Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение решению задач с процентами в основной школе (Алтайский Государственный Педагогический Университет )

Работа №42390

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы48
Год сдачи2020
Стоимость650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
794
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБОУ СОШ №49 г. Барнаула.
Выборка: 30 учащихся 9-го класса.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
Если в данной работе заменить название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ С ПРОЦЕНТАМИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Исторические аспекты развития понятия процента в математике 6
1.2 Задачи на проценты в учебной программе и учебниках математики основной школы 10
1.3 Общие методические особенности обучения учащихся решению основных видов задач на проценты в основной школе 17
1.4 Анализ задач ОГЭ по теме исследования, выявление ошибок возникающий при их решении 24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28
ГЛАВА 2 МЕТОДИКАОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ С ПРОЦЕНТАМИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 29
2.1 Методические рекомендации по обучению теме «Проценты» и решению задач на проценты в основной школе 29
2.2. Проектирование и разработка факультативного курса «Проценты вокруг нас» 33
2.3 Опытно-экспериментальное обучение решению тестовых задач на проценты в основной школе 37
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 48


Актуальность исследования обусловлена тем, что умение решать задачи на проценты имеет практическую значимость, поскольку понятие процента имеет обширное применение не только в реальной жизни, но и в различных областях науки.
В ходе школьного курса тема «Проценты» изучается в 5-6 классах, но исходя из возрастных особенностей учеников, и оторванности применения процентов от практики, она не может быть усвоена ими осознанно. В дальнейшем данному вопросу не уделяется должного внимания. Задачи этого типа становятся прерогативой химии, которая вводит свою точку зрения на проценты, а в математике их место отведено только в задачах на повторение, либо же в задачах повышенной сложности.
Таким образом, учащиеся забывают о вопросах универсальности процентов и разнообразия областей их применения. По этой причине является актуальным вопрос о том, чтобы задачам на проценты было отведено соответствующее достойное место в рамках 7-9 классах. На данном этапе школьниками изучаются различные виды уравнений и их систем, которые закрепляются при решении текстовых задач, а наличие процентов в условии текстовых задач дает возможность установить связь между абстрактными математическими понятиями и реальной жизнью. Кроме того, текстовые задачи на проценты содержатся в материалах итоговой аттестации за курс основной школы (ОГЭ), в конкурсных экзаменах и т.д. Тем не менее, практика свидетельствует о том, что у учащихся задачи на проценты вызывают затруднения и большинство, оканчивающих школу не имеют прочных навыков обращения с ними в повседневной жизни.
Степень изученности проблемы. Проблема обучения школьников решению задач с процентами в методическом и практическом аспектах раскрыта в научных трудах С.Р. Когаловского, Е.П. Матвеевой, Ф. Найт и др. Приемы и методы обучения решению задач с процентами на уроках математике в основной школе охарактеризованы в работах Е.П. Виноградовой, Г.Т. Гнитецкой, Н.Л. Гребенниковой, И.В. Кисельникова и др. Проблемы обучения решению задач с процентами на уроках математики в основной школе определены в исследованиях А.М. Вафеевой, Е.В. Журавской, Г.Г. Левиас и др.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью обучения учащихся основной школы решению задач с процентами и недостаточным объемом учебного времени, выделенного на изучение данной темы.
Проблема исследования: как обучать учащихся основной школы решению задач с процентами.
Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать методику обучению учащихся основной школы решению задач с процентами в рамках подготовки к ОГЭ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть исторические аспекты развития понятия процента в математике.
2. Проанализировать задачи на проценты в учебной программе и учебниках математике основной школы.
3. Охарактеризовать общие методические особенности обучения учащихся решению основных видов задач на проценты в основной школе.
4. Разработать и апробировать факультативный курс по обучению учащихся основной школы решению задач с процентами.
5. Проверить в опытно-экспериментальном исследовании эффективность разработанного факультативного курса в обучении учащихся основной школы решению задач с процентами.
Объект исследования – процесс обучения учащихся основной школы решению задач с процентами.
Предмет исследования – методика обучению учащихся основной школы решению задач с процентами в рамках подготовки к ОГЭ.
Гипотеза: если разработать и апробировать факультативный курс по систематизации и обобщению умений решать задачи с процентами, то можно значительно улучшить учебные достижения учащихся 9-го класса.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к истории понятия «проценты» – Ф. Найта, Г.А. Самойлик и др.;
- подходы к методики обучения решению задач с процентами – Е.П. Матвеевой, И.И. Назаровой, А.Д. Нахман и др.;
- подходы к выделению основных этапов обучения решению задач с процентами в рамках подготовки к ОГЭ – С.К. Кожухова, А.К. Мендыгалиевой, В.П. Ручкиной и др.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы, материалов научно-практических конференций; изучение опыта работы педагогов; эмпирические: опытно-поисковая работа, анализ и обобщение опытных данных.
База исследования: МБОУ СОШ №49 г. Барнаула.
Выборка: 30 учащихся 9-го класса.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При решении задач на проценты большинство учащихся сталкивается с рядом проблем, вызванных затруднением понимания данной темы, поскольку тема «Проценты» является одной из самых сложных тем математической науки.
Проценты окружают нас в повседневной жизни, мы встречаем их на каждом шагу. Появление процентов в мире связано с практической необходимостью решения определенных проблем, особенно тех, которые связаны с экономическими потребностями общества. Поэтому следует отметить важность процентов в нашей жизни, поскольку проценты практически проникли во все отрасли знаний.
В ходе исследования было установлено, что решение текстовых задач на проценты традиционно рассматривается в рамках 5-6 классах, а в среднем звене (7-9 классы) на эту тему отведена незначительная часть времени, что может повлиять на результаты при сдаче учащимися ОГЭ.
Анализ научных источников позволил отметить, что в методике обучения математике применяется три основных вида задач на проценты: нахождение процента от числа, нахождение числа по его проценту и нахождение процентного отношения.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено опытно-экспериментальное исследование. Для проведения формирующего этапа было разработано содержание факультативного курса по математике «Проценты вокруг нас». Факультативный курс предусматривает систематизацию и обобщение знаний учащихся по теме «Проценты». Основная цель – подготовка учащихся 9-го класса к ОГЭ. Всего было проведено 17 занятий факультативного курса.
Результаты самостоятельных работ учащихся 9-го класса, выполненных на контрольном этапе, свидетельствуют о том, что у учащихся сформирован навык решения задач на проценты. Следовательно, гипотеза подтвердилась.



1. Аминова, З. А. Методические особенности решения текстовых задач по математике [Текст] / З. А. Аминова // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2018. – №4 (43). – С. 110-113.
2. Вафеева, А. М. Арифметические задачи для формирования познавательного интереса учащихся [Текст] / А. М. Вафеева // Математика в школе. – 2015. – № 3. – С. 56-62.
3. Виленкин, Н. Я. Математика. 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков. -8-е изд. – Москва : Мнемозина, 2013. – 380 с.
4. Виленкин, Н. Я. Математика 6 класс : учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков. - 8-е изд. – Москва : Мнемозина, 2013. – 379 с.
5. Виноградова, Е. П. Математика : текстовые задачи и методы их решения [Текст] / Е. П. Виноградова // Математика в школе. – 2017. – №2. – С. 12-16.
6. Гнитецкая, Т. Н. Подготовка к ОГЭ по математике [Текст] / Т. Н. Гнитецкая // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 1(32). – С. 71-73.
7. Гребенникова, Н. Л. Использование приемов моделирования при обучение школьников решению текстовых задач [Текст] / Н. Л. Гребенникова, А. Р. Насырова // Новая наука : теоретический и практический взгляд : Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (04 ноября 2016 г., г. Ижевск) / в 2 ч. Ч.2. – Стерлитамак : АМИ, 2016. – С. 91 – 93.
8. Дорофеев, Г. В., Математика. 6 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений [Текст] / Г В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунилович, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева. – Москва .: Дрофа, 2014. – 288 с.
9. Дорофеев, Г. В., Математика. 7 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений [Текст] / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунилович, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева. – Москва : Дрофа, 2014. – 278 с.
10. Журавская, Е. В. Алгоритм решения задач на проценты [Текст] / Е. В. Журавская // Педагогика. – 2009. – №9 – С. 21–23.
11. Капкаева, Л. С. Алгебраический и геометрический методы в обучении математике [Текст] / Л. С. Капкаева // Математика в школе. – № 7. – 2018. – С. 85-88.
12. Кисельников, И. В. ЕГЭ по математике в Алтайском крае : методический анализ результатов 2013 года : учебно-методическое пособие [Текст] / И. В. Кисельников. – Барнаул :АлтГПА, 2013. – 94 с.
13. Кисельников, И. В. Типичные ошибки учащихся при решении задач государственного выпускного экзамена по математике 2016 года в Алтайском крае [Текст] / И. В. Кисельников // Успехи современной науки и образования. – 2017. – Том 1. – № 2. – С. 144-146.
14. Когаловский, С. Р. Средства обучения школьников решению текстовых задач [Текст] / С. Р. Когаловский // Математика в школе. – 2017. – №12. – С. 26-30.
15. Кожухов, С. К. О методической целесообразности решения задач разными способами. [Текст] / С. К. Кожухов, С. А. Кожухова // Математика в школе. – 2017. – №3. – С. 42–44.
16. Крылова, И. Учитель и экономическое воспитание школьников [Текст] / И. Крылова, А. Федоров // Воспитание школьников – 2018. – №1. – С. 41-42.
17. Левитас, Г. Г. Решение текстовых задач с помощью уравнений [Текст] / Г. Г. Левитас // Математика в школе. – 2017. – № 1. – С. 76-79.
18. Лещев, П. В. Изучение процентных вычислений в связи с обыкновенными дробями [Текст] / В. П. Лещев // Математика в школе. – 2017. –№ 4. – С. 78-87.
19. Мамыкина, М. Ю. Работа над задачей [Текст] / М. Ю. Мамыкина // Математика в школе. – 2018. – №4. – С. 17–21.
20. Матвеева, Е. П. Развитие умения осуществлять построение моделей у учащихся при обучении математике в основной школе : автореф. дис. … канд. пед. наук [Текст] / Е. П. Матвеева. – Екатеринбург, 2017. – 21 с.
21. Мендыгалиева, А. К. Методические приемы при обучении решению задач с процентами в основной школе [Текст] / А. К. Мендыгалиева // Педагогика. – 2017. – №10. – С. 43-47.
22. Муравин, Г. К., Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / Г. К. Муравин, О.В. Муравина. - 3-е изд., стер. – Москва : Дрофа, 2014. – 319 с.
23. Муравин, Г. К., Алгебра. 7 класс : учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / Г. К. Муравин, К. С. Муравина, О. В. Муравина. - 7-е изд., дораб. – Москва : Дрофа, 2014. – 286 с.
24. Назарова, И. И. Ознакомление с функциональной зависимостью при обучении решению задач [Текст] / И. И. Назарова // Математика в школе. – 2016. – № 1. – С. 27-33.
25. Найт, Ф. История изучения понятия «проценты» [Текст] / Ф. Найт // Педагогика современной школы. – 2014. – №2. – С. 56-62.
26. Нахман, А. Д. Математическое моделирование как инновационная содержательно-методическая линия в курсе математики [Текст] / А. Д. Нахман // Вестник Тульского государственного университета. Серия : современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. – 2014. – №1 (13). – С. 93-96.
27. ОГЭ. Математика: типовые варианты : 36 вариантов [Текст] / Под.ред. И. В. Ященко. – Москва : «Национальное образование», 2016. – 240 с.
28. Пойа, Д. Как решать задачу [Текст] / Пер. с англ. В. Г. Звонаревой и Д. Н. Белла, под ред. Ю. М. Гайдука. - 2-е изд. – Москва : Учпедгиз, 1961. – 207 c.
29. Примерная программа основного общего образования. Литература (5-9 классы) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sh5-krkam.edusite.ru/sveden/files/55a401a9-3e9b-4455-b271-b3aba2c48b73.pdf (Дата обращения: 20.03.2020).
30. Ручкина, В. П. Различные подходы к формированию умений решать задачи [Текст] / В. П. Ручкина, Г. П. Калинина // Педагогические системы развития творчества: материалы 8-й 309 Междунар. науч.-практ. конф. 21-23 дек. 2017 г., Екатеринбург: в 3-х ч., Ч.3.– Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2018. – С. 63-69.
31. Ручкина, В. П. Формирование общего приема решения задач средствами математики. [Текст] / В. П. Ручкина // Современные проблемы математического образования в период детства : коллективная монография / [В.В. Артемьева и др.] под общ. ред. проф. Л. В. Ворониной. – Екатеринбург : ФГБОУ ВПО УрГПУ, 2015. – С. 89-91.
32. Самойлик, Г. А. История математики на уроках. Проценты [Текст] / Г. А. Самойлик // Математика. – 2016 – № 36 – С. 3-5.
33. Сафонова, Л. А. О действиях, составляющих умение решать текстовые задачи [Текст] / Л. А. Сафонова // Математика в школе. – 2019. – № 8. – С. 34-36.
34. Смирнова, А. А. Метод варьирования текстовых задач по математике как средство повышения осознанности знаний учащихся / А. А. Смирнова // Педагогические исследования. – 2016. – №4. – С. 57-61.
35. Тестов, В. А. Обучение на социокультурном опыте как средство повышения мотивации к изучению математики [Текст] / В. А. Тестов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 1 (январь). – С. 6 – 10.
36. Тухман, И. В. Приемы обучения решению некоторых видов текствых задач [Текст] / И. В. Тухман // Педагогика. – 2018. – №2. – С. 18-22.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
38. Шарова, О. П. Текстовые задачи в обучении математике [Текст] / О. П. Шарова // Математика в школе. – 2015. – №3. – С. 52-55.
39. Шикова, Р. Н. Работа над текстовыми задачами [Текст] / Р. Н. Шикова // Математика в школе. – 2015. – № 5. – С. 96-99.
40. Шмырёва, Г. Г. Предупреждение ошибок в выборе арифметического действия при обучении решению задач [Текст] / Г. Г. Шмырева // Педагогика. –2017. –№ 10. – С. 37-40.
41. Чекин, А. Л. Обучение математике в основной школе : алгоритмическая содержательная линия [Текст] / А. Чекин // Школа будущего. – 2015. – №2. – С. 154-159.
42. Ярмоленко, Г. Н. Методика обучения поиску эффективных способов решения текстовых задач в курсе математики основной школы [Текст] / Г. Н. Ярмоленко // Молодой ученый. – 2018. – №2. – С. 212-216.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ