Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста (Московский инновационный университет)
|
Выпускная квалификационная работа .
В приложениях результаты исследований.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название. то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 6
1.1 Сущность понятия «внимание» 6
1.2 Возрастные особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3 Психолого-педагогические условия применения сюжетно-ролевых игр в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 26
2.1 Программа организации исследования 26
2.2 Методы и методики исследования 29
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 34
3.1 Анализ уровня развития внимания у старших дошкольников 34
3.2 Система сюжетно-ролевых игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста 40
3.3 Анализ результатов экспериментального исследования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
В приложениях результаты исследований.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название. то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 6
1.1 Сущность понятия «внимание» 6
1.2 Возрастные особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3 Психолого-педагогические условия применения сюжетно-ролевых игр в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 26
2.1 Программа организации исследования 26
2.2 Методы и методики исследования 29
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 34
3.1 Анализ уровня развития внимания у старших дошкольников 34
3.2 Система сюжетно-ролевых игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста 40
3.3 Анализ результатов экспериментального исследования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Актуальность исследования. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что внимание как психологическое свойство имеет большое значение в осуществлении человеком основных функций процесса жизнедеятельности. Успешность практической жизнедеятельности человека напрямую зависит от уровня развития его взимания. Под влиянием новых социокультурных факторов возникла необходимость преобразовать отечественную систему обучения детей, не допуская преобладания образовательного стандарта над развитием личности ребенка, что было характерно для предыдущего периода национальной системы образования. Именно в дошкольном возрасте происходит развитие психических процессов, свойств и состояний. Среди указанных характеристик одним из важных свойств психики ребенка является внимание.
Актуальность исследования продиктована тем, что внимание оказывает влияние на развитие психической и познавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста, что является определенным показателем его готовности к будущему обучению в школе. В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, необходимо развить внимание у детей старшего дошкольного возраста как основного компонента в системе познавательных процессов; с другой стороны, необходимо подобрать такие методы и приемы, которые будут интересны дошкольнику. В дошкольном детстве достижение эффективного результата в развитии внимания невозможно без активного использования в педагогическом процессе сюжетно-ролевых игр.
Степень разработанности проблемы. Внимание как познавательный процесс рассмотрено в научных трудах Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна и др. Возрастные особенности внимания проанализированы М. М. Безруких, М. А. Файбер, Д. И. Фельдштейном и др. Процесс развития внимания у детей дошкольного возраста описан в работах Н. А. Мечинской, А. М. Руденко, С. Г. Якобсона и др. И. Т. Морозовой, С. Л. Новоселовой, А. П. Панфиловой, Э. Н. Петляковой и др. определена группа методов и приемов, направленных на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста. Однако, несмотря на большое количество исследований, определяющих эффективные методы и приемы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, проблема развития внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством применения сюжетно-ролевых игр изучена недостаточно.
Научная проблема исследования заключается в поиске психолого-педагогических условий развития внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством применения сюжетно-ролевых игр.
Объект исследования – процесс развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством применения сюжетно-ролевых игр.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы развития внимания.
2. Изучить возрастные особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать психолого-педагогические условия применения сюжетно-ролевых игр в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать систему сюжетно-ролевых игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
5. Определить в экспериментальном исследовании эффективность применения сюжетно-ролевых игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
6. Разработать практические рекомендации по применению сюжетно-ролевых игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: можно повысить уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, если в коррекционной работе в системе применять сюжетно-ролевые игры.
Методы исследования:
- теоретические – анализ теоретических источников по теме исследования, научной литературы, систематизация и обобщение;
- экспериментальные – тестирование, наблюдение, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- деятельностный подход к развитию внимания – Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Б.Ф. Ломова и др.;
- нейропсихологический подход к проблеме развития внимания у детей старшего дошкольного возраста – Ж. Пиаже, Д. И. Фельдштейн и др.);
- психолого-педагогический подход к развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста – Л. С. Колмогорова, Е. В. Царева, и т.д.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Актуальность исследования продиктована тем, что внимание оказывает влияние на развитие психической и познавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста, что является определенным показателем его готовности к будущему обучению в школе. В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, необходимо развить внимание у детей старшего дошкольного возраста как основного компонента в системе познавательных процессов; с другой стороны, необходимо подобрать такие методы и приемы, которые будут интересны дошкольнику. В дошкольном детстве достижение эффективного результата в развитии внимания невозможно без активного использования в педагогическом процессе сюжетно-ролевых игр.
Степень разработанности проблемы. Внимание как познавательный процесс рассмотрено в научных трудах Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна и др. Возрастные особенности внимания проанализированы М. М. Безруких, М. А. Файбер, Д. И. Фельдштейном и др. Процесс развития внимания у детей дошкольного возраста описан в работах Н. А. Мечинской, А. М. Руденко, С. Г. Якобсона и др. И. Т. Морозовой, С. Л. Новоселовой, А. П. Панфиловой, Э. Н. Петляковой и др. определена группа методов и приемов, направленных на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста. Однако, несмотря на большое количество исследований, определяющих эффективные методы и приемы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, проблема развития внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством применения сюжетно-ролевых игр изучена недостаточно.
Научная проблема исследования заключается в поиске психолого-педагогических условий развития внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством применения сюжетно-ролевых игр.
Объект исследования – процесс развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством применения сюжетно-ролевых игр.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы развития внимания.
2. Изучить возрастные особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать психолого-педагогические условия применения сюжетно-ролевых игр в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать систему сюжетно-ролевых игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
5. Определить в экспериментальном исследовании эффективность применения сюжетно-ролевых игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
6. Разработать практические рекомендации по применению сюжетно-ролевых игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: можно повысить уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, если в коррекционной работе в системе применять сюжетно-ролевые игры.
Методы исследования:
- теоретические – анализ теоретических источников по теме исследования, научной литературы, систематизация и обобщение;
- экспериментальные – тестирование, наблюдение, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- деятельностный подход к развитию внимания – Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Б.Ф. Ломова и др.;
- нейропсихологический подход к проблеме развития внимания у детей старшего дошкольного возраста – Ж. Пиаже, Д. И. Фельдштейн и др.);
- психолого-педагогический подход к развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста – Л. С. Колмогорова, Е. В. Царева, и т.д.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Внимание является необходимым условием для осуществления полноценного процесса жизнедеятельности человека, так как участвует во всех видах деятельности. Внимание – это индивидуальное свойство, так как несмотря на то, что оно присуще каждому человеку, но уровень развития внимания находится в прямой зависимости от уровня развития психических свойств человека.
В дошкольном возрасте увеличивается объем внимания, то есть количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято в относительно короткий промежуток времени. В этом возрасте ребенок может оперировать 2-3 предметами. Изменяется устойчивость внимания как способность сохранять сосредоточенность на объекте. Одним из показателей устойчивости является длительность сохранения сосредоточенности.
С целью определения особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством применения сюжетно-ролевых игр было организовано и проведено экспериментальное исследование.
На основе анализа результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, которые показали, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются нарушения в развитии внимания, была разработана система сюжетно-ролевых игр, направленная на развитие свойств внимания детей старшего дошкольного возраста. В старшей возрастной группе детей была создана специальная предметно-развивающая среда для проведения работы по развитию внимания посредством сюжетно-ролевых игр. Были оформлены специальные центры с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом. Все это было направлено на то, чтобы дети концентрировали внимание на изучаемом явлении или процессе, необходимом для последующего проведения сюжетно-ролевой игры. Всего было организовано и проведено в рамках формирующего этапа экспериментального исследования 10 сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты сравнения, констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования показали, что уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего этапа изменился в лучшую сторону. На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы не выявлено детей с низким уровнем развития внимания, свойств внимания.
Итак, гипотеза подтверждена.
Рекомендации:
Для осуществления коррекционного процесса по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста необходимо:
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды образовательными материалами, литературой, игрушками;
- разработка и реализация комплекса сюжетно-ролевых игр, направленных на коррекцию свойств внимания;
- учёт индивидуальных особенностей развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте увеличивается объем внимания, то есть количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято в относительно короткий промежуток времени. В этом возрасте ребенок может оперировать 2-3 предметами. Изменяется устойчивость внимания как способность сохранять сосредоточенность на объекте. Одним из показателей устойчивости является длительность сохранения сосредоточенности.
С целью определения особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством применения сюжетно-ролевых игр было организовано и проведено экспериментальное исследование.
На основе анализа результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, которые показали, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются нарушения в развитии внимания, была разработана система сюжетно-ролевых игр, направленная на развитие свойств внимания детей старшего дошкольного возраста. В старшей возрастной группе детей была создана специальная предметно-развивающая среда для проведения работы по развитию внимания посредством сюжетно-ролевых игр. Были оформлены специальные центры с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом. Все это было направлено на то, чтобы дети концентрировали внимание на изучаемом явлении или процессе, необходимом для последующего проведения сюжетно-ролевой игры. Всего было организовано и проведено в рамках формирующего этапа экспериментального исследования 10 сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты сравнения, констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования показали, что уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего этапа изменился в лучшую сторону. На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы не выявлено детей с низким уровнем развития внимания, свойств внимания.
Итак, гипотеза подтверждена.
Рекомендации:
Для осуществления коррекционного процесса по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста необходимо:
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды образовательными материалами, литературой, игрушками;
- разработка и реализация комплекса сюжетно-ролевых игр, направленных на коррекцию свойств внимания;
- учёт индивидуальных особенностей развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- Сюжетно-ролевая игра как средство формирования финансовой грамотности детей 5-6 лет с ОНР III уровня речевого развития (Новосибирский педагогический колледж №1)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе иллюстрирования сказок
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ РУССКИХ НАРОДНЫХ
СКАЗОК
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия подготовки детей к обучению в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Развитие воображения и творческой активности у ребенка дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - Отношение младших школьников к «особым детям» (Российский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Формирование у младших школьников ценностных представлений об основных понятиях этики
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



