Фрустрационные реакции пожилых людей проживающих в семье и в одиночестве (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
База экспериментального исследования: КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Барнаула», филиал Центрального района. В эксперименте приняли участие две группы граждан пожилого возраста общей численностью 60 человек в возрасте 56 до 90 лет. Первую группу представили 30 пожилых граждан, которые проживают совместно с близкими родственниками. Вторая группа была представлена одиноко проживающими пожилыми людьми в количестве 30 человек.
Если поменять в данной работе название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ У ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психолого-педагогические подходы к понятию фрустрационных ситуаций 5
1.2. Психологические характеристики людей пожилого возраста 11
1.3. Психологические особенности фрустрации у людей пожилого возраста 15
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФРУСТРАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕМЬЕ И В ОДИНОЧЕСТВЕ 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Описание результатов эмпирического исследования 27
2.3. Рекомендации психологам и социальным педагогам по работе с пожилыми людьми 31
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Если поменять в данной работе название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ У ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психолого-педагогические подходы к понятию фрустрационных ситуаций 5
1.2. Психологические характеристики людей пожилого возраста 11
1.3. Психологические особенности фрустрации у людей пожилого возраста 15
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФРУСТРАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕМЬЕ И В ОДИНОЧЕСТВЕ 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Описание результатов эмпирического исследования 27
2.3. Рекомендации психологам и социальным педагогам по работе с пожилыми людьми 31
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
В настоящее время в Алтайском крае проживает 450 тысяч 348 пожилых людей (в возрасте от 65 лет) – это 23% от общей численности населения. При этом доля трудоспособного населения составляет 62 %. Данные показатели свидетельствуют о том, что категория пожилых людей становится одной из самых многочисленных и нуждается в защите, как со стороны государства, так и общества в целом. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы профилактики и предотвращения фрустрационных реакций пожилых граждан, которые обусловлены такими причинами, как постоянные стрессы; мелкие неудачи, подрывающие уверенность человека и снижающие его самооценку и разочарования. Утрачивая статус в обществе, посттрудовой период, различные недомогания, переживания, связанные с чувством неполноценности – все это сказывается на эмоциональном и психологическом плане пожилого человека и способствует появлению стрессовых ситуаций, которые впоследствии могут перерасти в фрустрацию.
Обозначенная тема исследования достаточно актуальна и имеет высокую степень научной разработанности в трудах следующих авторов: С.Т. Джанерьян, Е.В. Змановской, В.А. Кулганов, Н.Д. Левитов, В.Э. Франкл, Е.И. Холостова, Р.С. Яцемирская, и др. Несмотря на сравнительно большое количество опубликованных трудов в целом по изучению фустрационных реакций, многие аспекты темы, важные в научном и практическом отношениях, являются недостаточно раскрытыми.
Объект исследования: фрустрационные реакции.
Предмет исследования: особенности фрустрационных реакций пожилыхлюдей проживающих в семье и в одиночестве.
Цель работы: изучение фрустрационных реакций пожилыхлюдей проживающих в семье и в одиночестве.
Задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические подходы к понятию фрустрационных ситуаций;
2. Проанализировать психологические характеристики пожилых людей;
3. Изучить психологические особенности фрустрации пожилых людей;
4. Провести исследование по изучению фрустрационных ситуаций у одиноко проживающих и проживающих в семье пожилых людей.
5. Разработать рекомендации по профилактике и предотвращению фрустрационных ситуаций пожилых людей.
Гипотеза: фрустрационные реакции у одиноко проживающих пожилых людей заключаются в более выраженном проявлении агрессии, чем у пожилых граждан, которые проживают в семье.
Методы исследования: теоретические: (анализ литературы); организационные: (комплексный, сравнительный); эмпирические: (рисуночный тест С. Розенцвейга). интерпретационные: (качественный метод исследования)
Выборка исследования: одиноко проживающие граждане пожилого возраста в количестве 30 человек и пожилые граждане, которые проживают в семье в количестве 30 человек, состоящие на учете в КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Барнаула», филиал Центрального района.
База исследования: КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Барнаула», филиал Центрального района.
Практическая значимость: результаты исследования по изучению фрустрационных реакций пожилого возраста могут быть использованы в различных социальных учреждениях при работе с данной категорией населения.
Курсовая работа объемом 41 страницу состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы
Обозначенная тема исследования достаточно актуальна и имеет высокую степень научной разработанности в трудах следующих авторов: С.Т. Джанерьян, Е.В. Змановской, В.А. Кулганов, Н.Д. Левитов, В.Э. Франкл, Е.И. Холостова, Р.С. Яцемирская, и др. Несмотря на сравнительно большое количество опубликованных трудов в целом по изучению фустрационных реакций, многие аспекты темы, важные в научном и практическом отношениях, являются недостаточно раскрытыми.
Объект исследования: фрустрационные реакции.
Предмет исследования: особенности фрустрационных реакций пожилыхлюдей проживающих в семье и в одиночестве.
Цель работы: изучение фрустрационных реакций пожилыхлюдей проживающих в семье и в одиночестве.
Задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические подходы к понятию фрустрационных ситуаций;
2. Проанализировать психологические характеристики пожилых людей;
3. Изучить психологические особенности фрустрации пожилых людей;
4. Провести исследование по изучению фрустрационных ситуаций у одиноко проживающих и проживающих в семье пожилых людей.
5. Разработать рекомендации по профилактике и предотвращению фрустрационных ситуаций пожилых людей.
Гипотеза: фрустрационные реакции у одиноко проживающих пожилых людей заключаются в более выраженном проявлении агрессии, чем у пожилых граждан, которые проживают в семье.
Методы исследования: теоретические: (анализ литературы); организационные: (комплексный, сравнительный); эмпирические: (рисуночный тест С. Розенцвейга). интерпретационные: (качественный метод исследования)
Выборка исследования: одиноко проживающие граждане пожилого возраста в количестве 30 человек и пожилые граждане, которые проживают в семье в количестве 30 человек, состоящие на учете в КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Барнаула», филиал Центрального района.
База исследования: КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Барнаула», филиал Центрального района.
Практическая значимость: результаты исследования по изучению фрустрационных реакций пожилого возраста могут быть использованы в различных социальных учреждениях при работе с данной категорией населения.
Курсовая работа объемом 41 страницу состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы
В настоящее время изучение фрустрационных ситуаций обусловлено последствиями для личности человека. Под влиянием данного психологического процесса происходят изменения в самосознании, заключающиеся в самоотношении, самооценке и уровне притязаний; а также в когнитивных компонентах личности, к которым относятся: восприятие, память и воображение. В этой связи актуальными становятся психологические характеристики граждан пожилого возраста, которые зависят от образа жизни данной категории населения, от их индивидуальных особенностей и других внутренних и внешних факторов. Для психологического портрета старого человека характерными чертами являются – эгоцентричность и эгоистичность. При рассмотрении основных концепций в области старения, можно отметить следующие социально-психологические позитивные и отрицательные особенности старости в зависимости от индивидуальных особенностей человека: творчество и активность в социальной деятельности, заинтересованность в семейных отношениях и личной заботе о собственном здоровье. К противоположным характеристикам личности пожилого относится: агрессивность, ворчливость, разочарование в себе и собственной жизни.
Последствиями фрустрации у граждан пожилого возраста нередко становятся: замещение реального мира миром иллюзий и фантазий; необъяснимая агрессия; комплексы; общий регресс личности. Человек в такой ситуации переживает отчаяние, разочарование, тревогу и раздражительность. Кроме того, фрустрация провоцирует агрессию и враждебность. В состоянии агрессии на первое место выходит потеря самоконтроля, неоправданные действия и гнев. Все это заключается в прямом нападении и любых формах враждебного поведения, которое бывает открытым и затаенным, реальным и воображаемым, физическим и вербальным.
При изучении фрустрационных ситуаций граждан пожилого возраста наиболее подходящим методом является рисуночная фрустрация С. Розенцвейга. Данная методика предполагает исследование реакций человека на неудачные ситуации и способы выхода из этих ситуаций. С целью изучения диагностики психологических состояний пожилых граждан было проведено исследование на базе КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Барнаула», филиал Центрального района.
По результатам проведенного исследования можно сказать, что психологические состояния одиноко проживающих пожилых людей значительно отличаются показателей пожилых граждан, которые проживают совместно с родственниками. Это заключается в возникновении ситуаций, которые вызывают фрустрацию, признании собственной вины в чем-либо, разрешении конфликтной ситуации и других случаев. Таким образом, можно сделать вывод о том, что одиноко проживающие граждане на большинство действий со стороны окружающих людей будут реагировать агрессией, в отличии от граждан, которые проживают совместно с близкими родственниками.
В качестве рекомендаций по профилактике фрустракционных ситуаций у пожилых граждан психологам и социальным педагогам следует обращаться к следующим методам: тренинги для коррекции самооценки, тренинги и мероприятия для формулировки смыслообразующих ценностей и увеличения уверенности в себе, мемуарная терапия, арт-терапия, кино-терапия, психотерапия, сказкотерапия метод ролевой игры и метод социально-психологического тренинга.
Последствиями фрустрации у граждан пожилого возраста нередко становятся: замещение реального мира миром иллюзий и фантазий; необъяснимая агрессия; комплексы; общий регресс личности. Человек в такой ситуации переживает отчаяние, разочарование, тревогу и раздражительность. Кроме того, фрустрация провоцирует агрессию и враждебность. В состоянии агрессии на первое место выходит потеря самоконтроля, неоправданные действия и гнев. Все это заключается в прямом нападении и любых формах враждебного поведения, которое бывает открытым и затаенным, реальным и воображаемым, физическим и вербальным.
При изучении фрустрационных ситуаций граждан пожилого возраста наиболее подходящим методом является рисуночная фрустрация С. Розенцвейга. Данная методика предполагает исследование реакций человека на неудачные ситуации и способы выхода из этих ситуаций. С целью изучения диагностики психологических состояний пожилых граждан было проведено исследование на базе КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Барнаула», филиал Центрального района.
По результатам проведенного исследования можно сказать, что психологические состояния одиноко проживающих пожилых людей значительно отличаются показателей пожилых граждан, которые проживают совместно с родственниками. Это заключается в возникновении ситуаций, которые вызывают фрустрацию, признании собственной вины в чем-либо, разрешении конфликтной ситуации и других случаев. Таким образом, можно сделать вывод о том, что одиноко проживающие граждане на большинство действий со стороны окружающих людей будут реагировать агрессией, в отличии от граждан, которые проживают совместно с близкими родственниками.
В качестве рекомендаций по профилактике фрустракционных ситуаций у пожилых граждан психологам и социальным педагогам следует обращаться к следующим методам: тренинги для коррекции самооценки, тренинги и мероприятия для формулировки смыслообразующих ценностей и увеличения уверенности в себе, мемуарная терапия, арт-терапия, кино-терапия, психотерапия, сказкотерапия метод ролевой игры и метод социально-психологического тренинга.
Подобные работы
- Фрустрационные реакции пожилых людей проживающих в семье и в одиночестве
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019



