Введение 2
I Теоретические и методические аспекты проведения маркетинговых
исследований 6
1.1 Понятие, задачи и роль маркетинговых исследований в деятельности
торгового предприятия 6
1.2 Основные направления маркетинговых исследований 9
1.3 Классификация и методы маркетинговых исследований 17
II Маркетинговое исследование деятельности предприятия 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ и организация маркетинговой деятельности и маркетинговых
исследований 40
2.3 Анализ результатов маркетингового исследования для магазина
«Ешь&Пей» ИП Рябчиков Т.И. 47
III Разработка предложений по совершенствованию деятельности
торгового предприятия на основании данных маркетингового исследования и их экономическое обоснование 56
3.1 Направления совершенствования деятельности предприятия 56
3.2 Экономическое обоснование предложений по совершенствованию
деятельности на предприятии 58
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Приложения
Одним из важнейших условий стабильности компании является наличие полной информации о ситуации на рынке. Зачастую компании находятся в постоянно меняющейся маркетинговой среде. Для решения задач необходим определенный тип информации, которую можно получить в результате маркетингового исследования. Кроме того, без сбора данных и последующего анализа маркетинг не может в полной мере выполнить свою задачу по удовлетворению потребностей покупателей. Сбор информации, ее интерпретации, оценки и прогнозы, осуществляемые для маркетинговых служб и руководства фирмы по их заказу, обычно называют маркетинговыми исследованиями.
Маркетинговые исследования включают в себя все действия, которые производитель выполняет для изучения рынков и их клиентов. Представители маркетинговой стратегии утверждают, что преимущество принадлежит тем участникам рынка, которые отвечают потребностям покупателя. Сторонники других подходов не обращают внимания на анализ рынков и клиентов. Мы не можем сказать, что они игнорируют их, но дают им второстепенные роли.
Маркетинговый анализ служит важной предпосылкой для разработки маркетинговых планов, также он осуществляется в процессе их реализации и контроля. Информация, необходимая для маркетингового анализа, собирается в ходе маркетинговых исследований. Это неотъемлемый фактор успеха и важный шаг для достижения лидирующих позиций.
Таким образом, целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности торгового предприятия (ИП Рябчиков Т.И.) на основе результатов маркетинговых исследований.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, задачи и роль маркетинговых исследований в деятельности торгового предприятия;
- определить основные направления маркетинговых исследований;
- раскрыть классификацию и методы маркетинговых исследований;
- дать организационно-экономическую характеристику торгового предприятия;
- организовать маркетинговое исследование деятельности предприятия;
- провести анализ результатов маркетингового исследования, проводимого на предприятии;
- рассмотреть направления совершенствования деятельности предприятия;
- дать экономическое обоснование предложения по совершенствованию деятельности на предприятии.
Объектом исследования является ИП Рябчикова Т.И.
Предметом исследования является деятельность торгового предприятия.
Теоретическую основу исследования составили труды ведущих научных деятелей, статьи и публикации по вопросам анализа деятельности торгового предприятия на основе результатов маркетинговых исследований, таких как Беляев В.И, Березин И.С., Бушуева Л.И., Галицкий Е.Б., Герасимов Б. И., Голубков Е.П., Каменева Н. Г., Карасев А. П., Карасев А.П., Коротков А. В., Коротков, А.В., Котлер Ф., Лашкова Е.Г., Лебедева О.А., Морозов Ю.В., Просветов Г.И., Реброва Н.П., Сафронова Н. Б., Сафронова Н.Б., Скляр Е.Н., Токарев Б.Е., Черчилль Г.А., Якушина Т.В. и др.
Информационную основу исследования составили материалы отчетности ИП Рябчиков Т.И. и нормативно-правовые акты в сфере организации торговой деятельности.
Методологическая основа исследования базируется на использовании традиционных положений диалектического способа научного познания и логических методах обработки информации: анализа, синтеза, аналогии.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы руководством ИП Рябчиков Т.И. с целью совершенствования деятельности предприятия.
По структуре работа представляет собой исследование, состоящее из введения, в котором раскрывается вся суть самого исследования, трех глав в совокупности составляющих основу работы, а также заключения и списка литературы.
Без сбора достоверной информации и последующего ее анализа маркетинг не сможет в полной мере выполнить свое предназначение, которое заключается в удовлетворении потребностей покупателей. Содержание маркетинговых исследований определяется структурой продукта и типом рынка. Компании, которые реализуют потребительские товары, обычно уделяют больше внимания изучению потребительских предпочтений, возможностей продаж и потребительских реакций на новые продукты.
Как подчеркивают специалисты, без рыночных исследований невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять всю информацию, необходимую для принятия важных решений, связанных с деятельностью на рынке, выбором рынка, определением объема продаж, прогнозированием и планированием рыночной деятельности. Изучаются тенденции деловой активности и распределение долей рынка между конкурирующими предприятиями. Исследуются рынки товаров и услуг в целом, а также локальные и региональные рынки конкретных товаров и услуг.
Основными результатами исследования рынка, на наш взгляд, являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление ключевых факторов успеха. Определяются наиболее эффективные способы ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки, осуществляется выбор целевых рынков и рыночных ниш.
В ходе данной выпускной квалификационной работы была достигнута поставленная цель - проведен маркетинговый анализ деятельности ИП Рябчиков Т.И., выявлены основные проблемы для предприятия и на основе полученных данных были сформулированы направления совершенствования деятельности предприятия, а также предложены мероприятия по осуществлению этих направлений.
В первой главе рассматриваются теоретические и методические аспекты проведения маркетинговых исследований.
Во второй главе проводиться комплексный анализ деятельности ИП Рябчиков Т.И., проводиться маркетинговое исследование в виде опроса посетителей магазина.
В маркетинге метод анкетирования является одним из самых эффективных методов. Посредством анкетного опроса можно масштабно охватить проблему и собрать по данной проблеме существенную информацию.
Метод анкетирования использовался в связи с тем, что он является наиболее эффективным способом обратной связи с клиентами магазина «Ешь&Пей» ИП Рябчиков Т.И.
Результаты анкетирования позволили получить информацию о: качестве продукции; уровне сервиса; основном сегменте покупателей; ключевых недостатках товара и т. д.
Опрос проводился в период прохождения преддипломной практики с 08.04.19 - 19.05.19. В опросе приняло участие 130 жителей г. Казани. Результаты мониторинга позволили сделать вывод о необходимости разработки менеджмента качества реализуемой продукции.
В третьей главе были предложены основные направления совершенствования деятельности ИП Рябчиков Т.И.:
- организация качественного производства и внедрения новой технологии увеличения сохранности продукции собственного производства, а именно использование вакуумной упаковки;
- организацию эффективного информационного обслуживания посетителей.
Применение данного комплекса мероприятий позволит создать условия для максимального удовлетворения потребностей различных групп, в рациональном, здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения, а также в соответствии с требованиями медицинской науки.
Предприятие имеет неустойчивое финансовое положение, однако в целом предприятие стабильно, объемы производства растут умеренными темпами, рентабельность предприятия не столь высокая.
Решающее значение в организации работ по качеству имеет позиция руководителей предприятий, их отношение к качеству выпускаемой продукции.
Процесс управления качеством продукции складывается из взаимоувязанных, взаимоподчиненных стадий и операций: от приемки сырья до хранения и реализации готовой продукции. Так, даже одна некачественно выполненная операция в технологическом процессе производства продукции может испортить ранее выполненную высококачественную работу и в итоге не позволит получить продукцию заданного качества. Поэтому необходимо строго соблюдать технологическую дисциплину, четко предписанную нормативную документацию, тщательно контролировать качество выполнения не только всего технологического процесса, но и качество выполнения отдельных промежуточных операций.
Для обеспечения выпуска продукции высокого качества необходимо также повышать техническую оснащенность предприятий, автоматизировать технологические процессы, совершенствовать хозяйственный механизм управления качеством продукции.
Основные затраты по разработанным мероприятиям будут связаны с установкой оборудования для вакуумной упаковки товаров ИП Рябчиков Т.И. Использование вакуумного способа упаковки в ИП Рябчиков Т.И. позволит увеличить срок годности производимой продукции, рентабельность и экономичность производства и т.д.
1. Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых
продуктов" от 02.01.2000 № 29-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584/ (дата обращения: 17.04.2019)
2. Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 № 294-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ (дата обращения:
17.04.2019)
3. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 № 209-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 17.04.2019)
Стандарты
4. ГОСТ ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200093424 (дата обращения: 17.04.2019)
5. ГОСТ ISO 9001:2015 «Системы менеджмента качества.
Требования». [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/1200124394 (дата обращения: 17.04.2019)
6. ГОСТ Р ИСО 22000-2007 Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200050074 (дата обращения: 17.04.2019)
7. СанПиН 42-123-4117-86. Санитарные правила. Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200004021 (дата обращения: 17.04.2019)
Книги, монографии
8. Абдукаримов, И.Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности): Учебное пособие / И.Т. Абдукаримов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 с.
9. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 288 с.
10. Бариленко В.И. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Под ред. Бариленко В.И.. - М.: Форум, 2018. - 416 с.
11. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2015. -680 с.
12. Березин И.С. «Маркетинг и исследования рынков». - М.: Русская Деловая Литература, 2014г. - 475 с.
13. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2015. - 320 с.
14. Галицкий, Е.Б. Маркетинговые исследования. Теория и практика: Учебник для вузов / Е.Б. Галицкий, Е.Г. Галицкая. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 570 с.
15. Герасимов Б. И. Маркетинговые исследования рынка / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. - М.: Форум, 2016. - 336 с.
16. Г олубков Е.П. «Основы маркетинга: Учебник». - М.: Издательство «Финпресс», 2011 г. - 198 с.
17. Г олубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: Издательство «Финпресс», 2013. - 496 с.
18. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. - Н.Новг.: НИМБ, 2012. - 320 с.
19. Каменева Н.Г., Поляков В.А. Маркетинговые исследования: учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, 2015. - 439 с.
20. Каменева, Н. Г. Маркетинговые исследования / Н.Г. Каменева,
В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, 2016. - 448 с.
21. Карасев, А.П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: Учебник и практикум / А.П. Карасев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 323с.
22. Коротков А.В. Маркетинговые исследования: Учебник для бакалавров / А.В. Коротков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 595 с.
23. Котлер Ф. 10 смертных грехов маркетинга. Важнейшие заповеди успеха на современном рынке / Котлер, Филип. - М.: СПб: Нева, 2017. - 160 с.
24. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер. - М.: Вильямс, 2016. - 496 с.
25. Кузнецова, Л.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Л.В. Кузнецова, Ю.Ю. Черкасова. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2013. - 139с.
26. Лашкова Е.Г., Куценко А.И. Маркетинг: практика проведения исследований. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 240 с.
27. Лебедева О.А. Маркетинговые исследования рынка: Учебник /
О.А. Лебедева, Н.И. Лыгина. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192с.
28. Мамедов, О.Ю. Основы маркетинга / О.Ю. Мамедов. - М.: КноРус, 2013. - 232 с.
29. Морозов Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2016. - 148 с.
30. Позднякова В.Я. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник / под ред. Позднякова В.Я.. - М.: Инфра- М, 2018. - 190 с.
31. Просветов Г.И. Маркетинговые исследования: Задачи и решения: Учебно-практическое пособие / Г.И. Просветов. - М.: Альфа-Пресс, 2014. - 240с.
32. Реброва Н.П. Основы маркетинга: Учебник и практикум для МПО / Н.П. Реброва. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 277 с.
33. Сафронова Н. Б. Маркетинговые исследования / Н.Б. Сафронова, И.Е. Корнеева. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 296 с.
34. Сафронова Н.Б. Маркетинговые исследования: Учебное пособие для бакалавров / Н.Б. Сафронова, И.Е. Корнеева. - М.: Дашков и К, 2015. - 296с.
35. Скляр Е.Н. Маркетинговые исследования: Практикум / Е.Н. Скляр, Г.И. Авдеенко, В.А Алексунин. - М.: Дашков и К, 2016. - 216 с.
36. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования рыночных ниш инновационных продуктов: Монография / Б.Е. Токарев.. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 с.
37. Тюрин, Д.В. Маркетинговые исследования: Учебник для бакалавров / Д.В. Тюрин. - М.: Юрайт, 2013. - 342 с.
38. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. - СПб.: Питер, 2015. - 748 с.
Печатная периодика
39. Бушуева Л.И. Статистические методы анализа маркетинговой информации // Вопросы статистики. - 2016. - № 10. -С. 40-48.
40. Долгих Е.А. Значение мерчандайзинга и его роль в торговле //
Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5. URL:
http://sibac.mfo/archive/ecornmy/5.docx (дата обращения: 17.04.2019)
41. Якушина Т.В. «Значение и роль маркетинговых исследований в деятельности предприятий» //Сборник статей Международной научнопрактической конференции «Актуальные проблемы экономического развития» - Уфа, «Aeterna», 2016 г.