так, для улучшения системы материальной мотивации персонала рекомендована новая система премирования сотрудников, учитывающая трудового вклада, качество работы и производительность труда работников. Также разработаны меры по совершенствованию систем нематериальной и моральной мотивации работников. Для улучшения условий труда, а именно по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты, горячим питанием и помещениями для отдыха разработаны рекомендации. В результате анализа системы ценностей работников организации автором разработан комплекс рекомендаций по формированию корпоративной культуры организации.
Таким образом, можно делать вывод о том, что внутренний имидж компании сформирован хаотично, отдельные его компоненты требуют своего улучшения, при этом положительным является понимание со стороны руководства его важности и стремление достижения более совершенного его состояния.
1. Аборин Т.Ф. Формирование имиджа организации(на примере организации сферы услуг)// Актуальные проблемы и перспективы инновационного развития туризма, сервиса и сферы услуг. - М: Перо. - 2015.
2. Алешина И.В. Корпоративный имидж: стратегический аспект. // Маркетинг. - 2015.
3. Алешина, И.В. Корпоративный имидж: стратегический аспект // Маркетинг в России и за рубежом. - 2018. - №1.
4. Амблер, Т. Практический маркетинг / Пер. с англ, под общей ред. Ю. Н. Каптуревского. -СПб: Издательство «Питер»/ - 2016.
5. Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. — М. - 2017.
6. Антонова Н.В. Внутренний имидж в организациях с различным типом корпоративной культуры// От истоков к современности. 30 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах. - 2015.
7. Арене У., Кортлэнд, Б. Современная реклама. М.: Издательский дом «Довгань». - 2017.
8. Афанасьев С.В. «Формирование корпоративного имиджа как основная составляющая PR-стратегии» Статья. — Барнаул, 2016. — 26 с.
9. Бодуан Жан-Пьер. Управление имиджем компании. - Изд-во ИНФРА-М/ - 2015,- 203с.
10. Бурцева Т. Исследование корпоративного имиджа / Т. Бурцева, Н. Миронова// Маркетинг. 2016. - №3. - С. 24-34.
11. Быстрова Т.Н. Корпоративный имидж и репутация // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - № 2. - 2015.
12. Васягин С.А. Управление имиджем и формирование репутации в российских и зарубежных спортивных организациях// Молодой ученый. - Казань: Издательство Молодой ученый. -23.-2015.
13. Вертакова Ю.В., Согачева О.В.. Связи с общественностью. - М.: ООО "ТНТ'7- 2012. -316 с.
14. Вишнякова М. Концепция формирования имиджа компании (общий подход и рекомендации) // Маркетинг. - 2016. - № 7. - С34-46.
15. Грохова В.М., Гринберг Т.Э. Связи с общественностью. Теория, практика, коммуникационные стратегии. - М.: Аспект Пресс. - 2017.-200 с.
16. Гущина, И. Имидж организации / И. Гущина // Служба кадров. -2017. -№ 5. - С. 36.
17. Давидсон-Пасечник В. Технология имиджа. - Кишинев: Улим. -2018.-278 с.
18. Деревлева М., Ульянова М. Формирование имиджа руководителя // Офис-менеджер. - № 7-8. - 2017. - с.42-47.
19. Джи Бобби. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. - СПб.: Издательство «Питер». - 2016. - 172с.
20. Зверинцев А.Б. Формирование имиджа // Коммуникационный менеджмент. - СПб. - 2017.
21. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф., Грабенко Т.М.. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд. - СПб.: Речь, 2015. - 304 с.
22. Казакова К.Н. Имидж организации как регулятор качества жизни сотрудников организации// Качество жизни: Современные риски и технологии безопасности. Материалы II Международной научнопрактической конференции. - 2017.
23. Колоскова М. Внутренний имидж руководителя //Персонал. - 2015. - №8
24. Кошлякова М.О. Социальное пространство имиджа: Монография / М.О. Кошлякова. - М.: НИЦ ИНФРА-М. - 2015. - 152 с.
25. Кривоносов Л. Д., Филатова О. Г., Шишкина М. Л. Основы теории связей с общественностью. - СПб. - Питер. - 2016. - 384 с.
26. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. - М.:Перо. - 2015.-264 с.
27. Курбанов И.Х. Формирование имиджа организаций на пороге XXI века//Психология XXI столетия. Новые возможности. - 2016.
28. Майстер Д. Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги - М.: Эксмо. - 2017. - 235с.
29. Малыхина Л. Личность руководителя и функция управления организационной культурой//Директор школы. - 2015. - №9. - С.34-40.
30. Мансуров Р.Е.. HR-брендинг. Как повысить эффективность персонала. - СПб.: БХВ-Петербург. - 2016. - 224 с.
Медреш Е. «Фактор первого лица», или Типология управленческих стилей//Директор школы.-2016. - №5. - С.22-26.
31. Мещерякова С.Ю. Ваш имидж. - М.: ACT. - 2015.
32. Моисеев А. Миссия организации: что это значит?//Лидер образования. - 2015. - №5. - С.43.
33. Нагимова А.М., Халитова Е.Р. К вопросу о роли
корпоративной культуры в управлении имиджем компании // Материалы международной научно-практической конференции «Экономика, социология, философия, политика, право: направления развития,
совершенствования, созидания» Саратов, 2014. - С.56-58.
34. Охлопоква Н.А., Михайлова А.В. Имидж организации как инструмент развития организации в XXI веке// Международный студенческий вестник. - №4-1. - 2015.
35. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. - М.: Аспект-Пресс. -2016.
36. Почепцов Е.Е. Имиджелогия. - М.: Рефл-бук. - 2017. - 174с.
37. Рева В.Е.. Управление репутацией. - М.: Дашков и Ко. - 2015. - 136 с.
38. Решетняк В.А., Радина О.И. Особенности формирования имиджа компании в сфере услуг. - 2015.
39. Рештаненко И.Н., Алехина Е.С. Социальный имидж организации// Наука и бизнес: проблемы и перспективы развития предпринимательской деятельности. - 2016.
40. Рогалева Н.Л. Современная концепция имиджа организации// Журнал Управление персоналом. - N 2. - 2017.
41. Руденский Е.В. Секреты умелого руководителя. - М. - 2016.
42. Рычкова А. А. Корпоративная культура современной компании. Еенезис и тенденции развития. - 2015 . - 180 с.
43. Сагайдак В.А. Основные инструменты формирования внутреннего социального имиджа волгоградских бизнес-организаций: Социологический анализ // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. -№2.-2016.
44. Сальникова Л. Публичность как осознанная необходимость / Л. Сальникова// Пресс-служба. - 2018. - № 1 - с.35-36
45. Серов А. Страшные тайны PR. Записки PR-консультанта. М.: Питер. - 2014 - с. 66.
46. Ситников А. Репутация компании и управление персоналом . // Имидж контакт. - 2016. - №7. - С. 32.
47. Сляднева Е.В. Структура и понятие имиджа организаций на примере ПАО «Сбербанк»// Е осударственный муниципальный хозяйственный менеджмент: состояние и пути совершенствования. - 2017.
48. Томилова М.В. Модель имиджа организации// Маркетинг в России и за рубежом. - №1. - 2014.
49. Томилова М.В. Модель имиджа организации// Маркетинг. - № 1.-2018.
50. Туфанова В.М. Имидж компании — наше все // Журнал HRMagazine. - №4. - 2015.
51. Фадеева Е., Блинков Ю., Пронюшин А., Ивченко А., Смолякова А. Круглый стол: Управление репутацией компании через репутацию руководителя / Е. Фадеева, Ю. Блинков, А. Пронюшин, А. Ивченко, А. Смолякова// Пресс-служба. - 2018. - №4 - с.24.
52. Фадеева Е.И. Тайна имиджа. - М.: Европейский гуманитарный университет. - 2015. - с. 92.
53. Хабрих С.К. Принципы конструирования позитивного имиджа международной организации (на примере Шанхайской организации сотрудничества) //Вестник университета (Еосударственный университет управления). - №4. - 2014.
54. Хакамада И.М. В предвкушении себя: От имиджа к стилю / Хакамада И.М. - М.:Альпина Пабл.. - 2016. - 234 с.
55. Цитович И. Ресурсы построения имиджа организации / И. Цитович // Корпоративная культура. - 2017. - № 4 - с. 19
56. Цугленок О.М. Современные направления совершенствования имиджа в организациях Юпоха науки. -№14. - 2018.
57. Чич С.А., Пучкина И.Ю. PR- инструменты формирования имиджа организаций//Интеграционные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. - Т. 1. - 2017.
58. Чуланова О. Л. Влияние моделей организации и
организационных форм взаимодействия на имидж организации и персонал - имидж организации// Материалы Афанасьевскийх чтений. - №1. - 2019.
59. Шамова Т.И. Менеджмент в управлении школой / Под. ред. Т. И. Шамовой. —М.: Ма-гистр. - 2015.
60. Шепель В. М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. - М.: Менеджмент. - 2015. - 82с.
61. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям / М.: Народное образование. - 2016. - с.256-257
62. Яковенко А. П. Исследование факторов, влияющих на формирование и развитие корпоративного имиджа предприятия, оказывающего туристические услуги.//Маркетинг. - № 3. - 2014.
Учебники и учебные пособия
63. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учеб, пособие для вузов М.: Аспект Пресс/ - 2002. - 287 с.
64. Беленкова A. A. РЯостой пиар Бизнес-букварь - М.:НТ Пресс. - 2018. - 256с.
65. Горчакова В.Г.. Имидж. Искусство и реальность: Учебное пособие для студентов: М.: Юнити-Дана. - 2017. - 280 с.
66. Горчакова В.Г. Имиджелогия. Теория и практика: Учебное пособие для студентов: М.: Юнити-Дана. - 2016. - 336 с.
67. Егоршин, А. П. Управление персоналом: Учеб, для вузов / А. П. Егоршин. —Н. Новгород: НИМБ. - 2016.
68. Козырев Е.И. Социология общественного мнения: Учебное пособие / Е.И. Козырев. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 224 с.
69. Руденко А.М.. Управленческая психология: Учебное пособие: Ростов-на-Дону: Феникс. - 2015. - 352 с.
70. Тихонова Е.В., Бунов Е.Е. Социология общественного мнения : учебник / Е.В. Тихонова, Е.Е. Бунов. — М. : ИНФРА-М. - 2018. — 274 с.
71. Шарков Ф.И. Константы гудвилла: стиль, паблисити,
репутация, имидж и бренд фирмы: Учебное пособие / Шарков Ф.И., - 3-е изд. - М.: Дашков и К, Издательство Шаркова,- 2017. - 270 с.
Электронные ресурсы
72. Аликперов И. Формирование имиджа образовательного учреждения: западный и российский варианты [Электронный ресурс] // Международные отношения в развитии социально-экономических процессов в странах СНЕ : материалы междунар. науч.-практ. конф. 14-15
июня 2001 г. Омск. - Омск, 2001. - Режим доступа:
http: //www. pro f. msu.ru/publ/omsk/ 5 3. html.
73. Коханова M.E. Имидж и репутационный капитал фирмы: к проблеме модернизации PR [Электронный ресурс]// RELGA - научно-культурологический журнал. - 2015. - №12. - Режим доступа: http: //www. relga. ru/Environ/WebObj ects/tgu- www.woa/wa/Main?levell=main&level2=articles&textid=598