Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Учебные проекты как средство активизация познавательной деятельности (Методика обучения математике, Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №42465

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость1600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
531
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Также есть доклад и презентация
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы применения учебных проектов как средства активизации познавательной деятельности 5
1.1 Особенности развития познавательной деятельности детей среднего подросткового возраста 5
1.2 Сущность проектного подхода к обучению и его роль в активизации познавательной деятельности учащихся 11
1.3 Нормативное и методическое обеспечение проектной деятельности в образовательном учреждении 17
Глава 2 Анализ эффективности учебных проектов как средства активизации познавательной деятельности учащихся 7-х классов 23
2.1 Программа исследования 23
2.2 Анализ педагогического опыта применения проектного метода обучения для активизации познавательной деятельности учащихся 26
2.3 Анализ результатов исследования уровня познавательной активности учащихся и рекомендации по ее развитию в рамках проектного метода обучения 33
Заключение 47
Библиографический список 49
Приложения 55

Современные стратегические ориентиры в развитии политики, экономики и социокультурной сферы в РФ выдвинули перед системой образования новые задачи, которые, по замыслу авторов Федеральных государственных образовательных стандартов, будут направлены на способность личности к самосовершенствованию, владение такими универсальными учебными действиями, которые помогут использовать свои возможности в разных областях деятельности, включая осознанное построение своих жизненных целей.
Педагогический потенциал для решения данной проблемы при обучении и воспитании детей подросткового возраста содержится в проектной деятельности, что объясняет актуальность выбранной темы исследования. Проектная деятельность активизирует целеполагание и процесс познания, способствует созданию подростком собственного интеллектуального продукта, который отличается субъективной новизной, так как имеет познавательную направленность. Проектная работа выступает средством достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов.
В то же время потенциал учебных проектов как средства развития познавательной деятельности недостаточно исследован. Теоретическую основу настоящего исследования составляют нормативные правовые акты, регламентирующие систему образования РФ, а также труды таких авторов, как А.Н. Леонтьев, А.С. Обухов, А.В. Петровский, В.А. Сластенин, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и др.
Цель работы заключается в анализе учебных проектов как средства активизации познавательной деятельности у детей среднего подросткового возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 раскрыть теоретические аспекты применения учебных проектов как средства активизации познавательной деятельности;
 осуществить анализ педагогического опыта по применению проектного метода обучения для активизации познавательной деятельности учащихся;
 провести исследование уровня познавательной активности учащихся
 на основании результатов исследования сформулировать рекомендации по ее развитию в рамках проектного метода обучения.
Объектом исследования в данном случае выступает проектный подход к организации учебно-познавательной деятельности подростков.
Предмет исследования – учебные проекты как средство активизации познавательной деятельности учащихся среднего подросткового возраста.
В качестве методов исследования применялись, наблюдение, писание, сравнение, анализ и синтез, а также анкетирование и тестирование учащихся для выявления уровня развития их познавательной активности.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов исследования в работе учителей общеобразовательной школы для более эффективной реализации проектного метода обучения.
Гипотеза исследования сформулирована в виде предположения о высокой эффективности учебных проектов как средства активизации познавательной деятельности подростков.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования, его практическая значимость. В первой главе раскрываются теоретические основы проектной деятельности детей среднего подросткового возраста и ее роль в активизации познавательной активности школьников. Вторая глава посвящена практическому анализу учебных проектов как средства активизации познавательной деятельности учащихся подросткового возраста. В заключении представлены основные выводы по результатам исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Использование проектной деятельности в обучении не случайно становится все более актуальным, поскольку при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.
Метод проектов отвечает требованиям современного образования, так как он является и практико-ориентированным, и личностно-ориентированным. Он позволяет индивидуализировать учебный процесс.
Определено, что метод проектов, как педагогическая технология, предполагает совокупность исследовательских и поисковых методов с целью их творческой реализации. Он позволяет рационально сочетать теоретические знания и применять их на практике для решения конкретных задач и проблем во всех отраслях окружающего мира. Метод предполагает активную самостоятельную работу по постановке проблемы, поиску ее решений, а также формулировке, подробному анализу и оценке конкретного решения. Проектный метод, таким образом, помогает раскрыть творческих потенциал обучающихся, развивает практические навыки применения полученных теоретических знаний школьниками.
Кроме того, отмечено, что занятия проектной деятельностью активизирует познавательный интерес обучающихся, расширяет их кругозор, развивает навыки самостоятельной работы: умение выявлять и формулировать проблему, находить и отбирать необходимую информацию, применять её для решения поставленных задач.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы в рамках настоящего исследования была проведена опытная работа по применению метода проекта на уроках математики в 7-м классе.
После реализации содержания проекта была проведена диагностическая работа, которая показала, что уровень познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД у школьников экспериментальной группы на контрольном этапе следующий:
 высокий уровень – 10 учащихся (50%): положительная динамика составила +20% (4 учащихся);
 средний уровень – 10 учащихся (50%);
 низкий уровень – не выявлено.
Учащиеся с высоким уровнем сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных не испытывают затруднений в процессе анализа текста прикладных математических задач. Без труда анализируют рисунок к задаче. У данной группы детей сформирован навык перевода текста задачи на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств. Учащиеся со средним уровнем сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД испытывают незначительные затруднения в процессе анализа текста прикладных математических задач. Школьники данной группы испытывают незначительные затруднения в выдвижении гипотез. У них с незначительными отклонениями от нормы сформирован навык составления плана выполнения прикладных математических задач. Одновременно учащиеся указанной группы реализуют план решения прикладных математических задач с опорой на образец или с помощью со стороны учителя. На контрольном этапе не было выявлено учащихся с низким уровнем сформированности познавательных УУД.
На основании результатов опытной работы можно сформулировать следующий вывод: учебный проект ценен тем, что в ходе его выполнения активизируется учебно-познавательная деятельность учащихся, они учатся самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление, развивается способность к рефлексии.
Итак, в результате проведенного исследования его цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 22.03.2018).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 22.03.2018).
3. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 (ред. от 22.11.2017) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 22.03.2018).
4. Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 22.03.2018).
5. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644) [Электронный ресурс]. – URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 (дата обращения: 22.03.2018).
6. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 608 с.
7. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В.И. Андреев. – М.: Акадения, 2011. – 240 с.
8. Белоусова, Л.В. Каким должен быть современный урок математики? / Л.В. Белоусова // Открытая школа. – 2014. – № 1. – С. 38-39.
9. Большакова, А.А. Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС / А.А. Большакова // Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС: сборник материалов конференции. – Северодвинск, 2016. – С. 4-6.
10. Борисова, Л.С. Проектирование как эффективное средство развития и воспитания на уроках английского языка / Л.С. Борисова // Иностранные языки в школе. – 2012. – №5. – С. 28-32.
11. Брейгина, М.Е. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку / М.Е. Брейгина // Иностранный язык в школе. – 2004. – № 2. – С. 28-32.
12. Брыкова, О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О.В. Брыкова, Т.В. Громова. – М.: Чистые пруды, 2016. – 178 с.
13. Валеева, Ж.С. Психолого-педагогические особенности развития социально-неадаптированной личности подростка в условиях досуга / Ж.С. Валеева // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – № 303 (октябрь). – С. 186-190.
14. Волков, Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – М.: Изд-во Речь, 2013. – 357 с.
15. Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. Психология личности / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2012. – 288 с.
16. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Пед. общество России, 2013. – 512 с.
17. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика: учебное пособие для вузов / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2015. – 317 с.
18. Громова, Т.В. Организация исследовательской деятельности / Т.В. Громова // Практика административной работы в школе. – 2016. – № 7. – С. 49-53.
19. Дементьева, О.М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе / О.М. Дементьева // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – №2. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26179 (дата обращения: 22.03.2018).
20. Довженко, Н.В. Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя: от теории к практике / Н.В. Довженко // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). – СПб.: Свое издательство, 2017. – С. 13-15.
21. Додосова, Т.И. Проектно-исследовательские технологии как средство развития творческой активности в процессе обучения / Т.И. Додосова // Научно-практическая конференция педагогов и руководителей научных обществ «Развитие творческой активности старшеклассников: методы, формы, перспективы». Тезисы докладов. – Казань, 2016. – С. 20-22.
22. Егорова, О.Д. Работа над проектом как один из способов мотивации к обучению на уроках физики / О.Д. Егорова // Научно-практическая конференция педагогов и руководителей научных обществ «Развитие творческой активности старшеклассников: методы, формы, перспективы». Тезисы докладов. – Казань, 2016. – С. 22-23.
23. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания: учебное пособие / И.Н. Емельянова. – Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2015. – 216 с.
24. Ермаков, С.С. Развитие познавательной потребности у школьников в процессе обучения / С.С. Ермаков, В.С. Юркевич // Современная зарубежная психология. – Т. 2. – № 2. – М. : ГБОУ ВПО «МГППУ», 2013. – С. 87-100.
25. Дрозина, В.В. Теория и практика формирования и развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы: дис. д-ра пед. наук / В.В. Дрозина. – М., 2012. – 495 с.
26. Иванов, Г.А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся / Г.А. Иванов // Педагогические технологии. – 2016. – № 1. – С. 22-28.
27. Киракосян, О.В. Проектная деятельность младшего школьника / О.В. Киракосян // Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС. – Северодвинск, 2016. – С. 19-22.
28. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник для бакалавров / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорфф-Сысоева. – М.: Проспект,2013. – 488 с.
29. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2013. – 260 с.
30. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев.- М.: Академия, 2012. – 345 с.
31. Лушникова, О.Ю. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе общеобразовательной подготовки: дис. канд. пед. наук / О.Ю. Лушникова.  Магнитогорск, 2014. – 164 с.
32. Майборода, С.Б. Моделирование условий формирования учебных интересов трудных подростков / С.Б. Майборода // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». – 2013. – № 2. – С. 41-45.
33. Минюк, Ю.Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология / Ю.Н. Минюк // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 6-8.
34. Мухина, B.C. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2013. – 608 с.
35. Мухтярова, Э.И. Метод проектов в условиях реализации ФГОС нового поколения: опыт экспериментальной деятельности, система формирования исследовательской культуры лицеистов / Э.И. Мухтярова // Научно-практическая конференция педагогов и руководителей научных обществ «Развитие творческой активности старшеклассников: методы, формы, перспективы». Тезисы докладов. – Казань, 2016. – С. 144-148.
36. Несговорова, Н.П. Технология проектов в профессиональной деятельности педагога: монография / Н.П. Несговорова. – Курган: Изд-во КГУ, 2013. – 316 с.
37. Новожилова, Н.В. Интернет-ресурсы в исследовательской деятельности учителей и учащихся / Н.В. Новожилова // Школьные технологии. – 2014. – №4. – С. 148-152.
38. Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А.С. Обухов. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 288 с.
39. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. – М.: Инфра-М, 2013. – 112 с.
40. Петровский, А.В. Общая психология: учебник для студентов педагогических институтов / А.В. Петровский. – М.: Академия, 2016. – 479 с.
41. Петруленков, В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС: 1-11 кл. / В.М. Петруленков. – М.: ВАКО, 2015. – 112 с.
42. Подростки и молодежь в меняющемся обществе. − М.: Новый отсчет, 2014. − 255 с.
43. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 4-11.
44. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петрова. – М.: Академия, 2011. – 272 с.
45. Попов, В.Б. Интернет-технологии и развитие образования / В.Б. Попов. – Воронеж: ВГПУ, 2015. – 172 с.
46. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2014. – 656 с.
47. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2015. – 512 с.
48. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста : учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. – Балашов: Николаев, 2016. – 68 с.
49. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Академия, 2015. – 159 с.
50. Хабибуллина, А.Я. Формирование навыков естествоиспытателя через проектную деятельность по математике / А.Я. Хабибуллина, Д.Р. Юрлина // Научно-практическая конференция педагогов и руководителей научных обществ «Развитие творческой активности старшеклассников: методы, формы, перспективы». Тезисы докладов. – Казань, 2016. – С. 37-40.
51. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2014. – 349 с.
52. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения / С.Т. Шацкий. – М.: Академия, 2014. – 326 с.
53. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Академия, 1012. – 160 с.
54. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2015. – 384 с.
55. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учебное пособие / Н.Ф. Яковлева. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ