Государственная политика стимулирования малого бизнеса в России (Томский Государственный Университет)
|
Выпускная квалификационная работа .
В работе проведен анализ развития малого бизнеса в сфере услуг в Томской области за 2013-2017 годы.
Есть презентация к работе.
В работе проведен анализ развития малого бизнеса в сфере услуг в Томской области за 2013-2017 годы.
Есть презентация к работе.
Малый бизнес является одним из ведущих секторов, во многом определяющем темпы экономического роста страны, структуру и качество валового национального продукта. Он оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности работников. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для всех регионов России, находящихся на этапе активного формирования рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной и экономической реструктуризации, что объясняет актуальность выбранной темы исследования.
Следует, однако, отметить, что, несмотря на рыночные реформы, проводимые в России в течение уже нескольких десятилетий, и некоторое оживление субъектов малого предпринимательства после 2000 г., связанное с тенденцией к слабоустойчивому увеличению числа малых фирм, развитие отечественного малого предпринимательства не достигло желаемого состояния: оно так и не стало играть ту важную роль в жизни общества, которая ему изначально предназначалась. Кроме того, малое предпринимательство не стало источником инноваций и создания рабочих мест, его технологический уровень значительно ниже, чем у его крупных аналогов. Данные проблемы во многом связаны с низкой эффективностью государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. Значительная часть малых предприятий продолжает функционировать в тени, так как применяемые меры поддержки носят скорее ущерб малым фирмам, нежели стимулируют их развитие. Действующая ныне система поддержки малых фирм, в отличие от западных стран, предусматривает однотипный подход к поддержке субъектов малого предпринимательства, игнорирующий степень их значимости для национального хозяйства. Для определения субъектов малого предпринимательства применяются количественные критерии, игнорирующие саму сущность данной формы хозяйствования как инициативного, творческого и общественно полезного вида производственной деятельности. Иными словами, отсутствуют качественные критерии, позволяющие идентифицировать роль малых предприятий и определить степень их значимости для национальной экономики.
Таким образом, особенности современной рыночной экономики вынуждают большинство предприятий работать в ситуации неопределенности, что неизбежно связано со множеством рисков. Кроме того, если раньше, при существовании центрально управляемой экономики издержки убыточной экономической деятельности предприятия традиционно брало на себя государство, то сегодня они ложатся непосредственно на субъекты хозяйствования. Субъекты малого и среднего предпринимательства обладают ограниченным спектром адаптационных возможностей, и любое изменение даже какого-то одного из параметров внешней среды может оказаться для них критическим.
Цель работы заключается в анализе проблем и мер поддержки предприятий малого бизнеса в рамках государственной политике РФ по его стимулированию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность малого бизнеса и основы государственной политики РФ по его стимулированию;
проанализировать основные направления государственной поддержки и стимулирования малого бизнеса в Томской области;
обозначить роль государственного регулирования малого и среднего бизнеса в современных условиях в рамках программно-целевого подхода;
дать оценку состояния и динамики развития малого бизнеса в РФ;
осветить основные проблемы малого бизнеса в РФ.
Объектом исследования является государственная политика стимулирования малого бизнеса в России.
Предмет исследования – государственная политика стимулирования малого бизнеса в Томской области.
Отметим, что пристальный интерес к проблемам государственной поддержки сектора малого предпринимательства начал проявляться в 70-е гг. прошлого столетия в связи со стремлением к достижению социальной стабильности в обществе и разрешению проблемы занятости, что и обусловило практическую значимость реализации данных мероприятий. Однако в нашей стране взор экономистов был обращен к данной проблеме лишь с конца 80-х годов XX в. в связи с начавшимися рыночными реформами и расширением степени экономической свободы в стране.
При этом теоретическую основу настоящего исследования составляют нормативные правовые акты РФ, в том числе Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и др., а также труды таких авторов, как М.М. Абдурахманова, Р.М. Ахметшин, Г.Ю. Власов, Н. В. Девятаева и И. В. Трифонова, В.В. Заболоцкая, Д.С. Кундрюцков, Э.Е. Лебедева, Н.А. Мамедова и Е.А. Девяткина, Д.П. Русинов, Л.С. Трубникова и др.
В качестве основных методов исследования применялись наблюдение, описание, сравнение, анализ и синтез, а также графический и математические методы.
Практическая значимость исследования определяется разработкой проекта, позволяющего комплексно оценить состояние малого бизнеса в России в целом и в Томской области в частности, определить резервы повышения экономической устойчивости малых предприятий в регионе за счет повышения эффективности управления его ресурсами в рамках взаимодействия с органами власти.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Следует, однако, отметить, что, несмотря на рыночные реформы, проводимые в России в течение уже нескольких десятилетий, и некоторое оживление субъектов малого предпринимательства после 2000 г., связанное с тенденцией к слабоустойчивому увеличению числа малых фирм, развитие отечественного малого предпринимательства не достигло желаемого состояния: оно так и не стало играть ту важную роль в жизни общества, которая ему изначально предназначалась. Кроме того, малое предпринимательство не стало источником инноваций и создания рабочих мест, его технологический уровень значительно ниже, чем у его крупных аналогов. Данные проблемы во многом связаны с низкой эффективностью государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. Значительная часть малых предприятий продолжает функционировать в тени, так как применяемые меры поддержки носят скорее ущерб малым фирмам, нежели стимулируют их развитие. Действующая ныне система поддержки малых фирм, в отличие от западных стран, предусматривает однотипный подход к поддержке субъектов малого предпринимательства, игнорирующий степень их значимости для национального хозяйства. Для определения субъектов малого предпринимательства применяются количественные критерии, игнорирующие саму сущность данной формы хозяйствования как инициативного, творческого и общественно полезного вида производственной деятельности. Иными словами, отсутствуют качественные критерии, позволяющие идентифицировать роль малых предприятий и определить степень их значимости для национальной экономики.
Таким образом, особенности современной рыночной экономики вынуждают большинство предприятий работать в ситуации неопределенности, что неизбежно связано со множеством рисков. Кроме того, если раньше, при существовании центрально управляемой экономики издержки убыточной экономической деятельности предприятия традиционно брало на себя государство, то сегодня они ложатся непосредственно на субъекты хозяйствования. Субъекты малого и среднего предпринимательства обладают ограниченным спектром адаптационных возможностей, и любое изменение даже какого-то одного из параметров внешней среды может оказаться для них критическим.
Цель работы заключается в анализе проблем и мер поддержки предприятий малого бизнеса в рамках государственной политике РФ по его стимулированию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность малого бизнеса и основы государственной политики РФ по его стимулированию;
проанализировать основные направления государственной поддержки и стимулирования малого бизнеса в Томской области;
обозначить роль государственного регулирования малого и среднего бизнеса в современных условиях в рамках программно-целевого подхода;
дать оценку состояния и динамики развития малого бизнеса в РФ;
осветить основные проблемы малого бизнеса в РФ.
Объектом исследования является государственная политика стимулирования малого бизнеса в России.
Предмет исследования – государственная политика стимулирования малого бизнеса в Томской области.
Отметим, что пристальный интерес к проблемам государственной поддержки сектора малого предпринимательства начал проявляться в 70-е гг. прошлого столетия в связи со стремлением к достижению социальной стабильности в обществе и разрешению проблемы занятости, что и обусловило практическую значимость реализации данных мероприятий. Однако в нашей стране взор экономистов был обращен к данной проблеме лишь с конца 80-х годов XX в. в связи с начавшимися рыночными реформами и расширением степени экономической свободы в стране.
При этом теоретическую основу настоящего исследования составляют нормативные правовые акты РФ, в том числе Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и др., а также труды таких авторов, как М.М. Абдурахманова, Р.М. Ахметшин, Г.Ю. Власов, Н. В. Девятаева и И. В. Трифонова, В.В. Заболоцкая, Д.С. Кундрюцков, Э.Е. Лебедева, Н.А. Мамедова и Е.А. Девяткина, Д.П. Русинов, Л.С. Трубникова и др.
В качестве основных методов исследования применялись наблюдение, описание, сравнение, анализ и синтез, а также графический и математические методы.
Практическая значимость исследования определяется разработкой проекта, позволяющего комплексно оценить состояние малого бизнеса в России в целом и в Томской области в частности, определить резервы повышения экономической устойчивости малых предприятий в регионе за счет повышения эффективности управления его ресурсами в рамках взаимодействия с органами власти.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Малый бизнес является одной из перспектив нашего развития, активным источником создания среднего класса – основного гаранта демократического, экономически процветающего, социально благополучного общества. Подобная ситуация характерна и для других стран. Сегодня доля в ВВП малых предприятий по всему миру постоянно растет. Однако в Российской Федерации использование экономического потенциала малого предпринимательства, несмотря на всю его перспективность, пока не является реальным приоритетом государственной политики, что в значительной степени обусловлено несовершенством системы государственной поддержки этой категории бизнеса. Соответственно, в сравнении со многими государствами в России доля малого предпринимательства в выпуске ВВП все еще очень низка.
При этом по данным мирового банка, в законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. К наиболее распространенным среди них, в том числе и в России, относятся численность персонала предприятия, размер его уставного капитала, финансовые показатели предприятия (объем чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов) и вид деятельности.
Основным федеральным законом Российской Федерации, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического лица к сектору малого предпринимательства в нашей стране, является Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Закон определяет общие положения в области государственной поддержки малого предпринимательства в РФ, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности МСП.
Для реализации стратегического потенциала малого бизнеса в условиях высококонкурентной среды и нестабильного характера экономики необходима серьезная поддержка и реализация целого ряда стимулирующих мер со стороны государства.
Основным инструментом реализации государственной поддержки МСП в регионе является государственная программа «Развитие предпринимательства в Томской области», утвержденная постановлением Администрации Томской области от 12.12.2014 № 492а.
На территории региона после трехлетнего сокращения количества МСП в 2014-2016 гг. в 2017 г., наконец, произошла смена тренда, сопровождающаяся увеличением числа лиц, занятых в малом и среднем бизнесе, а также экономических показателей деятельности МСП, прежде всего, их годовых оборотов. Распределение малых и средних предприятий по направлениям деятельности, связанным с производством и оказанием услуг, напрямую зависит от их размера: более половины индивидуальных предпринимателей, микро- и малых предприятий функционируют в сфере услуг, более половины средних предприятий – в производственной сфере.
К наиболее серьезным проблемам, сдерживающим развитие малого предпринимательства в РФ и ее субъектах, включая Томскую область, многие специалисты относят:
неразвитость системы механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий;
высокий уровень обязательных выплат даже в условиях особых режимов налогообложения;
нехватку квалифицированных кадров и знаний;
ограниченность доступа к ресурсам и маркетинговым возможностям;
недостаточный уровень информационной и методической поддержки.
Дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса будет зависеть от состояния нормативной базы, регулирующей работу МСП на федеральном уровне, и от результатов деятельности органов государственного управления Томской области по поддержке малого и среднего предпринимательства в регионе.
При этом по данным мирового банка, в законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. К наиболее распространенным среди них, в том числе и в России, относятся численность персонала предприятия, размер его уставного капитала, финансовые показатели предприятия (объем чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов) и вид деятельности.
Основным федеральным законом Российской Федерации, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического лица к сектору малого предпринимательства в нашей стране, является Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Закон определяет общие положения в области государственной поддержки малого предпринимательства в РФ, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности МСП.
Для реализации стратегического потенциала малого бизнеса в условиях высококонкурентной среды и нестабильного характера экономики необходима серьезная поддержка и реализация целого ряда стимулирующих мер со стороны государства.
Основным инструментом реализации государственной поддержки МСП в регионе является государственная программа «Развитие предпринимательства в Томской области», утвержденная постановлением Администрации Томской области от 12.12.2014 № 492а.
На территории региона после трехлетнего сокращения количества МСП в 2014-2016 гг. в 2017 г., наконец, произошла смена тренда, сопровождающаяся увеличением числа лиц, занятых в малом и среднем бизнесе, а также экономических показателей деятельности МСП, прежде всего, их годовых оборотов. Распределение малых и средних предприятий по направлениям деятельности, связанным с производством и оказанием услуг, напрямую зависит от их размера: более половины индивидуальных предпринимателей, микро- и малых предприятий функционируют в сфере услуг, более половины средних предприятий – в производственной сфере.
К наиболее серьезным проблемам, сдерживающим развитие малого предпринимательства в РФ и ее субъектах, включая Томскую область, многие специалисты относят:
неразвитость системы механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий;
высокий уровень обязательных выплат даже в условиях особых режимов налогообложения;
нехватку квалифицированных кадров и знаний;
ограниченность доступа к ресурсам и маркетинговым возможностям;
недостаточный уровень информационной и методической поддержки.
Дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса будет зависеть от состояния нормативной базы, регулирующей работу МСП на федеральном уровне, и от результатов деятельности органов государственного управления Томской области по поддержке малого и среднего предпринимательства в регионе.
Подобные работы
- ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО
БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2024 - Финансовая поддержка малого бизнеса в регионе
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК СУБЪЕКТ МИРОВОЙ И
НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Механизмы управления персоналом на предприятиях малого бизнеса с учетом зарубежного опыта
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ООО «АКВА-ДЖУС»
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВ НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Государственная поддержка малого бизнеса
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне с учетом международного опыта
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



