Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР М.ЛОХВИЦКОЙ (10.01.01)

Работа №4245

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

филология

Объем работы256стр.
Год сдачи2004
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1182
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ВЕХИ БИОГРАФИИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА 27
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР
I. СЕМАНТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
I. 1 Мироощущение, убеждения, философские взгляды
1) Самосознание Женщины 43
2) Христианская религиозность 55
3) Нехристианский мистицизм 69
4) Соотношение этики и эстетики. Проблема зла 74
5) Болезненность 83
6) Преодоление мечты 88
7) Чувство юмора и ироничность 91
I. 2 Жанровое своеобразие творчества
1) Поэзия как лирический дневник 98
2) Романсы, песни и гимны 102
3) Баллады и сказки 108
4) Поэмы 109
5) Лирические драмы 112
I.3 Образы и мотивы
1) Лирические роли
а) Героиня 121
б) Герой 128
в) Андрогинные образы 135
2) Система поэтических мотивов 138
3) Использование символов 144
4) Специфика поэтического мира; пейзаж 147
5) Культурологические пристрастия 155
а) Античность 156

3
б) Русский фольк-лор 158
в) Восток - библейский, мусульманский, языческий.
г) Средневековье 162/165
6) Стихи о детях и для детей 168
II СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ 171
1) Поэтический словарь 172
2) Эпитеты 179
3) Тропы
а) Метафора, парабола (развернутая метафора) 182
б) Сравнения 185
в) Металепсис 187
г) Метонимия 187
д) Перифраз и антономасия 187
4) Фигуры речи (Фигуры выделения .Добавления и повторы) 188
1. Случаи плеонастического повтора слов и корней, полиптот, парономасия 189
2. Синонимия и эксергазия 190
3. Аккумуляция 190
4. Градация 190
5. Восхождение (климакс) 190
6. Антитеза 191
7. Аллойосис 191
8. Анафора 191
9. Полисиндетон (Многосоюзие) 191
10. Асиндетон (Бессоюзие) 192
5) Некоторые особенности синтаксиса простого и сложного предло¬жения.
1. Преобладание глаголов 193
2. Трансформации и перестановки 197

4
а) Средства усиления глагола - Контактная ин-версия 197
б) Гипербат (дистантная инверсия) 199
в) Прямой синтаксический
параллелизм 201
г) Хиазм 201
д) Метабола, антиметабола
прозаподосис 201
3. Особенности построения периодов 202
6) Синтаксические приемы мелодизации 203
1. Плеонастический повтор соседних слов в пределах од¬ной строки 204
2. Повтор синтаксического фрагмента одной строки 205
3. Анадиплосис 205
4. Рефрен 205
6. Экспозиция, реприза, каданс 208
7. Интонация 209
III. ФОНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
1) Метрика 214
2) Ритмика 229
3) Рифма 235
4) Строфика 240
5) Звуковое оформление 242
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 245


Настоящая работа представляет собой монографическое исследование творчества Мирры Лохвицкой (1869 - 1905) - русской поэтессы, пользовавшейся широкой известностью на рубеже XIX - XX вв. и незаслуженно забытой впоследствии. «Женщина-комета», на сравнительно недолгий срок появившаяся на небосклоне русской литературы и быстро привлекшая к себе внимание, столь же быстро удалилась из поля зрения литературоведов, так и не став предметом серьезного изучения. При жизни Лохвицкой и непосредственно после ее смерти о ее поэзии высказывались самые разноречивые, полярные, нередко взаимоисключающие суждения. Истекший XX век почти ничего не прибавил к пониманию ее творчества. Собственно, вплоть до 90-х гг. трудно говорить о какой-то истории его изучения - по крайней мере, в отечественной науке, - это скорее история голословных манипуляций именем поэтессы в разного рода обзорных работах о поэзии рубежа XIX - XX веков. Подавляющее большинство позднейших литературоведческих высказываний о Мирре Лохвицкой представляют собой лишь парафраз современной ей критики, в лучшем случае - не искажающий сути. В худшем случае каждое последующее высказывание привносит нечто дополнительное, в результате чего создается эффект «испорченного телефона» и порой первоначальный смысл в корне меняется. Нередко небрежность и невнимательность приводила к тому, что даже в текст справочных изданий вкрадывались грубые фактические ошибки.1 Многие такие ошибки со временем приобрели статус «общепринятого взгляда» и оказались отправной точкой для последующих обобщений. Было бы несправедливо умолчать о том, что некоторые исследователи высказывали все же достаточно тонкие и глубокие замечания об отдельных особенностях поэтической манеры Лохвицкой, но почему-то именно эти замечания в истории литературы остались маргинальными. В целом же «среднестатистическое» литературоведческое представление о
1 Эти ошибки будут указываться в дальнейшем по ходу изложения материала.

6
поэтессе может быть сведено к полушутливой справке М. Л. Гаспарова: «сестра известной юмористки Тэффи (Надежды Александровны Лохвицкой- Бучинской), остроумная и здравомысленная мать семейства (по словам И. Бу¬нина), писала стихи о бурной страсти, снискавшие ей славу “вакханки” и “Русской Сапфо”. К. Бальмонт посвятил ей книгу, а И. Северянин чтил ее память с благоговейным восторгом».2 Несмотря на предельную сжатость изложения, здесь налицо приметы современного восприятия творчества поэтессы: разделение и противопоставление биографического облика ее самой и ее лирической героини, сведение смысла всего ее творчества к стихам о «бурной страсти», которые на самом деле составляют далеко не главную часть ее поэтического наследия.3 Впрочем, мы далеки оттого, чтобы критиковать во всех отношениях замечательную книгу М.Л. Гаспарова. Данная справка, как и другие в том же издании, хороша тем, что помогает мгновенно запомнить некие сведения о совершенно неизвестном поэте, но тот факт, что примерно то же пишется и в более академичных по стилю изданиях, и что этим набором сведений практически исчерпывается объем знаний нынешней науки об авторе, имя которого современники ставили в один ряд с именами Случевского, Фофанова, Брюсова, Бальмонта, Ахматовой, Цветаевой и др. - представляется весьма печальным. Недавно вышедшие пособия по русской литературе показывают, что имя поэтессы, можно сказать, вычеркнуто из истории. В учебнике истории русской литературы 70 - 90-х гг. XIX в. (под редакцией В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой и В.Б. Катаева) она не упоминается ни разу. В подготовленном авторским коллективом ИМЛИ двухтомнике «Русская литература рубежа веков»
2
Гаспаров М.Л.. Русский стих начала века в комментариях. М., 2001, с. 278.
3 Основным источником такого представления являются воспоминания Бунина (Бунин И.А. Из записей - Собр. соч. в 9-ти тт., т. 9, с. 289 - 290) - источник исключительно ценный биографически, но не литературоведчески. Для Бунина, в молодости дружившего с Миррой Лохвицкой, важно было, прежде всего, развенчать биографический миф о ней как о «вакханке», и «демонической женщине», а между тем, он явился невольным виновником литературоведческого мифа о том, что творчество Лохвицкой не имеет ничего общего с ее биографией.

7
(1890-е - начало 1920-х гг.), общий объем которого более полутора тысяч страниц, она упомянута только два раза, причем один раз - просто как сестра Тэффи. Такую ситуацию нельзя считать нормальной. Игнорирование литературного феномена, пусть и забытого потомками, но широко известного в свою эпоху, может привести к тому, что общая картина окажется не только неполной, но и искаженной. Даже если признать справедливой эфемерность славы Лохвицкой (с чем категорически не согласен автор данной работы), она заслуживает внимания хотя бы как заметное явление текущего литературного процесса рубежа XIX - XX веков.
Таким образом цель предпринимаемого исследования - содействовать, по мере возможности, ликвидации одного из белых пятен в истории русской литературы. Обратимся же к истории вопроса.
Для понимания последующих оценок поэзии Лохвицкой, прежде всего, важно уяснить отношение к ней современников. Оно, как мы уже сказали, было далеко не однозначным. Творческий путь поэтессы пришелся на время зарождения новых течений и тотальной переоценки ценностей. Необходимо особо подчеркнуть ( - этот момент, как правило, упускается из виду), что за 16 лет литературной жизни поэзия Лохвицкой претерпела значительную эволюцию. Заметных «тектонических сдвигов» в ее поэтике не было, изменения накапливались исподволь, но «переход количества в качество», несомненно, произошел. Во всяком случае, знакомясь с ее стихами начала 90-х гг., читатель не сомневается, что писал их поэт девятнадцатого века, читая стихи начала 900-х, он ясно чувствует, что перед ним - автор века двадцатого.4 Именно эти эволюционные изменения в самом творчестве поэтессы обусловили постепенную перемену отношения к ней критиков и в конечном итоге предопределили ее положение в литературе - вне господствующих течений.
Поэтическая карьера Мирры Лохвицкой началась в 1889 г. - и очень успешно. «Меня избаловали в Петербурге, где я выступила на литературном поприще совсем
4 Анализ поэтических средств, используемых Лохвицкой, и вербализация этого непосредственно¬го читательского ощущения составляют главную задачу данного исследования.

8
еще девочкой и где с первых шагов слышала о себе только лестные отзывы. Я была новинкой и, как всякая новинка, возбуждала интерес», - писала поэтесса в письме к
А.Л. Волынскому.5 Между тем, одобрительные отзывы исходили лишь из определенного литературного лагеря - круга сторонников «чистого искусства», в отношении эстетики достаточно консервативных. Это одобрение наиболее авторитетно выражено в рецензии А. А. Г оленищева-Кутузова, который отмечает «необыкновенное изящество и яркость образов, чуткое понимание красот природы, неподдельную искренность чувства и, наконец, за редким исключением, прекрасный по звучности и правильности стих». Но все же рецензент находит и заметный недостаток: «крайнее однообразие содержания стихотворений».6 Тем не менее уже за первый вышедший сборник стихотворений Лохвицкой была присуждена половинная Пушкинская премия.
Сочувствия от представителей идеологически еще доминирующего в те годы народнического лагеря поэтесса не ждала и не искала: «До того, что думают обо мне критики таких журналов, как «Русское богатство» или «Русская мысль», - мне нет никакого дела и даже было бы как-то не по себе, если бы им вздумалось (сохрани Бог!) похвалить меня». Действительно, «демократы» встретили ее неодобрительно, но это неодобрение касалось в основном идеологии и содержания, а не формы, - в эстетическом смысле старые принципы «чистого искусства» их вполне удовлетворяли. Примером двойственности такой оценки может служить мнение народнического поэта и критика П.Ф. Якубовича. С одной стороны: «Да, это - поэзия, неподдельная, полная чудного очарования». С другой: «Перед нами, точно будто, не образованная писательница, живущая в просвещенной стране на заре ХХ века, а какая-то “восточная роза , для которой мир ограничен стенами гарема...»
5 РГАЛИ, ф. 95, № 616, л. 3.
6 Голенищев-Кутузов А. А. М. А. Лохвицкая. // Сборник ОРЯС. СПб., 1905, т. 78. Отчет о двенадцатом присуждении Пушкинских премий, с. 121.
7 РГАЛИ, ф. 95, № 616, л. 4.
8 Гриневич (Якубович) П.Ф. Очерки русской поэзии. СПб., 1911, с. 354.

9
Тогда же, в 90-е гг. начинает формироваться новый литературный лагерь - лагерь модернизма. Его будущий вождь, Валерий Брюсов следит за успехами Мирры Лохвицкой с большим вниманием и - неодобрением: «Не припомню сейчас, где (не то в “Труде”, не то в “Русском Обозрении”) видел я стихотворение Лохвицкой ”Сон”, - пишет он в письме П.П. Перцову от 14 июня 1895 г. - “Я была во сне бабочкой, а ты мотыльком. Мы обнялись и улетели”. При этом достоверно известно, что г-жа Лохвицкая в самом деле во сне этого не видала. Что же остается от всего стихотворения? Выражения: утро, бабочка, розы, “как греза юна”, мотылек и лазурь? Дурно то, что составился “поэтический словарь”; комбинируя его слова, получают нечто, что у нас называют стихотворением».9 «Слишком много новизны и слишком много в ней старого»,10 - пишет он Перцову позднее. Новизну он, видимо, склонен объяснять исключительно посторонним влиянием. В письме Перцову от 19 июля 1896 г. Брюсов говорит, что в русской поэзии стала формироваться «школа Бальмон¬та», к которой причисляет и Лохвицкую.11 Около двух лет спустя (в январе 1898 г.) в письме Бальмонту он пишет: «Вот новый сборник Мирры Лохвицкой. Согласен, уступаю, — здесь многое недурно. Но вот я, который стихов не пишет, предлагаю на¬писать на любую тему стихотворение ничем не отличное от этих, такое, что Вы его признаете не отличающимся, таким же “недурным, хорошим”. Все это трафарет, новые трафареты поэзии, все те же боги Олимпа, те же Амуры, Псиши, Иовиши, но в
9 Письма В.Я. Брюсова к П.П. Перцову. М., 1927, с. 27. Стихотворение Лохвицкой «Весенний сон», о котором говорит Брюсов, безусловно, не принадлежит к лучшим ее созданиям, но все же оно далеко не так банально, как может показаться при чтении брюсовского письма.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги проведенного исследования художественного мира Лохвицкой, можно сделать некоторые выводы.
Наиболее яркой отличительной чертой характера поэтессы, была внутренняя противоречивость, сочетание несочетаемого, затруднявшая его понимание, несмотря на кажущуюся легкость. В ее личности уживались стремление к новизне и кон-серватизм, смелость и застенчивость, чувственность и религиозность, стремление к земному счастью и глубокая мистическая настроенность, здравый ум и болезненная душевная хрупкость. Эти исконные противоречия обусловили внутреннюю драму души, нашедшую художественное воплощение в творчестве поэтессы. В этом своеобразие ее поэзии, и воспринимать ее можно только в целостности, не пытаясь свести ее значение к десятку стихотворений на ту или иную тему, в зависимости от личных вкусов и убеждений того или иного исследователя или конъюнктуры момента.
Особенностью поэзии Лохвицкой, в первую очередь привлекшей внимание современников, было четко прослеживаемое утверждение самостоятельной ценности женщины как личности - безотносительно к новым веяниями эмансипации и феминизма. На каком-то этапе эта особенность способствовала росту популярности поэтессы, впоследствии, когда выяснились существенные расхождения между ее позицией и настроем общества в целом, ее заслуги стали преуменьшаться.
На мировоззренческом уровне у Лохвицкой несомненной значимой доминантой является религиозность, подчиняющая и преодолевающая как особенности личного темперамента, так и соблазн «тайного знания», выразившийся в повышенном интересе к различного рода мистическим и гностическим учениям. Любопытствующий интерес к мистике был характерен для эпохи, но доминирующая религиозность явно противоречила общему духу времени и казалась пережитком прошлого современникам поэтессы охваченным общим, хотя и по-разному проявляющимся, порывом к полному переустройству жизни на новых, чисто секулярных основаниях. На жанровом уровне это свойство выразилось у Лохвицкой в обращении к нехарактерной для эпохи в целом форме гимна, на стилистическом - в использовании приемов классической риторики наряду с приемами песенного творчества.
Среди поэтов Серебряного века Лохвицкая одной из первых предприняла попытку обновления поэтического стиля за счет использования универсальных приемов фольклора разных стран и поэзии древности. В то время, как родоначальники символизма направляли основное внимание на изучение приемов французского символизма и европейского романтизма, поэтесса обратилась к традиции средневековой европейской литературы, и еще более древним и экзотическим культурам, воспринимаемым, впрочем, сквозь призму европейского взгляда. Она намеренно ограничивала свой поэтический словарь, возвращая, таким образом, слово к смысловой наполненности, свойственной древним языкам. Ее стилю была присуща особая метафоричность в сочетании с использованием разнообразных сравнений, народно-песенных и древних литературных приемов мелодизации - разнообразных повторов, анафор, рефренов и т.п.
Вопреки общей тенденции эпохи к намеренному усложнению поэтического тек¬ста, Лохвицкая стремилось к простоте и ясности изложения. Ее синтаксис характеризуется повышенной значимостью глагола, предпочтением динамических признаков - статическим, четкостью смыслового деления периодов.
На стилистическом уровне традиции классической русской лирики XIX в. и поэзии древности сочетались у Лохвицкой с применением ряда новых приемов символизма. Интересуясь, как и символисты, «областью таинственного», она стремилась к познанию мира через символ, но ее символика была более традиционна, более тесно связана с христианским вероучением и славянским языческим символизмом (не отвергаемым русской национальной формой Православия).
На фоническом уровне Лохвицкая демонстрирует все возможности традиционной силлаботоники, достигая большого метрического разнообразия путем использования несложных по сути приемов. В области ритмики ей свойственна архаизация, возвращение к ритмическим особенностям раннепушкинского периода. Но несмотря на зримые признаки архаизации, ее стих не теряет легкости и мелодичности
- что свидетельствует о высоком мастерстве поэтессы. Роль обычной рифмы в ее

247
поэзии постепенно умаляется, зато со временем распространяются рифмы в непривычных местах строки, - причем нередко приблизительные, вошедшие в обиход уж в постсимволистскую эпоху. Заметный интерес проявляет Лохвицкая к белому стиху; искусно пользуется аллитерациями и ассонансами. В области строфики для нее характерны строфическая определенность, в сочетании со стремлением уйти от обязательности четверостишия, и при этом - нелюбовь к твердым формам, вольное строфическое творчество.
В целом стиль Лохвицкой не имеет выраженных признаков радикального но-ваторства, но, вместе с тем, он индивидуален и неповторим. Ее дарование было вполне самостоятельно и на протяжении всего творческого пути обнаруживало способность к саморазвитию и совершенствованию. Обвинения в подражании кому бы то ни было нельзя признать справедливыми, - лишь в редких случаях Лохвицкая заимствовала отдельные приемы тех или иных авторов, но лишь такие, которые не противоречили ее собственной творческой манере. Она шла путями, во многом общими для всей новой поэзии. Причины ее расхождения с модернистским лагерем лежат, во всяком случае, не в области поэтики - нового в ее творчестве ничуть не меньше, чем у каждого из ее современников- символистов - Бальмонта, Брюсова, Гиппиус, Сологуба, Вяч. Иванова и др. (конечно, если ее индивидуальные достижения сравнивать с новациями всего модернистского лагеря в целом - «от символистов до обэриутов» - они могут показаться незначительными, но такое сравнение по определению невозможно). Некоторые черты ее стиля предвосхищают будущие особенности постсимволистских течений модернизма.
Причина забвения, постигшего творчество поэтессы, лежит не в его недостатках, а скорее напротив - в достоинствах. Предреволюционная эпоха выбирала в творчестве каждого писателя нечто созвучное себе - у Лохвицкой такой созвучности оказалось достаточно для возникновения скорой и шумной славы, но недостаточно для упрочения этой славы. Общее же направление ее мировоззренческой эволюции было прямо противоположно устремлениям XX столетия
- поэтому то, что в ее творчестве наиболее ценно: соединение утонченности и

248
формальной новизны Серебряного века с незыблемостью духовных ценностей Золотого века русской литературы - осталось незамеченным и невостребованным.
Общий и главный вывод, к которому приводят результаты проведенного исследования: Мирра Лохвицкая - серьезный поэт, заслуживающий внимания и дальнейшего изучения. Ей по праву принадлежит достойное место в истории русской литературы - как родоначальнице русской женской поэзии XX века и как автору, чье творчество за столетие нисколько не утратило тематического интереса и эстетической ценности.



I. Прижизненные отзывы, рецензии.
1 Аврелий (Брюсов В.Я.) М.А. Лохвицкая: Стихотворения Т. IV. СПб. 1903 // Новый путь.
- 1903 - № 1. С. 194 - 195.
2 Андреевский С.А. Литературные очерки. СПб. 1913. С. 398.
3 Бальмонт К.Д. Горные вершины. Сб. ст. М. 1904. С. 73, 94.
4 Брюсов В.Я. Письма В.Я. Брюсова к П.П. Перцову. М. 1927. С. 27; 178.
5 Брюсов. В.Я. Дневники. М., 1927. С. 30-31, 47, 65, 126.
6 Буренин В.П., Критические очерки. // Новое время. - 1898, 29 января.
7 Буренин В.П., Критические очерки. // Новое время. - т. 1904, 9 января.
8 В.Л. (псевд.) М.А. Лохвицкая-Жибер. Стихотворения. 1896 - 1898. // Кавказ. - 1898 - № 87.
9 Волынский А.Л. Книга великого гнева. СПб. 1904. С. 214 - 215.
10 Волынский А.Л. М.А. Лохвицкая (Жибер) Стихотворения 1896 - 1898 гг. М., 1898 // Се¬верный вестник. - 898. № 8 - 9. С. 237 - 242. (то же в кн.: Волынский, А. Л. Борьба за идеализм СПб., 1900. С. 402 - 405).
11 Годовые литературные обзоры К. Д. Бальмонта. Пер. с англ. и публикация С.П. Ильева: Серебряный век русской литературы. М. 1996. С. 127).
12 Голенищев-Кутузов, А.А. М.А. Лохвицкая. // сб. ОРЯС АН. Двенадцатое присуждение Пушкинских премий. 1900, т. 66. № 3. С. 63 - 74.
13 Голенищев-Кутузов, А.А. М.А. Лохвицкая. // сб. ОРЯС АН. Пятнадцатое присуждение Пушкинских премий. 1905, т. 78, № 1. С. 121 - 126.
14 Гриневич (Якубович) П.Ф. М.А. Лохвицкая. в его кн. Очерки русской поэзии. 2-е изд., СПб., 1911. с. 352 - 358 .
15 Д. Л. (псевд.) Собрание стихотворений М.А. Лохвицкой-Жибер. // Московские ведомости.
- 1903. - № 237.
16 Д.Л. (псевд.) Чертовщина. V том стихотворений М.А. Лохвицкой-Жибер. // Московские ведомости. - 1904. - № 27.
17 Дон (Бальмонт К.Д.). - рецензия. - Весы, 1904, № 2. С. 59.
18 Константин Константинович, вел. кн. // ОРЯС АН. Шестнадцатое присуждение Пушкин¬ских премий, 1906, 81. Приложения. С. 20 - 54.
19 Коринфский. А. Юные побеги русской поэзии. // Север, 1897, № 44, С. 1388 - 1406.
20 Краснов Пл. Женская поэзия. М.А. Лохвицкая. // Книжки «Недели». 1900, № 10.
21 Краснов Пл. Новые всходы. // Книжки «Недели» 1899. № 1. С. 184 - 186.

250
22 Краснов Пл. Русская Сафо. // Новый мир. 1903. № 20. С. 151 - 154.
23 Краснов Пл. Тоска по людям. // Книжки «Недели». 1897. № 12.
24 Литературное наследство, т. 98. В.Я. Брюсов и его корреспонденты. М. 1991. ч. I. С. 8, 58, 99, 100, 128, 168, 229, 400, 511, 517, 789 - 791. ч. 2. С. 26, 33.
25 Лохвицкая М. Письма в редакцию. // Новое время. 1903. № 9896. 22 сентября.
26 Лохвицкая-Жибер М. Письма в редакцию. // Новое время. 1901. № 9222. 6 ноября.
27 М. К-н <К. Медведский>. Поэзия М. А Лохвицкой. // Русское обозрение. 1896. № 12.
28 Маковский Ф. Поэты-декаденты. // Знамя. 1899, № 6, с. 16 - 28.
29 Маковский Ф. Что такое русское декадентство? Образование, 1905, № 9. С. 125 - 142.
30 Мартов Н. Галерея русских писателей и художников (с пушкинской эпохи до наших дней). - СПб. 1901. С. 94 - 95.
31 Михайлов Д. А. М. А. Лохвицкая. В его кн.: Очерки русской поэзии XIX в. Тифлис, 1904. С.498 - 514.
32 Письма в редакцию. // Новое время. 1903, 5 ноября. № 9903.
33 Плагиат. (заметка). // Новости дня, 1905, 29 июля.
34 Рецензия. // Литературное приложение «Нивы». № 10. С. 459.
35 Рецензия на 2-е изд. Стихотворений М. А. Лохвицкой. // Россия. 1900. № 454.
36 Рецензия. // Русское богатство. 1986. № 7. С. 59 - 60.
37 Скриба <Е.А. Соловьев>. Литературная хроника. // Новости и биржевая газета. 1898, 29 января.
II. Некрологи М. Лохвицкой:
1. Аргус, 1905, № 8. С. 10.
2. Биржевые ведомости, 1905, 30 августа. Утренний выпуск. (А. Измайлов)
3. Биржевые ведомости. 1905. № 9004. Похороны М.А. Лохвицкой.
4. Вопросы жизни, 1905. № 9. С. 292 - 293. (Вяч. Иванов).
5. Голос жизни, 1905, № 6. С. 38 - 49. (Гранитов).
6. Елисаветградские новости. 1905. № 585. 1 сентября.
7. Исторический вестник. 1905. № 10. С. 358 - 359.
8. Московские ведомости. 1905. № 237. 30 августа.
9. Наука и жизнь, 1905, № 9. С. 292 - 298. (Арский <Н.Я. Абрамович>).
10. Наша жизнь, 30 августа 1905 г. № 238.
11. Нива, 1905, № 39. С. 771.
12. Новое время. 1905. 31 августа. (Н. М-ский <Н.М. Минский>).
13. Новости дня. 1905. № 7987. (А. Кур-ский <А. Курсинский>).

251
14. Север. 1905. № 36. С. 286.
15. Слово. 1905. № 239. (Кент <В.А. Никольский>).
16. Слово. 1905. № 240. Похороны М. А. Лохвицкой.
17. Сын Отечества. 1905. № 167, 169.
18. Театр и искусство, 1905, № 37 (Леонид Галич <Л.Е. Габрилович>)
19. Финляндская газета. 1905, № 131
20. Южное обозрение. - 1905. - № 2913. - 2 сентября. С. 3. (О.М. Блиц)
III. Суждения современников об итогах творческого пути М. Лохвицкой, ме¬муары.
1 Абрамович Н.Я. В осенних садах. Литература сегодняшнего дня. М. 1909. С. 150 - 160.
2 Абрамович Н.Я. История русской поэзии: в 2-х тт. т. 2. М. 1915. С. 298 - 302.
3 Абрамович Н. Я. Эстетизм и эротика. В кн. Литературно-критические очерки. СПб. 1909. Кн. 1. С. 52 - 58.
4 Амфитеатров А. Человек, которого жаль // Русское слово. - 1914. № 111 - 15 мая. С. 3-4.
5 Андреева-Бальмонт Е.А. Воспоминания. М., 1996. С. 527.
6 Апостолов Н. Литературные очерки. - Киев. 1907. - С. 54-56.
7 Бальмонт К.Д. Автобиографическая проза. М., 2001. С. 544, 573.
8 Бенуа, А. Н. Мои воспоминания. М.1993. т. 1. С. 554.
9 Брюсов В.Я. Далекие и близкие. М.. 1911. С. 148.
10 Бунин И.А. Из записей. Собр. Соч. в 9-ти тт. т. 9. С. 289 - 290.
11 Васильева Е. Автобиография. // Новый мир. - 1988 - № 12. С. 139-140.
12 Волынский А.Л. Русские женщины. // Минувшее, т. 17, М. - СПб, 1994. С. 237 - 238, 275.
13 <Гершензон М.Е .> - рецензия на сб. «Перед закатом» - Вестник Европы, 1908, № 7
14 Голиков. В. Наши поэтессы. Неделя, 1912, № 5. С. 771 - 773.
15 Гриневская И. Памяти М. А. Лохвицкой. // Слово. 1905. № 252.
16 Ж. Владимир. (псевд.) Наброски без заглавия. // Русь. - 1905 - № 221.
17 Загуляева Ю. Петербургские письма. // Московские ведомости, 1905, 7 сентября. № 245.
18 Измайлов А. Литературный Олимп. - М. 1911. С. 464 - 465.
19 Константин Константинович, вел. кн. Предисловие к изданию: Лохвицкая М. А. Перед закатом. СПб. 1908.
20 Липкин С. Беседы с Ахматовой // Взгляд: Сборник. Критика. Политика. Публикации. вып. 3. М. 1991. С. 383 - 384. (То же в кн.: Лиснянская И. Шкатулка с тройным дном. Ка¬лининград. 1995. С. 60).
21 Муромцева-Бунина, В.Н. Жизнь Бунина. М. 1989. С. 153.
22 Немирович-Данченко, В.И. Погасшая звезда. В кн. На кладбищах. .М., 2001. С. 117 - 128.

252
23 Никольский В. А. Памяти М.А. Лохвицкой. // Север. 1905. № 37.
24 Отчет о шестнадцатом присуждении Пушкинских премий 1905 г. СПб., Сб. ОРЯС, т. 81. № 5. 1906. С. 2 -4.
25 Перцов П.П. Литературные воспоминания. М.- Л. 1933. С. 163, 259.
26 Поселянин Е. Отзвеневшие струны. // Московские ведомости. 1905, 15 сентября. № 253.
27 Поярков Н. Поэты наших дней. М. 1907. С. 84 - 86.
28 Северянин И. Моя поэзия // Синий журнал. 1913. № 41, С.5.
29 Тэффи Н.А. Игорь Северянин. // Творчество Н.А. Тэффи и русский литературный процесс первой половины ХХ в. М., 1991, с. 343.
30 Тэффи Н.А. Проза. Стихи. Пьесы. Воспоминания. Статьи. Спб. 1999. с. 409.
31 Ясинский, И. Роман моей жизни. Книга воспоминаний. М., 1926. С. С. 258 - 260.
IV. Справочные и библиографические издания.
1 Брагинский. Лохвицкая. // Большая энциклопедия (под ред. С.Н. Южакова. т. 12. СПб. 1903. С.322 - 323.
2 В. Б. (псевд.) Лохвицкая // Литературная энциклопедия. Т. 6. М. 1932. стлб. 594.
3 Венгеров С.Я. М. Лохвицкая. // Новый энциклопедический словарь. Т. 24. - Пг. 1915. С. 943 - 944.
4 Владиславлев И.В. Библиографический указатель новейшей русской беллетристики (1861
- 1911) - б.д. стлб. 657.
5 Владиславлев И.В. Опыт библиографического пособия по русской литературе XIX - XX ст. Изд. 4-е. М.-Л. 1924. С. 382.
6 Иванов Г.К. Русская поэзия в отечественной музыке (до 1917 года). Справочник. Вып. 1. М. 1966. С. 198 - 201.
7 Иванова Е.В. Лохвицкая. // Русские писатели. Библиографический словарь (А-Л). Т 1. М.1990. С. 423 - 424.
8 История русской литературы конца XIX - начала XX века. Библиографический указа¬тель./ Под ред. К. Д. Муратовой. М.-Л. 1963. С. 483.
9 Казак В. Лексикон русской литературы XX в. М. 1996. С. 238.
10 Кумпан К. А. М.А. Лохвицкая. // Русские писатели 1800 - 1917. Биографический словарь. Т. 3. М., 1994.
11 Львов-Рогачевский В. Л. Лохвицкая М.А. // Энциклопедический словарь русского биб-лиографического института Гранат. 2 изд. Т. 27. С. 406.
12 Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деяте¬лей. в 4-х тт. М. 1957 - 1960. Т. 2. С. 26; Т. 3. С. 194; Т. 4 С. 185, 287.

253
13 Морозов А. Л. Лохвицкая М. А. // Краткая литературная энциклопедия. Т.ГУ. М. 1967.
С. 434.
14 Словарь членов общества любителей Российской словесности при Московском Универ¬ситете. М. 1911. С. 172 - 173.
15 Groberg K. Lokhvitskaya M.A. // Dictionary of Russian women writers. London, 1994. p. 381 - 384.
16 Kasack W. Lexicon der russishen Literatur des XX Jahrhunderts: vom Beginn des Jahrhunderts bis zum Erde Sowjet aera. - Munchen, 1994. S. 696 - 697.
У. Литературоведческие исследования, посвященные творчеству М.А. Лохвицкой, общие обзорные работы по истории русской литературы рубежа XIX - XX вв., в которых она упоминается (или не упоминается).
1 Банников Н.В. Русские поэтессы XIX в. М. 1979. С. 11, 181-201 (Та же заметка о Лохвиц¬кой практически без изменений был перепечатана позднее в журнале «Русская речь» -
1993. - № 5. С. 20 - 24).
2 Бургин Д. София Парнок. Жизнь и творчество русской Сафо. СПб. 1999. С. 227, 228, 431.
3 Гайденков Н.М. М.А. Лохвицкая // Русские поэты XIX в. Хрестоматия. М. 1958. С. 838.
4 Гаспаров М. Л.. Русский стих начала века в комментариях. М., 2001, с. 278.
5 Еремина В.И. Поэзия 1880 - 1890-х годов. // Русская литература и фольклор (конец XIX
в.) Л. 1987. С. 334 - 360.
6 История русской литературной критики (Под ред. В. В. Прозорова). М. 2002.
7 История всемирной литературы. Т. 8. М. 1994. С. 78, 93.
8 История русской литературы в 4-х тт. Л. 1983. Т. 4. С. 113 - 114.
9 История русской литературы XIX в. 70-е - 90-е гг. (под ред. В.Н. Аношкиной, Л. Д. Гро¬мовой, В.Б. Катаева). М. 2001.
10 Колобаева Л. А. Русский символизм. М. 2000.
11 Куприяновский П.В. Молчанова Н.А. Поэт Константин Бальмонт. Биография. Творчест¬во. Судьба. Иваново, 2001. С. 52, 79, 239.
12 Лахути Г. Предисловие к изданию: Лохвицкая, М. Тайных струн сверкающее пенье. М., 1994 (То же под загл. Время и поэзия Мирры Лохвицкой // Журнал Московской Патриар¬хии. 1994, № 7-8. С. 126 - 141).
13 Макашина В.Г. Мирра Лохвицкая и Игорь Северянин. К проблеме преемственности по¬этических культур. Автореферат диссертации. Новгород, 1999.
14 Макашина В.Г. Предисловие к изданию: Лохвицкая, М. Стихотворения. СПб. 1997.

254
15 Марков. А.Ф. Лохвицкую называли «Русской Сафо. // Русская словесность, 1993, № 5.
С. 79 - 81.
16 Марков В. Свобода в поэзии. Статьи. Эссе. Разное. СПб. 1994. С. 278 - 284.
17 Поэты 1880 - 1890-х гг. Малая серия. Л. 1964. С. 83 - 89.
18 Поэты 1880 - 1890-х гг. Большая серия. Л., 1972. (Вступительная статья Г.А. Бялого, биогр. справка и комментарии Л. А. Николаевой). - с. 59 - 62; 601 - 604.
19 Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов). М., 2001, кн. 1, с. 697.
20 Русская поэзия серебряного века. 1890 - 1917. (под ред. М.Л. Гаспарова и И.В. Корец- кой). М. 1993. С. 82.
21 Русский сонет XVIII - нач. XX в. (Послесловие и примечания В.С. Совалина). М., 1983. С. 207 - 211, 526.
22 Саянов В. Очерки по истории русской поэзии ХХ века. Л. 1929. с. 28 - 29.
23 Свиясов Е.В.. Сафо в восприятии русских поэтов 1880 - 1890-х гг». // На рубеже XIX и XX вв. Из истории международных связей русской литературы. Л., 1991. C. 253 - 276.
24 Серебряный век русской литературы. М. 1996.
25 Тарасенков А.Н. Русские поэты XX в. 1905 - 1955. М., 1966. С. 217.
26 Тартаковский П.И. Русская поэзия и Восток: 1800 - 1950. Опыт библиографии. М., 1975. С. 69.
27 Ученова В.В. Вы вспомните меня. // Царицы муз: русские поэтессы XIX - нач. XX вв. М. 1989. С. 3 - 4, 427.
28 Ханзен-Лёве А. Русский символизм. (Система поэтических мотивов. Ранний символизм). СПб. 1995.
29 Шаповалов М. Король поэтов. Страницы жизни и творчества Игоря Северянина (1887 - 1941) М. 1997, С. 12 - 13.
30 Шевцова Т. Ю. Поэтическое мироощущение М. Лохвицкой и К. Бальмонта. // К. Бальмонт, М. Цветаева и художественные искания XX в. вып. 4. Иваново, 1999. С. 33
- 44.
31 Шевцова Т.Ю. «Творчество Мирры Лохвицкой. Традиции русской литературной классики, связь с поэтами-современниками». Канд. диссертация. М., 1998.
32 Cioran S. The Russian Sappho: Mirra Lokhvitskaya. // Russian Literature Triquaterly. 1974, №
9, pp. 317 - 335.
33 Greedan R.C. Mirra Lokhvitskaya’s “Duality” as a Romantic Cjnflict and it’s reflection in her poetry. Ph. Diss. University of Pittsburg. 1982.
34 Heldt B. Terrible perfection. Women and Russian literature. Bloomington and Indianopolis, 1987, p. 117.

255
35 Klelin E. Fet and poetik tradition: anapestic tetrameter in the work of Polonsky, Golenishev- Kutusov and Lokhvitskaya // Readings in Russian Modernism. To honor Vladimir Fedorovich Markov. - M. 1993. P. 187.
36 Geshichte der russishen Literatur. - Leipzig, 1924. - S 410.
37 Markov. V. Russian crepuscolary: Minskij, Merezhkovskij, Loxvickaya. // Russian literature and history. Jerusalem, 1989, p.80.
38 Markov V. Kommentar zu den Dichtungen von K.D. Balmont. 1890 - 1909, Koln - Wien, 1988, S. 156.
39 Norkeliunas C. Mirra Lokhvitskaya: A Russian Symbolist Poet of Decadence (1869 - 1905) // The Russian Web at Marist College, Hudson Valley. 1997. P. 1 - 4.
40 Women-writers in Russian Modernism. An Anthology. Translated and edited by Temira Pachmuss. Urbana - Chicago - London, 1978, p 91 - 92.
41 Taubman J. Women Poets of the Silver Age // Women writers in Russian literature. London,
1994, p. 173 - 174.
42 Tomei C. Lokhvitskaya // Russian women writers. NY. 1997. T. 1, P. 450 - 462.
Общие работы по поэтике.
1 Аверинцев С. А. Поэтика ранневизантийской литературы. М. 1997.
2 Античные риторики. М. 1978.
3 Брюсов В.Я. Наука о стихе. М. 1919.
4 Веселовский А.Н. Из поэтики розы. // сб. Привет! СПб. 1898. с. 1-5.
5 Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001.
6 Гальбиатти Э. Пьяцца А. Трудные страницы Библии. М. 1995.
7 Гаспаров М. Л. О русской поэзии. СПб. 2001.
8 Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. М. 1989.
9 Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. М. 2000.
10 Гаспаров М.Л., Аверинцев С.А. Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. М., 1986.
11 Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М. 1996.
12 Шишмарев В.Ф. Лирика и лирики Средневековья. СПб. 1911. - Записки историко¬филологического факультета Санкт-Петербургского университета. ч. CII.
13 Эйхенбаум Б.М. Анна Ахматова. Пб. 1923.
14 Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха. Пб. 1922.
15 Якобсон Р. Работы по поэтике. М. 1987.
16 Charpentreau. J. Tresor de la poesie fran9aise. Paris. 1993.

256
ПРИЛОЖЕНИЕ:
> М.А. Лохвицкая. Неизданные стихотворения и наброски из рабочих тетрадей.
> Аттестат об окончании Московского Александровского училища; метрическое сви¬детельство, свидетельство о присвоении звания домашней учительницы.
> Письмо кн. А.И. Урусова М.А. Лохвицкой [1898]
^ К.Н. Льдов, стихотворение, посвященное М.А. Лохвицкой.
> Переписка М.А. Лохвицкой с А.А. Коринфским [1892 - 1899].
> Ф.К. Сологуб. Мирре Лохвицкой (шуточное стихотворение).
> Письма К.К. Случевского М.А. Лохвицкой [1899 - 1900].
> Переписка М.А. Лохвицкой с Т.Л. Щепкиной-Куперник.
> Письма М.А. Лохвицкой А.Е. Зарину.
^ И.А. Гриневская. Воспоминания о М.А. Лохвицкой с приложением ее писем.
^ Краткая автобиография М.А. Лохвицкой (ответы на анкету).
> В.Я. Брюсов. Памяти колдуньи.
С приложением можно ознакомиться в Отделе диссертаций РГБ


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ