Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения преемственности в обучении при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено 9
1.1. Преемственность образования как фактор реализации личностного
потенциала ребенка 9
1.2. Проблемы преемственности по математике между начальной школой
и 5 классом 17
1.3. Методы обеспечения преемственности перехода учащихся из начальной
школы в среднее звено при изучении математики 27
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Обеспечение преемственности перехода учащихся из начальной школы в среднее звено при изучении математики с использованием
информационно- коммуникативных технологий 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Разработка программы обеспечения преемственности перехода учащихся
из начальной школы в среднее звено при изучении математики 39
2.3. Сравнительные результаты исследования обеспечения преемственности перехода учащихся из начальной школы в среднее звено при изучении
математики 47
Выводы по 2 главе 61
Заключение 66
Список использованной литературы 72
Приложения
Проблема преемственности при переходе из начальной школы в основную актуальна и, по всей видимости, будет оставаться таковой на протяжении многих лет. Но сегодня она стоит особенно остро, поскольку мы наблюдаем переход к новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).
И если на ступени начального образования переход к стандартам уже практически завершён, то реализация ФГОС на ступени основного общего образования только начинается. Наряду с этим продолжают оставаться насущными и такие вопросы преемственности, как содержание материала по предметам, мониторинг компетенций школьников в 5 классе, адаптация школьников к новым условиям обучения и многие другие.
Как отмечают разработчики ФГОС: «Проблема преемственности возникает по нескольким причинам. Во-первых, это недостаточно плавное, даже скачкообразное, изменение методов и содержания обучения, которое приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. Во-вторых, обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня» [22, с. 21].
Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их
работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.
Если рассматривать наиболее явные проявления проблемы преемственности при организации процесса обучения предмету «Математика» в начальной и основной школе, то они будут заключаться в следующем:
1. Наличие нескольких параллельно действующих программ начального обучения и соответствующих им учебно-методических комплектов, включающих учебники по математике, которые часто реализуются в одной общеобразовательной организации на начальной ступени образования. В основной школе предпочтение отдаётся какому-либо одному учебнику по математике (полностью линия по преемственности учебников с 1 по 9 классы не выстраивается иногда из-за отсутствия таких учебников, иногда из-за предпочтения учителей основной школы работать по определённому учебнику математики, не связанному с учебником по математике начальной школы).
2. Авторская трактовка некоторых вопросов из области математики в начальном курсе математики (в этой ситуации учителям математики основной школы следует познакомиться с основными трактовками, правилами, особенностями изложения материала начального курса математики, чтобы не считать ошибочными знания учащихся и, по возможности, опираться на них в дальнейшей работе).
Отдельные вопросы преемственности учебного материала по математике освещают методисты, в частности, Н. Б. Истомина и Г. В. Воителева подробно рассматривают изучение чисел (в том числе дробных) в начальной и основной школе [20, с. 86].
3. Наличие у каждого учителя основной школы (учитель математики не является исключением) «своих» технологий, методов и приёмов в обучении предмету, что не всегда однозначно воспринимается начинающими пятиклассниками, привыкшими к стилю работы одного учителя (в этой ситуации, безусловно, ученикам даётся время на адаптацию и разъясняется каждая особенность своей работы).
Кроме того, в условиях внедрения ФГОС в основную школу следует учитывать и смещение акцента в сторону формирования универсальных учебных действий при изучении конкретного предмета. В этой ситуации полезно познакомиться с опытом педагогов начальной школы или учителей- предметников, которые уже имеют своё представление об организации этого процесса.
4. Необходимость объективного контроля знаний, умений и вычислительных навыков учащихся, в соответствии требованиям ФГОС. Сегодня это вполне разрешимо благодаря наличию образцов итоговых работ по математике, составленных в соответствии с требованиями к достижению планируемых результатов обучения в начальной школе, а также пакетов контрольно-измерительных материалов, разрабатываемых различными организациями и отдельными авторами [2].
Разумеется, все эти аспекты проблемы преемственности следует сегодня рассматривать как учителям начальной школы, так и учителям математики основной школы совместно, на общих совещаниях, заседаниях методических объединений учителей (их также можно провести в расширенном составе), консилиумах и т. д., особенно учитывая положения новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Цель исследования - выявление и обоснование методической системы реализации преемственности при обучении математике.
Объект исследования - процесс преемственности перехода учащихся из начальной школы в среднее звено при изучении математики.
Предмет - программа по обеспечению преемственности перехода учащихся из начальной школы в среднее звено при изучении математики.
Гипотеза исследования: изучение математики школьниками 5 классов посредством интерактивной образовательной платформы «Учи.ру» помогает обеспечению преемственности перехода учащихся из начальной школы в среднее звено.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие преемственности образования как фактора реализации личностного потенциала ребенка.
2. Выявить проблемы преемственности по математике между начальной школой и 5 классом.
3. Разработать программу обеспечения преемственности перехода учащихся из начальной школы в среднее звено при изучении математики.
4. Провести сравнительные результаты исследования обеспечения преемственности перехода учащихся из начальной школы в среднее звено при изучении математики.
В качестве специальной методологии исследования выступили системный подход к анализу педагогических явлений и разработанные в отечественной дидактике принцип познания диалектики учебновоспитательного процесса, принцип категориальности структуры педагогического исследования, а также принципы определения логики и структуры научного поиска.
Теоретическую основу исследования составили: представления
отечественных философов о сущности понятия «преемственность» и характеристиках процесса реализации преемственности в познании, психологические концепции усвоения знаний, разработанные отечественными психологами, теории отечественных дидактов об уровневом характере учебной познавательной деятельности и основные положения системно-структурной дидактики, а также результаты завершенных методологических работ по проблеме реализации преемственности при: обучении математике.
Решение поставленных задач и проверка исходных предположений осуществлялись с помощью следующего комплекса методов:
- теоретического анализа аспектов проблемы;
- изучения и обобщения педагогического опыта;
- моделирования дидактических объектов;
- диагностических методов (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование);
- прямого и косвенного наблюдения;
- педагогического эксперимента;
- методов статистической обработки результатов педагогического эксперимента.
Экспериментальной базой исследования были 5 классы МБОУ «СОШ №12 им. Л.А. Лапина» города Сарапула.
Организация и этапы исследования:
На первом этапе изучалась литература по проблеме исследования, педагогический опыт реализации преемственности при обучении математике, выявлялись психолого-дидактические условия осуществления
преемственности в обучении и методы реализации их на практике, разрабатывался концептуальный подход к созданию методической системы реализации преемственности при обучении математике.
На втором этапе создавалась методологическая система реализации преемственности при обучении математике, разрабатывались и апробировались дидактические материалы для серий уроков математики.
На третьем этапе - обобщающем, проводился анализ результатов исследования, систематизировались данные опытно-экспериментальной работы, осуществлялась математическая обработка, обобщение и качественный анализ результатов исследования; оформлялись материалы диссертационного исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются и определяются тем, что разработан и осуществлен концептуальный подход к построению методической системы реализации преемственности при обучении математике, синтезирующий результаты, полученные при решении этой проблемы на психолого-дидактическом и методическом уровнях и учитывающий специфику философской сущности категории «преемственность».
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методическая система реализации преемственности при обучении математике обнаружила достаточно высокую эффективность и нашла применение в МБОУ «СОШ №12 им. Л.А. Лапина» города Сарапула; разработанный концептуальный подход может быть использован при создании методической системы реализации преемственности на любых ступенях математической подготовки обучаемых.
Проведенный анализ теоретических и практических подходов к решению проблемы преемственности в обучении показал следующее.
Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе - одним из труднейших периодов.
Проблема преемственности в обучении математике приобрела особое значение в связи с широким внедрением Федерального государственного образовательного стандарта. ФГОС направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, среднего (полного) общего образования.
Цели обучения и подход к обучению имеют большие различия. Поэтому на выходе из начальной школы выпускник должен владеть определенным набором математических знаний и умений, иметь соответствующую логическую подготовку и определенный уровень математической грамотности, позволяющий ему успешно изучать математику и смежные предметы на основной ступени обучения.
Перевод из младшей школы в среднюю - переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс - трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы.
Перечислим некоторые причины, возникающие при переходе из начальной школы в среднюю:
- сменой социальной обстановки;
- изменением роли учащегося;
- увеличением учебной нагрузки;
- изменением режима дня;
- разностью систем и форм обучения;
- нестыковкой программ начальной и основной школы;
- различием требований со стороны учителей-предметников;
- изменением стиля общения учителей с детьми.
Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель - учителя-предметники. Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т.д. И часто школьник теряется в этом мире. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.
В 5-м классе количество предметов увеличивается до 8-12, но самое главное - учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах. Чтобы избежать трудностей, необходимо учителям-предметникам договориться и выдвинуть в начале учебного года единые требования к пятикласснику.
Как известно, одной из основных образовательных задач, стоящих перед начальной школой является формирование у детей вычислительных навыков в процессе обучения арифметическим действиям с натуральными числами. Неуспевающих среди младших школьников практически нет, а средний балл успеваемости достаточно высок. Между тем при переходе в пятый класс ситуация меняется. Успеваемость падает. Учителя жалуются на плохую подготовку выпускников начальной школы, на то, что дети за лето забывают многое из того, чему их научили раньше.
О неблагополучии с подготовкой выпускников начальной школы к дальнейшему обучению свидетельствует и то, что при изучении математики в пятом классе существенная часть времени отводится на повторение того, что дети должны были усвоить в начальной школе. Между тем, беседы с учителями математики и личные наблюдения показывают, что времени на изучение материала в средних и старших классах не хватает.
Несмотря на обучение в начальной школе и повторение в 5 - 6 классах вычислительные трудности многие ученики продолжают испытывать всё время обучения в школе. Достаточно большой процент детей к седьмому классу обращается к калькулятору даже при выполнении простейших вычислений. Одну из причин такого явления является то, что обучение в начальной школе во многом построено с опорой на механическую память. Яркий пример тому - таблица умножения, на заучивание которой отводится в младших классах много времени, и к повторению которой постоянно возвращаются на протяжении всего обучения в начальной школе. А в средней школе, как только она перестаёт быть одним из главных объектов внимания и осознаваться как нечто насущно необходимое, таблица умножения стремительно забывается.
Психологами убедительно доказано, что детям младшего школьного возраста совершенно необходимо знать, чему новому они научились. У ребёнка должно быть ощущение продвижения вперёд. Идеально, когда он может каждый день сказать себе и окружающим, что нового он узнал.
Обучение с самого начала должно быть систематичным и входить в общую систему непрерывного образования.
Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом можно поделить на три группы: организационно-психологические; общеучебные умения и навыки;
специальные математические знания, умения и навыки.
Специальные математические знания, умения и навыки.
1. Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия в пределах до ста учащиеся должны выполнять устно).
Возможности разрешения: постоянное подкрепление знаний таблиц сложения и умножения, систематическое проведение содержательного и напряженного устного счета.
2. Ошибки в письменном делении многозначных чисел и письменном умножении многозначных чисел.
Возможности разрешения: регулярное повторение всех этапов
алгоритма выполнения деления и умножения, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление, сложение и вычитание.
3. Слабое знание правил порядка действий (в том числе и в выражениях со скобками).
Возможности разрешения: после записи вычислительных примеров начинать с выделения отдельных «блоков», из которых он состоит, обращать внимание на «сильные» и «слабые» знаки арифметических действий, а затем расставлять номера действий.
4. Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже в одно - два действия).
Возможности разрешения: предлагать сначала представить себе
ситуацию, о которой идет речь в задаче, изобразить её на рисунке или схеме; при обсуждении решения - вопросы: как догадались, что первое действие именно такое?
5. Недостаточное развитие графических умений.
Возможности разрешения: регулярное выполнение чертежей как на бумаге в клетку, так и на нелинованной бумаге, построение фигур по командам.
6. Формальные представления об уравнении, его корне, способах проверки правильности решения уравнения.
Возможности разрешения: большее внимание уделять первым этапам формирования понятия переменной, верного и неверного равенства, нахождение значения выражения с переменной.
7. Недостаточно грамотная математическая речь учащихся.
Возможности разрешения: учителю чаще давать образцы чтения
выражений, равенств, уравнений и неравенств, склонять числительные, тренировать школьников в верном чтении математических выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах.
Рекомендации учителям-предметникам.
1. Посещение уроков в выпускных классах начальной школы педагогами-предметниками, классными руководителями будущих пятых классов с целью знакомства с технологией обучения в начальной школе.
2. Посещение уроков в пятых классах учителями начальной школы, с целью наблюдения за детьми в адаптационный период. Рекомендации учителей начальной школы учителям-предметникам по организации индивидуальной дифференцированной работы на уроке с учетом особенностей учащихся.
3. Проводить анализ работы по организации адаптационного периода учащихся 5-х классов. Результаты входных контрольных работ.
Поэтому внимание педагогического коллектива школы, ориентированного на обеспечение качества образования как условия устойчивого развития школьного сообщества, к проблемам адаптации школьников должно постоянно расти.
В своей работе, с целью формирования преемственности перехода учащихся из начальной школы в среднее звено, мы использовали дистанционную форму обучения - работу всего класса на онлайн-платформе «Учи.ру», так как в начальной школе ученики занимались именно в данной онлайн-платформе. Эксперимент проводился на базе 5 «А» класса МБОУ «СОШ №12 им. Л.А. Лапина» города Сарапула. В ходе проведения исследования использовался электронный образовательный ресурс «Учи.ру».
«Учи.ру» - это бесплатная онлайн платформа для учащихся начальной школы, где они могут изучать математику в интерактивной форме.
Возможности:
Индивидуальный подход к каждому ученику (система строит диалог с учеником, реагирует на его действия; в случае правильного решения хвалит его и предлагает новое задание, а в случае ошибки задает уточняющие вопросы, которые помогают ему прийти к верному решению).
Обучение происходит в игровой форме.
В наличии более 700 заданий по всем темам математики начальной школы, разработанных профессиональными методистами в соответствии с учебной программой.
Отслеживание успехов каждого ученика или всего класса
Использование платформы на планшетах, компьютерах или интерактивной доске в классе.
Формирование домашних заданий для всего класса или индивидуально для каждого ученика.
По результатам экспериментального исследования нами были сделаны выводы, что организация учебной деятельности таким образом, чтобы у школьников сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала, с целью овладения новыми знаниями, способствует процессу преемственности перехода учащихся из начальной школы в среднее звено.
1. Акимова, М.К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - Обнинск: Печать, 2003. - 242 с.
2. Аналитические материалы по результатам стартовой диагностики
образовательных достижений выпускников начальной школы Государственного автономного учреждения города Москвы «Московский центр качества образования». URL: http://mcko.ru/Monitor/diagn12-
13/supportthe-introduction-of-the-gef-in-the-5-grade.
3. Астахов, А.П. Новейший психолого-педагогический словарь / А.П. Астахов. - М.: Современная школа, 2010. - 928 с.
4. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. - М.: Просвещение, 2002. - 420 с.
5. Батаршев, А.В. Теория и практика преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе / Автореф. диск к.л.н. СПб., 1998.
6. Бондаренко С.М. Учите детей сравнивать / С. М. Бондаренко - М.: Просвещение, 2001. - 286 с.
7. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.- 152 с.
8. Введение в психологию / Под ред. Петровского А.В. - М.: Академия, 2006. - 524 с.
9. Виноградова Н.Ф. Еще раз о проблеме реализации преемственности между дошкольным и начальным звеном системы образования // Начальное образование. - 2008. - № 6. - С. 21-25.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М., 2001. - С. 153-176.
11. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка: Монография / П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.
12. Годник, С.М. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования : дис. доктора пед. наук, Воронеж, 1990.
13. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М.: РАУ, 1993.
14. Дорофеев, В.Г. Непрерывный курс математики в школе и проблема преемственности: [V-X кл.] / В.Г. Дорофеев // Математика в школе. -1998. - № 5. - С. 70.
15. Заика, Е.В. и др. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников / Е.В. Заика и др. // Вопросы психологии. - 2005. - № 1. - С. 41-46
16. Зак, А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / А.З. Зак. - М., 2004. - 220 с.
17. Ильенков, Э.В. Школа должна учить мыслить / Э.В. Ильенков. - М.; Воронеж, 2002. - 278 с.
18. Истомина Н. Б., Воителева Г. В. Преемственность при изучении чисел в начальной и основной школе. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 144 с.
19. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. М.: Изд. Центр «Академия», 1999.
20. Истомина, Н.Б. К вопросу о развивающем учебнике математики для начальных классов / Н.Б. Истомина, М. Дукарт // Начальная школа. - 2000. - №2. - С. 86-90.
21. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах / Н.Б. Истомина - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 288 с.
22. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А. Г. Асмолов и др. - М. : Просвещение, 2011. - 152 с. - (Стандарты второго поколения).
23. Керженцева А.В. Решение проблем преемственности начального и основного звена по системе Л.В. Занкова общеобразовательной школы // Вопросы преемственности дошкольного, начального и основного школьного образования. - Нальчик: ИПК и ПРО КБГУ, 2007. - С. 64-68.
24. Коломак, О.И. Преемственность формирования учебной деятельности в системе «лицей-вуз»: диссертация кандидата пед. наук, Саратов, 1998.
25. Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100») // Авторский коллектив: А.А. Леонтьев (руководитель), Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др. - М.: Академия, 2007. - 178 с.
26. Краткий психологический словарь / Составитель Карпенко Л. А. - М.: Экциклопедия, 2005. - 458 с.
27. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2006.
- 450 с.
28. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: Исток,
2008. - 456 с.
29. Лященко Е.И. Математические, учебные и методические задачи в курсе методики преподавания математики // Рациональный подбор задач как средство улучшения математического образования в школе и вузе. Даугавпилс: ДПИ, 1984.
30. Марголис А.А. Коновалова И.В. Критерии профессиональной компетентности педагога-психолога // Психологическая наука и образование.
- 2010. - № 1. - С. 13-21.
31. Мендыгалиева А.К. Интеллектуальные конкурсы для детей младшего школьного возраста: региональный опыт // Герценовские чтения. Начальное образование. Т. 6. Вып. 1. Младший школьник в системе начального образования. СПб.: Изд_во ВВМ, 2015.
32. Мендыгалиева А.К. Олимпиады по математике для младших школьников
// Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы,
перспективы: Сб. ст. XI Междунар. науч.-практ. конф. «Артемовские чтения». Пенза: Изд_во ПГУ, 2015.
33. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: Издательство АСТ Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 811 с.
34. Начальная школа: переход в среднее звено : тестовые задания, самостоятельный и контрольные работы / авт.-сост. И. А. Лазуткина, Г. В. Шакина. - Волгоград : Учитель, 2010. - 201 с.
35. Петерсон Л.Г. Обучение ребёнка логике / Л.Г. Петерсон - М.: Ювента, 2007. - 188 с.
36. Семенов, Е.М. Развитие мышления на уроках математики / Е.М. Семенов, Е.Д. Горбунова. - М. : Педагогика, 2006. - 356 с.
37. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский - Ярославль : Академия развития, 2007. - 192 с.
38. Сманцер, А.П. Концепция преемственности в системе непрерывного образования / А.П. Сманцер // Связь теории с практикой в процессе обучения: сб. научн. статей, Минск, 1991.
39. Степанова, О.А. Игровая школа мышления / О.А. Степанова - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
40. Субботина, Л.Ю. Игры для развития и обучения / Л. Ю. Субботина - Ярославль: Академия развития, 2001. - 128 с.
41. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. - Т. 3. - М., 1980.
42. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 2003. - 426 с.
43. Тихомиров, О.К. Психология мышления / О.К. Тихомиров. - М.: Просвещение, 2004. - 272 с.
44. Тихомирова, Л.Ф. Логическое мышление у детей / Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басова. - Ярославль: Академия развития, 2005. - 205 с.
45. Фаустова, Н.П. К вопросу о математическом образовании в начальной школе / Н.П. Фаустова // Начальная школа. - 2006. - №7. - С. 70.
46. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи. М., 1999.
47. Фридман, Л.М. Теоретические основы методики обучения математике / Л.М. Фридман - М.: Флинта, 2008. - 224 с.
48. Шонтукова И.В. Проблемы преемственности в обучении русскому языку при переходе из начальной школы в основную // Вопросы преемственности дошкольного, начального и основного школьного образования. - Нальчик: ИПК и ПРО КБГУ, 2007. - С. 127-129.
49. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с.
50. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для учеников высш. учеб. заведений / Под ред. Эльконина Б.Д.; 4-е изд. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. — 194 с.
51. Эрдниев Б.П. Использование матриц в логической систематизации учебного материала. - Киев, 1978. - 174 с
52. Я познаю мир: Математика / Авт.-сост. А.П. Савин и др. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. - 475 с.