Оценка эффективности реализации целевых программ по предупреждению межрелигиозных и межэтнических конфликтов в муниципальных образованиях (Тюменский Государственный университет)
Выпускная квалификационная работа.
Практическая часть сделана на примере г. Нижневартовска.
Проведен анализ состояния за 2016-2018 годы.
Также есть доклад и презентация к защите.
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ МЕЖРЕЛИГИОЗНЫХ И МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ 7
1.1. Межрелигиозные и межэтнические конфликты как угроза стабильности общественного развития 7
1.2. Причины межрелигиозных и межэтнических конфликтов в современной России 16
1.3. Отечественный и зарубежный опыт предупреждения межрелигиозных и межэтнических конфликтов 21
1.4. Методы и механизмы реализации государственной политики по предупреждению межрелигиозных и межэтнических конфликтов 26
2 ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖРЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ В НИЖНЕВАРТОВСКЕ 31
2.1 Общая характеристика этнической и конфессиональной структуры населения Нижневартовска 31
2.2 Объективные и субъективные причины межэтнических и межрелигиозных конфликтов в Нижневартовске 40
2.3 Анализ и методы оценки эффективности муниципальных целевых программ по предупреждению межрелигиозных и межэтнических конфликтов 48
2.4 Совершенствование муниципальных программ по предупреждению межрелигиозных и межэтнических конфликтов. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 61
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что Российская Федерация представляет собой одно из самых многонациональных и многоконфессиональных государств в мире. На территории нашей страны проживают представители более чем ста этносов, а так же практически всех распространенных в мире религиозных конфессий. Иными словами, с точки зрения этно-религиозного состава Россия представляет собой «лоскутное одеяло». В таких государствах межрелигиозные и межэтнические конфликты являются серьезной угрозой стабильному и устойчивому развитию общества, подрывая сами основы государственности. В ряде случаев межнациональные и межконфессиональные противоречия могут служить одним из факторов, приводящих к полному распаду государства – можно вспомнить, например, Югославию, которую населяли представители множества этносов и конфессий, и которая в результата кровопролитных войн прекратила свое существование как единое государство. Здесь так же следует отметить – и это обуславливает особую проблематику предупреждения межэтнических и межконфессиональных конфликтов – что зачастую межнациональные и межрелигиозные противоречия «подогреваются» определенными внешними или внутренними политическими силами, заинтересованными в общественной нестабильности. Иными словами, говоря о предупреждении исследуемых конфликтов следует понимать, что достаточно часто межнациональные и межрелигиозные противоречия используются заинтересованными субъектами в целях достижения определенных политических целей – это может иметь место и на уровне муниципалитета, и на уровне региона, и на уровне государства в целом.
Соответственно, для обеспечения стабильного и устойчивого развития российского общества, на всех уровнях – от муниципального до федерального – необходима реализация программ, направленных на предупреждение межнациональных и межрелигиозных конфликтов. При этом такие программы не должны носить формальный характер и реализовываться «для галочки» - они должны быть основаны на глубоком и тщательном анализе сферы межэтнических и межрелигиозных отношений в конкретном муниципальном образовании, регионе или государстве в целом, и направлены не преодоление конкретных проблем, существующих в городе, районе, области или государстве в целом.
Проблема предупреждения межнациональных и межрелигиозных конфликтов в Нижневартовске во многом связана с тем, что в городском округе отсутствует соответствующая «узконаправленная» муниципальная программа. Исследуемые проблемы разрешаются в рамках программы по противодействию терроризму и экстремизму, однако необходимо все же учитывать, что нельзя ставить знак тождества между межнациональными (межрелигиозными) конфликтами и экстремизмом. Иными словами, необходима «узкая» программа, направленная исключительно на сферу межнациональных и межрелигиозных отношений.
Цель исследования – оценка эффективности реализации целевых программ по предупреждению межрелигиозных и межэтнических конфликтов в муниципальных образованиях на примере г. Нижневартовска.
Задачи работы:
Охарактеризовать межэтнические и межрелигиозные конфликты как угрозу стабильности общественного развития;
Исследовать причины межэтнических и межрелигиозных конфликтов в современной России;
Проанализировать отечественный и зарубежный опыт предупреждения межрелигиозных и межэтнических конфликтов
Определить методы и механизмы реализации государственной политики по предупреждению межрелигиозных и межнациональных конфликтов
Провести общую характеристику этнической и конфессиональной структуры населения Нижневартовска
Выявить объективные и субъективные причины межэтнических и межрелигиозных конфликтов в Нижневартовске
Оценить эффективность муниципальных целевых программ по предупреждению межрелигиозных и межэтнических конфликтов
Определить основные направления совершенствования муниципальных программ по предупреждению межрелигиозных и межэтнических конфликтов.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере предупреждения межнациональных и межрелигиозных конфликтов.
Предмет исследования – теория и практика предупреждения межэтнических и межрелигиозных конфликтов.
. Методологию работы составляют общенаучные (анализ литературы и нормативно-правовой базы исследования, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование), так и частные методы (контент-анализ, метод моделирования и т.д.).
Теоретическая основа исследования – научная литература в сфере государственного и муниципального управления.
В частности, можно отметить исследования таких авторов, как В. Авксентьев, А. Ароян, А. Здравомыслов, А. Сунгуров, З. Сикевич, З. Силаева, А.Чалая и др.
В целом вопросы, связанные с предупреждением межнациональных и межрелигиозных конфликтов достаточно глубоко изучены отечественной наукой. Вместе с тем, значимость и проблематика данных вопросов обуславливает необходимость новых исследований в этом направлении.
Структура исследования включает в себя введение, две главы, разделенные на четыре параграфа каждый, заключение и список использованных источников.
1) Межнациональный конфликт – это острая социальная ситуация, обусловленная объективными духовными, историко-культурными и морально-нравственными расхождениями различных этнических групп, в своей наиболее общественно опасной фазе осложненная внешними политическими и экономическими факторами.
По сути, содержание межрелигиозного конфликта практически сходно – это так же острая социальная ситуация, вызванная вышеуказанными расхождениями, обусловленными приверженностью конкретного лица и группы лиц к определенной религии.
При этом противоречия между различными этносами и религиозными группами – объективное явление, и задача органов государственной и муниципальной власти – выявить момент, когда такие противоречия переходят в острую фазу и становятся конфликтом, а так же предупредить саму возможность перехода этнических и религиозных противоречий в острую стадию.
Соответственно, основная проблема, связанная с обеспечением межнационального и межрелигиозного согласия в общества, связана с необходимостью своевременного выявления предпосылок конфликтов в указанных сферах и их устранение в целях предупреждения острой фазы конфликта.
В какой бы форме не проистекал межнациональный или межрелигиозный конфликт – в мягкой или в самой жесткой, вплоть до военных действий и сепаратизма, очевидно, что в любом случае такой конфликт представляет собой прямую угрозу стабильности развития всех государственных и общественных институтов.
2) Причины межнациональных и межрелигиозных конфликтов в современной России во многом сходны и взаимодополняют друг друга, зачастую достаточно сложно четко отграничить причины этнического и религиозного характера.
В целом такие причины лежат в плоскостях территориальных споров, экономических разногласий, языковых и культурных противоречий, в области психологии.
При этом зачастую основной причиной межнационального или межрелигиозного конфликта выступают именно политические факторы, когда те или иные внутренние или внешние политические группы искусственно «подогревают» объективно существующие межэтнические или межконфессиональные противоречия в целях приведения их в стадию конфликта, выгодного данным политическим группам по тем или иным причинам.
3) Национальная политика нашего государства – и во времена Российской Империи, и во времена Советского Союза, характеризовалась достаточно высокой степенью жесткости.
Однако, такая жесткость была направлена не на сами проявления национального или религиозного экстремизма, как например в США, что позволило этой, одной из самых многонациональных и многоконфессиональных стран в мире обеспечить относительно стабильное сосуществование различных этносов и религий, а на подавление национальной и религиозной самобытности определенных социальных групп.
Соответственно, ослабление административной системы, явившееся объективным следствием демократизации государства, привело к тому, что копившиеся веками межнациональные и межконфессиональные противоречия обострились и во многих случаях перешли в конфликтую стадию.
4) Поскольку причины межнациональных и межрелигиозных конфликтов лежат в различных сферах – в экономической, историко-культурной, психологической, политической и т.д., то и методы и механизмы предупреждения таких конфликтов также должны носить системный, разнонаправленный характер.
Очевидно, что попытки предупредить межнациональные и межрелигиозные конфликты посредством воздействия на один или несколько – но не на все – факторы, обуславливающие такие конфликты – заведомо обречены на провал.
Иными словами, преодоление межнациональных и межконфессиональных конфликтов - комплексная задача, которая должна решаться посредством воздействия на различные сферы общественных отношений.
Проблемы предупреждения межэтнических и межрелигиозных конфликтов во многом связаны с тем, что органы государственной и муниципальной власти подходят к решению задач по предупреждению таких конфликтов шаблонно, механически, не используя принцип системности.
5) Национально-религиозный состав населения Нижневартовска характеризуется преобладанием русского населения, хотя его удельный вес намного ниже, чем в целом по России (по состоянию на конец 2018 года 62 % и 82 %). Вторым по численности этносом городского округа являются татары, доля которых по состоянию на конец 2018 года составила 12 %, в то время как в среднем по России удельный вес татар в общей численности населения составляет 4 %.
С религиозной точки зрения население Нижневартовска характеризуется преобладанием православных христиан (42 %), хотя в целом по России православных христиан – 51 %. 9 % жителей города исповедуют ислам, в то время как по России в целом -3 %.
Межнациональная и межрелигиозная рознь является серьезным криминогенным фактором – в последние 3 года наблюдается рост уголовных преступлений, совершенных мигрантами, в отношении мигрантов, а так же преступлений, совершенных на почве национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды.
6) Основными причинами межнациональных и межрелигиозных конфликтов в Нижневартовске выступают:
неэффективный мониторинг состояния межконфессиональных и межэтнических отношений в городе, в том числе посредством анализа материалов СМИ, сети Интернет;
неоперативное реагирование на проявления экстремизма;
недостаточное взаимодействие органов власти с формальными и неформальными лидерами религиозных и этнических групп, в первую очередь молодежных, поскольку именно молодежь наиболее «открыта» для посева межнациональной и межконфессиональной розни;
недостаточная компетентность муниципальных служащих в вопросах выявления и предупреждения исследуемых конфликтов, использование шаблонного, механического подхода для решения выявленных проблем;
низкий уровень координации муниципальной власти и лидеров религиозных общин города.
7) Муниципальная программа «Профилактика терроризма и экстремизма в городе Нижневартовске на 2015-2020 годы» является слишком «общей». Безусловно, экстремизм и межнациональные (межрелигиозные) конфликты представляют собой смежные, взаимосвязанные сферы. Однако, эти сферы не тождественны, выявление и предупреждение межнациональных и межрелигиозных конфликтов требует отдельной муниципальной программы, в полной мере предусматривающей специфику исследуемых проблем. Кроме того, муниципальная программа «Профилактика терроризма и экстремизма в городе Нижневартовске на 2015-2020 годы» не содержит действенных методов оценки ее эффективности, все индикаторы программы по сути характеризуют «внешнюю» сторону, они представляют собой количественные показатели. Но ведь очевидно, что можно провести десять, двадцать «круглых столов», «недель национальных литератур», иных мероприятий и т.д. Соответственно, формально целевые индикаторы будут выглядеть положительно, однако в действительности они не приведут к требуемому результату в виде обеспечения межнационального и межконфессионального согласия населения Нижневартовска. Иными словами, «узконаправленная» программа, которую необходимо разработать и реализовать в Нижневартовске, должна включать в себя индикаторы, позволяющие определить ее действительную эффективность.
8) Основное направление совершенствования муниципальных программ по предупреждению межрелигиозных и межэтнических конфликтов должен быть связан не с разработкой новых мероприятий – их система в целом является стандартной - а с выработкой новых методов оценки эффективности реализации таких программ. Данные методы должны характеризовать в первую очередь не объем работы, проведенной муниципальной властью, а ее результаты, т.е. в какую именно сторону – в позитивную или в негативную – изменились межнациональные и межрелигиозные отношения в результате реализации программы. Среди прочего, такую информацию можно получить посредством анализа сведений о динамике уголовных преступлений и административных правонарушений в соответствующей сфере, а так же социологических опросов населения городского округа.
1. Федеральный закон от 26 июля 2002 года № 114-ФЗ (ред. от 25.11.2018) «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета. – 2002. - № 138-139.
2. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. – 2015. - № 299.
3. Муниципальная программа городского округа Нижневартовск «Профилактика терроризма и экстремизма в городе Нижневартовске на 2015-2020 годы», утв. Постановлением Администрации городского округа Нижневартовск от 29.08.2014 № 1740 // Варта. – 2014. - № 146.
4. Постановление Администрации городского округа Нижневартовск от 31 декабря 2014 года № 2915 «Об утверждении Положения о мониторинге состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и Порядка действий по раннему предупреждению конфликтных ситуаций, возникающих на национальной и (или) религиозной почве, в городе Нижневартовске» // Варта. – 2015. - № 1.
5. «Порядок действий по раннему предупреждению конфликтных ситуаций, возникающих на национальной и (или) религиозной почве» утв. Постановлением Администрации городского округа Нижневартовск от 12.10.2016 № 1704 // Варта. – 2016. - № 198.
6. Распоряжение Администрации городского округа Нижневартовска от 22 декабря 2016 года № 2036«Об утверждении плана мероприятий по предупреждению участия несовершеннолетних в несанкционированных собраниях, митингах на 2017-2018 годы» // Варта. – 2017. - № 1.
7. Информация главы города Нижневартовска по вопросу «О формах и практике медиации в сфере межнациональных (межэтнических) отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». Приложение 6 к Протоколу № 4 заседания Межведомственной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию экстремистской деятельности от 4 декабря 2017 года // Документ официально опубликован не был. Режим доступа: [Электрон. ресурс] Единый официальный сайт государственных органов власти ХМАО-Югры. URL: https://admhmao.ru/– (Дата обращения 30.03.2019).
8. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология / В.А. Авксентьев. – М.: Юрайт, 2016. – 283 с.
9. Ароян А.С. Межнациональные конфликты: характеристика, причины и основные классификации / А. С. Ароян // Вестник Ростовского социально-экономического института. – 2017 - № 4. – С. 85-91.
10. Ашин А.А. К вопросу о причинах межрелигиозных конфликтов в современной России / А.А. Ашин // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. – 2016. - № 2. – С. 40-47.
11. Гуриева С.Д. Современные способы урегулирования межэтнических конфликтов / С.Д. Гуриева // Вестник Санкт-Петербургского университета – 2016. - № 4. – 306 с.
12. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространства / А.Г. Здравомыслов. – М.: КноРус, 2015. – 582 с.
13. Ильин В.А. Мультикультурализм в современном мире / В.А. Ильин // Вестник Пермского государственного университета. – 2015. - № 4. – С.26-34.
14. Никольская Г.К. Государственная иммиграционная политика США / Г.К. Никольская. – М.: ИМЭМО РАН, 2015. – 248 с.
15. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Дашков и Ко. 2014. – 389 с.
16. Попов С.И. Межнациональные конфликты и пути их разрешения / С.И. Попов. – М.: Городец, 2016. – 327 с.
17. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений / З.В. Сикевич. – М.: КноРус, 2016. – 401 с.
18. Силаева З.В. Концептуально-методологические основы междисциплинарного анализа понятия «религиозный конфликт» / З.В. Силаева // Вестник экономики, права и социологии. – 2016. - № 2. – С. 79-85.
19. Сунгуров А.Ю. Миграционная политика: сравнительный анализ зарубежного опыта и некоторые рекомендации для России. / А.Ю. Сунгуров. – М., 2014. – 258 с.
20. Тараканов И.А. Ошибки национальной политики Советского Союза как фактор, обуславливающий межнациональные противоречия в современной России / И.А. Тараканов // Вестник Владимирского юридического института ФСИН России. – 2016. -№ 5. – С. 119-125.
21. Чалая Л.А. Межнациональные конфликты в современном мире: понятие и механизмы предупреждения / Л.А. Чалая. – Владимир: изд-во ВлГУ, 2016. – 255 с.
22. Чертова А.В. Межнациональные конфликты в современной России: истоки, проявление и предупреждение / А.В. Чертова. – М.: Юрайт. 2016. – 199 с.
23. Федеральный реестр экстремистских материалов [Электрон. ресурс] официальный Интернет-сайт Министерства юстиции Российской Федерации URL: https://minjust.ru/ru/node/243787 /– (Дата обращения 30.03.2019).
24. Решение Санкт-Петербургского городского суда от 16 сентября 2015 года по иску прокурора города Санкт-Петербурга о признании межрегионального общественного объединения «Народная социальная инициатива» экстремистской [Электрон. ресурс] // ГАС «Правосудие». - https://sudrf.ru– (Дата обращения 11.03.2019).
25. Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 19 сентября 2017 года заявлению первого заместителя военного прокурора Восточного военного округа о признании материалов экстремистскими [Электрон. ресурс] // ГАС «Правосудие». - https://sudrf.ru– (Дата обращения 11.03.2019).
26. Приговор Центрального районного суда г. Тюмени от 14 января 2016 года по ч. 1 ст. 282 УК РФ в отношении Абрашина П.Н. [Электрон. ресурс] // ГАС «Правосудие». - https://sudrf.ru– (Дата обращения 11.03.2019).
27. Официальный Интернет-сайт Администрации городского округа – города Нижневартовска. URL: https://www.n-vartovsk.ru.
28. Официальный Интернет-сайт Федеральной службы государственной статистики URL: http://www.gks.ru.
29. Официальный Интернет-сайт УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу . https://86.мвд.рф.
30. Единый официальный сайт государственных органов власти ХМАО-Югры. URL: https://admhmao.ru.