В данной работе не указана база исследования. Таким образом можно подставить название нужной база исследования и работа подойдет для любого города и вуза.
Есть приложение (анкета).
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты социальной диагностики противоправного поведения молодежи 6
1.1. Молодежь как социальная группа 6
1.2. Противоправное поведение молодежи: понятие, классификация, особенности 11
1.3. Социальная диагностика противоправного поведения молодежи 15
Выводы по 1 главе 20
Глава 2 Диагностика противоправного поведения молодежи 22
2.1. Характеристика метода исследования 22
2.2. Выводы по результатам исследования 23
2.3. Рекомендации по проведению социальной диагностики противоправного поведения среди молодежи 27
Выводы по 2 главе 29
Заключение 31
Список использованных источников 32
Приложение 1 35
Происходящие на сегодняшний день политические трансформации, социально-экономические преобразования в нашей стране сопровождаются негативными процессами (криминализация общества, распространение коррупции, рост безработицы и др.). Проблема противоправного поведения является основной для исследования большинства социальных наук, так как общественный порядок имеет особое значение в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.
Молодежь как социальная группа обладает специфическими характеристиками, поведенческими особенностями. При рассмотрении личностного потенциала молодежи через усвоение правовой культуры и применение ее в практической деятельности, нужно принимать во внимание данные особенности. Изучение студенческой молодежи как специфической социальной группы дает основания сделать выводы об уровне сформированности правовой культуры в молодежной среде в целом в той связи, что студенческая молодежь является в определенной степени авангардом общественного сознания в среде молодежи.
Феномен противоправного поведения молодежи широко представлен в трудах отечественных и зарубежных исследователей (А. А. Беликов, В. Н. Кудрявцев, В. Ф. Пирожков, М. Раттер, Х. Хекхаузен и др.). Различным аспектам проблемы противоправного поведения посвящены многочисленные монографии, научные статьи, диссертационные работы. В частности, данной проблематике посвящены работы В. Ф. Пирожкова, Е.П. Ильина, Б. Д. Овчинникова, Л. М. Зюбина, А. П. Тузова, Т. И. Коротковой, Л. В. Яссман и других. Исследователи подвергают анализу социально-психологические причины преступного поведения молодых людей, изучают мотивацию их противоправного поведения, процесс формирования установки асоциального поведения, проводят углубленный психологический анализ процесса становления личности правонарушителя [12, с. 44].
Вопреки тому, что проблема, несомненно, актуальна, в оте¬чественной науке не уделяется полного внимания социально-акмеологическим аспектам противоправного поведения в обществе. Недостаточно изучен и уровень правосознания молодежи в переходный период, его роль в регуляционном поведении различных возрастных групп и адаптации к новым общественным отношениям. Остаются слабо исследованными представления о глубинных личностных механизмах противоправного поведения, о деформациях социального пространства личности, которые провоцируют данный тип поведения.
Помимо этого, не в полной мере рассматривается специфика молодежных группировок с криминальной направленностью, их типология и причины появления. Мало изучены в рамках противоправного поведения делинквентная социализация и криминальная субкультура. Отсутствует глубокий анализ влияния дезорганизации и дисфункции социальных институтов на появление делинквентности в поведения молодежи.
Цель исследования: выявить особенности социальной диагностики противоправного поведения молодежи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть молодёжь как социальную группу;
2. Изучить особенности противоправного поведения молодежи;
3. Разработать схему эмпирического исследования;
4. Проанализировать особенности социальной диагностики противоправного поведения молодежи;
5. Исследовать склонность молодежи к противоправному поведению, а также факторы, влияющие на склонность к противоправному поведению.
Объект исследования: противоправное поведение.
Предмет исследования: социальная диагностика противоправного поведения молодежи.
Методы исследования: анализ научной литературы по проблемам исследования, констатирующий эксперимент (методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению СОП А.Н. Орла, анкета), описательная статистика.
База исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие 20 студентов 1 курса.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников. В первой главе рассматриваются основные понятия, такие как молодежь, противоправное поведение, социальная диагностика, дана характеристика молодежи как социальной группы, во второй главе проанализированы результаты эмпирического исследования, в ходе которого была проанализирована склонность студентов к противоправному поведению.
Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что результаты и материалы данной работы могут использоваться социальными работниками, педагогами, психологами в работе с молодежью, проявляющими признаки противоправного поведения.
В курсовой работе рассматривали проблему противоправного поведения молодежи и его социальную диагностику. В рамках данного исследования мы проанализировали обширный теоретический материал, посвященный проблематике противоправного поведения, охарактеризовали сущность понятия отклоняющегося поведения, рассмотрели особенности социальной диагностики противоправного поведения, а также специфику молодежи как социальной группы.
Молодежь как социальная группа является категорией населения наиболее подверженной внешнему влиянию. В качестве мотивов противоправного поведения выделяют стремление к самоутверждению, получение одобрения со стороны окружения, желание финансового обеспечения, опыт пребывания в криминальной среде, агрессивность, необходимость получения острых ощущений. Результаты проведенной диагностики подтверждают влияние данных факторов на склонность к совершению противоправных действий. Важна своевременная и правильно организованная диагностика противоправного поведения молодежи. Социальный работник должен учитывать специфику данной возрастной группы, особенности самосознания, мировоззрения юношей и девушек.
В перспективе данное исследование можно продолжить, проанализировать гендерный аспект, подробнее изучить социальное окружение молодежи, влияние учебной успеваемость, финансового благополучия на склонность к противоправному поведению.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель была достигнута, задачи решены. Полученные данные могут использоваться в практической деятельности социальных педагогов, психологов, педагогов, работающих с молодежью.
1. Азарова, Л. А. Психология девиантного поведения : учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. - Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. - 164 с.
2. Акутина С. П., Семавина А. А. Проблема делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации // Молодой ученый. - 2016. - №8. - С. 869-872.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология : учеб. для вузов / Г. М. Андреева. ‒ 5-е изд., испр. и доп. ‒ М. : Аспект Пресс, 2012. ‒ 362 с.
4. Гурвич И.Н. и др. Диагностика и прогнозирование отклоняющегося поведения подростков в образовательной среде / Под общей редакцией О.В.Зыкова. − СПб: Эри, 2013. − 144 с.
5. Дмитриев М. Г., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010 г. – 316 с.
6. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издатель-ский центр «Академия», 2003. - 288 с.
7. Карнаушенко Леонид Владимирович Противоправное поведение российской молодежи: социокультурные и соционормативные детерминанты // Вестник ВИ МВД России. 2016. №4.
8. Кожевникова Е. А. Детерминанты преступности несовершеннолетних // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - №19.
9. Комлев Ю.Ю., Сафиуллин Н.Х. Социология девиантного поведения: Учебное пособие / Под общ. ред. Ю.Ю.Комлева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Казань: КЮИ МВД России, 2006. – 222 с.
10. Кон И.С. Молодежь // Философский энциклопед. словарь. 2-е изд. / ред. кол.: Аверинцев С.С. и др. М., 1989. 375 с.
11. Лисовский В.Т. Эскиз к портрету: жизненные планы молодежи. - М., - 1962.- 208с.
12. Мартынова И.Р. Современные зарубежные направления исследований факторов риска противоправного поведения у несовершеннолетних // Психология и право. 2016. Том 6. № 2. С. 41–56
13. Менделевия В. Д. М50 Психология девиантного поведения. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с.
14. Михайлов Андрей Павлович Преступное поведение несовершеннолетних и молодежи: теория вопроса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. №1 (156).
15. Нефедова, А. В. Психология девиантного поведения : курс лекций / А. В. Нефедова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. ‒ Влади- мир : Изд-во ВлГУ, 2015. ‒ 76 с.
16. Овчинников О.М. Противоправное поведение дезадаптированных подростков: монография / О.М. Овчинников. - Владимир: ВИТ-принт, 2012. – 156 с.
17. Отклоняющееся поведение молодежи: унификация понятийно-терминологического аппарата : социально-пед. и психол. слов. /под общ. ред. В. А. Попова. – 4-е изд., испр. и доп. – Владимир :ВГГУ, 2010. – 264 с.
18. Правовое поведение: (репринт издания М., 1982) Монография / Кудрявцев В.Н. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 287 с.
19. Савина Н. Н. Подростковая делинквентность: природа, причины, предупреждение / Н. Н. Савина; Российская академия наук; Институт электронных программно-методических средств обучения. Науч. изд.-Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного технического университета, 2006. 168 с.
20. Сергеева О.А. Противоправное поведение несовершеннолетних: причины и проблемы // научное сообщество студентов xxi столетия. общественные науки: сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(46).
21. Усова, Е.Б. Психология девиантного поведения: учеб.- метод. комплекс / Е.Б. Усова. – Минск: Изд-во МИУ, 2010. – 180с.
22. Усынина Надежда Игоревна Определение сущности понятия «Молодежь» // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2013. - №1.- с. 26-28
23. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. 490 с.
24. Шевелёва О.А. Социально-психологический анализ причин совершения противоправных действий подростками в Московском регионе // Шевелёва О.А. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психология и педагогика». – 2006. – № 2 (26). – С.146-150.
25. Шпунтенко А. В. Профилактика противоправного поведения учащейся молодежи // Среднее профессиональное образование. - 2010. -№ 4.
26. Шустова Юлия Владимировна Социальные факторы делинквентного поведения подростков // Символ науки. - 2016. - №3-4. – С. 30-31.