Введение
Глава I. Теоретические основы игры как фактора развития детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие «игра» и актуальные вопросы детской игры
1.2 Взгляды Надежды Константиновны Крупской и Антона Семеновича
Макаренко на роль игры в развитии ребенка
1.3 Структура сюжетно-ролевой игры
1.4 Этапы развития сюжетно-ролевой игры
1.5 Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования положительных
взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
1.б Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений
детей старшего дошкольного возраста
1.7 Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей
1.8 Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего
дошкольного возраста 39
Выводы по I главе 40
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по исследованию сюжетноролевой игры как фактора развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста 4 ]
2.1 Констатирующий этап исследовательской работы
2.2 Формирующий этап исследования 5Q
2.3 Контрольный этап исследовательской работы 59
Выводы по II главе
Заключение
Список используемой литературы 73
Приложения
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки поведения, правильного складывается характер.
Вся жизнь ребенка дошкольного возраста основывается на игре, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в дошкольном образовательном учреждении.
Игра - самоценная деятельность для ребенка дошкольного возраста, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. [1, с.94-96]
Игра является эффективным средством формирования личности ребенка дошкольного возраста, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Исходя из вышеизложенного и анализа научной литературы и практики, были сформулированы объект, предмет исследования, цель, обозначены задачи работы. [4, с. 43]
Объект исследования-процесс развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия влияния сюжетноролевой игры на формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования- развитие коммуникативных навыков дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры будет эффективным, если игра будет обеспечивать формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога.
Цель исследования - определение научных основ развития коммуникативных навыков дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры.
По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. Изучение теоретической и практической базы опыта работы;
3.Опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой
игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Методологическая основа исследования. В работе мы опирались на исследования педагогов, психологов Богуславской З.М, Венгер Л.А., Мухину В.С., Захарову Е.И. методическое пособие для преподавателей системы общего дошкольного образования под ред. Харчевникова А.Н., Деркунской В.А.
Научная новизна заключается в том, содержание игр, предлагаемых детям образовательной программой не всегда современно для быстро изменяющихся интересов дошкольников, дети в группе все разные и у всех свои интересы, поэтому я искала и придумывала варианты совмещения детских интересов в едином сюжете, в общей игре.
Практическая значимость результатов исследования. Результаты исследования и серия занятий по развитию коммуникативных навыков дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры могут быть использованы воспитателями и специалистами ДОО в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование;
- теоретические: анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента, включали: наблюдение, индивидуальные беседы, тестирование, мониторинг взаимоотношений дошкольников;
- статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический и
математический анализ.
Работа проводилась в старшей группе дошкольного возраста в МАДОУ «Детский сад № 297 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Ново-Савиновского района города Казани. В эксперименте участвовало две группы детей старшего дошкольного возраста (контрольная и экспериментальная). В составе каждой группы было 20 человек.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Дeти дошкольного возраста нуждаются в cверстниках, товарищах. В
общении с ними в детском саду он проводит 50-70% времени. Ежедневно
помногу раз он вступает в контакты, свoбодно выбирая партнера. Выбoр этот
зависит от характера деятельности. Для совместного труда дети стараются
выбирать партнерoв организованных ("Он хорошо дежурит"), для игр и
занятий - тех, кто "много знает, хорошо рисует, считает". Нередко ребенок
ориентируется и на нравственные кaчества сверстника ("Мы дружим. Мы
всегда вместе играем, он меня защищает. Он добрый, справедливый, не
дерется. Я бы с Валей хотел сидеть на занятии, а то Саша мне мешает" и т.д.).
Перечисленные мотивы свидетельствуют о стремлении детей к
нравственному и деловому комфорту во время интересной или сложной для
них деятельности, о том, что их расположением не пользуются сверстники
агрессивные, неспокойные, отвлекающиеся.
По данным психологов, стремление вместе играть, больше выражено у
детей старших групп. С возрастом ребенка, особенно в школьный период,
укрепляются "деловые связи" (в труде, на занятиях).69
Все дети стремятся к общению: подходят к сверстникам, смотрят, как
они играют, или рисуют, обращаются с просьбой, подают упавшую вещь, или
молча, слушают разговаривающих. Но не всегда ребенку, особенно
малоактивному, удается, вступить в контакт с кем хочется. Трудно
складываются взаимоотношения со сверстниками и у тех, кто пришел в
старшую группу из семьи и не имеет навыков общения в коллективе. Они
держатся неуверенно, редко участвуют в играх. Сверстники избегают
контактов с ними ("Он не умеет играть!Она ничего не знает"). Такого рода
ситуации следует предотвращать, так как, не умея реализовать стремление к
общению, ребенок становится замкнутым, у него формируются
отрицательные черты характера.
В обществе взрослых отношения регулируются правилами,
созданными на основе нравственных принципов. В них отражены требования
общества, коллектива к отдельному человеку. В нашем обществе они
связаны с общественным характером труда и коллективным укладом жизни.
В дошкольном возрасте дети осваивают первоначальные правила поведения,
составляющие азбуку морали.
В освоении ребенком правил поведения наблюдается определенная
последовательность. Установлено, например, что правила взаимоотношений
в дошкольном возрасте детям освоить труднее, чем правила бытовые, потому
что выполнение первых требует волевых усилий, и применять их нужно
гибко, сообразуясь с часто меняющейся ситуацией. Исследования показали,
что для усвоения правил поведения благоприятен младший и средний
дошкольный возраст. Но только в старшем возрасте дети осваивают их
значение и потому выполняют сознательно. Однако понимание это еще
несовершенно.
Для формирования у детей обобщенных представлений надо
использовать этические беседы и беседы о явлениях общественной жизни;
вести разговоры о прочитанных рассказах, сказках, просмотренных
диафильмах, сюжеты которых содержат нравственные коллизии. Важно,70
чтобы ребенок мог объяснить свое отношение к событию, поставить себя в
позицию его участника. Этому помогает рассматривание с детьми картинок,
на которых изображены их сверстники в различных (часто конфликтных)
жизненных ситуациях. Детям задают вопросы, как, по их мнению, следует
поступить персонажам, читают литературные произведения аналогичного
содержания.
Формируя навыки общения, надо поднимать авторитет новичка в
глазах детей: наделять такого ребенка дополнительной, неизвестной детям
информацией, чтобы вызвать у них интерес к общению с новичком; учить
его играть; помогать при затруднениях и постепенно привлекать к участию в
коллективных играх.
Работу с дошкольниками по овладению правилами культуры общения
целесообразно осуществлять в двух направлениях: формирование
представлений о нравственных нормах поведения и накопление
практического опыта. Задача педагога не только в том, чтобы дать детям
определенную сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в
повседневной жизни, создать условия для превращения требований,
предъявляемых взрослым, в осознанные мотивы поведения.
Прежде чем планировать воспитательный процесс, надо определить
уровень представлений об этических правилах у каждого ребенка. При этом
можно использовать различные методы и приемы, например беседу по
сюжетным картинкам, в которых нравственная коллизия не решена до конца.
В ситуации выбора ребенок, используя свои знания о правилах поведения и
личный опыт, решает, как поступят персонажи.
Важным средством формирования отношений со сверстниками
является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре формируется
умение сделать выбор, правильно решить конфликтную ситуацию, что в
свою очередь способствует формированию нравственных мотивов
поведения. Например, дети играют в "шоферов больших грузовых
автомобилей, которые принимают участие в строительстве плотины".71
Шоферы возят на грузовиках камни и сбрасывают их в реку. Согласно
условиям игры победителем будет тот, кто успеет сделать больше рейсов. На
дороге, ведущей от каменного карьера к речке, появляется девочка со
щенком на руках. Она просит шоферов отвезти ее к ветеринару, потому что
щенок очень болен. Дорога к врачу – в противоположную сторону от
плотины. Тот водитель, который согласится помочь девочке, может
проиграть соревнование. Как поступят дети? Важно не только то, какое
каждый их них примет решение, но и оценка действий партнера по игре и
рассуждения по поводу того, кто будет назван настоящим победителем.
В данной исследовательской работе сюжетно-ролевая игра послужила
главным инструментом формирования взаимоотношений старших
дошкольников со сверстниками. В исследовании 20 оппонентов приняло
участие. Сравнительный анализ полученных данных на констатирующем и
контрольном этапах эксперимента показал, что проведение сюжетно-ролевых
игр поспособствовало налаживанию коллективных взаимоотношений
дошкольников со сверстниками. Коэффициент "Лидера, наиболее
выбираемого в общении детьми" увеличился на 10%. При повторном
проведении данной социометрии Никитина Виктория была выбрана
наибольшим количеством участников, чем на начальных этапах
исследования. Коэффициент "Дети, наименее выбираемые в общении",
снизился на 5%. Контрольный этап показал, что ребенок, отнесенный к
категории "Отверженный ребенок, был принят в группу небольшим
коллективом (Хрящев Даниил). В ходе моего наблюдения можно отметить у
данного ребенка повышение активности, стремление при выполнении
задания действовать самостоятельно, действовать согласованно с другими
детьми и взрослыми.
Контрольный этап позволил прийти к выводу о том, что сюжетноролевые игры необходимо включать на занятиях со старшими
дошкольниками. Данный вид деятельности благополучно сказался на
взаимоотношениях детей в коллективе. Но следует отметить, что необходимо72
использовать не только сюжетно-ролевые игры, но также проблемные
методы и методы активизации творческого мышления (введение игровой
задачи, метод гирлянд и ассоциаций, метод мозгового штурма).
Ребята стали сплочеyнее, более активными, менее стеснительными,
охотно вступали в игру, стали более доверчивы не только к воспитателю, но
так же по отношению друг к другу.
Таким образом, данная проблема была решена, достигнуты
поставленные цели и задачи, подтвердилась гипотеза о том, что анализ
психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, что
сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных
взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
при системном и косвенном взаимодействии педагога.
Баркан А.И. Его Величество,Ребенок,какой он есть. Тайны и загадки, М.:
АО Столетие, 1999 (с.89-143)
2.Богуславская З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста, М.:
Просвещение, 2000 (с.4-24)
3.Бойченко Н.А. Сюжетно ролевые игры дошкольников, Киев: Радянская
школа, 1999 (с.18-26)
4.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду, М.: Просвещение,
2005 (с. 3-16)
5.Буре Р.С. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений
дошкольников, М.: Просвещение, 2006.- 141 с.
6.Васильева М.А., Гербова В.В., Т.С.КомароваПрограмма воспитания и
обучения в детском саду, М.: Мозаика – Синтез, 2008.- 208 с.
7.Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного
возраста. – СПб., Речь, 2005.- 90 с.73
8.Венгер Л.А., Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология
развития, детство и отрочество, М.: Просвещение, 2002 (с. 63-68)
9.Веракс А.Н, Н.Ф.Губанова, Т.С.КомароваМетодические рекомендации к
программе воспитания и обучения в детском саду.М.: Мозаика-Синтез, 2008
(с.54-73)
10.Габдулхаков В.Ф., Новик Н.Н. Инновации дошкольного образования.
Казань: Институт психологии и образования, 2015.-191с.
11.Габдулхаков В.Ф., Башинова С.Н. Этнос и культура в межнациональных
коммуникациях 21 века: теория и практика дошкольного образования,
Казань, 2014.-149 с.
12.Габдулхаков В.Ф. Тьюторинг творческой деятельности: компоненты
педагогической технологии, М.: Московский психолого-социальный
институт; Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет,
2013.-250 с.
13.Габдулхаков В.Ф., Ильина М.А. Развитие творческих способностей
учащихся, М.: Московский психолого-социальный институт; Казань:
Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2015.-121 с.
14.Гербова В.В. Методические рекомендации к Программе воспитания и
обучения в детском саду, М.: Мозайка-Синтез, 2005 (с.251-267)
15.Година Г.Н. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста, М.:
Просвещение, 2009 (с. 95-101)
16.Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны
детско-родительского взаимодействия. // Журнал практического психолога. –
2000, №6
17.Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры детей дошкольного возраста, М.:
Просвещение, 2000(с.3-33)
18.Изгаршева В.М. Игрушки и пособия для детского сада, М.: Просвещение,
2010 (с. 54-70)
19.Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей, М.: Творческий центр, 2005 (с.61-77)
20.Коссаковская Е.А. Игрушка, М.: Просвещение, 2001 (с.12-14)74
21.Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного
возраста.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008.- 251 с.
22.Кулагин С.Н. Возрастная психология, М.: Просвещение, 2000 (с.49-67)
23.Логинова В.И. Дошкольная педагогика, М.: Просвещение, 2009 (с.92-136)
24.Лямина Г.М. Воспитание детей в старшей группе детского сада, М.:
Просвещение, 2011 (с. 14-26)
25.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре, М.: Просвещение, 2002
(с. 3-58)
26.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно-ролевой игры в
детском саду. Пособие для воспитателей.- М.: Гном, 2000.- 96 с.
27.Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде, М.: Просвещение, 2000 (с.
18-25)
28.Нижегородцева Н.В., Щадриков В.Д. Психолого-педагогическая
готовность ребенка к школе, М.: Владос, 2001 (с.2-36)
29.Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного
возраста, М.: Просвещение, 2004 (с. 8-31)
30.Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.
Программа и методические рекомендации.-2 изд., испр. и доп.- М.: Мозаика –
Синтез, 2008.- 80 с.
31.Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет:
Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и
методистов.- М.: Мозаика – Синтез, 2007.- 80 с.
32.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь - М.:
Политиздат
33. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении, М.:Просвещение,2002.-
125с