Введение 5
1. Теоретические основы проектирования информационных систем 7
1.1. Назначение, цели информационной системы. Виды информационных
систем 7
1.2. Этапы разработки ИС 11
1.3. Ресурсы ИС 13
1.3.1. Технические 13
1.3.2. Математические 13
1.3.3. Программные 14
1.3.4. Информационные 14
1.3.5. Организационные 15
1.3.6. Правовые 15
1.4. Технологии принятия решений в условиях эксплуатации ИС 16
1.4.1. Классификация задач принятия решений 16
1.4.2. Технология факторного анализа 17
1.4.3. Технология решения оптимизационных задач 18
1.4.4. Технология экспертных систем 19
1.5. Направления достижения экономической и управленческой
эффективности 20
1.5.1. Уменьшение прямых затрат 20
1.5.2. Повышение эффективности оперативного управления 22
1.5.3. Основные направления повышения эффективности производства 22
2. Информационное взаимодействие структурных подразделений, бизнес -
процессов предприятия 24
2.1. Технико-экономическое обоснование 24
2.1.1 Общая характеристика предприятия 24
2.1.2. Потребляемые ресурсы 25
2.1.3. Характеристика трудовых ресурсов 26
2.1.4. Организационная структура предприятия 27
2.1.5. Основные бизнес-процессы и задачи 28
2.1.6. Классификация задач и работ бизнес-процессов предприятия и
определение их исполнителей 28
2.1.7. Оптимизация организационной структуры 39
2.1.8. Организационно-логическая сущность решения задач и выполнения
работ бизнес-процессов предприятия 42
2.1.9. Взаимодействия бизнес-процессов предприятия 43
2.1.10. Показатели эффективности бизнес-процессов, решения задач и
работ 46
2.2. Проектирование информационной системы 47
2.2.1. Цели создания информационной системы 47
2.2.2. Состав информационной системы. Выделение подсистем 47
2.2.3. Состав задач подсистем информационной системы 49
2.2.4. Структурная таблица связей задач информационной системы 53
2.2.5. Схема связей задач информационной системы 62
2.3. Проектирование подсистемы «Ремонтное обеспечение» 64
2.3.1. Описание бизнес-процесса «Ремонтное обеспечение» 64
2.3.2. Задачи подсистемы и их функции 69
2.3.3. Структурная таблица связей задач подсистемы 74
2.3.4. Схема связей задач подсистемы 75
3. Разработка задачи «Планирование профилактических ремонтных работ
по всем видам оборудования предприятия» 76
3.1. Постановка задачи 76
3.2. Разработка информационного обеспечения задачи 76
Информационно-логическая модель базы данных 81
3.3. Разработка алгоритма и решения задачи 81
4. Программная реализация 84
4.1. Требования к вычислительной технике 84
4.2. Структура приложения 84
4.3. СУБД 84
5. Расчет экономической эффективности внедрения информационной
системы 86
5.1. Расчет необходимых капитальных вложений 86
5.1.1. Расчет затрат на оргтехнику 86
5.1.2. Расчет затрат на разработку АИС (ПО) 86
5.2. Расчет экономии по текущим затратам 88
5.2.1. Расчет заработной платы по базовому варианту 88
5.2.2. Расчет заработной платы по проектному варианту 88
5.2.3. Расчет дополнительных годовых эксплуатационных расходов по
проектному варианту 89
5.3. Расчет экономической эффективности 90
Заключение 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Организационная структура предприятия 99
Список используемых сокращений 100
Список используемых источников литературы 102
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является информационная система, как средство повышения эффективности управления предприятием ООО «КАМАЗ-Энерго».
Главной целью работы являются обоснование, подготовка и осуществление мероприятий по улучшению деятельности и росту эффективности предприятия.
Для проектирования выбрана подсистема ремонтного обеспечения и разработана задача «Планирование профилактических ремонтных работ по всем видам оборудования предприятия».
Решение этой задачи требует совершенствования ремонтного производства, для обеспечения надежной работы оборудования. Необходимо определить границы экономической целесообразности ремонта, оптимальные сроки службы оборудования и пути наиболее рациональной организации ремонтных работ.
Требуется осуществить на предприятии наиболее рациональную систему технического обслуживания и ремонта технологического оборудования. Основой этой системы является профилактика, заключающаяся в проведении плановых осмотров и ремонтов, поддерживающих постоянную работоспособность оборудования. Весь комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту составляет систему планово-предупредительного ремонта.
Реализация проектируемой задачи произведена на СУБД Microsoft Access, входящая в пакет Microsoft Office.
Задачами исследования являются:
^ Анализ теоретических основ проектирования информационной системы;
^ Рассмотреть направления достижения экономической и управленческой эффективности;
^ Анализ существующей информационной системы предприятия;
^ Разработка подсистемы и задачи информационной системы;
Тема выпускной квалификационной работы: «Информационная система как средство повышения эффективности управления».
Целью ВКР является выявление основных проблем деятельности предприятия и разработка мероприятий по улучшению системы управления предприятием, путем внедрения информационной системы.
Внедрение информационных систем производится с целью повышения эффективности деятельности предприятия за счет не только обработки и хранения информации, но и за счет быстрой и качественной подачи необходимых данных для руководства.
В первой главе изложены теоретические основы проектирования информационных систем. Здесь даны базовые понятия, такие как информационная система, рассмотрены цели и назначения информационных систем, виды ресурсов (технические, математические, программные, информационные, организационные, правовые), описаны основные технологии принятия решений в условиях эксплуатации информационной системы, экономическая эффективность.
Во второй главе представлена характеристика предприятия, перечислены основные бизнес-процессы:
- основное производство;
- материально-техническое обеспечение;
- маркетинг;
- сбыт;
- финансы;
- бухгалтерский учет;
- кадровое обеспечение;
- транспортное обеспечение;
- энергетическое обеспечение;
- ремонтное обеспечение;
- социальное обеспечение;
- обеспечение основной деятельности;
- информационное обеспечение;
- управление.
Также представлена организационная структура предприятия. Осуществлена декомпозиция информационной системы на подсистемы:
- подсистема «Основное производство»;
- подсистема «Материально-техническое обеспечение»;
- подсистема «Маркетинг»;
- подсистема «Сбыт»;
- подсистема «Финансы»;
- подсистема «Бухгалтерский учет»;
- подсистема «Кадровое обеспечение»;
- подсистема «Транспортное обеспечение»;
- подсистема «Энергетическое обеспечение»;
- подсистема «Ремонтное обеспечение».
Выявлены комплексы задач подсистемы. Для каждой задачи представлен перечень реализуемых в результате решения задачи функций.
Для проектирования выбрана подсистема «Ремонтное обеспечение». Определены задачи подсистемы и их взаимосвязи:
- Расчет потребности предприятия в оборудовании;
- Планирование профилактических ремонтных работ по всем видам оборудования предприятия;
- Организация ремонтных работ (документирование);
- Учет фактических затрат на ремонтные работы;
- Учет затрат на оборудования;
- Расчет показателей эффективности бизнес-процесса.
Установлены взаимосвязи подсистемы «Ремонтное обеспечение» с другими подсистемами.
В последующей главе осуществлено проектирование конкретной задачи подсистемы «Ремонтное обеспечение» - «Планирование профилактических ремонтных работ по всем видам оборудования предприятия». Описана организационно - экономическая сущность задачи, проанализированы входная и выходная информация, необходимые для реализации задачи.
Разработано информационное обеспечение, построена информационно - логическая модель базы данных.
Разработан алгоритм решения задачи, проанализирована технология ввода и накопления входной информации, выявлен макет для ввода данных, осуществлена декомпозиция на модули и описаны алгоритмы их решения. Программная реализация данной задачи реализована в среде Microsoft Access.
Осуществлена оценка эффективности внедрения задачи «Планирование профилактических ремонтных работ по всем видам оборудования предприятия», определены сроки окупаемости.
Капитальные вложения (KV), руб 35398,8
Чистая текущая стоимость проекта (ЧТС), руб. 7790,35
Индекс рентабельности инвестиций (PI) 0,22
Срок окупаемости инвестиций (простой), мес. 7,8
Срок окупаемости инвестиций (дисконтированный), мес. 8,1 Внутренняя норма доходности проекта (ВНД), % 89
1. Б.Т. Гельберг, Г.Д. Пекелис. Ремонт промышленного оборудования: Учеб. для СПТУ.- 9-е изд., перераб. и доп.-М.: Высш. шк., 1998.-304 с.: ил.
2. Э.П. Голенищев, И.В. Клименко. Информационное обеспечение систем управления. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 352 с.
3. А.А. Козырев. Информационные технологии в экономике и управления: Учебник. Издание 4-е, перераб. и доп. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 448 с.
4. Ю.В.Корнилов, В. И. Крюков. Обслуживание и ремонт электрооборудования промышленных предприятий: Учеб. пособие для сред. ПТУ. - М.: Высш. шк., 1996. - 335 с.: ил.
5. А.И. Мишенин. Теория экономических информационных систем: Учебник. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2000 г.
6. Г.В. Савицкая. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. - Минск: ООО «Новое знание», 200. -688 с.
7. В.С. Самсонов. Автоматизированные системы управления в энергетике: Учеб. для спец. «Экономика и управление в отраслях топливоэнергетического комплекса». - М.: Высш. шк., 1990. 208 с.: ил.
8. М.И. Семенов, И.Т. Трубилин, В.И. Лойко, Т.П. Барановская. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под общ. ред. И.Т. Трубилина. - М.: Финансы и статистика, 2000 г.
9. Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учеб. Для нач. проф. Образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования. - М.: ПрофОбрИздат, 2002. - 432 с.
10. Ю.Ф. Симионов. Информационный менеджмент / Ю.Ф. Симионов, В.В. Бормотов. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 250 с. - (Высшее образование).
11. Ю.Ф. Тельнова. Проектирование экономических информационных систем, учебник - М.: Финансы и статистика, 2003г.
12. Г.А. Титаренко. Информационные системы в экономике: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и специальностям экономики и управления. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 463 с.
13. Г.А. Титоренко. Автоматизированные информационные технологии в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2002.
14. Г.А. Титоренко. Информационные технологии управления.: Учебник. - М.: 2005 г.
15. В.Б. Уткин, К.В. Балдин. Информационные системы и технологии в экономике: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 335 с. - («Серия Профессиональный учебник: Информатика»).
16. И.А. Якобсон. Испытания и проверки при наладке электрооборудования. - М.: Энергоатомиздат, 1998. - 120 с.: ил. (Б-ка электромонтера; Вып. 600).
17. Курс лекций по дисциплине «Экономика фирмы», доцент Коврижных О.Е. 2005 г.
18. Н.И. Новицкий. Организация производства на предприятиях: Учеб-метод. пособие. - М: Финансы и статистика, 2003. - 392 с.
19. Ю.Н. Смирнов, Г.Н. Ахметзянова. Проектирование информационных систем. Учебное пособие, - Наб.Челны, 2004.
20. Ю.Н. Смирнов, Г.Н. Ахметзянова. Базы данных и знаний. Методические указания по курсовому проектированию. Наб.Челны, КамПИ, 2000 г.
21. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно -эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03
22. Официальный сайт ОАО «КамАЗ»: https://kamaz.ru/
23. Официальный сайт ООО «КамАЗ-Энерго»: https://kamaz-energo.ru/