Методика организации и проведения учебных занятий по праву в старших классах (Педагогическое образование, Омский государственный педагогический университет)
Выпускная квалификационная работа.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Почекуевская средняя общеобразовательная школа» (Омская область, Большереченский район, село Почекуево).
Много приложений.
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
1 Теоретические основы обучения праву в общеобразовательных учреждениях 9
1.1 Специфика правового обучения в старших классах общеобразовательной школы 9
1.2 Современные методы обучения праву 16
1.3 Построение урока права в соответствии с ФГОС 25
2 Опыт организации и проведения уроков по права на примере МБОУ «Почекуевская средняя общеобразовательная школа» 32
2.1 Анализ организации занятий по праву в старших классах школы 32
2.2 Рекомендации по организации и проведению занятий по праву у старшеклассников 45
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 58
Приложение 1 63
Приложение 2 64
Приложение 2 66
Приложение 3 67
Приложение 4 68
Актуальность. В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными Президентом Российской Федерации, одним из важных направлений в развитии гражданского общества является правовая грамотность выпускников общеобразовательных учреждений.
Современное образование нацелено на формирование у школьника умения жить и работать в обществе, в условиях глобализации. Воспитание законопослушного гражданина начинается с осознания своих прав и обязанностей. Повышение правовой культуры учащихся должно происходить, в том числе, и через правовое образование
В процессе изучения курса права школьники усваивают основы общественного развития, осознают свои права и ответственность, что в итоге способствует позитивному и нравственному развитию полноценного гражданина. На уроках права изучаются такие правовые категории, как государство, правоотношения, правонарушения, юридическая ответственность, основы конституционного и других отраслей права. Обладая перечисленными знаниями, выпускники станут компетентным гражданами и смогут использовать полученные знания на практике в реальной жизни.
Однако в школах отводится недостаточное количество часов для изучения права. Кроме того, нужно констатировать недостаточное количество работ по методике обучения праву, что способствует формальному характеру преподавания. Все вышесказанное подтверждает актуальность темы исследования.
Степень изученности темы
Необходимо отметить слабую разработанность методики преподавания правовых дисциплин. Отчасти это связано, с тем, что теория и методика преподавания права является относительно молодой дисциплиной. Однако, научные основы этой науки были заложены еще эпоху Античности. В трудах Сократа, Платона и Аристотеля впервые было сформулировано представление о гражданской добродетели и о важности знания законов .
В России вопросы воспитания законопослушания рассматривались
А.Ф. Бесстужевым. Попытка соединить правовое воспитание и обучение была предпринята А.С. Макаренко в 20-30 годы ХХ века.
Большинство современных работ посвящено именно вопросам правового воспитания, просвещения и правовой культуры. В этой связи следует отметить Ю.Ю. Бугаенко , А.В. Комарницкого , З.В. Бочкаревой .
Методическим аспектам преподавания права посвящены работы таких авторов, как Е.И. Белянкова, Е.В. Волков, М.Ю. Зырянова, Е.М. Ибрагимова, В.В. Клюев, Е.М. Хохлов, Е.А. Певцова .
В работе Е.В. Волоковой показана реализация правового образования в школе, роль профессиональной компетентности учителя правоведения.
Необходимость комплексного подхода к правовому обучению школьников обосновывается в публикации М.Ю. Зырянова. Автор подчеркивает важность всех составляющих этого процесса.
В работах Е.М. Ибрагимовой выявлены особенности преподавания юридических дисциплин, учет которых позволяет не только более эффективно выстроить изучение правового курса, но и сформировать важнейшие правовые компетенции, являющиеся основой гражданского воспитания .
Основополагающим трудом в области методики обучения праву можно назвать учебник Е.М. Певцовой, который посвящен теоретическим и прикладным аспектам методики обучения праву. В нем систематизирован опыт правового образования, накопленный педагогами-практиками различных регионов России. Автор раскрывает методы, знакомит с приемами и средствами обучения праву. Особое внимание уделено роли преподавателя в повышении правовой культуры учащихся и педагогов, знакомству с традиционными и инновационными технологиями при изучении предмета.
Современным подходам в обучении праву посвящены работы
Е.М. Хохловой. В публикациях этого автора анализируются традиционные и инновационные методы обучения праву, предлагается использование данных методов в органичном единстве для выполнения требований, предъявляемых к обучаемым разных уровней, что способствует воспитанию ответственного гражданина, формированию высококультурной личности. Работы автора имеют важную научно-практическую ценность, поскольку содержат обладающие научно-практической новизной авторские обобщения и выводы, направленные на развитие системного подхода обучению праву с применением традиционных и инновационных методов обучения.
Объект исследования – обучение праву в старших классах.
Предмет – методика организации и проведения учебных занятий по праву в старших классах.
Цель исследования – изучить методические основы организации и проведения учебных занятий по праву в старших классах.
Задачи исследования:
1. Определить специфику правового обучения в старших классах средней школы.
2. Выделить основные требования к построению уроков права в соответствии с ФГОС.
3. Проанализировать организацию занятий по праву в старших классах Почекуевской средней общеобразовательной школы.
4. Разработать рекомендации по организации и проведению занятий по праву в старших классах.
Методологическую основу исследования составил системный подход, предполагающий учет всех компонентов образовательного и воспитательного процесса.
Методы исследования:
- сравнительно-правовой метод (анализ источников, законов, сравнение и сопоставление различных НПА, определение роли законодательных актов, анализ государственных программ в сфере образования и развития государственной семейной политики, направленных на стабилизацию современной ситуации в стране);
- правовая социология (использовался при анализе статистических данных и оценке официальной статистики, демонстрирующей уровень кризиса семьи и семейных ценностей, современное положение демографической ситуации в стране);
- метод моделирования (использовался при разработке урока и внеклассного мероприятия по семейному праву на основе проанализированных методов преподавания права в школе).
Источниковой базой исследования послужили следующие нормативно-правовые акты в области образования:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает правовые и организационные, а также экономические основы образования в РФ, определяет основные принципы политики государства в образовательной сфере и общие правила функционирования образовательной системы и осуществления образовательной деятельности, регламентирует правовое положение субъектов отношений в образовательной сфере .
Федеральный государственный стандарт общего образования представляет собой нормативный документ, содержащий совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования, имеющих государственную аккредитацию .
«Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168). Правовым актом были определены принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Положения документа направлены на формирование правовой культуры населения, традиций безусловного уважения к закону, правопорядку и суду. Они предусматривают как формирование преобладающей модели социального поведения, так и преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России в качестве современного цивилизованного государства.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы могут быть использованы при подготовке к урокам, при разработке специальных курсов и факультативов.
Аппробация результатов исследования.
В процессе разработки данной темы нами была подготовлена статья «Требования к организации занятий по праву в соответствии с требованиями ФГОС», в которой кратко было представлено содержание первого параграфа первой главы ВКР.
На основе второго параграфа главы первой была написана статья «Рекомендации по организации уроков по праву в старших классах
Глава вторая ВКР прошла апробацию во время прохождения производственной (преддипломной) практики в МБОУ «Почекуевская средняя общеобразовательная школа».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, иллюстрирующих основные положения исследования.
Стремительное обновление законодательства обусловило необходимость повышения правовой компетентности выпускников общеобразовательных учреждений. В настоящее время правовое обучение осуществляется на трех ступенях образования: начальном, основном и среднем.
Была определена специфика обучения правовым основам на этапе среднего образования, которая представлена в двух формах: интегративной и модульной. Интегративная представляет собой обучения в рамках курса Обществознания, модульная представляет собой самостоятельную учебную дисциплину Право. Организация правового образования на старшей ступени основывается на совокупность принципов: единство правового обучения и воспитания, научность, доступность, связь с жизнью, личным опытом учащихся, обеспечение межпредметных связей, принцип юридической точности и определенности правовых знаний.
Изучение современной методики обучения праву позволило выделить следующие группы методов: пассивные, активные и интерактивные. Каждая из этих групп предполагает различные формы взаимодействия педагога и учащихся. Методы, входящие в состав указанных групп, в свою очередь, делятся по следующим признакам: источнику знаний и познавательному интересу. Для изучения права наиболее эффективными будут следующие методы: проблемные, частично-поисковые, исследовательские, проектные, мозгового штурма, игровые и т.д.
Что касается формы организации обучения, то основной формой является урок. В правовом образовании выделяются следующие виды: изучения нового материала; закрепления знаний; комплексного применения знаний; обобщения и систематизации знаний; контроля, оценки и коррекции знаний.
На основании изучения требований ФГОС к организации современного урока, было отмечено главное требование – системно-деятельностный подход. Данный подход предполагает активное участие учащихся на всех этапах учебного занятия.
Специфика организации правового образования была изучена на базе
МБОУ «Почекуевская средняя общеобразовательная школа». Анализ деятельности данного учреждения показал, что правовое обучение организовано на всех ступенях обучения: начальное звено, основная школа (5-9 классы) и старшие классы (10-11). Изучение права в старших классах осуществляется в рамках курса Обществознание.
Эффективность процесса преподавания была проверена в рамках педагогического исследования. Цель данного исследования определена как
диагностика уровня сформированности правовой компетенции школьников.
В качестве экспериментального выбран 10 класс школы в количестве 10 человек.
Диагностический инструментарий представлен следующими методиками:
«Знаешь ли ты?» (автор В. В. Люкин); «Права и законы» (авторТ.Ю. Шишкина); «Право и Я» (автор Н.С.Киселева).
В результате исследования был сделан вывод о сформированности правовой компетенции старшеклассников. Полученные данные свидетельствуют о низкой эффективности обучения праву в старших классах. Более 80 % учащихся продемонстрировали средний и низкий уровень сформированности правовой компетентности. Данный факт послужил основанием для разработки рекомендаций по совершенствованию процесса обучения праву.
На основании полученных результатов были разработаны рекомендации по совершенствованию процесса обучения праву. В качестве эффективных форм организации занятий был предложен урок-практикум. В качестве примера приведена разработка по теме: «Корыстные преступления. Хищения».
Содержание урока представлено в виде заполненной технологической карты. Основные методы обучения: частично-поисковый, проблемного. В основе урока – самостоятельная деятельность учащихся.
Кроме того, в качестве эффективных методов обучения предложено использование работы с юридической литературой. Приведены конкретные примеры по различным темам. Сделан вывод о том, что использование предложенных методов и приемов будет способствовать повышению уровня правовой компетенции учащихся.
Таким образом, поставленные задачи были решены: определена специфика правового обучения в старших классах; выделены основные требования ФГОС к построению урока права; сделан анализ организации занятий в старших классах Почекуевской средней общеобразовательной школы; разработаны рекомендации по совершенствованию преподавания права в старших классах.
На основании вышеизложенного, можно заключить, что цель работы достигнута.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]// Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный.- (дата обращения 30.05.2019)
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016)[Электронный ресурс]//Федеральный портал Российское образование.- Режим доступа: http://www.edu.ru/, свободный.- (дата обращения 29.05.2019)
3. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2019 г. №1897 [Электронный ресурс] //Федеральный портал Российское образование.- Режим доступа: http://www.edu.ru/, свободный.- (дата обращения 29.05.2019)
4. «Основы государственной политики Российской Федерации в сфереразвития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) [Электронный ресурс]// Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный.- (дата обращения 30.05.2019)
Литература
5. Абдуллаева М. Д. Проблемы реализации правового воспитания в
школе/ М.Д. Абдуллаева // Молодой ученый.- 2013.- № 2.- с. 326–327.
6. Белянкова Е.И. Методические аспекты использования юридических
документов на уроках права и обществознания[Электронный журнал]//Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн.- 2016.- № 8 (26). –Режим доступа: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3440, свободный.- (дата обращения 19.04.2019)
7. Бочкарева З.В. Методика правового воспитания школьников/ З.В.
Бочкарева// Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.- №3.- С. 32-36
8. Бугаенко Ю.Ю. Правовое воспитание современной молодежи/ Ю.Ю.
Бугаенко // Историческая и социально-образовательная мысль.- 2012.- № 4. – С. 85-87
9. Букреева С. Н.Современный урок как основополагающий компонент в
образовательном процессе XXI века/ С.Н. Букреева, И.И. Мухортова // Молодой ученый. – 2014. - №2. – С. 738-740
10. Бушуева Т.А Особенности отбора активных методов обучения для разноуровневых занятий по праву/ Т.А. Бушуева// Тransport business in ussia .- 2012.- №6 .- С. 73-74
11. Волкова Е. В. Правовое образование в школе: личность и профессиональная компетентность учителя правоведения // Молодой ученый. – 2014. - №20. – С. 561-563.
12. Воронцова Т.В. Правовая культура как общественное явление и проблемы ее воспитания у учащихся школ/ Т.В. Воронцова //Вестник РУДН.- 2013.- № 1.- С. 72-76
13. Гриценко, Л. И. Моделирование и конструирование урока в контексте требований ФГОС / Л. И. Гриценко // Школьные технологии. – 2014. - № 4 – С. 40-46.
14. Дюсалиева Г. Ю. Нетрадиционные уроки по обществознанию - один из путей воспитания и развития самостоятельно думающей и действующей личности/ Г.Ю. Дюсалиева// Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – С. 4-7.
15. Зырянов М.Ю. Правовое образование школьников/ М.Ю. Зырянов// Вестник КГУ.- 2019.- №3.- С. 34-39.
16. Ибрагимова Е.М. Особенности преподавания права в средних общеобразовательных организация/ Е.М. Ибрагимова// Вестник ТГПУ.- 2014.- Вып.6.- С. 45-49
17. Казначеева О.А.Сущность и содержание правового воспитания/ О.А. Казначеева // Актуальные вопросы современной науки. – 2013. - № 30.- С. 259-261
18. Клюева В. В. Правовая грамотность учащихся старших классов/ В.В. Клюева // Молодой ученый. – 2014. - №5. – С. 518-520
19. Колачева И. В. К вопросу о формах и методах правового воспитания школьников/ И.В. Колачева//Юридические науки.- 2016.- №4.- С. 28-30.
20. Колотов, А. Ф. Методика преподавания права: учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлению 030900 «Юриспруденция» / А. Ф. Колотов, И. В. Скуратов. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. – 288 с.
21. Комарницкий А.В. К вопросу о необходимости повышения правовой культуры/ А.В. Комарницкий// Вестник Герценовского университета.- 2012.- №2.- С. 45-49.
22. Кропанева, Е. М. Теория и методика обучения праву: учебное пособие / Е. М. Кропанева. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. -188 с.
23 Куприянов А.Ю. Правовое образование как элемент
цивилизационной специфики общества в контексте устойчиво развивающего социума/ А.Ю. Куприянов // Гуманитарные науки и образование.- 2014. - № 1 (17). – С. 141-145.
24. Куприянов А.Ю. Преподавание уголовного права в школе: инновации и традиции/ А.Ю. Куприянов// Мир науки и образования.- 2016.- №1.- С. 82-84.
25. Лукъянова М.И. Современный урок и требования ФГОС/ М.И.
Лукьянова // Народное образование.- 2012. - №8. – С. 76-80.
26. Малых Т.А. Правовое обучение как условие демократизации
Общества / Т.А. Малых//Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto»: транспорт, общество, образование, язык.- 2014.- №3 (12).- С. 67-68.
27. Малышева А. С. Проблемы преподавания правового компонента
обществоведческого образования в средней школе/ А.С. Малышева// Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). – Казань: Бук, 2017. – С. 78-80.
28. Матюхин А.Н.Правовое воспитание и обучение учащихся в средней
школе/ А.Н. Матюхин//Вестник ТГПУ.- 2013. - №5 (133).- С. 65-67.
29. Методика преподавания правовых дисциплин : учеб.-метод. пособ. / Е.В. Евплова, Е.В. Гнатышина, М.В. Чередникова. – Челябинск : Цицеро, 2016. – 149 с.
30. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное
пособие/ Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова;под ред. Т.С. Паниной. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
31. Певцова Е. А. Актуальные вопросы методики преподавания
юриспруденции: Учебное пособие/ Е.А. Певцова. – М.: Издательство Международного юридического института, 2010. – 272 с.
32. Плешкова И.А. Особенности правового образования в современной
школе [Электронный ресурс]/ И.А. Плешкова// Вестник Новосибирского гос. пед. ун-та: электронный журнал.- 2012.- №2.- Режим доступа: www.vestnik.nspu.ru, свободный.- (дата обращения 30.05.2019)
33. Попов Е. Б. От «игры вообще» к междисциплинарной деловой игре/
Е.Б. Попов // Международный электронный журнал: устойчивое развитие, наука и практика. – 2014.- Вып. 2 (13). – С. 14-20.
34. Рабовская О. С. Опыт модернизации правового воспитания в образовательной школе / О.С. Рабовская// Педагогическое образование в России. – 2012. - № 2.- с. 240–244.
35. Соболева М. А. Понятие и структура правовой компетенции специалиста сферы здравоохранения / М.А. Соболева// Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012
36. Сморгунова В.Ю. Роль правового образования в устойчивом развитии и функционировании государства и общества в современном глобальном мире/ В.Ю. Сморгунова // Вестник Герценовского университета.- 2012. - № 2.- C. 33-39.
37. Современные методики преподавания правовых дисциплин: сборник статей/авт. сост. Д.А. Агапов. Саратов, 2011. – 84 с.
38. Тарасенко О.А. Современные методы преподавания юридических дисциплин/ О.А. Тарасенко// Актуальные проблемы российского права.- 2016.- №9.- С. 67-70.
39. Фабриков, М. С. Педагогические условия воспитания правовой культуры старшеклассников : монография / М. С. Фабриков ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2017. – 159 с.
40. Хохлова Е. М. Преподавание дисциплин «право» и «правоведение» с применением традиционных и инновационных методов обучения / Е.М. Хохлова// Социально-политические науки .- 2017.- №1.- С. 67-70.
41. Ядрышников К. С. Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии)/ К.С. Ядрышников // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. – С. 150-154.