Обучение решению задач с процентами в основной школе (Алтайский Государственный Педагогический Университет )
|
База исследования: МБОУ СОШ №49 г. Барнаула.
Выборка: 30 учащихся 9-го класса.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
Если в данной работе заменить название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ С ПРОЦЕНТАМИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Исторические аспекты развития понятия процента в математике 6
1.2 Задачи на проценты в учебной программе и учебниках математики основной школы 10
1.3 Общие методические особенности обучения учащихся решению основных видов задач на проценты в основной школе 17
1.4 Анализ задач ОГЭ по теме исследования, выявление ошибок возникающий при их решении 24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28
ГЛАВА 2 МЕТОДИКАОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ С ПРОЦЕНТАМИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 29
2.1 Методические рекомендации по обучению теме «Проценты» и решению задач на проценты в основной школе 29
2.2. Проектирование и разработка факультативного курса «Проценты вокруг нас» 33
2.3 Опытно-экспериментальное обучение решению тестовых задач на проценты в основной школе 37
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 48
Выборка: 30 учащихся 9-го класса.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
Если в данной работе заменить название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ С ПРОЦЕНТАМИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Исторические аспекты развития понятия процента в математике 6
1.2 Задачи на проценты в учебной программе и учебниках математики основной школы 10
1.3 Общие методические особенности обучения учащихся решению основных видов задач на проценты в основной школе 17
1.4 Анализ задач ОГЭ по теме исследования, выявление ошибок возникающий при их решении 24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28
ГЛАВА 2 МЕТОДИКАОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ С ПРОЦЕНТАМИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 29
2.1 Методические рекомендации по обучению теме «Проценты» и решению задач на проценты в основной школе 29
2.2. Проектирование и разработка факультативного курса «Проценты вокруг нас» 33
2.3 Опытно-экспериментальное обучение решению тестовых задач на проценты в основной школе 37
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 48
Актуальность исследования обусловлена тем, что умение решать задачи на проценты имеет практическую значимость, поскольку понятие процента имеет обширное применение не только в реальной жизни, но и в различных областях науки.
В ходе школьного курса тема «Проценты» изучается в 5-6 классах, но исходя из возрастных особенностей учеников, и оторванности применения процентов от практики, она не может быть усвоена ими осознанно. В дальнейшем данному вопросу не уделяется должного внимания. Задачи этого типа становятся прерогативой химии, которая вводит свою точку зрения на проценты, а в математике их место отведено только в задачах на повторение, либо же в задачах повышенной сложности.
Таким образом, учащиеся забывают о вопросах универсальности процентов и разнообразия областей их применения. По этой причине является актуальным вопрос о том, чтобы задачам на проценты было отведено соответствующее достойное место в рамках 7-9 классах. На данном этапе школьниками изучаются различные виды уравнений и их систем, которые закрепляются при решении текстовых задач, а наличие процентов в условии текстовых задач дает возможность установить связь между абстрактными математическими понятиями и реальной жизнью. Кроме того, текстовые задачи на проценты содержатся в материалах итоговой аттестации за курс основной школы (ОГЭ), в конкурсных экзаменах и т.д. Тем не менее, практика свидетельствует о том, что у учащихся задачи на проценты вызывают затруднения и большинство, оканчивающих школу не имеют прочных навыков обращения с ними в повседневной жизни.
Степень изученности проблемы. Проблема обучения школьников решению задач с процентами в методическом и практическом аспектах раскрыта в научных трудах С.Р. Когаловского, Е.П. Матвеевой, Ф. Найт и др. Приемы и методы обучения решению задач с процентами на уроках математике в основной школе охарактеризованы в работах Е.П. Виноградовой, Г.Т. Гнитецкой, Н.Л. Гребенниковой, И.В. Кисельникова и др. Проблемы обучения решению задач с процентами на уроках математики в основной школе определены в исследованиях А.М. Вафеевой, Е.В. Журавской, Г.Г. Левиас и др.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью обучения учащихся основной школы решению задач с процентами и недостаточным объемом учебного времени, выделенного на изучение данной темы.
Проблема исследования: как обучать учащихся основной школы решению задач с процентами.
Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать методику обучению учащихся основной школы решению задач с процентами в рамках подготовки к ОГЭ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть исторические аспекты развития понятия процента в математике.
2. Проанализировать задачи на проценты в учебной программе и учебниках математике основной школы.
3. Охарактеризовать общие методические особенности обучения учащихся решению основных видов задач на проценты в основной школе.
4. Разработать и апробировать факультативный курс по обучению учащихся основной школы решению задач с процентами.
5. Проверить в опытно-экспериментальном исследовании эффективность разработанного факультативного курса в обучении учащихся основной школы решению задач с процентами.
Объект исследования – процесс обучения учащихся основной школы решению задач с процентами.
Предмет исследования – методика обучению учащихся основной школы решению задач с процентами в рамках подготовки к ОГЭ.
Гипотеза: если разработать и апробировать факультативный курс по систематизации и обобщению умений решать задачи с процентами, то можно значительно улучшить учебные достижения учащихся 9-го класса.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к истории понятия «проценты» – Ф. Найта, Г.А. Самойлик и др.;
- подходы к методики обучения решению задач с процентами – Е.П. Матвеевой, И.И. Назаровой, А.Д. Нахман и др.;
- подходы к выделению основных этапов обучения решению задач с процентами в рамках подготовки к ОГЭ – С.К. Кожухова, А.К. Мендыгалиевой, В.П. Ручкиной и др.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы, материалов научно-практических конференций; изучение опыта работы педагогов; эмпирические: опытно-поисковая работа, анализ и обобщение опытных данных.
База исследования: МБОУ СОШ №49 г. Барнаула.
Выборка: 30 учащихся 9-го класса.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
В ходе школьного курса тема «Проценты» изучается в 5-6 классах, но исходя из возрастных особенностей учеников, и оторванности применения процентов от практики, она не может быть усвоена ими осознанно. В дальнейшем данному вопросу не уделяется должного внимания. Задачи этого типа становятся прерогативой химии, которая вводит свою точку зрения на проценты, а в математике их место отведено только в задачах на повторение, либо же в задачах повышенной сложности.
Таким образом, учащиеся забывают о вопросах универсальности процентов и разнообразия областей их применения. По этой причине является актуальным вопрос о том, чтобы задачам на проценты было отведено соответствующее достойное место в рамках 7-9 классах. На данном этапе школьниками изучаются различные виды уравнений и их систем, которые закрепляются при решении текстовых задач, а наличие процентов в условии текстовых задач дает возможность установить связь между абстрактными математическими понятиями и реальной жизнью. Кроме того, текстовые задачи на проценты содержатся в материалах итоговой аттестации за курс основной школы (ОГЭ), в конкурсных экзаменах и т.д. Тем не менее, практика свидетельствует о том, что у учащихся задачи на проценты вызывают затруднения и большинство, оканчивающих школу не имеют прочных навыков обращения с ними в повседневной жизни.
Степень изученности проблемы. Проблема обучения школьников решению задач с процентами в методическом и практическом аспектах раскрыта в научных трудах С.Р. Когаловского, Е.П. Матвеевой, Ф. Найт и др. Приемы и методы обучения решению задач с процентами на уроках математике в основной школе охарактеризованы в работах Е.П. Виноградовой, Г.Т. Гнитецкой, Н.Л. Гребенниковой, И.В. Кисельникова и др. Проблемы обучения решению задач с процентами на уроках математики в основной школе определены в исследованиях А.М. Вафеевой, Е.В. Журавской, Г.Г. Левиас и др.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью обучения учащихся основной школы решению задач с процентами и недостаточным объемом учебного времени, выделенного на изучение данной темы.
Проблема исследования: как обучать учащихся основной школы решению задач с процентами.
Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать методику обучению учащихся основной школы решению задач с процентами в рамках подготовки к ОГЭ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть исторические аспекты развития понятия процента в математике.
2. Проанализировать задачи на проценты в учебной программе и учебниках математике основной школы.
3. Охарактеризовать общие методические особенности обучения учащихся решению основных видов задач на проценты в основной школе.
4. Разработать и апробировать факультативный курс по обучению учащихся основной школы решению задач с процентами.
5. Проверить в опытно-экспериментальном исследовании эффективность разработанного факультативного курса в обучении учащихся основной школы решению задач с процентами.
Объект исследования – процесс обучения учащихся основной школы решению задач с процентами.
Предмет исследования – методика обучению учащихся основной школы решению задач с процентами в рамках подготовки к ОГЭ.
Гипотеза: если разработать и апробировать факультативный курс по систематизации и обобщению умений решать задачи с процентами, то можно значительно улучшить учебные достижения учащихся 9-го класса.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к истории понятия «проценты» – Ф. Найта, Г.А. Самойлик и др.;
- подходы к методики обучения решению задач с процентами – Е.П. Матвеевой, И.И. Назаровой, А.Д. Нахман и др.;
- подходы к выделению основных этапов обучения решению задач с процентами в рамках подготовки к ОГЭ – С.К. Кожухова, А.К. Мендыгалиевой, В.П. Ручкиной и др.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы, материалов научно-практических конференций; изучение опыта работы педагогов; эмпирические: опытно-поисковая работа, анализ и обобщение опытных данных.
База исследования: МБОУ СОШ №49 г. Барнаула.
Выборка: 30 учащихся 9-го класса.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
При решении задач на проценты большинство учащихся сталкивается с рядом проблем, вызванных затруднением понимания данной темы, поскольку тема «Проценты» является одной из самых сложных тем математической науки.
Проценты окружают нас в повседневной жизни, мы встречаем их на каждом шагу. Появление процентов в мире связано с практической необходимостью решения определенных проблем, особенно тех, которые связаны с экономическими потребностями общества. Поэтому следует отметить важность процентов в нашей жизни, поскольку проценты практически проникли во все отрасли знаний.
В ходе исследования было установлено, что решение текстовых задач на проценты традиционно рассматривается в рамках 5-6 классах, а в среднем звене (7-9 классы) на эту тему отведена незначительная часть времени, что может повлиять на результаты при сдаче учащимися ОГЭ.
Анализ научных источников позволил отметить, что в методике обучения математике применяется три основных вида задач на проценты: нахождение процента от числа, нахождение числа по его проценту и нахождение процентного отношения.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено опытно-экспериментальное исследование. Для проведения формирующего этапа было разработано содержание факультативного курса по математике «Проценты вокруг нас». Факультативный курс предусматривает систематизацию и обобщение знаний учащихся по теме «Проценты». Основная цель – подготовка учащихся 9-го класса к ОГЭ. Всего было проведено 17 занятий факультативного курса.
Результаты самостоятельных работ учащихся 9-го класса, выполненных на контрольном этапе, свидетельствуют о том, что у учащихся сформирован навык решения задач на проценты. Следовательно, гипотеза подтвердилась.
Проценты окружают нас в повседневной жизни, мы встречаем их на каждом шагу. Появление процентов в мире связано с практической необходимостью решения определенных проблем, особенно тех, которые связаны с экономическими потребностями общества. Поэтому следует отметить важность процентов в нашей жизни, поскольку проценты практически проникли во все отрасли знаний.
В ходе исследования было установлено, что решение текстовых задач на проценты традиционно рассматривается в рамках 5-6 классах, а в среднем звене (7-9 классы) на эту тему отведена незначительная часть времени, что может повлиять на результаты при сдаче учащимися ОГЭ.
Анализ научных источников позволил отметить, что в методике обучения математике применяется три основных вида задач на проценты: нахождение процента от числа, нахождение числа по его проценту и нахождение процентного отношения.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено опытно-экспериментальное исследование. Для проведения формирующего этапа было разработано содержание факультативного курса по математике «Проценты вокруг нас». Факультативный курс предусматривает систематизацию и обобщение знаний учащихся по теме «Проценты». Основная цель – подготовка учащихся 9-го класса к ОГЭ. Всего было проведено 17 занятий факультативного курса.
Результаты самостоятельных работ учащихся 9-го класса, выполненных на контрольном этапе, свидетельствуют о том, что у учащихся сформирован навык решения задач на проценты. Следовательно, гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- Формирование финансовой грамотности в процессе обучения математики(Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - Способы активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях ОБЖ (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - Применение облачных технологий при изучении школьного курса информатики (Методика преподавания информатики, Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2021 - Методические особенности формирования финансовой грамотности при обучении математике в 7-ых классах
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Обучение решению задач с процентами в основной школе (статья, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Статьи, Эссе, Сочинения, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2020 - Диагностика межнациональных конфликтов с использованием компьютерных программ (по материалам социологического исследования в г. Барнауле)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - Вторичная занятость студентов на московском рынке труда: представления, мотивы, проблемы (Российский государственный гуманитарный университет)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Профилактика преступности несовершеннолетних в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Домашние животные в языковом сознании носителей монгольского и русского языков
Дипломные работы, ВКР, теория языка. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



