Введение 4
Глава I. Международно-правовая охрана окружающей среды в ситуациях вооруженных конфликтов международного характера 12
§ 1. Отношения, возникающие из охраны окружающей среды в ситуациях вооруженных конфликтов как объект международно-правового регулирования 12
§2. Система принципов международного гуманитарного права и их взаимодействие с принципами международного экологического права 19
Глава II. Международно-правовая охрана окружающей среды в ситуациях вооруженных конфликтов немеждународного характера 29
§1. Охрана окружающей среды по Женевским конвенциям 1949 года и Дополнительному протоколу II к ним 29
§2. Гаагская конвенция 1954 года и Дополнительные протоколы к ней по охране окружающей природной среды 33
§3. Международно-правовые документы, косвенно обеспечивающие охрану окружающей среды в ситуациях вооруженных конфликтов немеждународного характера 43
Глава III. Международная и внутригосударственная ответственность за вред, причиненный окружающей среде в ситуации вооруженного конфликта 58
§ 1. Международно-правовая ответственность государства за вред, причиненный окружающей среде в результате вооруженного конфликта . 58
§2. Уголовная ответственность физических лиц за вред, причиненный окружающей среде в ситуации вооруженного конфликта, в международном и внутригосударственном праве 77
Заключение 83
Список нормативных и иных использованных источников 89
Данное диссертационное исследование посвящено исследованию международно-правовых норм, которые регулируют охрану окружающей природной среды в период вооруженных конфликтов, а также ответственности участников вооруженных конфликтов за нарушение данных норм.
Исходя из истории развития человечества, на протяжении длительного времени происходило вредное воздействие человека на окружающую среду, ровно как это происходит и в наши дни. В настоящий период времени данное влияние дошло до огромных масштабов. В связи с этим охрана окружающей среды необходима для поддержания экологии на достаточном для здоровья человека уровне.
Крайне неблагоприятное воздействие на природную среду оказывают вооруженные и боевые действия. Стороны таких конфликтов загрязняют окружающую среду путем применения запрещенных видов оружия, охватывая биологическое и химическое. Все это приводит в ужасное состояние водные ресурсы, лесные массивы и почву.
Наглядно это показывает пример, когда в начале 90-х годов XX века, когда разразилась война в Персидском заливе, в море попало почти два миллиона тонн нефти. Большое количество нефти было распространено в пустыне. Нефтедобывающие комплексы, располагающиеся тогда на территории Кувейта, были уничтожены. Ввиду горения нефтяных комплексов, в атмосферу было выброшено огромное количество разных вредных для здоровья веществ, что привело к огромному количеству заболеваний людей, которые проживали на территории Ирака и Кувейта.
За небольшой период в начале двухтысячных годов войска НАТО применили на территории Югославии более одного миллиона тонн взрывчатых опасных веществ, включая графитовые бомбы и бомбы с ураном, которые нанесли непоправимый ущерб для экологии страны. Действия, которые происходили в Ливии в 2011 году
Понимание жизненно-необходимой важности для всего человечества благоприятной окружающей природной среды, а также активные усилия многих природоохранных организаций привели к принятию значительного ряда законов об охране природной и окружающей среды. Забота об окружающей среде впервые проявилась на национальном уровне отдельных государств. Она привела к принятию большого количества законодательных актов по охране окружающей среды в целом и ее различных компонентов в частности.
Можно также отметить, что в настоящий период времени огромную важность и значимость исследования данной проблематики отражается в Послании бывшего Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна по случаю Международного дня предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов.
В резолюции, которая была принята в 2013 году, Генеральная Ассамблея ООН объявила 6 ноября Международным днем предотвращения эксплуатации окружающей среды в период вооруженных конфликтов. Генеральный секретарь ООН заявил, что природные ресурсы, например как леса, животный мир, водные источники и сельскохозяйственные угодья, все еще подвергаются истощению и разрушению в ходе вооруженных действий, что угрожает миру и безопасности в ближайшем будущем.2
Основные нормы и принципы международного гуманитарного права по охране окружающей природной среды в период вооруженных конфликтов отражаются, в первую очередь, в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г., в Дополнительных протоколах 1 и 2 от 1977 года к ним, в Конвенции ООН о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 1976 г., которые относятся как к источникам международного гуманитарного права, так и международного экологического, и также во Всемирной хартии природы от 1982 года и прочих международных правовых документах.
Как указывается в обновленной редакции «Руководящих принципов для военных уставов и инструкции по охране окружающей среды в период вооруженных конфликтов», международные соглашения по охране окружающей среды и соответствующие нормы обычного права могут оставаться применимыми во время вооруженного конфликта только в той мере, в которой они не противоречат положениям применяемого права вооруженного конфликта.
Вместе с тем наличие необходимого и логично выстроенного инструментария международно-правового регулирования не может гарантировать соблюдения норм международного гуманитарного и экологического прав. Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров, относительно ситуации вокруг Сирии, «угрозы применить силу против Сирии остро ставит вопрос о применимости норм международного права».
Касаемо напряженной ситуации на Ближнем Востоке, когда постоянные вооруженные конфликты между Израилем, Палестиной и Ливаном достигли своего апогея. Вопрос об охране окружающей среды в период вооруженных конфликтов оставался актуальным. Необходима потребность в его изучении, разработке новых рекомендаций и принятии новых норм международного гуманитарного и международного экологического права сохранялась очень долгое время.
Первая и Вторая Мировые войны определили серьезную необходимость принятия универсального специализированного акта, который был бы полностью посвящен проблеме охраны окружающей среды в ситуации вооруженных действий. Право вооруженных конфликтов, которое ранее именовалось «правом войны», сейчас же имеет название международное гуманитарное право, которое является отраслью международного публичного права и в связи с этим обладает всеми признаками данного права.
Нюрнбергский и Токийский трибуналы, как нам казалось, все же решили данную проблему, но по итогу это не явилось истинной. Можно привести пример на Ближнем Востоке (в Ираке, Палестине, Ливане, Ливии), Кипре и на территории бывшей союзной республики Югославии, где долгое время продолжались боевые действия, которые причинили колоссальный вред окружающей среде.
Актуальной здесь становится проблема осуществления международного контроля за соблюдением норм международного гуманитарного права, которые посвящены проблеме охраны окружающей природной среды, в частности в случае вооружённого конфликта немеждународного характера. Важной становится проблема применения ответственности за нарушение таковых норм. Особым является вопрос об охране окружающей природной среды после применения современных видов оружия в ходе вооружённых действий, которые происходят в 21 веке. Этот вопрос вынуждает внести существенные поправки в сложившиеся до сегодняшнего дня представления о способах охраны окружающей среды в ситуации вооружённого конфликта уже в 21 столетии. Так, комиссия международного права ООН 28 мая 2013 года на заседании 65-ой сессии приняла постановление о включении в программу своей работы такой темы, как «Охрана окружающей среды в связи с вооруженными конфликтами» и назначила специального докладчика.
При анализе «Таллинского руководства по международному праву, применяемому при ведении кибервойны», Советник Международного комитета Красного креста по правовым вопросам Лоран Жизель заявил, что средства и методы ведения войны со времени принятия в 1949 году Женевских конвенции хотя и изменилась, однако нормы международного гуманитарного права все еще применяются ко всем действиям, предпринимаемым сторонами в ходе вооруженного конфликта. Но все же не исключено, что по мере того, как кибертехнологии будут развиваться, может возникнуть необходимость дальнейшей разработки таких норм права.
На данный период времени многим категориям охраны окружающей среды посвящено достаточное количество международных правовых актов, которые представляют собой различные этапы взглядов на проблему охраны природной среды. Исходя из этого к настоящему времени, по моему мнению, актуальной является гармонизация норм международного гуманитарного права и международного экологического права по охране окружающей среды во время вооружённого конфликта, разработка и принятие новых международных правовых документов в этой сфере.
Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению международно-правовых проблем по охране окружающей природной среды в период вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера, выявлению имеющихся пробелов и разработке новых рекомендаций и предложений по их устранению.
Разрушительные методы, способы и средства ведения войны создают серьезную угрозу, которую можно нанести окружающей природной среде. Экологическая обстановка на сегодняшний день заставляет международное сообщество создать все необходимые условия для эффективной охраны окружающей природной среды как в период вооруженных конфликтов, так и в мирное время. Самое важное, на что нужно обратить внимание, это постоянное развитие норм международного гуманитарного права, которые как напрямую, так и косвенно касаются вопросов защиты и охраны природной среды.
Необходимо более внимательное изучение связи между гуманитарным правом и международным правом окружающей среды. Нормы права окружающей природной среды в период вооруженных конфликтов являются применимыми. Но вопрос о такой правовой применимости может не рассматриваться в договорах, а может и вообще быть обойденным стороной.
Необходимо проводить исследования по вопросу, касающихся экологических соглашений, применимых к ситуации вооруженного конфликта. Любое такое новое соглашение должно отражать положения, которые четко предусматривают его применимость в ситуации вооруженных действий. А правовые акты, которые заключаются вновь, должны четко содержать обязанности каждого государства-участника международного вооруженного конфликта в отношении третьих стран.
Для того чтобы определить международно-правовую ответственность, кроме характера и объема нанесенного вреда природной среде в период вооруженного конфликта, также необходимо учитывать и прочие факторы. Здесь речь идет о более сложном режиме международно-правовой ответственности, который будет устанавливаться тогда, когда причинение такого вреда явился следствием четко обдуманной и целенаправленной политики и противоправного умысла. Такие действия характерны для большинства международных преступлений.
Вред, который причиняется окружающей природной среде в ситуации вооруженных конфликтов, может быть непоправим и не оценим в денежном выражении. Постоянное усовершенствование нормативных международных документов, которые регулируют отношения в данной области, является важным условием развития дружественных отношений, а также социального и экономического развития государств в целом.
Международно-правовые нормативные акты, которые регулируют отношения в области охраны окружающей природной среды, определяют ее статическое положение. Основным направлением развития меняющихся отношений в области охраны являются принципы международного гуманитарного права и международного права окружающей среды. Данные принципы охватывают всю сферу вооруженного конфликта или его области, поэтому они определяют цель и направление нормативно-правового регулирования, а также его содержание и характер. Без таких принципов не может быть в полной мере использованы конкретные правила ведения войны, чтобы минимизировать ущерб, нанесенный окружающей природной и среде и его последствия.
Можно отметить тот факт, что нормы международного права недостаточно полно определяют идею защиту окружающей природной среды в период вооруженных конфликтов немеждународного характера.
Даже при наличии определенных различий между международными и немеждународными конфликтами не оправдывает неприменение в немеждународных вооруженных конфликтах запрещений или ограничений конкретных видов оружия, которые содержатся в праве международных вооруженных конфликтов. Но государства отвергают положение о распространении таких запрещений на немеждународные вооруженные конфликты.
Необходимо учесть данное обстоятельство и предположить, что дальнейшие усилия ученых-правоведов должны быть направлены на разработку таких норм, которые бы напрямую закрепляли защиту окружающей природной среды в ситуации вооруженного конфликта немеждународного характера. Также необходимо будет разработать эффективный механизм применения таких норм.
Еще одним важным моментов является тот факт, что право вооруженных конфликтов немеждународного характера не дает определения понятиям военного объекта и гражданского населения. Но такое определение необходимо для принципа различия, который используется в обеих областях и выражает запрещение нападения на гражданские объекты. Ни одно принципиальное различие между правом международного и немеждународного характеров, которое может быть применимо к данным двум ситуациям, не может запретить использование одного и того же определения.
Ни Гаагская конвенция от 14 мая 1954 года «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», ни Дополнительный протокол 1 и Дополнительный протокол 2 к данной конвенции прямо не направлены на защиту объектов окружающей природной среды в ситуации вооруженных конфликтов.
Безопасность в экологической сфере является одной их главных проблем, с которой на данный момент сталкивается большое количество государств. К данной проблеме относится нанесение ущерба окружающей природной среде в период природных катаклизмов. Весь растительный и животный мир, как и население на конкретном участке планеты, все больше страдают от землетрясений, наводнений, извержений вулканов и схода оползней.
Помимо природных явлений, существует определенная угроза причинения вреда природной среде крупным промышленным объектам в результате человеческого фактора. Такими объектами являются атомные объекты, гидроэлектростанции, а также военно-промышленные комплексы.
Но следует обратить внимание на тот факт, что вышесказанные проблемы не всегда зависят от воли людей. В первом случаи вообще не зависят от поведения или ошибок человека. Поэтому нужно учесть, что и принять факт неприемлемого поведения со стороны некоторых государств, которые игнорируют нормы международного гуманитарного права и даже не думают о судьбе человечества и окружающей природной среды. Своим участием, например, в вооруженном конфликте продолжают, тем самым, наносить серьезный, а порой необратимый вред окружающей природной среде.
Все эти моменты заранее обуславливают всю важность правового института ответственности как главного элемента механизма международного правового регулирования. Международная правовая ответственность за ущерб, наносимый окружающей природной среде в период вооруженных действий - это такое правоотношение, которое возникает между конкретными субъектами международного права, которые находятся в состоянии вооруженного конфликта. Субъект, который совершил международное правонарушение, обязан возместить вред, причиненный окружающей природной среде.
Основным главным документом, который регулирует наступление международной уголовно-правовой ответственности, является Римский статут Международного уголовного суда, который вступил в силу 1 июля 2002 года. На основании данного статута был учрежден Международный уголовный суд, который обладает юрисдикцией в отношении военных преступлений, которые также причиняют обширный и долгосрочный вред окружающей природной среде в ситуации вооруженного конфликта.
Римским статутом также устанавливается индивидуальная уголовная ответственность. Лицо, которое совершило международное противоправное деяние, несет ответственность и подлежит наказанию в соответствии с данным документом. Основанием для такой ответственности является, если такое лицо:
- совершает преступление индивидуально, с группой лиц или через другое лицо, независимо от того, подлежит ли такое другое лицо уголовной ответственности,
- приказывает или побуждает совершить данное преступление, если такое преступление совершено либо имеет место покушение на преступление,
- если такое лицо пособничает или подстрекает на совершение или покушения данного преступления вместе с предоставлением средств для его совершения,
- иным образом способствует совершению или покушению на совершение данного преступления группой лиц, у которых имеется общая цель.
Для того, чтобы наступила международная правовая ответственность за вред, который причиняется окружающей природной среде, необходимо наличие трех главных условий.
Во-первых, это наличие самого международного правонарушение, которое выражается в действии или бездействии субъекта международного права. Действия основываются на том факте, где любое государство должно нести ответственность за правомерные или неправомерные действия в пределах их компетенции. Ответственность за вред, наносимый окружающей природной среде в ситуации вооруженного конфликта, бывает виновной и ответственность без наличия вины.
Во-вторых, это наличие причинно-следственной связи. Такой является связь между действием или бездействием определенного субъекта международного права и тем вредом, который причиняется окружающей природной среде. Такой вред является следствием действия или бездействия.
И в-третьих, важным условием наступления международно-правовой ответственности за вред, наносимый окружающей природной среде в ситуации вооруженных конфликтов, является наличие ущерба.
При наличии всех трех обязательных условий наступают последствия международной правовой ответственности за вред, который может быть причинен природной среде. Можно определить четыре основных таких последствия:
- прекращение правонарушения,
- сатисфакция,
- реституция,
- компенсация.
Требование о прекращении международного противоправного деяния, а также сатисфакция являются неэффективными средствами применительно к ответственность за вред окружающей природной среде. Такое правонарушение уже привело к неблагоприятным последствиям для природной среды. Поэтому такие последствия международно-правовой ответственности можно воспринимать лишь в целях предупреждения совершения таких правонарушений. Также они необходимо для возмещения причиненного ущерба.
Вред, который наносится окружающей природной среде в период вооруженных действий, может быть возмещен лишь путем реституции и компенсации. Реституция - это принятие комплекса очистительных и восстановительных мер. Здесь все же необходимо создание специального международного фонда, который бы обеспечивал данные меры для окружающей природной среды, которая пострадала в результате боевых действий.
Компенсация также не может восполнить нормальную деятельность окружающей природной среды после вооруженного конфликта. Но такая уплата, однако, может поспособствовать по спонсированию посадки новых деревьев в лесных массивах или же восстановить полезные свойства почвы, а также улучшить микроклимат в целом.
Внутригосударственная ответственность за вред, который наносится окружающей природной среде в период вооруженных конфликтов, - это система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются национальным законодательством и которые направлены на применение мер внутригосударственной ответственной непосредственно к нарушителю.
Внутригосударственная ответственность за вред, который может быть причинен окружающей природной среде в период вооруженных конфликтов, может быть исследована по трем различным основаниям:
- действия, которые могут повлечь за собой ответственность за вред, причиненный природной среде в период вооруженного конфликта,
- действия, которые не могут повлечь за собой ответственность за вред, причиненный природной среде в период вооруженного конфликта, но которые подпадают под действие международно-правовых норм,
- действия, которые могут повлечь за собой ответственность за вред, причиненный природной среде в период вооруженного конфликта, при пересмотре национального закона.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод том факте, что охрана окружающей природной среды в ситуации вооруженного конфликта, является очень важной сферой исследования в международном и национальном праве. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы если не искоренить полностью, то хотя бы минимизировать последствия таких действий. Ни одно живое существо не должно испытывать на себе последствия того влияния, которое население нашей планеты осуществляет для удовлетворения своих целей через вооруженные конфликты. Важность понимания такого факта может навсегда остановить истощение и уничтожение окружающей природной среды.
1. Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 года. Действующее международное право. Документы в 2-х томах / сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Международные отношения, 2002. - Т.1. - 768 с.
2. Версальский мирный договор, 28 июня 1919 г. - М.: Литиздат НКИД, 1925.
3. Второй протокол к Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года (Гаага, 26 марта 1999 г.) / Документы по международному гуманитарному праву и другие документы, относящиеся к ведению военных действий. М., МККК, 2010.
4. Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 года // Ведомости Верховного Совета СССР от 8 февраля 1957 г. - N 3. - Ст. 54.
5. Генеральная Ассамблея ООН. Официальные отчеты, 63-я сессия. Дополнение №10 (A/63/10). Доклад Комиссии международного права. 60-я сессия, 2008.
6. Декларация Рио-Де-Жанейро по окружающей среде и развитию, 14 июня 1992 года // A/CONF.151/26/Rev.1 (Vol. I). — С. 3-7.
7. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Женева, 8 июня 1977 года: МККК [сайт]. URL: //http: //www.icrc.org/web/rus/siterus0. nsf/html/treaties-additional protocol-1
8. Женевская конвенция от 12 августа 1949 года «О защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним. — М.: МККК, 1994. — 320 с.
9. Комментарий к Дополнительному протоколу II от 8 июня 1977 года к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающемуся защиты жертв вооружённых конфликтов немеждународного характера. 2-е изд., стереотипное. — М.: МККК, 2000.
10. Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, 18 октября
1907 года с приложением: Положение о законах и обычаях сухопутной войны // МККК [сайт]. URL:
http://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/hagueconvention.
11. Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие от 10 октября 1980 года // Сборник Гаагских конвенций и иных международных документов. - М.: МККК, 2004.
12. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 10 апреля 1972 года // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. — М., 1977.
13. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 13 января 1993 года // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - N 45. - Ст. 5138.
14. Конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года. Международное право в избранных документах. - М., 1957. - Т. 3.
15. Конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 года. Международное право в избранных документах. - М., 1957. - Т. 3.
16. Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 года. Международное право в избранных документах. - М., 1957. - Т. 3.
17. Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 года. Международное право в избранных документах - М., 1957. - Т. 3.
18. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО от 16 ноября 1972 года. Свод нормативных актов ЮНЕСКО — М., 1993.
19. Конвенции о запрещении использования средств воздействия на природную среду (ЭНМОД). Защита лиц и объектов в международном гуманитарном праве: сборник статей и документов. М.: МККК, 1999.
20. Конвенция ЮНЕСКО 1972 года, Об охране всемирного природного и культурного наследия. Ст. 1, 2. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.- правовой системы Консультант плюс.
21. Конвенция об охране всемирного природного и культурного наследия от 16 ноября 1972 года // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - М.,
1991. С - 482.
22. Конвенция ООН по морскому праву, 10 декабря 1982 года // Действующее международное право. Документы в 2-х томах / сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. — М.: Международные отношения, 2002. - Т.1. - 768 с.
23. Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков // N A/RES/51/229. [Электронный ресурс]. Официально не опубликован. Доступ из справ.-правовой системы Гарант.
24. Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 1970
(2011) по Ливии: ООН [сайт]. URL:
http://www.un.org/russian/sc/committees/1970/.
25. Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года // Действующее международное право. В трех томах. - Т. 3. - М., 1997.
26. Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств, принятый в Женеве 17 июня 1925 года.
27. Протокол к Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 14 мая 1954 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР от 8 февраля 1957 г. - N 3. - Ст. 54.
28. Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин- ловушек и других устройств с поправками, внесенными 3 мая 1996 года (Протокол II с поправками, внесенными 3 мая 1996 г.), прилагаемый к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. [Электронный ресурс]. Официально не опубликован. Доступ из справ. Правовой системы Гарант.
29. Устав Международного трибунала по Руанде. Действующее международное право. Документы в 2-х томах / сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Международные отношения, 2002. - Т.1. - 768 с.
30. Резолюция 47/190 Генеральной Ассамблеи ООН от 22 декабря 1992 г.
31. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3 (I) о выдаче и наказании военных преступников от 13 февраля 1946 года // Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН на первой части I сессии. - Лондон, 1946.
32. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 95 (I) от 11 декабря 1946 г. Подтверждение принципов международного права, признанных Статутом Нюрнбергского Трибунала // Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН на первой части I сессии. - Лондон, 1946.
33. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1976 г. N 31/71 Создание зоны, свободной от ядерного оружия, в районе Ближнего Востока // Действующее международное право. Избранные документы / сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М., 2002.
34. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 2001 г. N 56/83 Ответственность государств за международно-противоправные деяния // Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи. A/56/10. - 12.12.2001.
35. Римский статут Международного уголовного суда. Действующее международное право. Документы в 2-х томах / сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Международные отношения, 2002. - Т.1. - 768 с.
36. Руководство по международному праву, применимому к
вооруженным конфликтам (Сан-Ремо, 1994 г.) // Документы по
международному гуманитарному праву и другие документы, относящиеся к ведению военных действий. - М.: МККК, 2012.
37. Устав ООН, Сан-Франциско, 24 октября 1945 года // Действующее международное право. В 3-х томах / сост. Ю.М.Колосов и Э.С. Кривчикова - М., 1999. - Т. 2.
38. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. Действующее международное право. Документы в 2-х томах /сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М.: Международные отношения, 2002. - 768 с.
Внутригосударственные акты
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г. - N 237.
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. // СЗ РФ. 1996. - N 25. - Ст. 2954.
3. Гражданский кодекс РФ // СЗ РФ. - 5 декабря 1994 г. - N 32. - Ст. 3301; СЗ РФ. - 29 января 1996 г. - N 5. - Ст. 410; СЗ РФ. - 3 декабря 2001 г. - N 49. - Ст. 4552.
Специальная литература на русском языке
1. Абашидзе А.Х., Солнцев А.М. Экоцид как международное преступление: проблемы и перспективы // В кн.: Международное уголовное правосудие: Современные проблемы / под ред. Г.И. Богуша, Е.Н. Трикоз. - М.: Институт права и публичной политики, 2009. - С. 258-272.
2. Алексеев П.В. Социальная философия. - М., 2003. - 563 с.
3. Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. - Т 2 / С.С. Алексеев. - М.: Юридическая литература, 1981.
4. Алешин В.В. Правовое регулирование вооружённого конфликта не международного характера // Московский журнал международного права. -1998. - N 2.
5. Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооружённый конфликт: право, политика, дипломатия. - М.: Международные отношения, 1989.
6. Ахметзянов А.А. Международно-правовая защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта: дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2005.
7. Батырь В.А. Международное гуманитарное право: учеб. для вузов /
B. А. Батырь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2011.
8. Блищенко И.П. Обычное оружие и международное право. - М.: Международные отношения, 1984.
9. Богданов О.В. Запрещение оружия массового уничтожения. - М.: Изд-во Международные отношения, 1985.
10. Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. - М.: ИМО, 1979.
11. Бойл А.Э. Ответственность государства и обязанность охраны окружающей среды // СЕМП, 1989-90-91. - СПб: СКФ «Россия-Нева», 1992. - C. 216-220.
12. Боклан Д.С. Трансграничный ущерб окружающей природной среде от опасных видов деятельности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Д.С. Боклан. - М., 2004.
13. Боте М. Разрушение среды обитания как способ ведения войны // Разоружение. 1992. - Т. XV. - N 2. - ООН: Нью-Йорк, 1993.
14. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность / С.Н. Братусь - М.: Юридическая литература, 1976.
15. Бринчук М.М. Экологическое право. - М., 2004. - С. 52 - 55.
16. Бринчук М.М. Обеспечение экологической безопасности как правовая категория // Г осударство и право. - 2008. - N 9.
17. Бринчук М.М. Потенциал природы как инструмент экологического права // Экологическое право. - 2010. - N 4.
18. Валеев Р.М. Программа ООН по окружающей среде и ее роль в обеспечении экологической безопасности в XXI веке (к 30-летию ЮНЕП) // РЕМП, 2002. - СПб: СКФ «Россия-Нева», 2002. - С.140-156, 196.
19. Валеев Р.М. Контроль в современном международном праве. - Казань: Центр инновационных технологий, 2003.
20. Василенко В.А. Ответственность государства за международные правонарушения / В.А. Василенко. - Киев: Высшая школа, 1967. - 267 с.
21. Василенко В.А., Селиванов В.Н. О понятии ответственности в международном праве / В.А Василенко, В.Н. Селиванов // Вестник Киевского университета. 1975. - N1.
22. Васильев В., Писарев В., Козин Г. Экология и международные отношения. - М.: Международные отношения, 1978.
23. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление / отв. ред. А.Л. Яншин. - М.: Наука, 1991.
24. Военная энциклопедия. Том 1. - М., 1997.
25. Гроций Г. О праве войны и мира. - М, 1956.
26. Каюмова А.Р. Проблемы теории международного уголовного права / А.Р. Каюмова. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 335 с.
27. Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. - М.: Изд-во Международные отношения, 1982.
28. Колбасов О.С. Правовые основы международного парка «Берингия» // Государство и право. - М., 1992. - N 3. - С. 56-64.
29. Колбасов О.С. Международный экологический суд // Государство и право. - М., 1996. - N 5. - С.158-159.
30. Колбасов О.С. Международное экологическое право на пороге XXI века / О.С. Колбасов. Первая конференция Всемирной ассоциации международного права в России, 1997. - Новороссийск, 1999. - С. 131-139.
31. Колосов Ю.М. Ответственность в международном праве / Ю.М. Колосов. - М.: Юридическая литература, 1975. - 256 с.;
32. Кудрявцев В.Н. Международное уголовное право: учеб. пособие. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М., 1999. - 247 с.
33. Левин Д.Б. Ответственность государств в современном международном праве / Д.Б. Левин. - М.: Международные отношения, 1966. - 152 с.
34. Лукашук И.И. К вопросу о возможной криминализации международной ответственности государства // Журнал российского права. - М.; Норма, 2002. - N 12.
35. Лукашук И.И. Право международной ответственности / И.И. Лукашук. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - 432 с.
36. Остроухов Н.В. О содержании понятий «конфликт^, «вооружённый конфликт» // РЕМП. - Специальный выпуск. - 2008.
37. Савинский Л.И. Вооружённые конфликты и международное право.
- М., 1978.
38. Экология и международное право: (Междунар. экологические организации и правовые акты) / авт.-сост. А.Г. Ахатов. - М.: ACT-ПРЕСС, 1996. - 507 с.
Специальная литература на английском языке
1. Lisa M. Kaplan. International Responsibility of an Occupying Power for Environmental Harm: The Case of Estonia, 12 Transnat'l L. 153, 183 (1999).
Электронные ресурсы
1. Гусейнова Г., Солнцев А. Компенсационная комиссия ООН и возмещения трансграничного экологического ущерба [Электронный ресурс] // Газета Зеленый мир. Экологическое досье Мира и России. URL: http://zmdosie.ru/ekologia-i-pravo/praktika/315-kompensatsionnaya-komissia-oon.
2. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Женева, 8 июня 1977 года: МККК: [сайт]. URL: //http://www. icrc.org/web/rus/siterus0.nsf/html/treaties-additional protocol-1.
3. Послание Генерального секретаря ООН по случаю Международного
дня предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов // ООН: [сайт]. URL:
http://www.un.org/ru/sg/messages/2013/environmentconflictday.shtml.