Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование основ межкультурного общения у младших школьников в процессе обучения речевому этикету

Работа №42378

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
523
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования основ межкультурного общения у младших школьников в процессе обучения речевому этикету.
1.1. Социально педагогический аспект проблемы подготовки к
межкультурному общению 7
1.2. Педагогическая ценность речевого этикета в условиях диалога
культур 19
1.3 Обучение речевому этикету в начальных классах 25
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Экспериментальное определение педагогических условий формирования основ межкультурного общения в процессе обучения речевому этикету.
2.1. Анализ УМК Перспектива в аспекте исследуемой проблемы 30
2.2. Педагогические условия формирования основ межкультурного общения
у младших школьников в процессе обучения речевому этикету 33
2.3. Анализ результатов эксперимента 42
Выводы по главе 2 50
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение


Актуальность исследования. В условиях современной социокультурной ситуации, характеризующейся активными процессами взаимодействия народов и культур, востребованными становятся навыки эффективного межкультурного общения. Формирование, развитие и подготовка к жизни в обществе личности, способной к диалогу, принимающей и понимающей не только свои, но и чужие культурные ценности становятся целью образования. Чем раньше у ребенка сформируется уважительное отношение к людям разных национальностей, тем сильнее будет проявляться дух солидарности и высокое национальное самосознание. Значительным потенциалом для решения данной задачи обладает предмет русский язык.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, определяя содержание развития речи, отмечает необходимость овладения «нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения <... >в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком»[58, с. 141].
Вопросы теории речевого этикета разработаны в различных направлениях и аспектах. Богатый лингводидактический материал содержат методические разработки по изучению речевого этикета Акишиной А.А., Бобрышевой И.В., Городиловой Г.Г., Львова М.Р, Шатилова С.Ф. и др.Особенности менталитета и национального характера представлены в работах Донцовой А.И., Караулова Ю.Н., Лихачева Д.С.
Однако проблема обучения русскому речевому этикету младших школьников в аспекте межкультурной коммуникации до сих пор глубоко не анализировалась.
В то же время современная школа обладает несомненным потенциалом для решения данной задачи. Иностранные языки изучаются младшими школьниками со второго класса, татарский язык изучается в школах Татарстана с первого класса. Программный материал по данным предметам предусматривает обязательное изучение тем, связанных с речевым этикетом. Кроме того, меняется этнический состав классов, появляются дети мигрантов. Все это подчеркивает актуальность темы исследования.
Объект исследования - процесс формирования межкультурного общения у младших школьников средствами речевого этикета.
Предмет исследования - педагогические условия формирования основ межкультурного общения у младших школьников в процессе изучения речевого этикета.
Цель исследования -определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования основ межкультурного общения у младших школьников в процессе изучения речевого этикета.
Гипотеза исследования:речевой этикет может стать средством формирования основ межкультурного общения младших школьников, если:
- освоение русского речевого этикета будет проходить в контексте диалога культур;
- при подборе дидактического материала будет учитываться соответствие содержания, объема материала, степени их сложности возрасту, интересам и потребностям, языковому уровню учащихся;
- изучение речевого этикета будет проходить в учебной и внеурочной деятельности;
- организация учебного процесса будет опираться на коммуникативно - деятельностный подход и интеграцию смежных предметов, способствующих сближению культур.
Реализация цели и гипотезы исследования потребовала решения следующих задач.
Задачи исследования:
- изучить научную психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую и литературу по проблеме исследования;
- - проанализировать УМК «Перспектива» по русскому языку с точки зрения наличия материала для формирования основ межкультурного общения у младших школьников в процессе изучения русского речевого этикета.
- определить уровень владения младшими школьниками нормами русского, татарского и английского речевого этикета
- определить педагогические условия формирования основ межкультурного общения у младших школьников в процессе изучения речевого этикета.
- разработать Программу факультативного курса «Речевой этикет разных народов» для учащихся 3 класса
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применялись следующие методы исследования: анализ научной психолого-педагогической, методической, лингвистической литературы; организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы; изучение, анализ, обобщение опыта изучения речевого этикета в школе по выявлению реального состояния проблемы на практике.
Указанные методы используются в определенной системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследования. Однако в целом ведущим методом исследования является опытно-экспериментальная работа.
Этапы исследования:
Первый этап - теоретический: анализ литературы, составление плана работы, определение основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи и т.д.), написание первой главы квалификационной работы.
Второй этап - экспериментальный: проведение констатирующего и формирующего экспериментов, составление программы факультативного курса «Речевой этикет разных народов».
Третий этап - обобщающий: анализ и сравнение полученных результатов, изучение системы работы, и литературное оформление квалификационной работы.
Экспериментальная работа проводилось на базе МБОУ «Гимназии № 75» Московского района г. Казани.
Обоснованность, достоверность положений и выводов исследования обеспечивались результатами опытной работы, адекватностью методик исследования его предмету и задачам.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в практике обучения младших школьников нормам речевого этикета в контексте диалога культур.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Язык - неисчерпаемый источник умственного развития ребенка, сокровищница всех знаний. Слово воспитывает, обучает и развивает ребенка. Под влиянием языка совершенствуются его чувства, восприятие, обогащаются знания об окружающем мире.
Если в предыдущие годы главное внимание уделялось формированию отдельных речевых умений и навыков на основе элементарного осознания языковых явлений, то целью современной лингводидактики на этапе школьного образования является воспитание языковой личности, т.е. формирование личности, которая адекватно, свободно и творчески применяет язык в различных ситуациях с целью реализации собственно речевых задач.
Процесс формирования речевого этикета становится более эффективным, если опираться на психологические основы и психолингвистические особенности его освоения, лингвистические основы, включающие усвоение детьми орфоэпических, лексических и грамматических норм современного русского литературного языка.
В практической части работы, учитывая цель исследования - определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования основ межкультурного общения у младших школьников в процессе изучения речевого этикета и ее гипотезу, которая заключалась в предположении, что речевой этикет может стать средством формирования основ межкультурного общения младших школьников, если выполняется ряд условий. Было разработано экспериментальное исследование. Оно включало два этапа - констатирующий и контрольный.
В ходе констатирующего этапа исследования была проведена диагностика состояния речевого этикета у учащихся 3 «Б» и 3 «В» классов. Полученные результаты говорили о преобладании среднего уровня развития речевого этикета. Был сделан вывод о необходимости работы с одной из групп школьников по развитию речевого этикета. Был введен факультативный курс «Речевой этикет разных народов».
После проведения данной работы, которая заключалась в широком применении специальных упражнений и заданий, направленных на углубление знаний по речевому этикету и культуре речи, нами были получены следующие данные: в группе школьников, после проведенной работы, продолжает преобладать средний уровень развития речевого этикета, однако, мы можем констатировать, что показатели значительно улучшились, даже дети, стабильно дающие средние результаты, смогли дать правильные ответы на большее количество вопросов, количество ошибок в устной речи уменьшилось или полностью исчезло. Кроме того, в данной группе появились дети с высоким уровнем речевого этикета, низкий уровень на этот раз не был диагностирован ни у одного учащегося. А в другой группе учащихся навыки владения речевым этикетом повысились не значительно, так как в данном классе не применялся факультативный курс « Речевой этикет разных народов».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что полученные данные свидетельствуют о несомненной эффективности работы по развитию речевого этикета с учащимися 3 классов.
В ходе проведения работы ее задачи были решены, цель достигнута, гипотеза о том, что речевой этикет может стать средством формирования основ межкультурного общения младших школьников получила свое экспериментальное подтверждение.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. Пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2009.
2. Агапова И.А. Правила этикета - дошкольникам и младшим школьникам: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2011.
3. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся // Управление начальной школой. 2009. № 2. С. 4-9.
4. Акишина А.А. Русский речевой этикет. М.: Рус.яз., 1983.
5. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. М.: Академия, 2004.
6. Ахутина Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М. Бахтина и Л.С. Выготского // Вестник МГУ. Серия 14, Психология. 1997. № 3. С. 4-6.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство. 1979
8. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2008.
9. Бердяев Н.А. Сочинение М.: Раритет. 1994.
10. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. Екатеринбург, 2009.
11. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М.:Рус. яз., 1990.
12. Вернадский В.И. Несколько строк о ноосфере. Научная мысль как планетное явление. М., 1991. С.242.
13. Волович А.А. Основы этикета и искусства общения. М.: Школьная пресса. 2004г.
14. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: ПРИОР, 2008.
15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007.
16. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.: Высшая школа, 1980.
17. Голуб И. Содержательность - основа речевой культуры // Народное образование. 2000. № 7. С. 191 -197.
18. Гольдин В.Е. Речь и этикет. М.: Просвещение, 2003.
19. Горбачевич Е.С. Нормы современного русского языка. М.: Просвещение, 1978.
20. . Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку. М.: Просвещение, 1968.
21. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
22. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991
23. Дорохов А.А. Как себя вести: беседы о вежливости и правилах поведения. Минск, 1979.
24. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1973.
25. Иванова С.Ф. Воспитание навыков культуры речи у школьников. М.: Просвещение, 1964.
26. Ивченков П.Ф. Рассказ с необычным построением // Русский язык в школе. 1976. № 1. С. 3-4.
27. Ивченков П.Ф. Устные рассказы на факультативных занятиях // Русский язык в школе. 1976. № 6.
28. Каптеров П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1982.
29. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Рига: Эксперимент, 1995.
30. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык: в 2 ч. 1 класс. 2-е издание. М.: Просвещение, 2012.
31. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык: в 2 ч. 2 класс. 2-е издание. М.: Просвещение, 2012.
32. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык: в 2 ч. 3 класс. 2-е издание. М.: Просвещение, 2012.
33. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык: в 2 ч. 4 класс. 2-е издание. М.: Просвещение, 2012.
34. Коменский Я.А. Великая дидактика. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. С. 383.
35. Конвенция о правах ребенка. М., 1991.
36. Кронгауз М.А. Новое в этикете // Русский язык, 2001. № 3. С. 5-8.
37. Кропоткин П.А. Этика. М.: Голос труда, 1922.
38. Кругляница Т. Этика и этикет. М.: Просвещение, 2005.
39. Ладыженская Н.В. Риторика и обновление школьного образования // Педагогика. 2003. № 2. С. 108.
40. Ладыженская Т.А. Методика развития речи. М.: Просвещение, 1991.
41. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.
42. Львов М.Р. Виды речи // Начальная школа. 2000. № 5. С. 76-82.
43. Мамушин В.Е. Форма работы над детскими рассказами // Русский язык в школе. 1969. № 3. С. 28-29.
44. Мишанова О.Г. Педагогические средства развития речевого этикета младших школьников в курсе «Окружающий мир»: дис. ... д.п.н. Челябинск, 2007.
45. Нечаева Е.В. Занятия по речевому этикету // Начальная школа. 1998. № 3. С. 47-53.
46. Никитина Е.И. Русская речь.- М.: Просвещение, 1993.
47. Никитина Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов. М.: МАНПО, 2006.
48. Николаева О.И. Этикет: учебно-методические разработки по курсу этикета для дошкольников и младших школьников. М.: Просвещение, 2008.
49. Паневина Н.И. Типология уроков по речевому этикету. М.: Русская речь, 2008г.
50. Петрова Н.А. Из опыта возрождения этикета как составляющей культуры // Педагогика. 2003 г. № 3. С.60-66.
51. Пленкин Н.А. Уроки рассказывания // Русский язык в школе. 1978. № 3. С. 12-14.
52. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996.
53. Рубинштейн М.М. Очерки педагогической психологии. М.: Педагогика, 1920.
54. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе. 1994. № 1. С. 9-10.
55. Сухомлинский Л.И. Сердце отдаю детям. 4 е издание. Киев: «Радянская школа», 1973.
56. Тасбаева А.А. Приёмы и формы обучения детей речевому этикету. М.: Статья, 2000г.
57. Титова Н.Ф. Культура речи в начальном обучении. М.: Акад. пед. наук, 1980.
58. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
59. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура речи. М.: Высшая школа, 1989.
60. Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. М.:Наука, 2008г.
61. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Концепция этического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1998.
62. Щиголева Н.В. О курсе «Общение» для младших школьников // Начальная школа. 2000. № 10. С. 57-61.
63. Эльконин Д. Б. Психология младших школьников. М.: Знание, 1976.
64. Юрьев Ю.М. Разговор о важном: этикет на каждый день. М.: Моск. рабочий,1979.
65. Яговицкий Е.В. Говорите правильно. Эстетика речи. Л.: Просвещение, 1969.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ