Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста (Московский инновационный университет)

Работа №42471

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
417
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа .
В приложениях результаты исследований.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название. то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 6
1.1 Сущность понятия «внимание» 6
1.2 Возрастные особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3 Психолого-педагогические условия применения сюжетно-ролевых игр в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 26
2.1 Программа организации исследования 26
2.2 Методы и методики исследования 29
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 34
3.1 Анализ уровня развития внимания у старших дошкольников 34
3.2 Система сюжетно-ролевых игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста 40
3.3 Анализ результатов экспериментального исследования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 71

Актуальность исследования. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что внимание как психологическое свойство имеет большое значение в осуществлении человеком основных функций процесса жизнедеятельности. Успешность практической жизнедеятельности человека напрямую зависит от уровня развития его взимания. Под влиянием новых социокультурных факторов возникла необходимость преобразовать отечественную систему обучения детей, не допуская преобладания образовательного стандарта над развитием личности ребенка, что было характерно для предыдущего периода национальной системы образования. Именно в дошкольном возрасте происходит развитие психических процессов, свойств и состояний. Среди указанных характеристик одним из важных свойств психики ребенка является внимание.
Актуальность исследования продиктована тем, что внимание оказывает влияние на развитие психической и познавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста, что является определенным показателем его готовности к будущему обучению в школе. В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, необходимо развить внимание у детей старшего дошкольного возраста как основного компонента в системе познавательных процессов; с другой стороны, необходимо подобрать такие методы и приемы, которые будут интересны дошкольнику. В дошкольном детстве достижение эффективного результата в развитии внимания невозможно без активного использования в педагогическом процессе сюжетно-ролевых игр.
Степень разработанности проблемы. Внимание как познавательный процесс рассмотрено в научных трудах Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна и др. Возрастные особенности внимания проанализированы М. М. Безруких, М. А. Файбер, Д. И. Фельдштейном и др. Процесс развития внимания у детей дошкольного возраста описан в работах Н. А. Мечинской, А. М. Руденко, С. Г. Якобсона и др. И. Т. Морозовой, С. Л. Новоселовой, А. П. Панфиловой, Э. Н. Петляковой и др. определена группа методов и приемов, направленных на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста. Однако, несмотря на большое количество исследований, определяющих эффективные методы и приемы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, проблема развития внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством применения сюжетно-ролевых игр изучена недостаточно.
Научная проблема исследования заключается в поиске психолого-педагогических условий развития внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством применения сюжетно-ролевых игр.
Объект исследования – процесс развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством применения сюжетно-ролевых игр.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы развития внимания.
2. Изучить возрастные особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать психолого-педагогические условия применения сюжетно-ролевых игр в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать систему сюжетно-ролевых игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
5. Определить в экспериментальном исследовании эффективность применения сюжетно-ролевых игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
6. Разработать практические рекомендации по применению сюжетно-ролевых игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: можно повысить уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, если в коррекционной работе в системе применять сюжетно-ролевые игры.
Методы исследования:
- теоретические – анализ теоретических источников по теме исследования, научной литературы, систематизация и обобщение;
- экспериментальные – тестирование, наблюдение, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- деятельностный подход к развитию внимания – Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Б.Ф. Ломова и др.;
- нейропсихологический подход к проблеме развития внимания у детей старшего дошкольного возраста – Ж. Пиаже, Д. И. Фельдштейн и др.);
- психолого-педагогический подход к развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста – Л. С. Колмогорова, Е. В. Царева, и т.д.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Внимание является необходимым условием для осуществления полноценного процесса жизнедеятельности человека, так как участвует во всех видах деятельности. Внимание – это индивидуальное свойство, так как несмотря на то, что оно присуще каждому человеку, но уровень развития внимания находится в прямой зависимости от уровня развития психических свойств человека.
В дошкольном возрасте увеличивается объем внимания, то есть количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято в относительно короткий промежуток времени. В этом возрасте ребенок может оперировать 2-3 предметами. Изменяется устойчивость внимания как способность сохранять сосредоточенность на объекте. Одним из показателей устойчивости является длительность сохранения сосредоточенности.
С целью определения особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством применения сюжетно-ролевых игр было организовано и проведено экспериментальное исследование.
На основе анализа результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, которые показали, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются нарушения в развитии внимания, была разработана система сюжетно-ролевых игр, направленная на развитие свойств внимания детей старшего дошкольного возраста. В старшей возрастной группе детей была создана специальная предметно-развивающая среда для проведения работы по развитию внимания посредством сюжетно-ролевых игр. Были оформлены специальные центры с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом. Все это было направлено на то, чтобы дети концентрировали внимание на изучаемом явлении или процессе, необходимом для последующего проведения сюжетно-ролевой игры. Всего было организовано и проведено в рамках формирующего этапа экспериментального исследования 10 сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты сравнения, констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования показали, что уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего этапа изменился в лучшую сторону. На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы не выявлено детей с низким уровнем развития внимания, свойств внимания.
Итак, гипотеза подтверждена.
Рекомендации:
Для осуществления коррекционного процесса по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста необходимо:
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды образовательными материалами, литературой, игрушками;
- разработка и реализация комплекса сюжетно-ролевых игр, направленных на коррекцию свойств внимания;
- учёт индивидуальных особенностей развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации [Текст]. – Москва : Просвещение, 2013.– 16 с.
2. Андреева, А. Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях [Текст] / А. Д. Андреева // Вестник Мининского университета. – 2014. – №2. – С. 5-20.
3. Бадаева, В. И. Обследование познавательного развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В. И. Бадаева // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 58-61.
4. Бережнова, О. В. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы : метод. пособие [Текст] / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. – Москва : Цветной мир, 2013. – 144 с.
5. Богданова, Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка дошкольного возраста [Текст] / Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова. – Москва : Аспект Пресс, 2016. – 363 с.
6. Божович, Л. И. Личность и формирование в детском возрасте : психологические исследования [Текст] / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 400 с.
7. Борисова, Е. А. Особенности зрительного внимания у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Борисова // Сборник материалов всероссийской заочной научно-практической конференции, Биробиджан, 20 октября 2014 г. – Биробиджан : ИЦ ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2014. – 154 с.
8. Буршит, И. Е. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста [Текст] / И. Е. Буршит // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. – №1. – С. 139-141.
9. Васильева, А. А. К вопросу о формировании познавательной сферы у старшего дошкольника [Текст] / А. А. Васильева // Актуальные проблемы психологического знания. – 2010. – № 4. – С. 94-98.
10. Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Мозаика-Синтез, 2012. – 335 с.
11. Волокитина, Т. В. Психомоторное развитие детей-северян 7-8 лет с разным уровнем произвольного внимания [Текст] / Т. В. Волокитина // Экология человека. – 2008. – №9. – С. 22-26.
12. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Психология развития. – 2001. – С. 56-79.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2014. – 480 с.
14. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. – Москва : Просвещение, 2011. – 452 с.
15. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов [Текст] / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – Москва : Педагогическое общество России, 2013. – 512 с.
16. Грибанов, А. В. Особенности аудиомоторных реакций у детей с разным уровнем развития произвольного внимания [Текст] / А. В. Грибанов // Экология человека. – 2008. – № 5. – С. 44-47.
17. Долгова, В. И. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками : монография [Текст] / В. И. Долгова, Е. В. Попова. – Москва : Издательство Перо, 2015. – 208 с.
18. Ермолович, З. Г. Особенности познавательных процессов старших дошкольников [Текст] / З. Г. Ермолович // Мир психологии. – 2015. – №4. – С. 26-31.
19. Кайгородцева, Н. Н. Организация сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Методические рекомендации [Текст] / Н. Н. Кайгородцева // Справочник педагога-психолога. – 2013. – №7. – С. 24-44.
20. Каплунович, И. Я. Структура и основные этапы развития непроизвольного внимания в дошкольном детстве [Текст] / И. Я. Каплунович // Вопросы психологии. – 2013. – №5. – С. 47-56.
21. Кириллова, Т. С. Игровые технологии в образовании [Текст] / Т. С. Кириллова // Актуальные проблемы развития современной науки и образования : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2015 г. : в 5 частях. – Часть IV. – Москва : «АР-Консалт», 2015. – С. 71-73.
22. Коваленко, Б. И. Особенности внимания в дошкольном возрасте [Текст] / Б. И. Коваленко // Мир психологии. – 2016. – №1. – С. 45-51.
23. Колмогорова, Л. С. Психологическая культура как условие и средство сохранения психического здоровья детей [Текст] / Л. С. Колмогорова // Начальная школа. – 2007. – № 6. – С. 18–25.
24. Красношлык, З. П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / З. П. Красношлык // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. – С. 32-34.
25. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Краснощекова. – Ростов на Дону : Феникс, 2017. – 258 с.
26. Крулехт, М. В. Дошкольник и рукотворный мир : Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности [Текст] / М. В. Крулехт. – Санкт-Петербург : Речь, 2013. – 150 с.
27. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 745 с.
28. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. – Москва : Изд-во МГУ, 2014. – 584 с.
29. Лиман, Н. А. Познавательное развитие старших дошкольников [Текст] / Н. А. Лиман. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 225 с.
30. Ломов, Б. Ф. Психология внимания [Текст] / Б. Ф. Ломов. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 651 с.
31. Малютина, С. В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению [Текст] / С. В. Малютина // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь : Меркурий, 2012. – С. 63-65.
32. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка [Текст] / Н. А. Менчинская. – Мосвка : Инфра-М, 2013. – 448 с.
33. Морозова, И. Т. Особенности развития познавательных процессов у дошкольников [Текст] / И. Т. Морозова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №4. – С. 74-77.
34. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л. Н. Павлова [Текст] / С. Л. Новоселова. – Москва : Айресс-Пресс, 2015. – 119 с.
35. Обухова, Л. Ф. Детская психология :. 2-е изд., стереотип. [Текст] / Л. Ф. Обухова. – Москва : Тривола, 2016. – 360 с.
36. «От рождения до школы» : Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
37. Павлов, И. П. Полное собрание сочинений : Т. 3, кн. 2 [Текст] / И. П. Павлов. – Москва : Наука, 1951. – 841 с.
38. Панфилова, А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога : учебное пособие [Текст] / А. П. Панфилова ; под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – Москва : Академия, 2014. – 368с.
39. Пасяева, К. З. Развитие внимания и логического мышления [Текст] / К. З. Пасяева // Педагогика. – 2005. – №7. – С. 38-40.
40. Пережигина, Н. В. Онтогенез внимания : Текст лекций по курсу нейропсихологии детского возраста [Текст] / Н. В. Пережигина. – Ярославль, 2012. – 100 с.
41. Петлякова, Э. Н. Развиваем память и внимание : пособие для будущих первоклассников, учителей и родителей [Текст] / Э. Н. Петлякова. – Ростов на Дону : МарТ , 2005. – 159 с.
42. Петроченко, Г. Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе [Текст] / Под ред. А. М. Леушиной. – Москва : Выш. шк., 2015. – 206 с.
43. Пиаже, Ж. Интеллект и сенсомоторные функции [Текст] / Ж. Пиаже // Избранные психологические труды : пер. с англ. и фр. – Москва : Международная педагогическая академия, 2012. – 680 с.
44. Поддъяков, Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Поддъяков. – Москва : АСТ, 2016. – 289 с.
45. Произвольное, послепроизвольное внимание [Текст]. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.psyworld.info (Дата обращения: 22.11.2018).
46. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов [Текст] / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – Москва : Гардарики, 2010. – 417 с.
47. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка [Текст] / Под ред. Д. А. Фарбер, М. М. Безруких ; Российская академия образования ; Московский психолого-социальный институт. – Мосвка : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 432 с.
48. Рыжих, О. Г. Развитие познавательной деятельности у дошкольников [Текст] / О. Г. Рыжих // Педагогика. – 2015. – №4. – С. 12-16.
49. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : ПитерКом, 2011. – 688 с.
50. Руденко, А. М. Психология внимания [Текст] / А. М. Руденко. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 225 с.
51. Семенова, О. А. Особенности произвольной регуляции деятельности у детей 5-6 лет [Текст] / О. А. Семенова // Новые исследования. – 2008. – Т. 1. – № 17. – С. 21-38.
52. Сидорчук, Т. Современные образовательные технологии как средство активизации познавательной деятельности дошкольников [Текст] / Т. Сидорчук // Учитель. – 2009. – №6. – С. 27–30.
53. Стожарова, М. Ю. Актуальные проблемы формирования школьной зрелости дошкольников [Текст] / М. Ю. Стожарова // Мат. Всерос. науч.практич. конф. с междунар. участием. – Ульяновск, 2013. – С. 156-161.
54. Терентьева, Ю. В. Особенности развития зрительного восприятия в дошкольном возрасте [Текст] / Ю. В. Терентьева // Мир психологии. – 2016. – №2. – С. 33-36.
55. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 192 с.
56. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования [Текст] / Г. А. Урунтаева. – 3-е изд., стер. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с.
57. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления [Текст] / Д. И. Фельдштейн. – Москва : МПСИ, 2014. – 672 с.
58. Царева, Е. В. Особенности развития внимания старших дошкольников [Текст] / Е. В. Царева // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2015. – №1. – С. 268-273.
59. Чернявская, Е. Е. Дидактическая игра как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Е. Чернявская // Вестник экспериментального образования. – 2015. – №3. – С. 36-42.
60. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. – Москва : Книга по Требованию, 2013. – 228 с.
61. Юнгман, И. В. Психологические проблемы готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе [Текст] / И. В. Юнгман // Актуальные задачи педагогики : материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. – С. 58-60.
62. Якиманская, И. С. Основные направления исследований внимания в психологии [Текст] / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. – 2011. – № 5. – С. 3-29.
63. Якобсон, С. Г. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников [Текст] / С. Г. Якобсон // Вопросы психологии. – 1999. –№5. – С. 3-10.
64. Яцук, О. Д. Проблема развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста [Текст] / О. Д. Яцук // Мир психологии. – 2016. – №2. – С. 21-24.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ