ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
Введение
Глава I. Теоретическое основы развития педагогического мышления педагога в дошкольной организации 10
1.1 Понятие методического сопровождения педагогов в дошкольной образовательной организации 10
1.2 Структура педагогического мышления педагога 15
1.3 Проектная деятельность как форма организации педагогов в дошкольной образовательной организации 27
Выводы по I главе 35
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование системы методического сопровождения педагогов в проектной деятельности в дошкольной образовательной организации 38
2.1. Организация и методика изучения исходного уровня компетентности
педагогов в области проектных технологий у педагогов в дошкольной образовательной организации 38
2.2. Реализация системы педагогического мышления педагогов в работе по
развитию проектных технологий в дошкольной образовательной организации 53
2.3 Результаты контрольного исследования уровня компетентности педагогов в области проектных технологий у педагогов в дошкольной образовательной организации 58
Выводы по 2 главе 65
Заключение 69
Литература
Глава I. Теоретическое основы развития педагогического мышления педагога в дошкольной организации 10
1.1 Понятие методического сопровождения педагогов в дошкольной образовательной организации 10
1.2 Структура педагогического мышления педагога 15
1.3 Проектная деятельность как форма организации педагогов в дошкольной образовательной организации 27
Выводы по I главе 35
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование системы методического сопровождения педагогов в проектной деятельности в дошкольной образовательной организации 38
2.1. Организация и методика изучения исходного уровня компетентности
педагогов в области проектных технологий у педагогов в дошкольной образовательной организации 38
2.2. Реализация системы педагогического мышления педагогов в работе по
развитию проектных технологий в дошкольной образовательной организации 53
2.3 Результаты контрольного исследования уровня компетентности педагогов в области проектных технологий у педагогов в дошкольной образовательной организации 58
Выводы по 2 главе 65
Заключение 69
Литература
В условиях демократизации российского общества творческое отношение к продуктам деятельности человека выводится на одно из приоритетных мест в перечне обновленных ценностей современного постиндустриального сообщества. Современные концепции и национальные проекты: «Закон об образовании РФ», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации образования», «Концепция дошкольного образования» актуализируют проблему разработки концептуально новых подходов к развитию творческой личности. Творческое мышление и детское творчество, созданные и функционирующие в рамках детского образовательного пространства, синкретичны по своей сути. Цель современного дошкольного образования — формирование базиса личностной культуры человека, основанной на осознанном и творчески-преобразующем отношении к окружающему миру. Педагогическая деятельность - одна из сложнейших сфер деятельности человеческого труда. В своей деятельности воспитатель призван решать важнейшие для общества задачи, предъявляющие высокие требования к профессионального мышления. Поэтому остро стоит проблема свойств и качеств воспитателя детского образовательного учреждения,
обеспечивающих эффективность его деятельности. Профессионализация- одна из наиболее интенсивно развивающихся областей современного теоретического знания и практической деятельности является, представляющая собой междисциплинарный подход к пониманию, описанию и управлению профессиональным развитием специалистов, особенно к формированию их профессионального мышления.
В последние десятилетия происходят серьезные изменения в Российском образовании. Появляются новые учебно-воспитательные заведения, разноуровневые образовательные и воспитательные программы. Целью образовательного процесса в соответствии с Концепцией модернизации Российского образования становится формирование личности, готовой к гибкому изменению своей социальной, профессиональной деятельности, что изменения содержания, форм и методов организации педагогического процесса. Существующие тенденции в развитии дошкольного образования во многом связываются с готовностью педагогов к разработке и внедрению педагогических новшеств в образовательный процесс, его стремлением к профессиональному совершенствованию, росту и развитию. Раскрытие и самораскрытие профессионального мышления воспитателя является необходимым условием становления психологической компетентности, системообразующим фактором которой выступает способность и стремление к саморазвитию (М.В. Кларин, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.М.Федосеева).
Актуальность этой проблемы определяется причинами как теоретического, так и практического плана. Происхождение деятельностности, профессионального мышления педагога все более нуждается в ситуационном понимании процесса решения возникающих проблем, поскольку профессиональная деятельность педагога осуществляется в условиях динамичных, стремительных, неоднозначных и полифункциональных ситуаций. Различную степень значимости и проблемности для педагогов имеет ситуация познания.
Положение о том, что творческое мышление выступает как общечеловеческая ценность и компонент социального опыта, подтвердили исследования Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, ДИ. Фельдштейна. В этих исследованиях убедительно показано, что развитие творческого мышления человека происходит на протяжении всей его жизни. При этом для оптимального развития творческого мышления особенно важно, чтобы в начале жизненного пути, в период дошкольного детства, были активизированы все ресурсы образовательного пространства: педагогические технологии, субъекты образовательного процесса, социальные и педагогические факторы.
В научном отношении необходимость обращения к данной проблеме обусловлена отсутствием устоявшейся системы взглядов на понимание закономерностей становления и функционирования профессионального мышления учителя; потребностью в обобщении и систематизации многочисленных, порой противоречивых, фактов; необходимостью дальнейшего развития теории педагогического мышления.
Методологические основы исследования педагогического мышления заложены в трудах С.Л.Рубинштейна, А.В.Брупшинского, В.Д.Шадрикова, А.М.Матюшкина, Ю.Н.Кулюткина, В.А.Сластенина, которые показали роль и место мышления учителя в структуре педагогической деятельности, определили его влияние на личность педагога. Линия теоретического анализа мышления учителя развивается в трудах Д.Н.Завалишиной, Л.М.Митиной, А.К.Марковой, Э.Д.Телегиной, Б.А.Сосновского, А.Б.Орлова, И.А.Шадриковой, Е.К.Осиповой.
Одной из фундаментальных в педагогической психологии задач воспитателя является проблема исследования профессионального мышления Её значимость обусловлена ролью педагогического мышления в организации деятельности педагога и специалиста, его поведения и общения с профессиональной точки зрения. Познание закономерностей и механизмов мыслительной деятельности педагога дошкольной организации является необходимым условием разработки для общих теоретических проблем психологии и решения основных её прикладных проблем. Однако уровень разработанности данной проблемы не соответствует её значимости, чем обусловлена необходимость и актуальность её дальнейшего исследования.
Традиционно высокий уровень фундаментальных работ в отечественной психологии обеспечивает возможность исследования проблемы мышления в педагогической психологии. К настоящему времени достаточно хорошо изучены феноменология педагогического мышления, зависимость его от возрастных, индивидуальных и других особенностей субъекта педагогической деятельности (Д.В.Вилькеев, А.А.Орлов,
Е.К.Осипова, К.М.Романов и др.). Для большинства же работ свойственно акцентирование внимания на специфических особенностях мышления и определенный отрыв от характерной для отечественной психологии деятельностной методологии. Особенно ярко это проявляется в рамках такого подхода, в котором педагогическая деятельность отождествляется только лишь с преподаванием, обучением. Концепции заняты поиском истоков профессионального мышления педагога. Правомерно предположить, что плодотворное исследование профессионального мышления воспитателя вряд ли возможно вне контекста существующих в психологической науке подходов (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков и др.). Другая позиция-отрицающая предметно-методические компоненты педагогического мышления и отождествляющая его с выполнением коммуникативных функций в работе учителя.
Как следствие, уделяется недостаточное внимание целостному анализу процесса профессионализации педагогического мышления. Критерии профессионализации педагогического мышления определены нечетко. Закономерности формирования базовых компонентов педагогического мышления, их динамика в ходе профессионализации исследованы недостаточно. Особенности взаимодействия профессиональных и личностных составляющих педагогического мышления исследованы не в полной мере. Отсутствие теоретических обобщающих исследований в области мышления педагога в контексте решения педагогических ситуаций в значительной мере обусловило выбор темы, формулировку цели и задач данного исследования.
Объект исследования: методическое сопровождение педагогов в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: система методического сопровождения педагогов в работе по разработке проектных технологий в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработка системы методического сопровождения педагогов в работе по внедрению проектных технологий в работе педагогов дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования состоит в том, что разработка и апробация системы методического сопровождения позволит повысить уровень компетентности педагогов в работе по разработке и внедрению проектных технологий в дошкольной образовательной организации.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия методического сопровождения педагогов в дошкольной образовательной организации.
3. Выявить и охарактеризовать уровень компетентности педагогов в области проектных технологий на основе разработанных показателей и критериев.
4. Предложить и реализовать систему методического сопровождения педагогов в работе по реализации проектных технологий в дошкольной образовательной организации.
5. Провести анализ и интерпретацию полученных результатов исследования.
Методы исследования: анализ литературных источников, анализ интернет - ресурсов, предметно-развивающей среды; наблюдения; беседы; анкетирование; педагогический эксперимент; статистическая обработка данных.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ «Детский сад №107 комбинированного вида», «Детский сад № 282» г. Казани.
Теоретическая значимость исследования: проанализированы понятия: «методика», «методическая работа», «методическая деятельность», «сопровождение», «методическое сопровождение», «компетентность» и «профессиональная компетентность», «профессиональная компетенция», «проект», «проектные технологии».
Практическая значимость исследования: содержание и результаты данного исследования могут быть использованы в работе старших воспитателей по методическому сопровождению педагогов в области проектных технологий, а также студентами педагогических вузов и колледжей при подготовке к практическим занятиям.
Научная новизна исследования:
- выделены наиболее важные компетенции, которые необходимо совершенствовать у педагогов в работе по развитию проектных технологий у педагогов в дошкольной образовательной организации;
- составлен пакет диагностических материалов для определения уровня компетентности в области проектных технологий у педагогов в дошкольной образовательной организации;
- определены критерии и показатели уровня компетентности педагогов в области развития проектной технологии у педагогов в дошкольной образовательной организации;
- автором работы предложена система методического сопровождения педагогов в работе по проектной технологии в дошкольной образовательной организации.
Апробация результатов исследования: результаты исследования апробированы на базе МАДОУ «Детский сад № 107» г. Казани; а также на научно практических конференциях: ЭТНОС и КУЛЬТУРА в межнациональных коммуникациях XXI // Сборник статей и методических материалов международной научно- практической конференции. Под.ред проф. В.Ф. Габдулхаков. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт психологии и образования, 2016. 170 с.; публикация в сборнике материалов V Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дошкольного и начального образования» / научн. ред В.Г.Закирова.-Казань: Изд-во Казан ун-та, 2016.- 180 с.; на Международной научно-практической конференции «Этнос и культура в Межнациональных коммуникациях XXI века: теория и практика дошкольного образования» в 2014 г, научный руководитель - доцент Петрова В.Ф; на Итоговой научно-образовательной конференции студентов К(П)ФУ, 2014 г, научный руководитель - доцент Петрова В.Ф; Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2014 года: сборник статей: Министерство образования и науки: К(П)ФУ.- Казань: Изд. Казан. ун-т,2014.- Т 4:-276 с.- научный руководитель - доцент Петрова В.Ф.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложение. В приложении представлены: беседы, анкеты для педагогов, диагностические карты оценки профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения.
обеспечивающих эффективность его деятельности. Профессионализация- одна из наиболее интенсивно развивающихся областей современного теоретического знания и практической деятельности является, представляющая собой междисциплинарный подход к пониманию, описанию и управлению профессиональным развитием специалистов, особенно к формированию их профессионального мышления.
В последние десятилетия происходят серьезные изменения в Российском образовании. Появляются новые учебно-воспитательные заведения, разноуровневые образовательные и воспитательные программы. Целью образовательного процесса в соответствии с Концепцией модернизации Российского образования становится формирование личности, готовой к гибкому изменению своей социальной, профессиональной деятельности, что изменения содержания, форм и методов организации педагогического процесса. Существующие тенденции в развитии дошкольного образования во многом связываются с готовностью педагогов к разработке и внедрению педагогических новшеств в образовательный процесс, его стремлением к профессиональному совершенствованию, росту и развитию. Раскрытие и самораскрытие профессионального мышления воспитателя является необходимым условием становления психологической компетентности, системообразующим фактором которой выступает способность и стремление к саморазвитию (М.В. Кларин, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.М.Федосеева).
Актуальность этой проблемы определяется причинами как теоретического, так и практического плана. Происхождение деятельностности, профессионального мышления педагога все более нуждается в ситуационном понимании процесса решения возникающих проблем, поскольку профессиональная деятельность педагога осуществляется в условиях динамичных, стремительных, неоднозначных и полифункциональных ситуаций. Различную степень значимости и проблемности для педагогов имеет ситуация познания.
Положение о том, что творческое мышление выступает как общечеловеческая ценность и компонент социального опыта, подтвердили исследования Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, ДИ. Фельдштейна. В этих исследованиях убедительно показано, что развитие творческого мышления человека происходит на протяжении всей его жизни. При этом для оптимального развития творческого мышления особенно важно, чтобы в начале жизненного пути, в период дошкольного детства, были активизированы все ресурсы образовательного пространства: педагогические технологии, субъекты образовательного процесса, социальные и педагогические факторы.
В научном отношении необходимость обращения к данной проблеме обусловлена отсутствием устоявшейся системы взглядов на понимание закономерностей становления и функционирования профессионального мышления учителя; потребностью в обобщении и систематизации многочисленных, порой противоречивых, фактов; необходимостью дальнейшего развития теории педагогического мышления.
Методологические основы исследования педагогического мышления заложены в трудах С.Л.Рубинштейна, А.В.Брупшинского, В.Д.Шадрикова, А.М.Матюшкина, Ю.Н.Кулюткина, В.А.Сластенина, которые показали роль и место мышления учителя в структуре педагогической деятельности, определили его влияние на личность педагога. Линия теоретического анализа мышления учителя развивается в трудах Д.Н.Завалишиной, Л.М.Митиной, А.К.Марковой, Э.Д.Телегиной, Б.А.Сосновского, А.Б.Орлова, И.А.Шадриковой, Е.К.Осиповой.
Одной из фундаментальных в педагогической психологии задач воспитателя является проблема исследования профессионального мышления Её значимость обусловлена ролью педагогического мышления в организации деятельности педагога и специалиста, его поведения и общения с профессиональной точки зрения. Познание закономерностей и механизмов мыслительной деятельности педагога дошкольной организации является необходимым условием разработки для общих теоретических проблем психологии и решения основных её прикладных проблем. Однако уровень разработанности данной проблемы не соответствует её значимости, чем обусловлена необходимость и актуальность её дальнейшего исследования.
Традиционно высокий уровень фундаментальных работ в отечественной психологии обеспечивает возможность исследования проблемы мышления в педагогической психологии. К настоящему времени достаточно хорошо изучены феноменология педагогического мышления, зависимость его от возрастных, индивидуальных и других особенностей субъекта педагогической деятельности (Д.В.Вилькеев, А.А.Орлов,
Е.К.Осипова, К.М.Романов и др.). Для большинства же работ свойственно акцентирование внимания на специфических особенностях мышления и определенный отрыв от характерной для отечественной психологии деятельностной методологии. Особенно ярко это проявляется в рамках такого подхода, в котором педагогическая деятельность отождествляется только лишь с преподаванием, обучением. Концепции заняты поиском истоков профессионального мышления педагога. Правомерно предположить, что плодотворное исследование профессионального мышления воспитателя вряд ли возможно вне контекста существующих в психологической науке подходов (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков и др.). Другая позиция-отрицающая предметно-методические компоненты педагогического мышления и отождествляющая его с выполнением коммуникативных функций в работе учителя.
Как следствие, уделяется недостаточное внимание целостному анализу процесса профессионализации педагогического мышления. Критерии профессионализации педагогического мышления определены нечетко. Закономерности формирования базовых компонентов педагогического мышления, их динамика в ходе профессионализации исследованы недостаточно. Особенности взаимодействия профессиональных и личностных составляющих педагогического мышления исследованы не в полной мере. Отсутствие теоретических обобщающих исследований в области мышления педагога в контексте решения педагогических ситуаций в значительной мере обусловило выбор темы, формулировку цели и задач данного исследования.
Объект исследования: методическое сопровождение педагогов в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: система методического сопровождения педагогов в работе по разработке проектных технологий в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработка системы методического сопровождения педагогов в работе по внедрению проектных технологий в работе педагогов дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования состоит в том, что разработка и апробация системы методического сопровождения позволит повысить уровень компетентности педагогов в работе по разработке и внедрению проектных технологий в дошкольной образовательной организации.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия методического сопровождения педагогов в дошкольной образовательной организации.
3. Выявить и охарактеризовать уровень компетентности педагогов в области проектных технологий на основе разработанных показателей и критериев.
4. Предложить и реализовать систему методического сопровождения педагогов в работе по реализации проектных технологий в дошкольной образовательной организации.
5. Провести анализ и интерпретацию полученных результатов исследования.
Методы исследования: анализ литературных источников, анализ интернет - ресурсов, предметно-развивающей среды; наблюдения; беседы; анкетирование; педагогический эксперимент; статистическая обработка данных.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ «Детский сад №107 комбинированного вида», «Детский сад № 282» г. Казани.
Теоретическая значимость исследования: проанализированы понятия: «методика», «методическая работа», «методическая деятельность», «сопровождение», «методическое сопровождение», «компетентность» и «профессиональная компетентность», «профессиональная компетенция», «проект», «проектные технологии».
Практическая значимость исследования: содержание и результаты данного исследования могут быть использованы в работе старших воспитателей по методическому сопровождению педагогов в области проектных технологий, а также студентами педагогических вузов и колледжей при подготовке к практическим занятиям.
Научная новизна исследования:
- выделены наиболее важные компетенции, которые необходимо совершенствовать у педагогов в работе по развитию проектных технологий у педагогов в дошкольной образовательной организации;
- составлен пакет диагностических материалов для определения уровня компетентности в области проектных технологий у педагогов в дошкольной образовательной организации;
- определены критерии и показатели уровня компетентности педагогов в области развития проектной технологии у педагогов в дошкольной образовательной организации;
- автором работы предложена система методического сопровождения педагогов в работе по проектной технологии в дошкольной образовательной организации.
Апробация результатов исследования: результаты исследования апробированы на базе МАДОУ «Детский сад № 107» г. Казани; а также на научно практических конференциях: ЭТНОС и КУЛЬТУРА в межнациональных коммуникациях XXI // Сборник статей и методических материалов международной научно- практической конференции. Под.ред проф. В.Ф. Габдулхаков. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт психологии и образования, 2016. 170 с.; публикация в сборнике материалов V Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дошкольного и начального образования» / научн. ред В.Г.Закирова.-Казань: Изд-во Казан ун-та, 2016.- 180 с.; на Международной научно-практической конференции «Этнос и культура в Межнациональных коммуникациях XXI века: теория и практика дошкольного образования» в 2014 г, научный руководитель - доцент Петрова В.Ф; на Итоговой научно-образовательной конференции студентов К(П)ФУ, 2014 г, научный руководитель - доцент Петрова В.Ф; Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2014 года: сборник статей: Министерство образования и науки: К(П)ФУ.- Казань: Изд. Казан. ун-т,2014.- Т 4:-276 с.- научный руководитель - доцент Петрова В.Ф.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложение. В приложении представлены: беседы, анкеты для педагогов, диагностические карты оценки профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
В теоретической части исследования были рассмотрены теоретические основы понятий «проект», «проектная деятельность»
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В Новое время этот термин связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.
Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально - творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Нами было проведено экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов.
На констатирующем этапе эксперимента мы провели мониторинг уровней профессиональной компетентности педагогов в области воспитания основ патриотизма у педагогов детского сада № 107 и детского сада № 282 Московского района г. Казани. Выявили, что большая часть педагогов имеет средний и низкий уровень профессиональной компетентности.
На формирующем этапе эксперимента были определены направления, содержание и формы методического сопровождения, выявлены педагогические трудности и проблемы в профессиональной деятельности воспитателей. На основе полученных данных проведены: совместная разработка индивидуальных маршрутов развития профессиональной компетентности воспитателей; осуществление различных вариантов методического сопровождения воспитателя, групп воспитателей со схожими профессиональными трудностями, всего педагогического коллектива в условиях дошкольной образовательной организации. В экспериментальном детском саду была разработана система методического сопровождения педагогов; составлен план мероприятий, который способствовал повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в области воспитания основ патриотизма у детей дошкольного возраста, расширению осведомленности педагогов о культуре и достопримечательностях родного края. Большое внимание было уделено взаимодействию педагогов и родителей, детского сада и семьи в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка.
Контрольный этап эксперимента показал, что в результате апробации системы методического сопровождения, реализации плана мероприятий по повышению уровня компетентности педагогов, удалось систематизировать и активизировать их деятельность по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, достичь целенаправленной систематической работы по патриотическому воспитанию детей. Использование форм и методов методического сопровождения педагогов в области воспитания основ патриотизма у детей, позволило увидеть положительную динамику знаний о культуре родного края у детей экспериментального детского сада, по сравнению с результатами контрольного детского сада.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, в результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза о том, что разработка и апробация системы методического сопровождения позволит повысить уровень компетентности педагогов в работе по воспитанию основ патриотизма у детей в дошкольной образовательной организации. В тоже время выявились новые задачи и нерешенные проблемы, например, ведение образовательной деятельности методом проектов, разработка экспериментальной деятельности методом проектных технологий. Намечается дальнейшее совершенствование системы методического сопровождения педагогов в проектирования у воспитателей и специалистов детского сада.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
В теоретической части исследования были рассмотрены теоретические основы понятий «проект», «проектная деятельность»
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В Новое время этот термин связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.
Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально - творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Нами было проведено экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов.
На констатирующем этапе эксперимента мы провели мониторинг уровней профессиональной компетентности педагогов в области воспитания основ патриотизма у педагогов детского сада № 107 и детского сада № 282 Московского района г. Казани. Выявили, что большая часть педагогов имеет средний и низкий уровень профессиональной компетентности.
На формирующем этапе эксперимента были определены направления, содержание и формы методического сопровождения, выявлены педагогические трудности и проблемы в профессиональной деятельности воспитателей. На основе полученных данных проведены: совместная разработка индивидуальных маршрутов развития профессиональной компетентности воспитателей; осуществление различных вариантов методического сопровождения воспитателя, групп воспитателей со схожими профессиональными трудностями, всего педагогического коллектива в условиях дошкольной образовательной организации. В экспериментальном детском саду была разработана система методического сопровождения педагогов; составлен план мероприятий, который способствовал повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в области воспитания основ патриотизма у детей дошкольного возраста, расширению осведомленности педагогов о культуре и достопримечательностях родного края. Большое внимание было уделено взаимодействию педагогов и родителей, детского сада и семьи в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка.
Контрольный этап эксперимента показал, что в результате апробации системы методического сопровождения, реализации плана мероприятий по повышению уровня компетентности педагогов, удалось систематизировать и активизировать их деятельность по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, достичь целенаправленной систематической работы по патриотическому воспитанию детей. Использование форм и методов методического сопровождения педагогов в области воспитания основ патриотизма у детей, позволило увидеть положительную динамику знаний о культуре родного края у детей экспериментального детского сада, по сравнению с результатами контрольного детского сада.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, в результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза о том, что разработка и апробация системы методического сопровождения позволит повысить уровень компетентности педагогов в работе по воспитанию основ патриотизма у детей в дошкольной образовательной организации. В тоже время выявились новые задачи и нерешенные проблемы, например, ведение образовательной деятельности методом проектов, разработка экспериментальной деятельности методом проектных технологий. Намечается дальнейшее совершенствование системы методического сопровождения педагогов в проектирования у воспитателей и специалистов детского сада.
Подобные работы
- ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Проектная деятельность как средство экологического воспитания
детей среднего дошкольного возраста
в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Развитие гибких компетенций педагогов дошкольной образовательной организации в процессе педагогического проектирования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2022 - Особенности и эффективность применения
проектной деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса у младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Экологические проекты как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



